Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл., основан в 1649 г. игум. Лукиановой муж. пуст. Рождества Богородицы прп. Лукианом на территории государева двора - Александровской слободы , первоначально необщежительный. С 1651 г. мон-рь относился непосредственно к Патриаршему приказу . В том же году указом царя Алексея Михайловича обители была передана Успенская ц. слободы, в 1654 г. освященная по благословению Патриарха Никона (Минова), и часть слободской земли для строительства келий. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. В 1650 г. прп. Лукиан постриг первых 2 вдов, жительниц слободы, к 1654 г. в мон-ре насчитывалось 7 инокинь. Расширение мон-ря началось с приходом в него в 1662 г. нового духовника, прп. Корнилия Александровского († 1681). При нем в 1664 г. А. У. м. стал ружным. К нач. 80-х гг. XVII в. в мон-ре проживало 200 сестер. Рост обители сопровождался активным строительством. Во 2-й пол.- кон. XVII в. были частично перестроены Успенская и Троицкая церкви, сооружены каменные сестринские кельи. При царе Феодоре Алексеевиче (1676-1682) построены Сретенская ц. при больничном корпусе, каменная ограда мон-ря со Св. вратами и надвратной ц. вмч. Феодора Стратилата. Вид на Александровский Успенский мон-рь с моста через р. Серую. Фотография: Сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/82367.html

и затем многочисленные турецкие и персидские набеги в XV в. пагубно отразились на жизни Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) и груз. М. Мн. церкви и мон-ри были разграблены и разрушены. Падение нравов, особенно в высших слоях общества, привело к тому, что церковные земли и мон-ри никем не защищались, т. к. груз. знать в условиях тотального кризиса заботилась только о своих владениях. Восстановление древних святынь и монашеской жизни началось в Грузии только с XVI в. и продолжилось в следующем столетии после серии нашествий персид. шаха Аббаса I. Благодаря усилиям груз. царей Теймураза I (в Кахети в 1606-1616, 1634-1648, в Картли-Кахети в 1623-1632) и Арчила II (в Кахети в 1664-1675) были вновь отстроены или обновлены мн. мон-ри Картли и Кахети. На тот же период приходится расцвет груз. М. на Св. земле. Грузинами вновь отстраивается иерусалимский Крестовый монастырь , к-рый на долгие столетия стал важнейшим духовным центром не только Палестины, но и самой Грузии. Здесь, возможно, был похоронен знаменитый груз. поэт Шота Руставели (кон. XII - нач. XIII в.). В XIV-XVI вв., непростые времена для христиан, груз. царям и аристократам удалось упрочить свои позиции на Св. земле. Игумен Крестового мон-ря считался главой всей груз. диаспоры Палестины, грузинам в этот период принадлежало 15 иерусалимских церквей и монастырей, мужских и женских, а также приделы в вифлеемском храме Рождества Христова, в иерусалимской Гефсимании и в монастыре вмц. Екатерины на Синае. В XVII в. груз. мон-ри на Св. земле пережили кризис. После завоевания Палестины турками-османами (1516-1517) греч. Иерусалимский Патриархат стремился перевести в свое управление собственность др. христ. общин Палестины: грузин, сербов и эфиопов. В 1606 г. султаном Ахмедом I был подписан фирман, согласно которому грекам переходили 23 монастыря в Палестине, в т. ч. 6 грузинских. Грузины - настоятели Крестового мон-ря - упоминаются в источниках до кон. XVII в. После присоединения Грузии к России при всех трудностях синодального церковного управления стало возможным развитие в Грузии монашеской жизни и монастырского строительства.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ Ланд(ос) [Критянин, в миру Афанасий; греч. Αγπιος Μοναχς Κρς] (кон. XVI в., Кандия, о-в Крит - после 1664, Венеция), греч. монах, писатель и издатель. По неподтвержденным свидетельствам, изучал греч. и лат. словесность в Венеции, затем служил секретарем у Андреа Корнаро, венецианского вельможи на Крите. Был сведущ в медицине и ботанике. Много путешествовал. На Афоне принял монашеский постриг с именем А. Прожив 2 года в Великой лавре св. Афанасия, удалился в отдельную келью, где и написал свои основные произведения. В поисках средств на издание книг А. объезжал острова Эгейского м. и дважды побывал в Венеции, где в греч. типографиях печатались его труды. Там он и скончался. По нек-рым данным, неизданные произведения А. хранились в греч. ц. св. Георгия в Венеции. Книги А., написанные на народном греч. языке, пользовались огромной популярностью. В рукописных переводах его сочинения были весьма распространены у юж. славян в кон. XVII - 1-й пол. XIX в. Главное произведение А., «Αμαρτωλν σωτηρα» (Спасение грешников), состоит из 3 частей: первая- обозрение грехов и указание средств к их исцелению (главные из них - очищение страданием и бегство от мирской суеты); вторая - трактат об искуплении и добродетелях, к-рые ведут к искуплению; третья - рассказы о чудесах, совершенных Богородицей ради спасения грешников. Материал, по признанию самого автора, заимствован по большей части из зап. трактатов, в основном из сочинений П. Сезара «Livres sur les miracles» (Книги о чудесах) и Ф. де Сильва «Miracoli de la Madonna» (Чудеса Богородицы). Этот труд А. переиздавался более 10 раз и был переведен на араб. язык. В 1685-1686 гг. переведен на церковнослав. язык афонским мон. Самуилом Бакачичем . В 1704-1705 гг. монахи Чудова мон-ря Дамаскин и Евфимий сделали др. перевод этого сочинения на церковнослав. язык, озаглавленный «Книга преизрядная, именуемая Амартолонъ comupiя, сиречь Грешныхъ cnacehie» (неопубл.- БАН. 31. 6. 38). А. перевел на народный греч. язык жития святых, написанные Симеоном Метафрастом , и издал их в неск. книгах: «Νος Παρδεισος» (Новый Рай), «Εκλογ» (Избранное), «Ββλος... Καλοκαιριν» (Книга Летняя) и др. Большой известностью пользовалась также кн. «Γεωπονικν» (Геопоникон), содержащая сведения по сельскому хозяйству и медицинские советы. Уже после смерти А. была издана кн. «Κυριακοδρμιον» (Кириакодромион), составленная из молитв и поучений на все воскресные дни года. В 1-й пол. XVIII в. западноболг. книжники Иосиф Брадатый и Иоаким Кричевский перевели эту книгу на церковнослав. язык под названием «Недельник». Есть также ее перевод на тур. язык.

http://pravenc.ru/text/63096.html

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Первые века османского владычества на Ближ. Востоке отмечены новым подъемом арабо-правосл. культуры. В XVI в. митр. Иса, посетивший Москву в свите Патриарха Иоакима V, составил стихотворное описание России. В XVII в. заметно значительное лит. оживление, связанное с деятельностью халебского «культурного гнезда» во главе с митр. Мелетием Карамой, буд. Евфимием II († 1635). Мелетий, прославленный подвижник и проповедник, много трудился над исправлением араб. переводов греч. литургической лит-ры согласно стандартным типографским изданиям (сир. аналог реформы Никона). Самым выдающимся из учеников Мелетия был Патриарх Макарий III. Не имея систематического образования, он тем не менее понимал важность просвещения своих единоверцев и ознакомления их с поздневизант. культурным наследием. Большинство произведений Патриарха и др. литераторов его круга представляют собой изложенные по-арабски фрагменты из греч. исторической, географической и проч. лит-ры. Наибольшую ценность представляют оригинальные сочинения Макария - описание Грузии (где он побывал в 1664-1666 и 1668-1669) и труды по церковной истории. Вершиной арабо-правосл. культуры XVII в. стали труды сына Макария, архидиак. Павла Алеппского. Патриарх Макарий и архидиак. Павел возродили у правосл. арабов историографическую традицию, создав цикл трудов по истории Антиохийских Патриархов от ап. Павла до совр. им эпохи. Это главный (а для нек-рых эпох - единственный) источник по истории араб. Православия в XII-XVII вв. Сочинения арабо-христ. авторов активно читались и переписывались на протяжении неск. последующих поколений. Наряду с Патриархом Макарием работали менее известные литераторы и переводчики, в таких епархиальных центрах, как Бейрут и Хомс, зарождалось собственное летописание. Униатский раскол Со времен крестовых походов в Сирии начали действовать католич. миссионеры. Активное проникновение Рима в Вост. Средиземноморье возобновилось в эпоху Контрреформации (кон. XVI в.): папство стремилось компенсировать утрату позиций в Сев.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Агапий Ланд(ос), инок Критский (кон. XVI в. – после 1664) Нравственно-аскетические труды Агапий Ланд(ос), инок Критский Монах, врач, писатель, поэт, гимнограф, переводчик и издатель. Автор книги «Грешников спасение». Биография В миру звался Афанасием Ландом. Он родился в г. Ираклион (о. Крит), предположительно в последнем десятилетии XVI века. О его жизни сохранилось немного сведений. После учебы на родине и в Венеции Афанасий довольно долго пребывал на Крите (в городах Фурна и Иерапетра), жил рядом с простыми людьми, познавая их трудности и нужды. До 1617 года почти два года он состоял в Ираклионе секретарем венецианского властителя Крита Андрея Корнара, ученого мыслителя и поэта, переписывая его греческие и итальянские стихи. Мы не знаем точно, когда Ланд принял решение оставить мир и удалиться на Святую Гору, приняв монашеское имя Агапий. Вначале он подвизался два года в Лавре святого Афанасия, но, в конце концов, предпочел уйти из общежитийного монастыря, чтобы в одиночестве заняться Богомыслием. Инок удалился в келлию скита Малой Анны, где предался изучению духовных книг и писательству. Богатый материал для его работы содержали не только имевшиеся у него собственные греческие и итальянские книги, но и библиотеки Святого Афона. Однако беспокойный дух Агапия не довольствовался этим. Он желал быть ближе к народу и его нуждам, стать проповедником, для чего объезжал острова Эгейского моря: Сирос, Андрос, Сифнос и другие, а также захваченный турками Пелопоннес, непосредственно узнавая запросы порабощенного греческого населения, материальную скудость, духовные поиски соотечественников. В то время, когда католическая и протестантская пропаганда активно распространяла свое вероучение, греческий мир оставался без просветительской поддержки. Не было учителей, образованных клириков, которые бы просвещали и удерживали народ на пути Православия. И Агапий решил сам восполнить отсутствующее, дать народу Божьму книги, написанные простым языком, проповедовавшие правую веру и ставшие полезным пособием для клириков. Но чтобы реализовать свой план, ему недостаточно было просто переписывать книги, что считалось обычным на Святой Горе, ибо рукописные копии получались дорогими в цене и редкими. По этой причине Агапий предпринял путешествие в Венецию, где существовали славные типографии, выпускавшие греческие книги даже в годы турецкого ига. За три таких совершенных им поездки он издал более десяти книг, некоторые и вторым изданием, а расходы на печатание брал на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/

С 30-х гг. XVI в. в З. в основном среди мелкой и средней венг. шляхты распространялась Реформация , преимущественно в форме кальвинизма . К кон. XVI в. к кальвинизму присоединилось все венг. население комитатов Унг, Берег, Угоча и часть населения Марамороша. Начавшаяся в первые годы XVII в. Контрреформация затронула З., в т. ч. его правосл. население, в отношении к-рого католики осуществляли активную прозелитическую деятельность. Правосл. Церковь в З. находилась в этот период в упадке: социальное положение правосл. духовенства почти не отличалось от положения их преимущественно сельской паствы; клирики, так же как и крестьяне, были обязаны нести феодальные повинности в пользу землевладельцев. На протяжении 1-й пол. XVII в. венг. магнаты в З. и нек-рые епископы, занимавшие Мукачевскую кафедру, пытались заключить унию, но наталкивались на сопротивление паствы и резкое противодействие трансильванских правителей-протестантов, владевших 2/3 территории края. Вслед. этого униат. деятели перебрались в Унгвар под защиту католиков Другетов. 24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре А. Другет (Якушич) при поддержке владелицы замка и ее брата католич. еп. Эгерского Дьёрдя Якушича заключил унию (см. Ужгородская уния ), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в юрисдикцию папы Римского (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Ужгородскую унию признало правосл. духовенство комитатов Унг, Шарош и Земплен, к 1664 г.- комитатов Берег и Угоча. Дольше всего Православие сохранялось в Марамороше, где распространению унии препятствовали поддерживавшие протестантов трансильванские князья. Время от времени там действовали правосл. Мараморошские епископы, чья кафедра находилась в Успения Пресв. Богородицы мон-ре (совр. с. Угля Тячевского р-на Закарпатской обл.). К сер. XVII в. в Марамороше помимо Успенского и Михаило-Архангельского в с.

http://pravenc.ru/text/182499.html

В средневек. зап. церковных календарях память М. и К. не обозначена. Впервые память М. появляется под 29 марта в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини (Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui/Ed. P. Galesinius. Venetiis, 1578. P. 45v). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний , пользовавшийся Синаксарями при греч. печатных Минеях, отметил в Римском Мартирологе под 29 марта память только К. В комментариях к Мартирологу Бароний написал о М., что Римско-католическая Церковь не считает его святым, т. к. епископ был арианином и неизвестно, отказался ли он от своих заблуждений (MartRom. 1587. P. 143). В «Церковных анналах» Бароний высказался о М. более мягко. Учитывая, что М. хвалят свт. Григорий Богослов и церковные историки Созомен и Феодорит Кирский, Бароний допустил, что епископ мог вернуться к православию ( Baronius C. Annales ecclesiastici. Lucae, 1739. T. 5. P. 95-96). В современной редакции Римского Мартиролога под 29 марта обозначена только память М. и говорится, что во времена арианских споров епископ «немного отклонился» от православной веры, однако свт. Григорий Назианзин назвал его мужем, исключительным по своей святости (MartRom (Vat.) P. 198). В сер. XVII в. И. Болланд и Г. Хенскенс, опираясь гл. обр. на авторитет свт. Григория Богослова, доказывали несомненное право именовать М. святым. При этом болландисты предложили ряд допущений, оправдывающих М., и предположили, что епископ подписал не 4-ю, а 1-ю Сирмийскую формулу (351), к-рая была впосл. оценена как вполне соответствующая православию. Однако данная гипотеза противоречит сведениям Сократа Схоластика, к-рый привел исповедание М., положенное в основу 4-й Сирмийской формулы (ActaSS. Mart. T. 3. P. 777-778). В 1664 г. А. де Валуа в комментариях к изданию «Церковной истории» Созомена предположил, что, возможно, существовало 2 Марка, епископа Арефустийских: 1-й был арианином и принимал участие в посольстве 342 г., 2-й - полуарианином, впосл. отказавшимся от ереси и ставшим исповедником ( Sozom. Hist. eccl.//PG. 67. Col. 1243-1246). Термин «полуариане» был введен свт. Епифанием Кипрским (кон. IV в.) по отношению к омиусианам, мн. из которых действительно примкнули к никейскому православию в 60-х гг. IV в. Взгляды М. в целом не соответствовали этому направлению. Такое различение двух Марков сохранилось в ряде более поздних изданий и в XIX в. проникло в русский перевод «Церковной истории» Созомена (Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. С. 332).

http://pravenc.ru/text/2562256.html

Конец развитию готической архитектурной традиции положила Реформация сер. XVI b., приведшая к роспуску мон-рей c 1536 г. (растянувшемуся к концу столетия). Смуты XVI–XVII вв. привели к тому, что было утрачено почти все убранство интерьеров, и многие здания превратились в руины. На протяжении более чем столетия практически не строилось храмов и общественных зданий. Редкий пример — собор св. Колумбы в Дерри (1628–1633, архит. Уильям Паррот), 3-нефная зальная церковь в стилистике тюдоровской готики. В Баллиндерри, гр. Антрим, полностью сохранилась типичная рядовая протестантская церковь (1664) — однонефная, с деревянным перекрытием. Барокко и палладианство. Новый строительный подъем начался в И. лишь в кон. XVII b., когда в стране стали работать профессиональные архитекторы, и на первый план вышло светское строительство. Первым крупным архитектором, работавшим в И., был Уильям Робинсон, занимавший в 1671–1700 должность Гл. инспектора (surveyor general), надзиравшего над всей строительной деятельностью в И. Его главное произведение — Королевский госпиталь в Килмейнеме (1680–1684), пригороде Дублина, построенный квадратом по образцу Дома инвалидов в Париже (1670–1706, Либераль Брюан, Жюль Ардуэн-Мансар). Капелла госпиталя (1687) — скромное однонефное зальное сооружение с элементами готики (переплеты окон). С нач. XVIII b. активно разворачивается усадебное строительство. Крупнейший усадебный дом И. возводится в Каслтауне, гр. Килдэр (ок. 1722- 1732?) по заказу спикера палаты общин У. Конноли, вероятно, по проекту итал. архит. Алессандро Галилеи, дополненного надзиравшим за строительными работами англ. (жил в И. с 1726) архит. Эдвардом Ловеттом Пирсом, к-рый также занимал должность Гл. инспектора (1730–1733). Последний был автором также одной из первых и лучших общественных построек И.— Парламента в Дублине (1729–1739, ныне Банк И.), великолепного образца палладианства (с определенными чертами барокко в духе архитектуры Джона Ванбру). После ранней смерти Пирса крупнейшим представителем палладианства в И. был немец Ричард Касселс, автор усадебных домов Пауэрскорт (1731–1740) и Рассборо (1742), оба гр. Уиклоу, а также Госпиталя Ротонда в Дублине (1751–1757, строил Джон Энсор) с небольшой капеллой с декором рококо (Бартоломью Крамильон).

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Рус. библиография, как почти вся рус. лит-ра до XVIII в., была ориентирована на религ. проблематику. Ее первыми памятниками являются списки рекомендуемых для чтения и «отреченных» книг. Древнейший памятник - ст. «Богословьца от словес» (списки «истинных» и «ложных» книг, насчитывающие ок. 30 названий в переводе с греч.), включенная в «Изборник Святослава» (1073) (Изборник Святослава 1073 года. Факс. изд.: М., 1983. Л. 241об.- 263об.). Др. пример библиографии, выполнявшей цензурные функции,- «Кириллова книга» (М., 1664. Гродно, 1786). Считается, что на Руси имели хождение более 160 списков «истинных» и «ложных» книг. Основным источником сведений о древнерус. книгах являются инвентарные и охранные описи б-к, поскольку мн. мон-ри владели значительными книжными собраниями. В целях хозяйственного учета при смене настоятелей производились их описи; таковы, напр., опись б-ки Слуцкого Троицкого мон-ря (1494), составленная при передаче мон-ря настоятелем архим. Иосифом (Солтаном), получившим Смоленскую кафедру, и «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» кон. XV в. (изд. Н. К. Никольским. СПб., 1897), содержащее сведения о 212 книгах и (впервые среди рус. библиографических опытов) постатейную роспись 24 сборников (957 статей). По постановлению Стоглавого Собора (1551) инвентаризация монастырских и церковных б-к стала обязательной. «Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (1573, доп. 1593; опубл.: ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4) включает 1150 названий рукописных и печатных книг. С XVI в. появляется неск. собственно библиографических трудов: «Указец», составленный книгохранителем вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсением Высоцким (1584; опубл. И. А. Шляпкиным. СПб., 1914. (ПДПИ)). Он первый применил способ аналитической росписи содержания книг и сборников, а также систематизации материала, в данном случае - по церковным праздникам. «Опись книгам, в степенных монастырях находящимся» (1653; опубл. В. М. Ундольским//ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Смесь. С. 1-44), включавшая описание 2672 книг, принадлежавших 39 мон-рям,- сводный каталог, выполненный по благословению Патриарха Никона в помощь справщикам московского Печатного двора.

http://pravenc.ru/text/149151.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010