Параллельно с продукцией местного и греческого производства на Православном Востоке имели хождение иконы европейского и московского письма. Арсений Суханов с неудовольствием упоминает один из образов в лавре св. Саввы: «Алтарь у той церкви и переграда и образы местные и праздники письма доброго, токмо распятие на кресте, что стоит над царскими дверями, письмо с латинского обычая». 2020 Рядом с греческими художниками в Палестине работали арабо-христианские мастера. 2021 В большинстве своем это были ремесленники, ориентировавшиеся на обслуживание паломничества. Из их мастерских выходили иконы – рисованные, резаные на перламутре, а то и просто раскрашенные гравюры – с изображениями палестинских святынь или евангельских сюжетов и отличавшиеся нетипичным для других иконописных школ вниманием к топографии Св. земли. 2022 Продукция эта имела массовый характер и отличалась невысоким художественным уровнем, 2023 видимо, соответствовавшим непритязательным запросам паломников. Как писал о ней в конце XVIII века Мелетий: «Есть во Иерусалиме из Арапов иконописцы и серебряных дел мастера. Первых работа очень низка, однако довольно они пиша на полотно поклонникам град Иерусалим со всеми св. местами, за труд свой приобретают; другие же мастерства своего вещи, кандила и прочее изрядно отделывают». 2024 Впрочем, и уровень греческой живописи после угасания Критской школы в середине XVII века начинает быстро деградировать. 2025 В то же время, количественные показатели иконописного производства были весьма высоки. Продукция православных мастеров «вторгалась» даже на «чужую территорию»: в униатском монастыре Яффы в 30х – 40х гг. XIX в. иконостас был укомплектован образами, писанными в Иерусалиме православным диаконом-арабом. 2026 Особо стоит упомянуть традиционный промысел жителей Вифлеема – резьбу по перламутру, изготовление перламутровых крестов и образов. 2027 Это ремесло известно чуть ли не со времен Крестовых походов, однако в музейных собраниях хранятся лишь поздние образцы – XIX, редко XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1543 К немалой досаде Арсения, один из кораблей, на котором он отправил ящик со своими бумагами, был перехвачен и ограблен «франками», в результате чего пропали многие записи, в том числе «листы чертежные разных земель» (Арсений Суханов. С. 75). 1544 В частности, он писал: «В стены кладен камень большой, 13 рядов до зубцов... а инде больше; поземного бою мало, инде есть, а инде нет; и то мелкия окна пищальныя, а пушка не вместится... А по стене лествица надобна на город сажен трех, где в низких местах. А камени около града тьмы тем всякого... на пример града ко взятию... Врата градные все обиты железными досками накрепко... Тут же подле дороги гора высока, а подле – самой город; с той горы в городе из мелкого ружья возьмет, а из большаго снаряду может с нея через стену в город бить... Тут и стена городовая низка, понеже подшел бугор к стене» и т. д. (Арсений Суханов. С. 134). 1546 Приведем в качестве примера его описание арабского богослужения в Рамле: «У попов глава спереди подбрита мало не до полуголовы; а на середке на верху пробрито гуменцо есть маленько. Ходят все в чалмах, и на обедни неслужащие в алтаре в чалмах стоят; Службу служат попы по арапски, но токмо возгласы говорят по грецки» (Арсений Суханов. С. 51). 1549 Арсений Суханов. С. 74. Недаром после отъезда Арсения из Палестины (через Сирию, Восточную Анатолию и Кавказ он вернулся в Москву летом 1653 г.) патриарх Паисий поспешил подстраховаться на случай возможных разоблачений со стороны русского посланца. Проводив Арсения из Иерусалима, патриарх вдогонку отправил донос царице (почему-то обратиться к самому Алексею Михайловичу он побоялся). В этой грамоте Паисий жаловался на козни «злоязычных людей», особенно Суханова, «о котором один Бог знает, как мы пеклись, и который однако же оказался неблагодарным Иудою». «Но мы радуемся, когда клевещат на нас, – продолжал патриарх, – потому что весьма многие святые неправедно и беспричинно были оклеветаны. Об одном только, царица моя, мы опечалились, что он обманул справедливейшего царя и, обманывая царя, обманул Бога... И не убоялся он, тренесчастный, чтобы земля не разверзлась и не поглотила его как Дафана и Авирона» (Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 174175). Дафан и Авирон – ветхозаветные персонажи, предводители возмущения евреев против власти Моисея во время скитаний по пустыне. По воле Господа под мятежниками расселась земля, и они низверглись в преисподнюю. В.Г. Ченцова полагает, что патриаршая грамота была адресована именно царице в расчете, что с ней ознакомится ее отец И.Д. Милославский, которого Паисий считал одним из своих сторонников в московских правящих кругах (Ченцова В.Г. Икона Иверской Богоматери. С. 84).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И опять-таки, его опыт весьма актуален. За некоторыми исключениями, мы не умеем собираться и сплачиваться в дружное общество, посвящать вместе свои досуги добрым христианским делам (если только этого не прикажут свыше) и тем более собирать на них нравственные и материальные силы. Если на Западе требуется собрать 5000 долларов, то волонтеры обойдут 5000 человек и соберут с каждого по доллару, а у нас батюшка предпочтет обойти десять спонсоров, поскольку знает, что по рублю он такие деньги не соберет. К сожалению, наша способность к самоорганизации (особенно в благотворительности) весьма низка. Это и национальные черты, и наследие советских времен, когда господствующим был настрой – «Больше одного не собираться». С большими трудами создавался первый в России «Дом трудолюбия». В первый раз он сгорел из-за опасной близости увеселительных мест и преступного небрежения пристава, которого строго обличил о. Иоанн. Однако, когда этот же пристав за свои преступные дела попал под суд, то вызванный на суд св. Иоанн свидетельствовал в его пользу. «Осуди грех, а грешника не осуждай». «Дом трудолюбия» был открыт 12 декабря 1882 г. В нем о. Иоанн устроил рабочие мастерские, где в течение года работало 25000 человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на триста детей, детский сад, сиротский приют, загородный дом для детей, бесплатное призрение для бедных женщин, народная столовая с небольшой платой и благотворительными обедами, бесплатную лечебницу, воскресную школу . В 1888 г. благодаря заботам о. Иоанна был выстроен ночлежный дом, а в 1891 году – странноприимный. Ежедневно перед домом о. Иоанна выстраивалось до тысячи нищих, которым он раздавал деньги, достаточные для того, чтобы купить 4 килограмма хлеба на каждого. Социальная работа о. Иоанна доказывает несостоятельность мнения тех, кто считает, что Церковь должна заниматься только духовной работой и не заботиться о материальных нуждах своих чад. Как и его современники – радетели народного просвещения К.П. Победоносцев и С.

http://pravoslavie.ru/37047.html

Там Моисей на отказывающихся возлагает не отрицаемую тяжесть; здесь Павел подает только совет желающим, стремящимся к совершенству. Ибо нельзя заповедовать вообще и, так сказать, обязательно требовать от всех то, что по причине дивной высоты не может быть достигнуто всеми; но все преимущественно возбуждаются советом и благодатью, так что большие могут увенчаться добродетелью совершенства, а малые, которые не могут исполнить меру полного возраста Христова, как будто остаются в неизвестности, будучи закрываемы блеском больших, как звезд; однако от мрака проклятий, существующих в законе, они свободны, не обрекаются на поражение настоящими бедствиями, не подвергаются вечному мучению. Итак, Христос никого необходимой заповедью не принуждает к достижению верха добродетелей, но призывает желающих по собственной воле, пользою совета воспламеняет достижение совершенства. Ибо где заповедь, там необходимость; а где необходимость, там и трудность; где трудность, там и нерадение; где нерадение, там и грех; а где грех , там и наказание. А соблюдающие то, к чему принуждаются строгостью закона, избегают скорее наказания, которым он угрожал, нежели получают воздаяние или награду. Глава 6. Благодать Евангелия как совершенным дает Царство Небесное, так милостиво поддерживает немощных Итак, евангельское слово как сильных возводит на высоту совершенства, так и немощным не позволяет опускаться низко; совершенным воздает полноту блаженства, а немощным дарует прощение. Исполняющих его заповеди закон поместил как бы в некоторой середине между тем и другим воздаянием, т. е. наградою и наказанием, – насколько удаляет от осуждения преступников, настолько же отлучает и от славы совершенных. Как эта доля низка и как жалка, можете видеть из сравнения состояния настоящей жизни, в которой самым жалким считается тот, кто только о том старается и трудится, чтобы только не считаться виновным между почетными людьми, а не богатым, почетным и славным. Глава 7. В нашей власти состоит быть под благодатью Евангелия или под страхом закона Моисеева Потому теперь в нашей власти – состоять ли под благодатью Евангелия или под страхом закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Двуногих тварей миллионы — для нас орудие одно, мы метим все в наполеоны, нам чувство дико и смешно». — Как нужно относиться к человеку с христианской точки зрения? — Святые отцы учат, что на человека нужно смотреть, как на всеродного Адама (всеродного – родителя всех людей — прим. ред)., как на образ Божий, который есть в каждом человеке, как на соборность, которая в своей идее богоподобна. Вся человеческая соборность богоподобна, а Церковь  — храм Божий. Церковь — это фактор!? Для тех, кто Церковь считает лишь рычагом управления, это, очевидно, так. Но не для христиан, ведь мы мыслим себя внутри Церкви. Надо сказать, что сейчас в культурном обществе и даже в Церкви, образованность так низка, что и здесь употребляют это выражение, более того приходилось встречать словосочетание «теистический фактор» (видимо, это идет из протестантизма). То есть, как это понимать: Бог тоже всего лишь фактор? Мы полагаем, что это — на грани атеизма. Так же, как для нас неприемлемо выражение «теистический фактор», так неприемлемо и выражение «человеческий фактор», потому что в нем заключено глубочайшее неуважение к личности. Существует рынок, на котором предлагается все, что угодно, в любой упаковке, в том числе, ценности, несущие в себе ложную духовность. Противопоставить этой распродаже ценностей мы можем только одно: свидетельство Церкви об истине и о ценности веры, которая ни с чем не сопоставима. В исторической Церкви находятся ценности любви и правды. Только в Церкви человек становится полноценной личностью. Вместо того, чтобы быть неким «фактором», становится образом и подобием Божиим. Человек как образ Божий, а не как чей-то фактор, должен проявлять себя и реализовывать себя в соответствии с дарованиями, которые дал ему Бог. Для того чтобы это произошло, нужно и всестороннее образование. Общество, которое будет состоять из людей, которые развиваются в этом направлении, будет наиболее устойчивым. Для выживания общества нужно, чтобы рядом с высоким понятием о человеке как о личности, развивались необходимые для жизни общества институты. Религия образует культуру, как совокупную среду, потому что исходит из представления о человеке как о личности, следовательно, Церковь есть величайшая культурообразующая сила. Эту роль Церковь и должна выполнять в современном обществе. Сегодня роль Церкви в обществе должна быть велика и заметна как никогда ранее, потому что противостояние Церкви и «антицеркви» усиливается, хотя это не всегда заметно.

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

Во время нашей беседы я рассказал отцу Михаилу о моем друге, докторе Гуннере Рбзендэле, настоятеле лютеранского прихода в Осби, в Швеции. Посещаемость храмов в Швеции очень низка. Так было и в Осби, когда доктора Розендэла назначили туда более двадцати лет назад. Новый настоятель начал служить шведскую мессу в церкви ежедневно, что являлось неслыханной вещью в Швеции, и, кроме того, совершать все ежедневные службы, предписанные Шведской Церковью, которые едва ли отправлялись даже в соборах. Делая все это благоговейно и неизменно, доктор Розендэл постепенно создал большое религиозное сообщество. На ежедневных вечернях в его храме – больше народа, чем во многих приходах на воскресной мессе. Постепенно Осби превратилось в место паломничества. Люди изо всех частей Скандинавии и более отдаленных мест прибывают в Осби индивидуально и группами, восхищаясь здесь многочисленностью прихожан и духовно возвышенными службами. «Твоему другу следует оставаться там, где он есть, и упорно продолжать свои усилия. Он еще более будет поражен результатами, – сказал отец Михаил. – Я расскажу тебе подобный же случай из жизни нашего великого валаамского игумена – отца Назария Саровского, современника преподобного Серафима. Он [оставив игуменство на Валааме] покинул монастырь в 1804 году и вернулся в Саров. Перед поселением в Сарове отец Назарий совершил путешествие в Южную Россию для ознакомления с тамошними монастырями. Его сопровождал другой инок – отец Иларион. Однажды в субботу наши путешественники прибыли к некоему приходскому настоятелю. Игумену священник понравился. Он был удивлен, однако, что последний не сделал никаких приготовлений в отношении песнопений вечерней службы. Игумен поинтересовался причиной этого. Настоятель ответил, что он не собирается петь за службой. Он также добавил, что служит редко – даже Литургию. «Мой приход, отец игумен, весьма большой, – сказал священник, – и раскольников у нас нет, но люди равнодушные. Они редко приходят в церковь . Я не вижу никакого смысла служить с большей частотой в пустом храме». – «Отче, – ответил огорченный игумен, – если твои прихожане пренебрегают своими важнейшими обязанностями, то ты-то, их пастырь, не должен пренебрегать своими! Храм Божий никогда не бывает пуст. Со времени его освящения он имеет своего собственного Ангела Хранителя. Если твои прихожане не исполняют своего долга,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василия также справедливо. Но и кроме примера истину всего сказанного подтверждает и Сам Господь, когда про верующих в Него говорит, что они «именем Его будут изгонять бесов» ( Мк.16:17 ). «Именем Моим, – слышим от Него, – будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей». И в том же убеждает нас и св. Церковь , когда повелевает диаволу и всей споспешной его силе отступить от готовящихся к св. крещению именем Господа Иисуса Христа, Истинного Бога нашего (мол. о оглаш. 2-я) и когда исповедует, что «вси наветующии им должны бежать от них, потому что над ними призвано имя Господне дивное и славное и страшное сопротивным» (Последов. св. крещения). После сего, конечно, в том, что имя Христа грозно для диавола, и сомнение всякое должно исчезнуть. Но какой урок нам из всего сказанного следует? Тот, без сомнения, что если мы желаем избежать козней диавольских, то мы чаще должны держать и в уме, и в сердце, и на устах сладчайшее имя Спасителя нашего и чаще с благоговением произносить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» И когда будем поступать так, тогда сим поистине грозным для демонов именем их от себя прогоним и постыдим, всякое зло, ими на нас замышляемое, уничтожим, всякое свирепство и всякую ярость их утишим и именем Господним, как щитом, оградим себя от всех нападений их, на нас движимых. Аминь. 8-й день 287. О смирении (Из жизни св. Ефрема, патриарха Антиохийского. Чет. Мин. июня 8) Гордые, нетерпеливые и ленивые люди постоянно жалуются на то, что должность, которую они занимают, тяжела и низка для них, что труды их не ценятся, что многие не стоящие их поставлены по несправедливости выше их. Одним словом, гордые, нетерпеливые и ленивые люди часто не дают своими жалобами покоя другим ни днем ни ночью. Что же сказать таковым в назидание? Чем отвлечь от гордости и нетерпения? Чем побудить к смирению? Постараемся все это сделать для них прежде всего раскрытием перед ними примеров следующих. Когда город Антиохия был разрушен землетрясением, тогда царь Иустин повелел воеводе Ефрему возобновить оный.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

К 1810 году двухэтажное здание было выведено под верхний карниз, но тут случилась беда - страшный пожар, в котором погибло 185 дворов! Погорельцам требовалась помощь, и поступление средств на строительство храма прекратилось. А потом грянула Отечественная война 1812 года. Лишь осенью 1818 года в нижнем храме освятили престол во имя Михаила Архангела: в память о деревянном предшественнике. Имелись тут и два придела: преподобного Антония Великого и Собора Иоанна Предтечи. В документах того времени собор ещё именуется Архангельским. Устроение же верхней церкви сильно затянулось. В описании 1825 года упоминается о работах по установке здесь " великолепного " иконостаса. Клировая ведомость 1835 года свидетельствует, что к тому времени верхний Троицкий престол, числящийся главным, был освящён: произошло это, таким образом, в период 1825-1835 годов. Точная дата этого события до сих пор не выявлена. Колокольня собору досталась в наследство от деревянной Архангельской церкви. Любопытно: церковь-то была деревянной, а колокольнею её снабдили - видимо, в уважение к её соборному статусу - каменною. Однако колокольня эта совершенно не соответствовала торжественному внешнему облику каменного соборного храма. Более того: как указывается в очередном прошении, отправленном весной 1837 года из Рязани в Святейший Синод, стояла она " не на своём месте, то есть не против западных дверей собора, а уклонялась в левую от оных сторону и против собора низка, притом приходит в ветхость " . Проект новой колокольни с небольшой трапезной, соединявшей её с основной частью храма, был готов в 1836 году - подписали его А.Е. Биндеман и Н.Н. Воронихин. Строили колокольню долго. Окончили её по одним сведениям, в 1848 году, по другим - в 1850 году. Шпиль её вознёсся над городом на 72 метра. В 1914 году в храме появилось электрическое освещение. Оборудование для него (включая пятьдесят электрических лампочек) безвозмездно поставил Н. М. Мазаев, один из тогдашних владельцев Раненбургской электрической станции.

http://sobory.ru/article/?object=12090

Переехав холмистый околоток между Рени и Каной и спустившись с горы в юдоль в виду сей последней деревни, я желал найти и видеть ту смоковницу, под которой Иисус Христос видел Нафанаила, и под которой отдыхал еще Бурхардт. Но смоковница более не существовала. Я старался разгадать, что делал Нафанаил под смоковницей; и вот один из сопутников Семен начал говорить: «так здесь, батюшка, под смоковницей брошен был матерью Нафанаил, когда он был еще ребенком, и здесь таким образом спасся от гонения Ирода!» – «Здесь!» отвечал я и, замолчав, внутренне обрадовался новому для меня понятию, изъяснившему непонятное место в Евангелии Иоанна 286 . Думаю, что такое предание о Нафанаиле сохранено и записано в Четь-Минеи. Тут я дал обещание прочитать критически Четь-Минеи по возвращении в Россию. Это предание довольно хорошо поясняет темное место в Евангелии. Иоанн во многих местах своего Евангелия изображает Иисуса всеведущим, знающим прошедшее и будущее. Что-ж мудреного, если он представил в доказательство всеведения Его и видение Нафанаила младенца под смоковницею брошенного? Конечно, Иисус был тогда такой же младенец, как и Нафанаил, но, как всеведущий Бог , Он видел его под тенью древа. Смоковницы в Палестине растут очень роскошно, и, как я видел своими глазами, спускают свои многочисленные ветви долу до самой земли; – под сими-то ветвями, в траве, мог укрыться Нафанаил. Не знаю, есть ли другое какое изъяснение сего видения Иисусова? Удивительно, что никто из наставников не пояснил мне сего видения. Подле самой дороги к Кане, налево, есть источник. Он обделан был когда-то хорошими тесаными камнями. «Вот источник, из которого почерпали воду, претворенную Спасителем в вино», – сказал мне ехавший с нами иеромонах из Молдавии, – «а сейчас увидим и самое место чудодействия Христова!» Молча и веруя, озрел я источник и поднялся по склону в деревню. Православная церковь , построенная в пределах древней огромной разрушенной церкви, мала, низка, убога и крайне не чиста. Четыре или шесть малых икон, коих лики почти изгладились от времени, стояли на полке, выделанной в каменном иконостасе или, лучше, в перегородке.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нельзя требовать от новоначальных послушников подвига преуспевших иноков; ошибочно спешить постригать насельников ради того, чтобы возрастало их количество. Образцово-показательные монастыри обернутся, в конце концов, позором для монашества и соблазном для мирян. Вместо проповеди Евангелия и возрождения Церкви они только оттолкнут от нее малых сих. Еще на Первом Всероссийском монашеском съезде шел разговор об уменьшении количества монастырей в России с той целью, чтобы в них возрос уровень духовной жизни. В епархиях, где открывается большое количество монастырей, духовная жизнь в них, как правило, низка, не успевает развиться, на что, между прочим, влияет и материальная нужда. Есть случаи, правда, немногочисленные, когда насельники новооткрытых монастырей расходятся кто куда, и обитель просто закрывается. Возрождение монастырей должно проходить естественным, а не искусственным путем. Люди приходят в них все же не для того, чтобы строить только стены и восстанавливать памятники архитектуры, а прежде всего - для духовного возрастания. В последнее время получила развитие следующая практика: монашеская обитель открывается не сразу, а вначале при храме организуется община, с некоторыми элементами монашеской жизни. Она даже не называется и не считает себя монастырем, тем более что вначале много приходится заниматься восстановительными работами и организацией хоть какой-то экономической основы будущей обители. Постепенно при храме образуется братство, естественным образом складывается устав. Со временем, когда члены общины духовно подрастают и является материальный достаток, встает вопрос об открытии монастыря. Должно признать такую практику очень разумной и наиболее соответствующей традиционным принципам создания большинства православных обителей. Община при храме может существовать сколь угодно долго, не принимая на себя никаких обязательств и не возлагая непосильного бремени на насельников. Открытие монастыря - великое и сложное дело. Прежде всего необходимо, чтобы на это была воля Божия. Затем от устроителей потребуется решение множества задач: организационных, материальных и духовных. Поэтому не нужно спешить придавать общине формы монастыря, а насельникам - вид монахов. Попытки сделать это преждевременно приведут к тому, что форма только разрушит с таким трудом собранное содержание и приложит насельникам скорби, которых и так хватает. Устроение монастыря должно произойти само собой в предназначенное Богом время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010