406, Музей сокровищ собора, Аоста), консул Анастасий на диптихе Анастасия (517, Национальная б-ка, Париж; Н. в виде раскрытой раковины). С Н. вокруг головы представляли персонификации солнца (лучистый Н.) и луны (рим. мозаика кон. II в. в Эль-Джеме, Тунис; напольные мозаики III в. римские виллы Орб-Босеаз в Орбе, Швейцария; серебряный диск III в., Британский музей, Лондон; мозаика III - нач. IV в. на своде языческого т. н. мавзолея Юлиев под собором ап. Петра в Ватикане), изображали Нептуна (напольная мозаика кон. II в. «Триумф Нептуна», Музей Бардо, Тунис), Диану (напольная мозаика из Карфагена со сценами охоты и жертвоприношения, Музей Бардо, Тунис, V в.), феникса (напольная мозаика III в., Лувр, Париж; роспись Греческой капеллы в катакомбах Присциллы, Рим, ок. сер. III в.), а также персонификации времен года (свод кубикулы Времен года в катакомбах Марцеллина и Петра, Рим, кон. III - нач. IV в.; Н. голубого цвета), аллегории красоты, великолепия, музыки и проч. (роспись потолка имп. дворца в Трире, ранний IV в., Музей диоцеза, Трир). В христ. искусстве с самого раннего времени Н. был принадлежностью Христа. Он мог быть простым, в виде графической обводки вокруг головы, без дополнительных элементов (костяная пластина со сценой «Вознесение», ок. 400, Национальный музей Баварии, Мюнхен; рельефы слоновой кости «Распятие», ок. 420, Британский музей, Лондон), а также содержать хризму («Христос с апостолами Петром и Павлом» на своде в катакомбах святых Марцеллина и Петра в Риме, 2-я пол. IV в.), греч. буквы Α и Ω, указывающие на Его предвечную природу, или крест («Сретение» и «Поклонение волхвов» на мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре, 432-440). Иногда разные элементы могли соединяться: напр., в росписи кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы (375-380) по сторонам простого Н. помещены буквы Α и Ω, на мозаике «Христос с апостолами» капеллы Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо в Милане (ок. 400) совмещены хризма и буквы. Н. Христа мог быть различного цвета, напр. «небесного» зеленовато-голубого, как на мозаике «Воскрешение Лазаря» в катакомбах Домитиллы (366-384), в росписи свода кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы, в композициях «Traditio Legis» и «Traditio Clavium» в рим. |
Ως ν περ πεζεσας (Яко по суху пешешествовав), нач.: ρδβλθυοτεΑρχων τν νω ταϒμτων (Начальников высших полков) (Ταμεον. Σ. 82-83; AHG. T. 3. P. 208-219, 242-251). Совр. последование 13 июля включает тропарь 4-го гласа: Τν ορανων στρατιν Αρχιστρτηϒε (Небесных воинств Архистратиже); кондаки (в греч. Минее 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Τν σωμτων λειτουρϒν ς πρωτεων (Бесплотных служителей первенствующий...); в рус. Минее 2 кондака 2-го гласа: «Не небесех зря Божию Славу» и на подобен «Твердыя»: Архистратиже Божий, служителю Божественныя Славы); канон 4-го гласа - тот же, что и 26 марта. По греч. рукописям известен канон Г. на 13 июля, не вошедший в печатные издания, 4-го гласа с акростихом (Молениями меня огради, Христе, Твоих ангелов) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαϒος: (Моря чермнаго пучину), нач.: Λαμπσι τας τν αλων τξεων το φωτς χορηϒς (Светочам невещественных чинов хороводитель света) (Ταμεον. Σ. 244). А. А. Лукашевич Иконография Г. изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Исключения составляют самые ранние изображения в катакомбной живописи, где Г. представлен в тунике и паллиуме, без крыльев и нимба (катакомбы Присциллы в Риме, сер. III в.). Изображения крылатых ангелов восходят к V в. Уже в раннехрист. искусстве появились изображения ангелов в хитоне и гиматии, а в VII в.- в лоратном облачении (см. ст. Ангелология). Пышную прическу Г. поддерживает лента, приподнятые концы к-рой, тороки или «слухи», символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Г. могут быть сфера, жезл, ветвь или свиток. Значительная часть изображений Г., как правило, связана с его функцией благовестника. Его образ включен в композиции: 1. «Благовещение Пресв. Богородице» - Г. изображен в хитоне и гиматии, с жезлом в левой руке; 2. «Рождество Христово» - Г. извещает пастырей о рождении Христа (Лк 2. 8-12) (в композиции на бронзовых вратах 1076 к-польской работы в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело на п-ове Гаргано); в сонме небесных сил (на иконе «Рождество Христово», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); 3. «Благовестие арх. Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи» - сюжет основан на тексте НЗ (Лк 1. 11-20) (фрески собора Св. Софии в Киеве, 30-40-е гг. XI в.; пластина врат в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело); встречается в рус. житийных иконах св. Иоанна Предтечи XVI-XVII вв. («Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», ок. 1687, КГОИАМЗ); 4. «Смертное Благовещение Богоматери» - в основе апокрифический текст об Успении Пресв. Богородицы, композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери (икона Божией матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ,- Г. протягивает Богоматери ветвь, принесенную из рая; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четв. XVI в., ГТГ). |
Александр Иванов. Благовещение. Из серии " Библейские эскизы " . ЖМП 3 март 2021 / 6 апреля 2021 г. 12:30 Совет превечный ИКОНОГРАФИЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком. PDF-bepcuя. Храм одушевленный с мысленной порфирой Праздник Благовещения отмечается христианами, предположительно, с IV века. Сначала его стали праздновать в Малой Азии, где издавна почитали Пресвятую Деву Марию, оттуда он пришел в Константинополь, а потом распространился по всему христианскому миру. Распространению этого праздника способствовали раскопки в Святой Земле, в частности в Вифлееме, предпринятые императрицей Еленой, а также строительство базилики в Назарете, в том месте, где Деве Марии явился Ангел с вестью, что Она будет Матерью Спасителя. Примерно с этого времени начинает складываться традиция изображения Богородицы. Иконография праздника опирается прежде всего на рассказ о Благовещении в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38), который включает в себя диалог Девы Марии и Архангела Гавриила. Это становится основой иконографии и на Востоке, и на Западе. Однако часто в тех или иных иконографических изводах мы видим различные детали, которые содержатся в апокрифах — так называемых «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея» («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). В них, в частности, повествуется о двух явлениях Ангела: сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Образ Благовещения представлен довольно широко в христианском искусстве: на иконах и картинах, в храмовой росписи и мозаиках, в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье, прикладном искусстве. Сюжет Благовещения встречается уже на стенах римских катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в. – 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III в. – 1-я пол. IV в.; на Виа Латина, сер. IV в.) и на раннехристианских саркофагах. Одним из древнейших изображений Благовещения считаются также мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.). Программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией. Здесь мы видим непривычный для нас образ — Дева Мария восседает на троне, одетая как знатная римская женщина, Ее окружают ангелы: один слетает к Богоматери сверху, а четверо стоят возле Ее трона, самый крайний справа беседует с праведным Иосифом. Сцена торжественная, словно перед нами придворный прием. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕЦ [греч. στφανος; лат. corona], венок; украшение из листьев, цветов, позднее драгоценных материалов, в виде кольца, вручаемое в знак к.-л. отличия, достоинства. В греко-рим. традиции В. как украшение людей и сооружений являлся частью праздничных семейных и гос. обрядов, знаком общественного служения, разновидностью наград (dona militaria), триумфа, неприкосновенности (στμμα; infula), моления о защите, а также частью ритуалов, связанных с посвящением богам, погребальным обрядом. В христ. символике В.- награда достигшим Царствия Небесного, знак победы над грехом, мученичества, брачного союза. В книгах НЗ: в. правды (2 Тим 4. 7-8), в. славы (1 Пет 5. 4), в. жизни (Иак 1. 12; Откр 2. 10). На раннехрист. надгробных рельефах в., выражая пребывание в мире Царствия Небесного, обычно изображали при формулах «in pace» (в мире) или «in pace aeterna» (в вечном мире), иногда со вписанной в В. монограммой Христа «in pace Christi» (в мире Христа). Самый ранний пример представлен на рим. плите 307 г. ( Уваров. С. 164). В. изображался несомым в клюве птицы, напр., на монетах времени правления имп. Констанция II (337-361) феникс (символ воскресения) держит в клюве лавровый В. (Там же. C. 234) или на надгробной плите 379 г. голубь (символ христ. души) подносит в. как награду усопшему праведнику (Там же. С. 147); В. мог быть представлен и во рту рыбы (символ христианина), напр. изображение в катакомбах Присциллы (2-я пол. II в.- 1-я пол. III в.). Впосл. В. стал важнейшей деталью декорации христ. погребальных памятников. В качестве главного элемента его изображение встречается начиная с V в. на огромном количестве надгробий и саркофагов Средиземноморья (в т. ч. на порфировых саркофагах визант. императоров), на надгробных плитах в Зап. Европе эпохи средневековья и в переработанном виде на надгробиях на Руси в XIII-XV вв. Широкое распространение в христ. искусстве В. получил как знак победы и триумфа Христа. Известны разнообразные сочетания: крест-хризмон в В., несомом 2 ангелами, на рельефе мраморного «саркофага младенца» ок. 400 г. (Археологический музей, Стамбул); В. в композиции с крестом и монограммой Христа, напр. на окладе Евангелия из Лорша (нач. IX в., Ватикан, б-ка); в Этимасии, как на мозаиках базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (1-я пол. V в.) или на алтаре кор. Ратхиса в ц. Сан-Мартино в Чивидале-дель-Фриули (сер. VIII в.); вписанное в В. изображение агнца - на мозаиках в капелле Сан-Джованни Эванджелиста ц. Сан-Джованни ин Латерано в Риме (VI в.) и ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547) или Креста - на мозаике ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (V в.) и др. В В. могут быть вписаны оглавные изображения святых, напр. символы и образы евангелистов на пластине реликвария из Миланского собора (V в.), или фигуры супругов в знак освящения их союза, напр. изображение на золотом свадебном ларце Секунда и Проекты (нач. V в., Британский музей, Лондон). |
встречаются повсеместно: в росписях римских катакомб (Каллиста, Присциллы, Петра и Марцеллина и др.), в мозаиках базилик и гробниц (в соборной базилике в Аквилее, сер. IV в., в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне), на рельефах саркофагов (Музеи Ватикана, IV в.), на надгробных стелах (Музей Терм, Рим, III-IV вв.), в виде статуй (ГЭ, IV в.). Позднеантичный буколический образ пастуха и идиллической природы получил в христ. искусстве новое содержание. Пастух с овцой на плечах стал символом божественного человеколюбия ( Grabar. 1979. P. 26), прекрасный сад - образом рая, где вместе со своим пастырем - И. Х. пребывают души праведников. Образ Доброго пастыря в раннехрист. искусстве соотносится с темой Крещения, напр. в росписи крещальни в Дура-Европос, в рельефах саркофагов (саркофаг из ц. Санта-Мария Антиква в Риме, ок. 270), в мозаиках баптистериев (собора Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, 2-я пол. IV в.; в Латеранском баптистерии, IV в.). Образ Доброго Пастыря связан также с темой учения, где паства - ученики (ср.: Ин 21. 15-17; Еф 4. 11). Символическим изображением И. Х.- Учителя является также фигура античного философа ( Grabar. 1979. P. 27). Так, на рельефах саркофага из ц. Санта-Мария Антиква последовательно представлены Крещение, Добрый Пастырь, сидящий философ, оранта, прор. Иона и пасущиеся в саду овцы. Изображения И. Х. как античного философа, окруженного учениками, сохранились в катакомбах Люцины и катакомбах Каллиста. В IV в., в эпоху имп. св. Константина, доминируют изображения юного И. Х. и юных апостолов в одинаковых белых одеждах с полосами-клавами, сидящих или стоящих группами вокруг Учителя, в т. ч. в сценах агап (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.). Распространены изображения, свидетельствующие о чуде Воплощения: поклонение волхвов (катакомбы святых Петра и Марцеллина), поклонение пастухов (саркофаги), Благовещение (катакомбы святых Петра и Марцеллина, катакомбы Присциллы, 2-я пол. II или 1-я пол. III в.). Со 2-й пол. IV в. наряду с образом юного, безбородого И. |
Марцелла, к-рому была посвящена эпитафия Дамаса. Однако в Иеронимовом мартирологе и др. источниках, на которых основана эта гипотеза, говорится не о М., а о папе Марке , действительно похороненном в базилике на кладбище Бальбины (см.: Amore. 2013. P. 69-71). Исследователи задавались вопросами о том, кто похоронил М. и почему для этого было выбрано кладбище Присциллы, а не катакомбы Каллиста, где погребали Римских епископов в III в. Это могло быть связано с тем, что во время гонений рим. власти закрыли катакомбы Каллиста ( Spera L. Les tombes des papes//Dossiers d " Archéologie. Dijon, 2000. N 255: Rome de Constantin à Charlemagne. P. 52-53). М. и его преемник Евсевий скончались в изгнании, но их останки были перенесены в Рим. Так, останки Евсевия могли быть возвращены при еп. Мильтиаде, который похоронил своего предшественника в катакомбах Каллиста недалеко от усыпальницы папы Гаия ( Picard. 1969. P. 731). Возможно, Мильтиад перезахоронил и М. ( Pohlkamp. 2008. S. 266), но трудно объяснить, почему на др. кладбище. Возможно, прах М. был доставлен в Рим лишь при Сильвестре I, который построил базилику-усыпальницу над катакомбами Присциллы и решил похоронить там своего предшественника. Почитание М. засвидетельствовано в рим. агиографических сказаниях и богослужебных книгах. Поминовение святого 16 янв. указано в рим. лекционариях с сер. VII в. ( Klauser Th. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19712. S. 14, 60, 103, 141). Проприи мессы в день памяти святого содержатся в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 117-118; Liber Sacramentorum Paduensis (Padova. Biblioteca Capitolare, cod. D 47)/Ed. A. Catella e. a. R., 2005. P. 188-189) и Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. P. 130-131), песнопения праздника - в ранних антифонариях и градуалах рим. традиции (Antiphonale Missarum Sextuplex/Éd. R.-J. Hesbert. Brux., 1935. P. 28-29). Т. о., литургическое поминовение М. в Риме совершалось уже в V-VI вв. ( Kirsch. 1924. S. 100-101, 222). Среди реликвий, привезенных из Рима для лангобардской кор. Теоделинды († 627), было масло от гробниц М. и др. святых, погребенных в базилике Сильвестра,- мучеников Феликса и Филиппа и еп. Сильвестра I (Itineraria. 1965. P. 292). Свт. Григорий I Великий послал Равеннскому архиеп. Иоанну II Римлянину реликвии рим. святых, в т. ч. М. ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 98). Начиная с VIII в. М. все чаще называли мучеником, а не исповедником, как это было в более ранних литургических текстах (см.: Jounel. 1977. P. 124, 129, 135, 147, 194, 214). |
Camb. (GB), 2004; Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-IV вв.: Ветхий Завет II: Книга Бытия 12-50. М., 2005; Boehm O. The Binding of Isaac: A Religious Model of Disobedience. N. Y., 2007. Иконография Самые ранние изображения И. можно видеть в композиции «Жертвоприношение Исаака» (напр., в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250), к-рая как символ новозаветной жертвы получила широкое распространение в раннехрист. искусстве, в т. ч. много примеров в живописи рим. катакомб: на фресках катакомб Присциллы (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), Каллиста (1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), на Виа Анапо (10-20-е гг. IV в.; на Виа Дино Компаньи (сер. IV в.; ниша 8, не сохр. фигура И.); вероятно, на мозаике свода над люнетом в катакомбах Домитиллы (366-384). Центральный неф базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) украшают мозаичные композиции с историей библейских патриархов; на левой стене были 4 сцены, посвященные И., из к-рых сохранилась только одна - И. благословляет Иакова. Композиции «Авраам с Исааком и слугами направляются в землю Мориа» и «Жертвоприношение Исаака», созданные при папе Льве Великом (440-461), занимали юж. стену базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (погибли при пожаре в 1823). Те же 2 сцены и сцена «Исаак отправляет Исава на охоту» входили в цикл ветхозаветных композиций (440-461), располагавшихся на правой стене центрального нефа старой базилики св. Петра. В очень поврежденном виде сцена «Жертвоприношение Исаака» сохранилась в Коттоновском Генезисе (Long. Brit. Lib. Cotton. Otho B. VI. Fol. 36, кон. V - нач. VI в.) ( Weitzmann. 1979. P. 42). В Венском Генезисе (Vindob. theol. gr. 31, VI в.) представлены сцены: И. отрицает брак с Ревеккой и играет с Ревеккой (Fol. 8v), смерть И. (Fol. 14). Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. |
трапез II-V вв., известно неск. десятков в рим. катакомбах . Среди них имеются композиции, где участники трапезы (их количество различно, в нек-рых случаях - 7) возлежат вокруг сигмообразного стола полукругом; на столе - хлеба, рыбы, чаши; перед столом или справа и слева - корзины с хлебами, сосуды с вином. Самое раннее изображение трапезы было открыто в 1893 г. в Капелле Грека в катакомбах Присциллы, 2-я пол. II в. или 1-я пол. III в.; сходные композиции представлены в катакомбах Каллиста, 1-я пол. III в.; Сант-Аньезе, 2-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Домитиллы, кон. III - сер. IV в.; Претестата, IV в. Наиболее многочисленны такие изображения в катакомбах Петра и Марцеллина, где их 9. Подобные росписи были распространены и в др. раннехрист. центрах. В росписях в катакомбах Вешера в Александрии (1-я пол. IV в.) исследователи отмечали композиции чуда Умножения хлебов и Брака в Кане Галилейской, сходные с теми, что изображены в катакомбах Каллиста в Риме. Трапезы и связанные с ними эпизоды встречаются также на рельефах раннехрист. саркофагов, на предметах прикладного искусства и литургической утвари: пиксидах слоновой кости, донцах стеклянных сосудов и проч. Трапеза. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. В аркосолиях кубикул с композициями трапез (трижды в катакомбах Петра и Марцеллина) встречаются лат. надписи со словами Irene («мир») и Agape («любовь»). Однако эти надписи не являются безусловным указанием на изображение именно А. Согласно одному из истолкований (Г. Стивенсон), это могли быть имена служанок. Изображение трапезы в катакомбах прежде всего имело поминальный характер, а также связывалось с идеями небесного пира в раю, куда попадает покойный. На такой интерпретации иконографии А. настаивал Дж. Б. де Росси. Й. Вильперт подразделял эти изображения на 3 основных типа: Евхаристия или А., погребальная трапеза, небесная трапеза. Трапеза во многих случаях сопрягалась с литургическими идеями и служила прообразом таинства Причащения, хотя изображений собственно Евхаристии и сложившейся иконографии Причащения апостолов еще не было: в Капелле Грека в катакомбах Присциллы изображается преломление хлеба (лат. |
Ангелы принимают непосредственное участие в богослужении: « » (стихира на литии вечерни Воздвижения Креста Господня); молятся за людей Богу: « » (седален по 2-м стихословии 8 нояб.); к ангелам обращаются с просьбой о заступничестве перед Господом: « » (стихира на Господи воззвах малой вечерни 8 нояб.), « » (1-е прошение литии), « » (припев на великом повечерии) и проч. Монашество называется ангельским образом (см. Схима ); это сопоставление пронизывает все последования постригов, поэтому преподобные в богослужебной поэзии метафорически сопоставляются с ангелами: « » (тропарь 8-й песни канона утрени Общей службы преподобному). Ангелам уподобляются и священнослужители: «служащие Господу земные иереи подобны мысленным служительным чинам бесплотных и вышних сил» (Герман, свт. Сказание. 6). Люди, достигшие святости, получали дар видения ангелов: « » (стихира на стиховне службы прп. Серафима Саровского). Чрезвычайно широко употребляются в богослужении песни, воспетые ангелами Богу («ангельские песни»): « » (Ис 6. 3) и « » (Лк 2. 14). 1-я («трисвятая песнь») употребляется или непосредственно - в анафорах большинства литургий (см. Sanctus ), в гимне «Тебе, Бога, хвалим» , в троичных песнях утрени и полунощницы,- или в форме трисвятого (« »), к-рое читается или поется во время почти всех служб правосл. Церкви; 2-я песнь служит начальным стихом утрени и литургии, входит в состав утреннего славословия (см. Великое славословие , Слава в вышних Богу ). Обе песни часто цитируются в гимнографических текстах. А. Ю. Никифорова Иконография В раннехрист. искусстве известно неск. типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел - средовек с бородой). |
16645 сер. 9892 сер. 1819 – 1828 116744 асс. 46551 асс. 33355 сер. 13300 сер. 1829 – 1839 93568 асс. 63921 асс. 26733 сер. 18277 сер. 1840 – 1849 25399 сер. 18245 сер. 1850 – 1859 29043 сер. 19872 сер. 1860 – 1869 34748 сер. 20157 сер. ИТОГО: 303570 асс. 89191 сер. 99745 сер. ВЕДОМОСТЬ 2 О числе родившихся и умерших, выбранных из метрических книг Морского Богоявленского Николаевского собора с 1789 г. по 1869 год, и разделенная на 8 периодов или десятилетий, равно и о количестве браков совершенных в соборе в течение вышеозначенных периодов. Порядок десятилетий Сколько родилось Сколько умерло Мужск. Женск. Обоего Законных Незаконных 1789 – 1798 1799 – 1808 1809 – 1818 1819 – 1828 1829 – 1838 1839 – 1848 1849 – 1858 1859 – 1868 ИТОГО: 3 Арх. морск. министер. Дело 1728 г. 31, папка 151, о построении и освящении церкви в переведенских слободах. Проток. Адмен. Коллегии 18 сентября 1730 года. 7 В Высочайшем указе от 16 апреля 1752 г., о построении каменной церкви, т. е. настоящей соборной, сказано, что она должна строиться против нужней деревянной церкви. Что прежняя деревянная церковь была не далеко от плаца, видно из следующего предания: в одно время (между 1752 и 1760 г.) на означенном плаце, назначена была, по суду, экзерция одного матроса. Когда исполнитель судебного приговора хотел приступить с самому наказанию, то, взглянувши на алтарь означенной церкви, увидел в окне святого, что стоящий у окна этой церкви священник Иоаан Иоаннов Памфилов, грозил ему, и так настойчиво и продолжительно, что исполнитель наказания решился остановить экзекуцию до другого времени, между тем сам поспешил к священнику, и, увидевшись с ним, был удивлен ответом его, что он в это время в церкви не был и угроз ему никаких не делал. Это обстоятельство заставило офицера отложить наказание матроса и снова перерасследовать дело. По перерасследовании матрос оказался совершенно невинным. Случай этот передан нам внучкой означенного св. Иоанна Памфилова, дочерью сенатора Матвея Бороздина, Варварой Матвеевой Бороздиной. |
| |