Kurtz (Handbuch der allgem. Kirchengeschichte, § 35) полагает, что смерть апостола Петра в Риме, в царствование Нерона, не может быть подвержена никакому сомнению. – Эбрард (Handbuch der christl. Kirchen – und Dogmen-geschichte Erlangen, 1865, I. § 73) принимает также, что ап. Петр пострадал мученически в Риме. Визелер (Wieseler) Chronologie des apostol. Zeitalters, Goettingen, 1848, pag. 568) заявляет себя положительно в пользу пребывания ап. Петра в Риме, принявшего там мученический венец. Ewald, тоже в Gesch. der apostol. Zeitalters, pag. 619 . Неандер также в Allgemeine Gesch. der christl. Religion und Kirche, Hamburg, 1826. I Band, erste Abtheil. pag. 223 . Гизелер (Giezeler) со своим обычным спокойствием ограничивается показанием, что, по свидетельству древних писателей, ап. Петр принял мученическую смерть в Риме. – Lehrbuch der Kirchengeschichte, Bonn. 1844, I Band, erste Abth. pag. 101, примеч. 5. – Я привожу здесь свидетельства только протестантов. То справедливо, что пребывание ап. Петра в Риме не может быть доказано свидетельствами Нового Завета, но христианская церковь второй половины II века допускает это без малейшего колебания. Разве должно предположить, что сто лет спустя после совершившихся событий предание совратилось с пути, и еще в таком вопросе, который был близок церквам, касательно события совершившегося в среде самого христианства, в этом Риме, куда притекали все верования, и откуда отправлялось на проповедь столько евангелистов. По весьма справедливому замечание английского писателя Мильмана решение спора зависит от важности, придаваемой преданию. – The history of Christianity, London, 1867. I, pag. 463. Относительно этого мы отсылаем наших читателей к соображениям изложенным в нашем Введении. В  настоящее время отрицательное мнение защищается писателями особливо рационалистической школы Ф.С.Баурами, Газами (Hase), Веберами и Гольцманами. Кавалер Росси ученый и неутомимый исследователь римских катакомб не рассуждает даже об этом предмете, – так он кажется ему установившимся. Недавно в этом подземном Риме отыскали прекрасный бронзовый медальон, представляющий святых апостолов Петра и Павла, относящийся ко II-мy а может быть, и к I-мy веку. Две головы имеют характер портретов. Поскольку древнейшие предавая совмещают обоих апостолов в своем почитании и приписывают им одинаковую судьбу. По поводу этого как не удивляться скептицизму критики, когда дело идет об ап. Петре, между тем как она, закрывши глаза, принимает предание, касательно смерти ап. Павла?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если заподозрить последнее свидетельство, все-таки не должно быть заподозрено пребывание Симона в Риме. Обыкновенно говорят, что посещение так рано апостолом Петром Рима придумано для того, чтобы основание христианской общины в Риме или Церкви отнести к какому-нибудь из 12 апостолов, как и для того, чтобы дать возможность ученику Христа в виду вечного города посрамить волхва. Но известно, что, уже при императоре Клавдии в Риме существовала христианская община, стало быть, ок. 42-44 г., т. е. в то время, когда апостол Петр находился еще в Палестине. Светоний, в «жизни Клавдия», рассказывает, что, этот государь издал указ об изгнании иудеев из Рима за то, что они производили смуту между последователями Христа. Впрочем, вопрос: посещал ли Петр Рим раньше этого времени и он ли первый основал христианскую общину здесь, не может быть решен окончательно. Известие о пребывании Петра в Риме не связано ни с каким событием или лицом, кроме сказания о победе его над Симоном в Риме и мученичестве во время Неронова гонения (ок. 64-67 г. ). Важнейшее свидетельство о пребывании нашего волхва в Риме принадлежит Иустину мученику. В царствование Клавдия, так рассказывает Иустин, Симон показывал свое искусство в Риме и сенат и народ приводил в такое изумление, что почтили его наравне с другими богами, даже поставили ему статую на одном из островов Тибра, с надписью: «Священному богу Симону». Из Рима деятельность свою Симон переносит в Антиохию, где сходились многие народы — греки, римляне, иудеи, самаряне, и откуда апостол Павел предпринимал свое первое и второе путешествие с Варнавой. Здесь самарянский волхв также приобрел себе последователей: фокусы его состояли в изменении лица, так что его нельзя было будто узнать. Климентины рассказывают, что он мог изменять и физиономии другого, без его ведома и желания. В чем состоял секрет последнего рода, трудно решить. Из Антиохии Симон, ночью и изменив лицо, удалился в Лаодикию, а по другим — в Иудею. Причиной удаления послужил указ римского градоначальника о его изгнании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Перед этим положительным свидетельством самого ап. Павла должны утратить всю свою силу слова некоторых историков, утверждавших будто св. Петр был епископом в Рим еще в царствование Калигулы, то есть уже около семнадцати лет. Если бы действительно ап. Петр был епископом в Риме, в продолжении 18 лет, то как согласовать это с положительным свидетельством св. Павла, который говорит о Риме, как о городе где до 58 года не было еще благовестия, как согласовать с желанием верующих Римлян, призывавших Павла, научить их и учредить у них Церковь ? как согласовать даже с самим положением христиан в Риме, разделявшихся на небольшие общества верующих, у которых не было пастырей? Утверждать о епископстве св. Петра в Риме, следовательно совершенно, противно Писанию. Свидетельство истории пособствует писанию в опровержении этого заблуждения. Евсевий, говоря о странах, где проповедовали апостолы, выражается, как мы видели, следующим образом: «полагают, что Петр проповедовал Иудеям рассеянным в Поте, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии. А наконец прибывши в Рим и проч.. ( Евсевий Ц. И. кн. Ш, гл. I). Тот же историк в другом месте (там же гл. IV) упоминает только про те же страны, в которых проповедовал Петр и ничего не говорит про Рим. Правда что в книге II той же Церковной истории Евсевия находятся две главы (XIV и XV), в которых упоминается о проповеди ап. Петра в Риме, где будто он находился уже при императоре Клавдии и где будто бы видел еврея Филона. Но нам кажутся обе главы эти подложными или вписанными в первоначальный рассказ Евсевия рукой поддельщика. В случае, если бы стали утверждать противное, то необходимо будет объяснить противоречие находящееся у Евсевия. Причины, заставляющие предполагать две главы эти подложными, заключаются в том, что в них встречается образ изложения и выражения, не свойственный сему историку, что повествование о проповеди Петровой в Риме вовсе не подходит к тому месту, где оно вставлено и что Евсевий не приводит никаких доказательств, в подтверждение рассказа своего, как то, по обыкновению своему, он всегда делает. Если же непременно хотят чтобы Евсевий противоречил самому себе рассказом о прибытии св. Петра в Рим, то свидетельства его принимать не следует. А тогда приверженцы епископства Петрова в Риме не будут уже иметь никакого свидетельства на подтверждение своего мнения, потому что все свидетельства, которые они приводят, основаны только на II книге Евсевия. Тезис их от того нисколько яснее доказан не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Итак, да будет вам известно, прибавил Павел, что спасение Божие послано язычникам; они и услышат». После слов этих, Иудеи ушли много споря между собою. Павел же жил в Риме целые два года и принимал всех приходивших к нему, проповедуя царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно. 542 Он обратил даже некоторых из дома Кесарева. 543 В то время императором был Нерон, не начинавший еще своего гонения на христиан. В Риме, вместе с Павлом, находились тогда Лука и Аристарх, последовавшие за ним из Иерусалима. 544 Луку написавшего книгу Деяний Апостольских, Павел называет врачем и дает ему нежное имя друга. Аристарх же был сотоварищем уз его. В Риме нашел Павел диакона Тихика, которого также называет братом возлюбленным и верным сослужителем о Господе. 545 Тимофея, 546 Онисима из Колосс и двух Иудеев: Марка, племянника Варнавы, и Иисуса, призванного Иустом. Первый из них, сопровождавший Петра до Вавилона, оставил Апостола в Асии, а сам прибыл в Рим. Павел простил ему то, что он оставил его и Варнаву во время их первой проповеди, и рекомендует его жителям Колоссы, куда тот должен был отправиться. При Апостоле находились еще в Риме Димас и Епафрас. Последний был из Колоссы. «Это раб Иисуса Христа, пишет Павел о нем Колоссянам, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребывали совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.» Он имел великую ревность и заботу о верующих Церкви Лаодикийской и Иерапольской, устройству которых, вероятно, содействовал. 547 Из числа обрезанных, единственными сотрудниками Павла в Риме были Марк и Иуст, служившие ему отрадой. 548 Послания к церквам: Филипийцам, Колоссянам, Филимону Лаод. и Ефесянам. Не довольствуясь трудами по обращению Римлян, Павел старался еще посланиями своими утвердить и улучшить прежде того учрежденные им Церкви. Из Рима написал он четыре послания: первое к Филипийцам, второе к Колоссянам, третье к Филимону Лаодокийскому, а четвертое к Ефесянам. Послания к Ефесянам и Колоссянам посланы были с диконом Тихиком, 549 а послание к Филиппийцам с Епафродитом. 550 Верующие в Филиппах, в Македонии, оказались более прочих преданными Апостолу. Два раза уже посылали они ему пособия в Фессалонику; а узнавши, что он узником в Риме, отправили ему с Епафродитом избыточную милостыню. 551 Павел с любовно благодарит их в своем послании и дает наставления для утверждения их в вере и духе христианском. Послание свое написал Павел также и от имени Тимофея, который был сотрудником его при основании Церкви в Филиппах. 552 После приветствуя возлюбленных чад своих за верность их и добродетели, он сообщает им драгоценные подробности о своем апостольстве в Риме, 553 говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Не было святого Петра в Риме и до окончания первых уз святого Павла, ибо Дееписатель, повествующий о прибытии апостола Павла в Рим и о его проповеди там ( Деян.28:16–31 ), упомянул бы, что в Риме в это время находился святой апостол Пётр 25 . Но святой Лука молчит, и это молчание ясно свидетельствует, что святой апостол Пётр не мог быть в Риме раньше святого апостола Павла 26 , а значит, не мог быть первым и единоличным основателем Римской Церкви в прямом смысле 27 . Епископ Феофан говорит, что римское предание об основании их Церкви святым апостолом Петром может быть приемлемо, если считать, что первые верующие в Риме были из числа обращённых в день Пятидесятницы, когда «действующим представляется преимущественно святой Пётр, другие же верующие там или этими обращены, или познали веру подобно им в другие праздники в Иерусалиме» 28 . В таком отношении Рим действительно может считать Петра своим духовным отцом и свою веру производить от него. Святитель Феофан полагает, что это духовное начало, а потом мученическая кончина святого Петра в Риме и дали основание римлянам, «слив конец с началом, самое происхождение» их веры «производить отличного действования святого Петра в Риме». Потом это внесено было в исторические памятники 29 . 1.1.2. Контраргументы протестантов Возражения протестантов, не склонных ни под каким видом считать апостола Петра основателем Римской Церкви, в русской библеистике встречаются только у епископа Михаила (Лузина) 30 , и подаёт он их достаточно подробно и непредвзято. Епископ Михаил показывает, что кроме контраргументов чисто внутреннего характера, которых придерживаются, как мы видели, и святой епископ Феофан, и архиепископ Аверкий, т. е. «правила проповеднической деятельности» апостола Павла не благовествовать там, где уже «действовали другие апостолы» и отсутствия указаний об основании римской общины апостолом Петром в Книге Деяний, протестанты обращают внимание и на свидетельства ранних церковных писателей, повествующих о проповеди апостола Петра в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Е. Е. Макаров Иконография Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Первые изображения К., очевидно, появились в Риме - месте его служения и раннего почитания. Здесь уже в кон. IV - нач. V в. существовала посвященная К. церковь (см. Климента священномученика базилика в Риме ). В ней, как указывает Й. Вильперт, находился древнейший образ святого; он не сохранился и известен по акварелям нач. XX в. ( Wilpert, Schumacher. 1917. Taf. 216. 2). Др. раннее изображение К. (сер. V в.), также известное только по акварельным рисункам 1634-1635 гг., находилось на стене центрального нефа в рим. базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Здесь К. был представлен фронтально по плечи в медальоне в иконографическом изводе imago clipeata среди похожих по типологии изображений 79 Римских пап (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1-41). Аналогичный образ К. в медальоне присутствовал в декорации главного нефа базилики св. Петра в Ватикане, роспись, выполненная по заказу папы св. Льва Великого (440-461), не сохранилась ( Kessler. 2002). Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Древнейшее сохранившееся изображение К.- мозаика VI в. в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Фигура К. помещена в нижнем ярусе на юж. стене центрального нефа, в процессии мучеников, направляющихся ко Христу, восседающему на престоле. К. изображен на почетном месте, 2-м в ряду святых, после св. Мартина, епископа Турского , патрона церкви, которому она была посвящена в 560 г. архиеп. Равенны Агнеллом ( Deliyannis. 2010. P. 164-165). Представлен в апостольских одеждах (в белом хитоне с клавами и в тунике) с мученическим венцом в покровенных руках; у него короткие седые волосы, маленькая борода и усы, на темени - гуменцо. Сщмч. Климент, еп. Римский, житием. Икона. Сер. XVI в. (АМИИ) Сщмч. Климент, еп.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от Авраама у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.). С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.). Другой сюжет - Явление трех ангелов Аврааму, или Гостеприимство Авраама (см. Святая Троица). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом Аврааму подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около Авраама - телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история Авраама, явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство Авраама и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза Евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение Авраама во фресках ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни Авраама представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V - нач. VI в. Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история Авраама, изображаются в рус. монументальных росписях (ц. Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.

http://pravicon.com/info-1620

Судя по раскопкам, основными центрами производства копт. тканей в V в. были Антинополь, Панополь (Ахмим), Александрия, Оксиринх, Тиннис, Дамиетта (о др. центрах известно из текстов). В VI в. геометрические мотивы были вытеснены стилизованными растительными формами, одновременно с к-рыми распространенным стало изображение в кругах симметрично расположенных попарно животных и птиц - египетских или африканских: зебр, стоящих под егип. пальметтами, ибисов. В V - сер. VII в. кроме визант. (классического средиземноморского) выделяются сир. и иран. (стилизованные пальметты, грифоны, львы, изображение растений часто сложного рисунка) влияния; последнее связано с периодом недолгого владычества Сасанидов. С нач. VI в. стали изготавливаться ткани с цветным рисунком. Фигуры и сцены на многоцветных тканях нач. VI в. представлены в медальонах, оплетены гирляндами; рисунок динамичен, формы намеренно декоративны. Среди изображений - сцены из истории прав. Иосифа, праотцов Моисея, Авраама, прор. Ионы, мотивы виноградной лозы, путти за разнообразными занятиями (распространенный сюжет росписей рим. катакомб, раннехрист. базилик, напр. мавзолея Санта-Констанца в Риме, сер. или 3-я четв. IV в.), изображения Богородицы (Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, VI в., Музей искусств, Кливленд, США), Христа на троне или среди апостолов, сцены из жизни Христа (ср. «Поклонение волхвов» на одеянии имп. Феодоры на мозаике в ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547) и др. Со 2-й пол. VIII в. получили распространение краснофонные ткани. После араб. завоевания Е., особенно в сер. VII-XI в., происходило проникновение араб. мотивов в копт. искусство и коптских - в арабское. Ткани этого периода отличают декоративная, яркая расцветка, схематизм рисунка (2 фрагмента шерстяного покрывала с нереидами и со сценой из истории прор. Ионы, VIII в., Коптский музей, Каир). Они чаще всего лишены фигуративных изображений, на смену к-рым пришли схожие с арабеской орнаменты, дополненные стилизованными куфическими надписями (фрагмент облачения халифа Абд аль-Малика, сер. VIII в., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

http://pravenc.ru/text/187963.html

Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан) Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «И. м.» - мозаики триумфальной арки ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде рим. легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V в., ц. св. Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (ок. 460, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, к-рого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь. Бегство в Египет. Избиение младенцев. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 92) Бегство в Египет. Избиение младенцев. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 92) В искусстве средневизант. периода сцена «И. м.» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (нач. IX в., Бодлианская б-ка); рельеф слоновой кости (сер. IX в., Национальная б-ка Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, сер. IX в.); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 гг.) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/293832.html

5) частица мощей апостола Варфоломея (память 22 апреля, 11 июня и 25 августа), из числа 12 апостолов, мощи которого почивают в церкви его имени на Тибрском острове в Риме – см. 46; 6) часть честной ноги, апостола Иакова, брата Господня во плоти (память 23 октября), мощи которого почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных 12 апостолов в Риме. см. 31; 7) честная глава апостола Анании (память 1 октября), одного из 70 апостолов; он крестил св. апостола Павла и был епископом в Дамаске; побит камнями в Елевферополе: 8) частица мощей первомученика и архидиакона Стефана (память 2 августа и 27 декабря), мощи которого почивают в церкви во имя св. мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Via Tiburtina) за стенами Рима (см. 21); 9) часть честной ноги апостола Епафраса (память 4 января), одного из лика 70 апостолов, мощи которого почивают в римском соборе во имя Божией Матери «Маджоре» (см. 12); св. Епафрас был первым епископом Колосским и терпел узы вместе с апостолом Павлом ( Филим. 23 ), который упоминает о нем в посланиях к Колоссянам ( Кол. 1, 7 и 4:12); 10) частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Память святых праведных Богоотца Иоакима и Анны совершается 9 сентября, а 9 декабря Церковь празднует «Зачатие св. Анны, егда зачат св. Богородицу»; 11) честная рука преподобного Алексия, человека Божия (память 17 марта), мощи которого почивают в церкви его имени (Chiesa di Sant» Alessio) на Авентинском холме в Риме – см. 8; 12) части мощей мучеников Иулиана, Василиссы, Кельсия и Мариониллы (память 8 января); 13) часть мощей мученика Иакинфа, брата мученика Протасия. Иакинф и Протасий были евнухами св. преподобномученицы Евгении; все трое пострадали в Риме в гонение Галлиена и Валериана (в сер. III в.). Память св. мучеников Иакинфа и Протасия и св. преподобномученицы Евгении совершается 24 декабря. Мощи последней почивают в римской церкви во имя свв. апостолов (Chiesa dei SS. Apostoli, см. 31): 14) частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского (память 11 февраля). Часть гортани сего свяшенномученика находится в Ватиканском соборе;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010