«Уголок Святой Руси». Праздник Пятидесятницы, или Троицын-день, как его обычно называли у нас в народе, является престольным праздником Св. Троицкого монастыря в Джорданвилле в штате Нью-Йорк. На этот праздник ежегодно стекается в монастырь множество богомольцев – обычно несколько сотен со всех концов Северной Америки, в последние годы особенно много из Канады, из Калифорнии, а нередко – даже из Южной Америки, из Европы, а бывало – и из Австралии и Новой Зеландии. И вот под впечатлением того, что они видели и слышали в монастыре, начиная с уставных богослужений и кончая всей бытовой обстановкой и общением с братией, они дали Св. Троицкому монастырю выразительное наименование – «Уголок Святой Руси», широко распространившееся по всему русскому зарубежью. Это, конечно, весьма высокая похвала для монастыря, которая должна, однако, побуждать братию не гордиться ею, а всеми силами стараться быть достойными ее. Вместе с тем это название ясно указывает,  в чем  верующие русские люди, разсеянные ныне по всему свету, видят  главную ценность Св. Троицкого монастыря. В том, что в нем сохраняется дух, язык и традиции прежних русских монастырей, украшавших некогда нашу родину – Святую Русь. А Святая Русь это не мечта, не воображение, как почему-то думают некоторые недоброжелатели нашего православного отечества, и среди самих русских, которых можно назвать «непомнящими родства», и среди враждебно настроенных к нам иностранцев. Святая Русь была, жила и продолжает еще жить в душах многих русских людей, не отрекшихся от своего русского имени, от всего своего родного святорусского прошлого. И это вовсе не есть какой-то греховный «национализм» или какая-то «политика», неуместная в Церкви и религиозной жизни, как любят утверждать это некоторые современные лже-мудрецы, отвергающие право на существование Русской Церкви за пределами нашего порабощенного теперь лютыми богоборцами отечества. Нездоровый и действительно греховный национализм, называемый обыкновенно «шовинизмом», был всегда глубоко чужд душе каждого истинно-русского православного человека. Любовь к России, к русскому народу, к нашему многовековому историческому прошлому у нас самым тесным образом связана с любовью к истинно-христианской вере – к св. Православию, которое духовно воспитало русский народ и дало ему подлинно-великую православную русскую культуру, перед которой преклоняются лучшие, наиболее возвышенно-настроенные люди всего мира. Русский человек еще от времен своего Просветителя св. равноапостольного Князя Владимира так глубоко воспринял сердцем св. православную веру, что для него «Православие» и «Русскость» стали как бы синонимами – однозначащими словами. И только неосторожное, чрезмерное сближение с давно-отпавшим от Православия Западом вызвало губительную трещину в сознании русского человека и, в конце концов, привело к той ужасной кровавой катастрофе, которая постигла Русскую Землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Kairos и революция человеческой судьбы. Над книгой протопресвитера Александра Шмемана Это страшно, но слова благовестия о том, что смерти нет, стали всем известными и пресными 3 августа, 2015 Это страшно, но слова благовестия о том, что смерти нет, стали всем известными и пресными Мы знаем о том, что Христос победил смерть, но почему же мы продолжаем жить так, словно это нас не касается? – размышляет Ольга Шульчева-Джарман. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? (Притч. 22:11-12) Все мертвы — не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения (протопресвитер Александр Шмеман). «Я вижу главную опасность для богословия смерти – любопытство», – со свойственной ему мудрой трезвостью говорит в одной из этих четырех лекций отец Александр Шмеман. В них нет рассказов о жизни после смерти, о доказательстве существования разумной души после смерти тела, о полезности погребальных обрядов. Горизонты светлого и святого Православия бескрайни – «со Христом надежда может войти и во ад. Это надежда не просто на мое чудесное возвращение, это — космическая надежда на победу Бога». Лекции прочитаны отцом Александром для западной аудитории, и это, несомненно, наложило на них определенный отпечаток. О «незнакомстве» со смертью западных людей мне пришлось узнать на личном опыте. Близкий мне человек, будучи воспитан в западной культуре и перейдя в Православие, встретился в одной православной церкви со смертью лицом к лицу – буквально. «Знаешь, я не пойду в тот придел», – сдержанно, как и положено англичанину, проговорил он. – «Там, кажется, забыли закрыть гроб с мертвым пожилым джентльменом. Я ничего не имею против, конечно, но я постою здесь». Он никогда не видел человека в гробу. Он видел только гроб . Добавлю, что он был англиканским священником. Потом он стал подходить к гробам – пожилых джентльменов, а чаще пожилых леди (так он называл наших церковных бабушек). Не знаю, что творилось в его душе, он был немногословен. Но как-то он сказал – «Раньше я их боялся. А теперь вижу, что ничего страшного здесь нет. В этом есть что-то мистическое, торжественное и одновременно простое. До этого человек стоял рядом со мной, а теперь он лежит в гробу, мертвый, и я стою рядом с ним».

http://pravmir.ru/kairos-i-revolyutsiya-...

Глава 16. МОЛИТВА – ПИЩА И ЖИЗНЬ ДЛЯ ДУШИ 16.1. Только любовь выше молитвы Считая молитву главнейшим делом в жизни 871 , святые отцы говорят, что она есть «превыше естества человеческого» 872 , «божественнее всех добродетелей» 873 , «царица добродетелей» 874 , так как из нее, как из источника, истекают все добродетели 875 , включая главную из них – любовь 876 . В тех же случаях, когда человеку предстоит выбор между молитвою и делом любви к ближнему, то он, по учению святых подвижников, должен предпочесть молитве дело любви. Ибо, по словам святого Иоанна Лествичника , только «любовь выше молитвы 877 , ибо молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели» 878 . На основании этого преподобный Никита Стифат говорит, что «если когда поешь песнь молитвы Богу, брат придет и постучится в дверь келлии твоей, не предпочти дело молитвы делу любви, презрев стучащегося к тебе брата, ибо это нелюбезно Богу. Он желает от тебя в это время елея любви, а не жертвы молитвы. Почему, оставя дар молитвы, дай брату беседу любви и удовлетвори его желание. Потом, возвратившись, принеси дар твой Отцу духов со слезами и сокрушенным сердцем, и дух правый обновится во утробе твоей» 879 . 16.2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе Важность и значение молитвы для человека побуждает святых авторов «Добротолюбия» неустанно звать всех христиан к прохождению молитвенного подвига. Свидетельствуя, что уму человеческому «свойственно пребывать в Боге и размышлять о Нем» 880 , они призывают «иметь ум всегда в Боге и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову пророка: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня» ( Пс.15:8 )» 881 . Говоря о том, что человек почерпнет полное довольство лишь в молитве 882 , святые подвижники научают отдавать время в своем каждодневном делании по Богу преимущественно молитве. Прочие же делания, говорят они, привходят только по причине утомления в молитве 883 . Так как без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу 884 , то она является для человека столь же необходимой, как вода – рыбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Искуситель, приступив ко Христу, сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф.4,3 ). Диавол знал, что к концу поста осла­бляется не только тело человека постящегося, ослабляется и воля его, человек начинает жалеть себя, трепещет душа его, опасаясь смерти от голода. И воля его расслабляется до такой степени, что начинает он помышлять о прекращении поста, о прекращении подвига своего, об отказе от него. Это знал сатана, он ждал только момента, когда под влиянием сорокадневного поста ослабеет воля Спаси­теля по человечеству, ибо тогда легче будет искушать Его. И вот поэтому через сорок дней он и приступил искушать Христа. Он как бы говорит, если ты Сын Божий, то сотвори чудо, повели камням стать хлебами. Ведь Ты же погибнешь от голода, ведь Ты же Чудотворец. Почему же не хочешь чудотворную силу Свою употребить на насыщение хлебом, в который превратишь камни. Сатана знал, что искушение пищей, в особенности для человека, голодавшего сорок дней и ночей, весьма тяжело Он и надеялся победить Христа этим искушением. Сущ­ность искушения состояла в том, что Пастыреначальнику предлагается восполь­зоваться присущей Ему чудодейственною силою Божиею для удовлетворения чувственных, телесных потребностей человеческой природы. Господь отражает это искушение указанием на Священное Писание: «Написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4,4 , Лк.4,4 ; Втор.8,3 ). Так и пастырь Церкви прежде всего должен заботиться об исполнении возложенного на него высшего духовного подвига, о питании себя, главным образом, пищею духовною, при которой он как бы забывает на время о пище телесной, а тем более несвойственно пастырю дарованные силы духовные обращать в служебное орудие для своих плотских влечений. Нельзя, конечно, совсем игнорировать требования плоти. Такого бремени не возлагает, да и не может возложить на пастыря Церковь . Он должен заботиться о своей плоти, но настолько, чтобы она не брала перевес над духом. Нельзя плотские похотения ставить выше духовных потребностей, удовлетворение которых составляет главную задачу жизни не только священника, но и всякого человека. Поэтому, кто любит свою плоть до забвения духовных потребностей, кто все внимание свое обращает лишь на то, чтобы питать и греть ее, не умея обуздывать ее по­желания, тому лучше не помышлять о священстве, которое есть служение духа ( 2Кор.3,8 ) (5, с.72).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Кирилл Миловидов Высоко-Петровский монастырь в лицах: издатель и духовник Скачать epub pdf К 700-летию Высоко-Петровского монастыря мы продолжаем знакомить читателей с людьми, которые спасаются посреди шумного мегаполиса. Духовник монастыря игумен Петр (Пиголь) совмещает четыре послушания: преподает богословские предметы, руководит информационно-издательским центром «К Свету», совершает богослужения и является духовником обители. С какими вопросами игумен Петр обращался к прп. Паисию Святогорцу , как решить главную духовную проблему москвичей, почему неофиты со временем остывают и как не остыть самому, и в чем, наконец, состоит «русская идея» – читайте в нашем интервью с духовником Высоко-Петровского монастыря. – С какими проблемами и бедами сегодня приходят москвичи в монастырь, что их больше всего терзает? – Все прегрешения, с которыми человек приходит на исповедь, это, как правило, и источник его проблем – проблем, с которыми он сталкивается, борется и которые он должен решать. Желание и стремление решить ту или иную проблему – главное устремление человека, которое часто мотивирует его движение к Богу. И это правильно, человек действительно должен заботиться о себе. В Евангелии именно отношение к себе дано как критерий правильного отношения к ближнему: «возлюби ближнего как самого себя». Возлюбить себя – это значит желать себе подлинного блага, исходящего от Бога. Напротив, жизнь по греховным страстям и стремление получить в этом какое-то наслаждение – это не любовь к себе, а путь деградации и разрушения своей личности. Это грехи против самого себя. Так вот, если говорить об общей тенденции, то можно наблюдать, что современные люди больше всего поражаются грехом, который прп. Иоанн Лествичник называет «окамененным нечувствием». Это состояние духовного безразличия, или, как выразилась бы молодежь, духовной непрошибаемости. Человек приобретает некий панцирь, которым облекается его душа, и становится малочувствительным к вопросам спасения своей души. Это, конечно, очень опасное состояние. В таком состоянии человек не стремится на исповедь, у него нет интереса к духовным проблемам и вопросам духовной жизни, он все глубже погружается в безразличие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/vys...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней П. Троицкий. Борьба Филофеевского монастыря с русскими келлиотами на Афоне по материалам Архива Внешней Политики - часть IV П. Троицкий. Борьба Филофеевского монастыря с русскими келлиотами   Почему-то особенно неудачно складывались отношения у русских келлиотов с Филофееским монастырем. Настоятель Вознесенской келлии Филофеевского монастыря о. Илларион в письме от 2 октября 1911 года сообщает Константинопольскому послу, что его вместе со всем братством решили изгнать из келлии. Он сообщает, что 18 августа Протат решил отстранить его от настоятельства, тем самым поддержал требование монастыря. Далее старец рассказывает о том, что прошлой осенью он пришел в Филофеевский монастырь и просил разрешения на постройку помещения для мулов. Но, сначала надо было подготовить, расчистить место, а потом уже строить. Нужно было срыть для этого часть холма и построить каменную стену для предотвращения сползания. Поначалу монастырь согласился, но пришлось взять монастырского подрядчика. Расчистили место, сделали фундамент, и о. Иларион опять отправился в монастырь просить разрешения на постройку. На просьбу архимандрит Феодосий, бывший ранее в отъезде, ответил решительным отказом и приказал распродать мулов, братство же распустить, оставив по закону только 6 человек. О. Иларион был поражен этими требованиями и посчитал, что главную роль тут сыграл каприз о. Феодосия. Отец Иларион стал регулярно ходить в монастырь и просить о разрешении постройки. В других местах его бы заставили строить такую стену. Но архимандрит все не давал и не давал разрешения. Холм грозил сползти и завалить постройки келлии. Кинот принял решение о лишении о. Илариона настоятельства и изгнании братии. Но работы нельзя было остановить из-за опасности разрушения келлии. Когда в монастыре узнали, что работы продолжаются, то архимандрит Феодосий пришел туда с турецкой полицией. Каймакам же, после рассмотрев ситуацию, снова разрешил работы. Делалась только стена, но, видимо, монастырское начальство решило, что начато новое большое строительство.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=16...

ЦВ 5 (330) март 2006 /  9 марта 2006 г. Игумения Любовь (Нестеренко), настоятельница Ново-Тихвинского женского монастыря: О современном монашестве Ново-Тихвинский женский монастырь известен с конца XVIII века. В 1920 году он был закрыт и разорен. Возрожден в 1994 году и сегодня является одной из крупнейших женских обителей России. — Матушка Любовь, сегодня существует множество мифов и заблуждений, касающихся монашеской жизни. И это характерно не только для людей не церковных, но и для некоторых православных мирян. В чем вы видите главную задачу современного монашества? — Действительно, мифов много и внутри церковной ограды. Наиболее расхожим, должно быть, является мнение, что монастырь — это прибежище несчастных людей, у которых не сложилась судьба, не получилось создать семью, иметь детей. Возможно, у них было какое-то разочарование в жизни, или их постигла тяжелая болезнь, гнетет боязнь одинокой старости. На самом деле, это глубокое заблуждение. И скорее всего, корни этого заблуждения в том, что современным людям трудно подняться над земными ценностями. Ведь все привычно считают счастливыми исключительно тех, кто благополучен в житейских вопросах. А святые отцы говорят, что земное счастье — это только тень вечных благ. Поэтому людям и бывает трудно понять, что настоящей причиной ухода от мира является только любовь к Единому Богу. Всем нам понятны чувства любящих людей, будь то материнская или супружеская любовь. Любя, мы готовы преодолевать ради другого человека любые трудности, мы чувствуем скорбь от разлуки с ним. Почему же вызывает недоумение, когда чье-либо сердце уязвляется любовью к Тому, Кто, по слову Псалмопевца, «красен добротою паче сынов человеческих»? А ведь стремление это может быть таково, что человек готов забыть все радости мира, готов только с Ним единым беседовать. И на самом деле, это естественно для человеческой природы, ведь человек до падения непрестанно пребывал в общении с Богом. Поэтому нет ничего странного в том, что этот естественный зов к Творцу возгорается в сердце.

http://e-vestnik.ru/church/igumeniya_lyu...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - июнь 2009 г.   У меня уныние, бессилие, равнодушие ко всему и ко всем. В голове почему-то крутятся стихи Николая Рубцова: «Лодка на моей мели скоро догниет совсем». А раньше, когда я начинала ходить в Церковь, было не так. Каждое посещение храма было для меня событие и праздник. В. Глебов, г. Вологда Опыт показывает, что очень часто наша духовная и нравственная жизнь подобна лодке, севшей на мель на берегу озера или, лучше сказать, моря во время отлива. Сама лодка не может вновь соединиться с морем, она прибита к земле. Скованная своей тяжестью, она осуждена все более увязать в песке. Пока не придет морской прилив и не снимет ее с мели. Тогда она будет поднята волной, которая понесет ее, и она будет плыть, обретая свободу и бескрайние горизонты. Точно также бывает с нами. Предоставленный самому себе, человек не может изменить в своей жизни ничего (или может изменить ничтожно мало). Он пленник своих привычек и своей тяжести. Но как только достигнет его волна Божественной любви, он входит в поток истинной жизни. И его жизнь преображается. Наученная милосердию у Бога, она устремляется в порыве милосердия к Богу и к другим людям. Через многие скорби и испытания надо пройти нам, чтобы научиться вымаливать этот дар!   Вы часто повторяете: «Сколько ложных учений о Боге, столько ложных учений о любви». Понятно, что Вы имеете в виду. Во всех религиях, кроме христианства, ложное учение о Боге. Но в христианстве разве не было ложных учений? И разве нет их сейчас? Л. Денисов, г. Арзамас Разумеется, были и есть, и будут. Возьмите, например, главную тайну нашей веры - тайну Боговоплощения. В течение веков разбором христологических ересей занимались по преимуществу знатоки богословия. Но вот эти ереси сегодня вновь оживают. Как реагирует на них наша вера, если она не мертва? Хуже всего, говорят святые отцы, привычка к святыне. Сколь многие христиане привыкли жить в спокойном и несколько бессознательном обладании истинами нашей веры. Вместе со всеми они поют в Символе веры, что Иисус Христос «истинный Бог и истинный человек». Но теплохладность в исповедании истины вызывает, как сказано, у Бога отвращение. В век глобализма все больше появляется и среди православных тех, кто делает из нашей веры мораль, удобную для людей, «живущих без огня и умирающих без желания». Все значительней присутствие их в нашей Церкви, и все ощутимей их усилия превратить православную веру в разумную интеллектуальную систему, успокоительно действующую на людей, любящих порядок и логику. Так возрождаются старые христологические ереси, согласно вкусу дня. Одни, под влиянием индуизма, видят во Христе лишь Божественное существо, явившееся под видом человека. Другие, вдохновляемые западным рационализмом, видят в Нем лишь высокоодаренного духовно человека, которого обожествили первые христианские общины.

http://moral.ru/dom_0609.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов): На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. 13 апреля, 2012 О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. Смерти нет — Отец Тихон, почему Пасха каждый раз празднуется не как очередная годовщина Воскресения Христа, а как само Воскресение? — Поразительное открытие сделал почти 2 тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан. Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека. Таких констант у ребенка несколько, но они являются для него несомненной истиной. Это, пожалуй, любовь матери, ежедневное открытие прекрасного мира и убежденность в вечности своего бытия и вечности всех тех, кто охвачен любовью ребенка: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

За четыре года до смерти Михаил Шолохов, по словам ростовского литературоведа Константина Приймы, на вопрос, почему авторы книг о его творчестве обходят молчанием или глухо говорят о тщательно скрываемых причинах верхнедонского восстания? - обронил коротко: " БОЯТСЯ ПРАВДЫ... " . Эти слова относились к записным шолоховедам - Ю.Лукину, Л.Якименко, В.Гура, В.Литвинову и прочим. Теперь, как мне кажется, этот список пополнил и режиссёр Сергей Урсуляк. Канал " Россия " анонсировал сериал " Тихий Дон " как главную премьеру этого года. По идее так оно и должно бы стать, но вот что поразительно: бурное обсуждение фильма началось в СМИ и в Интернете с первых же серий, а сам канал разбор полётов в студии, в прямом эфире не провёл, мнения зрителей и профессионалов не выслушал. Не интересно или у нас только украинские да сирийские новости на ток-шоу обсасывают? А поговорить-то есть о чём, материал - горячий. Блогеры и критики, конечно, прежде всего стали сравнивать подход к экранизации, к выбору актёров двух Сергеев - классика Герасимова и успешного Урсуляка. Это вообще не тема моих заметок: всякий раз (и при просмотре " Тихого Дона " тоже!) убеждаешься, как мельчают личности, фигуры и даже фактуры актёров - это данность. Например, хорошо сыграла в сериале актриса Дарья Урсуляк, но, как написал раздражённый телезритель: " Наталья в исполнении дочери Урсуляка делает непонятным замысел Шолохова. Ведь Наталья лучше! Мужчина уходит от богатой - к бедной, от верной - к непостоянной, от лучшей (по общественному мнению) - к худшей! Новый зритель вряд ли поймёт трагедию отношений, а тут другой расклад: ушёл Григорий от такой Натальи - и правильно сделал! Уж лучше бы тогда Урсуляк на роль Натальи пригласил Анджелину Джоли " . Ну, здесь и субъективизм сквозит, и неприятие родственности, но и правда сермяжья. Ведь, кроме потрясающей Людмилы Зайцевой и (частично, с шутовским шлейфом прошлых ролей) Сергея Маковецкого, по большому счёту - никто не вытянул. В отличие от фильма Герасимова в сериале Урсуляка главные роли исполняют молодые актеры: Григория Мелехова играет 31-летний Евгений Ткачук (против 42-летнего Петра Глебова), а Аксинью Астахову играет 22-летняя Полина Чернышева (против 29-летней Элины Быстрицкой). Нынешние и по степени человеческой зрелости - не тянут, а уж по актёрской школе...

http://ruskline.ru/opp/2015/dekabr/12/is...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010