Я жила в своем мире, и мне некому было помочь понять, что любое осознание своей бездарности в творчестве — это шаг вперед, что надо учиться и работать, что такое осознание — это движение, процесс, а не результат и жить в творчестве, да и в жизни, надо процессом. У меня все хорошо получалось с точки зрения рисунка, а еще лучше — живописи. Но у меня был совершенный ступор в композиции. И нам была задана композиция на тему сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Я старательно писала и смывала, а ведь это же акварелью, мы же там не писали никакими другими техниками, только акварелью. Вот сижу, тружусь: костер, эти «месяцы» во всех видах сидят — ужас один, и чувствую, все какое-то «дубовое». А рядом со мной сидит такая Алена Иванова, замечательная была девочка, художник по существу. И я вижу ее работу: у нее на первом плане — не верхушек, не корней нет, просто стволы, вот как фотография, большой ствол без начала и конца, причем фактурно выписана кора, насколько акварелью эту фактуру можно определить, сосна, видимо, и как на картинах Жоржа де ла Тура, не видно источника света, а источник света — это костер на снегу. Я костер не вижу, но я вижу его свет на вот этих соснах, и больше ничего. Я тут же на всю оставшуюся жизнь поняла, что я предельно бездарна, и перестала рисовать. После этого я решила, что теперь буду филологом. 1 Интервью состоялось в церковном доме при храме Феодоровской иконы Божией Матери, где некоторое время жила семья отца Александра Сорокина, в этом же временном доме находились все прихрамовые службы, лекторий и т.д. —     Но ваша сестра все-таки стала художником? —    Ну, она стала художником, как она сама смеется, потому что мы ее заставили. Хотя, конечно, были годы занятий, особенно когда она попала в училище Серова, когда оно еще располагалось у Смольного, — по уровню образования, по уровню внутренней наполненности это, скорее продолжение нашей городской художественной школы. Это было замечательное место, она его окончила, но побоялась идти в Академию художеств и поступила в Высшее художественнопромышленное училище имени В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но это было не все. Связывая бытие с самой сущностью Бога, Афанасий также трансформировал идею сущности, субстанции. И именно здесь его отход от космологического мышления Иустина и Оригена, по–видимому, явился фактически условием евхаристического мышления Игнатия и Иринея. Заявить, что Сын принадлежит субстанции Бога, подразумевает, что субстанция обладает почти по определению, относительным характером. " Существовал ли когда-либо Бог без Своего собственного (Сына)? " Этот вопрос имеет чрезвычайную онтологическую важность и значение. Слово " когда-либо " в этом предложении употребляется не во временном, а в логическом и даже онтологическом смысле. Оно относится не к какому-то времени в Боге, а к природе Его бытия, к Его бытию qua бытию. Если бытие Бога по природе является бытием отношений и если оно может быть обозначено словом " субстанция " , не можем ли мы тогда почти неизбежно заключить, что при условии что окончательный характер бытия Бога для всех систем онтологий, субстанция, постольку, поскольку она обозначает окончательный характер бытия, может быть понят только как общение? Включает ли это революционные изменения относительно смысла субстанции в греческом мышлении или это фактически имеет основу в аспектах последнего, которое избежало нашего внимания, являются вопросами, исследовать которые не является нынешним намерением автора. Однако из изучения Афанасия вытекает довольно ясный вывод, что различие между " первичной " и " вторичной " субстанцией, которое некоторыми специалистами для того, чтобы интерпретировать тринитарное богословие греческих отцов, фактически является ошибочным. Как мы отметим снова в кратком рассмотрении каппадокийцев, такое различие не имеет смысла и создает серьезные проблемы, когда рассматриваешь отношения внутри Святой Троицы между субстанцией и лицом. Это является принципиальным вкладом Афанасия в развитие христианской онтологии. С помощью идеи общения, которая приобрела онтологическое значение в и через евхаристический подход к бытию, Афанасий развивает идею , что общение относится к уровню воли и действия, а не к уровню субстанции. Таким образом, оно относится к онтологической категории. Это было значительным прогрессом в направлении онтологии, основанной на библейских предпосылках, решающим шагом к христианизации эллинизма. Но без принижения величия Афанасия или его важности как богослова, мы должны признать, что в этой онтологии он оставил без ответа ряд базовых проблем. Одна касается, так сказать, онтологического статуса, который мы должны приписать тому бытию, которое вытекает не из субстанции, но из воли и действия, а именно, творения. Если бытие мира является не продуктом субстанции, а Его воли, что же тогда является его онтологической основой?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы. Сегодня второй день работы фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Собрались епархиальные издатели, региональные телевизионщики, делающие фильмы и сюжеты на православные темы, приехали делегации из Украины, Беларуси, Польши. Патроны фестиваля – Управляющий делами МП архиепископ Климент, министр культуры Александр Соколов. Фестиваль удался – на открытии присутствовало около 800 человек, делегации из Сербии, Греции, Польши, Украины, Белоруссии. Непосредственно фестиваль организовывал Сергей Чапнин, которого я знаю много лет – с 1988 года. Шестнадцать лет назад он был студентом фотоотделения факультета журналистики МГУ, потом обратился, восстанавливал храм святителя Тихона в Клину в начале 90-х, затем занялся книгоизданием. Выпустил справочник по храмам Москвы – это справочник выдержал уже четыре издания. С 1995 года Чапнин занялся информационной журналистикой. Он был главным действующим лицом агентства «Метафразис», затем участвовал в первом крупном православном интернет-проекте «Православие в России», который делала бригада в составе А. Пентковского, Д. Шушарина, С. Чапнина и А. Морозова. Позже он открыл интернет-журнал «Соборность», пользовавшийся большой популярностью в России и за рубежом. И, наконец, в 2001 году его пригласили в Издательский Совет МП возглавить газету «Московский церковный вестник» (теперь переименована в «Церковный вестник»). Несмотря на то, что православие в России, несомненно, продолжает переживать подъем, государство благоволит Церкви, а средств от спонсоров поступает достаточно для того, чтобы строить колоссальные кафедральные соборы в Воронеже и Калининграде, не говоря уже о нефтеносных епархиях, – православная пресса остается довольно странным и в целом архаичным явлением. Периодических изданий, сопоставимых по уровню со светскими можно перечесть на пальцах одной руки. Это историко-богословские журналы «Альфа и Омега», «Церковь и время», «Богословские труды», журнал «Фома», «Нескучный сад», посвященный церковной социальной работе. Выходящие с первой половины 90-х гг. газеты «Православная Москва», «Радонеж», а даже заметно улучшенный в последние годы «Церковный вестник» – это скорее «листки», которые залеживаются в церковных лавках. В других сетях распространения их нет, да и вряд ли они раскупались бы.

http://pravmir.ru/cerkovnye-smi-vse-eshh...

Словами не передать — надо видеть, как она издана, с каким вкусом, благородством! Видно, что культурная традиция с древних времен не прерывалась. Высокая культура и умственное «щегольство», я бы сказал. И я впал в отчаяние, подумал, не зря ли стараюсь? Какие бы усилия мы сейчас ни предпринимали, в обозримом будущем не сможем даже приблизиться к такому уровню издания древних рукописей, уровню их научной жизни, который выявляет себя в книгоиздании. Мы не догоним их никогда! Вот итальянцы, немцы, французы понимают масштаб личности отца Павла Флоренского, почитают его. Не пытаются сделать его, православного, своим католическим вероучителем, но почитают его как гениального мыслителя: переводят, изучают, устраивают конференции. Мы же, похоже, потеряли остроту восприятия. В том числе и в духовных школах. Даже уровень многих выпускников Духовной академии очень низок. От чтения этого письма можете воздержаться Монахи, критикующие отца Павла, говорят: у него есть неправильные богословские мысли. Они имеют в виду «Письмо о Софии», входящее в «Столп и утверждение истины». Но почему из-за одного неточного письма надо отвергать все труды одного из ярчайших богословов? Приведу пример из истории. На Пятом Вселенском Соборе обсуждался вопрос о «трех главах» — трех антиохийских богословах. Я писал сочинение о «трех главах», когда учился в Духовной академии, подробно изучил проблему, и отец Виталий Боровой поставил мне пятерку. Так вот, епископа Иву Эдесского обвиняли в ереси за одно письмо, действительно не православное по духу. Но Пятый Вселенский Собор торжественно постановил: все творения Ивы Эдесского — православные, а одно письмо — нет. То есть читайте все его творения, а от чтения этого письма можете воздержаться. Пятый Вселенский Собор — прецедент. Если вы ревнители Православия, враги софиологии (которую я тоже не понимаю и не берусь даже говорить о ней, но кажется она мне сомнительной), то зачем вместе с одним письмом отвергаете все творения отца Павла? Про Иву Эдесского можно было сказать, что все его труды, кроме одного письма, православные, а про отца Павла Флоренского нельзя? Тогда скажите, что Церковь сейчас, при уровне нашего богословия, не может вынести окончательное суждение о «Письме о Софии», воздержитесь от критики, но принимайте остальные его работы, ибо они православны.

http://pravmir.ru/muzhestvennaya-mysl-sv...

В 1916 году черта оседлости была отменена официально. XXII По прогнозам и оценкам ученых, Российская Империя, не будь революции, после Первой Мировой Войны, в которой она, несомненно, одержала бы победу, сохранила бы темпы своего развития (которые и в военное время были весьма высоки) и вскоре стала бы державой номер один в Европе и Азии как по уровню жизни, так и по уровню развития промышленности и сельского хозяйства. При сохранившемся приросте населения продолжилось бы успешное освоение и заселение восточных областей страны. К концу XX века, как предсказывал еще великий ученый Дмитрий Менделеев, в России проживало бы 500-600 млн человек, сохраняя свою десятую долю в совокупном населении планеты, и наша страна в военном и политическом смысле была бы самой богатой и самой мощной державой в мире. Антихристианские силы не дали сбыться этим прогнозам. Почему же была разрушена Российская Православная Империя, наследница Ромейской Империи? «...Да будетъ святая воля Всевышняго, и да укрепитъ Насъ незыблемая вра въ премудрость Небеснаго Промысла... и да не забудетъ он [Наш народ], что сила и крпость святой Руси - въ ея eдuhehiu съ Нами и въ безпрдельной Намъ преданности... Npieмлeмъ священный обтъ передъ Лицомъ Всевышняго всегда имть единою цлью мирное npeycnяhie, могущество и славу дорогой Pocciu и ycmpoehie счастья всхъ Нашихъ врноподданныхъ». Из Манифеста «О восшествии на престол Императора Николая Александровича» 20 октября 1894 года «Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику Цесаревичу Алексею верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови,...» Из всенародной присяги на верность подданства Государю Императору «...а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им...»

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/10/...

Соловецкие острова: духовное, культурное и природное наследие : Под общей редакцией Петра Боярского и Вячеслава Столярова. – М.: Институт Наследия, 2006. – 680 с./Представляет Дмитрий Сладков //Фома. - – апрель 2007. – С.140. – (рубрика « Что читать »). Это поистине энциклопедическое издание, в котором впервые представлено развернутое описание историко-культурного наследия, природы Соловков, духовного мира и многовековой истории, хозяйственной деятельности Соловецкой обители. Иллюстративный материал включает более пятисот старинных и современных рисунков, фотографий, планов и схем. За что Лев Толстой был отлучен от Церкви : Сборник исторических документов. – М.: Даръ, 2006. – 592 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – апрель 2007. – С.140-141. – (рубрика « Что читать »). Эта книга – попытка как можно полнее познакомить не только с историей отлучения Льва Толстого, но и с его духовной трагедией. Наряду с официальными документами (Определение Святейшего Синода и открытый ответ на него Толстого) здесь собраны редко до сих пор издававшиеся отзывы, письма, труды духовенства и мирян, посвященные отлучению графа Толстого. Помещена также развернутая рецензия: Алексей Варламов , писатель, лауреат премии Александра Солженицына в области литературы. По глаголу с миром //Фома. - – апрель 2007. – С.141. – (рубрика « Что читать »). В центре статьи - Дневники протоиерея Александра Шмемана , - книга, вышедшая в 2005 году в издательстве «Русский путь». «…По уровню письм а , уровню мысли, по лирической откровенности и глубокой проникновенности в суть явлений она достойна того, чтобы встать в один ряд с дневниками Пришвина, Корнея Чуковского, Бунина, Свиридова». Мультимедиа: Представлены диски: Протоиерей Николай Агафонов . Иоанн Дамаскин : Исторический роман. – Мультимедийное издательство «Деоника». Формат CD-ROM (mp3), 2007 год/представляет протоиерей Николай Агафонов//Фома. - – апрель 2007. – С.142. – (рубрика « Мультимедиа »). Как свидетельствует автор романа, написать книгу об Иоанне Дамаскине – было мечтой его жизни. «Хотелось показать образ моего любимого святого не иконно-житийный, где святой всегда свят от рождения, а живой, художественный образ становящейся личности. Образ святого в художественной литературе, по моему глубокому убеждению, так же отличается от житийного образа в Четьях-Минеях, как живописное художественное полотно на церковную или библейскую тему – от канонической иконы на эту же тему. У каждого свое предназначение…».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-48-a...

Ведь когда Церковь в России уничтожалась, мировая богословская школа развивалась. На высоком уровне было и остается православное богословское образование в Греции и богословское образование в старейших католических и протестантских университетах Западной Европы. Вот именно туда нужно было направлять наших наиболее перспективных выпускников, чтобы, проучившись там пять-шесть лет, они возвращались преподавать в наших Духовных академиях. А профессора, сформировавшиеся в советский период и много сделавшие для сохранения у нас Духовной школы (хотя бы на таком уровне, на котором она была), должны были бы уступить им свои академические кафедры и переместиться на преподавательскую работу в семинарии, что соответствовало бы их научному уровню. Но такой смены поколений так и не осуществилось, хотя сейчас происходит осознание необходимости переносить достижения мировой богословской науки в наши Духовные школы. Количество студентов СПбПДАиС в 1946—2006 гг. Много — не значит хорошо Одной из тяжелейших проблем развития российской богословской школы является создание во многих епархиях Духовных семинарий. В настоящее время их уже более 40. Почему это является проблемой? Потому что для большинства епархий организация полноценной богословской школы невозможна: там нет серьезных преподавательских кадров. Но семинарии создаются, и местные будущие священники учатся именно в них, а не в Духовных школах Москвы, Петербурга, Смоленска, Ставрополя (я называю более успешные семинарии). Конечно, при таком положении у епархиальных архиереев есть гарантия, что обучающиеся в местных семинариях кандидаты в священники не покинут свои епархии. Но когда выпускники таких семинарий, по своему уровню не соответствующих требованиям Духовных школ, поступают в Духовные академии, они понижают общий образовательный уровень. Преподавателям академий приходится возвращаться к семинарским темам, которые оказываются неусвоенными в провинциальных семинариях. Поэтому очень важно для развития духовного образования в нашей стране не увеличение, а уменьшение числа провинциальных семинарий и направление будущих священников в те Духовные школы, которые действительно обладают серьезным научным уровнем.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/10/6...

Скачать epub pdf Нет на свете человека, которому не пришлось бы спорить. Первый спор происходит во младенчестве: «Мам, хасю исё малёженое!.. Ни забалею-у! Хасю-у!!!» Идут годы. На уроках геометрии повзрослевших младенцев учат помаленьку научной разновидности спора. Стоит школьник у доски и доказывает спорное утверждение – теорему Пифагора. Допускает ошибку, учительница возражает ему усталым голосом. Мальчик вынужден признать, что она права. Но он тоже прав в своем желании доказать греческую теорему и от своего не отступится. Мальчик неохотно возвращается к месту, где совершил ошибку, исправляет ее и доводит дело до победного финала: «Что и требовалось доказать». Как разительно не похож спор о теореме на спор о мороженом! Споры отличаются по интеллектуальному уровню спорщиков. И по культурному уровню тоже. Ведут споры все, и православные, конечно. Поскольку споров нам не миновать, давайте рассмотрим внимательнее, что они такое. Хотя бы в самых общих чертах. Наметим три достойных разбора разновидности спора: спор в режиме скандала, спор в режиме ток-шоу, спор в режиме методичного исследования обсуждаемого вопроса. Спор в режиме скандала может разгораться незаметно. К примеру, опубликовал православный автор в Интернете статью о том, как людям советского воспитания объяснить про бессмертие души. Назовем публиковавшего Автором. В комментариях к статье Автора появляется тактичное замечание по мелкому поводу. Или такой вопросик: «У святителя Иоанна Златоуста о душе иначе написано. Что автор по этому поводу мог бы сказать?» Автор отвечает комментатору (пусть он будет Читателем): «У святителя Иоанна творения во многих томах. О каких именно словах Златоуста Вы говорите?» Автор отвечает в решительных, но вполне допустимых выражениях. Читатель пересказывает по памяти Златоуста и прибавляет: «Прежде чем писать статью, нужно внимательно читать святых отцов». Обстановка накаляется. Автор заявляет, что он кандидат богословия, неплохо знаком со святоотеческим учением и спрашивает Читателя: «Есть ли у Вас богословское образование? Уверен, что нет. Иначе Вы бы знали: прежде чем спорить, надо приготовить дословную цитату из Златоуста, указать, из какого она творения, привести место цитаты по внутренней рубрикации текста. Тогда Ваш оппонент сможет посмотреть текст и контекст цитаты. Еще желательна библиографическая ссылка на доступное авторитетное издание святителя Иоанна. Советую Вам поучиться основам работы с богословскими источниками и подучиться вести себя уважительно».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

В этом контексте мы можем поучиться у отцов церкви не столько на экзегетическом, сколько на интерпретативном уровне, где святоотеческая герменевтическая взаимозависимость веры и разума, а также Писания и предания приобретает решающее значение. Эти герменевтические факторы не должны действовать в отрыве друг от друга. Ни традиционализм, ни библеизм, ни фидеизм, ни рационализм для нас неприемлемы. Мы приветствуем критический импульс Просвещения, но отвергаем его негативные акценты. Для большинства святых отцов авторитет Писания как записи откровения стоит превыше всего, однако само Писание, по сути, создано преданием и требует интерпретации в церковном контексте. Как предание не должно развиваться в отрыве от Писания и, если это происходит, нуждается в корректировке, так и Писание не должно подавлять творческую силу живого предания, постоянно сталкивающегося с новыми проблемами в новых обстоятельствах. Более того, отцы церкви в своем целостном духовном видении учат нас, что различение истинного и ложного, нормативного и необязательного, значимого и незначительного 315 напрямую связано с герменевтикой христианской жизни, с новым творением во Христе и Духе. Проблема наших различий и необходимости общего христианского свидетельства в третьем тысячелетии – это призыв к молитве, покаянию и трезвению на уровне преображенной личной и общинной жизни, руководителем в которой для нас является сама Истина – Живой Господь. Уровень преображения Мы подошли к третьему герменевтическому уровню – экзистенциальному, или трансформативному, уровню преображения. Он неотделим от двух других, однако отличен от них и предполагает собственные герменевтические процессы. Приведем примеры, показывающие взаимосвязанность трех уровней. Согласно Евангелию от Иоанна, Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34–35 ). Наша задача на экзегетическом уровне – исследовать все нюансы учения Христа о любви в свете Его служения, понять, почему Евангелие от Иоанна называет это учение «новой заповедью» и какова в сравнении ценность любви к Богу и любви к ближнему в Ветхом и Новом Заветах. На уровне интерпретации мы сталкивается с необходимостью оценочного решения: следует ли и до какой степени следует принимать учение Иисуса о любви как значимую или нормативную истину, обязательную к применению на практике. На уровне преображения у нас появляется возможность ощутить на себе силу самой любви Христовой и преобразиться под ее влиянием, пламенно приемля Господа и слова Его любви в благоговейном послушании и исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Вячеслав 20 мая 2018, 20:06 А вообще не пора ли успокоится, перестать возвышать царскую Россию при одновременном принижении большевистской России. Это наша Родина,это наша история и большевики это наши предки. Вот в большинстве в России предки были коммунистами, и строили и воевали и побеждали, а вот тех у кого предки были князьями, баронами, помещиками явное меньшинство. Зачем нам постоянно тыкают про малость успехов наших предков? Сколько большевики постороили заводов, больниц, открыли институтов за период времени 20-40 года? А сколько это сделали царские власти за период времени с 1897 по 1917? Наталья Богоявленская 20 мая 2018, 19:48 А в советское время всё было просто: сравнивали с 1913 годом. Например, сколько холодильников было тогда (в 1913-м) и сейчас (в 1970-м). И в чью пользу идёт перевес, всем очевидно. Это помимо шуток, так действительно было. Вячеслав 20 мая 2018, 19:39 Андрей20 мая 2018, 12:20 Вы интересно ведете диалог, сначала говорите собесднику что: " история не знает сослагательного наклонения, " , а потом утверждаете что: " Уже второе поколение крестьян-переселенцев создало бы более чем достаточную продовольственную и кадровую базу " . Т.е. используете сослагательное наклонение. А по статье, под свое мнение подстраивает факты. А давайте так подумаем, была ли промышленность без электрофикации? Не было бы. А где при царе массово строились электростанции? Где был царский план электрофикации? Я от Ленина читал вот о необходимости этого, а от Николая !! не слышал. Павел 20 мая 2018, 18:22 Судить о промышленной развитости страны лучше всего по уровню образованности ее граждан. Вот данные дореволюционного " Нового энциклопедического словаря " по уровню грамотности в армиях европейских стран. Итак, Россия - 617 неграмотных на 1000 рекрутов, Сербия - 496, Италия - 306, Бельгия - 85, Франция - 33, Германия - 0,2 (или 2 неграмотных на 10 000 новобранцев). Все данные по состоянию на 1911 год. Интересно, каким же это образом в поголовно неграмотной стране могла совершиться т.н. " Николаевская индустриализация " ? Ведь большевикам, прежде чем приступить к реализации их планов, пришлось проводить глобальный " ликбез " ?

http://pravoslavie.ru/113013.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010