Чтобы представить себе церковную сторожку, где жил о. Павел, достаточно вспомнить стихотворение о смерти сельского священника Захара, где описывается дом и домашняя обстановка: Комнаты в нем малы, с низким потолком, но во всем порядок, чистота кругом. Целый ряд икон там во святом угле, на накрытом тут же небольшом столе книга в переплете кожаном лежит, рядом крест в оправе при огне блестит. Свернут аккуратно близ епитрахиль, и на нем сверкает золотая пыль. На стене картинок виден целый ряд, чинно по порядку все они висят. Все архиереи – вот из темноты видны Филарета строгие черты. Тут же два монаха, вид монастыря, да войны прошедшей два богатыря... У о. Павла на стенах висели такие же картины и фотографии, портреты близких людей. Много фотографий святых мест и святых новомучеников двадцатого века – митрополита Петроградского Вениамина, митрополита Киевского Владимира и других – хранилось в папках на стеллажах. В сенях и над печкой отец Павел развешивал пучки лекарственных трав, которые по монастырской своей выучке собирал он в полях и лесах, оттого в доме всегда пахло ароматами разнотравья. По углам церковной ограды стояли еще три такие же церковные сторожки: одна, напротив дома о. Павла, была для гостей; вторая, в юго-восточном углу, до революции служила ризницей, о. Павел хранил здесь капусту; третья была пекарней, где пекли просфоры. Тот конец села, где на высоком берегу реки Ильдь – река течет здесь с поворотом – стоит Троицкая церковь , так и называется – Церковный конец. Он небольшой – улочка и рядом дома, дворов около двадцати. Идущий от церкви в глубь деревни Длинный конец – дворов 60. А если в село Верхне-Никульское идти с дороги, которая по-местному названа в шутку БАМом (в 70–80-е на всю страну гремела знаменитая стройка БАМ – Байкало-Амурская магистраль) – то увидишь Семичастный конец, то есть конец, состоящий из семи частей. Со стародавних времен каждый конец села Верхне-Никульского имел свой церковный праздник: на Церковном конце праздновали Введенье – 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы, Длинный конец праздновал Николу 19 декабря, а Семичастный – Ильин день 2 августа. Это были дореволюционные традиции, которые передавались из поколения в поколение, как объясняют жители Верхне-Никульского:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Второй: Извольте, я вам это расскажу. Концы назывались: первый Славенский, другой Плотенский или Плотничий, третий Неровский, четвертый Загородский; а пятый Гончарский Славенский, самый древний и большой конец был на правой стороне Волхова и заключал в себе Ярославль дворец и всю верхнюю часть так называемой Торговой стороны, окруженной валом до нынешней улицы Рогатины и Буяной. Славенским назван он потому, что тут прежде всего с озера Ильменя к Ярославлю дворцу переселились подлинные коренные Славяне. Плотенский конец начинался от улицы Рогатицы и Буяной, и продолжался вниз чрез Федоровский ручей по Волхову до конца вала, или до Борисоглебской нынешней церкви. Плотенским назван он потому, что тут первоначально поселилась слобода плотников, строивших Новгород. Третий конец Новгородский, называемый Неровский, был на Софийской стороне, и простирался от Кремля вниз по Волхову к Петербургской дороге и далее до улицы Легощи. Неровским назывался он от древней Новгородской дороги к реке Нарове и приморскому городу Нарве, где Новгородцы имели складку своих товаров, отпускавшихся за моря. Четвертый конец Загородский на Софийской стороне простирался от улицы Легощи к Псковской дороге до Прусской улицы. Загородским назван он потому, что от Торговой стороны или от Славенского конца лежал он за каменным городом или Кремлем. Пятый конец Гончарский на Софийской же стороне, простирался от Кремля вверх по левому берегу Волхова до нынешней Ямской Троицкой слободы. Гончарским назван он от поселившейся там первоначально слободы гончаров, то есть горшечников, либо гонцов, то есть посыльных с вестями. После, когда город распространился за валовой большой окоп, то прибавилось и еще три названия концов, а именно: первый Нервский за городом и второй Петровский, были там, где ныне Духов монастырь и Петропавловская церковь в набережной слободе к Зверинскому монастырю, а третий Людин конец был вверх по левому берегу Волхова от Гончарского конца к Юрьеву монастырю. Прочие загородские слободы во всех концах города назывались Запольями. В грамотах, писавшихся от имени целого какого-нибудь городового конца, именовался конец Господином, а Славянский сверх того назывался Великим концом. По числу древних пяти концов Новгорода, разделялась и вся Новгородская область на пять пятин.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во-вторых, незнание срока Конца света не отменяет сам Конец света и необходимость благоговейно размышлять о нем и готовиться к нему, о чем так же прямо говорит сам Христос: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вызнаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не давал бы подкопать дома своего. Потому и вы будете готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф 24:42–44). И в завершении самой книги Апокалипсис ангел Господень говорит апостолу Иоанну: «Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр 22:10). Следовательно, Церковь не знает, когда именно наступит Конец света — он может наступить завтра, а может и через тысячу лет, его нельзя предсказать, но к нему всегда нужно быть готовым. Наконец, в-третьих, хотя Церковь не знает, когда именно наступит Конец света, церковное вероучение знает определенные признаки, по которым можно догадаться, что Конец света относительно близко. Некоторые из них носят чисто мистический характер и требуют отдельного толкования, но два признака могут быть вполне очевидны любому атеисту. Первый признак — это проповедование Евангелия по всей Земле, о котором говорит сам Христос: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14). Хотя христианство на сегодня остается пока самой многочисленной религией в мире, все равно есть целые регионы, где оно практически под запретом и где даже Библию достать сложнее, чем ещё совсем недавно в Советской России. Поэтому прежде, чем просчитывать Конец света, лучше озаботиться тем, чтобы в этих регионах люди получили доступ к христианству и христианские проповедники не преследовались там как преступники. А если учесть, что желательно речь должна идти не о каком угодно христианстве, а именно о православном, то тогда мы имеем дело с совершенно непочатым краем работы, и Конец света, мягко говоря, несколько задерживается.

http://pravmir.ru/konec-sveta-21-dekabry...

Армяне делятся на монофизитов и униатов. Суточное богослужение их состоит из полунощницы, утрени («рассвет»), часов 1-го («восход солнца»), 3-го, 6-го и 9-го, вечерни, повечерия («успокоение») и службы перед сном. Часы имеют следующий состав. 1-й час («восход солнца»). Отче наш. Конец псалма 71-го (ст. 17–19: «Буди имя Господне благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его»); Слава; молитва. Псалом 91; молитва. Псалмы 62 и 64; молитва. Особый гимн для постных дней. Псалмы: 21, конец 142-го (ст. 8–12: «Слышану сотвори мне заутра милость Твою»), 14, 69 и конец 85-го (ст. 16–17: «Призри на мя и помилуй мя»). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 3-й час. Отче наш. Молитва к Духу Святому. Псалом 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й «канон», или отдел псалтири (псалмы 100–106). Молитва к Духу Святому. Псалом 21 и конец 142-го (ст. 8–12). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 6-й час. Отче наш. Молитва к Богу Отцу. Псалом 50. Поучение и молитва. 7-й «канон» псалтири (псалмы 107–119). Начало псалма 40-го (ст. 1–4; «Блажен разумеваяй на нища и убога»). Псалом 90. Поучение, молитва и Отче наш. 9-й час. Отче наш. Молитва к Богу Сыну. Псалом 50. Поучение и молитва. 8-й «канон» (псалмы 120–150). Псалмы 114, 115 и 116. Песнь. Поучение и Отче наш. После 9-го часа совершается литургия 256 . По своему составу все суточные службы армян должны быть отнесены к многопсалмным последованиям. Малое число собственно-часовых псалмов на 3-м, 6-м и 9-м часах значительно усиливается рядовым чтением псалтири, которая на часах и на утрене ежедневно прочитывается вся, от начала до конца. – Содержание отдельных служб вполне соответствует тем воспоминаниям, которым посвящаются и наши часы. – Некоторое сходство с нашими часами проявляется и в таких частностях, как чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб, употребление псалма 50-го на 3-м часе, и 90-го на 6-м. 18. Копто-эфиопские часы Общий характер и строй копто-эфиопских часов нам уже известен 257 , и теперь мы ограничимся лишь сравнительным обзором их молитвенного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Израильтянин-собственник мог продать свой участок только на известное время, после которого участок опять по закону без всякого вознаграждения должен был возвратиться к первоначальному владетелю, или к его наследникам. Такое законоположение практически осуществлялось в знаменитом учреждении системы субботних годов. Система субботних годов имеет величайшее теократически-экономическое значение в системе Моисеева законодательства. Основываясь на общем значении в ветхозаветном Мировоззрении «субботы», как дня покоя от деятельности в воспоминание завершения творческой деятельности Иеговы и как дня засвидетельствования «доброты» творения, система субботних годов имела своим высшим назначением служить периодически правильным пунктом возвращения социальных отношений, в своем развитии уклонившихся от нормы, в их первоначальное состояние. Она, так сказать, призвана была служить возрождающею силой, приводящей расстроившиеся человеческие отношения в ту норму, в которой они были поставлены при первоначальном установлении их и от которой они уклонились под влиянием естественно-исторических условий. Эта система беспримерна во всемирной истории и учреждение ее возможно было только в теократическом государстве, где теократический принцип, принцип высшей идеи справедливости, господствовал над принципами греховных, естественно-исторических условий, всецело подавлявших развитие остального, внезаветного человечества. Система субботних годов состояла из двойной градации, которая, начинаясь седьмым годом, оканчивалась пятидесятым, завершавшим собой седьмицу седьмых годов (7х71) и служившим разделительным пунктом, после которого начиналась новая седьмица седьмых годов. Каждый седьмой год носит название «субботнего года», и каждый пятидесятый – название «юбилейного года». Главное постановление Моисеева законодательства относительно субботнего года есть требование покоя для земли. «Земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай» ( Лев. 25:2 и 4; Исх. 22:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  ( < < back) Постановление об общежительстве в братстве Луцком. Цит. по: Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 годов. М., 2003.   ( < < back) Послание Ипатию Потею от 21 июня 1593 г. Цит. по: Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 годов. М., 2003. Перевод: 400 лет Брестской церковной унии 1596–1996. Критическая переоценка. М., 1998. С. 42. Примечательно, что митрополитом Макарием это послание цитируется с купюрой — «нужны также исправления некоторых вещей в церквах наших, особенно касательно людских вымыслов» ( митр. Макарий ( Булгаков ). История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С. 299).   ( < < back) В том же послании Ипатию Потею Острожский говорит, что «соединение Церквей всего было бы желательнее (цит. по: митр. Макарий ( Булгаков ). История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С. 298).   ( < < back) Соответствующие свидетельства приведены в: Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 годов. М., 2003. С. 100-101.   ( < < back) < >< back) > «Грамота была подготовлена самими горожанами, а Иоаким лишь скрепил ее своей печатью, не ставя, однако, подписи. Вряд ли он мог самостоятельно прочитать утвержденную грамоту, так как не владел славянскими языками. Это обстоятельство порождает сомнения в том, насколько свободным было решение патриарха» ( Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 годов. М., 2003. С. 94).   ( < < back) Кстати, сам патриарх Иеремия не был чужд экуменическо-униональных симпатий. В 1575 году он приветствовал создание Греческого коллегиума в Риме и даже направил туда на обучение двух своих племянников ( Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 годов. М., 2003. С. 271).   ( < < back) Грамота патриарха Иоакима давала «моц сему Братству церковному обличати противныя закону Христову и всякое безчиние от церкве отлучати». Епископ должен отказывать в благословении тем, кого братство отлучит от церкви». Епископ лишался права суда над провинившимися братчиками. «Аще же епископ сопротивится закону, истинне, и не по правилом святых отец строяще церков, подкрепляюще руки беззаконником,— такому епископу сопротивится всем, як врагу истинны» ( Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595–1596 годов. М., 2003. С. 94-95).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Новолетие Беседа 1. О праздновании Нового года I. С первого числа января месяца у нас начинается новый год. Что такое каждый новый год? Это обыкновенный счет времени, – пусть так скажем пока. Мы считаем время часами, днями, неделями, месяцами, годами, столетиями, тысячелетиями. Часы, дни, недели и месяцы – это, так сказать, мелкий счет времени; столетия и тысячелетия – крупный, а годы – средний счет времени, счет общепринятый и более всего согласный с порядком времени в самой природе. Как день обозначается восходом и заходом солнца, так и год обозначается возвращениями к нам лета и зимы; через каждые 12 месяцев, или через 365 дней, возвращается к нам то же самое время, с которого мы начнем считать год; если с весны, то весна, если с зимы, то зима. И вот, как проходит 12 месяцев, значит, один год кончается, за ним наступает другой – новый; пройдет этот, за ним еще – другой новый и т. д. Тот день, с которого начинается год, обыкновенно называется началом нового года, или прямо «новым годом»; этот-то день и наступает у нас. Откуда начался и ведется счет годам? Счет годов, само собой разумеется, начался с той поры, как началось время, т. е. с сотворения мира. Это самый первый счет годов. Но этот счет годов сохранился только в священных книгах еврейских, а по памяти разные народы считали у себя годы от различных замечательных и всем памятных, обстоятельств своей жизни, напр., римляне считали годы от основания своего первого города – Рима, магометане считают от бегства своего (по-нашему – лживого) пророка; каждый из нас – от дня своего рождения. У всех христиан есть общее величайшее событие, которое послужило началом обновления всего мира, это событие – Рождество Христа Спасителя нашего; потому у всех христиан, кроме общего начала счисления времени от сотворения мира, ведется новый счет годов от Рождества Христова. Какой же месяц служил и служит началом новых годов? У разных народов, братия, начинали счет годов с разных месяцев. Так, у евреев гражданский год начинался с сентября, а священный, после исхода их из Египта, стал начинаться с марта, потому что в этом месяце они получили свободу от рабства египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

Сиисок со отдельных и межевых книг 135 и 136 годов. Перфилья Секерина, да Дьяка Ефима Филатова, Переславского Уезда Залесского, Покровского монастыря, Антониевы пустыни, на монастырь и на монастырскую слободу, и на вотчины и на всякие угодья, за приписью Дьяка Ивана Головкова. Выпись с отказных книг Дудина монастыря на вотчины со всеми угодьи 158 года, за рукою и за печатью Губного Старосты Григорья Бернова, и под тою выписью с грамоты список. 166 году (1658) Выпись с книг Московского Уезду, письма и меры Лаврентья Кологривого, да Подъячего Дружины Скирина, 131 и 132 годов на село Ивановское, а Высокое тожь, что на речке на Доренке, какова дана из Поместного Приказу, Июля в 7 день, за приписью Дьяка Степана Шишкина. Выпись с Тверских писцовых книг, письма и меры Федора Игнатьева, да Подьячего Тимофея Степанова, 137 и 138 годов, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Степана Венедиктова, на Остраганской монастырь и на вотчины. Выпись с Тверских переписных книг на вотчины Остраганского монастыря, переписи Князь Фомы Мезецкого, да Подьячего Тимофея Степанова, 154 году, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Степана Венедиктова. Выпись с переписных книг Московского Уезду, переписи Князь Ивана Долгорукого, да Подьячего Дмитрия Молчанова, 157 году, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Степана Венедиктова, на сельцо Бунково. Выпись с Клинских писцовых книг Федоровского монастыря на вотчины, письма и меры Князь Василья Волконского, да Подьячего Григорья Софонова, 132 и 133 годов, на пустошь Толмачево с пустошьми, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Андреяна Яковлева. Выпись с Клинских писцовых книг, Пресвятые Богородицы Успения, Остраганского монастыря на вотчины, письма и меры Князь Василья Волконского, да Подьячего Григорья Софонова 132 и 133 годов, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Андреяна Яковлева. Выпись с Тверских писцовых книг, письма и меры Федора Игнатьева, да Подьячего Тимофея Степанова, 135 и 136 годов, какова дана из Поместного Приказу, за приписью Дьяка Андреяна Яковлева, Дудина монастыря на вотчины, на пустошь Пестово с пустошми.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Десеть грамот великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев к Преосвященному митрополиту о сенных деньгах на покупку конских кормов 201-го, и 202-го, и 203-го, и 204-го, и 205-го, и 206-го, и 207-го, и 700-го, и 701-го годов. Две грамоты великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца к Преосвященному митрополиту — велено Преображенского и Семеновского полков пехотного строю всяких чинов служилым людем и салдатом взять взаймы с вотчин семьсот пятьдесят четвертей ржи, овса тож, 205-го году. Пять грамот Святейших патриархов Иоасафа, Иоакима, Адриана 176-го, и 177-го, и 195-го, и 201-го годов. Грамота Преосвященного митрополита х казначею иеродиакону Ионе Вологоцкому да к приказному Саве Ширяеву 196-го году. (Л. 47) Выпись с суздальских писцовых книг писма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витофтова на домовые архиепископли вотчины 136-го, и 137-го, и 138-го годов, переплетены в полудестевых тетратех, в красной коже. Выпись с володимерских писцовых книг писма и меры Федора Скрябина на домовую вотчину на село Добрынское 137-го, и 138-го, и 139-го годов, за приписью дьяка Бажена Степанова, на столпцах. Выпись межевая Григорья Михайлова сына Аничкова да подьячего Тимофея Антипина на домовую землю, которую они розводили и розмежевали с посацкою землею — на луг Андреевской, да на луг Ворок, да на луг Болтоусов, и на иные земли, — 160-го году, за их, межевщиковыми, руками, на столпцах. Выпись с книг Суздальского уезду писма и меры Михаила Трусова да дьяка Федора Витофтова 136-го, и 137-го, и 138-го годов на церковные жилые и пустовые земли, без дьячьи руки, в красной коже. (Л. 47 об.) Выпись с книг Московского уезду писма и меры Федора Пушкина да дьяка Федора Строева 135-го и 136-го годов на домовую вотчину на село Шубино, что на речке на Северке, з деревнями, за приписью дьяка Ивана Хрипкова . Выпись с отказных книг Григорья Семенова сына Фефилатьева 148-го году на домовую Никольскую землю, что на Юньге, а над тою выписью наклеен наказ козьмодемьянского воеводы Максима Федорова сына Стрешнева.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010