Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Виноградов, прот. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Иванович Виноградов (21.04.1876, г. Дмитров Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Род. в семье диакона. В 1891 г. окончил Дмитровское ДУ, в 1897 г.- Вифанскую ДС со званием студента. 16 февр. 1898 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) был назначен на должность надзирателя за воспитанниками Вифанской ДС, 4 нояб. 1898 г. определен учителем образцовой школы при этой семинарии. 5 июля 1901 г. еп. бывш. Архангельским Нафанаилом (Соборовым), управляющим московским Спасо-Андрониковым монастырем, рукоположен во иерея к Покровской ц. на Городне с. Покровского Московского у. Состоял законоучителем земской школы в дер. Покровской в Выселках и одноклассной школы Мин-ва народного просвещения на ст. Бирюлёво Рязанско-Уральской железной дороги (1903-1904). В 1907 г. Н. поступил в МДА, которую окончил в 1911 г. с присвоением ученого звания кандидата богословия за соч. «Книга пророка Аггея: Исагогико-экзегетическое исследование» (работе была присуждена премия проф. И. Н. Корсунского). 1 дек. 1914 г. за свое значительно переработанное кандидатское сочинение Н. был удостоен Советом МДА ученого звания магистра богословия и 10 марта 1915 г. награжден премией Курского еп. Михаила (Лузина) . Н. был автором неск. научно-богословских статей и брошюр. С 3 нояб. 1911 г. служил инспектором классов и законоучителем Костромского епархиального женского уч-ща. 1 янв. 1913 г. он был переведен на должность законоучителя Московского женского Александровского ин-та, также стал священником домового институтского храма во имя св. кн. Александра Невского. Состоял секретарем педагогической и воспитательной конференций (с 1 сент. 1914) и членом Совета Александровского ин-та (с 7 мая 1917). Одновременно являлся лектором Свящ. Писания на Московских пастырских курсах, руководимых прот. сщмч. Иоанном Восторговым . Также был законоучителем 1-го Мариино-Слободского городского женского уч-ща (с 1 сент. 1913), старших классов жен. гимназии Л. О. Вяземской (с 17 сент. 1917), 1-го педагогического Московского (женского) уч-ща ордена св. Екатерины (с 8 февр. 1918).

http://pravenc.ru/text/2565680.html

На дальнейшем пути наш странник посетил случайно Николаевский Рыхловский мон. (черниговской еп.), где после был настоятелем. «Ехал я, рассказывает Мельхиседек, мимо большаго леса и думал про себя: так ли еду? Настигает меня, на паре отличных лошадей, благовидный старец с юношей. Келейник мой, подойдя к нему, разспрашивал о дороге и услыхал от него: «поезжайте, я укажу вам, куда своротить». Возвратясь, келейник заметил мне с улыбкой: «старец похож на Николая Чудотворца»! Чрез несколько минут, указывая на дорогу, просеченную в лесу, таинственный старец молвил: «поезжайте здесь, вы скоро найдете Николаевский мон. Помолясь, отдохните там. Игумен примет вас ласково и даст проводника». Сказав это, он быстро двинулся вперед, а мы стояли в раздумье, не зная на что решиться, ехать ли в монастырь или поискать другой дороги. До сего времени я и не слыхал, что тут поблизости обитель. Не располагаясь быть в ней, – ибо и без того наш путь продолжителен, – я хотел снова спросить о дороге, но старец уже скрылся из глаз поворотом ли в лес, или иначе как, право не знаю. Уж в самом деле, не угодник ли Христов являлся нам?... Велев ямщику своротить в лес, я скоро узрел пустынный монастырь и, по приезде в оный, счел первым долгом приложиться к чудотворной иконе святителя Николая 33 . Игумен Амвросий принял меня весьма радушно и для показания дороги дал проводника. В конце июня того же (1811) года преосв. Феофилакт возвратился в свою епархию для обозрения и устройства епархиальных дел. Он вызвал Мельхиседека в Рязань, чтобы оставить при себе. Тот, напротив, желал поселиться в какой-нибудь пустынной обители, но архипастырь возразил: «ты полезен для занятия должностей, и пойдешь вперед, по примеру симоновскаго архимандрита Герасима» 34 . В августе месяце, по увольнении его из орловской еп., он был назначен экономом рязанско-архиерейского дома и членом дух. консистории, а 12 ноября определен строителем Петропавловской пустыни, с оставлением в прежних должностях. В 1812 году, на случай опасности от французов, ему поручено было приготовить к отправлению, вероятно в Вологду, все сокровища архиерейского дома, монастырей и соборных церквей в Рязани, но гроза миновала этот город.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

17. Буддийский храм (Приморский проспект, 91) построен для нужд открытой в Санкт-Петербурге в 1901 г. миссии далай-ламы Тибета и буддийской общины города (Санкт-Петербург. Энциклопедия. Изд. 2. СПб.; М., 2006. С. 116; Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2005. С. 619). 18. Константин Михайлович Сомов (1848–1910-е гг.), брат бабушки мемуаристки Веры Михайловны Картавцевой, урожденной Сомовой. 19. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии. Основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского в 12 км от Оптиной пустыни, в 20 верстах от уездного города на реке Выссе. Закрыта в начале 1920-х гг., возобновлена в 1990 г.Оптина Введенская пустынь, близ г. Козельска Калужской губ., основана в XV в. или ранее, упразднена в 1724 г., восстановлена в 1726 г., закрыта в в 1918 г., восстановлена в 1987 г.; в XIX в. являлась центром особой практики духовного наставничества в Русской Церкви — старчества. 20. Станислав (Антон) Ильич Раковский, в 1909–1910 гг. белевский уездный врач (Памятная книжка Тульской губернии на 1909 г. Отд. 2. Тула, 1909. С. 128, 129; Памятная книжка Тульской губернии на 1910 г. Отд. 2. Тула 1910. С. 123, 124). 21. Станция Веженка в начале XX в. Рязанско-Уральской железной дороги по направлению Смоленск — Богоявленск. В настоящее время разъезд в Белевском районе Тульской области. 22. В октябре 1916 г. Святейший Синод постановил послать архимандрита Петра для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию, но поездка не состоялась. О. Петр был направлен на фронт проповедником, где пробыл до Февральской революции 1917 г., хатем приехал в Москву, в Белев он не вернулся. 23. Евдоким (Мещерский; 1 апреля 1869 г.— 22 октября 1935 г.), с 1 августа 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии, в 1912 г. временно управлял Тульской епархией, с 29 июля 1914 г. архиепископ Алеутский и Северо-Американский, с 1918 г. архиепископ Нижегородский, 16 августа 1922 г. уклонился в обновленчество (Обновленческий раскол. М., 2002. С. 746–750; История иерархии Русской Православной Церкви. С. 501, 502).

http://pravoslavie.ru/36921.html

Точнее было так: в Шамордине Толстой захворал. 30-го вечером сюда приехали его дочь Александра Львовна с В.М. Феоктистовым и доктор Душан Маковицкий. Перед рассветом в ту же ночь они увезли графа в Козельск, посадили в поезд и отправились в Москву, но графу стало так плохо, что уже вблизи Москвы им пришлось сойти с поезда на станции Астапово. Начальник станции, лютеранин И.И. Озолин, уступил Толстому и его спутникам несколько комнат в своем доме, находившемся недалеко от платформы. Граф едва дошел до постели... В доме не было ни одной иконы. «4-го сего месяца, утром, – писал скитской летописец 5 ноября, – получена телеграмма преосвященного Калужского о назначении по распоряжению Синода бывшему скитоначальнику иеромонаху Иосифу ехать на станцию Астапово Рязанско-Уральской железной дороги к заболевшему в пути графу Льву Толстому для предложения ему духовной беседы и религиозного утешения в целях примирения с Церковью. На сие отвечено телеграммою, что отец Иосиф болен и на воздух не выходит, но за послушание ехать решился. При сем настоятелем Оптинским испрашивалось разрешение вследствие затруднения для отца Иосифа ехать по назначению заменить его отцом игуменом Варсонофием. На это последовал ответ епископа Вениамина, что Святейший Синод сие разрешил. Затем отцом настоятелем телеграммою запрошено у преосвященного, достаточно ли в случае раскаяния Толстого присоединить его к Церкви чрез Таинства Покаяния и Святого Причащения, на что получен ответ, что посланное для беседы с Толстым лицо имеет донести преосвященному Калужскому о результате сей беседы, чтобы епископ мог о дальнейшем снестись с Синодом. Вечером 4-го же числа от старца отца Иосифа было телеграммою спрошено у начальника станции Астапово, там ли Толстой, можно ли его застать 5-го числа вечером и если выехать, то куда. На это получен ответ, что семья Толстого просит не выезжать. Однако утром сего числа отец игумен Варсонофий, во исполнение синодального распоряжения, выехал к графу Толстому в Астапово» 467 . Незадолго перед этим отец Варсонофий сказал Нилусу: «Великий старец Амвросий говорил той же Марье Николаевне в ответ на скорбь ее о брате: “У Бога милости много: Он, может быть, и твоего брата простит. Но для этого ему нужно покаяться и покаяние свое принести перед целым светом. Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен”. Но когда говорят о милости Божией люди, то о правосудии Его забывают, а между тем Бог не только милостив, но и правосуден. Подумайте только: Сына Своего Единородного, возлюбленного Сына Своего, на крестную смерть от руки твари, во исполнение правосудия, отдал! Ведь тайне этой преславной и предивной не только земнородные дивятся, но и все воинство небесное постичь глубины этого правосудия и соединенной с ним любви и милости не может... Но страшно впасть в руце Бога Живаго!» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книга состоит из семи глав. Глава первая посвящена общему обзору истории монастыря, и начинается она с описания его местоположения. Приведу его полностью, чтобы дать читателю почувствовать и, может быть, даже полюбить тот особый язык, которым написаны все сочинения Благово на историческую тему. «Николаевский Угрешский мужской 3-го класса общежительный монастырь на левом берегу Москвы-реки, к юго-востоку от столицы, находится ныне между двумя чертами железных дорог: южной – Феодосиевской и Рязанско-Козловской, расстоянием от Царицынской станции – в 10, от Люберецкой – в 6, от Москвы же, по прямой конной дороге, в 15 верстах, почти безразлично, как от Спасской, так и от Покровской заставы. Местоположение монастыря живописное: в полуверсте от Москвы-реки, орошающей обширную долину, он красуется на небольшой площадке, окруженной скатами гор, обрывистыми оврагами, зеленеющими холмами, многочисленными селами и деревнями. С южной стороны за долиною, по которой извивается Москва-река, на возвышенном холме в густой зелени тенистой рощи разросшегося сада виднеются церковь и строения села Остров, древней родовой вотчины великих князей, не раз упоминаемой в их духовных грамотах. Далее на далеком небосклоне лежит белою полосою село Ориненское, существовавшее уже во времена Калиты; на востоке на высоком холме из-за березовой рощи проглядывает село Петровское – ныне достояние семейства Чернышевых. Левее на востоке и к северу тянутся горы и холмы, по которым здесь и там селения: Гремячево, Кишкино, Денисьево – когда-то собственность монастыря (имевшего в Островецком стану и в Капотненском около 2000 душ крестьян в трех селах и тринадцати деревнях и приселках, жалованных, вероятно, московскими великими князьями или царями и жертвованных на помин души в доме святителя Николая благочестивыми боярами по духовным грамотам и отписным записям). Наконец, на севере и западе отчасти выглядывает между холмами село Капотненское, в синей дали – село Беседы со своей изящною древнею церковью и деревни Дроздово и Слобода, раскинувшиеся у окраин оврага со своими зеленеющими пустырями, огородами и садами».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Душа старца устремлялась к небу но его здоровье, и всегда слабое, к началу 1910 года сильно пошатнулось. Он часто терпел недомогания, а 10 июля слег после всенощного бдения в сильном жару. Утром пришел оптинский врач иеромонах Пантелеймон. Больному стало совсем плохо, у него появилось такое чувство, что он умрет. Пришли настоятель монастыря архимандрит Ксенофонт и с ним отцы Феодосии и Нектарий. «Отец Феодосии, – вспоминал старец, – говорил, что замечал у меня уже недели три опухоль на лице, и поэтому сразу предложил мне схиму… Я сказал: “Да будет воля Божия, ибо страшно отказываться от схимы. Схима дает прощение всех грехов”. Отец Феодосии сказал: “Кто может ручаться, что вы останетесь живы эту ночь?” – Старец Иосиф дал свое благословение. Вечером этого дня, 11 июля 1910 года, о. Варсонофий был пострижен в схиму и, когда все было окончено, сказал: «Теперь должна начаться другая жизнь». Дня через два или три он поднялся с одра болезни. «Схима – это край: или смерть, или выздоровление, – говорил он, – я чувствую, схима меня подняла. Мне надлежало умереть, но дана отсрочка». Это пострижение о. Варсонофия было тайным. Схимническое имя его осталось неизвестным. В начале ноября 1910 года в Оптиной Пустыни была получена телеграмма со станции Астапово, что близ Москвы, по Рязанско-Уральской железной дороге. Лев Толстой, заболевший в пути после посещения Оптиной и Шамордина, вынужденный сойти с поезда, призывал к себе старца Иосифа. Толстой, как известно, был 22 февраля 1901 года отлучен Св. Синодом от Церкви за хулы на нее и за свое лжеучение. 28 октября 1910 года Толстой бежал из Ясной Поляны… В Оптиной, на запрос настоятеля, была получена и телеграмма из Синода, где разрешалось вместо болящего старца Иосифа (который, впрочем, намеревался, несмотря на болезнь, ехать) командировать игумена Варсонофия. С ним поехал о. Пантелеймон, врач. О. Варсонофий не верил, что Толстой покается, но его телеграмма – как бы предсмертный крик отчаяния – вселяла некоторую надежду… Нужна была беседа с ним, исповедь… По правилам Православной Церкви, Толстой должен был бы предать анафеме свое богохульное лжеучение. И вот старец в Астапове, но родственники Толстого даже не пустили его в дом.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Текст с официального сайта монастыря. Весь текст здесь . Екатерининская пустынь, заштатная, общежительная, в 13 верстах от города Подольска, близ села Суханова, в 1 1/2 версты от железнодорожной станции Расторгуево. Основана в 1660 году по следующему случаю. — Царь Алексей Михайлович, бывши на охоте, во время беременности супруги своей, видел на этом месте святую великомученицу Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. Вследствие сего царь, возвратясь в Москву, дал имя новорожденной Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель. Здесь находится чудотворная икона святой великомученицы Екатерины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Екатерининская заштатная общежительная мужская пустынь близъ села Суханова, въ 1,5 в. отъ Павелецкой ветви Рязанско-Уральской жел. дор. „Расторгуево " , въ 6 в. отъ Московско-Курской жел. дор. „Бутово " , и въ 13 в. отъ у. г. Подольска. Основана въ 1658 г. по царя Алексея Михайловича. Храмовъ три: 1) соборный во имя св. великомученицы Екатерины, съ 3 приделами: на хорахъ въ Б. M., и въ трапезе во имя св. Николая Чудотворца и во имя преп. Радонежскаго; 2) вверху надъ трапезой во имя св. апостоловъ Петра и Павла; 3) на колокольне во имя св. Ростовскаго. Въ соборномъ храме находится чудотворная икона св. великомученицы Екатерины. 29 и 15 августа совершаются крестные ходы вокругъ обители. Пустынь владеетъ 171 дес. земли и получаетъ изъ кабинетскихъ суммъ 200 руб. 1 коп. Игуменъ. Монаховъ 19, послушниковъ 40. Денисов Л.И. «Православные монастыри Российской империи», Москва,1908, изд. А.Д. Ступина, стр.484-485 Братская усыпальница В братской усыпальнице покоятся останки насельников и мирян, похороненных в прошлом на территории обители. В 2004 году здесь на каменном постаменте в виде символической голгофы установлен большой поминальный крест. Надпись на плите черного гранита гласит: «Этот камень установлен в память: о тех, кто томился в Сухановской политической тюрьме; о всех жертвах политических репрессий; о всех жертвах трагедий XX века. Помолись о невинно пострадавших». По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в обители ежедневно возносятся молитвы и читается неусыпная псалтирь за всех невинно пострадавших в стенах Свято-Екатерининской пустыни в годы репрессий.

http://sobory.ru/article/?object=04083

Ко времени вступления владыки на Ленинградскую кафедру ещё были живы те преподаватели, которым молодой студент из рязанско-ярославской глубинки когда-то сдавал экзамены. А к началу 1970-х годов из них уже почти никого не осталось в живых. «Последним из могикан» был Николай Дмитриевич Успенский , доктор церковной истории, заслуженный профессор Ленинградской духовной академии. ...1917 г. изменил многое в жизни Николая – сына сельского священника. В годы гражданской войны Николай Дмитриевич служил в Красной армии. После демобилизации в 1922 г. поступил в Петроградский богословский институт, где обучался до 1925 г. После окончания Богословского института Н.Д. Успенский представил в Совет Высших богословских курсов кандидатское сочинение «Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части», за которое был удостоен учёной степени кандидата богословия. На основании представления профессора А.А. Дмитриевского Советом Высших богословских курсов Николай Успенский был оставлен при кафедре литургики профессорским стипендиатом. С сентября 1927 г. по сентябрь 1928 г. Николай Дмитриевич был секретарём Совета Высших богословских курсов. 1 сентября 1928 г., после закрытия Высших богословских курсов, Николай Дмитриевич поступил учиться в Государственную академическую капеллу, которую окончил в июне 1931 г. с квалификацией дирижёра хора и учителя пения. В 1932 г. поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончил в 1937 г. В 1938 г. Н.Д. Успенский был приглашён на должность преподавателя полифонии в консерваторию, а с 1 сентября 1939 г. назначен директором Музыкального педагогического училища, которым руководил до его закрытия в августе 1942 г. Работу в училище он совмещал с преподаванием в консерватории. В годы Великой Отечественной войны Н.Д. Успенский принимал участие в защите осаждённого Ленинграда. В 1941 г. он был тяжело контужен. Выпало на долю Николая Дмитриевича и немало других испытаний. Арестовали его отца, и это вызвало умственное помешательство у матери, которая убегала из дома к Финляндскому вокзалу и там обращала на себя внимание криками: «Увели моего батюшку!».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Таково, приблизительно, ежедневное распределение Оптинских служб. Из «Прибавления к церковным ведомостям» Оптина Пустынь именуется Введенской, и годовой праздник обители — Введение во храм Пресвятой Богородицы. О. Игнатий, иеродиакон (прозвище — «голосёна» за жалобный голос). Крещенской воды. Ныне (1913) Тамбовский. Митрополит Антоний, при tacitu consensus которого произошло это кощунство, умер вскоре, и смерть его была тяжелая; умирал без сознания в течение, помнится, 10 дней. Когда же после отпевания тело его обносили в гробу (открытом) вокруг лаврского собора, неожиданно налетевший вихрь сорвал с его головы венчик и бросил в толпу, где он и исчез бесследно. 20 декабря 1908 года. Архиепископ Новгородский Гурий. Славянск. — краски. См. о нем в книге моей «Великое в малом». Священник села Спас-Чекряк, Орловской губ., Волховского уезда. Ближайший к нему железнодорожный пункт — ст. Белев, Рязанско-Уральской ж. д., откуда до села Спас-Чекряк 25 верст на лошадях. Во дни революции 1917 года г. Извольский этот принял сан священства и назначен настоятелем русской церкви в Ницце. Женат на дочери цыганки княжне Голицыной. Впоследствии игумен и начальник Оптинского Скита. Скончался 9 марта 1920 г. 11794, «Рим, 5/18 января». Косьма, Иван и Наталья Кутьины. Так в Полеске зовется участок, на котором рубится лес. Так называется казенный лес. 25 рублей. Один из главных бунтовщиков против архимандрита Ксенофонта. Оба монаха — и Патрикий, и Георгий — ничего общего с Оптинским духом не имеют, люди немирные, хитрые и плотские. О. Эраст (Вастротский), заведующий Оптинской канцелярией и правая рука о. архимандрита Ксенофонта. Скончался 17 июля 1913 г. в мантии с именем Еразма, 85 лет от роду. Может быть, отечески перекрестил; он не имел священного сана. Скончался 14 октября 1917 г. Скончался 7 сентября 1860 г. Крутицкий, бывш. Переяславский епископ. Введенская Островская пустынь в 3 верстах от г. Покрова Владимирской епархии, в 90 верстах от Москвы. В ней 9 марта 1778 г. скончался о. Клеопа, 64 лет от роду.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Николаевский-Угрешский мужской 3-го класса Общежительный монастырь, на левом берегу Москвы реки, к юго-востоку от столицы, находится ныне между двумя чертами железных дорог: южной – Феодосиевской и Рязанско-Козловской, расстоянием от Царицынской станции – в 10, от Люберской – в 6, от Москвы же, по прямой конной дороге, в 15 1 верстах, почти безразлично, как от Спасской, так и от Покровской заставы. Местоположение монастыря живописное: в полуверсте от Москвы-реки, орошающей обширную долину, он красуется на небольшой площадке, окруженной скатами гор, обрывистыми оврагами, зеленеющими холмами, многочисленными селами и деревнями. С южной стороны, за долиною, по которой извивается Москва-река, на возвышенном холме в густой зелени тенистой рощи разросшегося сада – виднеются церковь и строения села Острова, древней родовой отчины московских великих князей, не раз упоминаемой в их духовных грамотах: далее, на далеком небосклоне лежит белою полосою село Ориненское, существовавшее уже во времена Калиты 2 ; на восток – на высоком холме из-за березовой рощи проглядывает село Петровское, – ныне достояние семейства Чернышевых; левее на восток и к северу тянутся горы и холмы, по которым здесь и там селения – Гремячево, Кишкино, Денисьево – когда-то собственность монастыря, (имевшего в Островецком стану и в Капотенском около двух тысяч душ крестьян в трех селах и тринадцати деревнях и приселках, жалованных, вероятно, московскими великими князьями или царями, и жертвованных на помин души в дом Святителя Николая благочестивыми боярами по духовным грамотам и отписным записям). Наконец на севере и западе отчасти выглядывает между холмов село Капотенское, синяя даль, село Беседы с своею изящною древнею церковью и деревни Дроздово и Слобода, раскинувшиеся у окраин оврага с своими зеленеющими пустырями, огородами и садами. Основание Угрешской обители относят к 1380 или 1381 году и приписывают великому князю московскому Димитрию Иоанновичу. Существует предание, что на том месте, где икона, возле Николаевского собора, там явилась великому князю икона Святителя Николая над сосною в звездном сиянии, в то время когда великий князь вел свои войска на приближавшегося врага Руси – Мамая, и что смущаемый сомнением на счет исхода войны, он был так обрадован этим видимым проявлением благоволения Божия, что воскликнул, внезапно оживленный надеждою, что сия вся Угреша сердце его, отчего с тех пор и место, где было явление, прозывается Угреша. На возвратном пути, после Куликовской битвы и славной победы над врагом, когда великий князь снова пришел на место, ознаменованное чудесным явлением иконы, совершено было молебное пение, и велел Димитрий Иоаннович воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и устроить обитель иноческую 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010