Службы, а также различные обряды, совершаемые во время крестных ходов, носят тот же характер, каким отличается и все устройство обители. В приделе Иоанна Предтечи под Голгофой погребен святейший патриарх Никон . При Воскресенском монастыре имеется церковно-приходская школа и существует странноприимный дом для богомольцев. Управляет обителью архимандрит. Екатерининская пустынь в Подольском уезде. Немало святых мест и «богомолий» под Москвой, в ее близких и далеких окрестностях. Одни из них весьма известны и посещаются тысячами богомольцев не только из Москвы, но и отовсюду, со всех концов России. Другие же как бы позабыты, как бы обходятся усердием благочестивых людей, хотя святые места эти и имеют неотъемлемое право на благочестивое внимание к ним как по      своим историческим       воспоминаниям, так и по своему благолепию. К числу таких святых мест принадлежит и Екатерининская мужская пустынь, которая находится в Подольском уезде, Московской губернии. Монастырь красиво расположен среди прелестной березовой рощи. Пустынь эта не велика и носит название «Екатерининская пустынь, что в Ермолинской роще». Начало обители положил царь Алексей Михайлович в 1658 году. «Тишайший» царь часто приезжал       в эту       местность на охоту, и вот,       однажды, когда он прилег отдохнуть, ему явилась в сонном видении святая великомученица Екатерина, возвестившая царю рождение дочери, что действительно и сбылось. По возвращении в Москву, царь нарек 26 ноября 1658 года свою новорожденную дочь Екатериной,       а на месте чудесного явления святой       девы повелел устроить обитель во имя Св. Екатерины. В Екатерининской пустыни три храма: соборный, во имя Св. великомученицы Екатерины,       церковь во имя Свв. апп. Петра и Павла, вверху над трапезой; храм на колокольне, во имя Св. Димитрия Ростовского . В соборной церкви находится чудотворный образ великомученицы Екатерины. Ежегодно 29 июня и 15 августа вокруг обители совершаются крестные ходы. Управляет монастырем игумен. Проезд в Екатерининскую пустынь совершается до станции Расторгуево Павелецкой ветви Рязанско-Уральской жел. дороги, в 2 верстах от обители, и до станции Бутово Московско-Курской жел. дороги, в 6 верстах от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вошел отдельно старичок, седой, согбенный, и, помолясь, говорит: “Мир дому сему и благословение”. Раздатчица спросила его: “Ты за подаянием?” — Нет, не за тем. — Что ж тебе? Бери, если надо. — Нет, мне ничего не надо, а только видеть вашу хозяйку и сказать ей два слова. — Хозяйки нет дома. Что передать — скажи нам. — Нет, мне надо самому. Одна из прислуги шепнула другой: “Что ему тут — пусть идет — может, бродяга какой”. Старичок сказал: “Когда будет хозяйка, я зайду, я скоро зайду”, и вышел. Раздатчица видела плохую обувь старичка и раскаялась, на нее напало какое-то смущение. Она выбежала на крыльцо, но и там, и дальше никого не было; он точно исчез. От хозяйки это скрыли, а подозрительной слуге во сне кто-то сказал: “Ты напрасно говорила: у вас был не бродяга, а великий старец Божий”. На следующее утро гже Бар… по почте пришла посылка. Это оказалось изображение чтимого в доме старца о. Серафима — кормящим медведя. Велико было изумление всех, когда те, кто говорили со старичком бедным, узнали его в изображении о. Серафима. VII Саровская пустынь расположена верстах в ста по грунтовой дороге от станции Сасово Рязанско-Казанской линии. При половодье можно ехать также от Рязани на пароходе по Оке, до пристани Ваташка, откуда на лошадях верст 60–70. Расположен Саров чрезвычайно живописно, на высоком обрыве, и издали виден куполами своего обширного Успенского собора, похожего совне на Великую церковь Киево-Печерской лавры. У подножия горы, на которой расположена обитель, сливаются речки Сатис и Саровка. Кругом дремучий бор, и на дальнее пространство вокруг нет жилья. У алтарной стены Успенского собора, в стеклянной часовне стоят памятники над могилами великого старца Серафима и подвижника Марка-молчальника. Из-под памятника богомольцы берут песок. Чрез дорогу лежит келлия старца. Раньше она была одною из комнат каменного корпуса, где жило много иноков. Но в 1897 г. была заложена тут церковь, внутри которой будет заключена эта келлия, а прочие части здания будут уничтожены.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Эрлекс. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь села Эрлекс одно из крупномасштабных сооружений Гусь-Хрустального района Владимирской области в стиле классицизма. Особенно впечатляет колокольня, за счет строительных лесов и общей высоты, несколько напоминающая вблизи своими громадными размерами Эйфелеву башню. Фасады Троицкой церкви скупы украшениями, но сильны объемными решениями. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах – навесе крыльца, поясках на луковках маленьких глав, выполненных с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и разливисто протекающей среди болот и лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объеме, усиливая ощущение торжественности сооружения, окруженного глубокими плотными лесами. Церковь действующая, окружена служебными зданиями, оградой, большим кладбищем. Само село Эрлекс крайне малолюдно. Эрлекс - село в Гусь-Хрустальном районе входит в состав Муниципального образования " Посёлок Уршельский " , расположено на правом берегу реки Поль, на территории национального парка " Мещёра " . Василий Гаврилович Добронравов в " Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии (вып 4): Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897 г., указывал, что " Село Ерлекс на р. Поле находится в 64 верстах от уездного города и в 60 верстах от губернского, на границе Судогодского уезда с Рязанской губернией " . В старину через Эрлекс проходила торная дорога из Владимира в соседние рязанские пределы - до Коломны и далее. Зимой по льду Поли двигались обозы до самой Рязани. Во времена Владимиро-Суздальской Руси именно через Эрлекс шёл путь на Киев. До сих пор близ погоста можно видеть древние насыпи прежнего торгового пути, поросшие вековыми соснами, а тихие воды Поли отражают массивные сваи когда-то переброшенных между речными берегами деревянных мостов. После образования Владимирской губернии старая дорога стала почтовой. В Эрлексе даже была построена почтовая станция, где жительствовал станционный смотритель - наподобие известного героя Пушкина. В конце XIX века через Эрлекс прошла Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. В 1905 году здесь проживало 60 человек, в 2010 - всего 10.

http://sobory.ru/article/?object=04016

Управление в обители игуменское. Крестовоздвиженский монастырь в Саратове. Обитель стоит на берегу р. Волги, в самом городе. Когда и кем основан монастырь, точно указать нельзя, но в 1880 году он несомненно уже существовал. Храмов в      нем три: Крестовоздвиженский, соборный, во имя Св. вмчц. Параскевы и в честь Св. Иакова, брата Господня. Управляет игуменья. Покровский монастырь близ Балашова. Покровский монастырь находится       в 2 верстах от г. Балашова. Основан он таким образом. В 1866 г. купец Илларион Иванов устроил в своем доме богадельню с благотворительной целью для призрения престарелых лиц женского пола. В 1871 г. она переименована была в общину, а в 1884 г. здесь учрежден был общежительный монастырь. При монастыре есть училище для малолетних сирот. Церковь одна, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Балашов стоит на линии Рязанско-Уральской жел. дороги. Управляет Покровской обителью игуменья. Свято-Троицкий монастырь в Сердобском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при деревнях Пановке и Плещеевке, в 30 верстах от г. Сердобска. Открытый с Высочайшего соизволения в феврале 1883 года, в виде общины, основанной вдовой Пелагеей Поповой, он в 1904 г. был преобразован в монастырь. Храмов в нем два: домовый в честь Св. Троицы и новый, недавно заложенный. При обители есть больница и богадельня. Управляет игуменья. Таловский Благовещенский монастырь в Аткарском уезде. Обитель основана всего лишь в 1905 году на земле купца Толмачева. Стоит монастырь близ слободы Малой Воронцовки. Тургайская область Обитель женская 1. Кустанайский Иверский монастырь. Обитель стоит в самом гор. Кустанае, в 285 в. от станции Самаро Златоустовской ж. д. Челябинск. Основана она в 1894 г. по указу Св. Синода сначала в виде общины, обращенной в 1907 г. в монастырь. В обители два деревяных храма: во имя Св. Троицы и в честь Иверской Божией Матери. Существует школа. Управление игуменское. Уральская область Обитель мужская 1, женская 1. Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь в Уральском уезде. Этот общежительный монастырь расположен на Сутяжном острове, в 15 верстах от г. Уральска. Основана обитель в 1879 году. Храмов в ней два, и оба во имя Св. Николая Чудотворца. Управление игуменское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

28 октября 1910 г. утром он тайно бежал из Ясной Поляны. В этот же день он был в Оптиной Пустыни. «Прибыл в Оптину пустынь известный писатель граф Лев Толстой, – записано в «Летописи скита». – Остановившись в монастырской гостинице, он спросил заведующего ею рясофорного послушника Михаила: «Может быть, вам неприятно, что я приехал к вам? Я, Лев Толстой, отлучен от Церкви: приехал поговорить с вашими старцами. Завтра уеду в Шамордино»... На другой день дважды уходил на прогулку, причем его видели у скита, но в скит не заходил, у старцев не был и в 3 часа уехал в Шамордино. О пребывании же графа в Шамордине имеются следующие сведения: встреча его с сестрою своею, шамординскою монахинею, была очень трогательна – граф со слезами обнял ее, после они долго беседовали вдвоем. Между прочим, граф говорил, что он был в Оптиной, что там хорошо, что с радостью он надел бы подрясник и жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но что он условием бы поставил не принуждать его молиться, чего он не может. На замечание сестры, что и ему бы поставили условие ничего не проповедовать и не учить, граф ответил: «Чему учить! Там надо учиться», и говорил, что на другой день поедет на ночь в Оптину, чтобы повидать старцев. Про Шамордино отзывался хорошо и говорил, что и здесь затворился бы в своей храмине и готовился бы к смерти...» (Цит. по кн.: Житие оптинского старца Варсонофия. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1995. С. 340–341). Желание Толстого осталось неисполненным. Вечером 30 октября приехала дочь его Александра Львовна и рано утром увезла на станцию. В Астапово вышли из поезда. Тяжелобольному Толстому начальник станции И. И. Озолин предоставил возможность остановиться в его квартире. О дальнейшем рассказывается в «Летописи скита»: «4-го сего месяца [ноября] утром получена телеграмма преосвященного Калужского о назначении по распоряжению Синода бывшему скитоначальнику иеромонаху Иосифу ехать на станцию Астапово Рязанско-Уральской железной дороги к заболевшему в пути графу Льву Толстому для предложения ему духовной беседы и религиозного утешения в целях примирения с Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

312 Петропавловская церковь при станции Малаховка Московско-Казанской железной дороги, Сергиевская церковь при Шереметьевской платформе Московско-Казанской железной дороги, Александро-Невская при станции Бирюлево Рязанско-Уральской железной дороги, Николаевская церковь при станции Крюково Николаевской железной дороги, церковь Донской Божией Матери при станции Перловка, Боголюбская церковь при станции Пушкино, Троицкая церковь при станции Сходня Николаевской железной дороги, Петропавловская церковь при станции Химки Николаевской железной дороги (см.: Список церквей Московской епархии). 314 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 545. Д. 3. Л. 6: По прошению уполномоченных прихожан с. Глухова Богородского уезда об утверждении общества хоругвеносцев при церкви Глухова при фабрике Морозова. 315 Там же. Оп. 744. Д. 3202. Л. 69: Список церквей Московской епархии, в которых должны совершаться крестные ходы. 316 Там же. Оп. 547. Д. 23: О разрешении открыть общество хоругвеносцев при Троицкой церкви с. Купавны Богородского уезда. 317 См.: ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 203. Оп. 744. Д. 3202: Список церквей Московской епархии, в которых должны совершаться крестные ходы; Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии. М., 1890. С. 76. 318 См.: Там же. Ф. 673. Оп. 1. Д. 81: Переписка с директором и инспектором третьего участка народных училищ Московской губернии; Русское богатство. 1903. 9. С. 189; Московские церковные ведомости. 1893. 20. С. 271. 319 Русское богатство. 1903. 9. С. 189; Тимофеев П. Чем живет заводской рабочий. СПб., 1906. С. 80. 320 См.: Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. Отдел промышленности Министерства торговли и промышленности/Сост. фабричными инспекторами Московской губернии. М., 1916. С. 7. 322 Лапицкая С. Быт рабочих Трехгорной мануфактуры. М., 1935. С. 18; Русское богатство. 1903. 9. С. 189. 325 См.: Обычаи фабрично-заводских рабочих Европейской России, связанные с производством и производственными отношениями (конец XIX – начало XX в.)//Этнографическое обозрение. 1994. 1. С. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уральский Покровский единоверческий женский монастырь в Уральском уезде. Обитель, основанная в 1881 году купчихами Юрьевой и Авдеевой, отстоит в 6 верст. от города и в 7 верстах от ст. «Нижне-Уральская» Рязанско-Уральской жел. дороги. Храм один, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет обителью игуменья. Харьковская губерния Обителей мужских 9, женских 6. Мужеские обители Архиерейский дом, бывший Покровский монастырь, в Харькове. Обитель Покровская была основана в 1726 г. епископом Белгородским Епифанием и существовала до 1799 года, когда была обращена в архиерейский дом харьковских владык. Храм один, двухэтажный: вверху – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Внизу – в честь Креста Господня. К достопримечательностям относится библиотека, в которой хранятся старинные книги столетия. Ахтырский Свято-Троицкий монастырь в Ахтырском уезде. В 110 верстах от г. Харькова и в четырех от уездного города Ахтырки, среди равнины, покрытой вековым лиственным лесом, живописно возвышается холм, имеющий в окружности до 200, а в высоту до 15 саж. По одну сторону его, внизу, бурливо вьется речка Ворскла, с живописными отлогими берегами. На этом необыкновенно красивом холме в сороковых годах минувшего столетия был восстановлен один из древнейших в Украине монастырей – Свято-Троицкий Ахтырский. Исторические известия, местные предания и сказания повествуют, что Ахтырская обитель была основана во времена унии православными иноками, подвергавшимися гонению со стороны католиков. Действительно, в половине XVII столетия православное монашество было гонимо приверженцами унии и, бросая все, чего не могло взять, бежало с чем и куда могло, чтобы только спасти жизнь и веру. Поселяясь на каком-либо новом месте, где-нибудь в глухом лесу, иноки полагали начало новым обителями. Так было положено начало и обители Ахтырской. «Предание, занесенное в летопись обители, – читаем мы в одном из описаний Ахтырского монастыря, – говорит, что бежавший от унии игумен Иоанникий, из Подольской области, из Днепровского Лебединского монастыря прибыл на Ахтырку со всей братией своей, со всей церковной утварью, священными облачениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В XVI - первой половине XVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности. В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус. В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии. После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия. В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г. Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

Призывая благословение Божие на Вас и всех сестер Ваших о Господе, с искренним уважением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга, Платон, Митрополит Киевский. Киев, 19 ноября 1885 года. Р. S. Впрочем, я могу быть и у Вас прямо с Курского вокзала, не заезжая на Сербское подворье, если Вы пригласите к себе Высокопреосвященного Михаила. Объяснитесь с ним по этому предмету и уведомьте меня о результате Вашего объяснения чрез кого-нибудь на Курском вокзале. Митрополит Платон. Достопочтенная Матерь Игуменья! По желанию Вашего Высокопреподобия, выраженному в письме Вашем от 20-го марта, честь имею уведомить Вас, что я полагаю прибыть в Москву 1-го апреля с почтовым поездом в 10 часов утра, а выехать из ней думаю в тот же день и с таким же поездом, в 3 часа пополудни. Значит, я пробуду в Москве 5 часов. Если предположение мое почему-либо изменится, то немедленно уведомлю Вас об этом телеграммой. Покорнейше прошу Вас, возлюбленная сестра о Господе, исполнить три мои просьбы: 1) сообщите преосвященному митрополиту Михаилу Сербскому и управляющему Рязанско-Козловским участком железной дороги Николаю Николаевичу Вохину (дом правления – у Красных ворот), что я желаю видеться с ними, и прошу уведомить, когда они примут меня, или пожалуют ко мне в Ваш монастырь, и не удобнее ли для них повидаться со мною на станции Курской железной дороги, на которую я могу отправиться во втором часу пополудни; 2) узнайте от содержателя того врачебного заведения для душевнобольных, которое находится недалеко от Вашей обители и в коем лечилась дочь известного Вам московского протоиерея Виноградова, на каких условиях принимает он в это заведение больных, относительно платы за их содержание и врачевание (хорошо было бы, если бы он сам переговорил со мною об этом); 3) пригласите к себе на какой-нибудь час моего пребывания в Вашем монастыре священника Рождественского женского монастыря Симеона Андреевича Рубцова, с которым мне нужно переговорить кое о чем. Извините, пожалуйста, что я обременяю Вас такими просьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

3 . Земли «за Окою, Тешилов, и Венев, и Растовец, и иная места» которые отошли по «купле», упомянутой в московско-рязанском договоре 1483 г., к Москве С. 285]. Все эти перечисленные земли находятся к западу от предполагаемой литовско-рязанской границы договора 1425–1430 гг., но в тексте договора не присутствуют. Напротив, когда они (по «купле») отошли к Москве, то были тщательно расписаны, но ни «Дорожен» ни «Тула и Берестеи» в тексте договора не упоминаются, то есть судя по всему, находятся на другой территории. Также не упоминаются в договоре 1483 г. и другие «места» рассматриваемого нами рязанско-литовского договора. А поскольку, судя по московско-рязанским договорам 1434 г. и 1447 г., «Тула и Берестеи» С. 84–85, 143–144] оставались за Рязанью, но к территории московской «купли» они не относились, то, следовательно, отошли к Москве ранее, в промежуток между 1447 г. и московской «куплей». Местонахождение древней Тулы локализуется многими исследователями в бассейне р. Тулицы (правый приток р. Упа) либо в ее устье, либо в ее среднем течении С. 12–16; 4. С. 20–22; 6. С. 30–33; 13. С. 16–21]. Судя по всему, и остальные «места» рязанско-литовского договора 1425–1430 гг. (в том числе и Дорожень) находились в бассейне верхнего и среднего течения р Упа. Итак, анализ археологических и письменных источников позволяет выявить логические несоответствия в локализации Дороженя рязанско-литовского договора 1425–1430 гг. на месте городища у д. Красное на р. Мокрая Табола. Местонахождение Дороженя, как и других «мест» этого договора, наиболее вероятно в бассейне верхнего и среднего течения р. Упы, а следовательно, именно этот регион представлял собой спорные земли, на которые претендовали Рязанское княжество, Великое княжество Литовское и Великое княжество Московское (к которому в конце концов они и отошли). Литература и источники 1 . Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. М., 1952. 2 . Гоняный М. И., Шишков А. В. К вопросу о древнерусских городищах XII–XIII вв. бассейна Верхнего Дона//Археология и история Юго-Востока Руси. Курск, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010