Считаем долгом удовлетворить этому законному любопытству. К сожалению, индекс очень мало занят сочинениями, написанными православно-восточными писателями, как и сочинениями, имеющими отношение к Православно-Восточной Церкви. Рейш справедливо замечает, что индекс-конгрегация проявляет чувства мачехи в отношении к указанной Церкви, т. е. мало заботится о том, что там делается. Вот главнейшее, что можно сообщить по интересующему нас вопросу. Индекс нередко запрещал издания церковных писателей древности. В начале XVII в. почему-то попали в индекс «Три диалога» Феодорита Киррского . Такой же чести удостоилось издание сочинений Анастасия Синаита . В других случаях издания патристических сочинений подвергались запрещению за те примечания и предисловия, какие делались издателями. Из сочинений греческих писателей позднейшего времени вошли в индекс следующие: Сильвестра Сиропула «История Флорентийского собора» – запрещение последовало в начале XVII в.; Нектария, патриарха Иерусалимского, «Опровержение власти папы в Церкви» – также в начале XVII в.; издание писем Кирилла Лукариса, патриарха Константинопольского; несколько сочинений греков-униатов, например, Петра Аркудия. Очень интересно запрещение одного протестантского сочинения, касающегося святынь Киева. О книге протестантского теолога Гербиния «Священные киевские пещеры, или Подземный Киев» папа Бенедикт XIV в 1677 г., по запрещении книги, писал: «Жители Киева верят, что их город есть древняя Троя (?) и что в здешних катакомбах лежат неистленными тела Приама, Нестора (едва ли какому-либо киевлянину могло прийти в голову, что кто-нибудь их летописца Нестора перемешает с Нестором “Илиады”, как делает это папа!)... А Гербиний, – продолжает папа, – со слов какого-то русского архимандрита, напротив, считает эти тела за мощи святых, в продолжение 600 лет сохранившиеся нетленными, и старается доказать, что это дело чудесное. В Риме, – резонирует папа, – такое чудо не примут за чудо, принимая во внимание те основания, какие приводит Гербиний».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Известный католический ученый Гретцер старается устранить те возражения, какие делались по поводу экспургации книг. Возражатели спрашивали: «Что сказали бы умершие авторы о произведенных изменениях в их сочинениях, если бы они снова воскресли?» Гретцер отвечает: «Если бы они пришли из рая или чистилища, то они были бы очень благодарны; если бы они пришли из ада, то они высказались бы подобно блудному сыну; а если бы они отнеслись к делу не так, то их столько же нужно слушать, сколько мы слушаем возражателей». Возражатели говорили еще: «Покупатели вводятся в обман, приобретая подвергнутые экспургации книги». Гретцер: «Они должны быть рады, что вместо худых получают хорошие товары». Возражатели: « Церковь не имеет власти над чужими книгами». Гретцер: «Однако же, она тысячи пережгла их. И на это, и на другое она имеет власть в предписании: “паси овцы моя”» и т. д. Первый по повелению папы обнародованный индекс, первый индекс в собственном смысле, появился в 1559 г. Виновником его был Павел IV. Во главе индекса Павла находится декрет инквизиции (которая, собственно, и изготовила индекс); этот индекс должен был быть прибит к дверям церкви Петра в Риме, дворца инквизиции и in acie campi florae. Он гласил: «Всем верующим христианам, какого бы они звания и состояния ни были и где бы ни обитали, мы повелеваем, под угрозой подозрения в ереси, лишения всех достоинств, должностей и бенефиций, какими они обладают, и под угрозой всегдашней неправоспособности приобретать эти и другие должности и бенефиции (кстати заметить, что в одном индексе герцогства Луккского прибавлено, что такая угроза простирается на детей и внуков. – А. Л.), а также под угрозой вечного позора и иных наказаний: чтобы впредь никто не осмеливался писать, издавать, печатать или позволять печатание, продавать или под каким-нибудь предлогом явно или тайно давать, принимать, или как-либо сберегать или допускать сбережение – хоть какой-либо одной из книг или сочинений, которые помечены в этом индексе священного суда (Heil. Officium), или какие-либо другие сочинения, о которых известно, что они составлены еретиком или запятнаны каким-либо лжеучением. Кто не послушается этого приглашения или какие-либо книги и сочинения, кои он имеет и кои относятся к запрещенным, не представит» кому следует, тому угрожалось отлучением и т. д. Рассматриваемый индекс запрещенных авторов и таких же книг изложен в алфавитном порядке и разделен на три класса: к первому отнесены такие авторы, все сочинения которых запрещены; ко второму – такие, у которых лишь некоторые сочинения запрещены; к третьему классу отнесены анонимные сочинения, содержащие вредные лжеучения. Относительно писателей первого класса в индексе помечено: запрещены все их книги, переводы, комментарии, истории, письма, диалоги, апологии, – какие теперь ими сочинены или в будущем они напишут, хотя бы о вере и религии в их произведениях совсем не было речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1853 г. провинциальный собор в Бордо сам от себя запретил восьмой том сочинения Геттэ, который тогда еще не был внесен в индекс, и воздал хвалы как благоразумию христианских книгопродавцов, так и мирским судьям за вышеуказанный их поступок. Впоследствии вошли в римский индекс как журнал, который издавал Геттэ, так и другие его сочинения. Известно, что Геттэ под давлением несправедливостей со стороны римской курии покинул католическую Церковь и присоединился к нашей Православной Церкви. Даже встречались попытки со стороны папской курии наложить запрещения на такие церковно-исторические сочинения, как «Acta sanctorum» болландистов и сочинения знаменитого французского церковного историка Тильмона. На Тильмона сделал донос папе один ораторианец, недовольный тем, что его подвергал критике этот историк, объявляя его самым вредным писакой. Папа приказал подвергнуть сочинения Тильмона строгому рассмотрению. Дело грозило опасностью для автора. Но за него заступилось несколько лиц. Прежде всего один из цензоров в Риме, имевших участие в индекс-конгрегации, Фонтанини, представил папе докладную записку следующего содержания: «Некоторые лица добиваются запрещения сочинений знаменитых писателей просто потому, что эти писатели относительно спорных вопросов, каковы вопросы философские или не относящиеся к религии, или исторические, судят не так, как хочется другим. Такого рода запрещения могут навлекать насмешки на декреты апостольского престола, вредить науке и поставлять в смущение ученых мужей. Кроме прочих сочинений, в настоящее время сделались предметом клевет труды Тильмона, его “Мемуары, касающиеся истории Церкви” и “История императоров”, но эти произведения с давнего времени приобрели уважение у католиков. Сам Тильмон был очень добрый католик, благочестивое духовное лицо и один из скромнейших и ученейших писателей, какие только существуют. Его сочинения очень полезны для Церкви, их хвалят католики, а еретикам они очень неприятны. Некоторые мужи, которым дорога честь Рима и сердцу которых близко лежит истина, беспристрастно исследовав сочинения Тильмона, благопочтительнейше имеют честь доложить вашему святейшеству, что запрещение этих сочинений не принесет славы Риму, а напротив, вызовет смущение и возбудит общее недовольство...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

6 янв. 1928 г. папа Пий XI в окружном послании «Mortalium animos» указал, что никто из отделившихся от Церкви не должен рассчитывать на то, что ради единства с ними «Церковь пожертвует целостностью веры и станет терпеть их заблуждения». Декретом «Cum Supremæ» от 25 марта 1928 г. Конгрегация Sanctum Officium распустила и запретила священническую ассоциацию «Друзья Израиля» (Opus sacerdotale Amici Israel). Основанная в Риме 24 февр. 1926 г., эта орг-ция своей изначальной задачей ставила молитву за евреев; спустя 2 года она объединяла уже 19 кардиналов, ок. 300 епископов и ок. 3 тыс. священников. Однако вскоре поддержка ассоциацией утверждения о богоизбранности евр. народа привела к началу дискуссии о введении литургических изменений в богослужение Великой пятницы с целью изъять из него молитву о «коварных иудеях». М. д. В. выступил инициатором роспуска ассоциации и добился соответствующего решения Конгрегации Sanctum Officium, несмотря на противостояние таких влиятельных фигур, как, напр., аббат Альфредо Ильдефонсо Шустер (1880-1954), буд. кардинал и архиепископ Милана (беатифицирован в 1996 папой Римским Иоанном Павлом II ). Еще в 1914 г., при папе Пии Х, М. д. В. занимался вопросом об отношении Церкви к деятельности крайне правой организации «Action Française» (Французское действие). Пий Х одобрил подготовленное тогда осуждение орг-ции, но из-за политической обстановки было решено отложить публикацию документа до более благоприятного момента. 14 апр. 1915 г. папа Бенедикт XV заслушал доклад М. д. В., занимавшего к тому времени пост секретаря Конгрегации Sanctum Officium, о сочинениях националиста Ш. Морраса, лидера «Action Française». Кардинал довел до сведения понтифика и мнение Пия Х. Полностью согласившись с мнением предшественника, Бенедикт XV посчитал, что подходящий момент еще не настал. По окончании первой мировой войны после восстановления дипломатических отношений между Францией и Папским престолом декретом Конгрегации Sanctum Officium «Cum nonnulli» от 29 дек. 1926 г. ряд сочинений Морраса и публикации ежедневной газ. «Action Française» были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг. 19 сент. 1927 г. декретом «Cum ad hanc» в Индекс запрещенных книг была включена «Желтая книга» с предисловиями Морраса и др. франц. националиста Л. Доде, повествовавшая о взаимоотношениях Папского престола и «Action Française». Впосл. были осуждены и др. работы сторонников этой орг-ции.

http://pravenc.ru/text/2563020.html

Отец Лабертоньер — Люсьен Лабертоньер (1860—1932) — французский католический философ, автор сочинения «Опыты религиозной философии» (1903), включенного в 1907 г. в «Индекс запрещенных книг» (см. коммент. к с. 328). «Под взглядом варваров» (1888) — см. коммент. к с. 25. В понятие «варвары» Баррес включал всю окружающую человека среду, препятствующую свободному развитию его личности. Модернизм — направление в католической церкви, сложившееся на рубеже XIX—XX вв., пытавшееся обновить церковную догму, согласовать ее с достижениями современной науки, приспособить к новым общественным структурам. В 1907 г. модернизм был осужден энцикликой папы Пия X. Луази Альфред; аббат (1857—1940) — один из вождей французского модернизма, ученый-востоковед, автор осужденной Ватиканом книги «Евангелие и церковь» (1903). В 1909 г. был отлучен от церкви. «Анналы христианской философии» — журнал, основанный в 1830 г. Августином Бонетти. В 1905—1913 гг. его изданием руководил отец Лабертоньер. В 1913 г. Ватикан включил журнал в «Индекс запрещенных книг». 143 ...благодаря папе Иоанну XXIII совершается на наших глазах — Иоанн XXIII (1881—1963), папа в 1958—1963 гг., уделял много сил установлению контактов между Западом и Востоком, намеревался признать равноправными все христианские церкви; выступал в поддержку мира. Позднее Мориак пересмотрел свое отрицательное мнение о деятельности Иоанна XXIII. Кастельно Эдуар де Кюрьер де (1851—1944) — французский генерал, входивший во время первой мировой войны в состав Высшего военного совета. С 1924 г. занимался в основном проблемами католицизма. Бетлеем, аббат — автор двух брошюр и статей, в которых пытался отделить книги, которые следует читать («Романы для чтения») и которые следует запретить («Романы для уничтожения»). К последним он относил почти все произведения Ф. Мориака. Давиньон Анри (1879—1964) — бельгийский романист и эссеист, интересовавшийся проблемами современной психологии и христианской морали. Мария Кросс — героиня романа Ф. Мориака «Пустыня любви» (1925).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Сверх того мы позволяем вам (кардиналам, председателям собора) и другим вышепоименованным лицам иметь сношения, обращаться и разговаривать со всеми протестантами, также с явными еретиками, которые придут на собор, позволяем, устраняя опасность подпасть церковным запрещениям». Легаты папы Пия IV через особое бревэ от 25 марта 1561 г. получили подобное же полномочие. Формуляр, по которому легаты получили позволение читать запрещенные книги, читается так: «Отличная слава твоей добродетели, нравственность, религиозность, равно как и твоя теологическая ученость расположили нас... Так как наш Всесвятейший Господь и апостольский престол всех тех, кто читают в книгах лживые и извращенные мнения лютеран, объявляет подлежащими анафеме и другим известным наказаниям, а ты сочинения и дьявольские воззрения названных еретиков хочешь с помощью Св. Духа разоблачать и в католическом направлении опровергать, чего без чтения вышеуказанных мнений сделать невозможно, и чтобы не подпасть анафеме ты смиренно просишь нас дать тебе позволение читать вышеназванные запрещенные книги, то мы в надежде, что чтение тобой лютеранских книг доставит через тебя христианской религии немалую пользу, хотим в силу нашей апостольской власти даровать тебе позволение читать мнения, находящиеся в сочинении названных еретиков, объявляя при этом, что ты за таковое дело не будешь подлежать анафеме и другим наказаниям». В силу воззрения папской курии, высказанного в приведенных буллах, чтение еретических книг, под угрозой отлучения, было воспрещено без папского дозволения не только для самих ученых теологов, но и для самых высоких сановников Церкви, епископов и кардиналов. Кардиналы инквизиции имели право читать запрещенные книги, но только на то время, когда они состояли в этой должности. Что же касается других епископов и кардиналов, то они не могли этого делать без специального уполномочия – или от самого папы, или инквизиции, или от индекс-инквизиции, или других властей, во всех последних случаях не без соизволения папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

До 1571 г., когда была создана Конгрегация индекса, Конгрегация И. занималась цензурой книг. Первый общий рим. Индекс запрещенных книг был опубликован в 1559 г., в 1564 г. издан немного сокращенный Тридентский индекс, который лег в основу всех последующих индексов вплоть до кон. XIX в. В 1908 г. Конгрегация И. была упразднена, вместо нее создана Конгрегация Sanctum Officium, которую 7 дек. 1965 г. папа Римский Павел VI motu proprio «Integrae servandae» преобразовал в Конгрегацию вероучения (Congregatio pro Doctrina Fidei), в компетенции к-рой находится наблюдение за ортодоксальностью учения, проповедуемого в Римско-католической Церкви (см. Римская курия ). Изучение И. Историческое изучение И. началось в XVI в. в рамках католич. компендиумов по истории Церкви. Первым посвященным И. историческим трудом стало соч. сицилийского инквизитора Луиса де Парамо «О происхождении и развитии святой инквизиции, ее достоинстве и полезности» ( Paramo L., de. De origine et progressu officii S. Inquisitionis, eiusque, dignitate et utilitate. Matriti, 1598). В XVII в. стали выходить др. исследования по истории И., а также издания источников (напр., «Пути инквизитора» Н. Эймерика или документов венецианской И.). Новый этап в изучении И. начался в 1808-1809 гг., когда после наполеоновских войн исследователям стали доступны архивы испан. и рим. И. На основе архивных материалов бывш. секретарь мадридского инквизиционного трибунала Х. А. Льоренте написал многотомную «Критическую историю инквизиции в Испании» (1817-1818), переведенную на мн. европ. языки и послужившую стимулом для дальнейших исследований в разных странах (см. работы М. Менендеса-и-Пелайо, Т. Маккрая, А. Эркулано, У. Прескотта и Г. Ч. Ли). С расширением базы источников и общим развитием исторической науки в ХХ в. исследователи в основном перестали заниматься подтверждением протестант. «черной» или католич. «белой» легенды об И. и перешли к ее изучению в русле институциональной и правовой истории. Во 2-й пол. ХХ в. документы инквизиционных трибуналов широко использовались в работах по социальной истории, истории повседневности, микроистории (П. Шоню, К. Гинзбург, Э. Леруа Ладюри и др.).

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Кандидаты священства, которые чувствуют в себе призвание к семейной жизни и для которых брак имеет значение более высокое, чем просто законом дозволенное средство к удовлетворению известных человеческих потребностей (а кто так думает и чувствует, тот не должен бы поступать в священники, потому что он совсем недуховный человек), пусть во имя Божие и с Божией помощью выбирают себе благочестивых, нравственно-сильных жен, способных воспитать детей своих в страхе Божием. Жена на пути к спасению столько же может, как содействовать мужу, детям и всему приходу, сколько и препятствовать, смотря по тому, будет ли она иметь духовное или недуховное направление. Указывали на многие семейства протестантских священников, отличавшиеся более светским направлением, чем их приходы, которым они должны были служить примером, к сожалению, это обвинение не без основания. Для избежания этого светского направления в России установился обычай, по которому кандидаты священства выбирают себе невест из духовного же звания, которые, получив духовное воспитание, более отвечают идеалу жены священника. Отсюда-то происходит то, что, сколько мне известно, никогда еще не жаловались на то, что русские попадьи – светские дамы. И как в этом обстоятельстве не к чему придраться, то издеваются над тем, будто русское духовенство составляет касту. Православная Церковь не знает ни инквизиции, ни индекса 131 запрещенных книг: 132 подлинно это папские изобретения, составляющие важнейшие пружины в иезуитском механизме. Индекс и инквизиция, если не по происхождению, то по идее, вполне однородны, и находятся в таком отношении друг к другу, как мысль и дело, как теория и практика. Естественно, Церковь должна предохранять и ограждать своих чад от вредных сочинений; но весьма вредно, если церковная власть вздумает вести им списки; потому что это может привести к мысли, будто всякая книга, не занесенная в индекс, содержит в себе здравое учение. По самому существу дела, как показывает опыт, только небольшое число избранных может иметь истинное призвание к монашеской жизни, равно как и к целибату.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Брюнсвик Леон — см. коммент. к с. 41. Далее Мориак цитирует статью Л. Брюнсвика «Прогресс сознания в философии Запада» (1927). Бордо Анри — см. коммент. к с. 150. 324 ...по Мальбраншу, провидение не вмешивается в дела мира по желанию отдельных личностей — Никола де Мальбранш (1638—1715) — французский философ, последователь Декарта; автор «Поисков истины» (1674—1675), «Бесед о метафизике и религии» (1688), где утверждал, что мораль подчинена идее всемирного порядка. 326 «Этап» (1902) — социальный роман Поля Бурже, в котором автор, подобно Барресу, обличает «беспочвенных» (Жозефа Монрона-старшего) и противопоставляет им Жана Монрона, обретшего спасение в религии, и профессора Феррана, сохраняющего верность старой Франции и «культу мертвых». 328 Аббат Бетлеем — см. коммент. к с. 143. ...о прочих справляться в «Индексе»...«Индекс запрещенных книг» — созданный Ватиканом список произведений, которые католическая церковь запрещала читать верующим под угрозой отлучения; первый список запрещенных книг был напечатан в 1559 г. при папе Павле IV. ...подобен плату святой Вероники... — апокрифическая легенда, возникшая не ранее VI в., согласно которой святая Вероника, встретив Христа по дороге на Голгофу, дала ему свой плат, чтобы очистить лицо от крови; лик Христа запечатлелся на плате. Экзорцизм — изгнание злых духов. 329 Николь Пьер (1625—1695) — французский религиозный философ-янсенист, выступавший против иезуитов («Очерки о морали», т. I—IV, 1671—1678); автор серии памфлетных писем («Мнимые ереси», «Мечтатели», 1666), в которых он резко критиковал современных драматургов и романистов. Бальд Жан ( наст. имя Жанна Аллеман, ум. 1938) — французская писательница-католичка, автор романов «Оставшаяся в живых» (1923), «Королева д " Арбьё» (1928), «Мадам Элизабет» (1935) и др.   РОМАНИСТ И ЕГО ПЕРСОНАЖИ   Опубликовано в 1933 г. издательством «Корреа». Печатается по изданию: Писатели Франции о литературе. М., «Прогресс», 1978.   338 Местр Жозеф де (1753—1821) — французский философ и писатель, один из видных представителей католической реакции начала XIX в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В Риме, естественно, не признали значения определения Базельского собора, так как собор собрался в противность воле папе. Вообще папы долго изъявляли свое неудовольствие на тех, кто провозглашал в сочинениях immaculata conceptio. Так, в XVII в. были запрещены сочинения, в которых утверждалось, что Мария зачата без первородного греха, или в которых говорилось, что те суть еретики и нечестивцы, кто думает, что она зачата во грехе первородном. В этом же столетии папа Павел V через инквизицию запретил заявление того же учения в проповедях, лекциях, тезисах и т. д., хотя и не осуждал самого учения. Известно, что ревностными защитниками этого учения были доминиканцы, поэтому папа разрешил им разговаривать на эту тему между собой, но никак не в присутствии посторонних лиц. В настоящем столетии взгляды пап на то же учение существенно изменяются, а с тем вместе запрещению стали подвергаться книги, в которых отвергалось immaculata conceptio. Папа Пий IX в 1854 г. возвел в догмат это учение. Вследствие чего в индекс стали попадать сочинения, не соглашающиеся с новоизобретенным догматом. Так, несколько патеров во Франции, Германии и Испании, писавших сочинения против immaculata conceptio, были подвергнуты отлучению. Пастырское послание такого же содержания трех епископов Утрехтской церкви запрещено инквизицией, и т. Д. До каких крайностей и странностей доходила мариология в католической Церкви, об этом можно составить себе достаточные представления по следующим сочинениям, заслужившим запрещения. В середине XVII в. Винченцо Караффа написал сочинение, в котором говорит, что Богородица во время пребывания во храме была питаема от ангелов небесным нектаром, – что благодать Марии с первого момента ее жизни была больше той, какой обладают чистейшие из духов, – что Марию Деву нужно называть богиней (Dea). В конце того же столетия Зеферин де Сомейрэ написал другое сочинение в похвалу Богоматери, в котором утверждалось, что в таинстве Евхаристии мы принимаем не только кровь Богоматери, поскольку эта кровь находилась в плоти и суставах Христа, но даже часть крови Богоматери в собственном виде, и не только истинную плоть Ее, но и молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010