Беликова Н. Ю. Развитие обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 20-е гг. XX в. на Юге России//Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Сер. «Общественные науки». 2004. 3. С. 32–35; Сколота Р. В. Сущность и региональные особенности обновленческого раскола в Астраханском крае (1920–1925 гг.)//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. 1. С. 29–32; Шадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 44–50; Субботин П. Ю. Обновленческий раскол на территории Курской и Белгородской епархий в 1920–1930 гг.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2017. 15 (264), вып. 43. С. 138–148; Худобородов А. Л., Яшина М. А. Обновленческий раскол…; Лавринов В. В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). М., 2007; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004. 560 с.; Петров С. Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири//Гуманитарные науки в Сибири. 2013. 4. С. 79–82; Его же. К истории обновленческого церковного раскола в г. Новониколаевске//Новосибирская область в контексте российской истории: Мат-лы регион. ист.-краеведч. конф. Новосибирск, 2001. С. 162–166; Никулин А. А. Обновленческий раскол в Западной Сибири в 1920–1930-х годах//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 85–90; Цыремпилова И. С. Бурят-Монгольская епархия в 1920–1930-х гг.: опыт регионального обновленчества//Власть. 2013. Т. 21, 5. С. 177–180; Кульпинов С. С. Несостоявшийся съезд Восточно-Сибирской митрополии в контексте положения обновленческого раскола в Восточной Сибири в 1931-м — первой половине 1932 г.//Известия Иркутского государственного университета (далее — ИГУ). Сер.: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 63–76; Его же. Возникновение и становление обновленческого раскола в Западной Сибири (июнь — август 1922 г.)//Известия ИГУ. Сер.: Политология. Религиоведение. 2022. 40. С. 93–104.

http://bogoslov.ru/article/6192158

Не может быть сомнения в том, что святого Петра не было в Риме в то время, когда святой Апостол Павел писал свое послание к Римлянам. Если бы святой Апостол Петр был в Риме епископом, неужели же святой Павел дерзнул бы поучать его паству, а если бы и счел все же нужным обратиться к римской пастве с посланием, то, конечно, не помимо святого Петра и так или иначе упомянул бы его имя в послании. Кроме того святой Павел сам говорит о себе, что он не имел обычая «строить на чужом основании» (Рим 15:20 [ 43 ]) и проповедовать в чужой области (2 Кор 10:16 [ 44 ]). Не стремился бы святой Апостол Павел в Рим, если бы там уже был святой Апостол Петр. Не было святого Петра в Риме, следовательно и до окончания первых уз святого Павла. Не может быть, чтобы Дееписатель, повествующий о прибытии святого Павла в Рим и о проповеди его там, не упомянул бы, что в Риме в это время находился святой. Апостол Петр. Отсюда вывод ясен: святой Апостол Петр мог быть в Риме только после первых уз святого Апостола Павла, то есть незадолго до своей мученической кончины. Кто же был устроителем Римской Церкви? Надо полагать — ученики святого Апостола Павла. В конце послания к Римлянам святой Апостол Павел посылает приветствия целому ряду лиц, по-видимому очень близко и хорошо ему знакомых. Кто же эти лица и как святой Апостол Павел, еще не бывший до того в Риме, мог с ними познакомиться? Все они несомненно — изгнанники из Рима, изгнанные Имп. Клавдием и рассеявшиеся по Греции, Македонии и Малой Азии, где они и познакомились с Апостолом Павлом. Одни из них были просвещены им, другие стали его сотрудниками. По смерти Клавдия они снова вернулись в Рим и духовно возглавили Римскую церковную общину. Святой Апостол Павел потому и горел желанием быть в Риме, чтобы пожать плоды посеянного его учениками. Предание же о том, что Римская церковь основана святым Петром можно объяснить тем, что первые верующие в Риме были из числа обращенных в день Пятидесятницы, которые слышали речь святого Апостола Петра и естественно считали его своим духовным отцом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

д. 310 Такова, как видно, была уверенность всей древней церкви. – Это ли мнимое пребывание Петра в Риме? После этого – что же во всей истории есть не мнимого-то! Странными, даже более чем странными представляются после сего такого рода изречения, написанные без дальнейших доказательств: «если вероятно сопутничество Марка Петру, то невероятно во всяком случае примыкающее к известному месту (в послании Петрова 1Пет.5:13 ) о Риме-Вавилоне, дальнейшее предание, по которому Марк с помянутым апостолом пришел в Рим, и там был толкователем Петра..., как называет его и Папий, не связывая впрочем с сим сказания о пребывании в Риме». 311 Папий не упоминает о Риме, как месте написания Маркова Евангелия? Что же из того? Целый ряд дальнейших свидетельств поясняет в этом случае свидетельство Папия: – чего же еще желать более? Пребывание Петра с Марком в Риме, говорят, «во всяком случае будет сомнительно дотоле, пока будет основание верить, что Евионеи несомненно мученическую кончину Петра перенесли в Рим». 312 Это – по истине изумительная новость! Незначительная и немноголюдная секта, обитавшая где-то на берегах Мертвого моря, надумала утверждать почему-то, что апостол Петр скончался мученически в Риме, и обманула будто бы там всю вселенскую Церковь , даже тех, которые жили несколько пораньше образования этой секты (Климент римский) и знали достоверно о кончине Петра в Риме.... Неужели все это правдивая историческая критика? Но довольно! Надобно впрочем сказать, что такими аргументами пользуются только немногие критики отрицательной школы; более умеренные не доходят до таких крайностей и признают действительность пребывания Петра в Риме в даже с Марком, и выставляют другие признаки (мнимой) неподлинности Маркова Евангелия настоящем его виде; мы показали только, до чего может дойти ослепление предвзятой мыслию. Чем же, однако, примиряется указанное разногласие древних свидетельств об обстоятельствах происхождения Евангелия от Марка? Написано ли оно еще при жизни Петра или после смерти его? и если при жизни то как отнесся к нему Петр? Мы заметили, что предание об этом несколько оразнообразилось; разнообразию этому должна быть причина, кажется нам, в самом факте, а не в посторонних обстоятельствах, – не в несправедливости например которого-либо из сохраненных преданием известий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Апостол Петр, хотя и не был главою Церкви, пользовался особым уважением на Соборе апостолов ввиду своего престарелого возраста, а также своего усердия и рвения. 374. Пользовались ли, кроме Петра, еще иные апостолы особым уважением? Кроме Петра пользовались особым уважением еще апостолы Иаков и Иоанн, которые совместно с Петром считались столпами Церкви (Гал.2:9). 375. Кто из апостолов снискал позднее наибольшие заслуги в Церкви? Позднее самые большие заслуги в Церкви имел апостол Павел, поэтому христиане почитают апостолов Петра и Павла главными из апостолов. 376. Означает ли это особое уважение Церкви к апостолам Петру, Иакову, Иоанну и Павлу, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви? Особое уважение к этим четырем апостолам не дает повода предполагать, что эти святые апостолы были начальниками остальных апостолов и всей Церкви, ибо Церковь не могла бы иметь одновременно четыре главы. Она имела и имеет единого главу в Лице Господа Иисуса Христа. 377. Какое основание вело к созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью? К созданию учения о главенстве апостола Петра над всей Церковью вело основание, чтобы также епископ города Рима, столицы тогдашней Римской Империи, был признан главой всей Церкви. 378. Какие утверждения еще приводятся с тою целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви? С той целью, чтобы епископ города Рима был признаваем главой всей Церкви, утверждается еще, что апостол Петр был первым епископом Римским, и что последующие римские епископы, как его преемники, наследуют после него главенство над всей Церковью. 379. Подтверждается ли чем-либо, что апостол Петр был в Риме? То, что апостол Петр был в Риме, подтверждается устным Преданием о его мученической кончине; в Риме 67 году он был распят на кресте вниз головою. 380. Можно ли на основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, утверждать, что он был также первым епископом в Риме? На основании того, что апостол Петр умер мученической смертью в Риме, нельзя утверждать, что он был также первым епископом города Рима, так как апостол Павел, подвизавшийся продолжительное время в Риме, принявший в Риме мученическую смерть, римским епископом не был.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в мозаике ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.). В кон. V-VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547,- на арках алтарного свода; кафоликон мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 565-566 - в апсиде; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,- на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия ), где также изображены 12 А. В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в к-рой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Др. анонимное лат. мученичество, где говорится только о Г., возможно, было создано в Риме не ранее XII в. Согласно тексту, при имп. Максимиане в Никомидии жил некий благочестивый Г., к-рый за свою святость получил от Бога дар исцелять различные болезни, и к нему отовсюду стекались люди, к-рые в знак благодарности даже хотели провозгласить его царем, но он отказался. О нем донесли Максимиану, и тот приказал отправить его в темницу и пытать огнем. Но по Божией воле огонь гас. Тогда император приказал утопить Г. в море, однако ангел подхватил Г. и донес до гавани. Чудесным образом Г. оказался в Риме, где, прожив неск. дней, мирно скончался и был погребен на Лабиканской дороге. Этот памятник представляет собой рим. народную легенду на основе комбинаций сюжетов из различных сказаний о мучениках. Эта версия мученичества Г. не получила признания в зап. собрании житий святых - «Золотой легенде». Мощи Г. в Европе В связи с тем что частицы мощей Г. находились во мн. религ. центрах, почитание Г. было более распространено, чем почитание Д. До сер. VIII в. мощи Г. находились в Риме на Лабиканской дороге в катакомбах «между двух лавров». В 764 г. еп. Меттиса (совр. Мец) Хродеганг получил в дар от папы Павла I частицы мощей Г. На пути из Рима он остановился в Агауне (совр. Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария), в мон-ре св. Маврикия, где мощи Г. были похищены у него местными монахами, и, чтобы вернуть реликвию, понадобилось вмешательство кор. Пипина Короткого. Через год мощи были переданы Хродегангом в основанный им (749) мон-рь Горце. С этого момента покровителями мон-ря наряду с ап. Петром и первомч. Стефаном стал Г. Перенесение его мощей праздновалось 12 марта, видимо, потому, что на этот день приходилась память Г. и Д. по Мартирологу блж. Иеронима. С сер. IX в. дни памяти были разделены: 9 сент.- память Г. и Д., 12 марта - память перенесения мощей. Минденский бревиарий 1516 г., отражающий более раннюю традицию, указывает 11 марта (вместо 12 марта, когда отмечается память свт. Григория Двоеслова) как день перенесения мощей Г. в минденский кафедральный собор. Когда мощи Г. попали в Минден, точно неизвестно, перенесены они были из Горце не позже сер. X в. При еп. Адальбероне Мецском (927-964) возник вопрос, где находится большая часть мощей Г., в Горце или Миндене, к-рый остался нерешенным, т. к. мученик чудесным образом воспрепятствовал еп. Адальберону и бывшим с ним клирикам вскрыть его раку. Эти сведения стали известны из повествования о «Перенесении мощей и чудесах Горгония в Горце», написанном неким монахом из Горце приблизительно в то же время, когда епископом в Меце был Адальберон, а настоятелем в Горце - св. Иоанн (его необоснованно называли автором этого произведения). В этом повествовании также рассказывается о перенесении Хродегангом мощей Г. из Рима.

http://pravenc.ru/text/166185.html

38 . Диакон Аммон Набечин лежит против своей кельи. у старца Еустафья в головах. 39 . Исакии Никифоров сын Шниуанна лежит у Успения Пречистые в паперти на левой стороне камень подписан. 40 . Княгиня инока Агафья Шереметевых лежит у Успения в паперти на левои стороне подле отца своего Ионы. 41 . Алексей Федорович Шереметев лежит в предней паперти на левой стороне подле деда своего Ивана меньшово. 42 . Старец Флавиян затворник лежит у Владимира в паперти камень над ним подписан. 43 . Ефросиня Феодора Ивановича Шереметева жена лежит в переднеи паперти идучи в церковь на левои стороне. над ней камен бел подписан. 44 . Михаил Ошушков лежит подле дороги, на правои стороне с приходу от соборныя церкви. против болших святых ворот. камень над ним серои широк не подписан на древянном обрубе. 45 . Данило Раков лежит тут ж за Михаилом промеж ними две могилы камень над ним белои подписан. 46 . Филип Задубровской бывшей игумен лежит за олтарем чюдотворца Кирила камень над ним сер подписан. 47 . Серапион Травин бывшей же игумен лежит за олтарем архангела камень над ним сер полписан. 48 . Иван Чихачев лежит за олтарем чюдотворца Кирила. 49 . Старец Афонасей Бабоедон лежит за олтарем успения Богородицы не блиско камень дико подписан. 50 . Старец Васиан Плещиев лежит за олтарем Кирила чюдотворца позади могилы Ивана Чихачева. Камень на нем сер плоск не подписан. подле дорогу. 51 . Старец Саватея Юшков лежит за олтаремже Кирила чюдотворца подле Ивана Чихачева камень на нем на подрубе сер подписан. 52 . Федор Иванович во иноцех Феодосеи Шереметев лежит у соборной церкви в передней паперти на левой стороне меж сына своего Алексия и жены своей Ефросинии. камень над ним без подписан. 53 . Старец Варлам Шекурин лежит подле старца Феоктиста Коледнисково, камень над ним сер с ыскрой подписан с полуденой стороны близ олтаря архангела Гаврила под горой. В (Из рукописи Софийской библиотеки, 1168, XVII века, л. 260–262) Выписано из вкладных книг. 1 . Полоцкой архиепископ, Афонасей да казанской архиепископ Козма лежат у болшие церкви Успения Пречистые Богородицы в паперти у полунощных дверей 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Погост-Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты АНТУШКОВО (ПОГОСТ КРЕСТ), ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС, сер. 19 в. Находится на высоком холме с крутыми склонами, над широкой долиной р. Иорданка. В окружающем ландшафте и среди сохранившихся построек комплекса доминирует возведенная в сер. 19 в. высокая колокольня. Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооруженный в 1776 г. на средства прихожан, разобран в 1974 г.; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Восточнее вытянулось протяженное двухэтажное здание богадельни - она строилась в сер. 19 в. как корпус келий предполагавшегося, но так и не учрежденного монастыря. В кон. 19 в. здание было перестроено в связи с приспособлением под земскую школу. Постройки окружала каменная ограда, от которой западнее богадельни уцелела лишь входившая в ограду часовня (сер. 19 в.). Стены всех сооружений кирпичные, оштукатуренные. На территории погоста сохранилось несколько старых лип. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма. Квадратные в плане, близкие по площади, ярусы имеют неодинаковую трактовку фасадов. Нижний ярус оформлен довольно строго - широкую арку прохода фланкируют плоские парные пилястры, наложенные на горизонтальную тягу, проходящую на уровне пяты арки. Возможно, что с запада к нижнему четверику примыкал более широкий шестиколонный портик с высоким фронтоном, также прорезанный по центру аркой. Второй ярус колокольни с высокими арками более пластичен. Каждую арку с белокаменными импостами в пятах фланкируют полуколонны, дополненные трехчетвертными колоннами на углах объема. Треугольный фронтон над антаблементом этого яруса примыкает к основанию следующего, третьего, яруса колокольни (также с арками звона), оформленного более скупо. Выше был поставлен аттик с круглыми проемами люкарн в строгом прямоугольном обрамлении. Внутри колокольни были деревянные перекрытия. На пилонах и арках сохранились фрагменты орнаментальной темперной росписи 2-й пол. 19 в. и надписей — текстов об истории Животворящего креста.

http://sobory.ru/article/?object=06523

Александровское. Церковь Александра Невского (тюремная). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1892 и 1896. Год утраты:Не установлен. Архитектор:И.А. Фиалковский, Г.В. Роден Адрес: Иркутская область, Боханский район, с. Александровское Координаты: 52.798636, 103.833301 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты При перестройке здания бывшего винокуренного завода в Александровскую центральную каторжную тюрьму в 1870-е гг. предполагалось устроить и домовую церковь «как место утешения, место духовной отрады». Согласно первоначальному плану, эта церковь должна была находиться во втором этаже здания, в левой его части (если смотреть со стороны главного фасада). Хотя было и другое предложение по ее размещению, принадлежавшее генералгубернатору Восточной Сибири Н.П. Синельникову и управляющему строительной и дорожной частями И.И. Шацу, которые считали, что она должна располагаться посередине, во всю высоту здания. Но на деле был осуществлен первоначальный замысел. Еще до окончания постройки всего здания тюрьмы, 31 января 1874 г. генерал-губернатор Н.П. Синельников заключил договор с иркутским цеховым Александром Иосифовичем Треуховым на изготовление иконостаса, состоящего из 14 икон. К октябрю того же года иконостас был готов. Из сохранившихся архивных материалов можно узнать, какие иконы были написаны мастером: 1) местная икона Спасителя с Евангелием в рост; 2) местная икона Пресвятой Богородицы с младенцем; 3) икона Св. Николая Чудотворца; 4) Св. Благоверного Князя Александра Невского; 5—6) пономарские: Св. Архангела Гавриила и Св. Архангела Михаила; 7—12) шесть икон на царские двери; 13) икона, изображающая Тайную вечерю; 14) нагорное место — образ Св. Троицы. Треухов не только написал иконы, но и выполнил столярные и резные работы иконостаса. За все сделанное мастер получил: за четырнадцать икон 850 руб. серебром, «за столярную работу и часть резной иконостаса 430 руб. сер., за позолоту, окраску — 350 руб. сер., за престол и жертвенник — 35 руб. сер., три аналоя — 16 руб. сер.; итого 1681 руб. сер.». Работа была закончена в срок, но из-за неготовности в то время помещения установить готовый иконостас оказалось невозможным.

http://sobory.ru/article/?object=39209

К какому же после этого прибегнуть способу для повсеместного улучшения библиотек? По нашему убеждению можно сделать следующее: 1). Пусть каждая Церковь ежегодно выделяет сумму, какую она, по мере своей состоятельности, может давать на покупку книг. 2). Пусть точно также ежегодно причт каждой церкви выделяет из своих доходов сумму, какую опять может, по мере своей состоятельности, дать на покупку книг. 3). Сведения о всех сих посильных пожертвованиях передаются ведомственному благочинному, который, например, во время последнего обзора вверенных его смотрению церквей или пожалуй, и в другое время, смотря по удобству, получает и сами деньги. Таким образом, 4), в каждом благочинии ежегодно будет, составляться общая сумма денег на приобретение книг. Нечего и говорить о том, что составленная, таким образом, сумма далеко превзойдет сумму каждой частной церкви. В настоящее время, округ каждого благочинного средним числом состоит, кажется, из двенадцати или тринадцати церквей. Предположим же, что каждая церковь , – средним числом, – ежегодно будет выделять по 3 руб. сер., так. обр., известное ведомство имеет в год на выписку книг: 3х12=36 руб. сер. Предположим еще, что причт каждой церкви ежегодно выделит, – средним числом, – по 2 руб. сер., – и к 36 рубл. сер. еще прибавляется 2х12=24. Всего же: 36+24=60 руб. сер. Читатель видит, что мы взяли среднее число, самое ограниченное; между тем, в общей сумме у нас составилась довольно порядочная цифра. Кроме того, может быть, в некоторых местах найдутся охотники читать книги и из прихожан. Нам кажется, что и их можно пригласить к пожертвованию в библиотеку с правом пользования книгами 7 . Таким обр., по нашему убеждению, для сельского духовенства, при настоящих условиях, всего лучше будет учредить общие ведомственные библиотеки. В таком случае и книг можно будет приобретать больше да и в них больше будет разнообразия. В настоящее время, в известную церковь выписывается, положим, журнал «Душеполезное Чтение», в другую церковь опять тоже «Душеполезное Чтение». Но теперь, при указанном нами порядке дел, одно «Душеполезное Чтение» можно будет заменить каким-нибудь другим современным изданием и т. п. Таким образом, можно будет выписывать по одному экземпляру, но за то несколько лучших современных периодических изданий духовных и вообще сочинений духовного содержания, а по мере состоятельности и светских изданий. Ясное дело, что тот причт, который прежде прочитывал в год одно «Душеполезное Чтение», теперь будет прочитывать и другие духовные журналы и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010