сост. Александр Ратшин Рязанской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Рязани; состоит под управлением архимандрита, который есть и ректор Рязанской семинарии. Время построения сего монастыря неизвестно; впрочем, в половине XV века он уже существовал. В нем две церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) Богоявления Господня, с приделами Покрова Богородицы и Иоанна Богослова. СОЛОТЧИНСКИЙ, муж. 2 класса, в 18 верстах от Рязани, при впадении реки Солотчи в Оку; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1390 году славным владетелем Рязанским, князем Олегом, сыном Иоанна Коротопола, врагом Донского и Москвы. Сей князь принял тут иноческий сан; тело его, вместе с супругою, Евпраксиею, было погребено прежде в Покровской церкви, находившейся близ монастыря, на берегу Солотчи; а оттуда, в начале XIX века, останки их перенесены сюда в склеп, под соборною церковью, где также хранятся отломки каменных их гробов и кольчуга князя Олега. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы вверху Сошествия Св. Духа, а внизу Преподобного Онуфрия; 2) Покрова Богородицы, и 3) Иоанна Предтечи, над св. вратами, в которой находится древняя икона св. Алексия Митрополита. Был еще здесь храм, в недавнем времени за ветхостью сломанный, существовавший, кажется, с XIV века, во имя св. Митрополита Алексия, и бывший в 1645 году трапезным, как о том было означено в древней надписи, в стене; при этом храме находились старинные Княжеские покои, которые, судя но зодчеству, могли быть построены во времена Олега. В числе редкостей, хранящихся в здешней ризнице, находится весьма древний образ св. князей Бориса и Глеба, иссеченный из камня. ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, близ Рязани; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет; известно только, что она в 1685 году была возобновлена Стольником Вердеревским. Здесь две церкви, из коих соборная, древнего построения, во имя Живоначальной Троицы, с приделом Сергия Радонежского; а другая сооружена архимандритом Мельхиседеком около 1815 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На богослужении присутствовали заместитель председателя правительства Рязанской области Т.Н. Панфилова, глава администрации г. Скопина Т.В. Мастюкова, представители районной администрации, члены делегации Рязанской митрополии, духовенство г. Москвы. По окончании литургии Патриарх Кирилл напутствовал епископа Владимира на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Патриарх Кирилл прочитал молитвы ко святителю Филарету у раки с его честными мощами. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом и наградил архипастырей и клириков, которые отмечают в 2011 году юбилейные и памятные даты. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения, 25-летием служения в священном сане и 20-летием архиерейской хиротонии архиепископ Курганский и Шадринский Константин был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения епископ Красногорский Иринарх был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Также Патриарх Кирилл поздравил секретаря Московской городской епархии протоиерея Владимира Дивакова с 20-летием трудов в Московской Патриархии и вручил памятный крест. Во внимание к уникальному вкладу в богослужебную жизнь Москвы, Санкт-Петербурга и всей Русской Православной Церкви, в связи с 85-летием со дня рождения архидиакон Андрей Мазур был удостоен высшего ордена Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Николай Бердяев – нефилософ, христианский анархист, пророк от метафизики? Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

При Дмитрии Иоанновиче Казань была уже не городком, а богатым городом. Жители, думая испугать Русское войско, посланное Дмитрием, выехали ему навстречу на верблюдах! Русские бросились на них так быстро и неустрашимо, что верблюды едва успели повернуться и побежать назад к городу. Два владетеля Болгарские Осан и Махмат-Солтан покорились великому князю и дали ему 2000 рублей, а на его воинов 3000 рублей и обязались и впредь быть данниками Московского князя. Дмитрий очень досадил Татарам покорением области, им принадлежавшей, но потом через два года, в 1378 году, он досадил им еще больше: он победил в Рязанской области, на берегах реки Вожи, их сильное войско, посланное Мамаем наказать дерзкого Русского князя. Эта первая с 1223 года одержанная над Татарами победа привела в ужасный гнев Мамая и показала ему, что Русские уже не те покорные рабы, какими были прежде. С нетерпением желал он отомстить храброму Дмитрию и, чтобы вернее сделать это, набрал страшное войско из Татар, Половцев, Турок, Черкесов, Яссов, Жидов Кавказских и Армян. Но всего этого войска казалось Мамаю недостаточно для усмирения Русских: он пригласил на помощь еще Литовского князя. Тогда Ольгерда уже не было на свете. Его наследником был его любимый сын, Ягайло, который начал свое правление тем, что убил дядю Кестутия и вынудил его сына, молодого Витовта, убежать в Пруссию. Мамай, слыша о таких злых делах Ягайлы, подумал: «Это будет мне славный помощник!» И не ошибся. Литовский князь обрадовался его предложению и условился с ним полностью разорить Русскую землю, сжечь все города, селения и христианские церкви. К этим двум безбожным врагам нашего Отечества присоединился еще и третий. Кажется, он был еще хуже их; верно, вы согласитесь с этим, милые читатели, когда узнаете, что он был Русский! Да, грустно говорить, но это был Рязанский князь Олег! Будучи жесток, хитер, лукав, он умел скрывать свои пороки и всегда показывал столько почтения и любви к великому князю, что добрый Дмитрий считал его своим истинным другом. И после этого он не постыдился изменить ему: сам предложил Мамаю и Ягайле свою помощь и тайно согласился их ждать на берегах Оки. Мамай обещал за это разделить между обоими своими союзниками завоеванное великое княжество. Эта награда была с самого начала причиной измены Олега; он думал, что соединенные Татарские и Литовские войска совсем разорят Русские княжества, и надеялся в это время не только сохранить свое, но даже увеличить его.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

- Даже сейчас кажется чудом, что Россия вернула Крым без боев и жертв, - что же говорить о временах, когда сила оружия была главным средством в решении территориальных проблем. Как же тогда удавалось побеждать миротворцу? - Святой князь на практике показал, что милосердие и молитва могут быть сильнее неправды и насилия. Как говорится в его житии, «имел он правителем над страстями своими разум, поставляя единственным правилом всех своих деяний евангельские заповеди и предписуемые ими добродетели». Чаще всего он предпочитал не воевать, а находить согласие, многое решал переговорами. Но мог и за оружие взяться для умиротворения враждующих. Так, в 1295 году он решительно выступил с войском навстречу брату, князю Андрею, который привел с собой чужеземцев. И после противостояния удалось решить дело миром. А, например, в 1300 году, предупреждая вторжение рязанского князя Константина с татарским войском, князь Даниил пошел ему навстречу, разбил противника. Но и тут проявил миролюбие. Взяв в плен князя Константина, содержал его в Москве с почестями, как гостя, пока не был заключен мир. Так вот, расширение владений князя Даниила становилось результатом не агрессии, а любви, как ни странно это звучит. Все видели, как он любит свой народ, как много жертвует пострадавшим. И его за это любили. Когда умирал бездетный племянник Иоанн Димитриевич, князь Переяславля, то передал свое княжество не по старшинству родства, как тогда полагалось, а именно своему любимому дяде Даниилу. Беспрецедентный по тем временам случай! Старшие попытались вмешаться, но тщетно. Ведь и жители Переяславля желали видеть своим князем Даниила. Присоединение этих земель сделало Московское княжество прообразом будущего объединенного государства. А князь Даниил стал фактически основателем Москвы как центра русских земель, не зря в истории за ним закрепилось имя хозяина Москвы. - Почему же такая яркая и важная для нашей истории фигура надолго ушла в тень? - Он был канонизирован русской церковью в 1652 году. А в советские годы святость оказалась под запретом. Роль церкви в истории государства всячески замалчивалась, искажалась. Покушением на идеологические основы считалось бы, например, поставить памятник святому в центре столицы атеистического государства, как этого, конечно, заслуживает князь Даниил. И учебники о нем молчали. Но всему приходит свое время. Вот и наша работа - это первая серьезная попытка воссоздать на экране образ великого исторического деятеля и святого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В духовной грамоте Ивана Ивановича «отъменьныя места Рязаньская» упоминаются без конкретизации. Они названы в договоре Дмитрия Донского с Олегом Рязанским (1381). Здесь же упомянуты и бывшие московские владения («что доселе потягло к Москве») на правом берегу Оки, из чего следует, что именно на них были обменены («отъменьныя» – значит обмененные) левобережные территории. К этим последним отнесены Новый Городок (в устье Протвы), Лужа, Верея, Боровск, а к бывшим московским владениям за Окой – Лопасня, уезд Мстиславль, Жадень городок, Жадемль, Дубок, Броднич; согласно тексту грамоты, эти земли были уступлены тарусскими князьями Федору Святославичу 420 . Федор Святославич – это князь вяземский и дорогобужский, бывший в 1345–1346 гг. тестем Семена Ивановича, покинувший свое княжение, ушедший на службу к великому князю и получивший от него Волок 421 . Очевидно, что получить от тарусских князей указанные территории Федор мог только в бытность свою владетельным князем. После его ухода на службу к Семену контроль над этими землями перешел к великому князю и они были обменены на рязанские территории на Левобережье. Хотя не все указанные в грамоте 1381 г. заокские территориальные единицы локализуются с уверенностью 422 , не вызывает сомнений, что земли, полученные московскими князьями в обмен на них на левом берегу Оки, были во всех отношениях значительнее. Следовательно, обмен был неравноценным, по сути дела являлся уступкой рязанских князей Семену и его братьям. Чем могла быть вызвана такая уступка? Поскольку поездки Семена и его братьев были связаны со смертью рязанских Александровичей, наиболее вероятным кажется, что Анна Даниловна, которой принадлежала часть заокских рязанских земель, была женой их отца Александра Михайловича Пронского, убитого зимой 1339–1340 г. Иваном Коротополом 423 . Такое предположение хорошо укладывается в контекст отношений Даниила Александровича с рязанскими князьями (см. гл. 1). В результате вмешательства Даниила в 1300 г. в рязанские дела на стороне пронских Ярославичей в Переяславле-Рязанском вокняжился Михаил Ярославич; союз Даниила и Михаила мог быть тогда скреплен браком их детей. Подобно тому, как платой Даниилу за помощь против Константина Романовича Рязанского стала Коломна, так платой Семену за помощь против Ивана Ивановича Коротопола могла стать договоренность об обмене заокских владений Рязани, включавших удел тетки великого князя – матери Ярослава и Василия Александровичей – по смерти этих князей на менее значительные земли, входившие в состав Московского княжества 424 . Возможно, при жизни Александровичи управляли двумя частями этого удела, чем и была вызвана двукратность обращения в Орду для утверждения перехода «мест Рязанских» к Москве – после смерти каждого из них 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в ходе работы передо мной постепенно открывалась вневременная суть, выраженная в разных изображениях Александра Невского за последнее полутысячелетие. В их совокупности проявился цельный образ святого. Думаю, в этом находит подтверждение способность искусства своевременно свидетельствовать обществу о самом главном, непреходящем. Сейчас иконография святого Александра Невского представляется мне живой многоголосной проповедью, развернутой в веках для того чтобы доступными, зримыми образами связать прошлое и будущее общества в актуальном настоящем. — Вы подробно разбираете четыре иконографических типа святого благоверного князя Александра Невского, скрупулезно анализируя их вариативность. Как вам кажется, есть ли еще среди святых Русской Церкви кто-то, столь же широко представленный в иконографии? — Иконографические образы Александра Невского с 1380 года, когда святой был прославлен для местного почитания во Владимирской епархии, и до наших дней невероятно разно­образны. Каждая из четырех глав книги посвящена одному из соответствующих типов — преподобническому, изображающему святого как схимника, княжескому, императорскому (пет­ровскому) и воинскому. Вероятнее всего, при более детальном исследовании и углублении этой классификации можно будет выявить еще какие-то переходные или промежуточные иконографические типы. Для Русской Церкви этот пример, несомненно, уникален. Как и для всей Вселенской Церкви. Если, разумеется, не принимать во внимание многочисленные иконы Божией Матери и образы Господа Иисуса Христа (но эти примеры, как мы понимаем, стоят все же особняком), с подобной широтой иконо­графического спектра может сравниться, пожалуй, разве что Иоанн Богослов (изображаемый, как известно, юношей или старцем, иногда работающим над книгой Откровения вместе с учеником Прохором, а также в виде Сокола — тетраморфного символа последних времен). Иконография святых князей Древней Руси — Игоря Черниговского, Петра Муромского, Даниила Московского, Олега Рязанского, завершивших земную жизнь в монашеском постриге, обычно включает в себя два варианта, трактующих их образ согласно или с княжеским, или с монашеским статусом. Как в том, так и в другом случае художественная характеристика предельно лаконично отражает конкретный социальный статус, в зависимости от проповеднического контекста акцентируя внимание на разных духовных подвигах.

http://patriarchia.ru/db/text/5831134.ht...

Правление И. в Путивльском княжестве пришлось на период усиления власти над землями Руси Золотой Орды, которой управлял хан Узбек (1313-1341). Это время характеризуется нек-рой стабилизацией экономической жизни на юге Руси, возрождением ряда городов (опустевших в XIII в. в результате установления монг. ига). Активная деятельность древнерус. населения в Путивле в XIV-XV вв. подтверждается находками здесь предметов материальной культуры этого времени ( Тупик С. В. К вопросу о музеефикации детинца древнерус. Путивля//Средневековый город Юго-Вост. Руси: предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура: Мат-лы междунар. науч. конф. Курск, 2009. С. 133). Желая вовремя получать «выход» и «царевы запросы», Узбек неоднократно прибегал к репрессиям в отношении правителей подчиненных народов вплоть до казней. Запись о кончине И. в Любецком синодике помещена рядом с записью о казни в Орде по приказу Узбека в 1327 г. рязанского кн. Ивана Ярославича. Возможно, И. также был убит в Орде или во время одного из походов монголов через путивльские земли на Литовское великое княжество . Почитание Упоминание И. в Любецком синодике как страстотерпца, убитого «за христианы», и чудотворца свидетельствует о местном почитании князя, сложившемся к 1-й четв. XV в. Старший сохранившийся список синодика (НКПИКЗ. 907) является частью помянника Введенской ц. Киево-Печерской лавры. Между тем в ранней редакции синодика Киево-Печерского мон-ря, известной по списку кон. XV в., нет поминаний черниговских князей XII - нач. XV в. Любецкий синодик мог быть прислан в Киево-Печерский мон-рь в сер. XVII в. тесно связанным с обителью черниговским и Новгород-Северским еп. Зосимой (Прокоповичем ; 1649-1656), по повелению которого в Елецком черниговском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре был написан Елецкий синодик, который содержит поминания правосл. архиереев, князей, бояр, шляхты и нек-рых мирян Киевской и Чернигово-Северской земель X - нач. XVII в. (елецкий синодик не сохр., известен по его анализу в лит-ре). Т. о., в сер. XVII в. И. начали поминать не только в пределах Черниговской епархии, но и в Киеве. В XVIII-XIX вв. память о святом почти не прослеживается. Н. Д. Квашнин-Самарин писал во 2-й пол. XIX в. об И., что это было «лицо, видно очень известное в свое время, ныне же об нем, кажется, исчезла всякая память» ( Квашнин-Самарин. 1873. С. 222).

http://pravenc.ru/text/468969.html

Во время нашествия крымцев в 1591 году, князь Черкасский был послан к Туле первым воеводою передового полку. С 1592 по 1599 год он нес службу на берегу против крымских и ногайских татар, то первым воеводой левой руки, то вторым воеводой большого полку, то вторым воеводой передового полку, то воеводой большого полку. Изредка имя его попадается в это время и среди участников придворных торжеств на Москве: 22-го мая 1597 года на приеме цесарского посла бургграфа Авраама Донавского он стоял вместе с другими дворянами в Золотой Грановитой палате. С осени 1599 года до начала 1602 года князь Василий Корданукович был отпущен к Москве; 19-го августа 1599 года он был у Государя на обеде в честь шведского королевича Густава; 18-го октября 1601 года был в ответе с датским послом, а с апреля до осени 1602 года и в 1603 году находился в Мценске воеводою большого полку. 28-го же сентября 1602 года встречал вместе с другими боярами датского королевича Иоганна, во время торжественного приема у царя. 1-го сентября 1604 года Государь назначил князя воеводою в Смоленск, где он упоминается на службе и в феврале 1605 года. Царь Борис пожаловал князю Василию Кордануковичу в 1600 году село Песочню, Рязанского уезда, может быть, еще за то, что в 1598 году князь своим участием в соборе, призывавшем Годунова на царство, доказал ему свою преданность. Где был князь во время кратковременного правления и ужасной смерти царя Федора Борисовича, неизвестно. Лжедимитрий I в своем проекте государственной рады, 1605 года, определил князю место в светском совете, среди первого класса бояр. По-видимому, князь был одним из деятельных сторонников Самозванца: сохранилось известие, что в 1606 году по государеву, царскому и великого князя Димитрия Ивановича указу «боярин князь Василий Корданукович, да князь Андрей Васильевич Хилков да дьяк Иван Тимофеев верстали на Туле царским жалованьем, поместными оклады и деньгами, епифанцев, детей боярских и новиков служилых и неслужилых». Кажется, что вступление на престол царя Василия Щуйского заставило князя Черкасского оставить службу и удалиться из Москвы в свои поместья, так как в 1607 году имя его упоминается среди имен других бояр, взятых при самозванце Петрушке по разным городам и убитых его приверженцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Запись о кончине князя Иоанна Путильского в Любецком синодике помещена рядом с записью о казни в Орде по приказу Узбека в 1327 году рязанского кн. Ивана Ярославича . Возможно, Иоанн Путивльский также был убит в Орде или во время одного из походов монголов через путивльские земли на Литовское великое княжество. Почитание Упоминание Иоанна Путивльского в Любецком синодике как страстотерпца, убитого " за христианы " , и чудотворца свидетельствует о местном почитании князя, сложившемся к первой четверти XV века. Старший сохранившийся список синодика (НКПИКЗ. 907) является частью помянника Введенской церкви Киево-Печерской лавры . Между тем в ранней редакции синодика Киево-Печерского монастыря, известной по списку конца XV века, нет поминаний черниговских князей XII - начала XV века. Любецкий синодик мог быть прислан в Киево-Печерский монастырь в середине XVII века тесно связанным с обителью черниговским и Новгород-Северским еп. Зосимой (Прокоповичем) (1649-1656), по повелению которого в Елецком черниговском Успенском монастыре был написан Елецкий синодик, который содержит поминания православных архиереев, князей, бояр, шляхты и некоторых мирян Киевской и Чернигово-Северской земель X - начала XVII века (елецкий синодик не сохранился, известен по его анализу в литературе). Таким образом, в середине XVII века Иоанна Путивльского  начали поминать не только в пределах Черниговской епархии, но и в Киеве. В XVIII-XIX веках память о святом почти не прослеживается. Н. Д. Квашнин-Самарин писал во второй половине XIX века об Иоанне Путивльском, что это было " лицо, видно очень известное в свое время, ныне же об нем, кажется, исчезла всякая память " . Канонизацией Иоанна Путивльского следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших , состав которого был определен в середине 1970-х годов, в ходе подготовки к изданию Русской Церковью богослужебных Миней . 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение об установлении отдельной памяти Иоанна Путивльского - под 20 сентября . 27 июня 2009 года в Спасо-Преображенском храме Путивля митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении многих архиереев и священнослужителей совершил литургию, после которой было объявлено о решении украинского Синода и прочитано Житие Иоанна Путивльского, составленное путивльским прот. Александром Чурочкиным. После окончания литургии в центр храма была вынесена икона св. князя, которой митр. Владимир благословил молящихся.

http://drevo-info.ru/articles/13679898.h...

В 1300 году у Переяславля-Рязанского русские дружины под командованием князя Даниила одержали первую победу над татаро-монголами. Даниил Московский особо заботился об устроении в своем уделе монастырей и храмов. Весь жизненный путь святого свидетельствовал о нераздельности государственного служения и личной веры. Не позднее 1282 года на правом берегу Москвы-реки князь основал первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника, ныне именующийся Свято-Даниловой обителью. Князь Даниил был похоронен в этом монастыре, и в монастырских соборах хранятся мощи святого. На кладбище Данилова монастыря были похоронены Гоголь, Языков, Перов, Рубинштейн и многие другие выдающиеся деятели культуры. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Выставка «Свидетели единства: общие христианские святые» Все » Статьи Две церкви в селе полярного летчика Молокова Сидоровское – подмосковная родина профессора Петра Казанского Армения: специалисты изучают никогда не выставлявшееся ранее рукописное Евангелие XIV века Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010