Из описей XVI и XVII столетий сохранились за следующие годы: 1564 конец описи, 1575 без первого листа, 1585, составленная после 1591 г. без начала и конца, 1631, 1642, 1647, 1663 без начала, 1680, 1683 и 1688 г. Некоторые из них отличаются полнотою и подробностью, напр., в описях 1564 и 1575 годов показывается число служителей и мастеровых по каждому роду занятий их, число деревень, принадлежащих монастырю, и в них – тяглых вытей, количество получаемого с каждой выти в год дохода деньгами, хлебом, маслом, яйцами, холстом; а некоторые, напр., 1631 и 1639 г., в сравнении с теми довольно кратки. Кроме объяснения бытовой стороны монастыря и близкой к монастырю полосы населения и усердия этого населения к монастырю, описи представляют большой интерес своим безъискусственным, соответствующим времени складом речи; своими старинными своеобразными словами и выражениями. б) Приходорасходные книги От XVI столетия сохранились неполные приходные и расходные тетради 1561, 1564, 1565, 1586, 1587, 1588, 1589, 1590 и 1591 годов. Из оных за некоторые годы нет приходных, а за некоторые – расходных тетрадей. От XVII столетия сохранились: полные приходорасходные книги за 1606, 1618, 1627, 1635, 1636, 1637, 1639, 1651, 1653, 1656, 1668, 1669, 1681 и 1688 годы, неполные и отрывки приходных или расходных тетрадей за 20 разных годов за несколько годов полные или в отрывках книги житничные, хлебные (харчевые), конюшенные, приходорасходные денежные тетради монастырского волостного старосты за 1686 и 1687 годы и запись вкладов боярина Якова Васильевича Нелединского и жены его 1663 – 1693 годов. Приходные и расходные книги заключают в себе по нескольку разных отделов. Отделы большей части приходных книг: 1. книги денежные, в них записывались вклады от усердствующих лиц как деньгами, так и разными предметами, деньги, вырученные от продажи хозяйственных предметов, свеч восковых и меду для панихид, деньги, поступавшие в уплату по кабалам и разные мелочные поступления; 2. оброчные, – по ним сбирались с крестьян, не работавших на монастырь, большой оброк (в конце XVI и в начале XVII стол., по 40 алт. с выти) и пашенный (малый) оброк (по 13 алт. с выти);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Николай отвечает: «Владыка, вы всякие глупости наговорили. Во-первых, если даже в России все очень плохо, то это еще не означает конца света, потому что судьба России и судьба Православия — это еще не одно и то же. Во-вторых, Россия сама еще не православная страна. России еще нужно, может быть, тысячу лет, чтобы стать по-настоящему христианской страной, а сейчас она не такова. В третьих, правильно, в Евангелии сказано: будет проповедано Евангелие всем народам, и тогда настанет конец. Но ведь речь же идет о Евангелии понятом глубинно, духовно, то есть о православно-истолкованном Евангелии. А проповедуют по всем странам сегодня только католики и протестанты. А православных миссионеров всего три с половиной человека на всю планету. Я здесь, отец Иоаким в Пекине, отец Христофор в Корее, и еще отец такой-то в Йокогаме, но он еще японского языка не знает, поэтому только с русскими военнопленными и может общаться. Три с половиной человека. Так что, пока православное Евангелие не будет проповедано по всему миру, не будет конца света». Проходит лет 70. Конец 70-х годов, или середина. Молодой иеромонах Серафим Роуз подходит к своему духовнику в Америке, в Сан-Франциско. К Иоанну Шанхайскому . И говорит: «Владыка, ведь в Евангелии сказано, что будет проповедовано оно всем народам, и тогда настанет конец. А сегодня, смотрите, христианские миссии в джунглях Амазонки, в Африке, на островах океании — всюду Евангелие проповедуется. Может быть, это знак конца?» Святитель Иоанн отвечает: «Не бери этого в голову. Это сказано о спасающей проповеди — людям надо дать шанс спасения, а спасение только в Православии. Поэтому люди должны услышать на разных континентах православную проповедь. А сейчас проповедуют Евангелие только искаженное — католики и протестанты. Поэтому нет, сейчас не время конца». Выводы. Первый вывод: оказывается, именно миссионерская лень православных — это и есть фактор, удерживающий наступление конца света. Второй вывод более практичный и обоснованный. Кто такой Иоанн Шанхайский? Он большую часть своей жизни прожил в Шанхае, в Китае, а потом в Америке. Смотрите: миссионеры, как Иоанн Шанхайский, или Николай Японский всегда были настроены более оптимистично, чем просто монахи, живущие в монастырях. И это естественно. Монах живет в монастыре, к нему приходят паломники из города и из мира, рассказывают о своих бедах и он думает: «Господи, что же там происходит за стенами монастыря, если ко мне ежедневно прибывают такие разбитые шлюпки? Там совсем катастрофа».

http://pravmir.ru/kogda-nastupit-konec-s...

В результате всех этих запретительных мероприятий число негреческих монахов на Афоне катастрофически упало за период 1920–1940 годов. Так, в Зографе оно уменьшилось за это время с 200 до 70, а в Руссике – с 600 до 270. Средний возрастной уровень монахов в Руссике сейчас около 65 лет, лиц моложе 50 лет насчитывается немного десятков, самому молодому монаху 35 лет. Этому не приходится удивляться, ибо за весь период 1920–1941 годов греческое правительство дало разрешение на поступление в Русский монастырь всего одному человеку, столько же и в Зографе. Сравнительно немногие монахи болгарской и русской национальности, поступившие в эти монастыри, или принадлежат к лицам греческого подданства (македонцы), или же поступили до 1928 года, когда контроль греческой полиции не был ещё так строго организован. А между тем лиц, желавших поступить в монахи (из Болгарии, из русской эмиграции, из православного населения Подкарпатской Руси), было сравнительно много. Не довольствуясь недопущением русских на Афон, греческое правительство упорно пыталось навязывать Русскому монастырю лиц греческой национальности, что при отсутствии поступления русских грозило полной денационализацией Русского монастыря. Такая политика недопущения на Афон монахов не-греков, проводимая афинским Министерством иностранных дел (вопреки его словесным заверениям о противоположном), не может быть иначе объяснено, чем решением положить конец самому существованию на Афоне негреческих монастырей и вообще национальных меньшинств. Во всяком случае, она является вопиющим нарушением статьи 62 Берлинского договора о полном и всецелом равенстве национальностей на Святой Горе. Зограф и Руссик неоднократно протестовали против такого попрания их жизненных прав. (Например, письмо Руссика в Святой Кинот за 85/11–04–1940.) Об этом писались жалобы и в Лигу Наций (жалоба Руссика от 24–01–1932). Однако Версальская Европа не оказалась способной или не пожелала положить конец этой вопиющей несправедливости. 2. Конфискация метохов Вопреки статье 62 Берлинского договора («монахи Афона сохраняют свои прежние владения») и статьи 181 Катастатикос Хартис («всё недвижимое имущество монастырей является абсолютно неотчуждаемым») греческое правительство конфисковало в 1924–1927 годах все святогорские земельные владения, находившиеся вне пределов Святой Горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как книга Откровения Апостолу Иоанну есть последняя книга св. бытописания, а первая книга есть книга Бытия мира и человеческого рода, писанная по вдохнованию Духа Святого пророком Моисеем, то указывая на это, Господь говорит, что чрез Него началось бытие мира и летопись бытия, – как чрез Него же последует и конец видимому миру, о котором возвещается особенно подробно в книге Откровения, и о последней брани змия или сатаны с Агнцем, закланным и вкусившим смерть за спасение мира. Потому и говорит Господь Иоанну: Я есмь Первый и Последний, т.е. Мною все получило начало свое; Мною и кончится; чрез Меня будет конец мира, конец царству сатаны и начало его вечным мучениям, конец борьбе добра со злом, конец смерти, конец умирающим, – и воцарится правда, – от Меня получит праведное воздаяние добро и зло, и пойдут грешники нераскаянные в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Се, иду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом его ( Апок. 22:12 ), говорит Господь неоднократно в книге Откровения. Указывая на то, что Он за нас претерпел смерть и что несомненно будет чрез Него, Победителя смерти, общее воскресение, Он говорит: Я был мертв, и вот, Я жив во веки веков, аминь; и вы живы будете вечно. Вот что означают слова Воскресшего: Я есмь Первый и Последний, и живый, и был мертв для вас, для искупления вашего от смерти, и, се, жив во веки веков, аминь, т.е. Я победил смерть вашу Моею неповинною смертию ради вас, и вот жив во веки веков, и восседаю со Отцем Моим на престоле Его, от которого не разлучался, хотя и был на земле, совершив великий подвиг Мой для вас, подверженных греху и смерти; подвизайтесь и вы, Мои последователи, против греха и творите правду, и где Я, там и слуга Мой будет, т.е. в вечном Царствии ( Ин. 12:26 ). Еще замечательны слова Господа: имею ключи ада и смерти; или – в другом месте той же книги: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит, затворяет, и никто не отворит. Как победители городов, в древности, в знак победы своей брали ключи городских ворот и вступали торжественно в побежденный город, так и Господь наш, победив смертию Своею за нас ад и смерть, взял, как Победитель у сатаны ключи, коими он владел целые тысячи лет, ключи ада и смерти, и разрушив ад, это мрачное, вечное узилище земнородных, освободил вечных пленников и вывел во свет Царствия небесного. Вот почему мы так светло, все со свечами горящими, встречаем праздник Воскресения, который все мы называем светлым Христовым Воскресением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Следующий момент. Апокалиптика ориентирована на конец. Вот если мы читаем пророческие книги – например, Книгу пророка Исайи. Исайя рассказывает, что вот будет момент, когда Сын Божий придет на землю-«се Дева во чреве приимет, родит Сына и нарекут Имя Ему Эммануил». А что будет после? А после пойдет дальше история. То есть это не конец. Пришествие Сына, воплощение – это не конец, история продолжится. Апокалиптика другая. Она всегда говорит, что вот после того, что там описано, будет конец, никакого продолжения не бывает, это конец. То есть вся апокалиптика ориентирована под окончание света. Итак, символика, война, конец. И теперь самое главное, наверное, на что нужно обращать, когда читаете Откровение. Если читать пророческую литературу, то пророческая литература излагает пророчества, скажем так, последовательно. То есть вот одно событие, за ним будет другое событие, третье событие, четвертое, и так далее. И по большому счёту пророческая литература всё-таки ориентирована на будущее в привязке к настоящему. В апокалиптике не так. В апокалиптике, да – говорится о конце, но при этом говорится о том, что было, что есть сейчас и что будет потом, причём это может быть всё вперемешку. И это символически сложено, и в виде войны. То есть в апокалиптике вполне нормально прочитать описание какого-то события, которое по отношению – когда говорится про авторов апокалиптики, называют их визионеры, то есть тот, кто видит, – то есть в апокалиптике визионер может описывать события, которые были для него в прошлом или в настоящем, не обязательно всё в будущем. То есть когда вы читаете апокалиптику, не надо думать, что это всё только о будущем. Есть моменты в этой книге, которые могут говорить вообще о прошлом, либо о настоящем для писателя, а уже потом о будущем. То есть и в Книге пророка Даниила и Апокалипсисе Иоанна может быть описано всё, что угодно, в том числе и то, что было. Для примера я вам обещал поговорить, мы сами будем говорить о 12–13 главе, это концентрат всего. Итак, 12 глава, с 1 по 6 стих. Я зачитаю, и попробуем это растолковать. Это пример того, что в апокалиптике говорится о прошлом, настоящем и будущем.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

         Свт. Иоанн Златоуст по данному вопросу говорит: «Он только сказал — и явился свет, и изчезла тьма. И разлучи Бог между светом и между тмою. Что значить: разлучи? — Каждому назначил свое место и определил соответственное время. А потом, когда это совершилось, Он уже дает, каждому и соответственное название. И нарече, говорит, Бог свет день, а тму нарече нощь… каждому назначил свое место, каждому с самаго начала поставил пределы, которые они должны навсегда соблюдать ненарушимо. И всякий здравомыслящий может видеть, как с того времени доныне ни свет не преступил своих пределов, ни тьма не вышла из своего места и не произвела какого-либо смешения и нестроения. Уже и это одно достаточно для не желающих оставаться неразумными, чтобы придти к повиновению и послушанию словам божественнаго Писания, — пусть они подражают хотя порядку стихий, неуклонно соблюдающих свое течение, и не преступают своих пределов, но знают, собственную природу. Потом, так как каждому (свету и тьме дано) было особое имя, то, совокупив то и другое в одно, говорит: и бысть вечер, и бысть утро, день един. Конец дня и конец ночи ясно назвал одним (днем), чтобы установить некоторый порядок и последовательность в видимом, и не было бы никакого смешения. Научаемые от Святаго Духа устами блаженнаго пророка, мы можем видеть, что сотворено в первый день, и что — в последующие. И это также дело снисхождения человеколюбиваго Бога. Всесильная десница Его и безпредельная премудрость не затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для своей пользы, потому что не нуждается ни в чем, будучи вседоволен, — напротив создал все по человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям, и преподает нам устами блаженнаго пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями …Не знаю, как это мы опять так далеко увлеклись течением слова и уклонились от порядка: поэтому нужно опять обратить слово к прежнему. И нарече, говорит (Моисей), Бог твердь небо, и виде, Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. Дав имя тверди и похвалив сотворенное, положил конец второму дню, и продолжает: и бысть вечер, и бысть утро, день вторый. Видишь, с какою тщательностию он учить нас, называя окончание света — вечером, а конец ночи — утром, а все вместе именуя днем, чтобы мы не думали ошибочно, будто вечер есть конец дня, но знали ясно, что продолжительность того и другого составляет один день. Справедливо поэтому может быть назван вечер окончанием света, а утро, т. е. конец ночи — довершением дня. Это и хочет показать божественное Писание, когда говорит: и бысть вечер, и бысть утро, день вторый» (2: 16, 17, 28, 29).

http://bogoslov.ru/article/417745

88–89]; там «огонь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподняя, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген , но навсегда и навечно, как сказал Господь ( Мф.25:46 )» с. 89]. Из слов святого Феодора представляется: мнение об ограниченности адских мучений сопряжено с (вероятно, всё-таки осужденными на Соборе) положениями оригенизма; по-видимому, отсюда и его заключение: «мука не будет иметь конца, как думает Ориген , но навсегда и навечно, как сказал Господь». Известно, что брат святителя Григория Нисского , Василий Великий , также не разделял учения о конечности будущих мук: «Что в некоторых местах Богодухновенного Писания сказано, по-видимому, обоюдно и прикровенно, то уясняется сказанным открыто в других местах. Так, Господь то решительно говорит, что идут сии в муку вечную ( Мф.25:46 ), то отсылает иных во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.20:41 ), а в другом месте именует геену огненную и присовокупляет: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Мк, 9, 47, 48), и еще древле о некоторых предрек через пророка, что червь их не скончается, и огнь их не угаснет ( Ис.66:24 ); потому что если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах Богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех , то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить о жизни, то какое основание – полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение: вечный? Идут сии, сказано, в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф.25:46 ) т. 2, с. 302]. Заключительные слова приведенной цитаты («Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец…») особенно важны для опровержения лингвистической аргументации доктрины о конечности будущих мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

9:47-48 ); и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ); потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»? Идут сии, сказано, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). А согласившись в этом, надобно знать, что выражения бит будет много и бит будет меньше ( Лк.12:47-48 ), означают не конец, а разность мучения» (Свт. Василий Великий .Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 267); “Пусть будет так, что ты проживешь и много лет и не испытаешь никакой перемены; что же это в сравнении с бесконечными веками и с тяжкими и несносными оными муками? Здесь и счастье и несчастье имеет конец, и притом самый скорый — но там то и другое продолжается в бесконечные веки и своим качеством столько различно от здешних, что и сказать нельзя… Если кто скажет: как же души может хватить на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь, как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, то не потому, чтобы душа совершенно истощилась, но потому, что тело отказалось служить, так что если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению длиться бесконечно… Посему не будем предполагать, что чрезмерность мучений может истощить нашу душу, ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душой вечно мучиться, и другого конца не наступит” (Свт.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Самые последние мощи, обретённые летом 1980 года в пустыне Хозева, что неподалёку от Иорданской долины, – это мощи великого святого, румынского отшельника, молдаванина иеросхимонаха Иоанна (Иакоба) Хозевита. 268 В настоящее время его святые мощи, нетленные и благоуханные, положены в красивую раку и открыто почивают в храме монастыря преподобного Георгия Хозевита, неподалёку от Иерихона. 96. Отец Клеопа, почему должен наступить конец света? Святые отцы говорят, что конец света необходим по четырём причинам: чтобы явлена была правда Божия во всём её совершенстве, чтобы явлена была неправда людей по отношению к заповедям Божиим, чтобы наказаны были грехи и беззакония мира с самого его основания до скончания веков и вознаграждены были добродетели праведников в меру их веры и терпения. 97. Когда будет конец света? Никто не знает, когда будет конец света. Это великая тайна Божия. Однажды ученики спросили Христа, когда будет конец света? А Господь им ответил: о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24, 36 ; ср.: Мк. 13, 32 ; Лк. 17, 20 ). Спаситель говорит нам, что конец наступит внезапно, как когда-то начался потоп: как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, – так будет и в пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24, 37–39 ). Поэтому мы всегда должны бодрствовать, быть подготовленными через покаяние и делание добрых дел и жить в ожидании Жениха Христа, как ожидали Его мудрые девы, ведь мы не знаем, в какую стражу ночи жизни нашей Он придёт, ибо в который час не думаем, приидет Сын Человеческий (ср.: Мф. 24, 44 ). Однако Господь не оставил нас в совершенном недоумении. Он сказал нам, что перед тем, как Он приидет «со славою судить живых и мёртвых», как сказано в Символе веры , появятся многочисленные знамения среди людей, на земле и по всей вселенной, которые возвестят о приближении Его Пришествия. По этим признакам мы и узнаем, как близко Пришествие Господне на Суд. 98. Какие из знамений, предваряющих Пришествие Христа на Страшный Суд, самые важные?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Не вижу большого отличия от романов для девочек. Ева думала, что дети, как яблоки, растут на деревьях, а когда они созревают, их срывает аист и приносит мамам. Но тут кошка Евиной подружки родила котят, и она увидела, как это происходит. Тогда она решила, что кошки подобно курицам кладут яйца, а потом их высиживают. И что так же у людей. А когда ребеночек рождается, мама еще длительное время слабая: ведь она долго сидела на корточках, высиживая яйца. Вот Ева и решила снести яйцо: все напрягалась, даже слегка кудахтала, но все без толку. В результате вместо яичка она произвела нечто другое. Стыдно ей было ужасно. Забавно все это! В «Юности Евы» упоминаются женщины, продающие себя на улице за деньги. Как мне было бы неловко перед мужчинами на их месте! Также рассказывается, что у Евы начались месячные. Скорей бы и у меня, тогда я, наконец, стану взрослой. Папа ворчит и грозится, что отнимет у меня дневник, от чего я страшно пугаюсь. Пожалуй, буду прятать его для надежности. Анна Франк   Среда, 7 октября 1942 г. Сейчас я себе представляю… Я живу в Швейцарии. Я сплю в одной комнате с папой, а учебная комната мальчиков (6) полностью в моем распоряжении, и там я принимаю гостей. А в качестве сюрприза мне эту комнату полностью обставили: чайный столик, письменный стол, диван и кресла. Просто мечта! А папа еще дал мне 150 гульденов, в швейцарских деньгах, конечно, но для удобства я буду говорить «гульдены». На них я могу купить все, что хочу. (Потом он будет выдавать мне по гульдену в неделю). Мы с Берндом идем в магазины, и я покупаю: 3 летние блузки по 0,50=1,50 3 пары шортов по 0,50=1,50 3 зимние блузки по 0,75=2,25 3 пары зимних брюк по 0,75=2,25 2 комбинации по 0,50=1,00 2 лифчика (маленький размер) по 0,50=1,00 5 пижам по 1,00=5,00 1 летний халат по 2,50=2,50 1 зимний халат по 3,00=3,00 2 домашние кофточки по 0,75=1,50 1 подушечка по 1,00=1,00 1 пара летних тапочек по 1,00=1,00 1 пара зимних тапочек по 1,00=1,00 1 пара летних туфель (для школы) по 1,50=1,50 1 пара летних туфель (нарядных) по 2,00=2,00 1 пара зимних туфель (для школы) по 2,50=2,50 1 пара зимних туфель (нарядных) по 3,00=3,00 2 фартука по 0,50=1,00 25 носовых платков по 0,05=1,25 4 пары шелковых чулок по 0,75=3,00 4 пары шелковых гольфов по 0,50=2,00 4 пары носок по 0,25=1,00 2 пары теплых чулок по 1,00=2,00 3 мотка белой шерсти (рейтузы, шапка)=1,50 3 мотка синей шерсти (свитер, юбка)=1,50 3 мотка пестрой шерсти (шапка, шарф)=1,50 шарфики, пояса, воротнички, пуговицы=1,25 А также 2 летних школьных платья, 2 зимних школьных платья, 2 летних нарядных платья, 2 зимних нарядных платья, летняя юбка, нарядная зимняя юбка, школьная зимняя юбка, плащ, весеннее пальто, зимнее пальто, две шляпы и две шапки.

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010