Нечто похожее мы видим, например, при Благовещении, когда Архангел Гавриил «был послан от Бога» возвестить Приснодеве Марии Благую Весть: «…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» ( Лк. 1:31-32 ). В ответ Мария спрашивает: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк. 1:34 ). На что Архангел Гавриил отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1:35-37 ). И тогда Мария смиренно произносит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). В этих словах Марии звучит бесконечное доверие Богу и полное послушание Ему. Это для Нее гораздо важнее, чем наша потребность сначала все для себя уяснить ограниченным после грехопадения умом, а потом уже, возможно, действовать. Авраам тоже сразу после обетования наследника —  Исаака ( Быт. 17:16 ), несмотря на свое удивление и внутренний смех, вверяет свою жизнь Богу и действует без промедления: «И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним, обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников» ( Быт. 17:23-27 ). Среди современных богословов (например, у митрополита Сурожского Антония) есть мнение, что колебания в вере могли быть даже у Иоанна Крестителя. Когда он был схвачен и посажен в темницу, его посетили сомнения: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» ( Мф.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

О тех же, кто «злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои» ( Пс. 72:8–9 ), как делают еретики, следует сказать, что они с нечистыми и необрезанными устами. Но тот чист и обрезан, кто всегда произносит слово Божье и изрекает звуки истинного учения, подкрепленного евангельскими и апостольскими примерами. Таким образом, и обрезание уст дано Церковью Божьей в этом смысле. 6 . Теперь же, как мы и обещали, рассмотрим, как должно понимать обрезание крайней плоти. Все знают, что орган, который имеет крайнюю плоть, служит естественной функции совокупления и чадородия. Поэтому если кто-либо не причиняет беспокойства в отношении побуждений подобного рода, не выходит за рамки, установленные законом, не знает другой женщины, кроме своей законной жены, и совокупляется с ней в определенное законом время исключительно с целью деторождения, то про такого сказано, что его крайняя плоть обрезана. А не обрезана крайняя плоть у того, кто отдается сладострастию и всюду ищет разнообразных и беззаконных ласк и без удержу бросается в каждый водоворот вожделения. Но Церковь , укрепленная благодатью Христа, распятого за нее, воздерживается не только от беззаконных и нечестивых лож, но также и от законных и дозволенных и цветет, словно девственная невеста Христа, с чистыми и целомудренными девственниками, имеющими истинное обрезание крайней плоти и хранящими в своей плоти истинный и вечный завет. Нам осталось рассмотреть обрезание сердца. Если кто-либо сожигаем непотребными желаниями и постыдными страстями, одним словом, прелюбодействует в сердце своем ( Мф.5:28 ), таковой есть «необрезанный сердцем» ( Иез.44:9 ). Но «необрезанный сердцем» также тот, кто хранит в уме своем еретические воззрения и приводит в своем сердце богохульные утверждения против знания о Христе. Но тот обрезан в сердце, кто в искренности сознания отстаивает чистую веру, о котором можно сказать: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). И я дерзну сходным образом кое-что добавить к сказанному пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Этим самым он бросал вызов этим людям, он им как бы говорил: «Вы хуже язычников! Вашу веру надо всю обновить! Никакие вы не дети Авраама! Вас заново надо крестить!» Так, по-моему, отец Андрей Кураев предложил подобный тезис, что Россия нуждается во втором крещении, то есть в обновлении обетов святого Православия. И вот как раз с установлением обряда обрезания начинается вхождение не только урожденных евреев в народ Божий. Каждый человек из другого народа, если он хотел присоединиться к верующим в единого Бога, проходил через обрезание. И этот обряд, как мы прочитали у апостола Павла, прообразовывал собой крещение. Сказано: «Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его» ( Быт. 17:24 ). Когда в Писании указывается возраст человека, как мы ранее уже говорили, это всегда делается для того, чтобы его похвалить. В семьдесят пять лет он оставляет страну свою, родство свое, дом отца своего, а в девяносто девять лет над ним совершают обрезание! Смотрите дальше, кого хвалит Писание: « А Измаил, сын его (здесь опять в качестве похвалы Писание называет его сыном Авраама, – О. С.), был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его » ( Быт. 17:25 ). Писание похвалило Измаила за то, что он не уклонился, не убежал от обрезания. Видя то, что сделали с отцом, он, тринадцатилетний мальчик, осознано сам пошел, и над ним тоже совершили обрезание. И сказано: « В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его » ( Быт. 17:26 ). Это напоминает некоторые тексты из Книги Деяний святых Апостолов, где говорится, например: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим… уверовали и крестились» ( Деян. 18:8 ). Или еще: «Когда же крестилась она и домашние ее…» ( Деян. 16:15 ). И вот когда Авраам пережил обрезание, то и сын его, и дом его, то есть все мужчины, которые были там, обрезались вместе с ним, и над всеми женщинами, скорее всего, был совершен обряд микве в знак полной перемены жизни. Теперь все они будут жить по другим законам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Плотскость есть крайняя степень пассивности, когда живет не человек, а живет воплощенный в нем грех. Деление людей на плотских и духовных восходит к апостольским временам. Духовность умерщвляет плотскость и освобождает от рабства плоти. Св. Григорий Палама писал: «Потому что как у одержимых чувственными, гибнущими наслаждениями сила душевного желания вся целиком опустошается в плоть, из-за чего они полностью становятся плотью, и Божий Дух, по Писанию, не может жить в них, так у восходящего к Богу и привязавшихся душой к Божией любви даже плоть, преобразившись, тоже возвышается и тоже вкушает общение с Богом, сама делаясь Божиим владением и местожительством и не имея уже ни затаенной вражды к Богу, ни противного Его Духу желания» с. 50]. Есть еще такая разница между «телом» и «плотью», что плоть (саркс) как сома в состоянии греха погибнет, а тело – то, что воскреснет Особенное и самое существенное в христианской метафизике есть учение о воскресении в теле, это значит, что посмертное преображение человека не устраняет начала телесности, хотя и преображает ее. Для жизни в Боге духу человеческому нужно и тело, которое есть, по слову ап. Павла «храм Святого Духа, живущего в нас» ( 1Кор.6 ). В антропологии ап. Павла тело является мистическим объектом человеческого бытия – либо «чистым и духовным», либо «смертным и греховным». «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:23 ) — говорил ап. Павел. «Сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). О прославлении тела писал и св. Климент Римский : «Да спасется во Христе целое наше тело». с. 86] Плоть удостаивается величайшей чести – быть живою скрижалью Духа Божия: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2-3 ). Боговоплощение и Рождество Иисуса Христа мистически преображает человеческую телесность, пишет отец Андрей Лоргус. Человеческая телесность становится обоженной и одухотворенной через Крещение и церковные таинства

http://azbyka.ru/ponyatiya-tela-i-ploti-...

Еще один интересный пример – перевод понятия церковь на дунганский язык. Там, где речь идет о множестве верующих, решено было переводить его как «верующие в Иисуса люди», а там, где они представали как единое целое – как «религиозное собрание». А при переводе на кумыкский было решено различать старейшин как уважаемых пожилых людей, традиционно играющих важную роль в обществе ( тамаза) и как пресвитеров, т.е. руководителей христианских общин ( юлбашчы, букв. ‘руководитель’). На практике решение обычно достигается путем компромисса. Если найдено хорошее слово или выражение для того или иного понятия, но оно не во всех контекстах звучит естественно и понятно, можно в отдельных случаях уточнять его, добавив какие-то определения или соответствующим образом уточнив контекст. В ЯП может быть и несколько слов или выражений для передачи одного слова оригинала, но при этом важно, чтобы их использование не было хаотичным. Связано это прежде всего с тем, что концепты в языке оригинала (ЯО) не всегда однозначны, а точнее сказать, они образуют свою целостную систему, отличающуюся от системы понятия ЯП. К примеру, понятие плоть (евр. , греч. σρξ) весьма многозначно. Понятно, что всё, названное этим словом, так или иначе будет присутствовать практически в любой картине мира, но называться эти явления и понятия могут очень по-разному. В Библии плоть – это вообще всякое живое тело (Быт 6:17), и тело конкретно человеческое (Мк 14:38), и часть этого тела (крайняя плоть, Быт 17:11), и мясо (Втор 32:42), и родство (Быт 2:23), и человеческая природа в целом (Рим 3:20), и темные, греховные стороны этой природы (Гал 5:17). Это лишь самые основные значения этого слова, и вполне понятно, что, передавая его одним и тем же словом, переводчик в значительной мере обрекает читателя на непонимание. С другой стороны, если переводить это слово целым десятком других слов и выражений, может быть утрачена внутренняя связь этих понятий, ведь перед нами не просто омонимы (лук как растение и как оружие), но комплекс тесно связанных меж собой представлений, и не всегда понятно, где проходит граница между ними.

http://bogoslov.ru/article/2560301

Только крайняя испорченность человеческой природы может сделать родителей холодными и равнодушными к своим детям. Таких родителей обличают и нера­зумные животные: и они любят своих детей. Как же недостойно разумных родителей не любить своих детей! Впрочем, не довольно того, чтобы родители любили своих детей: необходимо, чтобы они любили своих де­тей как должно; чтобы любовь их не выражалась беспорядочно, слепо, по влечению только чувства. Родители беспорядочно или слепо любят своих детей, когда, увлекаемые чувственною любовью, не подчиняются здра­вому рассуждению, и по чувству этой любви обращаются с детьми, пренебрегая их высшее назначение. Так не­правильно любят своих детей, когда позволяют де­тям своевольничать потому только, что не хотят оскор­бить их; например, отдают им на произвол учиться или не учиться; идти в училище, в церковь , или бе­гать по улице; терпят их непослушание и шалости, или наказывают слишком снисходительно; в слух детей высказывают свое неудовольствие против учителя, если он по-своему долгу наказывает их. Такие родители должны внимать советам премудрого: любяй сына своего, говорит он, участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуяй сына своего, насладится о нем, и посреде знаемых о нем похвалится ( Сир.30:1,2 ). Конь неукрощен свиреп бывает: и сын самоволен продерз будет. Ласкай чадо, и устрашит тя, играй с ним, и опечалит тя. Не смейся с ним, да не поболиши о нем, и на последок стиснеши зубы твоя. Не даждь ему власти в юности, и не презри неведения его ( Сир.30:8–11 ). 2. Любовь родителей к детям прежде всего должна выражаться в родительской заботливости о том, чтобы питать и прилично содержать своих детей, доколе они не достигнут того возраста, когда сами в состоянии будут добывать себе пропитание и содержание. Это есть необходимая обязанность родителей, возлагаемая на них самою природою, то есть беспомощностью детей. Если новорожденное дитя оставлено будет самому себе, оно не в состоянии продолжать свое бытие и на самое короткое время, оно не может ни питать само себя, ни защищать себя от влияния вредных стихии. Если есть родители, которые подавляют в себе чувство этого святого долга – питать своих детей, пусть такие родители смотрят на неразумных животных: и бессловесные обличают их жестокость. И они, повинуясь внушению природы, питают своих детей до того времени, пока сии будут в состоянии добывать себе пищу. Родители-христиане, про­свещенные светом истины, должны не только чувство­вать, но и здраво рассуждать, что дети суть их плоть, потому, по закону природы, должны любить их, как себя, должны заботиться о них, как о себе: никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю ( Еф.5:29 ), учит апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Это видно из прямого указания на Иудею, на Иерусалим, на святилище; и – события в точности оправдали пророчество 26 . Но что Господь не ограничивался в этом же самом пророчестве последним временем иудейского церковно-гражданского устройства, но обнимал и последние времена прообразуемого того мира христианского, последние земные обстоятельства своей Церкви, – это также совершенно ясно. И, во-первых, ясно это из следующих Христовых выражений: но не тогда кончина ( Мф.24:6 ), и: тогда приидет кончина ( Мф.24:14 ). Какая это кончина? Апостолы спрашивали о кончине века. Во-вторых, проповедание евангелия по всей вселенный, во свидетельство всем языкам, во всей строгой точности, не могло быть отнесено к апостольскому времени. Также, в-третьих, и скорбь, яковаже не бысть от начала мира досель, ниже имать быти, так что аще не быша прекратились дни оны, не спаслася всяка плоть, в строгом смысле этих слов – есть скорбь последних времен, имеющая постигнуть точно всякую плоть и решительно безпримерная (это есть всегубительство, по выражению Апостола 1 Сол.). В-четвертых, такова же крайняя опасность от лжехристов, якоже прильстите, аще возможно, и избранных, собственно есть опасность последних времен, указанная тем же Апостолом во 2 послании к Солунянам.  Не говорим о прочих пророческих чертах, тоже слишком сильных для последнего времени собственно церковно-гражданского иудейского порядка: напр. восстанет язык на язык, и царство на царство, изсякновение любви и нужда в терпении до конца – больше принадлежит последующим временам, нежели тому времени. И наконец, в-пятых, тоже открывается и из самого перехода  от этих пророческих черт к прямому изображению второго пришествия Христова, который выражается без всякого разграничения времен такими словами: тогда, – абиеже  по скорби дний тех ( Мф.24:29 ). Все это, особенно быв взято вместе, служит вполне достаточным удостоверением, что Господь, в первой половине своего пророчества, имея в виду главным образом последнее время и конец сыновного церковно – гражданского устройства иудеев, указывает в тоже время на последние времена и конец земного странствования Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

14 марта. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать составить молитву для произнесения в Зимнем императорском дворце в собрании именитых людей по поводу собрания общего членов попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Она будет прочитана 15 марта. У Зайцевской [остался] ковчежец с мощами или у Евфросинии? Из-за пристрастия нашего к плоти многострастной и к миру мы на каждом шагу изменяем Богу, отвращаемся от Него, уязвляемся смертоносною любовью земных благ, красот, наслаждений, земной роскоши, пышности, а к Богу делаемся хладными, нерадивыми, чуждыми, а это ужасно! Что если Судия сейчас придет на суд и найдет нас неготовыми? Вечером 16 марта, с субботы на воскресенье (Крестопоклонная), мгла густая покрыла всё море и весь Кронштадт; так густ сделался воздух, что дышать было трудно-претрудно. Я давился от кашля; форточку на ночь не открывал; спал хорошо. Благодарю Господа. Что вожделеннее Господа? Кто и что прекраснее Господа? Кто достоин всецелой сердечной любви непрестанно, навсегда, на вечность? Кто, кроме Господа? К чему же мы прилепляемся сердцем? Что и кого мы любим и как любим? Истинная ли это любовь? Не призрачная ли, не лицемерная ли, не плотская ли и грешная? Не минутная ли? Обратим же всецелую любовь ко Господу и отринем суетную любовь, как это делали и исполнили святые. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни [ Притч.4:23 ]. Береги сердце всячески от грешных, плотских вожделений, приносящих с собою осквернение, смущение, омрачение, рабство, растление. Грех прокрадывается всего удобнее через наше плотское вожделение, ибо плоть любит сласть и растление весьма легко прокрадывается чрез сласть плотскую. Нынешнюю неделю было поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню (со священными песнопениями, в коих прославляется крайняя благость и снисхождение Творца к Своим тварям и Его страшное истощание в крестных страстях и смерти за род человеческий). Важный урок преподает всем нам Святая Церковь чрез этот обряд поклонения Кресту во дни поста и говения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

7 . Если внимательно рассмотреть назначение каждой части тела, то можно понять, почему именно крайняя плоть отсекается у мальчика и почему обрезание совершается на восьмой день, когда у матери рожденного ребенка очищается кровь, в то время как до восьмого дня считается, что кровь ее нечиста. Эти доводы обращены к тем, кто не связан с нами узами веры, и потому, как и в споре с инакомыслящими, с ними труднее найти нужные доводы. 8 . Верующие же в Господа Иисуса получат другой ответ, который мы не хотели давать язычникам. Мы искуплены не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа (1 Петр. 1:18–19), но у кого, если не у обратившего нас в рабство за медь наследственной греховности? Он же назначил цену за освобождение своих узников из рабства, и ценой нашего освобождения стала Кровь Господа Иисуса. Ее пролития требовал тот, кому мы продались за наши грехи. 9 . Но пока эта цена — пролитие Крови Господа ради искупления и спасения всех — не была уплачена за людей, нужна была кровь того, кто по закону и по установленному обряду соблюдал заповеди святого благочестия. Страдания же Господа стали выкупом за всех, и исчезла необходимость проливать кровь человека при обрезании. Кровью Христовой совершилось обрезание всех, на Его кресте мы все распяты с Ним, в Его погребении мы все погребены с Ним, и мы соединены с Ним подобием смерти Его, чтобы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха (Рим. 6:4, 5, 6, 7). 10 . Если кто–то вместе с Маркионом и Мани 3210 полагает замысел Божий достойным порицания за то, что необходимыми счел Бог заповедь о совершении обрезания и закон, предписывающий пролитие крови, то неизбежно он вынесет обвинительный приговор и Господу Иисусу, Который ради искупления этого мира Сам пролил не малую, но обильную кровь и ныне нам приказывает подвизаться до крови в неизбежном поединке благочестия, говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24) Если же мы считаем несправедливым обвинять того, кто в деле благочестия приносит в жертву себя и омывается своей кровыо, и возвещаем, что Господь Иисус требует подвига до крови и смерти всего тела, то можем ли мы осуждать закон за установление о ничтожной капли крови?

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«„Он не был ни жестоким, ни грубым человеком, но, случалось, что им овладевала сила, которой он не мог противиться, отчего объяснял ее как причуду. Это была неосознанная жажда страдания и раскаяния. Эсборн вспоминал, как еще мальчиком он любил прятаться в темный шкаф и выскакивать оттуда лишь тогда, когда тревога в доме достигала крайних пределов, когда слуги сбивались с ног, разыскивая его. Сам радуясь и терзаясь, с плачем кидался он к матери…“ Это ответ Александра Степановича на мои вопросы: „Но почему, Сашенька, ты не позвонил мне по телефону, не прислал записку с посыльным, зная, как я жестоко терзаюсь в ожидании?!“ „Отойдя к скверу, Эсборн подумал, как обрадуется Алиса, когда он вернется…“ „Все время было при нем это тоскливое, мучительное противодействие – непокорная черная игла, направленная к его рвущемуся домой сердцу“. „…И в Алисе навсегда остался бы страх перед его душой, о которой он и сам знал очень немного. Он не чувствовал себя способным солгать так, чтобы ложь имела плоть и кровь живой жизни“… Это наши мысли, наши разговоры с Александром Степановичем о сохранении жизни любящих людей, о ненужности знать о близком абсолютно все и только точно истину». Как к этим особенностям поведения Александра Грина относиться, наверное, лучше скажет психиатр. Недаром, по свидетельству Л. Михайловой, именно психиатры очень высоко оценили рассказ «Возвращенный ад», где показана клиническая картина амнезии: «Болезненное напряжение мысли, крайняя нервность, нестерпимая насыщенность остротой современных переживаний, бесчисленных в своём единстве… держали меня… последние десять лет в тисках пытки сознания. Не было вещи и факта, о которых я думал бы непосредственно: всё, что я видел, чувствовал или обсуждал, – состояло в тесной, кропотливой связи с бесчисленностью мировых явлений, брошенных сознанию по рельсам ассоциаций… Всё приблизилось, всё задавило сознание, измученное непосильной работой. Наука, искусство, преступность, промышленность, любовь, общественность… ринулись несчисленной армией фактов на осаду рассудка, обложив духовный горизонт тучами строжайших проблем, и я против воли должен был держать в жалком и нервном порядке, в относительном равновесии – весь этот хаос умозрительных и чувствительных впечатлений».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010