Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Политика (др.-греч. πολιτικ — «государственная деятельность», от πλις — «город, государство») — 1) искусство управления государством; 2) борьба за власть; 3) деятельность какой-либо общности, направленная на решение его внутренних и внешних задач (пример: политика партии, политика Церкви). Существуют ли каноны, запрещающие священнослужителям заниматься государственной (мирской) политической деятельностью? 81е Апостольское правило гласит: «Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управления, но неупустительно быти при делах церковных». О том же говорится и в 6м Апостольском правиле , а также в 10м правиле VII Вселенского Собора . На пользу ли Церкви ее взаимоотношения с политиками? Взаимоотношения между политиками и духовенством имеют долгую историю и в разное время носили как положительный характер, так и негативный. Заметим, Церкви, именно в соответствии со своим призванием, нередко приходится решать и такие задачи, которые подразумевают взаимоотношение со светскими властями, в том числе с высшим политическим руководством. Однако всегда необходимо помнить слова Спасителя: «Кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Почему Церковь не вмешивалась в политику во время революции и Гражданской войны? Сказать, будто Церковь, в лице своих членов, совершенно не вмешивалась в политику во время революции и гражданской войны, по-видимому, нельзя. Другой вопрос, насколько высока или низка была степень такого вмешательства. Опять же, значительная часть православного духовенства в годы Гражданской войны занимала нейтральную, срединную позицию между противоборствующими сторонами и тогда еще существовавшими различными политическими партиями, надеясь на то, что смута в России скоро закончится. Этому нейтралитету способствовали и воззвания патриарха Тихона в 1918–1919 годах, когда он, с одной стороны, призывал народ к прекращению братоубийственной войны, а с другой – предостерегал духовенство от участия в политической борьбе, чтобы не провоцировать советскую власть и не давать повода для террора. Он напоминал, что священнослужители находятся выше по духовному сану и должны помнить, в первую очередь, о законах Святой Церкви. Когда появился современный запрет на политическую деятельность священнослужителей?

http://azbyka.ru/politika

В самой Москве старообрядцы готовили правительству открытое требование восстановить «древнюю веру». На этой почве в июне-июле 1682 г. в столице произошли народные волнения, столь значительные, что патриарх Иоаким пошел на открытый диспут с вождем тогдашнего старообрядчества Никитой Добрыниным по прозвищу Пустосвят, а затем прибег к прямой поддержке светской власти для подавления бунта. 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Кремля состоялись открытые прения о вере, а уже 11 июля Никита был казнен. Вынесенные на Собор предложения царя установить меры пресечения и наказания для лиц, непокорных Церкви, не были преждевременными. Но эффективность их была крайне низка, что показали события летнего восстания. Отзываясь на царские предложения, отвечавшие их собственным устремлениям, иерархи приняли ряд соответствующих постановлений: уничтожить существовавшие и прекратить дальнейшее распространение старообрядческих скитов и монастырей, учреждаемых под видом православных, упразднить священников при часовнях, таящих в себе опасность распространения староверия. Пресекая хождение в народе старообрядческой литературы и старопечатных книг, решено было взамен выдавать бесплатно новые книги. Указывая на такую меру борьбы с расколом, как «многое церковное учение, и наказание, и архиерейское прощение к обращению истинного покаяния», Собор вместе с тем больше надежд возлагал на местную гражданскую власть. Архиереи прямо просили воевод, приказных людей и вотчинников содействовать их борьбе с «церковными мятежниками». Упорное пребывание в расколе они определили считать преступлением, подлежащим гражданскому суду, и рекомендовали по надобности применять против непокорных военную силу. Успех в деле преодоления церковного раскола во многом зависел от вполне конкретных поступков священнослужителей на местах. Если в повседневной жизни они являли собой пример благочестия, достойный подражания, то результат был положительным, или, напротив, отрицательным, если деятельность и жизнь приходских священников, настоятелей монастырей и монахов не соответствовала их сану.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Говоря о вопросах социальной ответственности и соработничества Церкви и общества, Святейший Патриарх особо остановился на стихийных бедствиях уходящего года – засухе и лесных пожарах во многих российских регионах. Предстоятель напомнил, что Русская Церковь активно включилась в программу помощи пострадавшим и «достойно выполнила свою непростую задачу». – В связи с грозным летним испытанием важно помнить, что единая задача Церкви, власти и общества состоит, в частности, в том, чтобы не допускать разрушительных социальных потрясений, соблюсти баланс сил и интересов», — заключил Святейший Патриарх, подчеркнув вместе с тем необходимость развития социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны. Также на собрании патриарх поставил перед Церковью задачу вести активную работу по преодолению и профилактике межнациональной розни. – В деле преодоления межэтнических напряжений первопроходцами должны стать люди верующие. Мы призваны быть добрым примером христианского отношения ко всем без изъятия, кому потребуются наша помощь, забота и участие, – заявил он. Святейший подчеркнул, что православию «чужда идея национального превосходства и неведома ненависть к представителям других религий», и призвал помнить, что на преступный путь толкают человека «в недобрый час не только его собственная злая воля, дурные наклонности, отсутствие средств к существованию и отчаяние, но порой несправедливость и бессердечие окружающего мира». – Даже если у мигрантов низка бытовая и общая культура в нашем понимании, то это никак не должно помешать нам протянуть им дружескую руку помощи. Обучение их русскому языку, содействие в адаптации к нашей культурной традиции и образу жизни могут стать одной из важных социальных забот Церкви, – сказал Предстоятель. В соответствии только с официальной статистикой, «не учитывающей огромную нелегальную миграцию», между двумя переписями населения – в 1989 и 2002 годах –- численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раз, азербайджанской и молдавской – в 5 раз, чеченской – в 7 раз, таджикской – в 12 раз, вьетнамской – в 14 раз, китайской – в 35 раз, – напомнил патриарх.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vidit-...

церкви, праздник Пятидесятницы есть не только день радости о Дусе Святе, но и день вселенской молитвы о усопших. Кстати, значит, совпадение памяти единичного упокоения с мольбою о всеобщем покое. В 6 часов мы отправились, в сопровождении консульского каваса, в соборную церковь на Божественную службу. Ещё застали большую часть утрени. Служение правилось хорошо знакомым мне порядком. Священнодействовал один из чередных священников. Архиерея нет в городе. Он заседает на этот год в Константинопольском Синоде. Вся обстановка службы почему-то казалась мне совсем не праздничною. Слишком всё просто, не прикрашено, не прилажено, не приглажено... Нечто странное и как бы нескладное виделось мне кроме того во всех почти действиях и даже в голове служащего. За утренней непосредственно следовала литургия, а за литургией вечерня, на которую облачились все местные священники, числом 10. И при таком количестве иереев не было ни одного диакона. Диакон вообще редкость на Востоке. Большею частью, этих низших сановников церковных можно видеть только при архиерейских кафедрах, обыкновенно весьма молодых, безбрачных, с большим против других образованием, кандидатов не на священство, а на архиерейство. Они составляют неотлучную свиту владык восточных, и здешние естественно потому находятся теперь при своём митрополите в столице. Предводительствовал на вечерни собором священников Протосинкелл Владычний, которого нам назвали славянским именем: о. Стойчо. Разумеется, всё богослужение совершалось на греческом языке. Огромная пятипрестольная церковь была переполнена народом. По окончании службы, мы всю её обошли. Несмотря на свою обширность, она темна, низка и очень невзрачна. Построена в недавнее время бывшим митрополитом Пелагонийским Григорием, а потом патриархом Вселенским (проживающим теперь в Константинополе на покое), и посвящена имени Св. Великомученика Димитрия. Редкость, не встречаемая на Востоке, в ней есть два престола (Преображения и Св. Григория Богослова ), устроенные на хорах, в отделении, исключительно предоставленном женщинам, по обычаю Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

6. Будем, говорю, остерегаться сих чрез меру надменных мыслей, как весьма опасных искушений. Поясним, что и сам Ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен Божественным гласом с неба (Деян. 9:3-7), но впоследствии послан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Вспомним, как Корнилий Сотник, хотя был извещен от Ангела, что молитвы его услышаны и милостыня принята, однако послан был к Петру не только для принятия таинств, но и для научения тому, чему должно веровать на что надеяться и что любить (Деян. 10:1-48). Нет сомнения, что и всякий способ научения мог и может совершаться чрез Ангела, но в таком случае участь человечества была бы весьма низка, если бы Бог не благоволил сообщать людям слова Своего чрез людей же. Каким образом оправдалось бы изречение Писания: «храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:17), если бы Господь не открывал воли своей из сего храма, а все, нужное для научения человека, сообщал бы с неба и чрез Ангела? Самая любовь, связующая людей союзом единства, не имела бы ближайшего средства к теснейшему соединению и, так сказать, взаимному прелиянию и срастворению душ, если бы люди ничему не научались от людей же. 7. Упоминаемый в Апостольских Деяниях евнух, который читал Пророка Исайю, не понимая его, был послан Апостолом не к Ангелу и не через Ангела, не через внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал, но Божественным внушением приведен был к нему Филипп, который знал пророка Исайю, который сел с ним и изъяснил ему человеческими словами непонятное для него пророчество (Деян. 8:26-35). С Моисеем не сам ли Бог беседовал? Однако Моисей без гордости принял совет тестя своего, иноплеменника, касательно управления многочисленным народом иудейским (Исх. 18, 14-26), ибо знал, что кто бы ни подал истинный и полезный совет, его должно относить не к лицу советующего, а к Тому, Который есть самая истина - к предвечному Богу. 8. Наконец, положим, что тот правильно думает, кто почитает себя в состоянии объяснять темные места Писания без человеческих правил, с помощью одного Божественного дара, ибо, в самом деле, таковая способность - если этот человек ею действительно обладает - не есть собственная естественная его способность, а сообщенная Богом, особенно, если он ищет славы Божией, а не собственной.

http://moral.ru/augustin/doctrine.html

«Он (Иисус) будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32-33 ). Особенно откликнись этому Божиему слову! Ведь Божие обетование распространяется и на тебя! Не ради тебя ли является «Сын Всевышнего» и не под тобой ли воздвигается престол Его? Войди же в Его Царство!.. Будь сыном Его!.. И пусть Господь царствует в душе твоей во веки и пусть «Царству Его» над тобою «не будет конца»! Велико обетование! Счастливы принявшие его — сыны Господнего Царства. Эти ангельские слова (сказанные Архангелом Гавриилом Деве Марии) должны быть запечатленными в каждой верующей душе. Они как якорь непоколебимости среди жизненных бурь, рытвин и ям, падений и засасывающей низины уныния. Человек в своей вере в Бога и в своей жизни по этой вере всегда хочет и ищет опереться на силу Бога. При очень глубокой вере и духовности души человек находит эту опору в себе самом, и Божия сила открывается ему чрез Царство Божие, которое «внутри есть» души. А когда в человеке мало веры и духовность души низка, тогда человек ищет Божию силу как опору для себя вне себя, в событиях и явлениях окружающего. Тогда человек хочет, чтобы Бог наглядно являл ему Свое присутствие и свою великость постоянными знамениями и чудесами, которые и подкрепляли бы убежденность человека в том, что Бог есть, что Он всемогущ, всегда защитит правое дело и правого человека и оправдает истину Своих заповедей. Если же таких наглядных знамений Божией силы нет, то человек ослабевает в своей уверенности и снижается в своем настроении... Да еще и направляет упрек по адресу Бога: «Господи! Да что же Ты молчишь? Где же Ты?» И вот слова Ангела о том, что «у Бога не останется бессильным никакое слово», и парализуют настроение маловерия. Ангел предсказывает Деве Марии необычайное событие. Он предрекает рождение от Нее, как Девы, «Сына Всевышнего» и подкрепляет свое проречение указанием на Божественное всемогущество, при котором действенно всякое Божие слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Совершив молитву, о. Порфирий осмотрел «священную колыбель монашества», после чего составил подробное ее описание 661 . «Слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, – сообщает о. Порфирий. – Все мы отбили тут по куску мрамора с намерением сделать из него образ св. Антония в память посещения места дивных подвигов его» 662 . Рядом с этой пещерой, немного выше и правее ее, находится другая, малая. О. Порфирий с трудом добрался до нее, прижимаясь спиной к отвесу горы. «Пещерка сия так низка и узка, что в ней можно только сидеть и спать, а стоять нельзя, – пишет он. – Из нее видна долина Арабайская с противоположным хребтом горным» 663 . После осмотра места молитвенных подвигов св. Антония о. Порфирий здесь же, сев на камень, записал в своем дневнике следующие строки: «Истинно предание, которое указывает, здесь в горе и у подошвы ее, два места подвигов св. Антония. Ибо они точно таковы, какими их изобразили древнейшие списатели жития сего великого угодника Божия. По словам блаженного Иеронима , «Антоний, когда услышал на берегу Нила некий голос, повелевавший ему идти с сарацинами вглубь пустыни, через три дня достиг того места, которое Бог назначил ему в обитание». И мы дошли сюда в три дня. – «Преподобный муж поселился у каменистой горы, из подошвы которой вытекала вода и образовала ручеек». – Она струится оттуда и ныне. – «Около сего ручейка росло много фиников, которые делали место удобным для жизни и приятным». – Эти пальмы красуются тут и теперь. – «Близ их Антоний поселился в такой малой пещере, что в поперечнике ее заключалось столько пространства, сколько может занять человек, протянув свои ноги». – На месте ее, вероятно, стоит церковь Панагии-Всесвятой. – «Подвижник насадил виноград и разные дерева, воспитывал овощи и сам выкопал водоем для поливки своего огорода». – Водоем его существует и теперь. – «Кроме помянутой пещеры были еще две, иссеченные в горе у вершины ее; и туда всходил с величайшим трудом по извилистой и стропотной стезе». – То же и ныне. – «В одну из них святой удалился, когда узнано было подгорное жилище его у потока; но и там он не укрылся от чад своих духовных». – сия пещера цела и теперь» 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

По преданию, здесь преподобного Павла и нашел «отец монашествующих» преподобный Антоний Великий, получивший от него наставление. Сам преподобный Антоний (ок. 251 — ок. 356) также некоторое время подвизался в пещере, располагавшейся на горной вершине. Вот как ярко описывает свой непростой путь к этой пещере знаменитый путешественник по святым местам, историк, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский; 1804-1885): «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало взлезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. Жажда измучила меня. Чем более пью воду из кожаного меха, тем более сгораю и томлюсь от горечи во рту. Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия… [Пещера] имеет вид лжицы с узкой рукоятью, темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление диавола святому Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкой желтизной, то я думаю, что древние египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков мрамора для убранства палат или капищ фараоновых, и оттого осталась тут пещера с искусственным междустением. Она впоследствии послужила колыбелью монашества» 2 . Христиане испытывали особое благоговение перед пещерническим подвигом отшельников, прославляя их за полную и жертвенную самоотдачу Христу, за совершенное отречение от мира, за переносимые в подземных жилищах тяжелые испытания, а также за ту предельную меру святости и глубочайшего духовного опыта, которых они сподобились в пещерном жительстве.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

отец преданию и за отступление от них произнес анафему. Эта вина Стоглава не может быть смягчена даже и тем, что недостаток образования, отсутствие самых способов к просвещению, охлаждение к церкви восточной, выра- —380— зившееся в клятве не принимать рукоположения от патр. Константинопольского 1288 , ослабили связь русской церкви с греческой и тем значительно понизили образование у нас в России, привив в тο же время русским, как подозрение в православии самих греков, так и чувство горделивого сознания, что благочестие процветает только в одном московском царстве. Но если недостаток образования русского общества 16-го века препятствовал религиозному просвещению и русские, по необходимости, сосредоточивали свое внимание на внешней, обрядовой стороне христианства и придавали ей иногда догматическое значение, все же целому собору русских иерархов, как бы ни низка была их степень образования, было непростительно признать за обрядом догматическую важность и за отступление от обряда покарать анафемой. Поэтому Стоглавый собор мало говорит в пользу старообрядства, не может служить в своих постановлениях опорой для обрядов уважаемых старообрядцами. Если православная церковь в лице отцев собора 1667-го года указала строгое различие между обрядом и догматом, учила, что двуперстие и троеперстие, как и всякий другой обряд, не составляют собою догмата веры и не повреждают православия 1289 , а в настоящее время – в лице единове- —381— рия 1290 – даже допустила эти обряды для употребления приверженных к ним, то для старообрядцев нет никаких оснований искать себе опоры в Стоглавом соборе. Этот собор представляет для них столь малое значение, такую незначительную опору, что отказаться от его авторитета и соединиться в союзе мира и любви под кровом единой святой, соборной и апостольской церкви для них нет никаких препятствий. Обращаясь к выяснению вопроса о значении Стоглавого собора в истории русской церкви, прежде всего, следует заметить, что не должно смотреть на него как на защитника старины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6, Пива,Малинско, 8, Бело в Дробняках, 9, Доволе, на берегу р. Тары, построенный в 1545 г. 10, Троицкий в Плевлях в Таслиджи. – Из них более достаточны сравнительно с другими монастырями три: Житомысличи, Пива и Троицкий. Житомысличи– в 4 верстах от Мостара. Церковь в нем низка и тяжела; она была построена (1585 г.) герцеговинцем Милославом Милорадавичем, который подарил монастырю много своих поместьев и земли; но эти дары отняты турками. Служба здесь совершается ежедневно. Пива– с довольно большею и красивою, но без купола церковью, построенною в 1604– 1606 годах. Троицкий в Таслиджи имеет школу и много рукописей, но не древнее XIV века. Из прочих монастырей более замечателен Дулси подле Требинья 290 . Он был некогда как бы подворьем монастыря Тврдошь, который, по преданию, построен был еще Константином великим и царицею Еленою, и, обновленный (1270 г.) сербским государем Милутином, служил местопребыванием требинских митрополитов. (Теперь этот монастырь в развалинах). В этом подворье– Дужи была в то время только одна малая церковь с 6-ю келлиями, покрытыми соломою. Там жил один только монах с монастырскими пастухами. Когда венецианский дож выгнал турок из Которского залива, – они бежали в Требинье, и здесь наносили столько обид и огорчений инокам Тврдоша, что они (а их было до 80 человек, кроме послушников) должны были вместе с своим митрополитом Савватием бежать в Кастельново, где, с дозволения венецианских властей, построили (1695 г.) монастырь– Савину. Но некоторые из иноков из Тврдоша перешли в Дужи. Тврдошь был взорван турками на воздух, а убогий монастырь Дужи был возобновлен (1748 г.) старцами и постепенно начал приобретать известность. Из настоятелей его игумен Арсений Вуговичь (с 1744 г.) приобрел для монастыря несколько десятин земли и распространил здания; Паисий Иокановичь ввел лучший порядок в монашеской жизни, Феодосий Негуличь улучшил пение и много потерпел от турок; Евстафий Дучичь (с 1849 г.) обнес монастырь, вместо прежнего плетня, каменною стеною и прикупил земли, которая султанским фирманом и утверждена была за монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010