Почему в Пятидесятницу сошел Дух Святый. – Дух Св. сошел на молящихся. – Об ап. Петре. – Сравнение апостолов с философами. Том 9, книга 1, беседа 4 - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Почему в Пятидесятницу сошел Дух Святый. – Дух Св. сошел на молящихся. – Об ап. Петре. – Сравнение апостолов с философами. Том 9, книга 1, беседа 4 1. Что это за пятидесятница? Это – время, когда нужно было серпом срезывать жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри, в свою очередь, и на саму истину. Когда надобно было пустить в дело серп слова, когда нужно было собирать жатву, – тогда, как изощренный серп, прилетает Дух. Послушай, в самом деле, что говорит Христос: " возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве " (Ин.4:35); и еще: " жатвы много, а делателей мало " (Лк.10:2). Итак, Христос сам первый наложил серп; Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Они называет это жатвою. " При наступлении " , сказано, " дня Пятидесятницы " , то есть, не прежде Пятидесятницы, но около самой, так сказать, Пятидесятницы. Надлежало, чтобы и это соверши­лось также во время праздника, чтобы те, которые присутство­вали при кресте Христовом, увидели и это событие. " И внезапно сделался шум с неба " . Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили, " они напились сладкого вина " , то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось? И не просто произошел шум, но – " с неба " . А своею внезапностью он возбудил уче­ников. " И наполнил весь дом " . Это показывает великую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что гораздо поразительнее: " и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

     Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется. Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче. Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья. Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег. Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем. Дом возглавляет система ценностей семьи. Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили… Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

http://pravoslavie.ru/96881.html

Слово в день годичного поминовения благочестивейшего государя императора Николая I, сказанное в Одесском кафедральном соборе 18 февраля 1856 г. Год уже протек над могилой почившего в Бозе монарха нашего! Сколько событий совершилось в это время и у нас, на этой бедной земле нашей! Тем более должно произойти там, у них... Что совершилось здесь, в нашем земном мире, то мы видели или слышали. Кто скажет нам, что произошло – там?! Сколько ни усиливай любопытства и ни напрягай мысли, сколько ни умножай вопросов, в ответ одно – молчание. Гробы царей так же безмолвны, как и гроб последнего из подданных. Почему так? Разве не могло быть иначе? Конечно, могло. Но Промысл Божий судил за лучшее простереть непроницаемую завесу между двумя мирами: нашим видимым и их духовным, – такую завесу, которая приподнимается для человека только один раз – рукой смерти, и то единственно для того, кто отходит отсюда навсегда, а не для нас, остающихся долу. Почему так судил Промысл Божий? Отчасти, может быть, потому, что время, в круге которого мы обращаемся, и вечность, куда отходят они, так противоположны между собой, что даже умственный взор наш не может совместить того и другого, а главное, должно быть, потому, что для нас неполезно и даже сопряжено было бы со вредом видеть и знать заранее, что происходит с человеком по ту сторону гроба. «И какой бы мог быть вред из этого?» – подумает кто-либо. А тот, – укажем на главное,что от преждевременного прозрения и, так сказать, соглядатайства в вечность возмутился бы весь порядок земной жизни, и многие из людей престали бы вовсе заниматься делами своего звания. Добродетель, между прочим, потеряла бы в таком случае свою главную цену и достоинство, то есть свободу и безкорыстие. Теперь, напротив! Мы волей и неволей приучаемся веровать не видя, и уповать не осязая; теперь каждый самым положением своим во мраке земном воззывается на ту высоту духа, куда не может досягать вихрь и прах житейских попечений, и где начинают быть видимы и ощутительны тихое мерцание и кроткое веяние из жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Протоиерей Владислав Цыпин: «Не надо стремиться навстречу духу века сего» О патриархе Варфоломее, расколе на Украине, Малюте Скуратове и эпохе Сталина Николай Бульчук Сегодня наш гость – протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия и церковной истории, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом? Каковы перспективы Православной Церкви Украины (ПЦУ)? Как наша Церковь продолжает свое служение в сложившихся условиях? А также, почему наша Церковь до сих пор не может высказать согласованное мнение об эпохе Иоанна Грозного и «вожде всех народов»? На эти вопросы мы попросили ответить отца Владислава. – Отец Владислав, почему наша Церковь по-прежнему находится в разрыве с Константинопольским Патриархатом и, соответственно, с теми Церквями, которые поддержали новоявленную ПЦУ? Большое количество Церквей уже признало ПЦУ и ее «предстоятеля» митрополита Епифания. Получается, что Русская Православная Церковь сегодня несет главную «нагрузку» по противостоянию этой раскольничьей структуре и незаконным действиям патриарха Варфоломея в целом? – Я полагаю, что не признавших раскольников за законную каноническую Церковь и, соответственно, отвергающих акт патриарха Варфоломея о даровании автокефалии раскольникам не меньшинство, а все-таки значительное большинство. Мне известно, что грекоязычные Церкви (Александрийский Патриархат, Элладская Церковь) признали ПЦУ. Конечно, Александрийский или Константинопольский престолы в диптихе занимают (или занимали до этого) первенствующие места, хотя, если иметь в виду численность православных епископов (тем более священников и еще больше – паству), то это все равно ничтожное меньшинство. Собственно говоря, признала ПЦУ только одна национальная Поместная Церковь – это Элладская Церковь. А пока (надеюсь, впрочем, что так будет и впредь) ни Румынская, ни Болгарская, ни Сербская Православные Церкви раскольников за каноническую Церковь по-прежнему не считают. Поэтому если оценить православный мир, православную паству (самым скромным образом) в 250 миллионов человек (речь идет, разумеется, не о тех людях, которые живут благочестиво и соблюдают все церковные нормы и правила, но так статистику не ведут, так можно попытаться считать лишь святых людей), – итак, если говорить в общем о числе всех православных, то такая статистическая оценка будет более или менее верной. Но мне кажется, что сегодня все-таки около 15 миллионов из этой многочисленной паствы принадлежат к Церквям, которые признали раскольников за каноническую Церковь.

http://pravoslavie.ru/142463.html

Византийские городские монастыри: особенности уклада их жизни и значение для современного монашества Источник Скачать epub pdf Наиболее известные из первых отцов православного монашества стремились к уединению в пустынях, смотря на него как на средство для беспрепятственного провождения жизни молитвенной, среду для духовного соединения с Богом. За ними последовали сотни других людей, возжелавших жизни подвижнической. Однако при этом преп. Антоний Великий предупреждал своих учеников, чтобы они не считали отказ от мирских имений и комфорта за нечто великое, «ибо и вся земля эта очень мала пред целым небом» 1 и Царством Небесным, которое Бог уготовал любящим его ( 1Кор 2:9 ). По многим житиям отшельников мы знаем, что чаще всего Господь не давал усовершившимся в уединении подвижникам оставаться в безвестности, но открывал места их подвигов для назидания и пользы других иноков и мирян. Более того, телесное удаление из мира никак нельзя признать за главную или важнейшую черту новозаветного монашества. Сам термин «монах» в древнегреческом оригинале указывает не только на уединение, уникальность и отделенность, но и противостоит слову «δχ» (греч. –– разделенный на двое), указывая на целибатный образ жизни. Сам Христос Спаситель, указав на высоту монашеского призвания, отметил не затвор или отшельничество, не ношение вериг или другой какой-то подвиг, но отказ от семейного супружеского образа жизни: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф 19:12 ). Вдохновение святых пустынников питало свою силу не в желании отделения/уединения как такового, но в стремлении единения с Богом. Вот почему, по толкованию некоторых церковных писателей, термин «монах» указывает более на цельность природы в подвижнике, чем на отделение его от человеческого сообщества. Вот почему ученик преп. Силуана Афонского архим. Софроний (Сахаров) говорил о достижении монахом своего призвания как о таинстве духовного единения со всеми людьми: «Все мы –– клеточки великого тела всего человечества… И мы должны приготовить себя к уразумению сего, ибо тогда мы становимся подобными, отчасти, Адаму до падения и начинаем носить в себе все человечество, всего Адама, как нечто единое, созданное Богом» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скромность говорящего приносит большую пользу слушающему. – Свойство речи Петра. – Бог и злодеяния направляет к благу. Том 9,книга 1, беседа 9 - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Скромность говорящего приносит большую пользу слушающему. – Свойство речи Петра. – Бог и злодеяния направляет к благу. Том 9,книга 1, беседа 9   1. В настоящей речи больше смелости (чем в прежней). Это – не потому, чтобы прежде (апостол) боялся, но потому, что те люди – насмешники и ругатели – не снесли бы (подобной сме­лости). Поэтому-то, начиная ту речь, он тотчас же и возбуж­дает их внимание предисловием, говоря: " сие да будет вам известно, и внимайте словам моим " (Деян.2:14). А здесь ему нет нужды в таком приготовлении. Эти люди не были беспечны; чудо сделало всех их внимательными, – почему они и были объяты страхом и ужасом. Поэтому-то апостол и не имел нужды начинать (здесь) с того же, но (начал) с другого, чем всего более и расположил их к себе, отклонив от себя то мнение, какое они себе составили. Ведь ничто так не полезно и не приятно для слушателей, как то, если говорящий не только не говорит о себе ничего великого, но даже уничто­жает и мысль о том. Таким-то образом (апостолы) больше прославили себя тем, что презрели славу и показали, что то было дело не человеческое, а Божие, и что они также, наравне с другими, должны удивляться, а не служить предметом удив­ления. Видишь ли, как (Петр), будучи чужд честолюбия, от­вергает от себя славу? Так поступали и древние. Например, Даниил говорил: " мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих " (Дан.2:30). И еще Иосиф: " не от Бога ли истолкования? " (Быт.40:8) И Да­вид: " когда, бывало, приходил лев или медведь " , во имя Господа я раз­рывал их руками (1Цар.17:34,35). Так теперь и апостолы: " что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? " И это, говорят, принадлежит не нам, потому что не своим достоинством привлекли мы на себя благодать Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Явление Христа народу»,  — какие важные христианские смыслы вложил художник в картину 18 мин., 18.01.2023 «Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни — «Явление Христа народу». Почему он выбрал именно этот евангельский эпизод для будущего полотна? Какие смыслы заложил в него? И что мы знаем о духовных поисках самого Иванова? Миссионер с кистью Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис, и его картина, вырас­тая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но и целой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает в Риме, куда он прибыл в 1830 году в качестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения в Риме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил с Гоголем, Жуковским, общался с Герценом, сблизился с Николаем Рожалиным — знатоком античности и немецкой литературы и философии. Рожалин и представил Иванову мир немецкого романтизма, который в ту пору быстро укоренялся в России не как философское течение, а как новый способ переживания жизни. В романтическом мировидении художник не просто творец, это преобразователь жизни, миссионер с кистью в руках, ведущий обезличенную толпу. Гигантские задачи, священные цели — этим был наполнен исторический день. К примеру, отрывок из письма Огарева к Герцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты и для чего»! В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «Я уже обрек себя умереть на пути к пользе отечества», отсюда же не простá картина, а «сюжет моей картины всемирный». Свой «всемирный сюжет» Иванов находит в Евангелии: «…я остановился на Евангелии Иоанна , увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. Сей-то последний момент выбираю я предметом картины моей, то есть когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу “Се агнец Божий, вземляй грехи мира!”» — в этом эпизоде Иванов увидел сущность всего Евангелия.

http://foma.ru/dozhdatsya-hrista.html

146–148. Больное место нашей церковной жизни I Есть немудрая, но верная пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Больному свойственно жаловаться на свою болезнь, да и врач не знал бы, что лечить, если бы больной ему не пожаловался. В духовной жизни познание своей духовной болезни важнее, чем в телесной. Телесный врач иногда угадывает болезнь по внешним признакам, а в духовной болезни прямо необходимо, чтобы больной сам опознал – и как можно лучше – свою болезнь. Без этого невозможно его исцеление. Вот почему у святых отцов так много заботы о познании грехов­ности в деле обращения грешника от заблуждения пути его ко Христу Спасителю в деле покаяния. “Егда узрит человек грехи своя яко песок морский, – говорят они, – се начало здравия души!” Что грехи есть, что душа больна у каждого – об этом и речи нет: это несо­мненно, более того: и грехов-то немало: их и не сочтешь сколько – яко песок морский, как песок у морского берега и на дне моря. И это – у каждого человека. Так вот, познать эти грехи, увидеть их в себе и составляет первую и главную задачу кающегося грешника. “Кто узрит грехи свои яко песок морской, – говорят святые отцы, – тот выше сподобившегося узреть ангелов Божиих”. Когда он, после немалых трудов и борьбы с своим самоценом, наконец, при помощи Божией, добьется того, что увидит себя утопающим во грехах, рабом их, тогда и возопиет ко Христу Спасителю, как утопающий Петр, из глубины души: “Господи, спаси меня, погибаю!” С этого и только с этого момента и начинается выздоров­ление души, надежда на исцеление ее от греховной болезни. Что говорим относительно отдельного человека, то верно и в отношении к целому обществу, к целому народу. Ниневитяне вняли слову пророка Ионы, познали всю глубину греховную, в какой очутились, ужаснулись суда Божия и покаялись, и с того момента нача­лось их духовное исцеление. То же бывало и не раз, как свидетельствует наша история, и с нашим Русским народом в годину великих испытаний. Окаевали наши предки свои грехи и исправлялись, и Бог внимал их покаянным молитвам, по заступлению и ходатайству Матери Божией и святых Божиих. И Русь спасалась от бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ситуация усложняется Интервью сербскому еженедельнику ПЕЧАТ 24.12.2019 816 Время на чтение 17 минут ких церковных раскольников и в одностороннем порядке даровавшего автокефалию этой украинской раскольнической религиозной общине, незаконно вторгнувшись в пределы общепризнанной церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на Украине. Таким образом, Патриарх Варфоломей инициировал церковный раскол. Под сильным политическим давлением Афин, Брюсселя и Вашингтона, которые всячески поддерживают Варфоломея, украинских раскольников заставили признать также и Александрийского православного Патриарха Феодора II и Афинского Архиепископа Иеронима II. Греческие и американские власти, стараясь «насолить» Москве , пытаются добиться признания украинских раскольников и со стороны глав других Православных Церквей. Ситуация в православном мире все более осложняется. «Печат»: Чем мотивированы неканонические действия первоиерарха Константинополя укрепить пошатнувшийся исторический авторитет первой по чести православной кафедры или причины глубже и последствия идут дальше? Валерий Аркадьевич Алексеев: Причин несколько. Исторически Константинопольский Патриархат, сам по себе, как Автокефальная Поместная Православная Церковь не большой. В самой Турции, где находится юрисдикция Константинопольского Патриархата, насчитывается не более 3-5 тысяч православных верующих, принадлежащих к этому греческому Патриархату, бывшему когда-то могущественным в Византийской империи, но с падением в 15 веке Византии утратившего свою былую силу. Силы теперь мало, но амбиций слишком много. Этот греческий Патриархат со времен Византии имеющий исторически лишь первенство чести, претендует на главную роль во всем мировом православии. По православным канонам, все 15 имеющихся в мире Автокефальных Православных Церквей, имеют равные права, они самостоятельно управляются, и никто со стороны не должен вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Однако в Константинопольском патриархате, который проводит исключительно греческое церковные интересы по всему миру, считают, что Константинопольский Патриархат, имеющий мощную политическую поддержку в Вашингтоне и в Афинах, имеет почему-то какое-то право вмешиваться во внутреннюю жизнь каждой Автокефальной Православной Церкви и решать все их проблемы в соответствии в греческими интересами, согласованными с властными элитами в Афинах и Вашингтоне.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/24/situac...

«Уголок Святой Руси». Праздник Пятидесятницы, или Троицын-день, как его обычно называли у нас в народе, является престольным праздником Св. Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк. На этот праздник ежегодно стекается в монастырь множество богомольцев – обычно несколько сотен со всех концов Северной Америки, в последние годы особенно много из Канады, из Калифорнии, а нередко – даже из Южной Америки, из Европы, а бывало – и из Австралии и Новой Зеландии. И вот под впечатлением того, что они видели и слышали в монастыре, начиная с уставных богослужений и кончая всей бытовой обстановкой и общением с братией, они дали Св. Троицкому монастырю выразительное наименование – «Уголок Святой Руси», широко распространившееся по всему русскому зарубежью. Это, конечно, весьма высокая похвала для монастыря, которая должна, однако, побуждать братию не гордиться ею, а всеми силами стараться быть достойными ее. Вместе с тем это название ясно указывает,  в чем  верующие русские люди, разсеянные ныне по всему свету, видят  главную ценность Св. Троицкого монастыря. В том, что в нем сохраняется дух, язык и традиции прежних русских монастырей, украшавших некогда нашу родину – Святую Русь. А Святая Русь это не мечта, не воображение, как почему-то думают некоторые недоброжелатели нашего православного отечества, и среди самих русских, которых можно назвать «непомнящими родства», и среди враждебно настроенных к нам иностранцев. Святая Русь была, жила и продолжает еще жить в душах многих русских людей, не отрекшихся от своего русского имени, от всего своего родного святорусского прошлого. И это вовсе не есть какой-то греховный «национализм» или какая-то «политика», неуместная в Церкви и религиозной жизни, как любят утверждать это некоторые современные лже-мудрецы, отвергающие право на существование Русской Церкви за пределами нашего порабощенного теперь лютыми богоборцами отечества. Нездоровый и действительно греховный национализм, называемый обыкновенно «шовинизмом», был всегда глубоко чужд душе каждого истинно-русского православного человека. Любовь к России, к русскому народу, к нашему многовековому историческому прошлому у нас самым тесным образом связана с любовью к истинно-христианской вере – к св. Православию, которое духовно воспитало русский народ и дало ему подлинно-великую православную русскую культуру, перед которой преклоняются лучшие, наиболее возвышенно-настроенные люди всего мира. Русский человек еще от времен своего Просветителя св. равноапостольного Князя Владимира так глубоко воспринял сердцем св. православную веру, что для него «Православие» и «Русскость» стали как бы синонимами – однозначащими словами. И только неосторожное, чрезмерное сближение с давно-отпавшим от Православия Западом вызвало губительную трещину в сознании русского человека и, в конце концов, привело к той ужасной кровавой катастрофе, которая постигла Русскую Землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010