Что всего важнее в жизни христианина и на что менее всего я обращаю внимание – это лакомство, сластолюбие, чревоугодие, многоядение и многопитие, особенно питье сладкого чая и кофе, – всё это крайне расслабляет и растлевает душу и тело, делая их сподручным орудием диавола. Вот вчера я за обедом излишне поел, потом покушал в одном доме малинового варенья и еще в одном доме пил вино, ел семгу, икру паюсную с черным хлебом в довольном количестве, пил сладкий чай (три стакана), а дома поел довольно яблок, и вследствие всего этого – плоть моя бесновалась блудом, а дух был крайне немощен, – надо неотменно распинать плоть со страстьми и похотьми. Да не буду игралищем страстей и диавола. Я согрешил пред Господом, назвав наемником протоиерея Павла Трачевского в слух одному семейству за то, что он боится слово спустить с языка, так что никто не слышит. Прости, Господи! 5 декабря. Благодарю Господа за дивное спасение, явленное мне в прошедший день много раз. 5 декабря. После ранней обедни в Думской церкви. Часы служения были сегодня для меня, по грехам моим, часами скорби и тесноты и великих козней бесовских. Это за мое чревоугодие и пресыщение в пост, ибо особенно вчера и третьего дня я наслаждался с избытком пищей и питьем в гостях, да и раньше того у Гречухиных (а вчера у Ковригина, третьего же дня у Неустроевых). За то немощь души за обедней, боязнь бесовская была крайняя: я был как лист древесный, колеблемый ветром, и не сподобился от Господа избавления во время свое. Особенно чай повредил мне много, расслабив мои внутренности, желудочные нервы. Нравоучение отсюда то, что надо неотложно поститься и чаю сладкого вечером не пить. Думаю, что горе мое происходило и от осуждения протоиерея Павла Васильевича Трачевского накануне, за то оставлен я помощью Божией. Но горько, ужасно горько было душе моей за обедней, особенно после великого входа и после возгласа «В первых помяни», на коих я не мог выговорить имен и молитв, хотя и хотел крайне. Враг посмеялся моему бессилию. После причащения я выговорил вполне и заамвонную молитву, и отпуст. Слава Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Написано на эту тему было много. О. Георгий Флоровский в «Аспектах Церковной Истории» , например, пишет, что новозаветные «писания» были просто инкорпорированы в унаследованную еврейскую Библию как органичное ее восполнение. И только Библия целиком, оба Завета вместе, считалась адекватной записью Христианского откровения. Между двумя Заветами не было разрыва, но – единство Божественной икономии. Христианская весть это не просто провозглашение определенных доктрин, но, прежде всего, свидетельство великих дел Божиих в веках. Св. Иустин в «Диалоге с Трифоном Иудеем» предпринимал попытку доказать истинность Христианства основываясь исключительно на Ветхом Завете. Попытка Маркиона отделить Новый Завет от Ветхозаветных корней встретилась с жестким сопротивлением со стороны Церкви и была осуждена. Флоровский заканчивает эту главу ссылкой на Оригена и свт. Григория Нисского как богословов, в чьих трудах интерпретации Ветхого Завета уделяется огромное внимание . «Те, кто возрастают в познании христианской веры не относятся без уважения к тому, что написано в Законе.  Наоборот, они почитают его, показывая тем самым глубины мудрости и тайны, сокрытой в этих писаниях, которые иудеи не понимают вполне,» — пишет   Ориген, который в контексте нашей темы особенно интересен, так как в своих проповедях на книгу Левита, о которой далее пойдет речь, он неизменно подчеркивает органическую связь, существующую между Христовой Церковью и предписаниями ветхозаветного закона, которые, тем не менее, должны быть рассматриваемы в свете новозаветного откровения – т.е. иначе, нежели они понимались в иудаизме . Итак, чем же объяснялась необходимость послеродового очищения в Ветхом Завете? Левит гл. 12 гласит: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста».

http://pravmir.ru/k-ponimaniyu-znacheniy...

Мозг, по мнению Позова, не вполне адекватный аппарат для проявления души – душа шире этого телесного аппарата. Аскеза утончает мозг, увеличивает его восприимчивость к более тонким колебаниям души. Непроявленная часть душевно-духовных состояний содержится в подсознании. С точки зрения христианской антропологии тело является низшей частью человеческого существа, через потребности и немощи тела человек тесно связан с природой. «Более того, – пишет Ю.М. Зенько, – само тело является частью природы, а через свою телесность человек является природным существом». с. 57] Биологическая природа человека указывает на то, что условиями его существования являются питание, удовлетворение других потребностей тела, определенные константы внешней среды обитания (температура, вода, воздух и Тело наше, говорили святые отцы, – это животно-растительный ЖИВОЙ организм со всеми его отправлениями и потребностями. В христианской антропологии понятия «тела» и «плоти» нетождественны, хотя и близки, а иногда и подменяют друг друга. «Тело» – это внешняя целостность, которую видят другие люди (тело=цело, человек во внешних проявлениях). Тело – организованная форма земной материи. «Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Плоть, сома – «тело смерти» (ап. Павел. Рим.7:24; 8:11 ), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости — жить по плоти — это греховное, земное существование Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – сверхъестественна. Плотскость есть крайняя степень пассивности человека. Плоть немыслима без души. В Писании плоть и душа местами идентичны. Понятие «плоти» часто также значит вообще всякое живое существо, родство по крови, супружеству. Протоиерей Андрей Лоргус замечает, что в библейских текстах встречаются и символические, поэтические метафоры понятий «тела» и «плоть» – «земля», «персть», «прах», «пепел».

http://azbyka.ru/ponyatiya-tela-i-ploti-...

«Тело» – это внешняя цело стность, которую видят другие люди (тело= цело ). Тело – организованная форма земной материи. «Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Нередко под плотью, в Христологии, понимается одушевленное Тело Христа (Тело в соединении с Душой). Далее, Плоть, сома – «тело смерти» ( Рим.7:24; 8:11 ), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости: жить по плоти — это греховное, земное существование. Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – «сверхъестественна». Плотскость есть крайняя степень пассивности человека в отношении исполнения им своего христианского долга (подразумевающего активное, деятельное следование по пути спасения). Поэтому когда в христианской аскетической литературе говорится о войне между духом и плотью, то плоть здесь скорее обозначает страсти и пороки, пусть и связанные с телом, но все же не само тело вообще. «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало бы за нею тело», – учит Марк Подвижник . Нужно ли заботиться о своем теле? Смотря что называть заботой. Подправлять тело на свой вкус, переделывать непонравившиеся части или заменять их искусственными имплантантами, беречь тело только для себя, то есть не рожать детей, побольше отдыхать, физически изнурять свое тело на спортивных тренажерах, но ни в коем случае не на тяжелой работе или в служении ближним, культивировать все телесные желания – все это не является заботой о теле в христианском понимании. Христианское понимание заботы о своем теле прямо противоположное. Во-первых, надо стремиться не переделывать, а максимально сохранять и беречь свое тело, которое дано Богом, как драгоценный дар. Во-вторых, надо беречь его не для себя только, а для своих близких, то есть сохранять здоровье и телесную чистоту для своих детей, для мужа или для жены, для служения Богу и людям. Наконец, необходимо разумно ограничивать свои телесные желания: в развлечениях – чтобы сохранить достаточно энергии и вкуса к труду и заботе о ближних, в пище – чтобы не уподобиться животному, в половой жизни – воздерживаться до брака, чтобы обрести одну единственную, уникальную любовь, а в браке – чтобы учиться беречь и любить своего супруга. Могут ли телесные удовольствия не быть греховными?

http://azbyka.ru/telo

Всё внимание, весь интерес подавляющего большинства европейцев сосредоточен сегодня на достижении максимального комфорта и удобства земной жизни и крайнего потворствования собственным страстям и похотям. А всё остальное считается чем-то туманным и неопределенным, фантастическим даже. Вера отныне — это не более чем частное дело каждого. И именно потому вера и неверие, святость и кощунство — совершенно равноценные для европейцев вещи перед лицом «высшей ценности» свободного мира — безбожной вседозволенности. Личное право — вот тот самый божок, на защиту которого выступили теперь миллионы. Право на грех без наказания, выдуманное утратившим духовное чутье плотским человеком. «Я — Шарли» означает «я — плоть» Тут вопрос можно поставить хоть и провокационно, но по необходимости прямо. А что вообще страшнее: гибель тела или гибель души? Господь отвечает на этот вопрос однозначно: гибель души для вечности неизмеримо страшнее, чем гибель тела. А осуществляется эта вечная гибель именно и в первую очередь посредством греховного соблазна, растления. Так что кощунство, похабная насмешка над верой, тем паче в публичном пространстве, с точки зрения по крайней мере христианской, ничуть не менее страшна, чем выстрелы из автомата. Но вот убийство тела у нас законно запрещено, а убийство души — преступление более страшное, чем убийство тела, — не только считается делом невинным, но ещё и поддерживается и поощряется на самом высоком уровне. Говоря простыми словами — христианскому миру (да и не только христианскому) совершается такой демонстративный плевок в лицо с предложением утереться и помалкивать в тряпочку. Да мы и помалкивали бы, пожалуй, если бы это оскорбление касалось только нас самих. Но это и богохульство, и соблазн для «малых сих». В обоих случаях преступление столь тяжкое, что совершающим его «лучше бы повесили мельничный жернов на шею и бросили в море», чем продолжать им и дальше отстаивать свои «ценности» методами широкого их вещания и продвижения. Потому что в первом случае тело их погибло бы, но душа, может быть, меньше страдала бы в вечности, а во втором она ещё столько успеет натворить и стольких растлить, что никакими слезами потом не омоешь. Но смерть души, судя по всему, для большинства европейцев больше ничего не значит и сама душа больше не представляет никакой ценности в перспективе её вечного будущего. Жизнь души важна только в значении способности её участия в этой земной жизни, участия в крайнем плотоугодии. И в этом состоит главная ценность европейского мира. Если угодно, «я — Шарли» означает «я — плоть», и вопросы духовной жизни для меня не более чем частные вопросы кого бы то ни было.

http://pravoslavie.ru/76668.html

«…Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих» ( Лев.12:2-5 ). Как известно, речь, в данных требованиях, шла об обрядовой, ритуальной нечистоте. Но с заключением Нового Завета между Богом и человеком требования ветхозаветного обрядового закона утратили силу. Сказать иначе, ветхозаветный обрядовый закон был отменен Христом. Что касается возможного истечения кровей у роженицы-христианки, в её обязанности не входило жестко соблюдать ветхозаветный обрядовый закон. А если под нечистотой подразумевать не ритуально-ветхозаветно-обрядовую, а телесную, физиологическую нечистоту, от которой можно избавиться медицинскими и санитарно-гигиеническими способами ранее, чем в сорокадневный период, то правильно ли до сорокового дня после родов считать женщину априори нечистой? Таким вопросом сегодня задается немало верующих. По оценкам исследователей, в первые века христианства положение о ритуальной нечистоте женщины-христианки в послеродовой период как минимум не находило единогласного понимания у отцов Церкви. Напротив, звучали мнения, что «нечистота» ветхозаветных рожениц носила формальный характер, что положение о нечистоте женщин в послеродовой период вошло в закон в целях ограждения ослабленных родами женщин от сексуальных притязаний со стороны их мужей. Вот, что об этом пишет блж. Феодорит Кирский : «Должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Сие нетрудно видеть и в настоящем случае. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки. Но если бы просто дал такое повеление, то мужья не удерживали бы своего похотения; зная же, что родившая нечиста, бегают общения, чтобы и им не сообщилась нечистота. Итак, закон словом «нечистота» угашает пожелание» (блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Левит. Вопрос 14.)

http://azbyka.ru/nechistota

Прошло 30 лет. И вот, уже будучи бабушкой многочисленных внуков (а нужно сказать, что сестры матушки Н. почти все жены священников, а братья – священники, и в семьях много детей), мама матушки Н. как-то пошла с одной невесткой, ожидающей ребенка, в поликлинику. К этому времени при помощи УЗИ (ультразвукового исследования) уже стали определять пол внутриутробных младенцев. И что же она увидела на экране? На экране мама матушки Н. увидела точь-в-точь такого же человечка-головастика, которого видела 30 лет назад в откровении, данном ей Господом, чтобы предотвратить грех детоубийства. Господь показал ей тогда, кто находится у нее в утробе, а сейчас показал ее внутриутробного внука. То, что еще 30 лет назад было сокрыто для глаз, теперь, благодаря прогрессу медицины, стало возможным. Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси! Сейчас практически все, даже ученики старших классов, уже знают, что прерывание беременности (аборт) – это не что иное, как убийство маленького, беззащитного человечка, да еще и самого родного (плоть от плоти своих родителей). В знаменитом фильме американского врача Натансона «Безмолвный крик» при помощи ультразвука мы видим, что во время аборта внутриутробный человечек подвергается буквально казни; он кричит от боли и страха, но крика его не слышит никто. На экране отчетливо видно, как открывается ротик и учащенно начинает биться микроскопическое сердечко. В дореволюционной России за аборт, как за убийство, ссылали на каторгу в Сибирь. В 1920 году Лениным, которого называют московским предтечей антихриста за его явно демонические манипуляции над Россией, были узаконены аборты – впервые на Земле. Весь мир ахнул: на Святой Руси будет законно проливаться кровь невинных младенцев! Один из зарубежных гинекологов, провидя будущее, сказал, что когда аборт будет производиться так же легко, как удаление зуба, наступит крайняя степень нравственного падения людей. И вот в состоянии такого нравственного падения мир существует почти восемь десятилетий. Однако наука уже на протяжении двадцати лет твердит нам, что с момента зачатия в утробе матери появляется уникальная, неповторимая личность, как по своему набору генов, так и по своим психическим и физическим качествам, которой никогда раньше не было и не будет и которая имеет право на жизнь.

http://azbyka.ru/zdorovie/mama-ne-ubivaj...

Прот. Андрей Ткачев: – Где бы вы ни были в этот день, знайте, что в обрезании Христу нарекли имя Иисус. Восьмой день от рождения – это день наречения имени. Имя Иисус – это божественное имя Иишуа – Бог Спаситель. Это имя Господа, которое было дано Ему и отцом, и Матерью. Ангел сказал Иосифу, когда родит Мария сына, назовешь Его Иисус. И Матери отдельно сказал: родишь Сына, наречешь Его именем Иисус. Это имя Спасителя – божественное, святое, сильное. Таким образом, это, в принципе, день Иисусовой молитвы, то есть, молитвы именем Иисуса Христа, так как в этот день имя Спасителя открылось миру. Это день, в который железо впервые коснулось тела Иисуса Христа. Его крайняя плоть была обрезана – ребенок плакал, кровь лилась. Но для нас это время Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного…». Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день памяти Василия Великого, Обрезания Господнего – в день дарования миру имени Спасителя – Иисус из Назарета. Поэтому на Василия Великого, в старый Новый год читайте Иисусову молитву. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/obrezanie-gospodne-str...

Французы стоят в очереди за новым выпуском «Charlie Ebdo»      Новый, трехмиллионный выпуск богохульного журнала «Шарли Эбдо», полностью посвященный высмеиванию религии, вышел в день, когда Православная Церковь праздновала Обрезание Господне, и это кажется весьма примечательным. Апостольское чтение этого дня настолько актуально, что уместно будет привести небольшую выдержку: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2: 8-11). И может быть, « Шарли » — это символ той самой крайней плоти, к отсечению, обрезанию которой всех нас призывает Господь. Символ безбожной, плотской жизни. И в то время как во всех православных храмах возглашалось торжественно: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!», в это же самое время миллионы «просвещенных» европейцев стояли в очередях за свежим номером «Шарли Эбдо», чтобы сознательно засвидетельствовать и подтвердить свою приверженность главной ценности свободного мира — праву на грех. А если так, то это выступление, этот «марш единства» в Париже и есть то самое «совлечение греховного тела плоти», о котором говорит апостол. Окончательное и сознательное отделение закона человеческого от закона Божиего частью людского сообщества. И в этом разделении, кажется, нет ничего нового и необычного. Это совершенно совпадает со словами Господа о том, что Он не мир принес на землю, а меч разделяющий. И меч этот есть слово Божие. Принимающие его по одну сторону, отвергающие — по другую. Манифестации солидарности во Франции      Мы не поддерживаем безумную ненависть и убийство. Как ни странно звучит, это обратная сторона той самой вседозволенности, за которую ратует сегодня восставшая в едином порыве Европа. Вседозволенность либеральная, а обратная сторона её — вседозволенность ваххабитская, и обе эти стороны одной вседозволенности составляют единую идею — самообожествления. Потому что то, что творят радикалы-фанатики, на самом деле не есть выражение Божией правды, но выражение того «бога гнева», которого они создали в своем воспаленном воображении. У либералов свой «бог» — сластолюбие, и этого «бога» они так же создали в своем воображении. Как в том, так и в другом случае это иллюстрация того, что случается с человеком, утратившим действительную связь и единство с действительно Сущим и Благим Богом, сотворившим этот мир и желающим, чтобы все люди приобщились Его благости, освятились. Сделались подобны Ему в любви, святости, чистоте и милосердии.

http://pravoslavie.ru/76668.html

Моя душа бессмертна – в этом ее великое достоинство. Весь этот суетный и тленный свет, со всем, что в нем нам нравится, чем мы дорожим, имеет конец. Преходит бо образ мира сего ( 1Кор.7:31 ). Скоро или не скоро – всему будет конец. Всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный: изше трава, и цвет ея отпаде (Же. 40:6–7). Одна душа бессмертна; она одна всегда живет, никогда не умирает. Какая же польза человеку, какая выгода, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? О, если б эта святая истина всегда пребывала в нашем уме и в нашем сердце! Если бы мы всегда помнили, что, погубив душу, мы погубим ее навсегда-навсегда! Заключит ее Судия праведный во ад и не отопрет сей темницы никогда-никогда! О, душа моя, душа моя! Пусть лучше сокроется хоть сейчас же весь грешный мир со всеми его красотами, со всеми прелестями, от очей моих, лишь бы ты осталась у меня цела! И что такое этот мир, эта жизнь земная? Ночное привидение – не больше. А ты ведь прекраснейшее Божие создание, потому что ты у меня одна, ты бессмертна, и если я потеряю тебя, то потеряю навсегда. Но зачем мне терять тебя? Ведь ты моя, ты мне принадлежишь, а кто не ценит своей души в тысячу раз дороже всего этого суетного и тленного мира, тот или не имеет ее, или не достоин ее иметь!.. Распятый мой Иисусе, Сыне Бога живого! Дохнул Ты дыханием Своим для создания души моей; пролил кровь Свою для искупления ее, установил купель божественного крещения для ее обновления, определил другое крещение – покаяние для ее очищения, приготовил трапезу пречистых тайн Твоих для ее питания, создал здесь Церковь для ее освящения, а там – рай для ее блаженства, сделал все, что только могла сделать крайняя благость Твоя ко спасению этой души, а мы не делаем ли все, что только может сделать крайняя злоба наша на погибель ее?! Не допускай же нас до этой погибели, вечный Женише душ наших, не допускай! Пусть лучше мы все потеряем, да только душу сбережем, и если мы сбережем ее раз, то уже сберегли навсегда. Ибо кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, и отщетит душу свою?.. Да соблюдем же ее благодатию Твоею для Царства Твоего. Аминь. Читать далее Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010