пер. 102 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «хулитель имени Господня должен умереть. – Примеч. пер. 103 «Спасение грешников» (Аματωλων σωτια), книга критского инока, писателя и издателя Агапия Ландоса (кон. XVIпосле 1664), была впервые издана в 1641 году, потом выдержала еще десять переизданий. Состоит из 3 частей. По признанию самого автора, материал для книги был заимствован по большей части из западных трактатов, в основном из сочинений П. Сезара «Livres sur les miracles» («Книги о чудесах») и Ф. де Сильва «Miracoli de la Madonna» («Чудеса Богородицы»). В 1685–1686 годах переведена на церковнославянский язык афонским монахом Самуилом Бакачичем. – Примеч. пер. 104 Славянский текст является идентичным приводимому прп. Никодимом, в то время как русский синодальный перевод не выражает мысли оригинала и звучит буквально следующим образом: «А вы сплетники лжи; все вы бесполезные врачи.» – Примеч. пер. 106 Здесь синодальный перевод и перевод Семидесяти, как и в других примечаниях ранее, отличаются от текста, приводимого преподобным Никодимом, скорее всего, но памяти: «И увидел я и вот серп летящий: длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей... и войдет он в дом клянущегося именем моим: и истребит внутри его, и сокрушит его, и древо его, и камни его». 107 Мы приводим перевод из славянской Библии , так как он соответствует по смыслу цитируемому прп. Никодимом отрывку из перевода Семидесяти. Синодальный же перевод соответствующего места таков: «Нечестивый мучит себя во все дни свои.» – Примеч. пер. 108 Употребляемое здесь по-гречески слово «τεχνη» может означать одновременно «искусство», «ремесло», «профессия». – Примеч. пер. 109 Славянский перевод: «Яко сия глаголет Господь сил»;синодальный: «Ибо так говорит Господь Саваоф»; в тексте Семидесяти отсутствует слово «сил». – Примеч. пер. 110 Мы приводим славянский перевод, поскольку синодальный в данном случае не подтверждает мысль автора: «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

До кон. XV в. территорию Г. населяли индейские племена аравакской языковой группы. 6 дек. 1492 г. о-в Гаити был открыт испан. экспедицией Х. Колумба, к-рый назвал его Эспаньола. Уже в нач. XVI в. испан. колонизаторы завезли на Эспаньолу чернокожих рабов из Африки для работы на золотых рудниках и плантациях сахарного тростника. С этого времени плантационное рабство стало приносить основной доход экономике страны. Истощение золотых приисков острова и завоевания в Нов. Свете привели к утрате Эспаньолой былого значения для испанцев. К сер. XVI в. коренные жители острова были практически полностью истреблены карательными экспедициями испанцев, непосильным рабским трудом и завезенными испанцами инфекциями. В нач. XVII в. количество испан. поселений на острове заметно сократилось, а оставшиеся были сосредоточены в его вост. части (территория совр. Доминиканской Республики). Этой ситуацией воспользовались франц. каперы. В 1625 г. они основали поселение - «береговое братство» на о-ве Тортуга (совр. Тортю), расположенном у сев. побережья совр. Г. С 1633 г. поселение на Тортуге находилось под упр. франц. губернатора. В это же время зап. часть Эспаньолы, оставаясь формально владением Испании, начала заселяться французами (буканьерами), к-рые основали в 1644 г. в сев. части Г. г. Пор-де-Пе. В 1664 г. франц. поселения на Эспаньоле получили признание франц. правительства, став частью Французской Вест-Индской компании. В 1697 г. по Рисвикскому миру Испания признала де-юре зап. часть острова франц. владением со столицей Кап-Франсе (ныне Кап-Аитьен). Новая франц. колония, границы к-рой приблизительно совпадали с совр. границами Г., получила название Сан-Доминго. В XVIII в. Сан-Доминго превратилось в богатейшую колонию Нов. Света, на к-рую приходилась половина валового продукта всех франц. колоний. Здесь выращивались и производились хлопок, сахар, кофе, какао, индиго, бананы. Высокая производительность обеспечивалась рабским трудом. Приток африкан. рабов особенно усилился после того, как в 1685 и 1689 гг. рабство и работорговля были юридически оформлены эдиктами Людовика XIV. К кон. XVIII в. в Сан-Доминго ежегодно завозилось по 40 тыс. африкан. рабов. В 1789 г. в Сан-Доминго насчитывалось 500 тыс. чернокожих (большей частью рожденных в Африке), 32 тыс. белых и 24 тыс. свободных цветных (мулатов и черных вольноотпущенников). Господствующее положение в колонии занимали белые плантаторы-рабовладельцы, крупная торговая буржуазия, высшие чиновники и офицеры. Значительную часть белого населения составляла мелкая буржуазия. Свободное цветное население фактически не имело никаких политических прав, хотя мн. мулаты владели плантациями и рабами. Особенно тяжелым было положение рабов, многие стремились убежать в горы (становясь маронами) и неоднократно поднимали восстания.

http://pravenc.ru/text/161455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕШЕЛЬ Гешель Авраам Иошуа бен Яков (кон. XVI в., Брест-Литовский, ныне Брест - 1664, Краков), иудейский богослов, раввин, польск. талмудист XVII в. Получил традиц. религ. образование у отца, раввина брест-литовской общины и главы ешивы Якова Г. В юном возрасте начал преподавать в ешиве. Ок. 1630 г. Г. переехал вместе с отцом в Люблин, где последний стал раввином евр. общины и главой религ. школы. Г. преподавал в люблинской ешиве, а после смерти отца, в 1644 г. стал ее руководителем. В этом же году (существует мнение, что в 1650) Г. занял пост раввина Люблина. В 1654 г. стал раввином и главой ешивы Кракова. Г. получил известность как преподаватель иудейских религ. дисциплин; он использовал принципы диалектики, известные в иудаизме под термином «пилпул». Многие из его учеников впосл. стали теологами, среди них - С. Га-Коген, Д. Га-Леви, А. Койдановер и др. Г. был общепризнанным авторитетом в области религ. законодательства, получал большое количество вопросов из различных евр. общин. Он отличался краткостью и точностью при вынесении законодательных решений, придерживаясь при этом строгих традиц. взглядов. Во время его пребывания на посту раввина произошли погромы евр. населения, сопровождавшие национально-освободительную борьбу под рук. Б. Хмельницкого. В 1656 г. Г. посетил Вену, чтобы ходатайствовать перед австр. евр. общиной о заступничестве за евреев Польши и об оказании помощи пострадавшим от погромов. Письменное наследие Г. сохранилось, по всей видимости, не в полном объеме. Его комментарии к «Сэфер Мицвот Гадоль» (Большая книга заповедей) М. де Куци опубликованы в 1807 г. Рукописи комментариев Г. к ритуальному кодексу «Шулхан Арух» (Накрытый стол) находятся в Оксфорде, его переписка с раввинами по галахическим вопросам, а также агадические новеллы изданы в различных сборниках. В 1682 г. ученик Г. А. Кельникер опубликовал новеллы своего учителя на избранные трактаты Талмуда. Лит.: Еврейская энциклопедия. СПб., 1910. М., 1991р. Т. 8. Стб. 913-914; Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1990. Vol. 8. P. 427. Д. П. Дозорец Рубрики: Ключевые слова: АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/164931.html

1828. Т. 4. С. 84-117. 27 (май 1663) [греч. текст и рус. пер.; на с. 116 - воспроизведение листа с подписями патриархов Дионисия К-польского, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Н.]). В кон. 1663 - нач. 1664 г. Н., вероятно, встречался с Мелетием Греком в Яссах; известна его приписка на одном из экземпляров вопросоответов от февр. 1664 г., в которой он подчеркивает, что патриарх, как и любой другой архиерей, подлежит соборному суду, а при троекратном отказе явиться на Собор осуждается заочно (РГАДА. Ф. 135. Отд. 3. Рубр. 1. 7). В марте 1664 г. Н. из Ясс отправил Алексею Михайловичу особое послание (получено в нач. 1665), где убеждал его примириться с Никоном и не допускать пагубной практики низложения патриархов царской волей, что в свое время привело к упадку греч. Церковь (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 616 (20 марта 1664); изд. греч. текста с рус. пер.: СГГД. Т. 4. С. 134-141. 37; см. также: Греческо-русские связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост.: Б. Л. Фонкич. М., 1991. 66; текст написан рукой архидиак. Досифея, буд. преемника Н.), а в апр.- грамоту с просьбой об оказании материальной помощи братии афонских монастырей (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 617 (апр. 1664); изд. греч. текста и рус. пер.: Кузенков, Зубов. 2015). Позиция Н. в отношении патриарха Никона не соответствовала интересам царского правительства. Посланник патриарха был оставлен в Москве на неск. лет и содержался фактически под арестом. Российские власти еще неоднократно приглашали Н. приехать в Москву для консультаций по церковным вопросам, связанным с делом Никона. Одно из таких предложений было передано патриарху в Молдавии в янв. 1665 г. греком Стефаном Юрьевым. Н. после нек-рых колебаний отказался от поездки. Впосл. в Москву приехал его племянник митр. Косма Амасийский, к-рый присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. и подписал решения об осуждении Никона. В ходе подготовки и проведения Московского Собора получили огласку материалы, компрометирующие царского фаворита Газского митр.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

Гродненский замок. XIV–XVII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Гродненский замок. XIV–XVII вв. Фотография. Сер. ХХ в. В сер. XVI в. в Зап. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. учения: кальвинизм, к-рому покровительствовал кн. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Кишкой. Распространение протестант. идей в западнобелорус. землях (как и во всей Речи Посполитой) было остановлено в ходе Контрреформации благодаря деятельности иезуитов, основывавших уч-ща и мон-ри. К кон. XVI в. на гродненских землях было открыто 8 школ иезуитов (в Гродно, Слониме, Дрогичине и др. городах). Кон. XVI - кон. XVIII в. После принятия большинством западнорус. епископов во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г . почти все правосл. храмы и мон-ри в гродненских землях в течение неск. десятилетий перешли к униатам, к-рые основали здесь 13 базилианских мон-рей (см. ст. Василиане ). Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке. Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. шляхты в кон. XVI - 1-й трети XVII в. перешло в католичество (Воловичи, Кунцевичи, Халецкие, Ходкевичи и др.). В 1622 г. по инициативе гродненского старосты С. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. преобразованная в резиденцию, в 1664 г.- в коллегию. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др. городах (ликвидированы в связи с запретом деятельности Об-ва Иисуса в Речи Посполитой в 1773). В 1643 г. магнаты-католики Веселовские основали в Гродно жен. мон-рь во имя св. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. участков в городе и имения в Гродненском и Волковысском поветах. До 1655 г. на Гродненщине появилось 22 новых католич. костела и мон-ря. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. обряд на гродненских и виленских землях произошел вскоре после 1795 г., когда его приняли ок. 200 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121756_4.html

Иисус Христос и Богоматерь. Фрагмент Деисуса в росписи кафоликона ц. мон-ря Натлисмцемели. Кон. XII в. Иисус Христос и Богоматерь. Фрагмент Деисуса в росписи кафоликона ц. мон-ря Натлисмцемели. Кон. XII в. Во 2-й пол. XIII в. и в XIV в. нашествие монголов отразилось на монастырях Гареджи, так же как и на Грузии в целом. Монашеская жизнь в обителях Многогорья сохранялась, на что указывает упоминание 3 гареджийских мон-рей (лавры прп. Давида, мон-ря прп. Додо и Н.) в грамотах пожертвования мон-рю Шиомгвиме (1247/1250) Григола Сурамели и в грамотах мон-рю Ркони (1259) Кахи Торели (Корпус груз. 1980. Т. 1. С. 127, 154). После особенно разрушительных набегов хана Берке (1265) монашеская жизнь в нек-рых мон-рях Гареджи была прекращена. Обнаружение небольших вещественных материалов этого периода в Н. (в частности, имитация обливной посуды) показывает, что жизнь в мон-ре находилась в упадке, но все же продолжалась. Археологические данные, подтвержденные письменными источниками, свидетельствуют, что с кон. XIV в. до посл. четв. XVI в. монашеская жизнь в Н. была прекращена: наиболее тяжелыми оказались нашествия Тамерлана (1386-1403/04). XVII-XVIII вв. датируется период возрождения Гареджийского монастырского объединения и вместе с ним Н. Археологические раскопки, проведенные в комплексе, подтвердили, что после нашествия иран. шаха Аббаса II (1-я четв. XVII в.) в Н. с сер. XVII в. начался процесс восстановления и укрепления, которому способствовал царский двор, в частности цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) и Арчил II (1664-1675). Во время правления царей Картли Ираклия I (1688-1703) и Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) гареджийским мон-рям, в т. ч. Н., было пожаловано значительное земельное имущество, что сказалось как на монастырском быте, строительстве и художественном творчестве, так и на книжной и лит. деятельности обители. Значительные изменения претерпел архитектурный облик мон-ря: были переделаны старые и высечены новые группы пещер, среди них - церкви, жилые и хозяйственные пещеры, трапезная; приведено в порядок хозяйство, системы водоснабжения, к сети которых добавились новые участки; осуществлен новый этап строительства и реставрации ограды - укрепленная башнями и опорами, ограда в XVII-XVIII вв. охватила всю территорию комплекса; часовни и кельи были оформлены в стиле ампир и расписаны орнаментальным декором, созданным по восточным мотивам; в монастырском быту ведущее место заняли изделия из стекла, фаянса и металла. Изменилось и устройство: часть пещер, в которых они располагались, по-прежнему имели скромные формы, их обстановка отличалась скудостью; в другой части келий, созданных на рубеже XVIII и XIX вв. (особенно в западной части Н.), был интерьер в стиле светского жилья: широкие кровати с деталями декоративной живописи (форма и решение которых отмечена вост. художественным вкусом), многочисленные ниши, колонны и полуколонны.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

и затем многочисленные турецкие и персидские набеги в XV в. пагубно отразились на жизни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и груз. М. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и разрушены. Падение нравов, особенно в высших слоях общества, привело к тому, что церковные земли и мон-ри никем не защищались, т. к. груз. знать в условиях тотального кризиса заботилась только о своих владениях. Восстановление древних святынь и монашеской жизни началось в Грузии только с XVI в. и продолжилось в следующем столетии после серии нашествий персид. шаха Аббаса I. Благодаря усилиям груз. царей Теймураза I (в Кахети в 1606-1616, 1634-1648, в Картли-Кахети в 1623-1632) и Арчила II (в Кахети в 1664-1675) были вновь отстроены или обновлены мн. мон-ри Картли и Кахети. На тот же период приходится расцвет груз. М. на Св. земле. Грузинами вновь отстраивается иерусалимский Крестовый монастырь , к-рый на долгие столетия стал важнейшим духовным центром не только Палестины, но и самой Грузии. Здесь, возможно, был похоронен знаменитый груз. поэт Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в.). В XIV-XVI вв., непростые времена для христиан, груз. царям и аристократам удалось упрочить свои позиции на Св. земле. Игумен Крестового мон-ря считался главой всей груз. диаспоры Палестины, грузинам в этот период принадлежало 15 иерусалимских церквей и монастырей, мужских и женских, а также приделы в вифлеемском храме Рождества Христова, в иерусалимской Гефсимании и в монастыре вмц. Екатерины на Синае. В XVII в. груз. мон-ри на Св. земле пережили кризис. После завоевания Палестины турками-османами (1516-1517) греч. Иерусалимский Патриархат стремился перевести в свое управление собственность др. христ. общин Палестины: грузин, сербов и эфиопов. В 1606 г. султаном Ахмедом I был подписан фирман, согласно которому грекам переходили 23 монастыря в Палестине, в т. ч. 6 грузинских. Грузины - настоятели Крестового мон-ря - упоминаются в источниках до кон. XVII в. После присоединения Грузии к России при всех трудностях синодального церковного управления стало возможным развитие в Грузии монашеской жизни и монастырского строительства.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон К. и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В XVI-XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесен оградой. Самебские епископы - особенно Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; с 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.; с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.) - заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Еп. Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм мн. иконами, обновил книгохранилище (Ист. документы Гареджи. 2008. С. 205). При еп. Иосифе К. стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648-1656) освободил крестьян К. от всех гос. повинностей, кроме участия в ополчении (Там же. 2011. С. 725). Цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения (подробнее см. в ст. Кацаретская епархия ). В нач. XVIII в. лезгины опустошили К., спаслись лишь еп. Николай и неск. семей кацаретских крестьян, к-рые переселились в Земо-Хашми, оттуда - в Хашми. К сер. XVIII в. село окончательно обезлюдело. После упразднения Кацаретской епархии в 1765 г. К. был передан в управление епископу Ниноцминдскому, в 1780 г.- настоятелю мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . В 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) закрепил за Натлисмцемели право на имущество К. и предписал его настоятелю совершать здесь богослужения, устроить в К. одну из своих резиденций. Также в К. был восстановлен клир: иеромонах, священник, диакон, писец (Там же. С. 682-684). В нач. XIX в. монастырская жизнь в К. замерла, церковь обветшала.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

Афоне, достоин взять ее ( Γεδεν. 1885. Σ. 303). В последующих посвященных И. и. произведениях, в т. ч. в печатных изданиях, варьируются нек-рые второстепенные детали, и в сер. XVII в. появляется новый сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем. Этого сюжета еще нет в кн. «Спасение грешников» мон. Агапия Ланд(ос)а (1641). Значительное число рукописей, содержащих Сказание об И. и., не классифицировано по редакциям и не введено в научный оборот: Ath. Laur. E 35, XVI в., Ath. Kutl. 254, XVI в., Ath. Iver. gr. 1447, нач. XVII в., Ath. Iver. gr. 752, 1637 г., Ath. Iver. gr. 748, XVII в., Ath. Laur. I 31 и Λ 66, XVII в., Ath. Iver. gr. 1864, кон. XVII в., Ath. Iver. gr. 1451, ок. 1700 г., Ath. Iver. gr. 619, XVIII в., Ath. Iver. gr. 1452, 2-я пол. XVIII в., Ath. Iver. gr. 1664, 4-я четв. XVIII в., Ath. Iver. gr. 498, 1796 г., Ath. Iver. gr. 1449, кон. XVIII в., Ath. Stauronik. 78, XVIII в., Ath. Pantel. 204, 206, 882, XIX в. ( Παζαρς. 1998. Σ. 385-386). Иверская икона Божией Матери. 60-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери. 60-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») По более поздним источникам известно чудо о номисме (золотой монете), полученной бедным паломником от Пресв. Богородицы после того, как иверский привратник стал требовать деньги за хлеб, к-рый раздавали в виде милостыни. В тот момент, когда привратник взял у бедняка плату, весь хлеб в мон-ре зачервивел. Игумен узнал древнюю номисму, пожертвованную иконе и подвешенную к ее окладу, нашел обладателя монеты, и история получила огласку ( Dawkins. 1936. Р. 265-266; Τ Αγιον Ορος νικητς το χρνου κα τς φθορς. 1997. Σ. 135). Согласно др. преданию, рассказанному Неофитом (Мавроматисом), бывш. митр. Артским и Навпактским († 1740), все продукты в Иверском мон-ре испортились, когда из-за недостатка припасов иноки изменили древнему обычаю гостеприимства ( Γεδεν. 1885. Σ. 48; Θεοφλακτος (Μαρινκης). 2001. Σ. 178). Нектарий Влах (1812-1890), приглашенный как лучший афонский протопсалт на престольный праздник в Иверский мон-рь, был во время братской трапезы отравлен певчими, завидовавшими его мастерству.

http://pravenc.ru/text/293359.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010