Для любого архитектора сочетание образного художественного мышления с точным математическим расчетом – просто насущная необходимость. Всего же современные психологи выделяют семь основных типов мышления: творческое, аналитическое, критическое, конкретное, абстрактное, конвергентное и дивергентное. В то же время видов мышления гораздо больше. Их разделяют по психическим процессам, по уровню психических процессов, по результату, по характеру задач, по уровню осмысленности, по личностным особенностям. В общей сложности насчитывается от 20 до полусотни видов мышления. Таким образом, мы плавно переместились из области анатомии и физиологии в область психологии. Если мы уже затронули тему мышления, то стоит сказать и о сигнальных системах, учение о которых заложил Иван Петрович Павлов. Именно сигналы из внешнего мира дают пищу для мышления и проверки умозаключений на практике. Первая сигнальная система – это сигналы наших органов чувств. Они обеспечивают конкретное восприятие действительности. Вторая сигнальная система – непременное условие социальности человека. Это та информация, которую мы воспринимаем благодаря слову. Услышанному или прочитанному. Именно слово позволяет нам мыслить не только конкретно, но и абстрактно. И.П. Павлов считал вторую сигнальную систему главным регулятором человеческой деятельности, занимающим главенствующее положение над сигналами органов чувств. Впрочем, задолго до него о важности слова говорили древнегреческие философы и христианские святые. Вспомним Евангелие от Иоанна. Важно понимать, что без общения с людьми вторая сигнальная система не развивается и в результате человек остается на уровне животного. Этот факт подтверждают многочисленные случаи с детьми воспитанными животными или изолированными от других людей. Так называемый синдром Маугли, увы необратим. Упущенное время для развития второй сигнальной системы вернуть невозможно. В развитии живого организма есть определенные этапы, которые должны следовать друг за другом. Если один из них пропущен, вернуть утраченные возможности нельзя, несмотря на всю пластичность мозга.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/ka...

Конечно, большинство студентов, как это предполагается, должны принять священный сан. А священник или диакон – он всегда востребован, он всегда нужен Церкви. Но остается вопрос, для чего нужны знания, и остается вопрос, как организовать учебный процесс, чтобы, во-первых, человек понимал, зачем он учится и, во-вторых, чтобы этот человек понимал, что он нужен и полезен для Церкви, чтобы он не чувствовал эту невостребованность, чтобы он не чувствовал, что полученные им знания невозможно применить. Святейший Патриарх Кирилл придает очень большое значение духовному образованию. Он говорит: " Воспроизводство кадров Церкви – это воспроизводство самой Церкви " . Это, говоря по существу, и есть предание, взятое в динамике, взятое в аспекте его передачи от поколения к поколению. Вот почему духовное образование имеет свое непосредственное отношение как к сокровенным глубинам Церкви, так и к ее важнейшим задачам " . Сегодня Святейший Патриарх, который сам отдал много лет работе в системе духовного образования, придает особое значение реформе духовного образования, и он говорит, что задача современной духовной школы заключается не просто в том, чтобы дать определенную сумму знаний будущим пастырям. Мы должны, по сути дела, создать новое поколение священнослужителей – тех, которые по своему интеллектуальному и духовно-нравственному уровню будут отвечать потребностям современной эпохи. Думаю, что, когда мы говорим о реформе духовного образования, то мы все понимаем, что невозможно, да и не нужно пытаться восстановить духовные школы в тех параметрах, в которых они существовали в России до революции. Мы можем констатировать, что дореволюционная духовная школа, особенно если говорить о духовных академиях рубежа XIX и XX веков, стояла на очень высоком научном уровне. Наши духовные академии по своему научному уровню были вполне сравнимы с западными университетами. Исследования, которые проводились в академиях, осуществлялись по всем правилам тогдашней богословской науки; нашими профессорами было сделано много замечательных открытий, и до сих пор в некоторых областях науки, в частности, в литургике, их работы остаются основополагающими и во многом непревзойденными. Но за то время, которое прошло – а прошло около столетия – очень изменился окружающий нас мир, а наша система духовного образования, так же как и вся наша Церковь, пережила очень тяжелый период гонений, когда вопрос ставился не о том, чтобы создать высокую богословскую науку, но о том, чтобы обеспечить Церковь кадрами. И вот эту узкопрофильную задачу ставили перед собой духовные семинарии и академии после того, как они были возрождены.

http://religare.ru/2_75591_1_21.html

Если, как мы покажем ниже, для архиепископа Антония (Храповицкого) в значительной степени это было обусловлено тактическими, «аппаратными» соображениями и личной неприязнью к исихастам, дерзнувшим коснуться вопросов догматики и спорить с ним, то о. Хрисанф (Минаев) и другие второстепенные оппоненты выполняли роль «загонщиков» грядущей охоты на «имяславцев». К таковым смело можно отнести и о. Хрисанфа Григоровича, в статье которого, появившейся в Санкт-Петербургском журнале «Миссионерское обозрение» в самом начале 1913 г., содержался вывод о том, что вопрос о значении Имени Божия относится к области теории познания (!), а потому для его решения следует руководствоваться «трансцендентальной логикой» . С ними и такими же по уровню образования рецензентами все довольно просто. Есть все основания согласиться с кратким замечанием Флоренского, что для них «противоречит учение об Имени не «православной догматике», конечно, а «нас учили»» . Но если аргументы, приведенные монахом Хрисанфом и о. Климентом – первыми обвинителями исихастов, еще вполне коррелируют с их именами, безвестными в науке, и более чем «средним» по уровню интеллектом и академической подготовкой, то об остальных рецензентах такого, конечно, не скажешь. Архиепископ Антоний (Храповицкий), один из виднейших богословов России начала XX столетия, не нуждается в представлении. Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) преподавал литургику, гомилетику и немецкий язык, последовательно занимая все митрополичьи кафедры в Русской церкви; доктор богословия с 1915 г. А другой ревнитель «имяборчества» о. Алексий (Киреевский) успешно закончил в свое время Московский университет. Среди лиц, не принявших «имяславие», есть и другие ученые мужи, которых никак не отнести к разряду «профанов» богословия. Например, митрополит Георгий (Ярошевский), который ранее преподавал в Таврической, Тульской и Могилевской семинариях, а в 1910 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Вслед за ним идет архиепископ Стефан (Архангельский), в 1912 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

И вот тогда, чтобы отвадить людей от посещения бабок-заговорщиц, Церковь решила внести в свой обряд формулу, которую можно истолковать как защиту от «порчи»: мол, у нас вы и так получите то, что хотели бы получить от бабок, а потому и вовсе не стоит к ним ходить… Не веру Церкви в «сглаз» свидетельствует эта формула, а желание Церкви этой вере противостать “Как таковое, это выражение в виду подозрения его несоответствия с церковными воззрениями давно обратило на себя внимание в русской литературе… Занимающая нас молитва не может быть отнесена к молитвам древности первостепенной. В занимающем нас случае нашло себе выражение именно народное верование. По нашему разумению, в настоящий раз со стороны Церкви можно предположить даже сознательное побуждение внести в молитву упоминание о трактуемом веровании. Это побуждение — намерение устранить таким действием из практики всякие бытовые апокрифические обряды, направленные к тому же, к чему выражением “от очес призора” направлена и наша молитва» Такое нередко происходило в истории Церкви: она как бы разрешала рядом с собой существовать какому-то языческому поверью, не внося его в свое вероучение, но и не объявляя ему войну. Мы знаем, что слово Божие приспособлялось к уровню мышления ветхозаветных евреев: «Он и расположил блаженного Пророка употребить эти грубые выражения для научения рода человеческого… излагал все, приспособляясь к слушателям… обрати внимание и на снисхождение Божественного Писания — какие слова употребляет оно ради нашей немощи… употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой… столь простые слова употребляются ради нашей немощи» Но неужели славяне или франки в пору их христианизации были настолько выше ветхозаветных евреев, что к их уровню мышления ничего в Православии не надо было приспосабливать и занижать? Такое предположение абсурдно. Значит, не только в народном Православии, но и в церковной педагогике должны обретаться такого рода представления, которые попущены Церковью из снисхождения.

http://sueverie.net/pochemu-xristiane-ne...

Святейший Патриарх Кирилл придает очень большое значение духовному образованию. Он говорит: «Воспроизводство кадров Церкви — это воспроизводство самой Церкви». Это, говоря по существу, и есть предание, взятое в динамике, взятое в аспекте его передачи от поколения к поколению. Вот почему духовное образование имеет свое непосредственное отношение как к сокровенным глубинам Церкви, так и к ее важнейшим задачам». Сегодня Святейший Патриарх, который сам отдал много лет работе в системе духовного образования, придает особое значение реформе духовного образования, и он говорит, что задача современной духовной школы заключается не просто в том, чтобы дать определенную сумму знаний будущим пастырям. Мы должны, по сути дела, создать новое поколение священнослужителей — тех, которые по своему интеллектуальному и духовно-нравственному уровню будут отвечать потребностям современной эпохи. Думаю, что, когда мы говорим о реформе духовного образования, то мы все понимаем, что невозможно, да и не нужно пытаться восстановить духовные школы в тех параметрах, в которых они существовали в России до революции. Мы можем констатировать, что дореволюционная духовная школа, особенно если говорить о духовных академиях рубежа XIX и XX веков, стояла на очень высоком научном уровне. Наши духовные академии по своему научному уровню были вполне сравнимы с западными университетами. Исследования, которые проводились в академиях, осуществлялись по всем правилам тогдашней богословской науки; нашими профессорами было сделано много замечательных открытий, и до сих пор в некоторых областях науки, в частности, в литургике, их работы остаются основополагающими и во многом непревзойденными. Но за то время, которое прошло — а прошло около столетия — очень изменился окружающий нас мир, а наша система духовного образования, так же как и вся наша Церковь, пережила очень тяжелый период гонений, когда вопрос ставился не о том, чтобы создать высокую богословскую науку, но о том, чтобы обеспечить Церковь кадрами. И вот эту узкопрофильную задачу ставили перед собой духовные семинарии и академии после того, как они были возрождены.

http://patriarchia.ru/db/text/1158271.ht...

Отец Трифон придавал большое значение нашей учебе. Разумеется, мы были единомышленниками, но все-таки очень разными людьми, и по уровню культуры, уровню образования. Обучение в Свято-Тихоновском институте, пусть и заочно, сблизило нашу братию, наступило более полное взаимопонимание, мы как бы стали говорить на одном языке. Приняв от отца Трифона управление монастырем, я продолжил традицию получения братией системного образования. В обители стали регулярными встречи с педагогами из Архангельска. Получилось что-то вроде школы. Готовили иноков к поступлению в Свято-Тихоновский. Несколько человек поступили и успешно окончили вуз, кто-то и дальше продолжает обучение, уже в магистратуре, аспирантуре. «А нищих поите и кормите довольно» Эти слова тоже из завещания преподобного Антония братии монастыря. Назначение настоятелем обители после того, как отец Трифон отправился на Кубань, было для меня совершенно неожиданным. Даже растерялся поначалу и вспоминал, как сказал один угодник Божий: «Игуменство — это такой крест, что пожелать его себе может только безумец». Себя я никаким образом не представлял игуменом, но понимал, что за решением епископа стоит Божий промысел и мне нужно принимать его со смирением. Главным для себя определил создание для братии условий необходимых для осуществления своего монашеского призвания. Со временем суета и сердечное волнение улеглись, и я занялся обустройством монастыря. С самого начала своего возрождения Сийская обитель взяла под свое окормление обездоленных и бездомных людей, обеспечивая их жильем и пропитанием. Трудники — это по большей части люди, вернувшиеся из мест заключения, со сложной судьбой. Для них монастырь, пожалуй, единственное место, где можно найти поддержку и возможность начать новую жизнь. Не только в Сии принимают людей, которым больше некуда идти. Им помогают и в других обителях Архангельской епархии. Например, такая работа систематически налажена в Веркольском монастыре и на его подворье в областном центре. Современные монастыри, как мне кажется, должны быть ориентированы на миссионерское служение, которое проявляется в самых разных видах. Это и особый богослужебный уклад, и гостеприимство, создание паломнической инфраструктуры. Социальное служение — это тоже миссионерство. Можно привести пример преподобного Иосифа Волоцкого, который кормил в своем монастыре до тысячи человек в день. В жизни обителей забота о бездомных или что-либо подобное должно становиться собственным направлением каждого монастыря.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/03/ne_pre...

На региональном уровне первенство связывается в первую очередь с существованием соборных институтов. Образцовым примером, митрополит Иоанн считает устройство древней митрополии. В ней епископ столичного города того или иного региона (митрополит) становился автоматически председателем собора епископов местных церквей, входящих в этот регион. Он очень быстро стал считаться первым и главой епископов региона. Однако его первенство было строго обусловлено участием возглавляемых им епископов во всех его решениях и действиях р. 9]. Эта ситуация хорошо описывается 34 Апостольским правилом: Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения; творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух. В соборном управлении митрополией митрополит («один») не мог ничего делать без своих епископов («многих»), а епископы – без митрополита. В качестве частного случая соборной системы, Зизиулас выделяет древние патриархаты Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Следует отметить, что в православной церкви на практике выделение регионального уровня, понимаемого в духе древних митрополий, перестало быть актуальным. Современная православная автокефальная церковь состоит, как правило, из двух элементов: каноническая территория и диаспора. Епископы диаспоры административно подчиняются собору поместной автокефальной церкви, а не епископскому собранию того или иного региона в диаспоре. Так что описанный принцип в православной экклезиологии должен относиться скорее не к региональному уровню, а к уровню автокефальной церкви. Первенство на универсальном уровне для Зизиуласа является предельным случаем регионального. Он пишет: «Логика синодальности (в англ. издании: synodality – соборности. – Прим. автора) приводит к первенству, а логика вселенского собора приводит к универсальному первенству» с. 268].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Именно здесь следует видеть главное богословское и экклезиологическое обоснование того факта, что христианская традиция с самого начала апостольской Церкви посвящает на предстоятелъское служение (исполнявшееся поначалу только епископами, а впоследствии – на том же основании – пресвитерами) исключительно мужчин. Нынешние дебаты о том, можно ли посвящать на это служение женщин, представляют собой несомненную (и во многом оправданную) реакцию на монополизацию власти мужским духовенством и на постепенное забвение того, что священство Христово выражается также в «царственном священстве» всех верных. Взятый же в целом, конфликт этот принадлежит уровню исторически-институциональных несовершенств видимой Церкви, но не уровню библейского богословия и экклезиологии. Действительно, миряне вообще (а не только женщины) были в значительной мере отстранены не только от участия в управлении, но и от деятельного участия в Евхаристии и богослужении в целом. В сравнительно недавние времена секулярный взгляд на Церковь привел к такому разделению между финансами и администрацией, с одной стороны, и «делами духовными», с другой, при котором последние были зарезервированы за духовенством. Но как раз этот все более упрочивающийся клерикализм и необходимо упразднить прежде, чем станет возможным окончательное выяснение «роли женщин» в Церкви. Ибо миряне по ходу истории оказались исключены и из основного русла христианской ответственности. Конечно, главная помеха восстановлению в Церкви былой роли мирян, которые суть необходимый элемент подвижности истинного человечества Христа, – это текучесть контингента современной Церкви, засилье в ней номинальных христиан, поневоле «приписанных» ко Христу, но не готовых «приписаться» к Нему самостоятельно, иными словами – выполнить необходимое условие, открывающее путь к служению «царственного священства» для всех верных. То, что женщины подвергались (и до сих пор подвергаются) незаслуженной дискриминации, – бесспорный факт. Но ответственность за него лежит едва ли на христианстве как таковом, ведь решающую роль здесь куда чаще играли ветхозаветные представления, не изжитые христианской средой, а также влияние иных культур, включая мусульманскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

«Это навело меня на размышления о святом остатке на земле. Я думал о семье праведного Ноя, о Лоте, спасшемся из Содома, о святых апостолах Христовых, о том святом остатке людей, которые поверили в учение Христа и разнесли его по всему миру. Это были те дрожжи, о которых упоминал Христос и которые за-квасили тесто христианства во всем мире». Эти слова В. Н. Лялина по праву можно отнести к нему самому. Он сам принадлежал к «святому остатку», которым держится мир. Он был тем связующим звеном, через которое наше утерявшее духовные традиции поколение соприкасалось с верой отцов. Валерий Николаевич Лялин   был одним из тех, кого называют «старец в миру». Хотя был он мирским человеком, но всякий, кто близко с ним общался, чувствовал, что мирского духа в нем нет, от него исходила особая благодатная тишина, которую ни с чем не перепутаешь. «Стяжи дух мирен…» В роду у Валерия Николаевича был подвижник и молитвенник: прадед Матвей Иванович Сурин, который, оставив купеческое дело, роздал богатство и десять лет вел отшельническую жизнь в лесу под Ивановом. Его крепкий характер, видимо, и унаследовал Валерий Николаевич Лялин. Старцы-подвижники были духовными наставниками Валерия Николаевича от юности: невеста Христова горбатенькая Матрона заронила в душу память о настоящей живой вере, а уже после испытаний Великой Отечественной войны святитель Лука (Войно-Ясенецкий) благословил на поприще медицинского служения, глинские и грузинские подвижники окормляли его долгие годы в то время, когда он проживал в их пределах. От наставников Валерий Николаевич кроме углубленной молитвы получил в дар именно старцам свойственную сердечную проникновенную внимательность к каждому человеку. А Господь уже в преклонном возрасте — после семидесяти лет — послал ему писательский дар. О том, что это был дар свыше, с удивлением говорил и сам его обладатель: «Слово дается, это не я сам. Так быстро писать невозможно». Действительно, за несколько лет было написано несколько значительных книг, значительных и по художественному уровню, и по уровню духовной правдивости. Вот их неполный список: «Последняя надежда» (2000), «Нечаянная радость» (2004), «Птицы небесные» (2005), «Куда ведут дороги» (2007).

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Кто стоит за Pussy Riot? Программа Аркадия Мамонтова «Провокаторы», посвященная организованной атаке на Русскую Православную Церковь 12.09.2012 3497 Предлагаем вниманию наших читателей новую программу Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть вторая», вышедшую вчера в рамках проекта «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия» и посвященную атаке на Русскую Православную Церковь. «Мы попытались найти тех, кто стоит за кощунницами в Храме Христа Спасителя. И кое-что нам сделать удалось. Для тех, кто мыслит трезво, у кого глаза не зашорены, кто не поддается массовому зомбированию, эта программа будет интересной. А для либеральных фашистов это, конечно, будет удар. В ответ они начнут лить потоки грязи», - так анонсирует программу Аркадий Мамонтов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 43. Ответ на 39., Субъект: " Панкохулиганство " (как вы изволили выразиться)этих взрослых баб,потерявших элементарный стыд и совесть,(а отнюдь не " дивчат " ),погрязших в грехе и активно пропагандирующих сексоргии и сексизвращения,-иначе как мерзостью и грязью не назовешь.Давайте не будем подменять понятия и все же называть вещи своими именами.А их извращенная плоть получит на зоне то,чего так яростно жаждала,по заслугам. 42. Ответ на 40., рудовский : [QUOTE алкаши в распивочной (это не в осуждение!) рассуждают о политике, об искусстве, науке на своем уровне (с) Но их уровень - это не уровень фильма (или передачи), который транслируется по федеральному каналу. Соответственно непонятно, зачем надо было привлекать к съемкам Цыганова, Вешняка.... федеральный канал, я думал, для простых людей, а не для академиков 41. Ответ на 39., Субъект: Тогда вы " уровню " панкохулиганок говорите " пусть будет " ? Или нет? Да нет же , конечно, с чего Вы это вывели? Я уже ясно высказался по этому поводу. Только не уровню выступления, а его сути. 40. Re: [Видео] Кто стоит за Pussy Riot?

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/12/vi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010