Лазаря. Другое, смотря по состоянию дороги, более или менее торжественное народное собрание бывает в Лазареву субботу – день памяти преподобнаго Лазаря. Предвидя благодетельные последствия от возстановления Муромскаго монастыря для православной веры и церкви, окрестные жители настроены в пользу учреждения там иноческой обители и некоторые из граждан гг. Вытегры и Пудожа... возстановление одного из древнейших, в здешнем крае, монастырей считают явлением отрадным, теме более, что ни вблизи этих городов, ни в их уездах нет ни одного монастыря, с богослужением более или менее продолжительным и, умилительным. Собственные средства монастыря, к безбедному содержанию во оном штате монашествующих, столь обширны и настоль удовлетворительны, что некоторые из сушествующих ныне в епархии обителей, как напр. пустыни: Яшезерская, Задне-Никифоровская и Андрусовская, и монастыри: Климецкий и даже Александро-Ошевенский не могут равняться в этом отношении с Муромским монастырем. Эти средства суть: 1) пахотные и сенокосные земли и лесныя дачи, в разных местах, безспорно принадлежащие монастырю, заключающие в себе 470 десятин 579 сажен. (Пахотные земли – писали члены комиссии – при монастыре 36 десятин 1674 саж.: одна треть ея заросла кустарником и лесом. Внутри Гакукской дачи в 3-х участках: 12 десят. 1669 саж., с них в 186.. году получили оброка от крестьян 32 руб. В урочище Гайке 1 дес. 800 саж. – оброка 3 р. В Полянке, близ Гакукской церкви, 3 дес. – оброка 3 р.; все 3 участка в 15 верстах от монастыря. Под деревнею Михалевскою 152 саж., под монастырскими строениями, огородами и пустопорожним местом 3 дес. 224 с. Пустопорожней при монастыре болотисто-песчанной земли 62 дес. 2201 саж. Участки земли, на кои не имеется планов: в урочище Ситнос 4 дес., на устье р. Андомы, в 30 верст. от Муромского монастыря, при деревне Гоневой около 1/2 десят. Андомской волости в 40 верст., на Сормойском устье, 1 1/3 дес., на монастырском поле на р. Гакуксе около 1 дес., в 7 верстах от монастыря. В Руданках около 4 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ноября в 21 де[нь] запечатана наказная память приставу Ивану Резанову. Ехать (Л. 25) ему в Переславль Залеской по челобитью Переславля Залеского Борисоглебского монастыря крестьянина Петрушки Трухачева того ж монастыря по крестьян по братей своих по Офимку да по Никитку Трухачевых в ыску. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 22 де[нь] запечатана благословенная грамота по челобитью Ярославского уезду Вознесенского монастыря, что на реке на Обноре, игумена Кирила на один престол Введения Пречистые Богородицы. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 24 де[нь] запечатана грамота в Танбовской уезд Троецкого монастыря игумену Нифанту да десятильнику Ивану Патрекееву по челобитью Тамбова города Болшово острогу знаменского попа Никиты тое ж церкви на товарыща своего (Л. 25 об.) на попа Насона в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Костромской уезд на Плесо старосте поповскому никольскому попу Федору по челобитью Семенова крестьянина Чаплина Бориска Иванова по Иванова крестьянина Мявлева деревни Поседовы по Микитку Васильева в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 24 де[нь] запечатана наказная память недельщику Воину Григорову по челобитью Андреевской жены Алексеева вдовы Натальи по зятя своего по костромитина по Воина Тихменева в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. Ноября в 25 де[нь] запечатана настоль (Л. 26) ная грамота черного священника Андреяна постриженика Танбовского уезду Троецкого монастыря. Быти ему в игуменех в Танбовском же уезде в Никольском монастыре в Мамонтове пустыни . Пошлин полтина. Взято. Ноября в 26 де[нь] запечатана грамота в Танбовской уезд Троецкого монастыря игумену Нифанту по челобитью Танбова города соборные церкви Преображения Спасова дьячка Евтихейка Маковеева тое ж церкви на дьякона Мартьяна в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана духовная умершаго Иосифа Яковлева сына Ратникова. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 27 де[нь] запечатана грамота в Ниж [j] (Л. 26 об.) Новгород Печерского монастыря архимариту Рафаилу по челобитью Нижнего Новагорода Благовещенского монастыря крестьянина Ивашка Лихарадова по нижегородца по посадцкого человека по Микитку Мясника в ыску. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Александрове. “Ист. Росс. Иер.», V, 27; Ратшин, 37; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 66; “Владим. сборн.», 1857 г., 96, 97; “Владим. губ. вед.», 1845 г., 33 (Настоль. грам., данная игумену Авраамию Митроп. Рязан. Стеф. Яворским, 1717 г.); 1856 г., 19 (Успенский жен. мон.), 37 (Крестный ход и история); 1860 г., 13 – 16 (Ист. зап. о Л. пуст.); 1862 г., 35 (Преп. Лукиан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 708, 40; Ключевский, “Жит. свят.», 345; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 396 (в 1722 г. сюда удален на жительство архим. Чудовской Геннадий), 969 (дело о служительск. сыне Ерем. Маркове; игум. Иоасаф Сергиев); VI, 1726 г., 321 (крепостной кабинет секрет. Макарова Гурий Иванов пострижен в м-рь по преклонности лет), 536 (строитель Иоасаф переведен архимандр. Троиц. Данилова м-ря); VII, 1727 г., 169 (архим. Геннадий назначен настоятелем Чудова м-ря); VIII, 1728 г., 448 (прошение ризничего пустыни иером. Онуфрия об определении в оную игуменом иером. Чудова м-ря Макария); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., 1,79 (опись подворья в приходе ц. Марии Египет., что в Стретен. м-ре). 912. Луховский, женский, совсем уничтоженный, в заштат. гор. Лухе, Костромской губ., Юрьевецкого у. Он принадлежал к Синодальной области и в 1764 г. упразднен. Странно, что в «Топографич. извест.» Бакмейстера по описи 1761–63 г. о нем ничего не говорится, а только показаны две городские церкви: Троицкая и Воскресенская. Сильно сомневаюсь, чтобы он существовал. “Ист. Росс. Иер.», V, 30. 913. Льговский – Димитриевский или Ольгов, мужской, ныне гор. Льгов, Курской губ. О нем известно только, что он в 1678 г. приписан к Спасскому Севскому м-рю, а с 1698 г. до издания штатов 1764 г. к Высоко-Петровскому Московскому. В 1779 г. урочище бывшего монастыря и при нем Подмонастырская слободка переименованы в гор. Льгов. “Ист. Росс. Иер.», II, 659; V, 31; Ларионов, “Опис. Курск. наместн.», 95; “Город. посел.», III, 29; “Курск. губ. в.», 1857 г., 28(М-ри Курск. губ.); Строев, “Спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

35 Настоль. грам. янв. 10, 1619 г. рязанскому Архиепископу: «благословихом соборне… быти ему третьему Архиепископу, а местом и святительским седанием под суздальским Архиепископом». 37 Грам. Июн. 1667 г. «во всех архиерейских домех быти духовным искуснейшим мужем, судити духовныя лица и духовныя дела, якоже и в патриаршем дому… Весь церковный чин и иных людей мирским людем ни в чем не судити». Собр. зак. 1, 412. стр. 272. 73. 77. 38 Востокова опис муз. Стр. 610. Соборное деяние октября 1666 г.: «велети всем священником держати во всех церквах записные четыре книги, для записывания» крещенных, венчанных, живых прихожан, представившихся. 39 Уложением, гл. 17. ст. 42. подтверждено кафедрам и монастырям не принимать земель без указа. По указ. 2 мая 1673 г. повелено дать из диких полей Украины земли Патриарху, архипастырям и архимандритам. (Собр. зак. 1, 549. 521). В отношении к Сибири подтверждено общее постановление указом 1678 г. (Собр. зак. 2, 73. 11. А. 5, 32). 42 По ркп. Филарета и по чину венчания (Ак. Эксп. 2, 47). Царь Василий, избранный 19 мая, венчан на царство июн. 1, 1606 г. Новгород. Митр. Исидором; по ркп. Филарета Гермоген был тогда в казанском заточении. По грамоте Царя (Акт. Эксп. 2, 48) при внесении мощей Царевича в Москву, 3 июня, были Митрополиты и Архиепископы, по 5 июня, когда мощи вносимы были в архангельский Собор, встречал «Царь – с Патриархом». И далее «Царь и Патриарх – учинили раку». По летоп. о Мятеж. стр. 1, 103. Гермоген поставлен в Патриархии «по воцарении Василия». 43 Жидом называет сего самозванца современный польский историк Кобержицкий. Жидом называл его двор наш при Царе Михаиле в дипломатической переписке с Морицем, принцем оранским. 47 Бутурлин 2, 182–189. 136. 142. 52–54. Акт. Эксп. 2, 57. 58. Акт. Ист. 2, 132. Палицына Ист. гл. 6. 48 Ист. опис. лавры (М. 1342) стр. 80–99. Всего во время осады умерло 547 человек (Синодик лавры 6). 51 Собр. грам. 226. 227. 229. В отписке: «После рождества Христова на пятой неделе писал из Москвы Феодор Андропов, да Михайло Салтыков, что на Москве Патриарх призывает к себе всяких людей явно и говорит о том: буде королевич не крестится в крестьянскую веру… не Государь» стр. 294. Подножная у Карамзина (Т. 12. пр. 684.). «Лета 7119 марта 2, по благословению Святейшаго Патриарха Гермогена… чтобы есте давали чердынскому гончю Ивану Игошему подводу… для всего ратного дела». Ист. Акт. 2, 323.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Генваря в 7 де[нь] запечатана жалованная грамота Савина Потапова помесная Володимерского уезду в Опольском стану, что преж сего было в поместье за Степаном Микитиным, в деревне Головина на шестьдесят на две чети с осьминою. Пошлин десять алтын полтретя денги. Взято. Того ж дни запечатана благословенная грамота в Костромской уезд в деревню (Л. 42 об.) в Острую луку по челобитью безместного попа Стефана на два престола святых чюдотворец Козьмы и Домьяна да святые муценицы Пятницы. Пошлин две гривны. Взято. Генваря в… [n] де[нь] запечатана благословенная грамота по челобитью Алексея Компнина на три престола: на престол Введения Пречистые Богородицы, да святаго апостола евангелиста Иванна Богослова, да святого пророка Илии. Пошлин десять алтын. Взято. Генваря в 8 де[нь] запечатана благословенная грамота по челобитью Федора Васильева сына Елчина в Можайской уезд села Покровского Милятынь тож на два престола Покрова святые Богородицы да предел Федора (Л. 43) Стратилата. Пошлин две гривны. Взято. Генваря в 10 де[нь] запечатана помесная грамота патриарша сына боярсково Ивана Федорова сына Рагозина в Володимерском уезде в Опольском стану на половину деревни Теремца да на жеребей села Ярославца на шестьдесят на две чети без четверика. Пошлин десять алтын две денги. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Корачев губному старосте Михаилу Цурикову по челобитью Выводново города почепца Михаила Неверова Карачевского уезду села Петрушкова на рожественсково вдового попа Первова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Генваря в 12 де[нь] запечатана настоль (Л. 43 об.) ная грамота ис Переславля Залесково Горицкого монастыря черного священника Ионы. Быти ему в архимаритех у Всемилостиваго Спаса на Новом . Пошлин полтина. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Торопец старосте поповскому воскресенскому попу Лаврентью по челобитью торопченина Максима Челищева Луцкого уезду Слобоцково погосту по церковного дьячка по Сеньку Павлова да по понамаря по Павку Семенова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Галич старосте поповскому богоявленскому попу Василию галиченина Ивана Коровьева Галицково уезду Ликурские волости по никольских попов: по попа Архипа да по попа Фадея, да тое ж церкви по дьячков по (Л. 44) двух человек, да по понамаря в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

20 О Музеуме есть специальные исследования: Parthey, Das Alex. Museum, Berl, 1838; Klippel, Das Alexandrin. Museum и др. 23 Hieron., De viris illustribus, cap. XXXVI. M. lat. ХХШ, 651A; русск. перев., Киев, 1879, т. V, стр. 310 27 Литература об Александрийской школе, кроме указанных выше Lehmaan, Die Katechetenschule zu Alexandrien, Zeipz. 1896, Дмитриевский, Александрийская школа, Казань, 1884 28 Сократ, Церк. ист., IV, 25 М. gr. 67, 525, русск. пер. 363 стр.; Феодорит, Церк. ист. IV, 29, М. gr. 82, 1192, русск. пер. 296 стр. 29 Иероним, Ер. ad Pammach. et Осеап. M. lat. 22. русск. пер. II, 362. О Дидим см. – Дмитриевский , Алекс. школа, Казань, 1884, стр. 260 – 272. Ioh. Leipoldt. Didymus der Blinde vor Alexandr., Lpzg., 1905; Hersoy – Hauck, Realencykl, IV, 638 – 639; Fessler – Iungmann, Jnstit. Patrolog. I, 1890, 631 – 633; Bardenhewer, Patrologie. 1894, 290 – 293. 30 В древней Церкви был благочестивый обычай помещать в храмах изображения епископов и клириков, особо почитаемых за дела благочестия и милосердия (см. Извлеч. из Церк. ист. Феодора чтеца . русск. пер., СПБ.. 1853, стр. 525). Потому, естественно, что изображение св. Кирилла имелось во многих храмах уже при его жизни, а посему сохранившееся в предании описание его наружности заслуживает, как, нам кажется, полного доверия. 31 Bolland., Acta Sanct., Venet., 1734, lanuar II. 811. M. gr. 68, 10 A.B. Realencyklop. Herzog – Hauck’a, IV, 378. В цер. – славянском прологе, за18 янв. наружность св. Кирилла описана так: „скуд видом, лице яко промождало (морщинисто), брови часты и вельми окружены, чело взлезно (открытое), ноздрями гугняв, долгими персты, усты надебелны (велики), плешв , густою, долгою брадою и аки русь, просед ” . Почти буквально повторяется это описание наружного вида св. Кирилла и в древних болгарских рукописных Прологах, просмотренных нами на Афоне, в библиотеке Зографского монастыря (см. отд. I, ч. 13, 47). 48 Эти черты личности св. Кирилла настоль ярко в нем обнаруживаются, что на них обратили внимание и не расположенные к нему историки, истолковав их в дурную сторону. В настойчивости св. Кирилла они увидели жестокость ( Ф. А. Терновский , Греко – восточная церк. в период всел. соб., Киев, 1883 г. стр. 159), а в планомерности его действии видят коварство (Гидулянов, Восточные патриархи, 1908, стр. 625).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

С исходом его извергнута была вон вся область тьмы, которая настоль долгое время в лице его вторглась было в самый чистый, богосветлый круг Учеников Иисусовых... Стеснённое дотоле присутствием предателя сердце Иисуса распространилось: взор просветлел. В свободной мысли представилось вдруг и всё прошедшее, и всё будущее, и окончание ветхого завета с заключением собственного земного поприща, и начало новой благодатной Церкви, с новым образом собственного бытия, по человечеству превознесённого чрез крест над всем и всеми. С сей стороны самый крест, как главное орудие к ниспровержению царства тьмы, как основание церкви и завета нового, вечного, как средоточие всех прошедших и будущих распоряжений Промысла, как противоядие и врачевство против плодов ужасного древа познания добра и зла, – представлялся блистающим славою Божественною, и всё священнодействие Голгофское, которое некоторым образом предначиналось исходом предателя, теряло мрачность и принимало вид всемирного торжества для Того, Кто долженствовал быть его первосвященником»... Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, стр. 251–252. 21 Это прошедшее время, вместо будущего, в устах Господа Maldonat уподобляет тому, – «как если бы случайно вождь на войне, по получении известия об имеющем быть в сей день сражении, движимый радостью, сказал-бы: сегодня я достигну бессмертной славы; или, – если бы он обладал ещё большею выразительностью речи: ныне я счастлив, ныне я достиг бессмертного имени, – говоря о будущем прошедшим временем, чтобы показать, что он победу считает столь верною, как ежели бы держал её в руках, как ежели бы уже возвращался с триумфом в отечество»... Comm. in quatuor Evv. Col. 1725. 22 По толкованию Godet восклицание Господа: ныне прославися Сын Человеческий, – сделано было Им «в живом чувстве, что Он достиг обладания истинным величием, которое состоит в полном послушании», – и поводом к этому восклицанию послужил исход из общества Господа и Апостолов Иуды, с его постоянным стремлением к земному величию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

– Но ваша сестра все-таки стала художником? – Ну, она стала художником, как она сама смеется, потому что мы ее заставили. Хотя, конечно, были годы занятий, особенно когда она попала в училище Серова, когда оно еще располагалось у Смольного, – по уровню образования, по уровню внутренней наполненности это, скорее продолжение нашей городской художественной школы. Это было замечательное место, она его окончила, но побоялась идти в Академию художеств и поступила в Высшее художественно-промышленное училище имени В. П. Мухиной («Муху»). – Я видела работы вашей сестры. В храме, где отец Георгий настоятелем, – две иконы. Икону из Матвеева, писанную под старый оклад… – Да, в Матвееве в 2005 году на месте старых торговых рядов стараниями местного «олигарха», который вывозит лес, был построен храмик, такой деревянный, маленький, там народу сейчас мало, поэтому он кажется достаточным. Построен он вопреки всяким архитектурным нормам, крыша уже течет, дышать в нем нечем, в общем, со своими сложностями, но храм есть. – А разве там нет исторического храма? – Исторические храмы я могу показать на фотографии, как они выглядят, эти старые храмы. Когда речь зашла о том, что надо освящать новый храм, мы, посидев с мамой, вспомнили одну нашу семейную историю о том, что много лет назад, когда еще дедушкина сестра была жива и бабушка моя была жива, ей приснился сон: икона «Избавительница» афонского письма, спасенная при закрытии матвеевского летнего храма, сказала бабе Мане во сне: «Отвези меня в храм». Икона хранилась у нас дома, баба Маня испугалась и прибежала к бабушке. Бабушка говорит: повезли. И они повезли эту икону в ближайший храм. На саночках зимой 10 километров – в Ильинское. И эта икона благополучно там, в Ильинском, существовала. Но когда решили освящать наш новый храм, то мы подумали, что надо бы единственную сохранившуюся из матвеевских храмовых икон вернуть. С этим мы отправились к отцу Симеону в Ильинское. На обратной стороне иконы оказался большой штамп, в котором указывалось, что эта икона была принесена в дар матвеевскому храму. Оговорено название церкви и стоит дата – 1885 год. Эта дата для меня до сих пор загадка, потому что общее почитание образа «Избавительницы» у нас в России началось в 1889 году. Ей два праздника существуют – один апрельский, греческий, другой российский – в октябре. Думаю, что, видимо, кто-то из матвеевцев был связан со старым Афоном, со Староафонским подворьем в Петербурге, или уж сам на Афоне побывал (у нас там были такие, кто и в Иерусалиме бывал, даже ветви пальмовые хранились оттуда). То есть икона сама по себе с историей. Костромской владыка эту икону вернуть благословил. Возвращение было торжественным, с крестным ходом, у меня хранятся фотографии.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

В общем, не забалуешь. «Но социализация — важнейший компонент в возвращении в здоровую жизнь, — считает один из консультантов квартиры Михаил. — Я и сам прошел реабилитационный процесс, поэтому готов свидетельствовать: у участников крайне низка социальная компетентность. А прожив тут, возвращаешься в общество совсем другим человеком. Это как дом, который стоит на дороге, где вспоминаешь всю прозу жизни — как составить список необходимых для покупки продуктов, как билет купить... Естественно, совершаешь при этом кучу ошибок, набивая шишки и зарабатывая на этом ценнейший опыт. А по музеям, например, можешь не ходить, если не хочешь. Но это же очень интересно! Я, коренной петербуржец, благодаря квартире впервые в жизни в Спасе-на-Крови побывал». «Поплавок» в фарватере По похожему принципу устроена первая адаптационная квартира в Москве. Год назад ее открыл Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского , учрежденный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению . Правда, в этом жилище куда скромнее метраж. «Поплавок», как официально именуется центр ресоциализации в стандартной «трешке» в новостройке по улице Недорубова в новом периферийном районе Некрасовка, вмещает всего восемь постояльцев. Кроме того, методически, в отличие от зиждущейся на форматах широко известных «12 шагов» работы «Диаконии», москвичи стараются практиковать более широкий круг психологических наработок и программ. «В Московском регионе со временем мы тоже хотели бы создать полный цикл сопровождения: сеть первичных точек приема, работу мотивационных пунктов, основные реабилитационные центры и постреабилитационное сопровождение, — говорит директор " Поплавка " Алексей Сычев. — Пока же на стадии апробации центра к нам поступают граждане, прошедшие реабилитацию в других регионах». Под открытие квартиры Фонд Иоанна Кронштадтского получил субсидию столичного Комитета общественных связей. Ее, правда, хватило только на запуск проекта (как и в Санкт-Петербурге, в Москве жилье под адаптационную квартиру тоже снимается у частного собственника — физического лица). Вместе с коммунальными услугами, даже если раскладывать на всех, затраты получаются существенными (под девять тысяч рублей без учета питания), поэтому половину расходов фонд поначалу брал на себя. Позднее для финансового поддержания «Поплавка» пришлось объявить целевой сбор средств на краудфандинговой платформе «Планета.ру» .

http://e-vestnik.ru/society/kogda_rassee...

- Как пришла эта идея? Предыстория такова. С 2006 года мы с ребятами из Молодежного православного общества совершаем так называемые «трудовые десанты». Едем в село, где есть старинный храм, устраиваем там субботник. Убираемся внутри, убираем территорию вокруг храма. Работы неимоверно много, но привести храм в порядок - это задача минимум. Задача-максимум - собственным примером вовлечь в эту работу местных жителей, привести их в храм в прямом и переносном смысле. Потому что если восстановить церковь в селе каким-то сторонним волевым усилием - она будет пустовать. Храм - это не просто «строительно-реставрационный объект». Восстановление храма в широком смысле включает в себя еще и работу по восстановлению души, а без усилий со стороны самого человека это невозможно. Начинается с малого: вот человек увидел, что в его село приехали ребята, пытаются в храме порядок навести, мусор выгребают. И если он присоединился, если хотя бы ведро мусора сам вынес - он к этому храму начинает как к чему-то своему, родному, относиться. Ведь он вложил свой труд, а к своему труду в народе уважение еще осталось. Бывает, что мы приезжаем - и как начали субботник одни, так его одни и заканчиваем. А где-то местные жители - один, другой, третий, пятый - присоединяются. Кто-то по ведру, по кирпичику мусор выносит; кто-то от полевых работ отвлекся и на своем «КамАЗе» приехал, чтобы его вывезти. И вот когда в одно и то же село мы возвращались во второй, в третий раз, в глазах этих людей мы видели вопрос: а что дальше, какое продолжение будет? Но если мы говорим о храме, то продолжение может быть только одно: богослужебное, и Архиерейское богослужение - как его вершина. Почему мы едем именно в село? Потому что именно деревня сегодня находится в самом плачевном состоянии как по уровню жизни, так и по уровню воцерковления. Миссионерство в городе - это прежде всего сама приходская жизнь. А мы направляемся туда, где пока еще никакой церковной жизни нет. Сегодня у села единственный шанс выжить - это объединиться вокруг храма. Потому что всегда на селе жили общиной; разбить, разрушить общину - это и была цель советской власти, и сегодня в деревне люди живут очень разобщенно. Так что объединение, восстановление общины вокруг храма - это единственное, что может спасти село.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010