Плавание в р-не мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения 2 морей и образовывались «морские сувои». Во времена В. К. мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, В. К. повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в наст. время в сев. морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского п-ова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника. В. К. вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг, подвизался в посте и молитве вблизи Керети в пустынном месте у озера, впосл. названного Варлаамовым (в кон. XIX в. показывали избушку, в к-рой В. К. принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, В. К. перебрался на один из о-вов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями», здесь же скончался. В 1635 г. кольский воевода Г. И. Волынцев, исцеленный явившимся ему В. К., узнал о том, что святой «в небрежении, на месте его, где положен, там и почивает», повелел «сотворити сень» над могилой святого (вероятно, речь идет о первоначальном погребении В. К. в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской ц. в г. Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасенный В. К. от «потопления» на море во время шторма, прибыл в Кереть и повелел «от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати». Позднее (1664?) останки преподобного перенесли в Кереть и погребли на востоке от алтаря ц. вмч. Георгия Победоносца. В 1664 г. поморы П. Буторин, И. Поснов и Е. Больнищев впервые записали случаи явления В. К. и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам В. К.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Одним из главных центров почитания А. на Западе стал г. Апт. Согласно местной легенде, сохранившейся в Бревиарии Аптского еп-ства (BHL, N 493), мощи А. были перенесены в Галлию в I-II вв. В 162 г., узнав о том, что имп. Марк Аврелий собирается разорить христ. общины в Галлии, еп. Авспиций спрятал мощи в подземной пещере; впосл. он претерпел мученическую кончину. Мощи А. были чудесным образом обретены при имп. Карле Великом, когда Реймсский архиеп. Турпин освятил новый кафедральный собор в Апте. В ризнице собора находился резной ларец из слоновой кости, в к-ром были обретены мощи А. На ларце было написано: «Это тело блаженной Анны, матери Девы Марии» (Hic est corpus beatae Annae, matris Virginis Mariae). Ларец изготовлен на Востоке или в араб. Испании в XI-XII вв. ( Golvin L. Note sur quelques objets en ivoire d " origine musulmane//Rev. de l " Occident musulman et de la Méditerranée. Aix-en-Provence, 1973. Vol. 13/14. P. 427-436). Шелковая ткань, в к-рую была завернута святыня, изготовлена в кон. XI в. в Египте и, вероятно, вместе с мощами А. была привезена в Апт с Востока после 1-го крестового похода (1096-1099). В Аптском лекционарии (1664) сокрытие мощей А. связывалось с гонением имп. Траяна, упоминания об архиеп. Турпине отсутствуют. Согласно др. преданию, мощи А., к-рые хранились в Риме, были подарены 1-му Аптскому еп. Авспицию папой Климентом I. В поздних источниках обретение мощей А. датировано 790, 792 или 801 гг. Болландисты высказывали сомнения в истинности этих преданий, к-рые не подтверждаются более ранними источниками (ActaSS. Iul. T. 6. P. 254). В 1407 г. еп. Жан Фийе даровал отпущение грехов всем, кто окажут помощь в строительстве новой капеллы для хранения мощей А. В 1501 г. в Апте было основано братство св. А. В 1533 г. папа Климент VII даровал отпущение грехов тем, кто совершили паломничество к мощам А. Кор. Анна Австрийская в надежде на исцеление от бесплодия приобрела частицу мощей А. (1623). После рождения сына, буд. кор. Людовика XIV, королева совершила паломничество в Апт. На ее средства была построена новая капелла (1664) для хранения бюстов-реликвариев с мощами А., св. Авспиция и мч. Кастора. В 1879 г. собору в Апте был присвоен титул малой базилики. Частицы мощей А., в основном происходившие из Апта, находились в различных церквах Европы, США и Канады ( Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 222-234).

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

Евангельские сюжеты появляются в хачкарах ( Аменапркич мон-ря Ахпат). Их изготовление становится массовым, техника резьбы на хачкарах приближается по утонченности к искусству плетения кружев. Создание орнамента на плоскостях разного уровня сообщает обелиску пространственную глубину (хачкары Тудеворди в Санаине, 1184; мастера Погоса в Гошаванке, 1291; мастера Момика в Нораванке, 1308 и др.). Богоматерь с Младенцем. Рельеф гавита мон-ря Нораванк. Кон. XIII в. Богоматерь с Младенцем. Рельеф гавита мон-ря Нораванк. Кон. XIII в. Архитектура Киликийского арм. царства (1080-1375) формировалась под воздействием целого ряда влияний: Вел. А., местных визант. памятников, зодчества стран Средиземноморья и искусства греч., сир. и итал. колоний Киликии. Мощными укреплениями были оснащены столица царства Сис, города Аназарв , Адана, Корикос, крепости Одзиберд (Левонкла), Тумлуберд и др. Во мн. случаях основу этих сооружений, как и нек-рых церковных построек, составляли античные и визант. постройки (Аназарв, Паперон), купольные храмы встречались редко (Св. Софии в Сисе, 1230). Большинство церквей в крепостях являлись небольшими однонефными постройками (нек-рые в 2 этажа), располагавшимися вдоль стены, их апсиды заключались в объеме крепостной башни и лишь изредка выступали за ее пределы. С кон. XIV в. монументальное строительство в А. практически прекратилось. В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, возводились церкви и мон-ри в Ереване и пригородах, Вагаршапате, Агулисе. Мон-ри представляли собой компактный комплекс, окруженный оборонительными стенами, с одним храмом посреди двора, жилыми и хозяйственными постройками (Мец-Анапат близ Татева (1660); Амарас в Арцахе (1667-1676); Сурб Акоп (св. Иаков) Параги в Нахчеване, Ктуц в Васпуракане, Сурб Тадеиванк (мон-рь св. Фаддея) в Артазе ; Сурб Геворг (св. Георгий) в Мугни (1664) и Хор-Вирап (1662-1695) в Айрарате и др.). Традиц. тип купольного зала встречается редко (Хор-Вирап, Шогакат в Вагаршапате), наиболее распространены трехнефные базилики, часто с одной парой столпов, а также двухстолпные и четырехстолпные крестово-купольные храмы (Мегри). Перед входом в церковь часто сооружались многоярусные колокольни (Эчмиадзин, 1654-1658). Архитектура нек-рых храмов XVII в. имеет богатое фасадное убранство в виде полихромной (шахматной или полосной) кладки (Мугни) или барельефной орнаментации и скульптуры (барабан купола Эчмиадзинского собора). В этих произведениях, продолжающих местные традиции, присутствуют элементы европ. и иран. зодчества, напр., наряду с камнем используется кирпич (Мегри, Васпуракан).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов «Києво-Могилянська akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в. И. м. юридически считался сельским поселением Дворцового (Удельного) ведомства с правами на собственность и владения, с платежами и повинностями. Права иноков определялись их сословной принадлежностью на время поступления в обитель (напр., настоятель Прохор числился мещанином г. Вольска и платил подушную подать по месту приписки). Монаршие привилегии иргизские монахи-староверы (освобождение в 1797 от рекрутской повинности, право на общинное поземельное владение с 1804) получали в виде исключений. По свидетельству майора К. Вилимсона, в 1775 г. проводившего перепись на Иргизе, первые деревянные постройки сильно пострадали во время Пугачёвского восстания: «...скит… весьма беден, в 1773 году киргисцами сожжон». При преемнике Авраамия мон. Андриане в обители была построена и 15 авг. 1787 г. освящена 5-главая деревянная холодная ц. Воскресения Христова с 3-ярусной колокольней. В нач. XIX в. (до 1812) к храму пристроили боковые галереи. По преданию, иконы для Воскресенской ц. написал знаменитый тверской мастер И. Пешехонов. От благотворителей, саратовских и вольских купцов, а также от винного откупщика В. А. Злобина храм получил богатое убранство: уникальный 7-ярусный иконостас, 6-пудовую дарохранительницу, 18-пудовое 6-ярусное медное высеребренное паникадило. По описи еп. Иакова (Вечеркова) , в храме хранилось до 20 дониконовских антиминсов, самый древний из к-рых был освящен в 1536 г. На средства Злобина в 1795 г. была построена деревянная теплая ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова (разобрана в 1863, на ее месте возведен каменный храм). К кон. 20-х гг. XIX в. в обители были построены настоятельский корпус, ризница, б-ка, больница, гостиница для паломников, более 60 келий (в т. ч. 2-этажные), деревянная ограда с каменными воротами. В 1791 г. за монастырской оградой, на хуторе, построили амбары для хранения хлеба и проч. припасов, хозяйственные постройки, 2 ветряные и водяную мельницы, а также 10 деревянных келий. В версте от хутора располагалась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801-1804 гг., проводившегося по указу имп. Павла I, обитель получила 2660 дес. 1664 саж. земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом. В 1828 г. монастырь владел 107 лошадьми и 316 головами рогатого скота. В 1-й четв. XIX в. выручка от продажи продуктов животноводства составляла 2-3 тыс. р. в год. В 1818-1819 гг. мон-рь организовал подворье в Вольске. Со времени основания в совместном пользовании обители и окрестных крестьян были рыбные ловли на реках Б. Иргиз, Б. Кушум и на ближайшем к мон-рю озере, за к-рые иноки вносили часть платежа в Дворцовую (Удельную) контору. После перевода И. м. в единоверие (1828) они платили деньги в местную казенную палату, что было обусловлено передачей в 1828 г. удельных земель на Иргизе в казну.

http://pravenc.ru/text/673917.html

В 60-х гг. XVII в. обострился кризис церковной жизни на Правобережье, где выборы 1663 г. (после смерти митр. Дионисия (Балабана-Тукальского)) завершились избранием 2 кандидатов - Антония (Винницкого) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). В 1664 г. Иосиф, пользовавшийся поддержкой большей части духовенства Правобережья, был арестован польск. властями и заключен в тюрьму. Он вышел на свободу лишь в 1667 г. (или в кон. 1666) и при помощи правобережного гетмана П. Дорошенко смог установить свою власть над зап. частью митрополичьей области (Правобережная Украина) и правосл. учреждениями в Белоруссии и Литве. Гетман и митрополит вели борьбу с распространением унии на этой территории. Северная, литовско-белорус., часть К. е. после ухода рус. войск оказалась под упр. наместника митр. Иосифа - слуцкого архим. Феодосия (Василевича). Здесь уже в 60-70-х гг. XVII в. активно восстанавливались позиции униат. Церкви (за исключением Слуцкого княжества). Когда в 1672 г. Феодосий был утвержден на Могилёвской кафедре, он оставался одновременно и архимандритом слуцким, и наместником митрополита в Великом княжестве Литовском. В кон. 60-х гг. XVII в. обозначился курс укр. лидеров Правобережья на поиски поддержки у Османской империи для обеспечения автономии гетманства и ликвидации на его территории униат. Церкви. На раде в янв. 1668 г. в Чигирине при участии митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) было принято решение подчиниться власти султана. С этим решением, вероятно, была связана выдача «по челобитью Дорошенкову» 6 марта 1668 г. К-польским патриархом Мефодием III настольной грамоты Иосифу на Киевскую митрополичью кафедру, Иосиф получил титул «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, епископ Белорусский и архимандрит лещинский». Одновременно Иосифу была послана грамота султана об утверждении на кафедре, что стало важным шагом на пути подчинения Правобережного гетманства Османской империи. И рус., и польск. современники считали митрополита главным советником гетмана Дорошенко при установлении османского протектората.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

К 1 янв. 1916 г. в пустыни проживало 115 монашествующих, послушников, бельцов и служителей. С 1916 г. обитель возглавлял архим. Евстафий. Годовой доход пустыни составлял 19 тыс. р. Земельные владения включали 4614 дес. 812 саж., в т. ч.: 2020 саж., занятых постройками, 2837 дес. леса, 1664 дес. болот, 90 дес. озер, 4 дес. 300 саж. под реками и ручьями, 10 дес. 900 саж. под проселочными дорогами. Кроме того, Н. Б. м. принадлежало 444 дес. 654 саж. земли в с. Любовец. Но непосредственно мон-рь пользовался лишь ближайшими землями в с. Любовец и хуторе Бор, отдаленные земли с разрешения епархиального начальства и с согласия братии сдавались в аренду. Кроме земли и леса Н. Б. м. владел рыбными ловлями на Псковском оз. около Семского о-ва и на озерах Лунево, Великое, Стречно, Плотично и Лезенец. Однако дохода они не приносили, т. к. арендаторов рыбных ловель не было. Архитектура и реликвии В нач. XX в. в Н. Б. м. были каменные Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась ц. в честь святых Кирилла и Мефодия, в монастырском с. Любовец, в 6 верстах от обители,- ц. во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких. Каменный 5-главый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (кон. XVII в.) был поврежден при пожаре 1791 г., через год восстановлен. В 1807 г. пристроены новый алтарь, паперть и приделы: правый - во имя прп. Никандра, левый - во имя апостолов Петра и Павла и в память обретения мощей прп. Никандра (29 июня). Над соборной папертью была устроена палата, служившая ризницей. В 1894 г. в соборе установлены «аммосовские печи» (аналогичные печам в Зимнем дворце С.-Петербурга). В 1896 г. цоколь храма облицован тесаным камнем. В 1900 г. придел прп. Никандра отремонтирован, стены и потолок расписаны, в 1902 г. такой же ремонт произведен в приделе апостолов Петра и Павла. В 1908 г. в соборе сделаны новые дубовые рамы, весь храм покрашен, в Никандровом приделе настлан паркетный пол. В 1911 г. оба придела вновь ремонтировались, поновлялась роспись. Весь храм заново покрыли листовым железом, окрашенным масляной краской, на главах установили золоченые кресты и звезды. В 1913 г. стены собора расписали заново. Собор разобран в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

С. 276-279), и где кроме св. мощей князей-страстотерпцев хранились и др. борисоглебские реликвии, в частности меч Б., в 1155 г. увезенный во Владимир св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским . Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 г., во время нашествия татаро-монголов на Киев, тогда же были утрачены св. мощи князей. В 1-й пол. XVII в., несмотря на то что в Вышгороде никто не жил, на месте древнего храма был выстроен правосл. деревянный храм, сожженный поляками в 1651 г. и восстановленный в кон. XVII в. В 1860 г. на его месте поставили небольшую каменную церковь, сохранившуюся до наст. времени. Первая попытка обретения мощей Б. и Г. в Вышгороде была сделана в 1743 г. Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) по распоряжению имп. Елизаветы Петровны ; поиски мощей производились также в 1814 и 1816 гг., однако все эти попытки были безуспешны. Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Уже к нач. 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были построены деревянные церкви, к-рые со временем были заменены каменными: в 1117 г. киевский кн. Владимир Мономах заложил каменную церковь на Льте, а в 1145 г. (вероятно, 5 сент.- Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска. С. 37-38. Прим. 4) его внук смоленский кн. Ростислав Мстиславич - на Смядыни; почти сразу при них возникли мон-ри (на Льте - ранее 1073, на Смядыни - не позднее 1138 ). Мон-рь на Льте был сожжен половцами в 1154 г. В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского мон-ря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на строение мон-ря «на крови» Б., однако мон-рь по неизвестным причинам не был создан; в 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В кон. XVII в. упоминается ц. во имя Б. и Г. неподалеку от места гибели Б., на др. берегу Льты; храм был возобновлен в 1784 и 1839 гг., ежегодно 2 мая к нему совершался крестный ход из переяславского Вознесенского собора. Др. центром почитания Б. и Г. являлся мон-рь на Смядыни, связанный, очевидно, больше с памятью Г.: ср. предание об исцелении здесь в 1177 г. князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ослепленных в ходе их конфликта со своим дядей владимиро-суздальским кн. Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо , «сентября 5 день, на убиение Глебово» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 244). В 1191 г. сюда из Вышгорода были торжественно перенесены пустые старые раки от мощей Б. и Г., о чем сохранилось проложное чтение под 11 июня, очевидно, днем освящения каменной церкви. Мон-рь на Смядыни существовал до нач. XVIII в. (В древнейших борисоглебских памятниках нередко прослеживаются явные следы преимущественного почитания Г. Таковы, в частности, кресты-мощевики XII в., к-рые несут изображение Г. на лицевой стороне, а Б.- на оборотной. Эти факты пока не нашли убедительного объяснения.)

http://pravenc.ru/text/153171.html

Перлёвка. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Перлёвка расположено по берегам реки Камышовки (Перлевки). Известно с 1664 г. Название получило по р.Перлевка, упоминающейся еще в 1615 г. Первоначально было заселено казаками-черкасами (132 дворов) и пришлыми русскими (32 двора). Первая церковь во имя Рождества Христова была построена в 1699 г., спустя 90 лет заменена каменной, перестроенной в конце XIX в. В 1789 г. - «вместо деревянной» на открытом крутом берегу реки Камышовки построена каменная церковь Рождества Христова, с приделами Усекновения Главы Святого Иоанна предтечи (правый) и Святого Митрофана Воронежского (левый). В архитектуре церкви прослеживаются черты позднего барокко, а также элементы эклектики - результат перестройки кон. XIX в. В 1918-1924 гг. эта церковь стояла на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как наиболее ценный памятник архитектуры Воронежской губернии. Л.В. Кригер Церковь Рождества Христова в селе Перлёвке с приделами на правой стороне – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, на левой – св. Митрофана Воронежского каменная, с колокольнею, построена в 1789 г. Эта церковь была построена на месте прежде бывшей еще во времена св. Митрофана, так как под 1700 г. упоминается села Перлевки Рождественской церкви поп Афанасий. В 1730 г. в Перлевской церкви священником был о. Алексей; в 1779 г. было два штата причта и священниками были Петр Гаврилов и Иоанн Петров. Земли пахотной и сенокосной 49 ½ дес., есть на землю план. Прихожан 2930 душ. В причте село и деревня Иларионовка, два штата. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09139

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010