На большие праздники они массами отправлялись в Иерусалим, соединяя с этим часто и торговые предприятия, и вот там именно некоторые из них слышали проповедь ап. Петра и сделались первыми благовестниками Евангелия в столице мира. Этим самым ниспровергается верование римской церкви, что основателем христианства в Риме был ап. Петр. Предание это, как известно, расширено было впоследствии даже до того, что ап. Петр признавался первым епископом Рима, где будто бы он епископствовал двадцать пять лет. Но подобное предание не находить никакой опоры в истории, которая напротив может допустить лишь одно, что ап. Петр потерпел в Риме мученическую кончину, одновременно с ап. Павлом. Такое начало христианства в Риме вместе с тем дает возможность понять, каков был первоначальный состав римской церкви. Сначала она состояла из иудеев и прозелитов, но затем в нее стали вступать и многие из язычников, так что языческий элемент скоро сделался даже преобладающим. Но этот языческий элемент состоял не столько из самих римлян, сколько из греков, которых было много в Риме и которые скорее примкнули к христианской церкви, чем высокомерные римляне. Потому-то в заключительной главе послания ап. Павла к римлянам так много лиц с греческими именами. Но эти имена принадлежат большею частью к средним и низшим классам общества. Христианство находило себе сначала приверженцев не среди богатых и знатных, а среди мелких торговцев и промышленников, среди воинов, рабов и отпущенников императорского дворца и той челяди, которая ютилась в густо населенных «голубятнях» (columbaria), как назывались в Риме ночлежные дома и жилища бедного рабочего люда. Среди личных друзей апостола в это время в Риме находились известные Акила и Прискилла, которые после временного отсутствия опять возвратились для заработков в Рим, где их дом был местом собраний для верующих. Как вообще велика была римская церковь по составу входивших в нее членов, об этом можно судить потому, что во время Неронова гонения их погибло там, по свидетельству Тацита, «великое множество».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

В завершение 1-го Послания П. приводится приветствие от «церкви в Вавилоне» (1 Петр 5. 13). Вавилон - город в Месопотамии, находившийся на значительном расстоянии от всех предполагаемых миссионерских маршрутов апостолов. Судя по всему, в 40/41 г. евреи были изгнаны из Вавилона, что ограничивало возможности христ. проповеди в этом городе. Предположение о том, что имеется в виду др. Вавилон, находившийся в Египте (ср.: Strabo. Georg. XVII 30), не подкрепляется раннехрист. источниками (см. в ст. Вавилония , раздел «Вавилон в Библии»). Поэтому нет ничего удивительного в том, что упоминаемая в 1-м Послании П. «церковь в Вавилоне» на очень раннем этапе была отождествлена с Церковью Римской и что в данном упоминании экзегеты увидели одно из доказательств пребывания П. в Риме, где вместе с ним находился и Марк (ср.: Euseb. Hist. eccl. II 15. 2). Сведения о кончине П. у древних авторов Смерть апостолов П. и Павла в Риме обычно увязывают с гонениями имп. Нерона на христиан. Об этих гонениях упоминают рим. историк Светоний ( Suet. Nero. 16) и более подробно - Тацит ( Tac. Ann. XV 44), согласно к-рому Нерон инициировал гонение на христиан после пожара 64 г., чтобы пресечь слухи о том, что он поджег Рим (см. в ст. Нерон ). Наиболее ранним прямым свидетельством мученичества П. и Павла в Риме принято считать слова Тертуллиана (II-III вв.) о Римской Церкви: «Сколь счастлива эта церковь! Все учение ее апостолы напитали своей кровью; в ней Петр уравнялся с Господом в страдании, Павел венчался кончиной Иоанновой» ( Tertull. De praescript. haer. 36. 3//CCSL. 1. P. 216); ср. наиболее раннее косвенное свидетельство Дионисия Коринфского (II в.- Euseb. Hist. eccl. II 25. 1. 5. 8). Из текста Тертуллиана следует, что П. был распят, а Павел - обезглавлен. (В отношении П. данная информация подтверждается Лактанцием (III-IV вв.): Lact. De mort. persecut. 2//PL. 7. Col. 196-197.) О пребывании П. в Риме и о его мученической кончине см. также: Hieron. De vir. illustr. 1//PL. 23. Col. 607; упоминаемый блж. Иеронимом последний год правления Нерона - 67-й. Именно на основании этого свидетельства кончина П. и Павла в Риме традиционно датируется 67 г. (хотя имеются и альтернативные датировки). (О развитии биографической традиции в апокрифах (напр., о противостоянии П. Симону-волхву в Риме) см. в ст. Петра и Павла, апостолов, почитание .)

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Гораздо труднее определить с точностью время написания Евангелия от Марка. Что уже весьма рано оно было известно в христианской Церкви и пользовалось всеобщим уважением, – это не подлежит никакому сомнению. Марк. 2:11 цитует уже Варнава (с. 5., у Дресселя р. 8), Марк. 14: 38 – цитует Поликарп (с. 7, у Дресселя р. 385). Но что касается более точного определения времени написания Евангелия, то необходимо принять во внимание следующие соображения. Выражение Папия – “ς πεμνημνευσεν“ (как удержал в памяти) повидимому дает основание предполагать, что Марк написал свое Евангелие тогда, когда Петра при нем не было, когда его, быть может, даже не было уже и в живых. Это предположение подтверждает и Ириней, когда, указав на время написания Евангелия от Матфея, говорит: „по кончине этих апостолов (Петра и Павла), Марк, ученики и истолкователь Петра, передали нам письменно проповедь Петрову“ 130 . Что Петр был в Риме, в этом нет ничего невероятного. Многие древние отцы так категорически свидетельствуют об этом, предполагая время, когда Петр и Павел были в Риме, как бы всем известным, что по нему определяют даже и время других событий. Некоторые ученые ставят вне всякого сомнения, что Петр прибыл в Риме незадолго до мученической кончины апостола Павла, именно – в конце лета 63 года по Р. X., а в июле месяце следующего года сам был жертвой Нероновского гонения на христиан 131 . О своем пребывании в Риме говорит, кажется, и сам апостол Петр в своем послании. „Приветствует вас – пишет он (Петр. 5: 13), избранные, подобно вам, ( церковь ) в Вавилоне, и Марк, сын мой“. Весьма естественно предположить, что словом „ Вавилон“ апостол Петр символически обозначает здесь развратный Рим 132 , точно также как и Марка он называет своим сыном в смысле, оче­видно, переносном; по крайней мере о пребывании Петра в евфратском или египетском Вавилоне мы не находим нигде никакого свидетельства. Если же справедливо, что Петр был в Риме, то мы имеем возможность уже вполне определить и время написания нашего второго канонического Евангелия: Нужно допустить, что в Риме повторилось то же, что было и в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопросе о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ириней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, согласовывался с пресвитерами (епископами) Римскими и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ереси Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римских, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римской Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое-то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что рукопись «Мучений Поликарпа» — это список со списка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого святой Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смирне Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подобный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скончался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанскому закону».    Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Маркионом. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком-либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестившем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость святого Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпадает с подробным описанием святого Иринея о пребывании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совершать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На основании предания Евсевий утверждает, что апостол Петр был в вечном городе, где имел состязание с Симоном магом и основал церковь 235 . Но такое мнение издавна находило себе противников, а в последнее время в церковно-исторической науке (только, разумеется, не в католической) многими признается за несомненное, что ап. Петр не был в Риме. Ученый Липсиус в своем обширном исследовании: «Die chronologie der romischen Bischofe bis zur Mitte des vierten lahrhunderts» 236 делает такой вывод из своих хронологических вычислений: «сказание о пребывании апостола Петра в Риме в связи со сказанием о Симоне маге возникло в начале второго века». Дэлич говорит, что для протестантских ученых несомненный факт, что ап. Петр не был ни основателем Римской церкви, ни её епископом в течении двадцати пяти лет 237 . Наконец Гундерт свою статью под заглавием: «Der Aufenthalt des apostels Petrus in Rom» заключает словами: Петр не был в Риме (Petrus ist nicht nach Rom gekommen) 238 . Нам, конечно, в настоящем случае нет возможности доказывать, в противоположность пристрастным заключениям протестантских ученых, что апостол Петр был в Риме, как говорит Евсевий, потому что этот предмета может быть достаточно обследован только в обширном трактате. Мы считаем тут нужным заметить только, что наш Евсевий по отношению к рассматриваемому вопросу не стоит ни на стороне католиков, ни на стороне крайних противников католического мнения о близких отношениях ап. Петра к вечному городу; Евсевий держится золотой середины. Русские переводчики истории Евсевия совершенно несправедливо со своей таблицы Римских епископов, составленной будто на основании слов Евсевия (том 2-й соч. Евсевия стр. X) поставили Петра в числе епископов Римских: Евсевий нигде не говорит, что ап. Петр был в Риме египтском; по его словам, этот апостол был только основателем Римской церкви, да и то не главным, потому что на первом месте при этом Евсевий ставит Павла. 239 Таким образом Евсевий не приписывает ап. Петру такой должности, в которой тот не состоял, и этим констатирует тот факт, что Петр не был епископом в Риме в течении 25-ти лет, как учат католики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Тщательно и скрупулёзно рассматривая их, они указывают, что только три свидетеля: Евсевий, Иероним и Орозий ясно говорят об основании Римской Церкви одним апостолом Петром, с указанием даже времени его прибытия в Рим, да и то Евсевий сам же «поправил свою ошибку, написав в своей истории, что Пётр прибыл в Рим уже в конце своей жизни» 31 , а значит, не мог быть основателем Церкви в Риме 32 . Но если всё-таки иметь ввиду все три свидетельства, то получается, что святой Пётр прибыл в Рим во второй год правления Клавдия, т. е. в 42 или 43 гг. Книга же Деяний повествует, что в год смерти Ирода Агриппы апостол Пётр находился в Иерусалиме (12:1–23). Ирод умер в 44 или 45 году, следовательно, делается вывод, Пётр не мог быть в Риме во второй год правления императора Клавдия, так как срок в 1–2 года в то время был недостаточен, чтобы побывать в Риме и снова возвратиться в Иерусалим. Вообще, заключают протестанты, на основании как Книги Деяний, так и посланий святого Павла можно утверждать, что свидетельства некоторых древних писателей, будто апостол Пётр прибыл в Рим во второй год правления Клавдия и был там епископом 25 лет, не соответствуют действительности, ибо первые 20–25 лет по Вознесении Христа Пётр жил в Палестине и её окрестностях. Исторические же свидетельства возникли оттого, что Евсевий был введён в заблуждение апокрифическим сказанием о поражении Симона волхва Петром в Риме. Два других писателя (Иероним и Орозий) безо всякой критики приняли слова Евсевия 33 . 5) Тертуллиан (Scorp. 15, De praescript. 36) и Гай (у Евсевия, Церк. история II. 25.6–7) говорят о мученичестве Петра и Павла в Риме. Остальные данные относятся уже к IV в. и сводятся к рассмотренной выше традиции двадцатипятилетнего епископства ап. Петра в Риме. Древность этой традиции западные учёные оценивают различно; по Сендею и Хидлему, можно уверенно считать её существовавшей к концу первой четверти III в. Однако, в любом случае, заключают британские исследователи, столь ранее и столь длительное пребывание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В самых ранних, дошедших до нас, памятниках, мусивной живописи, украшающих древние церкви и базилики, Спаситель уже является с золотым нимбом, кругом головы. В таком виде, он представлен в церкви св. Констанции 444 , в Риме, IV-ro столетия, св. Агафии в Равенне, начала V-ro столетия; св. Сабины в Риме, 424-го г.; в Либериевой базилике (Santa Maria Maggiore), в Риме, 433-го г.; в церкви свв. Назария и Кельсия в Равенне, 440-го г.; в базилике святого Павла, в Риме, 441-го г.; в церкви святого Андрея «in Barbara» в Риме, 463-го г; свв. Козьмы и Дамиана в Риме, 530-го г.; святого Виталия в Равенне 547-го г. и т. д. Почти одновременно с этими мозаиками, и, может быть, даже несколько раньше самой древней из них, Христос, еще без установленного типа, является несколько раз с сиянием вокруг головы, это, именно, на стеклянных чашах с золотыми фигурами. Но, в то время, когда в мозаиках Спаситель постоянно изображался с нимбом, сияние, кругом головы Христа, не видно в барельефах мраморных саркофагов, IV-ro и V-ro столетия, где Иисус представлен на земле, среди людей, совершая чудеса, под видом молодого римлянина, задрапированного по-античному. Может быть, в этом следует видеть влияние традиций классического искусства, удалявшегося, как мы сказали выше, от употребления нимба в пластике. В барельефах диптихов из слоновой кости, V-ro столетия, Христу уже дано сияние; то же самое встречаем мы и в миниатюрах церковных книг, так, например, в сирийском Евангелии, 586-го года, при вознесении, распятии и в других сценах, головы Спасителя и Богородицы окружены золотыми дисками. С V-ro века, нимб Иисуса разделяют крестом или монограммой, по сторонам которых являются, иногда, первая и последняя буква греческой азбуки А и Ω 445 . Богородица, подобно Христу, изображена, то с нимбом, то без него, на стеклянных чашах конца III-ro или начала IV-ro столетия. В мозаиках церквей и базилик Рима и Равенны и на других памятниках, начиная с V-ro века, Ей уже постоянно дан этот знак святости; есть исключения, но их встречаешь не часто, так, например, в барельефе саркофага VII-ro столетия 446 , Исаака Екзарха равеннского, умершего в 644-м г., в сцене поклонения Волхвов, Богоматерь представлена без нимба, который окружает голову Спасителя Младенца, сидящего на Ее коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы. Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола Отрицание факта посещения, смерти и погребения Петра в Риме Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал.2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу "

http://lib.cerkov.ru/authors/88

Другие подобные радетели о своих интересах - религиозная община методистов Ужгорода - отбирают у экспериментальной авторской общеобразовательной школы классы для изучения иностранного языка, мастерские и классы Малой академии народных искусств, - сообщает агентство «Русская линия» . 1 200 детей теперь будут вынуждены учиться в две смены. Как отмечает пресс-служба Украинской Православной Церкви, «Методисты исповедуют покорность и терпение. Тем не менее, когда речь зашла о недвижимости - их терпение куда-то испарилось. Они без зазрения совести отобрали учебную часть помещений у единственной в Закарпатье экспериментальной авторской школы. Часть школы 11 лет назад методисты у школы уже отняли. Теперь хотят добрать и остальное». А другая секта - мормоны - пополняют свои ряды за счет мертвецов, - отмечает сайт « Newsru.com » . «Мормоны скупают мертвые души», которые нужны им для посмертного посвящения мужчин в члены своего религиозного объединения и заключения браков с покойными женщинами. «Как отмечает пресс-служба Нижегородской епархии, эти деяния, противоречащие здравому смыслу, мормоны совершают для увеличения численности своей общины за счет «мертвых душ» и для придания большего веса своей и без того фантастической истории». Тема строительства православного храма в Риме вновь была поднята на прошлой неделе с подачи итальянского журнала «Panorama»: автор Лаура Мараньяни в статье «Купол православной церкви напротив собора Святого Петра в Ватикане» рассказывает о том, как будет идти строительств, кто будет им заниматься и т.д. В конце она отмечает, что «в католических кругах, менее открытых к диалогу между Русской Православной Церковью и Ватиканом, воспринимают строительство православного храма в нескольких сотнях метров от собора Святого Петра как провокацию». Подробно о статье рассказывает сайт « Newsru.com » . По этому поводу патриарший сайт замечает: «Католики расширяют прозелитизм в России, но недовольны строительством русского храма в Риме». Также тема поднята сайтом «Globalrus.ru» в материале « Торжество Православия в Первом Риме» . Автор статьи пишет: «стоит сказать, что торжество православия в Риме нельзя считать абсолютным. Рим уже давно не твердыня католицизма. В частности, в 1995 году в нескольких кварталах от Ватикана была возведена огромная мечеть (кстати, по вопросу постройки мечети в Риме мусульманская община Италии обращалась еще к Муссолини, однако он ответил, что даст согласие только тогда, когда католический храм будет возведен в Мекке). Так что на фоне таких перемен появление любой христианской святыни в Риме может считаться фактом отрадным и спасительным даже для истых католиков».

http://pravoslavie.ru/4857.html

– Из вышеприведенных свидетельств видно, что оно написано во время пребывания Марка вместе с Апостолом Петром в Риме, а по Иринею – даже после смерти Апостола Петра 15 . По историческим свидетельствам Апостол Петр был два раза в Риме: в первый раз в царствование Клавдия (41–46 г. по Р. Хр.), во второй при Нероне, когда окончил мученически жизнь свою вместе с Апостолом Павлом (68 г. по Р. Хр.). Вероятнее, что написание Евангелия последовало во время последнего пребывания Апостола Петра в Риме вместе с Марком, ибо в первый раз едва ли был с ним Ап. Марк, так как около этого времени он был сотрудником Ап. Варнавы и Павла. Таким образом, время написания Евангелия от Марка падает на время никак не позднее 67-го или 68-го года по Р. Хр., во всяком случае, ранее разрушения Иерусалима Титом (70. по р. Хр.), так как на это событие нет ни малейших указаний в Евангелии. Так как, по достовернейшим свидетельствам древности, Евангелие от Марка первоначально назначено было для римских христиан и написано в Риме: то полагали некоторые 16 , что оно написано первоначально на латинском языке и потом уже переведено на греческий язык. Ссылаются в подтверждение этого еще на надпись под этим Евангелием в древнем сирском переводе Нового Завета 17 и на указания в некоторых древних рукописях 18 , но догадка эта неосновательна. Некоторые из древних, заслуживающих более веры, свидетельств, прямо говорят, что Евангелие это написано на греческом языке; таковы свидетельства бл. Августина, Иеронима и др. 19 . Греческий язык в Риме в то время был в таком общем употреблении, что, например, св. Апостол Павел свое послание к Римлянам писал на греческом языке. Древние переводы этого Евангелия сделаны не с латинского, а с греческого подлинника. Подпись под сирским переводом этого Евангелия не может быть признана подлинной, и сверх того, если строго понимать ее, то в ней не говорится собственно, что Марк написал свое Евангелие на греческом языке, но что только он проповедовал в Риме на латинском языке, а это – другое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010