Если после нас остаются дурные внуки, невоспитанные дети, это и означает: недобрая старость В это время в семье Авраама бегал мальчик, которого звали Исав. Он был юный (15 лет). Исав и Иаков – это дети Исаака, сына Авраама. Евреи говорят: «Исав – о, он был миленький, кошерный, хорошенький мальчик! Разбирался в вопросах дозволенного и не дозволенного. Он еще не успел испортиться! А вот если бы он испортился и дедушка Авраам видел это – это была бы уже недобрая старость !» То есть если мы умираем и после нас остаются дурные внуки, невоспитанные дети, вот это и означает: недобрая старость. Но если мы умираем и нас хоронят наши близкие с молитвой, с благоговением, с усердием – это добрая старость, которой можно ожидать для каждого человека. Как я уже говорил, если Библия называет возраст человека, она хочет его похвалить. Например, когда в Библии говорится об обрезании Измаила, сына Агари, сказано, что ему было 13 лет (см.: Быт. 17: 25). И комментаторы задавали вопрос: а зачем Моисей уточнил, что ему было именно 13 лет? чему это может нас научить? В 13 лет он мог испугаться того, что происходило, он мог убежать – обрезывали всех мужчин! Но он, как взрослый, встал в очередь, и Авраам совершил над ним обрезание. И чтобы похвалить его, дается вот это уточнение: «был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» (Быт. 17: 25). Так что каждая цифра Писания и каждые буква и слово имеют для нас огромное значение, как и сказал Христос: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все – сравнением с этой буквой ( ) показывается, что даже то, что в законе кажется самым малейшим, исполнено духовных тайн и все будет сжато повторено в Евангелии», – пишет блаженный Иероним . В какого бога веруешь? Авраам И Аврам – а это был человек, которому было предсказано, что благословятся в нем все племена земные, – выходит из Харрана. В Книге Бытия Аврам – родоначальник евреев, первый еврей , вместе с отцом Фаррой, женой Сарой и племянником Лотом отправился в Ханаан (см.: Быт. 11: 31).

http://pravoslavie.ru/99067.html

Научает нас вера, что оное соединение двух естеств стало быть Ипостасное, или личное, то есть, что, как по обоим естествам Он Богочеловек, так и по единой Ипостаси, Он Божие Слово, из обоих, и в обоих научаемый, как богословствует Великий Афанасий несмесно, непреложно, нераздельно; не Богоносец человек, но плотоносец Бог. Научает нас вера, что сие Божие Слово восприяло от самыя Девы тело истинное; но тело абие истинное, тело абие совершенное, не помалу членами воображшееся, упоминает великий Василий в слове на Рождество Христово; ибо не по общему естеству плоти составление быстъ Господеви. Восприял Он душу, однако душу совершенную, то есть с умом и хотением: вкупе плоть, научает Святый Вселенский шестый Собор епистолиею Софрониевою, вкупе плоть, вкупе Бога Слова плоть, вкупе плоть воодушевленнословесная, вкупе Бога Слова плоть воодушевленнословесная 65 . Научает нас вера, что сего-то ради рождается от Девы, и тоя неискусомужныя; ибо так подобало тому единородному Сыну, рождаемому без времени от единого токмо Отца на небеси, рождаться во время от единыя только Матери на земли, быть Сыну единого токмо Отца, якоже едина токмо есть и Матерь. О глубина богатства, подтверждаю я паки, и премудрости и разума Божия! Сей есть первый пункт того дела, которое книга Рождества Иисус-Христова в себе содержит, то есть, каким образом приял Бог человечество! Вторый пункт, для чего Он приял человечество?... Здесь паки отверзается другая бездна преславных чудес, яко Христос Иисус, упоминает Павел, прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмъ аз 66 . Велико чудо, слышатели мои, приять Богу человечество! Здесь видится крайняя Божия премудрость и сила. Большее же чудо, приять Богу человечество для спасения человека! Здесь видится крайняя Божия благость и любовь. Человек за преступление Адамово учинился отступником Божиим, сыном Божия гнева, рабом греху, пленником диаволу, наследником вечныя муки. За человека не было ходатая к примирению его с Богом. Человеку была заперта дверь Царствия небесного, и погублена надежда спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Вся сила, и характер, и хитрость искушений диавольских относительно людей состоит в том, что он прельстил и прельщает, подстрекал и подстрекает людей любить мир и то, что в мире: суетную мудрость мира сего, богатство, славу, знатность, сладости земные, – и отвращаться Бога и горнего Царствия и блаженства; любить суетные вещи земные, заботиться о возможно большем их изобретении и приобретении и презирать душу и её истинные потребности; любить плоть, её здоровье, цвет, красоту, тучность, сладострастие плоти и ненавидеть душу, то есть добродетель, забывать бессмертие души, её первообраз – Бога, чтобы она не думала о бессмертии и о пути, ведущем к бессмертию, о Боге и о соединении с Ним. Блаженны святые угодники Божии, презревшие мир и возлюбившие Бога, презревшие плоть и прилежавшие о душе, вещи бессмертней. Жалки мы, окаянны мы, любящие мир и его суетные блага, лелеющие плоть и презирающие душу! 5 мая. Среда. Отдание Пасхи, вечер, 12 часов ночи. Когда я шел сегодня из дому ко всенощной, в душе моей была крайняя теснота и раздражительность, особенно когда я увидел много нищих, ждущих меня по дорогам и преследующих меня, и огорчился на них в сердце, велев идти в Думскую церковь ; в церкви пред всенощной усердно молился, и всё теснота давила меня, так что только при чтении светильничных вечерних и утренних молитв сердце мое согрелось и умилилось. На литии была теснота и окружали страхи бесовские душу мою бедную; у Господа вымолил мир. Пред всенощной был дождь, а в дождливую пору я бываю особенно раздражителен. Крепит желудок от ухи, ершей, жаркого из рыбы с постным маслом, чаю постного с булкой. Спал, не гуляя на свежем воздухе, – все вместе неблагоприятно. (Фотография не есть ли идольское капище, в котором вы видите живых идолов, обоготворяющих себя.) Замечательно, что когда вчера, идучи от всенощной, я подавал в простоте милостыню нищим по их желанию, тогда отпала от сердца моего теснота, и мне стало легко; благодать Божия оживила меня. Тяжело мне было, когда я молился о старосте Сидорове Николае; приходил он потом в алтарь и долго копался у запрестольного креста! Апостол взял, то есть книгу в серебряном окладе, и унес из алтаря. Считает себя вправе входить в алтарь за делом и без дела и во время богослужения. Ради духа спокойствия молчал. 6 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Заблудший : Крест есть позорная шибеница или плаха, придуманная для казни злодеев, а потому чествовать плаху неуместно и смешно. Православный : Плаха и меч являются неприятным и ненавистным орудием только для злодея, на которого, за его собственные преступления, эти орудия обрушиваются своим разрушительным действием; для невинных граждан эти орудия, напротив, служат охраной и защитой. Притом крест, который послужил делу спасения всего рода человеческого, есть не простое, но особенное орудие; поэтому крест, как орудие ставить рядом с обыкновенными орудиями невозможно. А потому, что неуместно по отношению к обыкновенной плахе, то может быть уместным по отношению к особенной плахе – Христовой. Для блага человечества божественный Промысл неоднократно избирал средствами и знаками божественной милости Своей именно такие предметы, которые в обыкновенном мнении людей считаются мерзкими и презренными, напр. «медная гадина» ( Чис. 21:8 ), крайняя плоть ( Быт. 17:11 ). Поэтому мы не должны удивляться, если для св. дела искупления человечества божественная Премудрость избрала позорное орудие –крест. «Благоугодно было Богу юродством проповеди (относительно креста) спасти верующих» ·( 1Кор. 1:21–25 ). Как в ветхозаветной жизни получили благодать Божию и спасение только те люди, которые приняли юродство проповеди об обрезании, медном змее и др., так и в новозаветной жизни спасение могут получать только принявшие юродство проповеди относительно чествования креста Христова. Заблудший : Крест есть та позорная шибеница, на которой враги бесчестно убили Господа Христа. Как нельзя чествовать плахи, на которой злодеи убили моего отца или благодетеля, так нельзя чествовать креста, на котором враги убили Христа. Крест заслуживает не чествования, а поругания. Православный : Настоящее возражение покоится на извращенном понимании самых искупительных страданий Богочеловека. Самое распятие Спасителя представляет славу, затмившую собою всякое бесчестие: Свои страдания Сам Иисус Христос неоднократно называл прославлением (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Крайне мало или нет в нас вовсе любви Божией, ибо только нам представится повод ко греху, напр, плотскому сладострастию или к неприязни, ненависти, зависти, непокорности – мы тотчас увлекаемся, блазнимся лицом красивым или некрасивым, и любовь к Богу и ближнему разлетается в прах, является в нас крайняя непоследовательность, нелепица мыслей и чувств, и расположений сердечных. Если ты любишь Бога, то люби всегда непрестанно, не отпадая от Него ни на минуту, тоже и о ближнем разумей! Как глуп грех ! Как несмысленно – глупо сердце наше, непостоянное, колеблемое ветром вражиим. По плоти мы ходим, а не по духу! О плоть многострастная, враждебная Богу и душе моей! Ты непрестанно усиливаешься разлучать меня от Бога чрез тленные плотские страсти, особенно чрез самолюбие, плотоугодие, сладострастие, гнев и злобу, зависть, леность и неверие. Ты имеешь дружбу со своею многострастною плотью, – этим гнездом дьявольским, а нужно объявить ей беспощадную войну, всем ее прихотям и страстям, ибо чрез пристрастие к ней враги невидимые непрестанно окрадают нас, наше спасение, и господствуют нашим умом, сердцем, памятью и воображением. Люди дремлют и спят духовно, в наслаждениях своих – в погоне за корыстью и почетом, – спят долго телесным сном, и расслабляют тем свои сердца, делаются ленивыми и неподвижными на молитву и благодарение Богу. Люди забывают о своем бессмертии по душе и живут, как временные, как путники; забывают каково будущее бессмертие – мучение, или блаженство, и все живут нерадиво, беззаконно, следуют только законам здешней временной жизни. Человек плоти и крови и думает только о чреве, о наживе, об увеселениях, о прибыли, о процентах, о доходах; только и живет в земном, тленном, исчезающем, подобно дыму и праху. Боже мой, как нас губит враг через нашу жадность к вину! Пьяные часто лежат на дорогах, как бревна. Где разумная душа, созданная по образу и по подобию Божию? Где вера во Христа? Где чаяние второго пришествия и страшного суда Христова? Где мудрствование о горнем? Где дух Христов, дух воздержания, чистоты и целомудрия, благости, кротости и смирения и чаяния Горнего Царства? Нет ничего. Жаль человечество. Господи, даруй мне совершенно возненавидеть жадность к пище и питью, столь много причиняющую душевный и телесный вред людям Твоим!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прп. Исаак Сирин в афонской миниатюре 1389 г. – еще один вариант совершенно того же образа и типа, духовного, психологического и физиогномического. Однако нюансы другие, и обусловлены они уже иной эпохой (хотя прошло всего 50 лет!). Во второй половине XIV в. исихазм стал доминировать не только в монашеской среде, но и во всей церковной жизни Византии. Отсюда в образе прп. Исаака спокойствие, утвердительность, даже торжественная представительность. О портрете отшельника и мистика как-то нелепо сказать, что он репрезентативен. И все же некоторый оттенок этого явно есть. Во всяком случае, образ выглядит триумфальным. Равно как триумфальными в это время стали идеи монашеской аскезы, да и самой монашеской жизни. Отсюда же и учительный, проповеднический тон в образе прп. Исаака. Его неслучайно, видимо, захотели изобразить как пророка, со свитком в левой руке, с жестом благословения и одновременно приятия благодати – в правой. Не смиренный пустынник, каким он был, но пророк. Акцент совсем другой; некоторое искажение исторической памяти, зато торжество византийской духовности, причем самой мистической ее ветви, растущей из раннехристианского древа отшельнических пустынь. И все это почти в самом конце существования Византии, незадолго до ее краха. Как будто прозрение в старости, откровение в конце жизни. Не нужно думать, что сами образы пустынников непременно предполагали столь аскетический художественный портрет. Отнюдь нет. Все зависело от атмосферы времени, от эпохи и отчасти от среды, где создавался такой образ. Вспомним, например, красивых, благообразных старцев во фресках Милешева (до 1228 г.) 19 , с крупными, эффектными лицами, шелковыми волосами и бородами, нежным цветом лица, розовым и красным румянцем. Излучаемые ими бодрость, сила, энергия, мужество совершенно естественны в атмосфере балканской культуры XIII в., однако весьма далеки от сурового, мистически вдохновенного пустынножительства ранних христианских веков, ожившего в XIV в. Следующие по времени образы такого содержания – это создания Феофана Грека, фрески в церкви Спасо-Преображения в Новгороде (1378 г.) 20 (илл. 9, 10). Тот же строгий, отрешенный тип. Та же суровая аскеза. То же состояние духовидческого созерцания. Та же крайняя грань византийской духовности, что и во всех предыдущих описанных случаях. Не буду перечислять все особые (по отношению к традиции византийской живописи) художественные приемы, с помощью которых создается Феофаном такой художественный результат. Они хорошо известны. Вот только три из них, наиболее поразительные. Темная коричневая гамма, далекая от многокрасочности мира и напоминающая пески и скалы отшельнических пустынь Сирии и Египта. Аналогичная ей – в афонской миниатюре с прп. Исааком Сирином 1389 г. Божественные энергии, одухотворяющие плоть и форму внезапными, как Божий дар, вспышками света. Белый цвет в глазницах, придающий взглядам надмирность, мистическую полноту видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Сохранились и др. свидетельства исключительной заботы П. о почитании реликвий и мощей святых. В нач. XX в. в кипарисовом шкафу внутри алтаря оратория Сан-Лоренцо в ц. Санкта-Санкторум были обнаружены 3 драгоценных реликвария, произведенные, судя по надписям на них, по повелению П. (в наст. время хранятся в Музеях Ватикана, где выставлены в капелле мч. Петра): 1) крест, украшенный смальтой, с частицей Древа (Vat. Museo Sacro. N 61881); на кресте изображены 7 сцен священной истории (от Благовещения до Крещения Господня); 2) изготовленная специально для креста серебряная ставротека (Ibid. N 1888) с изображениями Христа на троне, 2 ангелов и предстоящих апостолов Петра и Павла; 3) шкатулка в форме креста (Ibid. N 985), также предназначенная для помещения в нее украшенного драгоценными камнями золотого креста, в к-рый были вложены частицы Древа, и, возможно, пуповина (umbilicum) и крайняя плоть (preputium) Младенца Христа; украшена изображениями 17 сцен священной истории (Причащение апостолов, Брак в Кане, Христос среди учителей в храме, Явление Христа апостолам, Мироносицы у гроба, Явление Христа ученикам на дороге в Эммаус, Схождение во ад и др.). Поскольку в надписях говорится о приношении этих даров Пресв. Деве Марии, возможно, предметы изначально были изготовлены для базилик Санта-Мария-ин-Домника или Санта-Мария-Маджоре. В сер. XVIII в. при перестройке алтарной части базилики Санта-Мария-Маджоре был обнаружен реликварий, который приняли за ясли Христа (Praesepe); вероятно, он был помещен там по повелению П. (подробнее о реликвариях см.: Thun ø E. Image and Relic: Mediating the Sacred in Early Medieval Rome. R., 2002). Деятельность П. по украшению церквей и распространению почитания мощей была тесно связана с его борьбой против иконоборчества , в тот период не только господствовавшего в Византии, но и активно распространявшегося на севере Италии. В 817-818 гг. к папе за поддержкой обращался прп. Феодор Студит ( Theod. Studit. Ep. 271-272// Idem. Epistulae, 1992. Bd. 1. S. 399-403).

http://pravenc.ru/text/2579157.html

Эта человекообразная форма говорит о прекращении богоявления. Обрезание Авраама и Измаила Быт.17:23 . И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Замечание бытописателя, свидетельствующее о быстром и неуклонном исполнении Авраамом божественного повеления, само, в свою очередь, говорит о силе послушания и пламенности веры патриарха, которые не знают промедления и затруднения ( Иак. 2:22–24 ). Существовал ли где-либо до сего времени этот довольно мучительный обряд (напр., у египтян, на что особенно любят ссылаться рационалисты) или он только впервые вводится здесь Богом – трудно решить окончательно; одно только несомненно, что у евреев его в данный момент не было, и что он возник у них с совершенно особенным характером, резко отличающим его как по внешности, так и еще больше по духу, от аналогичных с ним религиозно-бытовых обрядов, практиковавшихся у других народов древности. Быт.17:24 . Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Отмечая это важнейшее событие в жизни Авраама, священный историк, по обычаю, указывает и его хронологическую дату, которая тем более поучительна, что свидетельствует о выдающейся силе веры патриарха, если он в такой глубокой старости решил произвести над собой эту мучительную и опасную операцию. Быт.17:25 . А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила и других магометанских народностей – обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста. Быт.17:26–27 . В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. Заключительные стихи представляют собой повторение вышесказанного – прием, довольно обычный в Библии в тех случаях, когда идет речь о каком-либо особенно важном деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первый раз закон об обрезании Бог определял тогда, когда говорил Аврааму: „ты же завет Мой соблюди, – ты и семя твоё после тебя в роды их; и вот завет Мой, который завещаю между вами и Мною, и между семенем твоим после тебя в роды их: должен обрезываться всякий мужеский пол, и вы должны обрезывать крайнюю плоть вашу, – и будет (это) в завет между Мною и вами, – и —154— дитя ваше всякое мужеского пода должно быть обрезываемо в осьмой день“ ( Быт.17:9–12 ). Определив закон об этом и постановив, что они непременно должны обрезывать крайнюю плоть, Он не безвредным объявляет преступление этого закона, представляя это дело прообразом важнейшего таинства. Поэтому вслед затем Он говорит: „и будет завет Мой на плоти вашей в завет вечный: а необрезанный мужеский пол, у которого не будет обрезана крайняя плоть его в осьмой день, – истребится душа (его) от семени (рода) её, потому что завет Мой нарушил“ ( Быт.17:13–14 ). Поэтому божественный Павел утверждал, что обрезание дано было патриарху как бы в качестве знака некоего и печати веры в необрезании ( Рим.4:11 ): целью его и величайшим старанием, как оказывается, было – доказать, что призвание и оправдание через веру преимуществует и предшествует пред всем уставом закона (Моисеева). Этим он как бы устыждал Израильтян и убеждал оправдание через веру считать не преступлением закона, но напротив – возвращением к тому, что было искони и прежде всякого закона. Но применив значение этого рассуждения к полезному и нужному в настоящее время, он оказывается знающим также и другой некий образ обрезания. Так, советуя Иудеям отучиться от обычной своей похвальбы плотью, он пишет опять: „ибо не кто в яве (по наружности), (тот) Иудей есть, и не (то, которое) в яве (наружности), обрезание, но в тайне (внутренне) Иудей и обрезание сердца в духе, не букве, коего похвала не от людей, но от Бога“ ( Рим.2:28–29 ). И действительно, разве этим он не убеждает их перейти наконец к другим воззрениям на это (обреза- —155— ние), – и разве не желает, чтобы они не полагали, что обрезание дано праотцу (Аврааму) только как „печать веры в необрезании“ ( Рим.4:11 ), но разумели о нём и нечто большее и духовное? Итак, надлежит исследовать и тщательно рассмотреть, какое это обрезание в духе, – чего символом служит обрезание, совершаемое во плоти, – и по какой причине человек обрезается не во всякий день, какой придётся, но только в осьмой? Никто конечно не усомнится в том, что если наше назначение состоит в стремлении к соединению с Богом через посредство Христа, то для этого подобает наперёд очищаться и всячески освящаться тем, кои через веру восходят к единению со всесвятым Владыкой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Разграбят» – так поступает войско победителей с побежденными ( Чис.31:9 ): берут, что хотят. Побежденный грехом – беспомощен. Хуже, что для него и сирот его нет милости: Пс.108:12             да не будет простирающего милость для него,                         и да не будет милующего 520 сирот его. В стихе высказаны две мысли. Во-первых, отрекшийся от всякого сострадания и милости, ни в ком не обретает для себя покрова милости; первым таким был первоубийца Каин. Однако Каин имел охранение от Каиновой печати: нельзя бить Каина и детей его ( Быт.4:15 ). 521 Во-вторых, о сиротах. Жены из рода Каина рождали детей сынам Божиим, от которых (формально) шло родство ( Быт.6:4 ). Однако реальное родство – по духу – стало передаваться через матерей. Каин, какой-никакой, был отец, но родство пошло от матери. Эти дети каинитянок и сынов Божиих формально не происходили от Каина (осиротели от праотца Каина), однако они были каинитами по духу. Это потомство предпотопных исполинов уже не имело на себе никакой защиты, даже Каиновой печати. Это генерация была полная безотцовщина – «сироты»: до них не достигает «милость» Божья («да не будет милующего сирот его»), они подлежали полному истреблению (в Потопе) 522 . «Сиротами» можно назвать тех каинитов, которые не имели на себе «Каиновой печати» (защиты, данной праотцу Каину) – «да не будет милующего сирот его». «Потомство» Каина возродилось как духовная традиция 523 , которая полностью созрела ко времени Пришествия Мессии – «книжники и фарисеи». Об этом следующий стих: Пс.108:13             да будет потомство его – отсечено,                         в поколении последующем – сотрется имя их. «Отсечено» – отсечь (карат) от источника жизни – одна из форм истребления. Глагол карат (отрезать) употребляется также в сфере священнодействий: 1) «заключать» завет ( Быт.15:18 ); 2) «обрезать» крайнюю плоть ( Исх.4:25 ). О тех, кто не был обрезан, сказано: «отсечется душа та от народа своего» ( Быт.17:14 ). В ветхозаветной Церкви у кого не отсечена крайняя плоть, тот сам будут отсечен от народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010