В книге деяний св. Апостолов мы читаем, что св. Петр проповедовал слово Божие в Иерусалиме, Лидде, Иоппии, Кесарии, Самарии, Аптиохии и снова в Иерусалиме. Оба послания свои он писал к иудеям, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании. Но о пребывании св. Петра в Риме, о проповеди его римлянам – в этих священных книгах не сказано ни слова. Чтобы как-нибудь защитить свою мысль о пребывании св. Петра в Риме, писатели рим­ской Церкви согласно усвояют Риму название Вавилона, над которым так грозно гремят проклятия библейские – ветхозаветные и новозаветные. Мы не имеем причины отвергать, что св. Петр писал свои послания не в старом, а новом Вавилоне, то есть, в Риме. Однако из самых этих посланий видно, что св. Апостол писал их в глубокой старо­сти и незадолго до своей кончины. Старцы, иже в вас, молю, старец сый ( 1Петр. 5:1 ); ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне ( 2Петр. 1:14 ). Изобрета­тельные паписты выдумали в средних веках сказание, буд­то св. Петр два раза был в Риме: в первый раз в 42 году, во второй – перед кончиною; так что будто бы он, управлял римскою Церковью, лично и чрез своих наместников, всего двадцать пять лет. Но и сам решительный Перроне не решился доказывать этого слишком произвольного предположения. Один из германских ученых (Баур) не­опровержимо доказал хронологической таблицей событий, что св. Петр не мог быть в Риме, по крайней мере, раньше 52 года по Р. Хр. Перроне с некоторой досадой замечает: “этот фанатический писатель (нефанатическому Перроне было тяжело, должно быть, даже назвать Баура по фамилии) в своей хронологической таблице оставил пропуск между 52 и 70 годами; в этот промежуток времени, почему Петр не мог придти в Рим?” (Р. Т. t. 2, стр. 288, примеч. 57). Мы и не говорим, что он не мог придти, равно как и вы не можете не согласиться, что он мог и не придти; однако предположение о двадцатипятилетнем епископстве св. Петра в Риме падает само собою в том и другом случае, так как кончина Апостолов Петра и Павла относится ис­ториками никак не далее 67 года по Р. Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

В Деян. 18, 2 упоминается, что Клавдий изгнал всех иудеев (а в их числе, надо полагать, и иудео-христиан) из Рима. Если принять Римскую гипотезу по поводу адресата Евр., то становится понятной фраза: «Приветствуют вас Италийские». Это выглядит как приветствие изгнанных в свое время (и поэтому «италийских») тем, кто остался в Риме. В 10, 32-34 упоминаются гонения, под которыми могут подразумеваться гонения при Нероне в Риме же в 64-68 гг., когда погибли свв. Петр и Павел. Фраза же «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12, 4) предполагает время до гонений 90-х гг. при императоре Домициане . Достойны внимания и некоторые параллели между посланием ап. Павла к Римлянам и Евр. — в Рим. также чувствуется повышенное внимание к иудейской теме. Кроме того, очевидно, что именно в Риме Евр. было усвоено раньше всех, — об этом говорит хотя бы тот факт, что отрывок Евр. 1, 3-5. 7. 13 цитируется в 1-м послании Климента 36, 1-5, написанном в Риме в 90 — 120 гг. Также и св. Иустин Мученик, писавший в Риме, показывает знание Евр. Хотя, с другой стороны, не в Риме, а на востоке Евр. быстрее признали каноничным и усвоили его авторство Павлу . Проще всего ограничиться утверждением, что под читателями-«евреями» подразумеваются какая-либо иудео-христианская община, — на том основании, что Евр. изобилует Ветхим Заветом во всех его, в том числе, самых «изощренных» проявлениях. Но и с таким, кажется, очевидным предположением следует быть осторожным: «Язычники, как и евреи, хорошо знали Ветхий Завет, когда они приняли христианство, так как все церкви из бывших язычников считали Септуагинту авторитетным Священным Писанием. Предположение о том, что неевреи многое унаследовали из прошлой истории Израиля, подтверждается новозаветной концепцией христиан как Нового Израиля. Аргументация Послания, хотя и трудная, представляется для язычников не труднее, чем Посланий к Римлянам или к Галатам» . 119. Основные богословские идеи Евр. Послание к Евреям — гимн Иисусу Христу, сочетающий торжественно-риторическую стилистику с глубоким и утонченным богословием, основной базой которого является Ветхий Завет.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

То же и во многих других местах 538 . Б. Не признавал Тертуллиан главенства римского . а) Тертуллиан свидетельствует, что апостол Петр действительно был и мученически скончался в Риме 539 ? Это правда. Но из этого в пользу римского главенства не следует ничего. В Иерусалиме пролил кровь сам Спаситель: западно-римские христиане не считают, однако же, церковь иерусалимскую главой всех церквей. б) Тертуллиан свидетельствует будто Петр был епископом римским? Начинает даже каталог римских епископов Петром? Это несправедливо. В том месте, на которое при этом римские богословы ссылаются 540 , Тертуллиан выражается: ... «таким образом апостольские церкви предлагают свои списки (епископов, принявших рукоположение от апостолов). Так церковь смирнская, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном; так римская показывает Климента, рукоположенного Петром». – Таким образом, по мысли Тертуллиана , Климента в Риме Петр рукоположил так же, как Иоанн поставил в Смирне Поликарпа; значит, Петр был епископом римским так же мало, как Иоанн Смирнский. Петр рукоположил Климента; а Климент был третьим епископом римским, преемником Лина и Анаклета: значит, по мысли Тертуллиана , Лин, Анаклет и Климент епископствовали в Риме при жизни Петра, и, след., Петр был епископом в Риме так же мало, как Павел в Ефесе, или Коринфе, или Фессалонике или в самом Риме. в) Римскую церковь Тертуллиан называет апостольской, матерью и источником веры? Справедливо, Тертуллиан выражается 541 : «всякое учение, которое согласуется с этими апостольскими церквами, который самими апостолами устроены, – матерями и источниками веры (matricibus et originalibus fidei), – должно приписывать истине»: значит, Тертуллиан здесь говорит о церквах апостольских, не о римской только. г) Тертуллиан говорит, что из Рима для нас власть проистекает, что в Риме апостолы вместе с кровью пролили все свое учение? Справедливо, но не вполне. Тертуллиан выражается так 542 : «так вот ты, желающий лучше упражнять любопытство в деле твоего спасения, обойди церкви апостольские, в которых стоят еще самые седалища апостольские на своих местах, в которых читаются еще самые автографы их посланий, звуча голосом и представляя лицо каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Из слов Евсевия видно еще, что «епископство над Иерусалимской церковью Иаков получил от самого Господа»: а этого Евсевий не сказал ни об одном апостоле, ни об одном из апостольских преемников-епископов. Б) Не признавал главенства римской церкви а) И прежде всего не признавал Петра епископом римским. α) Евсевий свидетельствует, что Петр был в Риме? Справедливо 242 . Но что же из этого? Евсевий повествует, что Петр был и в Иерусалиме и Антиохии, и Коринфе, и в других городах 243 : не принадлежит же главенство всем этим церквам. β) Петр основал римскую церковь , по Евсевию? Справедливо 244 . Но по выражениям же Евсевия, не один Петр есть основатель римской церкви, а столько же и Павел. «Петр и Павел – основатели римской Церкви», выражение Кая, римского писателя II века, у Евсевия 245 ; Петр и Павел насадили церковь римскую в Италии, по словам Дионисия, епископа Коринфского, у Евсевия 246 ; «святые апостолы (Петр и Павел) основали и устроили церковь римскую. Петр и Павел проповедовали и основали Церковь в Риме», слова Иринея у Евсевия 247 . Главное, по свидетельству Евсевия, Петр основал не одну римскую, но и другие церкви, напр., антиохийскую 248 и коринфскую 249 : «Петр апостол основал антиохийскую церковь ... Петр верховный, основав первую в Антиохии церковь, отправляется в Рим», выражается Евсевий в своей хронике; «вы соединили насаждения, произращенные Петром и Павлом в Риме и Коринфе потому, что оба они насадили нас Коринфян и оба удили, равно как и в Италии», слова Дионисия Коринфского к Римлянам в истории Евсевия. Если потому римской церкви принадлежит главенство, по представлению Евсевия: то и коринфской, и антиохийской. γ) Петр 25 лет был епископом римским, по Евсевию? Несправедливо: Евсевий не мог говорить и не говорит этого; не говорить ни того, что Петр епископствовал в Риме 25 лет, ни того даже, что Петр был в Риме епископом. αα) Свидетельство о том, что Петр епископствовал в Риме 25 лет, читается в латинском переводе хроники Евсевиевой. Но латинское чтение хроники в этом месте повреждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Но этого мало. Мы думаем даже, что Виктор пользовался не прямо римскими хронологическими источниками, а в том виде, в каком они из Рима попадали в Африку, в частности – в Карфагенскую церковь , т. е. брал показания о событиях из жизни константинопольских патриархов даже не из вторых рук, а уже из третьих. Тунунская кафедра, как говорено выше, находилась в проконсульской Африке, во главе которой стоял Карфагенский митрополит 160 ; одной из привилегий его было, между прочим, сношение от лица всей Африканской церкви со всеми другими церквами 161 . Преимущественное тяготение Карфаген, насколько известно, в церковных делах всегда более всего выказывал к Риму, был в более частых и постоянных сношениях с ним, чем напр. с Константинополем. Вероятно, именно из Рима Карфагенская церковь , а вместе и все, ей подведомые, узнавали о различных гражданских и церковных переменах, происходивших в Константинополе. Вместе с тем вероятно и то, что, если подобные сведения уже в Риме могли хронологически отмечаться ошибочно, то тем более в ошибочном виде они должны были достигать Карфагена, где, как сейчас увидим, иногда не знали точно даже того, что происходило в Риме, – не знали точно по той же причине, по какой в Риме не всегда знали хорошо о событиях в Константинополе. Что и то, и другое действительно было так, т. е. что сведения о Константинополе в Африку шли из Рима и могли попадать туда с еще более неточными хронологическими обозначениями, это можно заметить на тех же консульских списках, которые мы рассматривали выше. Сходство этих списков у Виктора с теми, как они писались в Риме, дало нам право предполагать, что Виктор пользовался скорее римскими хронологическими источниками, чем греческими. Но сравнивая эти списки по другим пунктам, мы не можем не заметить между ними и различия; таковы случаи: е, f, h, j, к первой таблицы и d, е. g, i, j второй, из которых видно, что в Карфагене не знали часто даже тех консулов, которые были в Риме, как в Риме нередко не знали тех, которые были в Константинополе; случай I первой таблицы, хотя ему у нас не представлено соответствующего во второй, говорит за то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Луи Дюшен (католик) Глава V. Происхождение Римской церкви  Еврейская колония в Риме. – Акила и Прискилла. – Послание к римлянам. – Павел в Риме. – Первые христиане римской церкви. – Петр в Риме. – Пожар 64 г. и гонение Нерона. Еврейские цари из дома Асмонеев рано вступили в сношения с Римом. Несомненно, что благодаря им и возникла еврейская колония в Риме. Взятие Иерусалима Помпеем (63 г. до Р.Х.) вызвало сразу сильный прилив ее населения 40 . Победитель выбросил на римский невольничий рынок огромное количество военнопленных. Проданные сперва в рабство, затем отпущенные на свободу, они уже со времен Августа и даже раньше составляли значительную группу, поселившуюся за Тибром 41 . Эта колония не пользовалась, по крайней мере прямо, привилегиями вроде тех, какие прежние македонские цари или римские полководцы даровали стольким еврейским общинам на греческом или эллинизированном Востоке. Тиверий не нарушил никаких обязательств, когда выслал их из Рима в 19 г. 42 ; они уже тогда были так многочисленны, что 4000 чел. из них были посланы на о. Сардинию сражаться с варварами. Эта мера, внушенная Сеяном, была вызвана одним случаем обращения в иудейство, который показался уж чересчур выгодным для еврейской колонии. После падения этого временщика (31 г.) строгости ослабели. Когда Филон приехал в Рим защищать перед Калигулой интересы александрийских евреев (40 г.), римские иудеи уже вернули себе свое прежнее положение. В следующем году (41 г.), или немного позднее, имп. Клавдий особым указом распространил на них веротерпимость 43 , однако, потом нашел нужным принять против них репрессивные меры. К этому именно времени относятся первые следы христианства в истории еврейской общины в Риме. Деяния апостольские и историк Светоний единодушно свидетельствует о том, что евреи были изгнаны из столицы. По рассказу Диона Кассия, полиция, находя полное изгнание неудобоисполнимым, удовольствовалась тем, что запретила собрания 44 . Но несомненно, что были и случаи высылки: в 52 г. ап. Павел встретил в Коринфе еврея Акилу и его жену Прискиллу, которые переселились туда вследствие указа Клавдия. Акила был родом из Понта; и он и жена его уже исповедовали христианство. Эта подробность вполне совпадает с тем, что Светоний говорит о причине высылки: «Judaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit» («изгнал из Рима евреев, упорно производивших беспорядки по подстрекательству Христа») 45 . Итак, в Риме происходили беспорядки, вызванные евангельской проповедью, беспорядки, сходные с теми, какие по свидетельству книги Деяний происходили; в Иерусалиме, в Малой Азии, в Фессалониках, в Верии, в Корнфе, в Ефесе. По рассказу Деяний, когда Акила и Прискилла принимали в Коринфе ап. Павла, они только что прибыли из Италии; таким образом эдикт о высылке и беспорядки, которые дали повод к нему, относятся к 51 или 52 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Болгарии Игумена Филиппа (Васильцева) назначить настоятелем Патриаршего подворья в Софии, Болгария, освободив от должности клирика храма в честь святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Ставропигиальные приходы 1. Протоиерея Вячеслава Бачина назначить настоятелем ставропигиального Николаевского храма в г. Риме, Италия, освободив его от должности настоятеля Казанского храма в г. Гаване, Куба. 2. Иеромонаха Авеля (Усачева), клирика Рязанской епархии, направить в клир ставропигиального Николаевского храма в г. Риме. 3. Иеромонаха Антония (Севрюка) назначить настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в г. Риме, освободив от должности клирика Николаевского храма в Риме. 4. Протоиерея Игоря Выжанова назначить клириком храма в честь святой великомученицы Екатерины в г. Риме, освободив от должности клирика Николаевского собора в Нью-Йорке, США. 5. Священника Димитрия Орехова освободить от должности настоятеля Воскресенского храма в г. Рабате, Марокко, и назначить настоятелем Казанского храма в г. Гаване, Куба. 6. Священника Максима Массалитина, клирика г. Москвы, назначить настоятелем Воскресенского храма в г. Рабате, Марокко.   ЖУРНАЛ 63 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы о назначении игумена Феодосия (Шитова) на должность настоятеля Александро-Невского мужского монастыря села Каршлыхи Моргаушского района Чувашской республики. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Феодосия (Шитова) на должность настоятеля Александро-Невского мужского монастыря села Каршлыхи Моргаушского района Чувашской республики. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о назначении игумена Максима (Лапыгина) на должность настоятеля Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумена Максима (Лапыгина) на должность настоятеля Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1498448.ht...

Помимо этого, апостольское предание святой Ириней черпал отовсюду, откуда мог. Так, в вопросе о монтанизме и в вопросе о Пасхе святой Ириней, следуя примеру и духу святого Поликарпа, согласовывался с пресвитерами (епископами) Римскими и мучениками Лионскими, тесно связанными, так же как и он, с Малоазийской духовной жизнью. О том, что святой Ириней бывал в Риме и близко знал Римскую Церковь, мы уже отчасти знаем. Это видно из его сочинений и посланий по поводу ереси Флорина и раскола Власта — пресвитеров Римских, и также в связи с вопросом о Пасхе. Но и до 177 года, когда святого Иринея посылали в Рим Лионские мученики, он уже соприкоснулся с Римской Церковью. Об этом определенно говорит одна древняя приписка к «Посланию Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа». При этом сделана ссылка на какое–то собственное сочинение святого Иринея, теперь утраченное. Рассказывая, что рукопись «Мучений Поликарпа» — это список со списка, первоначально принадлежащего святому Иринею, переписчик говорит: «Святым Иринеем написано много превосходного и православного, сочинений, где упоминается святой Поликарп, у которого святой Ириней учился; им опровергаются все ереси и передается церковное и православное учение, как оно получено и передано было святым Поликарпом. В сочинениях святого Иринея говорится также, что, когда однажды со святым Поликарпом встретился Маркион и сказал ему: «Узнай нас, Поликарп», тот ответил Маркиону: «Узнаю, узнаю первенца сатаны». В тех же сочинениях (Иринея) написано и то, что в день и час мученической смерти Поликарпа в Смирне Ириней, будучи в Риме, услышал голос, подобный трубному звуку, говорящий: «Поликарп скончался мучеником». Говорится в рукописи и то, что святой Ириней в Риме «многих обучал христанско–му закону» . Эта заметка, видимо, очень верно передает общее впечатление современников от сочинений святого Иринея. Она верно воспроизводит случай с Маркионом. Поэтому нет оснований сомневаться, что в каком–либо из многих утраченных теперь творений святого Иринея есть его рассказ о голосе, возвестившем ему о смерти Поликарпа. Этот голос и прямые слова приписки подтверждают особую близость святого Иринея к святому Поликарпу. Уясняет она и догадку, что святой Ириней сопровождал своего учителя в Рим и оттуда попал в Лион. Это совпадает с подробным описанием святого Иринея о пребывании в Риме святого Поликарпа. Он пишет о встрече святого Поликарпа в Риме с Маркионом, передает его беседы с папой Аникитой, рассказывает, что тот предоставил ему в своей церкви совершать Евхаристию, говорит о впечатлении, которое произвели приезд и слова святого Поликарпа на многих еретиков в Риме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Книга Деяний апостольских, как можно с достоверностью полагать, написана во время пребывания апостола Павла в узах в Риме. Этим оканчивается книга, и это пребывание в узах может быть причиною, заставившею писателя прекратить свое повествование, чего, конечно, он не сделал бы, если бы написал после освобождения апостола из уз или после смерти его. Но вся трудность состоит именно в том, чтобы определить время пребывания Павла в узах в Риме. Для определения времени пребывания Павла в Риме, нужно принять в соображение следующие указания: апостол Павел был заключен под стражу при римском правителе Феликсе и пробыл в заключении два года. На место Феликса заступил Порций Фест ( Деян.24:27 ), который и отправил апостола в Рим на суд кесаря. Сам же Феликс истребован был в Рим и приговорен к казни. Феликс сменен в 61 году, в седьмой год правления Нерона. В этом же году, зимою, Павел был отправлен в Рим и прибыл туда в начале 62 года. На протяжении 62 и 63 годов он находился под стражей, и именно в это время могла быть написана книга Деяний апостольских. Место написания. Определив время написания, мы тем самым определяем и место написания книги Деяний, а именно – Рим. В этом еще более утверждают некоторые соображения. Так, писатель, говоря о происходившем в Риме, указывает с подробностью частные места вечного города (например, Деян.28:15 ). Из послания к Колоссянам, написанного, как известно, в Риме, видно, что Лука был тогда рядом с Павлом ( Кол.4 – Флм.стих.23) в Риме. Цель написания. Книга Деяний есть только продолжение Евангелия Луки и написана, конечно, с той же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от евангелиста. Кроме указанной выше прямой, так сказать, частной цели написания Деяний, именно утверждении Феофила в христианском учении, можно открыть другую, высшую и общую цель написания книги Деяний, как и всего Нового Завета, цель Святого Духа – открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой, как из иудеев, так и язычников, указать ее истинных основателей и распространителей, представить в живых примерах ее силы, действия и борьбу с врагами; словом, доказать и показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила от него обетованные ей дары и силы и, несмотря на все усилия врагов, стоит непоколебимо, обнимая собою целые народы и все страны мира. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ ДЕЯНИЙ АПОСТОЛЬСКИХ Вознесение Господне (Деян.1:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

священник Николай Рудинский Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания 65–68 годы Хотя ни в книге Деяний Апостольских, ни в посланиях святого Апостола Павла, нет прямых указаний на его освобождение из первых уз и сведений о четвертом путешествии его, но есть в посланиях, так сказать, косвенные указания на это, подтверждаемые преданием. Мы уже видели, что святой Павел в своем Послании к Филиппийцам, написанном из первых уз в Риме, писал, что пользуется в Риме свободой проповеди о Христе, и что за учение о Христе ему не грозит опасность, а между тем за это учение он терпит узы. Потом во всех своих посланиях из уз, он высказывает уверенность, что он освободится из уз, и опять увидится с своими возлюбленными Церквами (см. Флп. 2:24 ; Флм. 22 ). Потом из Послания к Титу видно, что святой Павел основал Церковь на острове Крит, епископом которой поставил Тита. В Деяниях же Апостольских не находится подтверждения тому, что святой Павел проповедовал Евангелие о Христе на Крите ранее римских уз. Из Послания к Тимофею мы узнаем, что он поставлен был святым Павлом епископом Ефесской Церкви (см. 1Тим. 1:3 ). Опять же, указаний на это в Деяниях нет. Напротив, из посланий святого Павла из уз узнаем, что Тимофей, почти во все время узничества святого Апостола в Риме, был с ним (см. Кол. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Флм. 1 ) и даже разделял с ним узы его (см. Евр. 13:23 ). Наконец, предание Церкви утверждает, что святой Павел посетил Испанию, вторично был в узах в Риме и принял здесь мученическую кончину. 120 Таким образом, на основании этих, хотя и неположительных доказательств, мы не впадем в большую историческую ошибку, если согласно с преданием Церкви, допустим освобождение святого Павла из первых уз его в Риме. В Послании к Римлянам святой Павел выразил намерение посетить Испанию со словом Евангелия (см. Рим. 15:24 ). В Послании к Филиппийцам (см. 2:24) с уверенностью пишет, что он придет к ним, в Послании к Филимону пишет, чтобы ему тот приготовил помещение (см. ст. 22). В Послании к Евреям пишет, что надеется увидеться с ними (см. 12:23). Из Послания к Титу видно, что он был на Крите, а из Послания к Тимофею, что он был в Ефесе. Как, и в каком порядке святой Павел выполнил план своего четвертого путешествия – неизвестно. Можно предполагать, что он после своего освобождения из уз, сел на корабль и отправился в Испанию. Но долго ли он там был, и как шло дело его благовествования, неизвестно. Из Испании, вероятно, он на корабле приплыл на остров Крит, где и остановился на некоторое время для благовествования Евангелия и утверждения Церквей, как видно из Послания к Титу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010