поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков На возвращение Исаакия " Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине. " Николай Гумилев Известие о возвращении Церкви петербургского Исаакиевского Собора вызвало необычайный резонанс. Новость активно обсуждается не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве. И это значит, что вопрос переходит на более высокий уровень – не городского, а федерального значения. Что касается самой истории вопроса, то здесь все более или менее ясно. Санкт-Петербургская епархия в 2015 году обратилась к правительству города с просьбой передать ей Исаакиевский собор, Вопрос рассматривался вплоть до настоящего времени, пока наконец не было принято решение на уровне правительства. Существовал ли разброс мнений по данному вопросу? Да, конечно. Людям неверующим, особенно чиновникам, порой нелегко преодолеть инерцию исторических стереотипов. С одной стороны, они готовы признать дискриминацию верующих пережитком прошлого. С другой стороны, не всегда готовы осознать, что восстановление справедливости в отношении Церкви означает и признание ее как действующего социального субъекта. И тогда уже нужно говорить об историческом праве. Ошибки прошлого невозможно исправлять наполовину. Но я рискну предположить, что дело здесь не только в шаблонах чиновничьего мышления, но и в отношении к культуре, которое у нас пока еще несколько фрагментарно. Это следствие многократных разрывов традиции, которые мы, русские, переживали и за последний век. Сегодня мы эти исторические разрывы преодолеваем, нащупываем общие для всех сакральные точки, общие культурные коды, которые не зависят от идеологических особенностей той или иной эпохи. И очень важная роль в решении этой задачи принадлежит Церкви. Ведь она, как известно – единственный общественный институт, устоявший на протяжении трех эпох, переживший и дореволюционную, и советскую Россию. Почему к такому закономерному шагу как возвращение Исаакия приковано общественное внимание? Дело в том, что Собор – важная точка нашей российской сакральной географии. В любом городе существует сакральный центр. И, между прочим, это далеко не всегда самое большое и самое красивое здание или сооружение. Основной критерий другой: все дело в народном признании этого места. Исаакий, вне всякого сомнения, признан петербуржцами в этом качестве – и в этом его подлинное величие, а не в ошеломляющих, действительно ошеломляющих, архитектурных решениях. Область духа выражается и в культурных формах, с этим не поспоришь, но сама по себе она намного выше. Именно поэтому разговоры о том, сколько, например, стоит реставрация и поддержание Исаакия в требуемом состоянии – в данный момент совершенно неуместны. Они ведут в тупик и заслоняют главную проблему – возвращение к естественному состоянию национальной традиции. Это то необходимое условие, без которого невозможно дальнейшее культурное строительство.

http://religare.ru/2_111228.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 36  голосов:  3.4 из  5) У современных семей сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать финансовые средства, содержать семью, оплачивать все желания, потребности и брать на себя все семейные расходы. И ребенок чуть ли не с рождения слышит от матери фразу: «Папа устал на работе, не мешай ему». Но малышу необходимо внимание и участие отца, он хочет поделиться с ним своими детскими проблемами. Ребенок хочет выразить свою нежность и любовь, а его тут же останавливают. Почему так важна роль отца в воспитании ребенка? Что будет с малышом, если отец будет самоустраняться от воспитательного процесса, не будет принимать участия в его жизни, взрослении, становлении? И существуют ли различия в воспитании детей разных полов? Об этом и поговорим. Значение участия отца в воспитании ребенка В погоне за финансовой стабильностью в семье мужчины часто забывают главную жизненную ценность – вырастить и воспитать ребенка. Как правило, в современных семьях эта почетная обязанность отводится только лишь матери. Но такое воспитание получается однобоким, т.к. заменить собой мужчину во всех жизненных ситуациях женщина не может. Отец использует отличные от матери воспитательные функции. Он дает малышу то, что не может женщина. В воспитании детей отцы придерживаются логики, последовательности и принципиальности. Тогда как мама чаще дает слабину и отменяет через некоторое время свои же запреты. Для ребенка важно ежедневно наблюдать модель поведения всей семьи. Отец дает малышу возможность увидеть, как обращаться с прекрасным полом, уважать старших, любить и заботиться о близких людях. Когда отец, приходя с работы, вместо лежания на диване интересуется делами всех членов семьи, общается с каждым из них, ребенок ощущает свою значимость и уверенность в себе. Иногда мать так сильно привязывается к своему карапузу, что попросту ограждает его от отца, особенно если тот проявляет твердость характера в воспитании ребенка. Это неправильно, ведь мужчина стремится вырастить из сына – настоящего защитника своей будущей семьи, крепкого, сильного, смелого.

http://azbyka.ru/deti/rol-otca-v-vospita...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото иеромонаха Савватия (Севастьянова) Смерть на втором плане 2 мин., 05.12.2019 Бывают выражения, которые уходят из нашего повсе­дневного языка, но их отсутствие в нем ощущается очень остро. Например, евангельское «единое на потребу». Помните, как Марфа негодует, что ее сестра Мария оставила ей все домашние хлопоты, а сама села у ног Христа и внимала Его словам? А Иисус сказал ей: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (на церковнославянском — «едино же есть на потребу»); Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Не так уж трудно себе представить, сколько упреков досталось бы Марии и сегодня, в том числе от людей верующих: мол, разве можно сидеть сложа руки, когда везде надо срочно наводить порядок — в мире, в стране, в Церкви. Это же уход от реальности! Это не позиция ответственного, сознательного человека! Действительно, если понимать главную задачу христианина в нашем мире как наведение в нем порядка, то позиция Марии в нее вряд ли впишется. Но почему же Христос говорит, что именно она избрала благую часть? Недавно я перечитывал статьи Сергея Аверинцева, где он много размышляет как раз о христианском принципе «единое на потребу». О том, что Спаситель говорит не о радикальном отказе от мира, не о пренебрежении повседневными житейскими заботами. Он не отрывает нас от реальности, нет. Он вводит нас в новую реальность, которая, правда, и две тысячи лет назад язычникам, и сегодня многим, вроде бы выросшим в христианской культуре, кажется непонятной, даже абсурдной. Как это — не заботиться о завтрашнем дне? Мы же не знаем наверняка, что ждет нас после смерти, а завтрашний день — вот он, на пороге. А Христос отвечает, что Богом у нас и волосы на голове все сочтены, и призывает не изводить себя мыслями о том, что будет через несколько часов или дней. Это не значит, что все на земле должно быть нам безразлично. Это значит, что прежде всего нужно слушать и слышать Бога — и следовать за Ним. А остальное оставить на Его усмотрение — но оставить не с равнодушием или пессимизмом, а с надеждой, что наша жизнь (до смерти и после нее) в руках Того, Кто настолько внимателен к людям, что каждый волос у Него сочтен. Повторюсь, речь не про бездействие и не про капитуляцию христианина перед внешним злом — речь про то, насколько наше действие приближает или удаляет нас от того единственного, что действительно нужно.

http://foma.ru/smert-na-vtorom-plane.htm...

Сокровище нищеты У нас принято благоукрашать внешнюю жизнь Церкви. Это правильно и хорошо, но всё-таки до известных пределов… Люди и во времена земной жизни Христа несли Спасителю деньги, но мы нигде не находим свидетельство того, что на эти деньги приобреталась дорогая одежда для Господа и Его учеников, комфортные колесницы или снимались роскошные апартаменты… 31 марта, 2011 У нас принято благоукрашать внешнюю жизнь Церкви. Это правильно и хорошо, но всё-таки до известных пределов… Люди и во времена земной жизни Христа несли Спасителю деньги, но мы нигде не находим свидетельство того, что на эти деньги приобреталась дорогая одежда для Господа и Его учеников, комфортные колесницы или снимались роскошные апартаменты… Священник Димитрий Шишкин Чем может привлечь современного человека Церковь и в чём принципиальная разница между прошлым опытом и нынешним? Мы знаем, что « Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Но разница между жизнью прошлых веков и нынешней жизнью всё-таки существует. И эта разница в пресловутой « свободе », как бы мы к ней не относились. Наше время примечательно тем, что власть больше не играет решающей роли в жизни абсолютного большинства людей и невозможно их просто заставить поступать так или иначе. Власть действует на своих граждан большей частью не силой принуждения, но силой пропаганды, убеждения, порой хитростью, манипуляцией сознанием … Но Церковь, к счастью лишённая властных механизмов прошлого, имеет только одну, но главную возможность привлекать людей. Это нравственная, духовная красота. То, что покорило некогда послов князя Владимира . Всё возвращается на круги своя, и других путей у нас, слава Богу, нет. Церковь – мистическое Тело Христово. Мы все об этом помним, но почему-то забываем вглядываться в нравственный облик своего Главы, учиться у Него, подражать своему Спасителю. А ведь это обязательное условие христианской жизни, по слову святых отцов. У нас принято благоукрашать внешнюю жизнь Церкви. Это правильно и хорошо, но всё-таки до известных пределов… Люди и во времена земной жизни Христа несли Спасителю деньги, но мы нигде не находим свидетельство того, что на эти деньги приобреталась дорогая одежда для Господа и Его учеников, комфортные колесницы или снимались роскошные апартаменты… Нет, ничего этого мы не найдём в Новом Завете. Не найдём мы и следа того, что за «услуги Христа» взималась по «тарифной сетке» мзда. Да это и звучит кощунственно.

http://pravmir.ru/sokrovishhe-nishhety/

Царица Небесная всех нас укрепляет в надежде Совершенно не случайно, что в нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская лавра, и Почаевская лавра, и главный храм Троице-Сергиевой лавры – Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить. И Господь уготовал для нас иной мир, в котором всё то, что созидалось в этом мире по Его благой воле, будет существовать Его благодатью и силой – неведомым нам способом, но реально. И поэтому, празднуя день Успения Пресвятой Богородицы, Ее вхождение в иной мир, мы просим Господа о милости ко всем нам, чтобы Ее молитвами, Ее предстательством Господь хранил землю нашу, все народы земли. Чтобы Господь силой благодати Своей не давал людям потерять из вида самую главную перспективу – перспективу вечной жизни. И верим, что по молитвам Пресвятой Девы Марии Господь не оставит нас Своей милостью. Из слова после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2015 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Христианство вошло в плоть и кровь нашего народа В чем же заключался подвиг страстотерпцев? Со словом «подвиг» мы связываем обычно героические деяния: сопротивление врагу, победу в сражении, в конце концов, мученическую кончину. Почему же страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы всегда овеяны славой. Тот, кто идет на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знает, что это доброе дело всегда будут помнить. Так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей. Но кто же такой страстотерпец? Он ведь не победил в битве и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. Кто-то может сказать: «Так ведь это слабость! Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был дать бой тем, кого послал его окаянный брат». Но он, как и его брат Борис, не сделал этого…

http://pravoslavie.ru/81730.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Опорные моменты в нашей жизни 16.03.2017 400 Время на чтение 5 минут Основные моменты по пальцам пересчитать можно. Если одного опорного момента у нас не достает, это печально. Наше положение становится шатким. Если двух недостает, это чревато катастрофой, рано или поздно. Теперь определим конкретнее, о чем речь. Да о том, как в Святом граде две тысячи лет назад чудесным образом пришло долгожданное обновление жизни, появилась христианская Церковь. После Пасхи апостолы приняли дары Святого Духа и обратили ко Христу тысячи людей. Новая полнота духовной радости была дарована всем этим людям. Как же они жили? «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Приведенные слова Писания проясняют нам, на что именно опирается полноценная христианская жизнь. Перечислим еще раз основные опорные моменты нашей жизни. Учение Апостолов Поначалу в Иерусалиме Апостолы учили людей в личных беседах. Шли годы, время апостольского служения подошло к концу, почти все Апостолы стали мучениками. Перед их уходом в вечность учение было записано и составило главную нашу книгу - Новый Завет. Сейчас мы не слышим живого голоса первоверховного Петра на наших улицах. Мы теперь пребываем в учении Апостолов, если постоянно читаем Новый Завет и стараемся жить по нему. Почти каждый день в церкви за службой звучит отрывок из Евангелия и послания Апостолов. Священники с амвона толкуют эти отрывки. Причем в духовных школах будущих священников учат, чтобы в храме толкования были, прежде всего, святоотеческие, а не свои собственные, пусть даже свои толкования кажутся весьма резонными и чрезвычайно интересными. Почему так? Святые Отцы стали достойными преемниками Апостолов. Едва ли не самый ранний святоотеческий текст называется не как-нибудь, а «Учение Апостолов» («Дидахи»). Вдумаемся в этот факт. Святые Отцы у нас почитаются за то, что они правильно объясняют людям учение Апостолов, своим убедительным словом и живым примером. Поэтому православные христиане знакомятся с учением Апостолов именно в святоотеческой интерпретации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Протоиерей Лев Семенов: Тема Рождества Христова вошла в мое сознание с иллюстрациями из дореволюционных журналов Невольно получилось, что рождественское начало вошло в мою душу не через религиозное обучение, а через впитывание примет дореволюционного быта. Но до выработки мной осознанного отношения к Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа как к величайшему событию всей мировой истории и церковному празднику оставался еще не один год. 7 января, 2013 Невольно получилось, что рождественское начало вошло в мою душу не через религиозное обучение, а через впитывание примет дореволюционного быта. Но до выработки мной осознанного отношения к Рождеству Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа как к величайшему событию всей мировой истории и церковному празднику оставался еще не один год. Когда я вспоминаю свое первое посещение храма на Рождество Христово, мысль уносит меня почти ровно на полвека назад – в январь далекого 1964 года… В нашей семье в значительной степени сохранилась домашняя библиотека еще с дореволюционных времен. Кроме книг, она включала в себя годовые комплекты взрослых и детских журналов. «Ниву» я стал читать чуть позже, а вот детские журналы «Светлячок» и «Для детей» надолго стали моим первым чтением с тех пор, как в четыре года я научился уже вполне бегло читать. Вообще чтение составляло главную часть моего досуга. Дело в том, что мое воспитание и жизнь в раннем периоде происходили весьма искусственно. В школу меня отдали семи лет в 1953 году сразу во второй класс, поскольку к тому времени я уже уверенно читал, писал и считал, продемонстрировав эти навыки на специальном устроенном мне экзамене. Не имея друзей своего возраста и за исключением прогулок с мамой целые дни проводивший в стенах дома, я в дошкольные годы занимал все свое время запойным чтением. Например, знаменитого «Крокодила» Корнея Чуковского я прочитал впервые не в отдельном издании, а в его первой публикации на страницах дореволюционного журнала «Для детей», — с продолжением из номера в номер и с иллюстрациями той поры. А журнал «Светлячок» запомнился мне почему-то номерами военных лет (первой мировой войны) – с их публикациями с фронтов военных действий, репортажами из лазаретов, а также с портретами Государя Императора Николая II, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича Алексея и великих княжен, фотографиями из жизни императорского двора.

http://pravmir.ru/protoierej-lev-semenov...

Схиархимандрит Симеон (Нестеренко) 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в сочинских храмах после литургии отслужили панихиды по схиархимандриту Симеону (Нестеренко; 1920–2010). А в Михаило-Архангельском соборе и церкви великомученика и победоносца Георгия сестры организованной отцом Симеоном общины устроили поминальную трапезу. Один из приглашенных священников удивился: – Почему вы раньше времени сороковины отмечаете? – Это не сороковины, а двадцать дней – половина сороковин, – ответила одна из матушек. – Кто это вас надоумил? – Любовь, – улыбнулась матушка. – Никогда не слыхал, чтобы двадцатый день отмечали, как девятый и сороковой. Нигде это не принято. – А в Глинской пустыни принято. Отец Симеон был воспитанником этой знаменитой обители. Он пришел в нее совсем молодым и до самой кончины бережно хранил усвоенные на всю жизнь уроки. Он окормлялся опытными старцами, такими как прославленные в лике святых схиархимандриты Андроник, Зиновий, Серафим (Романцов), и обрел главную христианскую добродетель – любовь. Любовь к Богу и ближним. Именно этим объясняется ответная, поистине всенародная любовь, которой отец Симеон был окружен в последние десятилетия своей жизни. К нему приезжали за духовным советом люди из ближних и дальних весей России. Приезжали православные и из других стран. Как сказал один из духовных чад батюшки, «в его маленькой келье перебывало больше народу, чем во Дворце съездов». Даже в последние годы – а отец Симеон прожил 90 лет, – когда из-за тяжелейшей болезни и нескольких перенесенных инсультов он не мог, как прежде, беседовать с посетителями, люди приезжали к нему, чтобы просто побыть рядом, рассказать ему, немощному, о своих немощах и бедах и уйти умиротворенными и успокоенными. До последнего вздоха он молился о своих духовных чадах и гибнущем в грехах и пороках мире. Сестры его общины, проведшие подле него полвека, знали о его постоянном подвиге, о непрерывающейся ни на миг молитве. Тем, кто мало знал батюшку, трудно было поверить в то, что прикованный к постели старец, не всегда узнававший приходивших к нему людей, пребывал в постоянном богообщении. Я, грешным делом, тоже сомневался, пока за два месяца до его кончины не получил удивительный опыт общения без слов. Я простоял у изголовья батюшки на коленях минут десять. Он держал мою руку в своей руке, и я почувствовал, как его тепло проникает в мое сердце. Я не мог сдержать слез. Это безмолвное пребывание подле него было моим покаянием и его благословением. Происходило исполнение просимого у Господа очищения сердца. Я физически ощутил силу его молитвы и что «дух прав» по его молитве «обновляется во утробе моей».

http://pravoslavie.ru/43940.html

Футбол подарил нам праздник. И он продолжится до финала — в центре мира, на Никольской Камерунец в цветах российского триколора, сербские братья и «чао, Месси» от бразильцев 8 июля, 2018 Камерунец в цветах российского триколора, сербские братья и «чао, Месси» от бразильцев Если вы еще не были на улице Никольской в центре Москвы в эти дни, обязательно приходите и приезжайте. Мы в «Правмире» выбрались, теперь рассказываем и показываем. Бело-сине-красный камерунец Ригобер, «Србия и Русия – братия заувек» и «чао, Месси» от бразильских фанатов. Бело-зелено-желто-сине-красная Никольская Даже те из нас, кто искренне не хотел, чтобы Россия принимала недешевый чемпионат мира, поскрипывая сердцем, вынуждены признать: праздник удался, и дело совсем не в футболе. Москва, говорят, и в Олимпиаду-80 не видела столько счастливых иностранных лиц. А мы, россияне, когда еще так часто заговорщицки улыбались друг другу, если не теперь, когда на какой-нибудь станции метро заходит трогательная пара мексиканцев – пожилой мужчина в инвалидной коляске и, по всему, его взрослый сын, который провез отца через полмира ради футбола, или семья с грудным ребенком, укутанным аргентинским флагом, или бразильские мальчишки, которые скандируют: «Месси, чао, Месси, чао-чао-чао»? И если Москва в эти футбольные дни – столица мира, то Никольская – улица мира, веселья и карнавала. Почему иностранным болельщикам полюбилась именно эта, тесная на самом деле улочка, а не Ильинка или, скажем, Варварка, доподлинно неизвестно. Скорее всего, прилетев в Москву, люди шли на Красную площадь, расстраивались, так как она долго была закрыта, и оставались праздновать около нее, чтобы видеть красные звезды Кремля хотя бы через железную ограду и суровые лица российской полиции. Никольская, как и весь центр Москвы, раскрашивается в цвета национальных флагов в зависимости от матча дня. Вечером 27 июня она была зелено-желто-сине-бело-красная – бразильцы играли с сербами. К этому времени главную площадь Москвы уже открыли, и болельщики даже выстаивают километровые очереди, чтобы в Мавзолее посмотреть на вождя народов (правда, открыт он до часу дня, поэтому очередей мы не увидели), но веселиться и шуметь все равно уходят на Никольскую. По сравнению с ней даже площадь перед Большим театром выглядят брошенной и сиротливой. Потому что мы православные

http://pravmir.ru/nash-adres-nikolskaya-...

Неумение любить Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? 1 февраля, 2012 Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? Материал опубликован в февральском номере журнала «Вода живая» . Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? На непростые вопросы, связанные с расторжением брака, отвечает председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон . Владыка Пантелеимон (Шатов) «Любовь прошла»? —Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить? —Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить. Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его. Другая немаловажная причина — браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит. —В какой степени увеличение количества разводов — явление социальное? —Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности. —Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

http://pravmir.ru/neumenie-lyubit/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010