Правление И. в Путивльском княжестве пришлось на период усиления власти над землями Руси Золотой Орды, которой управлял хан Узбек (1313-1341). Это время характеризуется нек-рой стабилизацией экономической жизни на юге Руси, возрождением ряда городов (опустевших в XIII в. в результате установления монг. ига). Активная деятельность древнерус. населения в Путивле в XIV-XV вв. подтверждается находками здесь предметов материальной культуры этого времени ( Тупик С. В. К вопросу о музеефикации детинца древнерус. Путивля//Средневековый город Юго-Вост. Руси: предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура: Мат-лы междунар. науч. конф. Курск, 2009. С. 133). Желая вовремя получать «выход» и «царевы запросы», Узбек неоднократно прибегал к репрессиям в отношении правителей подчиненных народов вплоть до казней. Запись о кончине И. в Любецком синодике помещена рядом с записью о казни в Орде по приказу Узбека в 1327 г. рязанского кн. Ивана Ярославича. Возможно, И. также был убит в Орде или во время одного из походов монголов через путивльские земли на Литовское великое княжество . Почитание Упоминание И. в Любецком синодике как страстотерпца, убитого «за христианы», и чудотворца свидетельствует о местном почитании князя, сложившемся к 1-й четв. XV в. Старший сохранившийся список синодика (НКПИКЗ. 907) является частью помянника Введенской ц. Киево-Печерской лавры. Между тем в ранней редакции синодика Киево-Печерского мон-ря, известной по списку кон. XV в., нет поминаний черниговских князей XII - нач. XV в. Любецкий синодик мог быть прислан в Киево-Печерский мон-рь в сер. XVII в. тесно связанным с обителью черниговским и Новгород-Северским еп. Зосимой (Прокоповичем ; 1649-1656), по повелению которого в Елецком черниговском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре был написан Елецкий синодик, который содержит поминания правосл. архиереев, князей, бояр, шляхты и нек-рых мирян Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. (елецкий синодик не сохр., известен по его анализу в лит-ре). Т. о., в сер. XVII в. И. начали поминать не только в пределах Черниговской епархии, но и в Киеве. В XVIII-XIX вв. память о святом почти не прослеживается. Н. Д. Квашнин-Самарин писал во 2-й пол. XIX в. об И., что это было «лицо, видно очень известное в свое время, ныне же об нем, кажется, исчезла всякая память» ( Квашнин-Самарин. 1873. С. 222).

http://pravenc.ru/text/468969.html

При Дмитрии Иоанновиче Казань была уже не городком, а богатым городом. Жители, думая испугать Русское войско, посланное Дмитрием, выехали ему навстречу на верблюдах! Русские бросились на них так быстро и неустрашимо, что верблюды едва успели повернуться и побежать назад к городу. Два владетеля Болгарские Осан и Махмат-Солтан покорились великому князю и дали ему 2000 рублей, а на его воинов 3000 рублей и обязались и впредь быть данниками Московского князя. Дмитрий очень досадил Татарам покорением области, им принадлежавшей, но потом через два года, в 1378 году, он досадил им еще больше: он победил в Рязанской области, на берегах реки Вожи, их сильное войско, посланное Мамаем наказать дерзкого Русского князя. Эта первая с 1223 года одержанная над Татарами победа привела в ужасный гнев Мамая и показала ему, что Русские уже не те покорные рабы, какими были прежде. С нетерпением желал он отомстить храброму Дмитрию и, чтобы вернее сделать это, набрал страшное войско из Татар, Половцев, Турок, Черкесов, Яссов, Жидов Кавказских и Армян. Но всего этого войска казалось Мамаю недостаточно для усмирения Русских: он пригласил на помощь еще Литовского князя. Тогда Ольгерда уже не было на свете. Его наследником был его любимый сын, Ягайло, который начал свое правление тем, что убил дядю Кестутия и вынудил его сына, молодого Витовта, убежать в Пруссию. Мамай, слыша о таких злых делах Ягайлы, подумал: «Это будет мне славный помощник!» И не ошибся. Литовский князь обрадовался его предложению и условился с ним полностью разорить Русскую землю, сжечь все города, селения и христианские церкви. К этим двум безбожным врагам нашего Отечества присоединился еще и третий. Кажется, он был еще хуже их; верно, вы согласитесь с этим, милые читатели, когда узнаете, что он был Русский! Да, грустно говорить, но это был Рязанский князь Олег! Будучи жесток, хитер, лукав, он умел скрывать свои пороки и всегда показывал столько почтения и любви к великому князю, что добрый Дмитрий считал его своим истинным другом. И после этого он не постыдился изменить ему: сам предложил Мамаю и Ягайле свою помощь и тайно согласился их ждать на берегах Оки. Мамай обещал за это разделить между обоими своими союзниками завоеванное великое княжество. Эта награда была с самого начала причиной измены Олега; он думал, что соединенные Татарские и Литовские войска совсем разорят Русские княжества, и надеялся в это время не только сохранить свое, но даже увеличить его.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Панцирь («пансырь») является разновидностью кольчатого доспеха. Главным отличием панциря от кольчуги было то, что его кольца скреплялись не заклепкой, а клином, так что внутренняя сторона кольца получалась совершенно гладкой. Вес доспеха составляет около 7 кг. Подол и рукава по краю отделаны кольцами из медного сплава. Вероятно, это был не единственный доспех князя, но именно эту кольчугу князь носил последнее время перед кончиной, усмиряя свою плоть. Панцирь Олега Рязанского Впрочем, существует прозаичная современная версия, согласно которой этот панцирь выполнял роль бронежилета, который мог бы защитить князя от покушения со стороны московских князей, желавших получить контроль над Рязанью. Эта версия кажется маловероятной ввиду того, что современному неверующему человеку бывает трудно понять, что мотивацией верующего может быть отнюдь не корысть, не страх, не расчёт, а именно искренняя вера в Бога и осознание того, что однажды каждый предстанет на суд Христов. Князь Олег принимает монашеский постриг незадолго до своей кончины, и это было связано не с политикой, а с тем, что приблизилось время предстать перед Богом и дать отчет за свою земную жизнь. Более реальной представляется версия, что князь использовал этот панцирь вместо власяницы. В жизнеописаниях святых мы можем встретить подобные примеры, когда доспехи использовались именно в качестве вериг, которые носились постоянно или во время бдения. Почитание князя Олега в лике местночтимых рязанских святых сразу после его кончины не может не являться зримым свидетельством его духовно-нравственных качеств. Панцирь Олега Рязанского После смерти Олега Ивановича в 1402-м году «железная рубашка», как называли доспех паломники, длительное время хранилась на раке с его мощами в основанном им Солотчинском монастыре. Доспех почитался как святыня и являлся одной из главнейших достопримечательностей монастыря. Священник и краевед Рязанской губернии Николай Любомудров свидетельствует, что прикосновение к доспеху приносило почитателям Великого князя исцеление от различных недугов. Так, были зафиксированы случаи избавления от страсти пьянства и от женского бесплодия. После революции панцирь был передан в Рязанский краеведческий музей, и в настоящее время он экспонируется в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

http://pravoslavie.ru/147927.html

Незадолго до вступительных экзаменов мы с матерью пришли в ближайший действующий храм – Воскресения Словущего. Там находилась прекрасная икона «Взыскание погибших» (после пожара 1980 года остался ее список). И вот возле этого образа по совету матери я спросил благословения у бывшего там священнослужителя на поступление в МГИМО. И он, прежде расспросив меня, ответил: «Я тебя обеими руками благословляю». Так светская и духовная воли сошлись, я решил поступать и не ошибся. Я проработал в востоковедении 35 лет, занимался экономикой Восточной и Южной Азии в Министерстве внешней торговли и Институте востоковедения, защитил кандидатскую, докторскую, написал около 200 авторских листов. А в 2010 году выбрал всецелое церковное служение, которое совмещал с научным уже с 1994 года. – Будучи пастырем и экономистом, каким вы видите путь развития России? – Промысл Божий ведет нас путем, который не вмещается в прокрустово ложе разума. Христианство сочетает несочетаемое. Если человек принимает христианство, это усиливает иррациональную составляющую в его жизни. Но даже когда нам кажется что-то нереальным и невозможным, Господь все устраивает к нашему спасению. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Познай самого себя», цитируя Сократа. Мы изучаем все, что угодно, смотрим на разные страны, элиты, объективные и субъективные факторы, исследуем их, а Господь ведет нас к тому, чтобы мы глубже познали себя, увидели, что в нас хорошо, а что не очень. Когда мы станем меньше грешить, нам откроется многое о многом. Диплом с отличием Уляхина Что не простили царю Николаю Зарайск – Что вы помните из раннего детства? – Я родился в 1950 году в Зарайске, недалеко от Коломны. Это место вошло в историю Московского княжества еще в XIV веке. Захватив Рязань, Батый наступал на Москву. По дороге он «пронюхал» (сегодня здесь стоит село Пронюхлово), что у рязанского князя Георгия есть жена-красавица Евпраксия, и решил взять ее себе в наложницы. Татары ворвались в ее терем, а она, взяв малютку, сына Иоанна, бросилась вместе с ним с крыши вниз, прямо на копья татар – «заразилась», по-славянски «разбилась насмерть». В результате само место получило имя Заразск, потом Зарайск.

http://pravmir.ru/creative/protoierey-va...

Князь к князю обращаются: “брате”. Они – родные братья, братья-князья, братья в общечеловеческом, общехристианском смысле. Князь Петр идет “братися со змием”. Брались за грудки и боролись в Древней Руси – в единоборстве. И тут единоборство: благоверного князя Петра и “неприязненного” (т.е. никогда не могущего вызвать приязнь к себе) змея, но с христианским упованием на помощь Божию, а не на удаль молодецкую и меч-кладенец. Погибая, змей совершает последнюю свою козню: «окропи блаженнаго князя Петра кровию своею» (с.632). Окропляют святой водой – во исцеление души и тела. Во святом причастии принимают тело и кровь Христову – просфору и вино – во спасение души. В покаянном 50 псалме, в обращении к Богу, говорится: «окропиши мя иссопом, и очищуся…». Господь окропляет во очищение человеческого беззакония и во избавление “от кровей”. Змей “окропляет кровию” князя, и тело его “острупе”, появились язвы (уязвленное тело!), и «прииде на нь болезнь тяжка зело» (с.632). Кажется, змей уязвил тело князя, но не душу! Внешнее, мирское. Только ли? Князь стал искать “в своем одержании” (т.е. во своем владении ) помощи от подвластных ему врачей, но не для врачевания, а для исцеления (разница существенная!), и не нашел, хотя врачей и много было. Может быть, если бы искал лекаря для врачевания тела, то и нашел бы. Для исцеления души (а не только лечения тела) необходим был независимый врач, из другой земли, других пределов. Слухи доходили, что в Рязанской земле тоже много врачей. Но в данном случае, врач должен был быть свой, особый. Может быть, Господь и попустил, чтобы князь  “острупел” только для того, чтобы познакомиться с этим врачом. Разве при иных обстоятельствах могла бы произойти встреча муромского князя и рязанской девушки?   “Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Псалом 50). “От великой болезни” князь сам даже на коне немощен был сидеть и повелел везти его в Рязанские земли и искать врачей. Один из его отроков оказался в селе (т.е. в нем есть церковь) Ласково. И зайдя в один из домов, увидел “видение чюдно”: за ткацким станком сидела девица, а перед нею скакал заяц , создавая шум, чтобы  она не уснула от монотонной работы. Застигнутая врасплох , она сокрушенно произнесла: “Не хорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!” «Юноша же … не внят во умъ глаголъ тех» (с.634). Не взял в ум, не взял в толк слов девушки. Ни разумом не понял их, ни умом не постиг.

http://pravoslavie.ru/put/040928154026.h...

В XIII веке был погребен близ этой церкви св. Василий первый епископ Муромский, Переславский и Рязанский, которого мощи перенесены отсюда, 1592 июля 10, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, в новую Рязань, и почивают теперь в Рождественском Соборе; а на месте, где лежало его тело, воздвигнут, в 1836 году, рязанским купцом Пановым и другими усердствующими, чугунный пирамидальный памятник, местами позолоченный, с надписями, который и открыт 4 октября 1836 года. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, собор в уездном городе Зарайске существующий, как кажется, еще с XII века; нынешнее здание его сооружено в 1681 году. – В сем храме находится весьма древнего письма икона Николая Чудотворца, называемая Корсунскою, и принесенная сюда из Корсуня в 1198 году. Царь Василий Иоаннович Шуйский украсил этот образ, в 1610 году, дорогим золотым окладом и привесил небольшую золотую же дощечку, с надписью. В Соборной ризнице хранится много любопытных утварей, на пример: серебряный вызолоченный потир с готическими надписями на старом Немецком языке, вероятно, приобретенный в войну с лифляндцами; два блюда серебряные, лжица и копие, данные князем Федором Ивановичем Мстиславским; два блюдца серебряные, вклад князя Ивана Михайловича Хворостинина, 1569 года; ковш серебряный епископа Коломенского Варлаама, XVI века; водосвятная серебряная чаша, данная боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым, в 1594 году; крест напрестольный, украшенный жемчугом, и устроенный в 1623 году Рязанским архиепископом Антонием, и проч. В начале XVII века был при Николаевском соборе Протопопом Димитрий – известное в русской истории лицо, тем, что он укреплял патриотическими наставлениями князя Пожарского, осажденного в Зарайске; а потом был в числе послов от Земского Совета к избранному царю Михаилу Феодоровичу. Иоанна Предтечи, собор в уездном городе Зарайске; настоящее здание его построено в 1764 году. Первоначальное же основание собора многие относят к XIII веку. Тут есть древние гробницы, с неясными надписями от времени, под которыми, по преданию жителей, погребены: 1) Князь Феодор Юрьевич Рязанский, убитый Батыем; 2) супруга его Евпраксия и 3) малолетний сын, Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

480 Рязанский вел. князь Василий Иванович скончался 7 января 1483 г., оставив двух молодых сыновей Ивана и Феодора. Старшему с титулом великого достались Переяславль-Рязанский, Ростиславль и Пронск, младшему – Перевитск и старая Рязань. Отношения рязанских князей к московскому Ивану III определены особыми договорами и грамотами. Великий рязанский князь обязывался считать московского князя старшим братом и приравнивался к удельному московскому князю Андрею Васильевичу. С этого времени сократились пределы Рязанского княжества особенно на западе. Примыслы рязанских князей Венев, Тешилов, Ростовец с елецкими волостями остались за Москвой. На востоке в Мещере рязанский князь отступился от всего, что купили его предшественники, начиная с Олега Ивановича (Собр. Гос. Гр. и Дог. I, 115–116. Ист. ряз. кн. 216–217). 481 Д. Иловайский. Истор. Рязанского княжества, стр. 101–102, 244–264. Местность древнего Донкова в настоящее время называется старым городищем. Она находится в 20 верстах от нового Донкова, построенного в 1571 г., если только не раньше. 482 Там же, стр. 106–107: 147. Муром, древнейший стольный город далеко отстал от новой рязанской столицы; он со времени первых князей до 1350 г. стоял в запустении. В 1350 году князь Юрий Ярославич муромский возобновил свой отчинный город и поставил в нем княжеский двор. Следом за князем поставили дворы бояре, вельможи, купцы и черные люди; церкви были возобновлены и украшены иконами (Никонов. лет. III, 193–194). Чрез 5 лет об епископе Василие замечено «поставлен в Рязань и Муром» (там же, 206). Ср. Соловьев. Ист. России, I, IV, 1069. Впрочем, прежний стольный и кафедральный город Муром, кажется, долго не входил в официальный титул рязанских епископов. На Стоглаве Касьян назван рязанским и муромским. 485 Неволин. VI, 52. Прот. Г. В. Хитров. Истор.-статист. описание Тамбовской епархии, стр. 42. В Елатьме, в Бахаровом переулке был дом рязанского архиерея. Он стоял более полутораста лет и уничтожен в конце XVIII в. Архиереи там не жили. В пустой архиерейский дом поповский староста сажал виновных священнослужителей. Тут производились предварительные следствия; в случае надобности виноватых под конвоем отправляли на высший архиерейский суд в Переяславль-Рязанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Близ г. Костромы бестрепетно встретил он Георгия, но не хотел проливать крови христиан в междусобной брани, и послал к Георгию послов с предложением мира. «Если царь дал тебе великое княжение, говорил он через послов, поздравляю тебя; потому что и ты мне брат; но умоляю, не вступайся в мою отчину, которую я получил от своих прародителей, и которая составляет достояние детей моих. Вспомни, что ты христианин, и опасайся проливать напрасно кровь христианскую». Георгий уступил на этот раз миролюбивому предложению В. Князя уже и потому, что за Михаила стояла большая часть Князей Русских, а кроме того известна была и личная храбрость и неустрашимость сего Князя, с которым, при таких обстоятельствах дела, вступать в бой было бы небезопасно. Георгий согласился на мир, обещаясь прекратить враждебные действия; и Благоверный Князь Михаил благополучно отправился в свою отчину – Тверь и распустил войска (по другим известиям, он стал укреплять свою столицу-Тверь). Нападение Георгия на Тверские волости Георгий, подстрекаемый своими друзьями и Татарами, не мог оставить в покое Тверского Князя. Доставшееся хитростью и коварством для гордых властолюбцев кажется непрочным; и они силятся утвердить его новыми злодеяниями. Уступчивый Михаил не мог все-таки не быть опасным соперником в глазах властолюбивого Георгия, который хотел иметь его в совершенной своей власти или лишить жизни так же, как и несчастного Константина Романовича Рязанского. Георгий недолго ждал случая, чтобы с большей надеждой на успех напасть на великодушного соперника. Он привлек на свою сторону князей Суздальского и Городецкого, бывших союзников Князя Тверского. Подкрепленный войсками сих князей, и совокупив снова свои силы, Георгий прямо направился к Твери 45 и начал опустошать Тверские волости и города, со всемп ужасами и свирепством, к каким способны вожди Татарские 46 . Злодействуя, войска подступали уже к самой Волге, и уже готовились перебраться на другой берег, производя те же свирепства и опустошения. В то же время один из послов ханских Телебуга отправлен был в Новгород звать и Новгородцев присоединиться к союзным войскам Георгия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Солотчинский монастырь в Рязанском уезде. Солотчинский этот монастырь именуется по месту своего расположения около села Солотчи, на высокой горе, при впадении речки Солотчи в Оку. Местоположение монастыря очень красивое, особенно летом. Сквозь гущу деревьев соседнего леса блестит всеми цветами радуги река Солотча, и бархатным ковром кажется луговая зеленая долина Оки. To тут, то там блестят, как зеркала, озера и озерки, а прямо перед зрителем красуется на возвышенном берегу Оки Солотчинская обитель. О возникновении обители монастырские записи рассказывают следующее. Однажды случилось князю Рязанскому Олегу вместе с супругой своей Евфросинией быть на берегу речки Солотчи. Здесь они встретили двух отшельников – Василия и Евфимия, подвизавшихся в этом, тогда пустынном, месте. Эта встреча навела Олега на мысль построить на берегу Солотчи мужской монастырь. Свое намерение Олег привел в исполнение; он выстроил храм в честь Рождества Богородицы, а потом построил и кельи (1390 г.). Перед своей кончиной он постригся в иночество, приняв имя Иоакима. Останки его и супруги его Евфросинии покоятся в соборном храме. На гробнице Олега лежит его панцирь. В монастыре три церкви: в честь Рождества Богородицы (современная основанию монастыря; другая церковь , построенная, как и первая, князем Олегом, в честь Покрова Богородицы, находится ныне в развалинах), каменный пятипристольный храм и церковь над свв. вратами. В ризнице обители хранятся два старинных блюда – одно из них времен великого князя Василия Иоанновича, – серьги вел. кн. Евфросинии, супруги Олега, несколько старинных блюд, образ Свв. Бориса и Глеба, высеченный из камня, и др. старинные предметы. Управляет Солохчинской обителью архимандрит. Спасский мона стырь Рязанском уезде. Этот монастырь находится вблизи города Рязани. По преданию, он основан в конце XIII или в начале XIV века, но точно определить года нельзя. Исторические, положительные сведения об этой обители восходят только к половине XV столетия. В настоящее время монастырь этот зачислен во второй класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

304. Андрей Владимирович, князь радонежский, младший из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровского-серпуховского 52), от брака с Еленой Ольгердовной, в иночестве Евпраксией, княжной литовской 758), внукой Гедиминовой. – О времени и месте его рождения сведений нет; упоминается, как один из «детей менших», в договорной грамоте своего отца с Василием Дмитриевичем, великим князем московским 45), при заключении которой отец я три старшие брата Андреевы целовали крест, около 1405 г.; по смерти отца, в силу его духовной, наследовал: город Радонеж, с 42 рубл. «дани» (дохода); пол-города .Углича, с половиной 105-рублевой дани; пятую часть отцовой «трети», в Москве, с четвертью его большого двора и третью Чичакова сада,там же; да 14 разных волостей, сел и деревень, в 1410 г.; ум. в Москве, от язвы, осенью 1426 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат на дочери боярина Ивана Дмитриевича Глебовича-Всеволожа, неизвестной по имени, в приданое за которою получил исторически знаменитый пояс, переданый в приданое же и его (кажется, единственной) дочери, также неизвестной по имени, вышедшей за Василия Юрьевича (Георгиевича) Косого, князя звенигородского 496). – Примечание. Князь Андрей Владимирович радонежский, всеми писателями смешивается почему-то с своим братом Семеном, в иночестве Саввой ), погребенным в Троице-Сергиевой лавре. 305. Андрей Владимирович 305. Андрей Владимирович, князь угличский, старший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Константиновича, князя угличского 548), от брака, но некоторым сказаниям, с Надеждой Ингваревной, княжной рязанской, в иночестве Евдокией ). – Род. в Угличе, около 1238 г.; ум. там же, в 1261 г. –Тело его погребено в угличском Спасо-Преображенском соборе. – Был женат на Устинье, известной только по имени ), но потомства не оставил. 306. Андрей Володшич 306. Андрей Володшич (Володаревич или Владимирович), князь полоцкий, младший из двух сыновей Володши Васильковича (Володаря или Владимира Васильевича), князя полоцкого 569), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, сообщая, что он, с другими князьями полоцкими, приходил к Друцку, помогать Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому ), ополчившемуся на Ростиславичей смоленских, в 1180 г. – Никаких других сведений о нем нет.–Потомства его, в родословных, не видно. 307. Андрей Всеволодович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010