Филигрань: Кувшин с одной ручкой с литерами PB — Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.), Гераклитов, 531 (1626 г.). 29) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 587 (л. 295 об. — 305) — 30–е годы XVII в. Филиграни: Столбы — Дианова и Костюхина, 1185 (1632 г.); Щит с лилией под короной — Тромонин, 1216 (1636 г.). 30) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 422 (л. 80—83 об.) — 40–е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 31) ГИМ, Синодальное собр., 797 (л. 1029—1044 об.) — 1646—1654 гг. (Милютинская Минея). 32) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 78—81) — сер. XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. Является стилистической переработкой Краткой редакции; изменено начало, где, в частности, указано, что сведения о жизни Никона сообщены автору учеником преподобного монахом Игнатием. Заголовок (по рукописи Троиц. 763): «От жития святого Никона, ученика бывша блаженнаго Сергиа чюдотворца, сведно вькратц». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 763 (л. 407—414 об.) — 50–е годы XV в. Текст написан рукой Пахомия Логофета, следовательно, представлен в оригинале. Филигрань: Корона небольшого размера — близка к вариантам МДА, 23 (1458/59 гг.), что позволяет датировать список 50–ми годами XV в. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 287—299 об.) — 60–е годы XV в. Копия списка Троиц. 763. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Синодального вида. Представляет расширение и переработку Краткого жития Никона, подготовленную к общерусской канонизации на соборе 1547 г. Бытующее в литературе мнение, что Пространная редакция жития Никона является первичной , опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., в то время как рукописи Краткой редакции на 100 лет старше. Заголовок (по списку Троиц: 199): «Мсяца ноемврия в 17. Житие и подвизи преподоб–наго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергиа чюдо–творца». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 199 (л. 490—518) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Филигрань: Кувшин с одной ручкой с литерами PB – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.), Гераклитов, 531 (1626 г.). 29) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 587 (л. 295 об. – 305)30-е годы XVII в. Филиграни: Столбы – Дианова и Костюхина, 1185 (1632 г.); Щит с лилией под короной – Тромонин, 1216 (1636 г.). 30) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 422 (л. 80–83 об.) – 40-е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 31) ГИМ, Синодальное собр., 797 (л. 1029–1044 об.) – 1646–1654 гг. (Милютинская Минея). 32) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 78–81) – сер. XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. Является стилистической переработкой Краткой редакции; изменено начало, где, в частности, указано, что сведения о жизни Никона сообщены автору учеником преподобного монахом Игнатием. Заголовок (по рукописи Троиц. 763): «От жития святого Никона, ученика бывша блаженнаго Сергиа чюдотворца, сведено вькратце». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 763 (л. 407–414 об.) – 50-е годы XV в. Текст написан рукой Пахомия Логофета, следовательно, представлен в оригинале. Филигрань: Корона небольшого размера – близка к вариантам МДА, 23 (1458/59 гг.), что позволяет датировать список 50-ми годами XV в. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 287–299 об.) – 60-е годы XV в. Копия списка Троиц. 763. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Синодального вида. Представляет расширение и переработку Краткого жития Никона, подготовленную к общерусской канонизации на соборе 1547 г. Бытующее в литературе мнение, что Пространная редакция жития Никона является первичной 245 , опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., в то время как рукописи Краткой редакции на 100 лет старше. Заголовок (по списку Троиц: 199): «Месяца ноемврия в 17. Житие и подвизи преподоб-наго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергиа чюдо-творца». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 199 (л. 490–518) – конец 40-х – начало 50-х годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 10301. Пролог (л. 54–58), 50– 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: Сфера под пятиконечной звездой – Брике, 14007 (1559– 1562 гг.); Перчатка под короной, на ладони изображение лилии (в справочниках не отыскивается). 8) ГИМ, Музейское собр., 2781. Пролог (л. 59 об. – 63 об.), 60-е годы XVI в., содержит сокращенный список редакции. 9) РНБ, Q.I.1531. Житие Федора Ярославского (л. 44 об. – 53), 80-е годы XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филигрань: Крепостные ворота с литерой Q – Лихачев, 4180 (1585 г.). 10) ЯМЗ, 14966. Сборник (л. 1–7), конец 10-х – начало 20-х годов XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры О GR – Лауцявичюс, 523 (1622 г.); 2) Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1616–1621 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – типа Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.). 11) РГАДА, ф. 187 (Рукописное собр. РГАЛИ), оп. 1, 116. Пролог (л. 33 об. – 35 об.), 1625 г., содержит сокращенный список редакции Андрея Юрьева. 12) РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 11 1250. Пролог (л. 54– 57 об.), 20–30-е годы XVII в. Содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Рог изобилия – Гераклитов, 68 (1628–1630 гг.). 13) РНБ, Соловецкое собр., 699 807. Пролог (л. 50–53), 30-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Гербовый щит под короной – типа Дианова и Костюхина, 1132 (1638 г.). 14) Научная библиотека Московского университета, 2 Ес-87. Сборник (л. 13–19), 40-е годы XVII в., содержит сокращенный список редакции. Филигрань: Щит с рогом изобилия, под щитом буквы МС – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.). Взаимоотношение списков редакции Андрея Юрьева отражено на Рис. 9 (списки 1, 2, 4, 5 Полного вида, а списки 3, 6–14 Сокращенного вида). Списки Сокращенного вида не равнозначны. Более первоначальны списки 8–12–14, из которых лучшим является список 8, а 12 и 14 подверглись дополнениям по рукописи типа 4. Вторичной является группа списков 3–6–7–9–10–11, определяющими чтениями которой можно признать следующие: 1) Бог наполнил Русскую землю «велицеми книгами» (вместо «грады»); 2) татары опустошили «всю землю Русскую западную» (в полных списках слово «Русскую» отсутствует).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитрий 14 декабря 2019, 05:56 Антоний13 декабря 2019, 17:36 " чья молодость пришлась на конец 50-х - начало 60-х. Все, как и я, с грустью вспоминают Советское время " . Жаль что ничего уже вспомнить не смогут те, кто сгинул в советских тюрьмах и концлагерях, на сторительстве беломорканалов, в Соловках и гулагах, в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы... Дмитний 14 декабря 2019, 05:46 Антоний13 декабря 2019, 17:59 " Вечная Память жертвам Голодомора 90-х " . Вы наверное что-то перепутали. Словом голодомор называют страшный голод 30-х годов, организованный советской властью. По злому ли умыслу, или от бестолковости советского руководства, историки до сих пор спорят. Но голод был страшный, количество жертв шло на миллионы и случаи людоедства были массовыми. В станице моей бабушки, на Дону, из почти 200 дворов с почти 1000 жителей, осталось вживых не больше 100 человек. Хоронить было некому. Трупы лежали на дорогах, в хатах... Сравнивать этот ужас с кризисом 90-х на мой взгляд просто кощунство... Елена 14 декабря 2019, 00:43 Иоанна, то Вы видите какие-то требования от меня, то точно зрите гордость, то командиром меня назыааете.. Вам почему-то это все интересно.) Если человек не разделяет Вашего мнения, он обязательно имеет личностные изъяны? Причем недостаток аргументов следует компенсировать переходом на персоналии? Именно так Вы поступили..Уверяю Вас, не все враги, просто существуют люди с мнением, отличным от Вашего, даже если Вам тядело это осознать. Любви Вам! Причем в толковании апостола! PS! Аргумент " мои дети " - просто шедевр.)) Причем они-то здесь?) Natalie 13 декабря 2019, 23:52 Согласна с Иоанной! Бог даёт силы на ребёнка в любом возрасте. Слава Богу! Говорю из своего опыта и опыта знакомых. Иоанна_ 13 декабря 2019, 21:06 Очень жаль, Елена, что вы видите только одно: что вам перечат, в то время как суть вопроса вас нисколько не интересует. А суть вопроса в том, что когда сталкиваются книжные знания и ЖИЗНЬ - надо больше верить жизни, верить Богу. Желаю вам задуматься над этим, товарищ командир, особенно принимая во внимание то, насколько доверчивы наши люди ко врачам. Мой главный аргумент - это мои дети. Всего доброго!

http://pravoslavie.ru/126176.html

Чтобы учесть все эти факторы в настоящей работе, оказалось необходимым проследить духовный путь и творческую биографию мыслителя в их единстве, указать их идейные и социально-психологические предпосылки, условия их формирования. На основе сделанного можно предложить новую, более подробную, чем это делалось прежде, периодизацию жизни и творчества И.В. Киреевского: 1) середина 20-х – начало 30-х гг. – период «философской эстетики»; 2) 1832–1834 – «ценностный» период; 3) 1834–1838 – «скептический» период и обращение; 4) конец 30-х – середина 40-х гг. – «традиционалистский» период 93 ; 5) с середины 40-х гг. до смерти (1856 г.) – «оптинский» период, связанный с формированием учения о личности. Мы проследили тенденции русской жизни и мысли, приведшие к возникновению славянофильства как идейного течения, с которым более всего была связана мысль Киреевского; жизненные, литературные и историософские поиски культурной общности пушкинской эпохи, к которой принадлежал и сознание которой выражал и исследовал И.В. Киреевский в первый период своей творческой деятельности; формирование его собственной первоначальной позиции в области эстетики и философии истории. Эволюция его антропологической позиции связана с антропологией романтизма и патристики, историософскими поисками его коллег – П.Я. Чаадаева, кн. В.Ф. Одоевского, западников и славянофилов. Мы стремились более ясно и отчетливо представить себе место И.В. Киреевского в этих поисках, и на этой основе реконструировать идейные, социально-психологические и экзистенциальные мотивы его обращения. Эта система позиций и программ, существенно определяющих ситуацию 40–50-х гг. XIX в., образует фундамент, на котором надстраивается новая и теперь уже окончательная позиция «уходящего в отрыв» Киреевского. В свою очередь, результаты, полученные И.В. Киреевским в статьях и отрывках 50-х годов, ложатся в основу славянофильства, которое в последующих трудах А.С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина и К.С. Аксакова заявляет о себе не только как об общественном движении, но и как об определенной философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Жертвенник всесожжения ( Исх. 27:1–8 ). Жертвенные животные возлагались на этот жертвенник, расположенный перед скинией во дворе. Кровью жертв окроплялись четыре рога жертвенника. Золотой светильник ( Исх. 25,31–40 ). Золотой светильник находился в святилище, напротив стола для хлебов предложения. Он имел семь лампад, расположенных в одной плоскости. Круглые чаши лампад наполнялись маслом, в которое одним своим концом был погружен фитиль; выступавший из чаши конец фитиля поджигался. Стол для хлебов предложения ( Исх. 25,23–30 ). Столом для хлебов предложения служил стеллаж, на который клали хлебные подношения. На столе – в присутствии Божием – всегда лежали двенадцать хлебов, представлявших двенадцать колен. Жертвенник для воскурений ( Исх. 30,1–10 ). Жертвенник для воскурений, находившийся внутри скинии, был значительно меньше помещавшегося перед скинией жертвенника всесожжений. На жертвеннике сжигали ароматические вещества с нежным и тонким запахом. Праздник Месяц священного календаря Соответствующий месяц 1 (Авив) Март–апрель 1 (Авив) Март–апрель Первых плодов 1 (Авив) и Март–апрель 3 (Сиван) Май–июнь 3 (Сиван) 6 (50 дней после Пасхи Май–июнь (Жатвы, или Пятидесятница) и начала жатвы) 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь Рош хашана День очищения 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь Йом Кипур 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь (Шалашей, или Собирания плодов) главных праздника, для празднования которых все мужчины Израиля должны были прийти в храм в Иерусалим ( Исх. 23:14–19 ) Суббота Каждый седьмой день отмечался покоем и отдыхом от работы. Субботний год Каждый седьмой год был признан как «год покоя для земли», когда землю не обрабатывали. Юбилейный год В каждый пятидесятый год, который следовал после семи субботних годов, объявлялась свобода тем, кто стал рабом из-за долгов, а изъятая за долги земля возвращалась исконным владельцам. Новомесячие Первый день еврейского 29– или 30-дневного месяца был днем покоя; в ознаменование наступления нового месяца звучали трубы и приносились специальные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Погода была довольно скверная: почти морозило и по временам шел снег. Утром погулял немного. Имел доклады — Муравьева и кн. Лобанова. Принимал. Николай и Сергей приехали с Кавказа. Сделал короткую прогулку и затем много читал. Обедали вчетвером с д. Павлом. Невольно вспоминаешь все эти [дни] в прошлом году, те заботы и опасения, которые мы переживали тогда в Ливадии! Как я был далек все-таки от мысли про ужасный конец!! 12-го октября. Четверг. Сегодня значительно потеплело, дошло до 7°. После прогулки были обычные три доклада. Ездил днем верхом, пока Аликс каталась с Эллой. Получил телеграмму от Мама об уходе ее из Дании на “Полярной Звезде” прямо в Петербург. Дай Бог, счастливого перехода! Вечер провели спокойно втроем — я читал вслух, пока они рисовали. 13-го октября. Пятница. День стоял дождливый, хотя очень теплый. Немного гулял утром и столько же днем. Завтракали втроем с Эллой. Принимал новых камер-пажей — их было 30 чел.; фельдфебель Мандрыка. Помогал Аликс раскладывать книги по шкафам и полкам. После чаю читал до 8 ч. Обедали впятером с д. Владимиром и д. Павлом. Все вместе рассматривали старые издания модного журнала 30-ых, 40-ых и 50-ых годов с уморительными рассказами. 14-го октября. Суббота. Первая половина дня прошла в ожидании известий о прибытии “Полярной Звезды” в Петербург. Были обычные доклады Ванновского и Воронцова. Завтракали вчетвером с Митей (деж.). В 4 ч. поехал на Александровскую станцию встречать дорогую Мама. Вид у нее был отличный, она даже пополнела; Миша и Ольга оба очень выросли. Пили чай и просидели вместе до 7 ч. Затем Мама поехала в Гатчино. Читал. Обедали в комнате Аликс с д. Павлом и Митей. Вечер провел частью в чтении, частью в разговоре. 15-го октября. Воскресенье. Сделал короткую прогулку. Дядя Миша вернулся из-за границы и привез мне опять письмо от Вильгельма! В 11 час. поехали к обедне, только Аликс осталась дома. За завтраком нас было 7 человек. Прогулялся довольно далеко, прошел мимо новой станции, выстроенной для нас гораздо ближе к дому, чем существующие две.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

842 Использование чужеземных наемников вместо гражданского ополчения было одним из моментов эволюции государства Хасмонеев в эллинистическую монархию. 843 Пятидесятница – «шебуот» (др.-евр. «праздник недель») – справляется на 50-й день после Пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл – праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай. 844 очевидно, речь идет об одном из правителей парфянской династии Аршакидов – Фраате II (139–129 гг. до н.э.). 847 Преторы – высшие магистраты в Риме того времени, подчинявшиеся консулам. Занимались судопроизводством. 850 Антиох VIII Грип правил в Селевкидской державе со 125 по 96 г. до н.э., ведя ожесточенную борьбу за престол. 851 По названию этого греческого города Антиох IX получил свое прозвище – Кизикенский; он правил на части территории государства Селевкидов в 115–95 гг. до н.э. 852 Птолемей IX Лафур правил в эллинистическом Египте (совместно с Клеопатрой III) в 116–107 гг. до н.э. 853 Страбон (ок. 64/63 – 24 гг. до н.э.) – знаменитый античный географ и историк, уроженец города Амасии (на северном побережье Малой Азии). Известен прежде всего своими капитальными трудами «География» (сохранилась полностью) и «Исторические комментарии» (до нас дошли лишь отрывки). 855 Аристобул, не удовлетворившись завещанным ему отцом саном первосвященника, в 104 г. до н.э. принял царский титул. Таким образом, он стал первым царем Иудеи после почти полутысячелетнего перерыва. Вавилонский плен положил конец царской власти в Иудее. Вероятно, желая подчеркнуть этот момент, Иосиф Флавий и говорит о 481 годе после возвращения из вавилонского плена применительно к дате возложения царской диадемы на Аристобула. Но Иосиф дает неточную цифру – если исходить из его данных, то датой возвращения иудеев (конечно, уведена в плен была только часть иудейского населения, главным образом социальная верхушка) следует считать 585 г. до н.э., а не традиционно принятое начало 30-х годов VI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исполненная дней и добрых дел, Антония отошла в вечные обители и радуется сейчас вместе с Ангелами и от века преподобными матерями. Были у нее, конечно, и человеческие слабости. Кажется, она любила рабочих больше, чем братию. Дошло до того, что она нас опорочила перед старцем. Впрочем, я и сам делал немало ляпсусов по неопытности и невниманию, и может быть, то, что в моих юношеских глазах выглядело ее недостатками, в очах Божиих было добродетелями... Да будут с нами ее материнские молитвы, пример ее жизни, простота и смирение. Христодула-сладкопевица Старец Амфилохий всегда характеризовал монахов одной фразой: «Это человек самопожертвования». О других он говорил: этот терпеливый, благочестивый, этот стяжал самоукорение, смиренномудрие, поучение, любовь... Христодула у старца Амфилохия была человеком великого самопожертвования, и он не ошибся, так ее почитая. Она заменяла герондиссу в 50-х – начале 60-х годов. Не думаю, что ее распоряжения относились к сестрам, скорее к ее собственным рукам и ногам, к ее собственной готовности к послушанию и служению сестрам и гостям. Глядя каждый день на ее беготню, я спрашивал сам себя: «Она вообще устает когда-нибудь? Сколько же у нее сил?» Удобств и достижений цивилизации в новосозданном монастыре не было. Даже питьевую воду носили ведрами на плечах из источника Ай-Петрос, на расстоянии сотен метров от обители. Выдержку Христодулы нельзя измерить сегодняшними мерками. Как-то в период эпидемии гриппа, когда все сестры слегли в постель, с «Молитвами святых отец» началось всенощное бдение и продолжалось около четырех часов. В каком темпе началось, в таком и закончилось, совершенно без спешки или усталости и скуки. Заповедь старца должна быть исполнена, даже если это стоит напряжения и жертв. В этой женщине я видел, что «иго Христово благо и бремя Его легко есть» (см. Мф. 11:30 ). Я ее спросил: – Где предел монашеского послушания? И она мне ответила: – Смерть, Григорий. Она была родом с белокурого побережья Малой Азии. Много перенесла. Беженство без всякой защиты и опоры – это тяжелое состояние. Может быть, была замужем не один раз. Но Бог, хотящий всем спастись, открыл ей двери милости в монастыре Евангелисмос. Там она была нужна, и там ее использовали как честный сосуд. Человек бесстрашный и находчивый, как не многие женщины, она пригодилась новосоздаваемому монастырю, у которого было мало друзей и много врагов, и прежде всего оккупанты, которые шпионили и выпытывали: что вы там делаете? зачем? где вы? куда идете? А когда оккупант предчувствует конец своего владычества, он становится еще более жестоким и подозрительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Не следует забывать, что выпускники духовных школ принадлежали скорее к элитарной культуре, чем к народной. Семинарское образование в основном соответствовало гимназическому. Но крайней мере, до 70-х годов XIX в. выпускники семинарий 30 имели право поступать в университеты. Курс духовных училищ соответствовал четырем классам гимназии. Как известно, семинарии создавались по образцу духовных школ юго-западной Руси (первая семинария была открыта в Чернигове в 1700 г.). По традиции в семинарском образовании основное внимание уделялось латинскому языку, а церковнославянский оказывался тем предметом, который надо было освоить дома. В 1740 году появляется указ Синода, согласно которому начальное (то есть церковнославянское) образование будущие семинаристы должны были получать до поступления в учебное заведение. Не получившие этого образования в училища не допускались (Знаменский 1881, с. 348). О том, что эти указы выполнялись, свидетельствуют упоминавшиеся выше мемуары сына сельского дьячка И.М. Малеина. Он описывает свое поступление в восьмилетнем возрасте в Тверское духовное училище (дело происходит в 50-е годы XIX в.): «Ректор, прочитав прошение, спросил, привита ли мне оспа, и, получив утвердительный ответ, продолжал спрашивать отца, научил ли он меня читать и писать. Отец отвечал, что я часто читал в селе в церкви часы. Тут ректор взял со стола маленький Служебник, открыл его пальцем на страницу, велел мне читать» (Малеин 1993, с. 71). То есть минимальное образование, необходимое для прислуживания во время богослужения, было традиционным, домашним, в то время как семинарские программы были ориентированы на иную образовательную модель. Практические навыки совершения богослужения многие семинаристы получали дома до поступления в семинарию. Поэтому семинарское образование казалось излишним 31 , в то время как окончание этого учебного заведения было необходимым условием для рукоположения. Указ Синода 1737 г. определял штрафы архиереям, производящим в священники недоученных семинаристов (Знаменский 1881, с. 149). Синод неоднократно издавал указы об обязательности образования для духовного сословия». 32 Неуспевающие ученики в некоторых случаях отдавались в солдаты (ПСЗРИ X, 7169; ПСЗРИ VIII, 5882, 6066, 6152, 6267; Знаменский 1881, с. 300–302).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010