Около часу ночи больная, все слабее метавшаяся в постели, вдруг резко затихла, закрыв глаза. Это продолжалось с минуту. Затем она открыла глаза и слабым голосом проговорила: «какое блаженство!», но говоря, увидела искаженное испугом лицо стоявшей в ногах кровати женщины-врача, М. Ф. Колоколовой, лучшего ее друга, и услышала голос одного из врачей: «Пульс, ищите пульс!», а затем его голос «хорошо блаженство!». Но к их общему изумлению больной было уже несомненно лучше. Сердце работало сильнее. Около 2-х часов ночи принесли телеграмму на имя горничной: «Помолился, будет здорова. Иоанн». Долго, но уже вне опасности, хворала мать. К изумлению врачей даже оказалась ненужной операция. Образовалась внутренняя окаменелость, которую не удаляли. Мать скончалась в 1919 году, т. е. через 26 лет. Со времени описанного случая она стала очень религиозной. Рассказ Софии Борисовны фон Дейбнер, вдовы Предводителя Дворянства Витебской губернии, б. Директора Правления Рязанско-Козловской жел. дор. Лет 45 тому назад, когда мы с мужем Леонтием Ивановичем жили в Москве, муж мой был болен гнойным плевритом. Профессор Клейн сделал операцию и через день приезжал промывать, а лечил проф. Захарьин. Захарьин сделал несколько проколов, но так и не нашел фокуса и сказал ей: «еще не агония, но...» Тогда Софья Борисовна решила обратиться к о. Иоанну Кронштадтскому . Однако о. Иоанна что-то задержало и он не смог приехать в Москву, куда его ожидали. Потеряв надежду видеть о. Иоанна в Москве, Софья Борисовна послала телеграмму матери мужа Юлии Александровне фон Дейбнер, которая жила в Петербурге, на углу Кирочной и Потемкинской улиц в доме Генерала Эдуарда Карловича» Тепнера, чтобы та пригласила к себе о. Иоанна и просила его помолиться об исцелении больного. Свекровь исполнила просьбу. О. Иоанн приехал и помолился. После этого больной стал поправляться, все дренажи вышли и все зажило, больной совершенно выздоровел и прожил еще очень долго. Рассказ Даниила Фомича Проскуро, жившего в Румынии в гор. Турн-Северине ул. Генерала Авереску, 21 ноября 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это удивительное пророчество, высказанное шестнадцать веков назад, в настоящее время сбывается все более и более. Прежний монашеский дух сильно и быстро падает; это – истина, против которой едва – ли будут возражать и сами монахи. Где прежние – пустынники, где столпники, где прежние ангелоподобные иноки? Многие современные монахи, особенно в так называемых штатных монастырях 3 , живут совершенно по-мирски, отличаясь от самых многогрешных мирян действительно одним только надглавником, как сказано в пророчестве Великого Антония, да тем, что носят имя монах; но сохранилось и истинное монашество. Бог привел меня с ним лично познакомиться и убедиться в его существовании. Первый монастырь, где вы найдете еще это истинное монашество, есть Оптина пустынь – общежительный монастырь, находящийся в 60-ти верстах от г. Калуги и в трех верстах от уездного г. Козельска, ст. Рязанско – Уральской железной дороги. В течение целого прошлого 19 столетия обитель эта привлекала к себе своею высокою духовною жизнью внимание русского образованного общества. В ней перебывали Гоголь, Достоевский, Киреевский, который там и схоронен, К. Леонтьев , Хомяков, братья Аксаковы и многие другие. Дважды в ней был у старца Амвросия Лев Николаевич Толстой. Кроме высокой духовной жизни вообще, эта обитель получила известность «старчеством», под именем которого разумеется особый вид или порядок иноческой жизни, состоящий в постоянном духовном руководстве старцем своих духовных детей, иноков и мирян, от которых, как необходимое условие, требуется искреннее и доверчивое отношение к своему руководителю, частое (по возможности ежедневно) исповедание пред ним не только всех дел и поступков, но и всех, даже сокровенных, мыслей, чувств и желаний и, наконец, совершенное послушание его советам и наставлениям. Это драгоценный обычай, насажденный в Оптиной пустыни прежними знаменитыми старцами: Львом, Макарием и Амвросием, и теперь продолжает твердо держаться там. Теперь старцами являются отец Иосиф, ближайшие сотрудник и помощник покойного батюшки Амвросия, из умудренных благодатию Божиею простецов и высоко образованный, глубоко изучивший творения святых отцов, старец о.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Георгиевский монастырь в Мещовске. Эта общежительная обитель находится в полуверсте от уездного города Мещовска. Расположен монастырь на левом берегу реки Серебрянки. Вид на монастырь из города очень живописен. Сначала обитель эта построена была в верховье реки Ресы, в 30 верстах от Мещовска. В Смутное время монастырь подвергался пожарам и опустошению. На настоящее место обитель перенесена была в половине XVII века. В монастыре две каменных церкви: двухэтажный храм во имя Св. великомученика Георгия Победоносца и в честь Рождества Богородицы и церковь во имя Свв. апп. Петра и Павла. В башне, в восточной стене обители, находится могила чтимого панихидами Андрея, Христа ради юродивого, преставившегося в 1812 году. В Георгиевской церкви находится местночтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих радость». В монастырском архиве хранятся документы, характеризующие отношение правительства к монастырям в первой половине XVIII века. При обители существуют гостиница. Управляет монастырем игумен. Проезд в монастырь до станции Кудринской Московско-Киево-Воронежской жел. дороги, в 17 верстах от обители, и до ст. Сухиничи Рязанско-Уральской жел. дороги, в 22 верстах от монастыря. Крестовский монастырь в Калуге. Эта обитель приписана к калужскому архиерейскому дому. Находится монастырь в самом городе Калуге, недалеко от заставы. Основана обитель в 1880 году на средства калужского дворянина Чебышева. Сначала здесь была часовня, в которой хранился древний чтимый крест, известный своим почитанием с начала XVII столетия. В Крестовской обители один каменный храм, в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В южной нише этой крестообразной церкви помещается упомянутый чтимые, крест, резной, из липового дерева, с распятием в человеческий рост. Он врезан в икону, на которой изображены предстоящими Богоматерь и Св. ап. Иоанн Богослов. При Крестовском монастыре существует приют для престарелых священнослужителей, устроенный в половине XIX столетия. Лаврентиев монастырь близ Калуги. Необщежительная Лаврентиева обитель, приписная к архиерейскому дому, находится в 2 верстах от города Калуги. Расположен монастырь на левом берегу реки Яченки. В XVI столетии здесь жил прп. Лаврентий, Христа ради юродивый. На месте его погребения тогда же и устроена была обитель его имени. В Лаврентиевом монастыре два каменных храма: двухэтажный прп. Лаврентию Калужскому и Рождеству Христову, и другой однопрестольные храм, домовый при архиерейских покоях, во имя Св. Сергия Радонежского. В соборном храме под спудом почивают мощи прп. Лаврентия Калужского. Ежегодно 18 июля из Лаврентиева монастыря совершается крестный ход кругом Калуги в память избавления от холеры. 10 августа бывает крестный ход из Калуги в обитель. При монастыре есть церковноприходская школа. Управляет обителью калужский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После смерти царя Алексея, не теряя времени, патриарх Иоаким сейчас же, 14 марта 1676 года, созвал новый церковный собор, на котором еще раз показал, что он не умеет забывать обид, и провел на нем осуждение и ссылку в Кожеезерский монастырь еще недавно очень влиятельного царского духовника, Андрея Посникова и настоял на переводе из Ферапонтова монастыря в суровое заключение Кирилло-Белозерской обители своего бывшего покровителя, а затем врага – патриарха Никона 843 . Не менее успешно был проведен Иоакимом собор 1681–1682 годов 844 , на рассмотрение которого правительство предложило план широкой, почти что революционной перестройки системы русской иерархии. Справедливо полагая, что в основе главных бед русской церкви, в том числе, раскола между сторонниками старого обряда и основным телом церкви; отсутствия связи между владыками и клиром; злоупотреблений епископата и его клевретов-чиновников; недостатков работы низшего духовенства и других трудностей, прежде всего, лежат малочисленность епископов и обширность пределов епархий, советники Федора предложили увеличить число епархий и реорганизовать соотношения между митрополитами и епископами. От лица московского правительства три царских любимца – Иван Максимович Языков, Алексей и Михаил Тимофеевичи Лихачевы – и новая восходящая звезда русской государственной мысли, молодой князь Вас. Вас. Голицын предложили уменьшить размеры епархий, провести иерархическое подчинение рядовых епископов митрополитам и увеличить число таковых областных митрополитов до двенадцати, а общее число подчиненных им владык-архиереев – до семидесяти двух 845 . Предложенная реформа русской церковной иерархии увеличила бы общее число епархий почти в пять раз, так как в то время в России было всего лишь семнадцать архиереев. Из числа этих семнадцати епархий пятнадцать было старых: одна, Московская, была патриаршей; четыре – митрополичьими: Новгородская, Казанская, Ростовская и Сарская [с резиденцией в Москве на Крутицах]; восемь епархий были архиепископскими: Вологодско-Великопермская, Суздальско-Тарусская, Смоленско-Брянская, Рязанско-Муромская, Тверско-Кашинская, Астраханско-Терская, Сибирско-Тобольская и Псковско-Изборская; и две епископских: Коломенско-Каширская и Карельско-Орчинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Домовая церковь Казанской Божьей Матери из села Моглино была переведена в село Булаево и заново с разрешения епархиального начальства в 1882 г. построена псковским помещиком, действительным статским советником Николаем Николаевичем Вохиным на собственные средства в размере около 1500 рублей. Домовая церковь была деревянная с такой же колокольней на двух столбах. Под входными дверями в церковь имелось четыре небольших подзвонка, без обозначения веса и надписей. Домовая церковь находилась на расстоянии от г. Пскова и консистории в 12 верстах, от местного благочинного - в 5 верстах, от Псково-Рижской железной дороги - в 2 верстах. По штату 1876 г. в церкви должны были состоять священник и два псаломщика. В 1898 г. около Георгиевской церкви была построена деревянная сторожка. В 1900 г. с разрешения епископа Антонина домовая церковь Казанской Божьей Матери была отремонтирована снаружи и внутри на средства владельца села Булаева, крестьянина Тимофея Стефанова в размере 150 рублей. В домовой церкви имелись пожертвования высочайших лиц, а именно: облачения из гладкой золотой парчи для священнослужащих, пожертвованные императрицей Марией Федоровной, сосуды из позолоченного серебра, подаренные великой княгиней Александрой Иосифовной, святой ковчег " апликепозлащенный " , пожалованный принцессой Евгенией Максимилиановной, позолоченный и украшенный камнями серебряный напрестольный крест, подаренный обществом Рязанско-Козловской железной дороги. Согласно ведомости о Георгиевской церкви за 1900 г. в приходе имелось семь часовен: две каменные и пять деревянных. Одна каменная располагалась в ? версте от церкви и существовала для встречи и провожания Псково-Печерских икон, другая - в селе Станки в 12 верстах. Пять деревянных часовен находились в селениях: Подосье, Логазовичи, Паники, Подмогилье и Тямша. 16 сентября 1902 г. в доме церковно-приходского попечительства открыли церковно-приходскую школу, отапливаемую за счет помещика Николая Александра Яхонтова, представителя местного церковно-приходского попечительства, а освещение - за счет церкви. В 1910 г. в школе преподавали: местный священник о. Павел Панов и окончившая курс в Псковском епархиальном женском училище Минодора Петровна Копылова. В школе на 1915 г. обучалось 31 мальчик и 17 девочек. При церкви под руководством псаломщика существовал хор из прихожан и учеников.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Свое отлучение Толстой переживает гораздо сильнее, чем показывает, чем позволяет ему это показывать его самолюбие. Так, Лев Львович, который, по-видимому, из всей семьи тоньше других понимал сложную психологию своего отца, приоткрывает завесу над тем, что глубоко таилось в душе Толстого, но что он тщательно скрывал от всех. “Тетя Мария, – говорит он, – не могла простить своему брату дерзкого описания литургии и Святых тайн в одной из глав ’’Воскресения”. Она считала этот поступок моего отца несправедливым и недобрым и была глубоко уязвлена этим. Уверяют, что именно эта глава и была причиной отлучения Толстого от Церкви Св.Синодом 22 февраля 1901 г. Это событие, я помню, произвело болезненное действие на чувствительную душу моего отца, хотя в своем ответе Синоду он показал себя спокойным и слегка равнодушным... Тем не менее он это переживал больше, чем многие могли бы это подумать. Моя тетка Мария переживала этот случай так остро, что вскоре заболела. Позднее она отказывалась разговаривать на эту тему”. О причинах, вызвавших кризис Толстого, Лев Львович высказывает следующие предположения: “После бегства из Ясной Поляны мой отец поехал прямо к своей сестре, которая была единственным живым существом, знавшим его в детстве и юности. Мне сдается, что он был побуждаем отправиться в Шамординский монастырь по двум сильным чувствам: одно из них, несомненно, было желанием перед смертью, близость которой он предвидел, повидаться с единственной своей сестрой; второе – это уйти туда, где хорошие люди были способны найти действительное успокоение в своей вере” 61 . Вся жизнь Толстого прошла в скитаниях по бесплодным пустыням отвлеченного разума в напрасных поисках истины, и теперь, в последние минуты, он надеялся почерпнуть из этого благодатного источника той “живой воды”, которой жаждала истомившаяся, мятущаяся его душа. Но не сбылись эти последние надежды. Еще 30 октября вечером в Шамордине Л.Н. Толстой “жаловался на некоторую слабость и недомогание, но, тем не менее, 31-го рано утром, несмотря на дурную погоду, в сопровождении своей дочери и ее подруги В.М. Феоктистовой, приехавших к нему накануне, и Д.П.Маковицкого, который его сопровождал все время, уехал на лошадях в Козельск (18 верст), оттуда по Рязанско-Уральской железной дороге по направлению на Богоявленск, чтобы далее следовать в Ростов-на-Дону... Ввиду лихорадочного состояния Льва Николаевича решено было оставить поезд и высадиться на ближайшей большой станции. Этой станцией оказалось Астапово”. (Выписка из “Протокола” за подписью врачей. “Новое время”. (1910.12 ноября. 12454).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

На докладе о сем настоятеля владыка написал: «июня 29. Бог благословит Своим благодатным благословением благодеющего церкви и обители, его же имя Сам весть. Принять колокол на место, да поет во славу Божию». В игуменство Назария, при помощи благотворителей, заново устроены шесть башен при монастырской ограде, каменная часовня подле рязанско-коломенского шоссе и двухэтажная гостиница при монастыре. В 1851 г. 7 сентября, в 12 часу дня проезжавший в Москву по рязанскому шоссе Наследник престола, Великий Князь Александр Николаевич торжественно встречен у означенной часовни (расстоянием от монастыря в 150 саженях) игуменом Назарием с братией, по установленному чину, и за встречу сказал: «благодарю». Назарий был (с 1829 г. 4 марта) благочинным монастырей и пустыней, состоявших под ведением его предместника. Таковы монастыри: Пешношский, Б.-Голутвин, Белопесоцкий при Кашире, пустыни: Давидова, Берлюковская и Екатерининская. К ведомству Назария, по местной удобности, присоединены еще коломенские монастыри: Новоголутвин мужской (тогда же) и Успенско-Брусенский девичий (31 янв. 1836 г ). Но при слабом здоровье и частых недугах, он затруднялся посещать Пешношский монастырь, отдаленный от Коломны почти на 200 верст, и согласно прошению был уволен (в 1836 г. 18 июля) от благочиннического смотрения за этою обителью, порученного, вместо него, Вифанскому архимандриту Антонию. Владыка, 22 ноября 1844 года, писал к нему: «Отец игумен Назарий! Новопроизведенную игумению Брусенского монастыря (Евлампию) введите в должность и преподайте ей наставления к прохождению должности, к назиданию сестер и к пользе обители, и о исполнении сего мне донесите. Филарет м. Московский ». Начальство ценило труды его и благочестие. В 1833 г. 2 сентября митрополит освящал в Голутвине Сергиевскую церковь и на о. Назария возложил набедренник; 1837 года 6 сентября, «в уважение долговременных трудов его и попечения о благоустройстве обители», произвел его в игумена, а в 1848 г. 29 августа благословил ему употреблять во время литургии палицу 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Летописную легенду о событиях на Синеге пересказал Карамзин, после чего места, где Фотий построил церковь, стали находить одно за другим. Сопоставление многих фактов позволило указать наиболее достоверное: нынешнее село Рудня-Никитское, возле ст. Авсюнино Казанской ж/д. Погост на р. Рудня стоял в местности, которая на протяжении столетий была «спорной»: здесь сходились рубежи трех княжеств — Рязанско-Черниговского, Владимиро-Суздальского и Московского. Рязанские князья были своеобразными первопроходцами в этих землях. Это значит, что погосты (места, где гостили князь и дружина во время поездки), возникшие на территории между Рязанью и волостью Гуслица, по своему происхождению - рязанские. Возможно, и название речки пришло из Черниговской земли: дно покрыто краснобурым илом, а слово «рудый» в языках южных и западных славян означало «красный», «рыжий». Церковь в честь Рождества Богородицы, построенная на Рудне, дала имя не только погосту, но и расположенной неподалеку деревне, населенной людьми, обслуживавшими погост. Вместо длинного слова «Богородицерождественский», относившегося к погосту, в просторечии употребляли «Богородицын», а деревню называли короче - «Богородская». Она существует и по сей день. Влияние руднинской церкви Рождества Богородицы оказалось таким сильным, что после раскола церковь на Рудне стала «никонианской». Старообрядцам запретили строить свои церкви, но в большинстве старообрядческих деревень Гуслицкой волости престольным праздником остался праздник Рождества Богородицы. А в начале XIX в. в деревне Селиванихе, несмотря на запреты, была построена каменная молельня, посвященная Рождеству Богородицы. 100 лет тому назад священнику Н. Скворцову, изучавшему историю церквей Богородского уезда, крестьяне села Рудня показывали место, где прежде была церковь. Это место - в двух верстах от села, на горе. Там сохранились камни, выполнявшие роль фундамента деревянной церкви. Согласно легенде, церковь сгорела от удара молнии. В конце XVIII столетия причт и прихожане построили новую церковь на том месте, где она находится и сегодня.

http://sobory.ru/article/?object=02798

Помимо доходов от подворья в Москве у Фанара были в России и другие финансовые интересы. 9 октября 1924 г. архимандрит Василий по поручению Патриарха Григория обратился через Смидовича уже к председателю ВЦИК и ЦИК СССР Калинину с очередной «докладной запиской», в которой сообщал, что еще в 1886 г. один российский грек завещал все свои капиталы в пользу церкви святой Параскевы в Буюк-Дере близ Константинополя. Грек (некий К. X. Сусанопуло из г. Нежина) был весьма небедным, его капитал составлял 200 тыс. рублей золотом и был вложен в российские ценные бумаги (в облигации Рязанско-Уральской и Московско-Казанской железных дорог). Проценты с него – около 6 тыс. руб. – до 1917 г. ежегодно высылались в Константинополь архимандритом Иаковом. Разумеется, после установления в России советской власти от этих процентов, как и от самого капитала, остались лишь воспоминания. Патриарх Григорий, как видно, эти воспоминания хранил и предписал своему московскому представителю обратиться к советскому правительству с ходатайством о возобновлении отпуска процентов. «Обращаясь посему с означенным ходатайством к Правительству Великой Республики, с каждым днем приобретающей прежнюю силу и могущество, – писал Димопуло-младший Калинину, – уповаю на великодушное его внимание и отзывчивость и верю, что Правительство СССР, преследующее общее благополучие и довольство, не сочтет для себя невозможным уделить из своих богатств маленькой Общине то, что она получала в продолжение почти 30 лет и что будет обращено ею исключительно на помощь страждущему пролетариату во славу имени СССР» 213 . Столь горячий призыв, однако, не принес желанного результата. 18 ноября 1924 г. Смидовичем была наложена резолюция: «В процессе революции все ценные бумаги, указанные в отношении Димопуло, обесценены. Помощь, просимая отношением, требует специального ассигнования в бюджетном порядке. Законы СССР не дают возможности провести это ассигнование. В силу изложенного просьба подлежит отклонению» 214 . Таким образом, «Правительство Великой Республики» переводить деньги «страждущему пролетариату» в лице Григория VII «во славу имени СССР» не стало. Но он до этой печальной новости уже не дожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на отлично налаженное хозяйство, братия пустыни вела аскетический образ жизни. Через тридцать пять лет после открытия Курской железной дороги, в 1899 году, началось движение поездов по Рязанско-Уральской (ныне Павелецкой) дороге, на участке Москва – Кашира. От железнодорожной станции до монастыря было теперь всего два километра по лесной тропе. Позже здесь встала улица Монастырская (с 20-х годов – Кооперативная). Между тем наступил XX век. В ноябре 1908 года должно было исполниться 250 лет со дня чудесного явления святой великомученицы Екатерины государю Алексею Михайловичу. Обитель готовилась к торжеству. Екатеринин день в том году обещал быть особенно праздничным и многолюдным. Но Бог судил иначе. 13 сентября 1908 года в монастыре случилась беда. После утреннего богослужения в своей келье тремя револьверными выстрелами был убит настоятель Екатерининской пустыни игумен Мартирий. Очевидно, убийство было совершено с целью грабежа. Первую мировую войну Екатерининская пустынь встретила, руководимая игуменом Пантелеимоном, который настоятельствовал с 25 октября 1915 года вплоть до закрытия монастыря в 1918 году. С началом войны беженцы из разоренных германцами западных областей России направляются в Москву. Через полгода странствий, в начале февраля 1915 года, прибывает в Москву большой Красностокский женский монастырь из-под Гродно. Монастырю, руководимому игуменьей Еленой (Коноваловой), отдает Александрийский дворец в Нескучном саду государь Николай Александрович. Именно этим красно-стокским монахиням предстояло через несколько лет вселиться в опустевшие здания Екатерининской пустыни. По ходатайству святого Патриарха Тихона, к которому обратилась за помощью игуменья Елена, красностокским монахиням были предложены помещения Свято-Екатерининской пустыни. Остававшиеся в мужской обители монахи по указу Святейшего Синода в 1918 году были переведены в разные монастыри Московской губернии. По закону о социализации земли монастырям, подлежащим закрытию, предоставлялась возможность «самореорганизовываться» в трудовые артели. И Екатерининская пустынь после заселения ее монахинями – их было сто шестьдесят четыре – была превращена в одно из таких хозяйств. При этом в монастыре был оставлен один действующий Екатерининский храм, который обрел статус обычной приходской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010