Абсолютно уважал мою свободу, так чтобы я независимо сделал личный выбор. В то время, как я часто, как мирянин, приходил в Монастырь, в беседах, которые у нас были, он никогда не говорил мне о монашестве, несмотря на то, что я выражал стремление к монашеской жизни. Не делал ни малейшего усилия к моему обращению или предложения остаться в Монастыре. Напротив, видя прозорливым своим оком, он подчеркивал: «Чадо, нужно хорошенько обдумать эти вещи. Нужно много молиться, чтобы просветил Бог» и так далее. Это, конечно, очень полезно для тех, кто желает монашеского жития, поэтому не следует увлекаться временным энтузиазмом, но в душе должно быть нечто глубокое, должен быть зов Божий. Это хорошо знал старец, потому ни на меня, ни на кого другого не старался влиять. Напротив, многих сдерживал, чтобы посвящение их явилось результатом молитвы, результатом, во-первых, свободы их, а, во-вторых, воли Божией, а не собственной их привременной воли. Это уважение старца к свободе моей оставило неизгладимый отпечаток в моей душе. Чувства, которые я ощущал в первую, да и в последующие исповеди были, действительно, потрясающие. И ранее, конечно, по благодати Божией у меня был духовник, и был опыт исповеди. Тем не менее, поскольку я узнал святость Отца, я был встревожен, так как помысел говорил мне, что старец, как святой человек, будет очень строг, как недосягаемый и отчужденный от людей. И так, после того, как имея этот ошибочный образ, исповедался, я удостоверился, насколько мог этот человек меня понять, снизойти к моей греховности, конечно, и не хваля грехи мои, и в то же время, выделил зло и научил, как следует молиться против сетей диавола; одновременно единственным и неповторимым способом, со многою любовью показал мне скверное положение мое, насколько низка была моя духовная жизнь. В конце исповеди я ожидал, что он на меня наложит епитимию и правила, но не только это не случилось, но, подчеркивая некоторые вещи, меня отпустил настолько облегченным, настолько успокоенным, с таким духовным багажом, что те чувства будут жить во мне незабываемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ограничена Кинотом не только власть игумена, но и вообще всех органов монастырского самоуправления. Без Кинота монастырь не может дать разрешения своему монаху выехать с Афона (ст. 96), не может разрешить какому-либо ученому познакомиться с монастырской библиотекой, для чего, помимо разрешения Кинота, требуется еще письменная рекомендация греческого Министерства Иностранных Дел или Вселенского Патриарха (ст. 185). В духовных вопросах Афон подчинен суду Вселенского Патриарха, но монастыри могут сноситься с Патриархом только через посредство Кинота (ст. 43). Здесь бросается в глаза одна аномалия. Как мы видели, новый Устав запрещает лицам, не имеющим греческого подданства, жить на Афоне, а вместе с тем подчиняет Афон Константинопольскому патриарху – турецкому подданному. Чтобы помешать объединению славянских монахов в защиту своих прав, Устав запрещает всякие общества и братства на Афоне (ст. 183), а также и всякую пропаганду национального характера (ст. 184). Таким образом, новый Устав лишил славянских монахов на Афоне не только равенства прав и прерогатив с греческими монахами, но и их прежних привилегий, хотя и то и другое было гарантировано им Лозаннским договором. А несколько лет спустя после издания Устава славянские монахи лишились и третьего права, гарантированного им этим договором, – неприкосновенности своих земельных владений, хотя эта неприкосновенность была подтверждена и самим новым афонским Уставом (ст. 181). Игнорируя Лозаннский договор, Греция издала закон об аграрной реформе и на основании этого закона отняла от афонских монастырей почти все их метохи, то есть находящиеся вне Афона земельные владения, которые служили главным источником их содержания. Например, в 1932 году Греция отняла от Хилендаря его метохи – Кумичский, Каламарийский, Папастат, Фурку, Превлаку и вообще все монастырские владения вне Афона, кроме Горы Каково – всего около 6000 гектаров и распределила их между беженцами из Турции. Правительство Югославии просило вернуть Хилендарю хотя бы Кумичский метох, но получила ответ, что Греция не может это сделать, так как 119 статья ее Конституции освобождает от экспроприации только владения менее 300 стремов, то есть 30 гектаров. Оценка земли была слишком низка и монастыри получили некоторое вознаграждение только после вмешательства Лиги Наций. Особенно много пострадали при этом Пантелеймон и Зограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Так что принимать решения всё-таки должны Пастыри. Они совершают и Таинства, и требы над нами, им и ответ перед Господом держать. А на ком ответственность, тот и прав больше имеет. А «вся церковная полнота»это что-то демократическое, такого в Традиции Православной Церкви нет. Простите, Иван. Мне кажется, что продолжать нашу с Вами дискуссию не стоит., тем более, что ведёте Вы её не со мной, а с кем-то в Вашем воображении. Простите. Думаю, что свои точки зрения мы высказали, они у нас разные. На этом можем и закончить с Вами дискутировать. С уважением Татьяна. Александр Наумцев, Москва-Мюнхен 30.08.2011 в 03:11 Дорогой Сергей, спасиБог за ссылку на Православную инициативу. Может, кто-то и возьмется написать эту документацию в надежде, что денег все-таки дадут. Я не возьмусь. Не только потому, что не верю, что денег дадут. Но прежде всего потому, что эффективность проектов, финансируемых грантами, при отсутствии " папы " , внимательно опекающего и контролирующего проект, крайне низка. Проекту нужен папа. Желательно православный богатый человек - такие люди умеют грамотно организовать дело и грамотно его контролировать. Дело ведь не в том, чтобы освоить грант и потратить средства. Но в том, чтобы эффект для нашего народа был сильным и системным. А для этого проекту нужен папа. Впрочем, церковный славянский язык сегодня - это для элиты, для продвинутых, интеллектуальный такой проект, роскошь, можно сказать. У нас народ умирает в конвульсиях - массовый блуд, суррогатное материнство, массовые аборты, коррупция, порнография, алкоголизм, наркомания, табачная отрава. Тут не до роскоши, тут дом горит. Если бы я был богатым православным олигархом - я бы поддержал проект по тушению пожара. Фонд в защиту семьи отца Димитрия Смирнова, например. Там люди реально народ наш из каматозного сна вывести пытаются. Базовые вещи русичам нашим погибающим на пальцах объясняют - про грех, про душу безсмертную, про Церковь и Бога (http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/). Потушить бы пожар - а там и языком церковным славянским заняться можно.

http://pravoslavie.ru/48619.html

Поденная работа состоит главным образом в том, что мужчины нагружают и выгружают зерновой хлеб, а женщины и девушки то просевают, то просушивают зерновой хлеб, то накладывают его в мешки. Денная плата мужчине от 50 к. до 2 р.; не низка плата и за женский труд. Но не много пользы приносит заработок как мужскому, так и женскому люду: первый тратит его большею частью на водку, а последний на наряды. Храмов в Бердянске пять: собор, 2 приходских, гимназический и кладбищенский. Соборный храм каменный, заложенный в 1842 г. вместо деревянного, окончен постройкой в 1848 г. и в том же году, 18 мая, освящен. Впоследствии пристроена колокольня. Он имеет 4 придела: главный – в честь Вознесения Господня, по сторонам – во имя Святителя Николая и Архистратига Михаила, и на хорах во имя св. благоверного князя Александра Невского. Причта по штату положено: протоиерей, священник, диакон и 3 псаломщика. Но с 1876 г. прикомандирован к собору еще священник для служения в кладбищенской церкви. Протоиерей помещается в церковном доме, а прочие члены в наемных квартирах, на что с 1874 года выдается ежегодно по 675 рублей из церковных сумм на всех. Жалованья причт не получает, но с 1876 г. городская управа ежегодно отпускает ему в пособие по 500 р. Приход соборного причта составляют – западная часть города и предвестие его Лизки. Прихожан считается 3114+3061=6175: большинство их – купцы и мещане. Духовных лиц 24+18=42. Раскольников-беспоповцев 99+124=223. 509 Первый приходский однопрестольный храм каменный, начатый постройкой в 1861 году, окончен и освящен 1 октября 1865 г. в честь Покрова Божией Матери. Он устроен на средства прихожан, с пособием из городских общественных сумм. Вокруг него каменная ограда устроена в 1871 году. Причт: 1 священник и 1 диакон на псаломщицкой вакансии. Священник на свои средства нанимает для себя квартиру, а диакон получает из церковных сумм 75 р. квартирного пособия. Жалованья не получают. Приход Покровской церкви составляют: часть города, немецкая колония, предместье города – Собачья балка и два хутора (небольшие деревни) – Макарты. Собачья балка – за городом на горе, имеющей около 10 саж. высоты и изобилующей красною глиною, из которой выделывается сырцовый и жженый кирпич. Оба хутора тянутся вдоль подошвы горы. Около горы – много садов и виноградников. Прихожане большею частью мещане и крестьяне, великороссы и малороссы, переселившиеся сюда из курской, екатеринославской, харьковской и полтавской губерний. Их 1297+ 1334=2631. Дух. 8+5. Кроме того, раскольников-беспоповцев 120+123=243. Есть в приходе несколько семейств и иноверцев: лютеран 3 семейства, менонитов 30, католиков 7, евреев 7 и караимов 1 семейство.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

На всем пространстве жизни искушает диавол – на всем пространстве жизни готов спасать и спасает Спаситель, то есть каждую минуту готов спасать. Познай нищету своего духа и возлюби нищих, да обогатишься. Плоть грешную отделяй в человеке от его духа бессмертного, по образу и подобию Божию сотворенному, и из-за страстной, грубой, темной, косной плоти не презирай духа, не презирай образа Божия; или не имей плотской любви и излишнего уважения к плоти прекрасной, презрев опять образ Божий – душу. Не душа ли сообщает красоту телу? Еще помни, что у ближнего, например нищего или вообще у брата твоего, те же немощи, какие у тебя. А ты при стольких благодатных средствах всё остаешься с теми же немощами! Как же ближний-то будет совершен, не пользуясь такими средствами к узнаванию и побеждению своих грехов, страстей, привычек? Когда мы хотим поставить на своем, чтобы брат непременно был таков, а не другой, хотя и в добрую сторону, то это есть насилие, самоуправство: у всякого человека есть свобода, которую и Бог не насилует. Себя не изменяем, а брата скоро изменить к лучшему хотим. Согрешил я пред Богом своенравием и упрямством, не желая, чтоб пел Блинов. Как хочется мне петь в церкви, когда Дух Святой движет мое сердце и уста! Но так же хочется и другим петь: и их сердце и уста движет Дух Святой. Если что несколько негармонично – ничего: зато в душе, быть может, у них гармония духа, мир, строй. Единеми усты и единем сердцем 68 ... Это злоба диавольская. Испытано. Презирать ее. Если говоришь: Яко Твое есть Царство и сила и слава – отчего не повинуешься Богу, отчего не царствует в тебе Бог? 23 марта 1866 г. Великая Среда. Обедню, по благодати Божией, совершил непреткновенно и причастился в мир душевных сил. Пред исповедию гимназистов мерзкий дух уязвил хулою на Пречистую. Победил молитвою. Гимназистов исповедовал хорошо, мирно, рассудно. В соборе исповедовал сначала мирно, но потом вскоре враг прокрался в сердце чрез опасение мое – не украли бы собравшиеся около сосуда с билетами и свечами деньги – и этим сильно уязвил и мучил меня во всю исповедь жалением сребра. О Господи! Согрешил я пред Тобою: имея Тебя, живота и попечителя моего, в себе, о сребре поревновал, об этом соре! А для чего сребро? Да в сластях его иждивая, да плоть свою многострастную, прелюбодейную, тленную ублажим. О, как еще низка моя душа и нетверда в благочестии! Но помни сребреники Иудины, что ревнование о собрании сребреников есть дело сатаны. Единого Бога, живота всесовершенного, имей в сердце, довлеет Он тебе для всего: сердце твое едино.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что беседа его не прошла бесследно, это видно из самой ее продолжительности, но все-таки лишь немногие убедились, а все другие остались при своем неверии. К концу беседа приобрела даже бурный характер, поэтому святой Павел приложил к ним место из пророка Исайи, что они не узрят и не услышат, ибо не хотят ни видеть, ни слышать, и что их слепота и глухота, есть карающее следствие огрубения их сердец (см. Ис. 6:9–10 ). И затем сурово предостерег их, что спасение Божье теперь послано язычникам ( Деян. 28:28 ), и что именно они услышат предлагаемое им благовестие. Наконец, слушатели-иудеи ушли, много споря между собою ( Деян. 28:29 ), а святой Павел обратился с проповедью к язычникам, приходившим к нему совершенно свободно, проповедуя им Царствие Божье, и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян. 28:31 ). Рабов в Риме было великое множество. В каждом доме богатого римлянина были рабы всякого звания, всякой народности и всякого образования и считались не десятками, а сотнями. Господин мог убить или замучить безнаказанно своего раба, но если кто-нибудь из рабов, доведенный невыносимою несправедливостью, осмеливался поднять руку на своего господина, то все члены его фамилии предавались смерти. Дамы клеймили раскаленным железом рабынь только за то, что те, например, неверно сделали им локон. Рабы бросались в пищу рыбам, за неосторожно разбитый сосуд и тому подобное. Конечно, были и добрые господа, но самая система рабства была безнадежно развращенной. Поэтому нисколько неудивительно, что рабы притекали к святому Павлу, ища утешения в его учении мира и любви. Как ни была низка их земная доля, они получали столь надежную и утешительную веру, что та облегчала их тяжкую участь надеждою на лучшее – блаженное будущее. Вот поэтому-то почти в каждом доме, начиная с дворца кесаря, между рабами были христиане. К святому Павлу пришел из Колосс беглый раб Онисим. Он обокрал своего господина, Филимона, обращенного в христианство святым Апостолом в Ефесе, и боясь сурового наказания, убежал в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

автор, по-видимому, склонен видеть в filioque не столько логически-необходимый вывод из «западного мировоззрения», сколько случайный продукт «низкой совести падающего папства», с каким-то капризным самодурством распоряжавшегося в вопросах догматики. «Сначала римские епископы относились к этому новшеству лишь терпимо, потом мало-помалу стали покровительствовать непапскому измышлению. Можно утверждать, что такое милостивое внимание не было действительной симпатией западного мировоззрения к учению о двуначальном происхождении живоначального Духа, а было лишь следствием стремления к бесконтрольному распорядительству в делах веры, на подобие распорядительства Августов в делах миродержавия. Но, покровительствуя filioque у себя на Западе, папы не рисковали вполне санкционировать его. Как бы ни была низка совесть падающего папства, но оно всё же боялось ввести новое учение, не оправдываемое верованием Вселенской Церкви» (63–64). Стремление автора витать исключительно в сфере quasi-фuлocoфckux умозрений и обобщений, и недостаточное внимание к историко-фактической действительности отразилось и на его суждениях о восточной церкви, местами проникнутых каким-то конфессиональным шовинизмом. Если западная церковь «явилась продолжением языческой империи и оказалась посему бессильной для истинно-церковной жизни», то восточная, напротив, «воплотила в себе Христа» (67). Отсюда, – «внутреннее разделение, свившее себе прочное местечко (sic) в духе и направлении Востока, верного идее вселенского единства и духовного общения в любви, и Запада, ставшего на мирской путь духовно-государственной самостоятельности» (63). Равным образом, и «на Руси, православие, захватившее христианскою силою славян не менее, чем захвачены были языческие народы, крещенные духоносными Апостолами и Их ближайшими преемниками, было чуждо полу-духовного омирщенного христианства и наши предки, встречаясь с латинским лжеучением, сразу, внутренним чутьем, постигали всю его пагубность» (115). В тех местах, где автору приходилось иметь дело с собственно-научной документальной аргументацией, его доказательства не всегда отличаются достаточной убедительностью. Так, напр., вы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда она спросила мое мнение, то я не советовал ей делать выхода на монастырь, потому что это могло бы иметь для обители неблагоприятные последствия, и сказал ей, что из желания угодить людям она может сделать неугодное Богу. В другой раз я был еще в этом монастыре у обедни и, чтобы не возвращаться вторично к тому же предмету, расскажу теперь же и об этом втором посещении. Я приехал во время преждеосвященной литургии. Пение превосходное. Церковь в одной связи с покоями настоятельницы и с келиями сестер, и монастырскими, и прочими принадлежностями, отчего весь монастырь имеет вид скорее какого-нибудь института или казенного заведения, чем монастыря. Весь монастырь совмещается в одном трехэтажном весьма длинном корпусе, посередине которого находится церковь , почти квадратная. Она слишком низка относительно длины здания и снаружи обозначается огромной приплюснутой главой, и от этой несоразмерности неприятно даже и смотреть на нее. Внутренность очень хороша; есть хоры; расположение внутренних покоев и келий – видно, что сделано по образцу иностранных женских обителей. С восточной стороны от монастыря огромное пространство земли, обнесенное частоколом, – это кладбище. В следующие дни я осматривал Петропавловскую крепость, бывший Смольный монастырь, Покровскую общину на Васильевском острове и Часовню в домике Петра Великого. В Петропавловскую крепость я отправился в 9 часов утра; повезли меня на Николаевский мост, на Тучков и парком, что вышло очень далеко, а прямо, по случаю весенней дурной дороги, езды не было. Подъезжая к крепости, я ожидал, что увижу высокие стены, огромные башни, казематы и прочее. Спрашиваю извозчика: «Да где же крепость?» И он мне отвечает: «Вот это-то и есть самая крепость!» Мы въехали в ворота... Думаю себе: «Верно внутри будут эти крепостные постройки и бастионы». Окинул глазом кругом, ничуть не бывало; в середине – церковь , а поодаль, около нее в неравном расстоянии, раскинуты небольшие каменные домики, одноэтажные и двухэтажные, о трех и пяти окнах, а кругом, вместо ограды, одноэтажное низменное здание с толстыми железными решетками в окнах. Искал того, что рисовало мне мое воображение, и ничего подобного не нашел: вместо крепости мне представилась как будто внутренность монастыря. Говорят, что много помещений для заключенных находится очень глубоко под землей: там-то настоящая крепость, но этого посторонний посетитель не только не видит, даже и угадать не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

С тех пор герцогиня уже не выезжала из отечества, не видалась с мужем и жила то в Измайлове, то в Москве, то в Петербурге, но постоянно при своей матери, которой была любимицей. В 1730 году, когда члены верховного тайного совета искали преемника умершему императору Петру II, герцогиня Екатерина Иоанновна, мужа которой никто не любил и все опасались, была обойдена избранием, и императрицей объявлена младшая ее сестра Анна, вдовствовавшая тогда герцогиня курляндская. Окончательно переселясь в 1732 году в Петербург, Екатерина Иоанновна пользовалась здесь содержанием по 30000 рублей в год и здесь же скончалась 14-го июня 1733 года, а десять дней спустя, погребена в благовещенской церкви Александро-невского монастыря. Герцогиня мекленбургская имела характер живой и чрезвычайно веселый, не могла похвалиться красотой, была низка ростом н очень толста, не отличалась скромностью, особенно в разговорах, и очень любила наряды. (Древняя Российская Вивлиофика, изд. Новикова. T. XI. – Дневник камер-юнкера Берхгольца, перевод Аммона. Москва, 1859–1860, ч. II-IV. – Зап. дюка Лирийского, пер. Языкова. 1845, 116. – Письма леди Рондо. С Пет., 1836, 45. – О портретах Анны Леопольдовны, ст. Куника, в Учен. Зап. Имп. Ак. Наук, 1859. – Полн. Собр. Зак. изд. 1830 г., т. VIII, ук. 4 дек. 1731. – Materialien zu der russischen Geschichte, v. Schmidt-Phiseldek. Riga, 1784, S. 9). 668 Бирен говорит о Варлааме, прежнем начальнике Троицкого-Данилова монастыря, что в Переславле-Залесском, переведенном оттуда с 1726 года архимандритом в Троицко-Сергиев монастырь, нынешнюю Лавру, и здесь в 1730 году избранном в духовники к императрице. Этот Варлаам, через которого разным местам и лицам объявлялись многие высочайшие указы, был в свое время человеком весьма влиятельным. Так, например, по его просьбе, указом 15 июля 1730 года, возвращены Троицкой лавре все села и деревни, отчисленные при Петре I на обзаведение новоустроенного в Петербурге Александро-невского монастыря, а в 1733 году, когда 5-го апреля императрица утвердила расписание, кому из петербургских знатных лиц должны быть отпускаемы по востребованиям казенные суда от адмиралтейства, показан в числе знати и Варлаам, ему положена одна восьмивесельная шлюпка, без гребцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И апостол призывает бодрствовать, когда говорит: «Востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» 18 . Так вот, значит, куда зовут нас, вот куда призывает нас Господь, вот куда все мы придем – в Небесное Царствие. А как же, скажете, призывает нас Господь? Да вот хотя бы сегодня в слове проповеди , потому что это слово и всякое слово, произносимое в церкви от имени Христа, есть истинное слово Христово, Его слово. Хотя душа и низка, хотя сердце и мерзкое, уста грешные и нечистый язык, но как солнышко, проходя и освещая безобразные, грязные места, не омрачается нисколько, не теряет своей светлости, так и слово Господне – оно, все равно из каких уст будет произнесено, останется Божественным словом и будет свидетельствовать так, как бы говорил его Сам Господь. Вот это есть призыв, это Бог зовет нас к Себе. Потом, в каждом доме в переднем углу лежит, наверное, Евангелие – так вот это тоже призыв, тоже призвание Божие, ибо когда человек начинает читать его, то каждое слово евангельское действует как слово Христа, а так как Евангелие доступно всякому, то, значит, и всех призывает Христос, всех зовет идти к Нему. И для всякого открыты двери церковные. Войди же в любой православный храм, помолись там, умились сердцем твоим, послушай богослужение – это тоже призыв Божий. Когда мы приходим домой из церкви, жизнь всею тяжестью наваливается на нас, грустно жить нам, тяжело от множества скорбей, человек мучится, жить неприятно, неприятно терпеть каждый день испытания и горести, а эти скорби, эти горести есть не что иное, как призыв Господа. А так как все люди скорбят, всем тяжело живется, то, значит, Господь всех зовет, всех любит и всех желает принять в объятия этой чудной Божественной любви. Но что же, скажете, вот Господь призывает, а мы не идем, как бы не слышим зова Его, почему это? Почему не все идут на призыв Его? А потому, что Господь не приневоливает, не принуждает идти [за Ним] в Царство Небесное: кто хочет идти, идет за Ним, хотя зовет Он всех, ибо умер за каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010