Вологда. Укрепленное поселение располагалось в границах совр. улиц Ленинградской, Октябрьской и Мира. Раннее формирование города и Верхнего посада (выше по правому берегу р. Вологды) привело к тому, что на небольшой площади оказалось свыше 30 каменных церквей, к-рые композиционно подчинялись Софийскому собору и располагались на 3 уровнях (от кромки берега до 500 м от собора), образуя единую панораму. Радиальная структура улиц Верхнего посада, а также ряд улиц Заречья (на низком левом берегу) и Нижнего посада (ниже устья р. Золотухи по правому берегу) были ориентированы на собор Св. Софии, к-рый просматривался с любой точки. Большинство церквей (20 - на Нижнем посаде и 14 - в Заречье) тяготело к реке, только кладбищенские церкви, к-рые логически замыкали городское пространство, были удалены от реки, в Заречье. Храмы соседствовали с мостами, переправами и пристанями. Нек-рые церкви имели «парное» расположение на противоположных берегах. Вдоль дорог из города, на берегах реки, формировались слободы Рощенье, Новинки, Владычная, Рассыльничья, Козлена, Фроловка и др., где также были построены храмы, постепенно входившие в общую городскую структуру. На р. Вологде были сооружены и первые мон-ри - Спасо-Прилуцкий и Дюдикова пуст.; в кон. XVI - нач. XVII в. на основных направлениях дорог на периферии города: Успенский - на пути к Кириллову Белозерскому мон-рю и Свято-Духов - на Московском тракте. Под влиянием архитектуры московских и ярославских храмов, а также кафедрального собора Св. Софии в XVII в. в Вологде строились монументальные 2- и 4-столпные на подклете, близкие к кубическим 5-главые храмы с трапезными и колокольнями, отличавшиеся сдержанным декором. На 1-м этаже размещалась теплая церковь, на 2-м - 2-светный холодный храм во имя вмч. Димитрия на Наволоке (после 1651), Рождества св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (1651-1653, не сохр.), собор Свято-Духова мон-ря (1654, не сохр.), свт. Иоанна Златоуста (Жен-мироносиц, 1664, восстанавливается), свт. Николая во Владычной слободе (1669), ап.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Местонахождение мон-ря К. точно не установлено. Несомненно, что обитель, о к-рой упоминает Иоанн Кассиан, находилась в районе Апта Юлия, и К. управлял ею, будучи епископом. Традиция, зафиксированная у местных антиквариев XVI в., связывает его с местностью Менерб (близ г. Апта), известной также под более ранним лат. названием Mannacus, Manancha («монашеская»). К. приписывается и основание монастыря св. Фавстина; возможно, речь идет об одной и той же обители. Существование последней зафиксировано только с 816 г. О времени епископского правления К. можно сказать точно: он был поставлен на кафедру до 13 июня 419 г., т. к. именно этим числом датируется послание папы Римского св. Бонифация I к галльским епископам, где указывается также имя К. Приблизительно в те же годы были написаны и «Установления». Хронология последующих событий выстраивается в соответствии со временем создания произведений и деятельности Иоанна Кассиана, появившегося в Юж. Галлии ок. 415 г. Точно датируется составление 2-й части «Собеседований», а именно - в течение короткого епископского правления Елладия Арелатского (426), который при окончании 1-й части «Собеседований» был просто монахом, о чем упоминается в предисловии. Т. о., кончину К. можно отнести к периоду между 420 и 425/6 гг. Современниками и ближайшими потомками К. воспринимался в первую очередь как наставник монахов. Анонимный автор «Галльской хроники» (452) упоминает его под 423 г. в списке наиболее знаменитых настоятелей монастырей (patres monasteriorum) этого времени наряду с другими респондентами Иоанна Кассиана: свт. Гоноратом Леринским (впосл. епископ Арелатский), Иовианом и Минервием, настоятелями мон-рей на Стехадских о-вах (у порта Массилии (Марселя)). В Апте литургическое празднование в честь К. было установлено только еп. Вильгельмом I († 1160/61). Память К. появляется в зап. календарях с кон. XIII в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда (IX в.). Хотя памяти К. нет в Римском Мартирологе, она постоянно указывается в частных мартирологах, составленных во Франции в XVII-XVIII вв.: «Всеобщем Мартирологе» Кастеллана (Шастаньоля) (Париж, 1709), «Галльском Мартирологе» А. дю Соссе (Париж, 1637), которые опирались на литургическую практику диоцезов Юж. Франции. Аптский бревиарий 1532 г. содержит память К. под 21 сент. с октавой и переносит память ап. Матфея на следующий день. Такая же традиция отмечена в бревиарии 1664 г. Напротив, Нимский бревиарий 1679 г. переносит ее на 22 сент. Память без литургических чтений помещена под 20 сент. во Фрежюсском бревиарии 1529 г. Память К. отмечалась в аббатстве Сен-Виктор в Марселе (монастыре, основанном прп. Иоанном Кассианом) 21 сент.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

В 50-60-х гг. XVII в. в М. Б. м. развернулись грандиозные строительные работы. 28 июня 1664 г. был освящен Благовещенский собор. Совр. искусствоведы полагают, что от собора сер. XVI в. остался только подклет, а стены и пятиглавие датируют XVII в. ( Масленицын. 1971. С. 22). Сохранившийся собор возводился на средства муромского купца члена московской гостиной сотни Б. Цветного. Цветной подарил обители «на помин души» большое Евангелие московской печати. Переплет украшал серебряный с позолотой оклад с 8 драгоценными камнями. Позже он передал в М. Б. м. серебряную водосвятную чашу (1654) ( Травчетов. 1903. С. 95-96). В 1667 г., уже будучи монахом обители, Цветной пожертвовал в М. м. серебряное с позолотой паникадило (ныне в ГРМ; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Ил. 70). В кон. XVII в. на средства Цветного в М. Б. м. была возведена сохранившаяся высокая кирпичная колокольня. В 1724 г. указом Синода М. Б. м. подлежал закрытию, а вся братия переводилась в муромский во имя благоверных князей Бориса и Глеба монастырь . Горожане и крестьяне Муромского у. встали на защиту обители. В 1725 г. в Синод были направлены 2 челобитные с просьбой «обретающегося в городе Муроме Благовещенского монастыря монахов в Борисоглебской того же уезда монастырь для соединения не переводить, а быть бы тому Благовещенскому монастырю по-прежнему» (О бытии. 1901. С. 47-48). Обитель не была закрыта, в 1792 г. пострадала от пожара, сгорели и рухнули деревянные главы собора, полностью уничтожены кельи настоятеля и братии, ограда и др. деревянные строения. Был уничтожен древний тябловый соборный иконостас. В 1797 (по др. данным, в 1799) г. муромский купец И. М. Масленников пожертвовал крупную сумму денег на изготовление нового барочного иконостаса ( Травчетов. 1903. С. 87, 91). Изготовить иконостас взялся мастер Руф Константинов, дворовый с. Измайлова Арзамасского у. В 1802 г., при игум. Феофиле, иконостас был позолочен на церковные средства.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Благовещенский собор более чем за 400-летнюю историю неоднократно перестраивался и ремонтировался. Возведенный в сер. XVI в., он пострадал в 1615-1616 гг. и в 1664 г. был полностью перестроен. В 1836 г. в юж. апсиде Благовещенского храма на старом антиминсе освятили престол св. князей Константина, Михаила и Феодора. С сев. стороны к собору примыкала теплая церковь с 2 престолами - ап. Иоанна Богослова и свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского. Стены Благовещенского собора выложены из большемерного кирпича. Основной объем представляет собой прямоугольник со сторонами 10,8×7,5 м. Алтарь имеет 3 высокие апсиды. Юж. стена церкви вертикально разделена 4 пилястрами, переходящими в широкий карниз, украшенный пояском из 4-угольных ниш и луковицеобразных углублений. Карниз храма обрамлен рядом мелких зубчиков, придающих внешней отделке здания особую выразительность. На центральных пилястрах на уровне 2-го яруса собора выложены квадратные киоты с килевидным завершением. На основном объеме храма установлены полукруглые закомары, плавно переходящие в стройное пятиглавие. На рубеже XIX и XX вв. внутри закомар нижнего ряда находились живописные композиции на евангельские сюжеты. Юж. окна фасада храма расположены в 2 яруса. Большой внутренний объем здания нуждался в дополнительном освещении, поэтому наряду с оконными проемами 1-го яруса зодчий решил выложить второй. Окна верхнего яруса и средний оконный проем в нижнем ярусе украшены изящными наличниками в виде кокошников и полуколонн, обрамленных фигурными балясинами. В кокошнике среднего окна Благовещенской ц. помещен российский герб - двуглавый орел. Собор завершается традиц. пятиглавием, утвержденным на высоких барабанах. В основании каждой главы имеется четыре килевидных кокошника. Закомары орнаментированы дугообразными валиками, нанизанными друг на друга, придающими объемность и выразительность. Луковичные главы, вероятно, были поставлены после пожара 1792 г., и первоначальная их форма могла быть иной. С юж. стороны к собору примыкает высокая паперть. Она соединяется лестницей с красивым шатровым крыльцом, покоящимся на 4 грушевидных колоннах, связанных арками и висячими перемычками. Каждая сторона крыльца украшена небольшим квадратным киотом. Точная дата сооружения крыльца неизвестна. По всей видимости, оно было построено после возведения колокольни, в кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

И. коснулся истории Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры в Луцко-Острожской епархии. В разделе о чудесах среди монашествующих, в чуде 20, агиограф впервые привел свидетельство о явлении Богородицы на скале близ с. Почаев (ныне город в Тернопольской обл.) и об оставшемся на скале отпечатке стопы Пресв. Девы, из к-рого забил целебный источник. Свидетелями чуда были житель Почаева Иван Босый и «хлопята», пасшие рядом овец. И. сообщает, что в пещере, вырытой в скале, обитал некий монах-пустынник, также видевший чудесное явление. Именно он поведал Иоанну Босому и мальчикам-пастухам, что «Пресвятая Богородица стояла на той скале, на которой там стопа Ея вырыта». И. пишет, что с тех пор в той стопе всегда «вода чистая находится, которой разные болезни лечатся, и на той скале поставлена церковь знаменитая мурованая, и при церкви монастырь знаменитый, муром вокруг обведенный». Данное известие является одним из первых источников по истории главной святыни Почаевской лавры, а также свидетельством того, что Почаевскому общежительному мон-рю, основанному в кон. XVI в., предшествовал пещерный пустынножительный скит. Большое внимание И. уделил святыням Галичины (Львовско-Галицкой и Каменецкой епархии), где он находился в 1664-1665 гг. В разделе «Чуда Пресвятои Богородицы от образов Еи», в чуде 41, рассказывается о Трембовльской (Теребовльской) иконе Богоматери, источавшей слезы в течение неск. недель в 1663 г. в правосл. храме в г. Трембовля (ныне Теребовля Тернопольской обл.). В чуде 54 речь идет о местночтимой Сокальской иконе Богоматери - точной копии Ченстоховского образа, к-рую написал литов. иконописец Яков Венжик и по велению явившейся ему Богородицы привез в г. Сокаль (ныне в Львовской обл.), где образ был поставлен рус. священником в правосл. церкви (при описании этого чуда дана ссылка на кн. А. Каламато «Laudes praerogativae et magnificientiae Mariae Virgines discursus» (Беседа о почитаемой, Пресвятой и величественной Деве Марии)). В разд. «Чуда Пресвятои Богородицы в церквах Ея» упоминается Креховский монастырь (существовал в совр. с. Крехов Жолковского р-на Львовской обл.), где на Благовещение чудесным образом зажглась свеча в ц. Покрова Богоматери. Описано явление Богородицы некоему человеку в лесу в Галицком повете: Пресв. Дева приказала срубить дуб и построить из него храм в Ее честь. Так была создана небольшая ц. Успения, которую впоследствии сожгли татары, но на ее месте вскоре был создан «монастырец Толмачик» (существовал в совр. с. Товмачик Коломыйского р-на Ивано-Франковской обл.). Приведено предание о том, как Богородица явилась во сне жителю Галицкого повета Марку Шумлянскому и повелела ежедневно читать параклис.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Собор в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (северный) и Покрова Пресв. Богородицы (южный) возводился с 1629 г. Приводимая иногда в лит-ре дата сооружения (либо начала строительства) собора 1613 г. ошибочна. Лишь конгрегация 1629 г. постановила заложить церковь «в этом году после Пасхи». Ни архитектор, ни дата освящения храма неизвестны. В новейших публикациях историки архитектуры указывают различные даты окончания строительства - 1639 г. ( Боровой. 2001. С. 22), 1650, 1671 гг. ( Kyлarih. 2001), 1650, 1663 гг. ( Слюнькова. 2002). Согласно актам конгрегации 1661 г., работы по сооружению церкви были выполнены в основном при «старшем» (т. е. игумене) Петре (Мимонском). Необходимость реставрации храма отмечают акты 1686 и 1709 гг. Успенский собор. 1629 - после 1639 г. Фотография. 2008 г. Успенский собор. 1629 - после 1639 г. Фотография. 2008 г. Успенский собор (ныне длина более 55 м, высота под куполом ок. 40 м), один из 3 крестово-купольных храмов 1-й пол. XVII в. в Великом княжестве Литовском, был выстроен в традициях католического храмостроительства Речи Посполитой кон. XVI-XVII в., отражавшего тенденции позднего маньеризма и раннего барокко. Несмотря на многочисленные перестройки, основные формы первоначального здания (преимущественно в интерьере) сохранились. Собор представляет собой 3-нефную купольную базилику с трансептом и полуциркульной апсидой. Зап. фасад собора был фланкирован 2 башнями. Ячейки нефов перекрыты крестовыми сводами, рукава трансепта (что совершенно нехарактерно) - купольным (северный) и парусным (южный) сводами. Над средокрестием возвышался обширный купол на высоком барабане. Под алтарной апсидой устроена крипта, где находится св. источник. Главный алтарь, согласно правосл. традиции, был отделен иконостасом; по католич. традиции было еще 4 боковых престола. В притворе собора устроена небольшая капелла, куда в 1664 г. поместили останки Кунцевича (позже перенесены в Замостье), затем - еп. Иоакима Законовича. Ок. 1760 г. собор был, по-видимому, перестроен в стилистике т. н. виленского барокко, близкой к рококо позднебарочной архитектуры сев.-вост. земель Речи Посполитой 30-70-х гг. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/182311.html

Койнас 9 янв. 1664 (1670?) г. был «у моря на Кедском берегу», внезапно заболел и не мог ходить, но выздоровел после того как вышел на улицу, где стоял образ И., и помолился перед ним (Там же. С. 163). Тот факт, что образ святого у поморов выставляли для моления даже на улице, свидетельствует о широком почитании И. в Мезенско-Печорском крае. В Житии преподобномученика повествуется о чуде, происшедшем с холмогорским иконописцем Григорием Селивановым Поповым, к-рый договорился выполнить иконы для Ущельского храма и поехал в Холмогоры для покупки красок. Возвратившись, он начал писать иконы для храма во имя свт. Николая Чудотворца в Азаполье; «…тогда заболели у него очи, и от тоя болезни 2 недели писать не мог. И прииде ему на ум обещание писать иконы в Ущельи с Прокопьева дня... роскаясь и обещася петь молебен у гробницы преподобномученика Иова, и на гробнице его написать образ подобия его на покрове (т. е. список.- Авт.), и оттого времени здоров бысть очима, и написав иконы во храм и на гробницу, прослави Бога и святаго Иова» (Там же. С. 161-162). Иконописец Григорий Селиванов родом из с. Матигоры (рядом с Холмогорами) упоминается в составе артели иконописцев Холмогорского архиерейского дома в кон. XVII в. ( Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI-XVIII вв. М., 2009. С. 88). Для ц. Рождества Христова, заново возведенной в 1886 г. в Ущелье, архангельскими иконописцами были созданы новые иконы. Справа от храмовой иконы стоял «образ св. праведнаго Иова Многострадального и местночтимого св. преподобномученика Иова Ущельскаго, писан на дске красками; длины имеет 21/4 аршина, ширины 1 аршин; над главою св. Иова Ущельскаго находится венец серебряный 84 пробы, весу имеет один золотник. Кругом образа рама позолочена червоным по мардану золотом» (Главные описи церковного имущества Христорождественской и Иовской церквей Ущельского прихода Мезенского у. за 1893 г.- ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1540. Л. 12 об.). В Ущельском приходе была также ц. прав. Иова Многострадального, построенная в 1794 г.

http://pravenc.ru/text/578160.html

земли) и архидиак. Павел Алеппский. М. отправился в путь весной 1664 г. Он пересек Вост. Анатолию, посетив г. Малатью и сел. Чемишгезек в верховьях Евфрата - резиденцию Эрзурумских митрополитов. Архиерейские престолы Вост. Анатолии часто пустовали ввиду своей географической удаленности и слабых связей с церковно-политическими центрами Антиохийского Патриархата. М. стал свидетелем глубокого упадка местных правосл. общин, насчитывавших не более 700 семейств на всем пространстве Армянского нагорья. В своих записках патриарх сообщал, что учил православных верхнего Евфрата основам христ. жизни и возвел одного из достойных местных уроженцев в сан Эрзурумского митрополита. В кон. июня 1664 г. М. еще находился в Эрзуруме (оттуда он отправил с грамотами в Рим хиосского грека Симеона, называвшего себя Исфаханским митрополитом). Далее патриарх продолжил путь, направляясь, очевидно, в Тбилиси, столицу царства Картли. Судя по колофонам М. в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227), 26 сент. 1664 г. он находился в Кутаиси, столице Имерети, 4 авг. 1665 г.- в одном из мон-рей Мегрелии. Зимой 1664/65 г. М. и Павел поднимались в горы Абхазии и Сванети, где патриарх пытался возродить христ. традиции у горных племен, когда-то православных, но в значительной части утративших представления о своей вере. Павел писал о мн. тысячах местных жителей, крещенных его отцом (Грузия в XVII ст. 1905. 3. С. 441-458; 5. С. 66-93; Панченко. Православные арабы и Кавказ. 2013. С. 388). Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) Рукопись-автограф патриарха Макария III Антиохийского (ИВР. РАН. Д 1227. Л. 85 об.— 86) В начале лета 1665 г. в Дамаск прибыл посланник рус. царя Мелетий Грек с приглашением М. отправиться в Москву для участия в суде над патриархом Никоном, поскольку тот настаивал, что рассматривать его конфликт с царем правомочны только вост. патриархи. Не застав патриарха в Сирии, Мелетий, к к-рому уже присоединились Александрийский патриарх Паисий и Синайский архиеп. Анания, выехал вслед за М. в Грузию. В Тбилиси он узнал, что М. находится в Имерети. После долгой переписки с Антиохийским патриархом и настойчивых приглашений прибыть в Тбилиси Мелетий сам отправился в путь и встретился с ним на границе Картли и Имерети. Получив царское приглашение, М. долго колебался, прежде чем решиться ехать в Москву. Возможно, определяющее влияние на него оказали царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз-хан) и его сын царь Кахети Арчил II, к-рые убедили Антиохийского патриарха выступить их дипломатическим посредником в контактах с Москвой и склонить рус. царя к оказанию военной помощи груз. единоверцам.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Спасенный от расстрижения благодаря заступничеству царя, А. был передан в Сибирский приказ, а 17 сент. 1653 г. «за ево многое бесчинство» сослан с семьей в Тобольск, где проживал с кон. дек. 1653 по конец июля 1655 г. Здесь А. пользовался покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и Сибирского архиеп. Симеона, добившегося для него разрешения служить в кафедральном Софийском и Вознесенском городском соборах. Тем не менее, как вспоминал впосл. А., «в полторы годы пять слов государевых сказывали на меня» (т. е. было отправлено 5 доносов на А.). Особенно острое столкновение произошло у него с архиепископским дьяком И. В. Струной. И хотя благодаря поддержке владыки дело закончилось в пользу протопопа, эти события повлияли на его судьбу: было велено перевести А. с семьей под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию. А. доехал только до Енисейска, т. к. поступил новый указ - отправить его в Даурию вместе с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова. Во время похода, начавшегося 18 июля 1656 г., между А. и воеводой, отличавшимся крутым нравом, сложились крайне неприязненные отношения. Уже 15 сент. 1656 г. А. был по приказу последнего наказан кнутом на Долгом пороге за «малое писанейце», в к-ром воевода осуждался за грубость и жестокость. Тогда же казаками и служилыми людьми была составлена инспирированная Пашковым челобитная на имя царя, обвинявшая А. в том, что он написал «воровскую составную память», «глухую, безымянную», направленную против «начальных людей» с целью учинить смуту. Челобитчики требовали смертной казни А. По прибытии отряда Пашкова 1 окт. 1656 г. в Братский острог А. был заключен в холодную башню, где сидел до 15 нояб. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до оз. Иргень, а оттуда волоком до р. Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в нач. июля 1658 г. устья р. Нерчи. Весной 1661 г. А. по приказу из Москвы с семьей и неск. людьми отправился в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. В 1662-1663 гг. он зимовал в Енисейске, с кон. июня 1663 по сер. февр. 1664 г. жил в Тобольске, где был связан с находившимися здесь в ссылке за приверженность к старым обрядам романовским попом Лазарем и Патриаршим подьяком (иподиаконом) Федором Трофимовым, а также однажды виделся с ссыльным Юрием Крижаничем , описавшим в 1675 г. эту встречу. Не позднее мая 1664 г. А. прибыл в Москву. Во время почти 11-летней сибирской ссылки А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть много опасностей, пережить смерть 2 сыновей. В Сибири родилась слава протопопа как героя и мученика за «старую веру», развился его талант проповедника. Позднее он вспоминал, что, возвращаясь в Москву, «по всем городам и селам, в церквах и на торгах кричал», обличая «никонианские» новшества. В Сибири осталось немало его учеников и последователей.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬБРАНШ [Франц. Malebranche] Никола (5.08.1638, Париж - 13.10.1715, там же), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Жизнь, деятельность, сочинения Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Родившийся в многодетной дворянской семье, М. получил домашнее образование: он рос болезненным ребенком, что повлияло на соответствующее решение родителей. Замкнутый домашний образ жизни, почти полная изоляция от сверстников, воспитание в религ. духе - все это в немалой степени способствовало возникновению склонности к уединенным размышлениям, наложившей отпечаток на весь последующий жизненный путь М. К 16 годам здоровье М. несколько поправилось, и родители сочли возможным направить его для продолжения образования в парижский коллеж Ла-Марш. В окт. 1656 г. М. приступил к углубленному изучению теологии в Сорбонне, которое продолжалось 3 года. В 1658 г. в жизни М. произошло одно из переломных событий: он потерял родителей, что во многом повлияло на его решение вступить в католическую конгрегацию Оратория Иисуса (Société de l " Oratoire de Jésus). С 18 янв. 1660 г. М. как послушник Оратории изучал Свящ. Писание, библейскую экзегетику, сочинения отцов Церкви, теологию, церковную историю; значительного интереса к философии в этот период он не проявлял. В 1664 г. М. был рукоположен во пресвитера. В том же году произошло еще одно переломное событие в его жизни: он познакомился с сочинением Р. Декарта (1596-1650) «Трактат о человеке» (L " Homme), которое было написано в 30-х гг. XVII в., но впервые опубликовано лишь посмертно (на франц. языке - в апр. 1664). Чтение трактата, посвященного гл. обр. проблемам механистической физиологии, произвело на М. сильнейшее впечатление и пробудило интерес к одной из основных проблем философии Декарта, связанной с попыткой объяснить взаимодействие «телесной машины» и души.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010