Времени потребовалось немало, потому что определение вышло очень обширно: оно изложено в 25 главах в форме вопросов и ответов. Оба патриарха, находившиеся в Царьграде, подписали это определение в двух совершенно сходных списках; потом один список был отправлен к патриарху Александрийскому Паисию с самим иеродиаконом Мелетием, а другой список Нектарий послал с своим калугером к Антиохийскому Макарию. Патриархи эти внимательно рассмотрели грамоту и также подписали. Между тем Нектарий Иерусалимский успел уже переехать из Константинополя в Яссы. И здесь-то, наконец, вручены были Мелетию оба списка грамоты патриархов Иерусалимским первосвятителем, который сделал к ней еще особую приписку от себя в феврале 1664 г. Довольно долго, однако ж, и по получении грамоты Мелетий оставался в Яссах, частию потому что на всем пути, и в Молдавской земле, и в Малороссии, происходили военные движения, а частию с целию, не удастся ли как-нибудь склонить на поездку в Москву Иерусалимского патриарха, который то давал обещание ехать, то отменял , так что на случай его приезда русским правительством сделано уже было распоряжение встретить его с такими же почестями, с какими принят был прежде Иерусалимский патриарх Паисий. Когда же патриарху Нектарию будто бы прислан был султанский указ не ехать никуда далее Ясс, Мелетий отправился в Москву и после многих тревог на пути и нападений от ратных людей прибыл в нее в мае 1664 г., в самый день Пятидесятницы, вместе с Амасийским митрополитом Косьмою, который выдавал себя за соотечественника и даже племянника Иерусалимского патриарха Нектария . Соборный свиток, или грамота Восточных патриархов, привезенный Мелетием в двух списках, принят был в Москве с великою радостию. На все вопросы по делу Никона здесь изложены были такие ответы, что освященному русскому Собору оставалось только воспользоваться ими, чтобы порешить это дело окончательно. Патриархи в своих ответах объясняли и утверждали: 1) царь есть верховный владыка в своем царстве и имеет право наказывать всех сопротивляющихся ему своих подданных, хотя бы кто из них занимал самое высшее место в Церкви; в монархии должно быть одно начало — царь, а не два, и патриарх в вещах мирских должен покоряться царю наравне с прочими подданными и не вправе требовать от него никаких отчетов в его делах, а в вещах церковных не должен изменять древних уставов и обычаев; если же дерзнет сопротивляться царю или изменять древние уставы, то да будет лишен своего достоинства (гл.

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

К концу настоящего сорокадвухлетнего периода вопрос о крестьянах как-то смешивается с вопросом о холопах, как в обществе, так и в законодательстве. Дела относительно крестьян так запутываются и осложняются, что само правительство относительно этого предмета находится в недоумении и нерешительности; оно то издает указы о крестьянах, согласные с Уложением 1649 года, то принимает меры, которые прямо клонятся к изменению старого положения крестьян. В это время, кажется, повторялась старая история крестьянского вопроса, которая уже была пройдена Русскою жизнию, от первого прикрепления крестьян к земле до Уложения 1649 года, когда закон урочными годами старался примирить борьбу старого порядка с новым; только теперь место урочных годов заступили указы, то поддерживающие старый порядок, то открывающие дорогу новому порядку. Таковое положение дела, запутанное и для правительства, для крестьян совсем было непонятно; и они то выказывали по местам непослушание, 42 то молча, не подавая от себя голоса, покорялись всем распоряжениям, ожидая, что один невыгодный для них указ будет сменен другим выгодным. И действительно, за временными невыгодами приходили и временные выгоды; а между тем незаметно узел прикрепления затягивался туже и туже, земля ускользала из-под крестьян, и они из прикрепленных к земле делались крепостными своих господ, наравне с холопами. Меры правительства против крестьянских побегов Крестьяне, еще от дедов своих слышавшие о старом свободном переходе их с одной земли на другую и от одного владельца ко другому, продолжали по старому обычаю переходить с земли на землю, хотя по закону давно уже не должны были этого делать. Однако же обычай продолжал существовать, наперекор закону, не только между крестьянами, но и у землевладельцев, которые еще находили выгодным для себя принимать беглых крестьян, несмотря на строгости указа 1664 года, по которому приниматель за каждого принятого беглого крестьянина платился четырьмя своими крестьянами в придачу к беглому. И по всему вероятию, побеги крестьян были так сильны, что правительство, недоумевая, что делать, решилось отменить строгости указа 1664 года, ив 1681 году 31 августа царь Федор Алексеевич издал новый указ, которым предписывалось обратиться к Соборному Уложению 1649 года и взыскивать с приемщика по десяти рублей за год на каждого беглого крестьянина, да проести и волокиту по гривне на день, со дня подачи челобитной до перевоза беглого крестьянина к старому владельцу, а перевозить приемщику на своих подводах (ПСЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Считается, что Нанак первым произнёс вступление к Japji, которое сикхи в молчании повторяют каждое утро: «Нет бога, кроме одного Бога, имя Которого – Истинный, Творец, бесстрашный и безгневный, бессмертный, нерождённый, самосущий, великий и щедрый. Истинный был в начале, Истинный был искони. Истинный есть, Истинный был, о, Нанак, и Истинный пребудет» (ibid.). Далее рассказывается, что через три дня Нанак вышел из леса и, после дня молчания, произнёс: «Нет индуистов и нет мусульман». Это стало началом его миссионерской деятельности по обращению в веру Индии, Персии и Аравии. Он скитался по городам, распевая свои песнопения под аккомпанемент небольшого струнного инструмента. Десять гуру. Нанак назначил своего наёмника, а тот – своего, и так образовалась последовательность Десяти гуру: Нанак (1469–1538), Ангад (1538–1552), Амар Дас (1552–1574), Рам Дас Содхи (1574–1581), Арджун Мал (1581–1606), Харговинд (1606–1644), Хар Радж (1644–1661), Хари Кришен (1661–1664), Тегх Бахадур (1664–1675), Говинд Радж Сингх (1675–1708). Затем последовательность прервалась; Говинд Радж не оставил сыновей и не назначил преемника. Библия сикхов. Гуру Арджун, пятый Гуру, собрал для этого много священных песней и текстов. Собирание их продолжалось и далее, пока его не закончил Говинд Радж, десятый Гуру. Этот сборник, в котором изложено учение сикхизма, называется Siri Guru Granth Sahib (также «Адигрантх»). Учение и обрядность сикхизма. Составными частями учения сикхизма являются монотеизм, медитации, доктрина °реинкарнации с её концепциями сансары и кармы (см. Mather, 257–58). В группировке более строгого сикхизма, именуемой Хальса, соблюдаются правила пяти «К»: 1) kesa – длинные нестриженые волосы; 2) kangha – расчёска; 3) kacha – короткие штаны; 4) kacku – металлический браслет; 5) kirpan – меч, оружие. Сикхам запрещено поклоняться иконам, хотя предметом религиозного поклонения становится «Адигрантх». Храмы сикхов называются Gurdwaras. Особое священное время, обычно по утрам, отведено для молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

введено было выдавать им жалование серебром, то и размер платы справщикам по счету на серебро значительно уменьшился – Афанасьеву до 50, а Шестакову до 20 рублей 64. л. 1–4. 95 и об). При описании самих книг, изданных на печатном дворе при Суханове, автор приводит список этих книг в тройном перечне, сначала по особому отдельному списку «новоправленных с греческих книг», находящемуся в приказных делах печатного двора, потом составляет свой дополнительный к ним список по приходо-расходным записям о выходе и продаже каждой книги и наконец, приводит печатные указания библиографов о таких московских изданиях за это время, записей о которых он не нашел в архиве синодальной типографии. Опись этих книг по каждому отделу вызывает свои замечания и разъяснения. Если признавать, что Арсений Суханов заведовал печатным двором с первых месяцев 1661 года до начала мая 1664 года, то из первого отдела книг, указываемых автором, придется исключить три книги, две первых – Часословцы и Псалтыри учебная в 2400 экземплярах, и одну последнюю – книгу о священстве, так как эти книги не были напечатаны при Суханове. По записям печатного двора Часословцы начали печататься 14 декабря 1660 г. «по заводу 1200 книг, да 5 книг на большой александрийской бумаге; да к тем часословцам приделаны книги тестаменты 1200 книг; а из дела и печати часословцы и тестаменты вышли в генваре 169 г.» (книга 59 л. 504–510). Псалтыри учебная в 2400 экземплярах печатаны еще раньше часословцев; печатание их началось 17 августа и окончено к 11 октября 1660 г., когда они поступили в продажу 59 л. 533–597), приводимое же автором в 24 примечании издание учебных псалтырей, начатое 15 августа и вышедшее 22 сентября, есть новое издание этой книги, которое в записях печатного двора по тогдашнему исчислению относится не к 169, а к 170 году и разнится от издания 169 года тем, что прежнее издание было в двойном заводе (2400 книг), а это в одном заводе в 1200 книг 61 л. 93–99). Книга же о священстве начала печататься с 1 мая 1664 г., когда о том был только объявлен царский указ на печатном дворе, печаталась в 2400 экземплярах 58 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Да в нынешнем же, государь, во 182 (1673)-м году по моему, богомольца твоего, челобитью с ним же, Кузьмою Лопухиным, прислана твоя, великого государя, грамота на Белоозеро к рыбному, к Петру Юрлову. А в той твоей, великого государя, грамоте написано: велено с Цылинского, а Богословской он же, зу дать мн, богомольцу твоему, треть всякой рыбы из улову. И по той твоей, великого государя, грамоте приставъ стольникъ князь Самойло Шайсупов посылал отписку на Белоозеро к твоему, великого государя, рыбному Петру Юрлову, чтоб он по твоей, великого государя, грамоте прислал с Цылинского зу, и Богословской он же, на нынешней, на 182 (1673)-й, год треть рыбного лову. И рыбной Петръ Юрлов в той рыбе отказал, что, де, было в улове рыбы с Цылинского, и Богословской он же, зу и та, де, рыба вся отпущена к теб, великому государю, к Москв. Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайловичь всеа Великия и Малыя и Блыя Роси самодержець, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, столовым всяким запасамъ рыбным – белугам, и осетрам, и щукам, и судокам, и лещам, и язям, и окуням, и карасям мру указать и вмсто мясъ стягов и ветчинных полоть давать полотковою рыбою белугами и осетрами, какъ у тебя, великого государя, во дворце водитца: кому доведетца, вместо мяс рыбою дают, чтоб мн, богомольцу твоему, со всякой нужды гладною смертию не умереть, и вмсто, государь, Цылинского зу, Богословской он же, вели, государь, из своих, государевых, белозерских рыбных ловель против того Цылинского, Богословской он же, зу улову рыбных запасов дать рыбному Петру Юрлову. Примечания Л. 119а ...чатьбышки маленькие... – Чебак – общее наименование частиковых рыб, вылавливаемых сетью с мелкими ячейками: плотвы, язя, леща, карпа, сазана и др. Л. 120 ...мяса сорокъ стяговъ или полтораста полоть ветчины. – Стяг – мясная туша, очищенная, без головы и ног. Полоть (полть) – мёрзлое, иногда провяленное мясо. 20 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (18 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 121а, 122–124, Столбец из четырёх сставов. Скоропись писцовая. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665), 317 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Однако Рикки воспользовался этим случаем и для того, чтобы сделать что-нибудь и для религии; он поместил на белых местах карты кресты и тексты из Священного Писания . Когда Рикки умер 11 мая 1610 года, в возрасте всего-навсего пятидесяти восьми лет, в Пекине уже существовала не только христианская община, но даже конгрегация «детей Марии». Его сподвижники успешно продолжали дело, применяя те же методы. В 1617 году насчитывалось уже 13000 обращенных. Но в том же 1617 году наступила реакция. Под влиянием нанкинского мандарина Шина император издал указ, изгонявший всех иностранцев из Китая. Жившие в Нанкине и Пекине иезуиты были заключены в деревянные клетки и отправлены к португальцам в Макао. Но вскоре их призвали обратно, надеясь получить при их посредстве португальских офицеров для руководства экспедицией против монголов. Эта надежда, правда, не осуществилась, но тем не менее иезуиты сумели стать необходимыми благодаря своим знаниям. Отец Иоанн Адам Шалль, родом из Кёльна, приобрел своими написанными на китайском языке сочинениями по математике и астрономии такую известность, что был в 1644 году назначен главой «двора астрономических наблюдений» в Пекине [В обязанности «двора астрономических наблюдений» входило составлять ежегодно календарь, предсказывать лунные и солнечные затмения, выбирать дни и часы для важных начинаний и торжеств и т.д.]. Влияние, которое получил орден, находит свое выражение в росте числа общин: в 1617 году насчитывалось пять церквей и 19000 крещеных; в 1664 году уже 159 церквей и 257000 крещеных, 41 резиденция Общества Иисуса. Однако в том же 1664 году иезуиты были заключены в тюрьму, и Шалль приговорен к смерти. Когда все приготовления к казни были уже закончены – Шалля должны были, по китайскому обычаю, разрезать живым на 1600 кусков, – в Пекине случилось землетрясение и, как следствие его, пожар императорского дворца. Ненависть к иностранцам – вследствие испытанного страха – пошла на убыль. Шалль умер своей смертью в 1666 году, а его товарищи покинули Китай. Впрочем, император Канси [Канси (1654–1722) – император из династии Цин (1662–1723)] в 1669 году призвал их обратно. Останки Шалля были торжественно перезахоронены, и эти почести явились лишь началом целого ряда исключительных милостей. После того как отец Вербист исправил календарь, пришедший в полное расстройство вследствие невежества придворных астрономов, император велел передать «двор астрономических наблюдений» на вечные времена в ведение иезуитов. Сам Вербистбыл назначен его главой. Кроме того, его провозгласили «великим человеком» и, по китайскому обычаю, возвели во дворянство со всеми своими предками. Поступив на службу к императору, он построил пушечный завод в Пекине и сопровождал императора на войну. Смерть Вербиста в 1688 году не изменила расположения Канси к иезуитам. Он пользовался их услугами даже для дипломатических переговоров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

ж) 1664 г, Декабря 18. Допрос протопопа Михаила ключаря Иова, священников и дьяконов боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским, по делу о приходе патриарха Никона , 18 Декабря 1664 г., в Успенский собор Да боярин же князь Никита Иванович Одоевский протопопа Михаила и ключаря Иева и священников и диаконов допрашивал. Ведая они, что Никон патриарх патриаршеский свой престол оставил самовольно, а ныне пришёл к Москве в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы без ведома великого государя и всего освященного собору, – и они для чего к патриарху к благословению ходили? И протопоп с братией сказал: том де они перед великим государем виноваты, что у Никона патриарха у благословения были они простотой своею, потому что митрополит Иона пошёл к благословению прежде их. „Протопоп Михаил руку приложил“. Да дьякон Михайло сказал: у патриарха ж де Никона у благословения были чёрные власти: Из Ярославля Спасского монастыря архимандрит. Патриарший домовой казначей. Да он же де слышал от ключаря Фёдора, что в соборной же церкви была в то время Вознесенского монастыря уставщица, старица Олена Хрущова. „Поп Перфирей руку приложил, поп Василий Фёдоров руку приложил, поп Киприан руку приложил, дьякон Михайло руку приложил, дьякон Трофим руку приложил“. з) 1664 г. Декабря 18. Допрос стрельцов в стрелецком приказе и допросные их речи по поводу приезда патриарха Никона в Успенский собор 18 Декабря 1664 г. И того же числа указал великий государь допросить в стрелецком приказе стрельцов, которые стояли на карауле по Земляному и по Белому городу у Никитских и у Смоленских ворот про приезд Никона патриарха , как он в город въехал и как на караулах сказывался. И в стрелецком приказе стрельцы допрашиваны. А в допросных их речах написано: 173 года, Декабря в 18 день, в стрелецком приказе полковника и головы стрелецкого Артемона приказу Матвеева стрельцы, которые стояли на стенном карауле по Земляному городу у Никитских ворот, и по Белому у Смоленских ворот, и по Кремлю у Отводной башни, и у Троицких ворот распрашиваны: видели ли они то, как патриарх въехал в город, и в котором часу, и как они у караулов окликали, и он им как сказывался?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Другая попытка была сделана Никоном в декабре 1664 г., после чего он отряхнул прах от ног своих, уезжая из Москвы, и отказался окончательно от мысли стать опять правящим Патриархом. Обращает на себя внимание тот факт, что в обоих случаях и в 1662 г., и 1664 г. Никон поехал в Москву, получив, хотя бы и оказавшееся потом ложным, сведение от своих друзей о том, что царь его ждет. Так как опора царя была необходимым условием для него возможности реально противодействовать неканоническому вторжению бояр в церковное управление, то с надеждой опять иметь эту опору в царе, он и мог строить планы на возвращение на престол. Эти два появления в Москве, в особенности последнее, когда он приехал в Успенский Собор и встал на Патриаршее место, особенно рельефно обнаруживают, что Никон не оставлял Патриаршества в смысле окончательного оставления кафедры а только ушел от непокорного народа. Если бы он совсем оставил кафедру, то не могло бы быть ни возвращения на престол, ни той сцены в Черневе 19 декабря 1664 года с посохом Чудотворца Петра, когда Патриарх не хотел его возвращать, как принадлежащего ему по праву. xlv) Приезд Никона в 1664 году В 1664 году Никон имел особое основание полагать, что царь настроен к нему хорошо. Если на первый раз его хотел свести с царем преданный Никону старец Аарон, то во второй раз попытка свести их, в полной уверенности, что личное свидание поможет новому соглашению царя с Никоном, исходила от боярина Никиты Алексеевича Зюзина, вполне преданного Никону, бывшего Путивльским воеводой и получившего боярский чин при содействии Никона. С большим трудом, неоднократными присылками писем к Никону ему удалось убедить Никона в том, что царь хочет его возвращения. В воздействии на Никона помогло ему то обстоятельство, что за несколько дней до писем Зюзина царь очень хорошо принял в Савином монастыре Воскресенского архимандрита и обнаружил в разговоре с ним расположение к Никону и отсутствие на него гнева. Наконец Зюзин обставил это дело так, что Никон мог поверить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010