8 . Одну ночь обманщик наводит на него помыслы робости и за сим при глубоком мраке показывает ему будто Сарацин, обнажив меч, грозит ему, если тотчас не выйдет из пещеры, отсечь ему голову. Исполненный страха этот муж выскочил из пещеры и стал молить Бога сотворить полезное. И немедленно появился к нему ангел и сказал ему строжайшим голосом: Нисколько не робей; войди в пещеру без всякого страха; ведь это вовсе не Сарацин, как ты полагаешь; это дух нечистый, принявший на себя образ Сарацина. И мгновенно покидает его робость и он почувствовал смелость и неизреченную радость, а демон исчез. 9 . Когда разнеслась молва о превосходном житии этого мужа, пришли к нему мужи христолюбивые и сильно его уговаривали построить небольшую башенку; что и было исполнено. Многие пожелали проживать вместе с ним, но он никак но соглашался сожительствовать с множеством людей; но, приняв немногих, пребывал с ними, совершая в страхе Божием, службы обязательные для аскетов. По прошествии времени, по внушению некоторых лиц он был насильно понужден занимавшим в то время в Иерусалиме патриарший престол сделаться епископом церкви в Витилии. Это очень малый городок, находящийся в девяноста милях оттуда. Часть времени проводил он в том городе, а другую часть, приходя сюда с любовью, проживал со своими чадами. И эта церковь сперва построена была малою, но потом, лет за десять до кончины Святого увеличилась, почему тогда и число благоговейных, по воле Божией, умножилось. Келия, в которой этот блаженный, приходя из Витилии, имел обыкновение временно проживать, очень мала и до того низка, что если бы входящий в нее не обратил внимания, то ударился бы черепом об потолок. 10 . Итак, приходя сюда из равнины и входя в означенную келию, он простирал руки, благодаря Бога, и потом говорил: Радуйся царский дворец; я в правду считаю дворцом это мое старинное жилище. И подобно человеку обуреваемому среди великого моря и спасшемуся от бури, так и я прибегаю к пристани этой келии; дабы возмочь возвратиться к прежнему настроению разума. Однажды один из братьев осмелился ему сказать: Сам-то ты, отче, при такой старости и по покорении в себе всех сопротивных страстей, уже не можешь, я думаю, иметь перед своими глазами душевного вреда, но и в своем городе и здесь сохраняешь одинаковое состояние (духа). Тогда сказал ему инок: “Верь мне, чадо, до тех пор, пока душа моя не разлучилась с телом, я не в безопасности, нет во мне смелости; ибо мы облечены в плоть и проходя посреди разных западней, боимся быть пойманными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные, по апостолу Павлу ( 1Кор.2:4 ). Есть, как мы говорили, – скоты, люди-трава, есть и люди-ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души. Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: Это люди душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 )» 252 . Если душа и дух едины, «свойственны» нам от рождения и одномоментно даровались при сотворении, то начало нашей истории следует считать от грани появления первого физиологического феномена в животном мире – человека. Но если дух дарован особо, то есть, не сразу – позже?.. И было ли сотворение нашего первопредка «молниеносным» действием? «В Библии мы не находим рассказа о том, каким образом, какими средствами был создан человек из праха земного. Она только указывает, как отмечает святитель Григорий Богослов , что человек создан из уже существующего „материала“. И душа, и тело наше, как учил великий христианский подвижник преподобный Серафим Саровский , созданы из „персти земной“. Человек, созданный из праха земли, был „действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле хотя и превосходствовал над всеми зверями, скотами и птицами. Они, как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для его создания» 253 . Общий процесс сотворения человека, похоже, не был мгновенным. «Согласно Библии, человек создается в два этапа, и даже в три. Первый этап – это замысел Божий о человеке. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. Библия не говорит нам о временных интервалах, поэтому у нас есть некоторая свобода думать о том, был ли какой-нибудь промежуток времени между созданием Богом человеческого тела и его одухотворением...» 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Так и Аримафейский Иосиф высек себе из самородного камня гробницу, сперва один покой и далее дверь в другой, а во внутренности оного, с северной стороны, сделал новый гроб, в коем положено было бессмертное тело Господа нашего, и ничего поверх его; внутренняя дверь была открыта, а наружная завалена большим камнем. Поскольку место, с которого срыли землю, было неровно, а пещера Св. гроба низка, то св. Елена повелела все оное место очистить, доколе не образовалась большая площадь, так чтобы памятнику Воскресения быть посреди оной; царица велела обложить его снаружи мрамором, чтобы казался как бы построенным внутри стен внешнего храма. Поскольку же она повесила внутри Св. гроба лампады, то вверху пещеры, иссеченной из одного цельного камня, просверлила камень в разных местах для исхода дыма. Вокруг пещеры на площади построен был храм Воскресения Христова, новый, предсказанный пророками Иерусалим, и зодчим его, по сказанию Феофана, был некто по имени Евфимий». Все сие сходно с местностью и с Евсевием, но вот где начинается разность: святая пещера стоит теперь внутри храма, под куполом, который, однако, не совсем сведен и открыт сверху; Евсевий же прямо свидетельствует, что пещера Воскресения стояла совершению под открытым небом, на площадке, окруженная только с трех сторон галереями. Быть может не посему ли император Константин, прежде построения храма, спрашивал в письме своем у епископа Макария: надобно ли и какого рода делать потолки? если только это относилось не к самой соборной церкви, а к зданию около пещеры Св. гроба. Вероятно, судили тогда неприличным, чтобы памятник Воскресения, только что открывшийся миру, был опять закрыт, хотя и сводами храма, и воспоминание сего сохранилось доныне в отверстии купола над пещерою. Главная соборная церковь и теперь находится к востоку против входа в пещеру гроба, и полукружие её алтаря доселе сходно с описанием Евсевия; но тогда она составляла особенное здание, примыкавшее только к галереям, которые окружали вертеп гроба, и в нее входили тремя вратами с площадки, бывшей около вертепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Касаясь окрестностей Иерусалима, игумен хвалит Иверский монастырь, кратко упоминает о великой церкви в Вифании над гробом Лазаря, и о другой на месте избиения Стефана у Кедрона, не говоря, однако, об их состоянии. Но он застал уже только развалины древней, великой обители, воздвигнутой над могильною пещерою Богоматери в Гефсимании; быть может, арабы разорили оную, во время прежних приступов или последней осады Иерусалима, по ее соседству со стенами города, дабы она не могла служить укреплением неприятелю. На Сионе дом Тайной вечери был еще тогда христианской обителью, под именем дома Иоанна Богослова, и так описывает Даниил внутреннее ее расположение: «У тоя церкви есть храмина, в ней же Христос умы нозе учеником своим, и с тоя пойдучи на юг лицем, влести по степеням, яко на горницу; ту есть храм красно создан на столпе и верх мусиею писан; – олтарь же яко и церкви имать на восток лицем, тое была келья Иоанна Богослова, в ней вечерял Христос со ученики своими. Ту же Иоанн возлег на перси его, и рече: Господи: кто есть предаяй Тя? На том месте и сшествие Св. Духа на святые Апостолы в день пятдесятный; в той же церкви есть другая хоромина наделана на земли низко, в ту бо хоромину приходил Христос ко учеником своим, дверем затворенным, ту же и Фому уверил; ту же есть камень святый, ангелом принесен от Сионской горы; на другой же стране тоя церкви есть хоромина низка другая тем же образом, иде же преставися Св. Богородица: и то все деялось в дому Иоанна Богослова». Далее через овраг геенны находилась, в бытность игумена Даниила, глубокая пещера лицом к востоку, где каялся апостол Петр. Тридцатью ступенями спускались в оную, и великая церковь была над нею воздвигнута. Не там ли ныне находятся большие развалины близ пещеры Скудельничей? Что же касается до внутренности храма Воскресения то, чрез столько столетий ига, святыня сия сохранилась неизменною. Замечательно описание знаменитой мечети Омара, обращенной тогда крестоносцами в церковь . Под нею обретался в пещере гроб пророка Захарии, а посреди церкви стоял камень, доселе показываемый, на коем отдыхал Иаков, когда видел во сне лестницу и потом боролся с Ангелом; на том же камне остановился ангел смерти, поражавший язвою народ Давида. Так игумен русский имел возможность рассказать соотечественникам о внутренности сей неприступной ныне мечети в краткое время ее нахождения во власти христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оказалось, что у св. Антония были две пещеры, одна побольше и веже, а другая рядом выше и меньше. В нижнюю пещеру я прошел чрез междустение, искусно иссеченное в горе, длиною в шестнадцать шагов, и слабо освещенное с запада. Оно было проделано еще в то время, когда строилось пирамиды, для обшивки которых брали хороший камень всюду, где только находили его. Самая же пещера с первого взгляда показалась мне естественною. В средине ее сложен из диких камней круглый престол низменный для богослужения. На нем нет ни доски, ни одежд. Окрест его можно ходить. Тут я преклонил колена мои, и приникши челом к святой трапезе, помолился Богу о царе и отечестве, о матери и о себе, о мире всего мира и благо стоянии святых Божиих церквей, и поручил всех и вся и себя самого предстательству св. Антония. В душе моей царствовало неизреченное веселие, – это знамение нашей близости к Богу и к святым угодникам Его. После молитвы осмотрена была мною подробно священная колыбель монашества. Она имеет вид лжицы с узкою рукоятью 37 , темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление дьявола св. Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба, или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкою желтизной; то я думаю, что древние Египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков сего мрамора для убранства палат, или капищ фараоновых; и от того осталась тут пещера с искусственным междустением. Она в последствии послужила колыбелью монашества. Все мы отбили тут по куску мрамора с намерением сделать их него образ св. Антония в память посещения места дивных подвигов его. Рядом с сею пещерою, но не много выше и правее ее, иссечена другая, малая. Я с величайшим трудом достиг до ней, прижимаясь спиною к отвесу горы. Пещерка сия так низка и узка, что в ней можно только сидеть и спать, а стоять нельзя. Из ней видна долина Арабайская с противоположным хребтом горным. Но белесоватый туман помешал мне любоваться оттуда видами здешней пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Телесные наказания духовных лиц также были общепринятою дисциплинарною мерою в древней России. Как широко прилагалась эта мера, видим в жизни и страданиях знаменитого деятеля начала XVII века, троицкого архимандрита Дионисия. Подвергшись нареканиям за исключение из Служебника известного слова «и огнем», Дионисий был вызван в Москву «митрополитом сарским и подонским Ионою, управлявшим русскою церковию в период между патриаршества, и подвергнут был жестоким побоям, продолжавшимся целый год: он скован был в железа, брошен в тюрьму, ставлен в дыму на палатях на земные поклоны до 1000 и больше, причем в июньския и июльския жары не давали ему с утра до вечера ни одной чашки воды для утоления жажды; в праздничные и торговые дни выводили его на цепи из тюрьмы на патриарший двор к кельям митрополита, а отсюда в Вознесенский монастырь к кельям матери государя, инокини Марфы, для тех же побоев и насмешек; при этом приводили его иногда пешком, а иногда на худой кляче без седла среди раздраженной народной толпы, которая била его веревками, обсыпала песком, грязью, навозом; «митрополит Иона по святей литургии торжествоваше с собором на светлых трапезах, а Дионисий со ученики своими ликоствоваше пред окны кельи его поклоны творя в кулакех, да в пинках многих, еще же за почесть и батоги биения восприимаху» 26 . Духовных лиц подвергали побоям безнаказанно даже миряне, вотчинники, бояре, воеводы. Соборное уложение царя Алексея Михайловича хотело оградить честь духовенства наложением штрафов за нанесенное ему бесчестие; штраф за побиение сельского священника был оценен в 5 рублей; и царю тогда же была подана челобитная, в которой указывалось, что такая плата за бесчестие весьма низка и приравнивается к плате за увечие четвертой собаки царской псарни; «от того у небоящихся Бога бояр и боярских детей стало похвальбою: бей попа, что собаку, лиш бы жив был, да кинь 5 рублей. Иноземцы удивляются, а иные плачут, что так обесчещен чин церковный». Иосифа коломенского осудили на соборе не за то, что он брал пошлины с низшего духовенства и подвергал его побоям, а за то, что он много брал и много бил часто собственноручно, в церкви, от чего некоторые и умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Грех поэтому не любить Бога, милостивого Отца нашего, Который постоянно заботится о нас и дает нам все доброе. Грех быть леностным к молитве. Кто мало любит Бога и Ему не молится, тот неблагодарный, плохой сын или дочь Его. Грех божиться. Имя Божие велико и свято. Нельзя произносить его напрасно, без сыновнего страха и благоговения. Хороший человек всегда говорит правду, ему божба не нужна; ему и без божбы все верят. Кто божится, тот дурной, лживый человек. Он сам знает и чувствует, что его словам нельзя верить, а потому и старается обмануть людей божбой. Грех не почитать воскресных и праздничных дней, не ходить в эти дни по лености для молитвы в церковь . Грех не соблюдать постов. Много дней в году, назначенных для забот о теле нашем и его нуждах; в праздники же и во время постов человеку надо особенно обращаться душой к Богу и заботиться главным образом о ее спасении, а для этого следует молиться, читать священные и душеспасительные книги, например, Евангелие, Деяния святых апостолов, Псалтирь и жития святых; надо в каждый праздничный день стараться помочь хоть одному бедному, утешить хоть одного несчастного. Большой грех перед Богом употреблять праздничные дни на питье хмельного, за которым следует опьянение, ссоры со скверной бранью, драки и даже убийства. Все это большая мерзость перед Господом. Если грешно не почитать праздников, положенных церковью, то грех и устанавливать новые праздники самим. He может быть это угодно Богу. Грех не почитать отца или матери и не слушаться их. Страшно грешно оскорбить их бранным словом или, особенно, ударить. He благословит Господь человека, который это делает. Великий грех убить человека. Жизнь дает Бог; только Он имеет власть отнять ее. Все люди должны жить между собою, как добрые братья, в мире и любви, прощая друг другу обиды. Так велел Христос. Грех даже ссориться и браниться с людьми, научать их худому, соблазнять. Грех брать чужое потихоньку, тайно или отнимать насильно, то есть воровать и грабить. Возьмешь ты воровством или грабежом что-нибудь большое и дорогое или пустяшное, хотя грошовый пряник или обрывок веревки, – все равно грех один. Грех говорить неправду, лгать. Всеправедный Господь любит правду и требует ее всегда и во всем. Ложь низка и недостойна. Лжец дурной человек. Нельзя лгать даже в шутку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

тамара 10 декабря 2015, 19:16 ТАТЬЯНА ИОСИФОВНА,КАКУЮ БЛАГОДАТЬ ГОСПОДЬ ВАМ ДАЛ,ЧТО ВЫ ПРАВОСЛАВНАЯ. И ВЫ МОЖЕТЕ БОЛЬНЫХ ВИДЕТЬ И КАК ВРАЧ,И КАК ХРИСТИАНИН. СЛАВА БОГУ ЗА ВЫ МОЯ ЗЕМЛЯЧКА.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО Александр А.Б. 10 декабря 2015, 18:52 Спаси вас Господи, Татьяна Иосифовна, за замечательную статью! Статьи на тему психиатрии сквозь призму христианства, крайне редки. А ведь это единственно возможный, истинный путь излечения больных! Увы, современная клиническая психиатрия это упорно игнорирует - в силу " тяжёлого наследия " атеизма - и смотрит на человека как на ходячий мешок с органами. Максимум, что я слышал от психиатров: " Бог, вера? Это глубоко интимно, поэтому мы не будем говорить об этом вообще! " Человеческая душа - тайна Божия, душу таблетками невозможно вылечить!! Тем более невозможно, потому что в психиатрии до сих пор отсутствует строго научная теория шизофрении, а есть только гипотезы - дофамин, серотонин. Эти таблетки грубо вмешиваются в замысел Божий о человеке, пытаясь что-то там заместить, поправить, но получается ужасно - как в карательной психиатрии. Человек превращается в овощ. :(( Потому успешность такого лечения - недопустима низка. Галина 10 декабря 2015, 15:43 Спаси Господи,за хорошую статью. р.Б.Иулия 10 декабря 2015, 15:42 СпасиБо! Увы, очень многие люди не осознают, что они больны. И именно это нежелание, страх признать себя " ненормальным " и усиливает болезни, доводит их до крайней формы. Честно говоря, я вообще удивляюсь - как можно быть психологом, соприкасаться каждый день с великой тайной, с другой вселенной - душой человека - и при это не стать верующим. Т.е.психолог в моем понимании вообще не может не быть верующим. Марина 10 декабря 2015, 13:48 Спаси Господи! Познакомилась с ещё одним замечательным человеком - Татьяной Иосифовной! Интересно читать такие статьи, что то новое открываешь для себя или находишь общее! Ирина 10 декабря 2015, 12:24 Очень интересное интервью. Спасибо и Татьяне Иосифовне Вороновой и Валерии Михайловой.

http://pravoslavie.ru/88592.html

540 Затем главные предметы сочинений св. Киприана – Пастырь Церкви и девственники, страждущие и падшие, язычество и иудейство, ересь и расколы. а) Для Пастыря книга о ревности и зависти – золотое сочинение, плод истинно-Апостольского духа, с наставлениями о том, как надобно владеть собой для мира и пользы Церкви. «Ревность и зависть, говорит св. Пастырь, ядовитое растение, столько нередкое, как никакое другое; скрываясь в почве Церковной земли, оно действует с разрушительной силой на Церковь и требует самого строгого внимания к себе; все великие бедствия – плод сей страсти: падение Ангелов и человека, первое человекоубийство, особенно же бедствия Церкви. Отселе-то разрывается союз мира, искажается истина, расторгается единство, возникают ереси и расколы, нарекания на священников и ненависть к епископам и пр.» Низка и гибельна эта страсть для души. Посему-то Спаситель поставил кротость основным законом для священноначалия, а любовь отличительным характером учеников своих. «Как дети должны мы подражать Отцу Небесному и идти по следам распявшегося за нас Господа». Письма к клиру 5. 12. 38. 40. содержат прекрасные наставлении духовенства. б) Для девственников книга о поведении девственниц, писанная с теплотой христианского чувства, живо, увлекательно, содержит прекрасные мысли и правила 541 , – «Девственницы – цветы в вертограде Церкви, краса и прославление благодати, торжество природы... блистательная часть стада Христова; радуется о них Церковь и в них изобильно процветает славное плодородие сея Матери» (§ 1–3). Но чем благороднее цвет, тем осторожнее, тем внимательнее надобно оберегать его (§ 4–6). Св. Киприан особенно убеждает соблюдать простоту в одежде (§ 7–17), преподает некоторые другие правила (§ 18–241). Полезные наставления для них же в письме к Помпонию (Ер. 4). в) Любовь к страждущим побудила св. Киприана написать три прекрасные сочинения: о высоте терпения, о милосердии и о смертности. В первом сочинении показаны в примерах и отзывах Писания святость и преимущества снисходительного терпения и изображены печальные последствия нетерпеливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Старец. О, нет! Этот Жених одним дуновением может обратить в прах всех ваших богов и полубогов. Екатерина. Не понимаю! Но можно ли мне увидеть столь Чудного Юношу? Старец. Если сделаешь всё, что предпишу тебе, то удостоишься увидеть лицо Его. Екатерина. Божусь, я на всё готова. Тогда старец дал ей образ Пресвятой Богородицы, держащей в объятиях Предвечного Младенца, и сказал: «Се Дева и Матерь, и се Её Сын! Этот образ унеси с собой и, заключившись в чертоге, с благоговением молись всю ночь, чтобы она показала тебе Сына Своего. Если будешь просить с истинной верой, то надеюсь, что увидишь Того, к Кому страстно привержено сердце твоё». Мудрая девица приемлет неоценённый дар и спешит в чертог свой. Там по наставлению старца она молилась дотоле, пока, утрудившись от столь необыкновенного для неё подвига, не заснула крепким сном. Вдруг явилась перед ней Матерь Божья в таком точно виде, как была изображена на картине: в объятиях её был Предвечный Младенец. Он от лица Своего испускал лучи, светлейшие солнца; но взор Свой обращал всегда к Матери, так что Екатерина не могла видеть оного. Она переходит на другую сторону, но Младенец снова отвращает лицо Своё... Между тем, как борьба с обеих сторон продолжалась несколько раз, Царица Ангелов сказала Сыну Своему: «Воззри, Чадо Моё, на рабу Твою, сколь она разумна, сколь благородна, сколь богата и сколь прекрасна!» – «Она так безумна, – отвечал Святейший Младенец, – так низка, так бедна, так безобразна, что не могу и воззреть на неё». – «По крайней мере, – возразила Матерь Божия, – научи её, что должно сделать, чтобы удостоиться видеть лицо Твоё?» – «Пусть идёт к старцу, – сказал Иисус, – и что повелит он, сделает в ту же минуту; тогда увидит Меня и обрящет благодать». Встревоженная видением, Екатерина проснулась. Сколь долог показался ей остаток ночи! Едва явилась на востоке заря утренняя, эта девица, взяв с собой верную рабыню, пошла к благочестивому старцу и просила его, чтобы научил её, как заслужить любовь Жениха Небесного. Тогда святой муж подробно растолковал ей Таинства христианской веры, блаженство души, приверженной к Богу, неизречённую славу райской жизни и ужас будущих мучений. Екатерина, как девица мудрая и просвещённая, всё поняла, всё уразумела; уверовала от всего сердца и приняла от него святое крещение. Старец дал ей наставление, с каким умилением должно молиться Богородительнице, чтобы насладиться тем же видением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010