Писание 7 . До 1520 года он с образованными лицами того времени распространял свои протестантские мнения в столице Франции. Но вследствие интриг синдика университета Наталиса Беды, ревностного католика, Лефевр принужден был оставить кафедру. Тогда ученик его, епископ города Mo, Брисонне пригласил его заведывать школою и помогать ему в воспитании паствы. Здесь Лефевр вместе с своими учениками Фарелем, Пуселем, Ватиблем и др. с ревностью посвятил себя этому служению. По предложению Брисонне и по желанию сестры короля Маргариты, Лефевр занялся изданием Нового Завета во Французском переводе; в 1523 г. вышел в свет перевод Нового Завета, а в 1525 г. перевод книги Псалмов. В предисловиях к отдельным частям этого издания Лефевр прямо и решительно высказывает, что Свящ. Писание должно быть единственным правилом веры и что каждый христианин, руководствуясь им, имеет право испытывать все то, что выдается за христианское учение, далее – что наши дела не могут иметь значения пред Богом, мы спасаемся только верою и надеждою на благодать, преподанную Иисусом Христом. Эти издания Лефевра были распространяемы епископом Брисонне между простым народом. Католики не могли не обратить внимания как на действия этого епископа так и на сочинения Лефевра; некоторые из них внесены были Сорбонною в индекс запрещенных книг. Пользуясь пленом короля, католики, которых сильно поддерживала мать короля Луиза Савойская, ревностная католичка, с особенною строгостью отнеслись и ко всем вообще протестантам во Франции (в это время называли их лютеранами). Парламент (высшая судебная инстанция) назначил комиссию для исследования мнений, распространяемых епископом Брисонне. Привлеченные к ответу сотрудники его были отрешены от должностей, Лефевру угрожало опять тяжкое наказание. Он удалился из Франции в немецкий город Страсбург, – по выражению Мерль д’Обинье 8 , это был мост, чрез который переходили из Германии во Францию протестантские идеи; сочинение Лефевра «объяснение воскресных и праздничных евангелий» осуждено на сожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

После публикации «P. D. g.» началась широкая кампания по очищению Римско-католической Церкви от модернистов. Были выявлены и внесены в Индекс запрещенных книг сочинения лидеров католич. модернизма. Проводилось повсеместное выявление сторонников модернистских учений и симпатизировавших им представителей католического клира. В 1909 г. в Риме создана орг-ция «Sodalitium Pianum», деятельность к-рой была направлена на выявление приверженцев модернизма на всех уровнях церковной иерархии (упразднена в 1921). Motu proprio «Sacrorum antistitum» от 1 сент. 1910 г. папа Римский Пий X ввел антимодернистскую присягу - обязательную для всех католич. священников, преподавателей семинарий, настоятелей и проповедников (AAS. 1910. P. 655-680; рус. пер.: Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 3. С. 14-16). Нек-рые лидеры модернистов выразили публичное несогласие с энцикликой «P. D. g.», обвинив ее в искажении фактов. На рус. языке текст энциклики был опубликован частично в 1915 г. (доктринальная часть - Современные течения религиозно-философской мысли во Франции/Ред.: К. М. Милорадович. Пг., 1915. С. 108-156); полный текст документа издан в 1999-2000 гг. (Покров: Альм. рос. католиков. М., 1999. Вып. 4. С. 5-41; 2000. Вып. 5. С. 11-14). Лит.: Lemius J. B. Catechismo sul modernismo secondo l " Enciclica «Pascendi Dominici Gregis» di Sua Santità Pio X. R., 1908; Marcotte Fr. Le Père Joseph Lemius et l " encyclique «Pascendi»//Études Oblates. Montréal, 1947. Vol. 6. P. 144-147; Fernessole P. Pie X: Essai historique. P., 1952-1953. 2 vol.; Poulat É . Histoire, dogme et critique dans la crise moderniste. P., 1996; Chiron Y. Saint Pie X: Réformateur de l " Église. Versailles, 1999; Claus A. Kleine Geschichte des Modernismus. Freiburg i. Br., 2007. S. 106-119; Airiau P. Modernisme//Dictionnaire du Vatican et du Saint-Siège/Éd. Ch. Dickès. P., 2013. P. 669-672. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/2579728.html

и пр. Но небольшие списки запрещенных книг встречались и раньше, например, в указах Карла V, а запрещение отдельных сочинений или единичные случаи подобного рода запрещений встречаются задолго до Реформации и книгопечатания, даже в IV в. В индексе папы Павла и в следующих затем индексах некоторые книги не безусловно запрещены, но с требованием формулы «donee corrigatur» (пока не будет исправлено) или другой какой-либо в этом роде, т. е. употребление иных книг позволено под условием, что известные места в них в существующих изданиях должны быть изглажены или же поправлены пером, а в новых изданиях – опущены или изменены, под условием, что книги подобного рода, как гласит технический термин, будут «экспургированы» (очищены). Списки, в которых обозначалась и публиковалась экспургация для большего или меньшего количества книг, назывались, в отличие от индексов в собственном смысле, indices expurgatorii. Существует мнение, пишет автор, что из индексов мы узнаём, какие книги были самыми замечательными в то время, когда издавались индексы, но такое мнение он считает преувеличением и односторонностью. По этому поводу он находит нужным сделать такое замечание: нет сомнения, что многие из тех книг, какие попали в индексы, принадлежат в каком-нибудь отношении к интереснейшим книгам, а потому история индекса, которая естественно знакомит с содержанием таких книг, представляет не незначительный вклад в историю литературы, в особенности литературы теологической. В том же введении автор выставляет на вид тот факт, что в начале истории развития индекса большую часть запрещенных книг составляли разные сочинения еретических (протестантских) писателей, которые ех professo трактовали о религиозных предметах, но впоследствии, с началом XVII в., число протестантских сочинений, вносимых в индекс, уменьшается, а увеличиваются за счет их сочинения католических писателей, трактовавших о предметах, неугодных папе, и притом так, что они вызывали неблаговоление Римской церкви. В истории индекса, по суждению автора, нужно различать два главных периода: в первом периоде, обнимающем эпоху до конца XVI в., борьба Римской церкви направляется против Реформации; во втором Римская церковь при помощи индекса ведет борьбу главным образом против различных неугодных Церкви направлений в самом католичестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тридентский Собор (1545-1563) в 1562 г. принял решение о ревизии и дополнении И. з. к. Результат работы специальной комиссии, т. н. Тридентский индекс (Index Tridentinus), был одобрен папой Пием IV буллой «Dominici gregis custodiae» от 24 марта 1564 г. Первая часть Тридентского индекса, «Десять общих правил, опубликованных по решению Тридентского Собора» (Decem regulae generales concilii Tridentini jussu editae), представляла собой выработанные Собором принципы церковной цензуры с перечислением мер наказания ее нарушителей; во 2-й части приводился расширенный список запрещенных авторов и книг (туда, в частности, были включены все сочинения протестант. богословов), также (как и в И. з. к. 1559 г.) разделенных на 3 класса. Тридентский индекс имел силу закона в Римско-католической Церкви до кон. XIX в., неоднократно переиздавался с некоторыми изменениями и дополнениями. В издании 1603 г. к списку запрещенных авторов, перечисленных в 1-м классе, дополнений больше не делалось, зато во 2-м классе вместо перечисления запрещенных трудов того или иного автора при его имени ставилось «opera omnia» (лат.- все сочинения). В издании И. з. к. 1664 г., согласно булле папы Александра VII «Speculatores», используемое ранее деление запрещенных книг на 3 класса отменялось: попавшие в И. з. к. авторы и сочинения перечислялись теперь в алфавитном порядке. Включение к.-л. книги в И. з. к. осуществлялось на основании специальных декретов Конгрегации инквизиции или Конгрегации индекса (создана в 1571), а также папских документов. Согласно постановлениям Тридентского Собора, еретические книги, осужденные Церковью до 1515 г., книги по предсказаниям, гаданию, магии рассматривались как запрещенные, даже если конкретное название не упоминалось в И. з. к. Папа Бенедикт XIV конституцией «Sollicita ac provida» (9 июля 1753) уточнил правила цензуры и запрещения книг: сочинения должны были изучаться секретарем Конгрегации индекса и как минимум 2 экспертами, которые назначались анонимно. В случае расхождения мнений назначался 3-й эксперт. При принятии решения эксперты могли исходить лишь из общего учения католич. Церкви и не имели права опираться на частные позиции различных школ и течений в рамках католичества. В случае обнаружения тезисов, противоречащих католич. вероучению или морали, составленный экспертами отчет передавался консультантам Конгрегации. Окончательное принятие решения о запрещении того или иного сочинения и о его включении в И. з. к. возлагалось на членов Конгрегации индекса, а потом утверждалось папой Римским. Католическим авторам, чьи сочинения впервые оказывались под угрозой запрета, предоставлялась возможность высказаться в защиту своей позиции. Если автор выражал готовность исправить указанные ошибки, то решение о запрете сочинения и включении его в И. з. к. откладывалось с формулировкой «donec corrigatur» (лат.- до тех пор, пока не будет исправлено).

http://pravenc.ru/text/389555.html

3. С. 640-641, 742-744; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 1. С. I-X; Калужняцкий Е. И. Обзор слав.-рус. памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. С. 213-221; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-56. (ПДП; Вып. 4); Лопарев X. М. Описание рукописей ОЛДрП. СПб., 1899. Ч. 3. С. 175-176; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 134-136; Сырку П. А. Заметки о слав. и рус. рукописях в Bodleian Library в Оксфорде//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 4. С. 136-140; РИБ. Т. 6. 19082. Стб. 789-796. 117; Чудовская редакция индекса ложных книг/Опубл.: Н. А. Кобяк//РФА. 1988. Ч. 4. С. 711-716; Кобяк Н. А. Оксфордская редакция индекса ложных книг: Археография и тексты//Из фонда редких книг и рукописей Научной б-ки Моск. ун-та. М., 1993. С. 175-187; Домострой/Сост., пер.: В. В. Колесов; подгот. текста, пер.: В. В. Рождественская. М., 20073. Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1872. С. 142-168; Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 1; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнослав. и рус. письменности. Пг., 1921. Вып. 1. С. 1-75; Сапунов Б. В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблемы читателя на Руси в XI в.//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 234-246; Кобяк Н. А. Индексы «ложных» и «запрещенных» книг и слав. апокрифические евангелия//Из истории культуры и обществ. мысли народов СССР. М., 1984. С. 19-30; она же. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54; она же. Списки отреченных книг//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 441-447 [Библиогр.]; она же. Индекс ложных книг и древнерус. читатель//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 352-363; она же. Чудовская и Оксфордская редакции индекса ложных книг, приписываемого митрополитам Киприану и Зосиме//Palaeobulgarica. 1997. 4. С. 88-103; Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. С. 129-154; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 18-21. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/1841546.html

В заключении введения автор объясняет, почему он не ограничивается историей запрещенных книг со времени книгопечатания и появления Реформации, но и обозревает историю того же вопроса в Средние века, и даже говорит о тех запрещениях, какие полагались на книги в древней Церкви. Как естественно, автор начинает свой обзор запрещенных книг с древней Церкви. Но историю этого вопроса за этот период времени автор рассказывает на нескольких страницах. И понятно, почему. Древняя Церковь очень мало была знакома с этого рода цензурой. Автор говорит, что он заглядывает в историю древней Церкви и в ней изучает занимающий его вопрос единственно для того, чтобы «показать, как практика позднейшей Церкви далеко отошла от практики древней Церкви». Мы не будем перечислять вслед за автором тех книг, какие подверглись запрещению в древней Церкви, они известны. Это сочинения Ария, врага христианства Порфирия, Нестория, позднее сочинения Оригена и пр. Любопытно, однако же, знать, что один из пап древней Церкви заявил себя изданием чего-то вроде позднейшего индекса. Рейш говорит: древнейшим индексом запрещенных книг обыкновенно считают опубликованный от имени Римского собора декрет папы Геласия (кон. V в.). В нем, этом декрете, перечислены те патристические сочинения, которые принимает Римская церковь , а затем прибавлено: «Прочие же сочинения, написанные еретиками и схизматиками, кафолическая и апостольская Римская церковь никогда не принимала». После того следует в декрете список, довольно длинный, апокрифов и сочинений еретических или таких, какие признаны были на Римском соборе за противные вере. Об этих сочинениях и об их авторах в декрете сказано: «Эти и все подобные сочинения не только отринуты всей Римской кафолической церковью, но и авторы их и последователи авторов подвергнуты на вечные времена анафеме и осуждены». Жаль, что Рейш не приводит самого списка книг, осужденных папой Геласием: в этом списке историк встречает немало интересного и совершенно неожиданного. В нем в числе запрещенных сочинений, между прочим, значатся следующие произведения: сочинения знаменитого Тертуллиана , не менее знаменитого Климента Александрийского , труды Фасция Киприана (иные полагают, что здесь имеется в виду не св. Киприан, а какой-то другой Киприан, но такого Киприана история не знает), «Церковная история» Евсевия Памфила ; из сочинений Оригена принимаются декретом только те немногие сочинения, которых «не отринул блаженнейший муж Иероним», между запрещенными сочинениями значатся произведения Ерма («Пастырь»), Арнобия, Лактанция , Кассиана Римлянина ; наконец, к такого же рода произведениям отнесены и «Правила (св.) апостолов» (!). Об этом декрете Рейш замечает: «Ясно, что этот декрет не есть индекс в позднейшем смысле этого слова, так как здесь отвергнуты и осуждены некоторые сочинения, но не высказано общего запрещения читать их».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

После избрания на Папский престол кард. Э. Пачелли (март 1939) О. сохранил все свои должности в Римской курии; в том же году стал также цензором Папской академии Непорочного Зачатия. Настаивая на необходимости консолидировать антикоммунистические силы, 6 июля 1939 г. О. представил новому папе проект декрета о снятии наложенного при Пии XI осуждения орг-ции «Action Française» (орг-ция имела националистический характер; документ обнародован 10 июля - AAS. 1939. Vol. 31. P. 303-304). В период второй мировой войны и оккупации Рима немцами О. укрывал в своих апартаментах на территории Ватикана неск. евреев, помогая им спастись от депортации и уничтожения. В эти годы он был одним из ближайших советников папы Пия XII. О. продолжал работу по выявлению и внесению в Индекс запрещенных книг опасных для католиков печатных изданий; в 1948 г. было осуществлено полное издание Индекса запрещенных книг с предисловием кард. Рафаэля Мерри дель Валя (до наст. времени это последнее издание Индекса). В условиях послевоенного времени мн. католики склонялись к политическим компромиссам с левыми политическими силами, влияние к-рых сильно возросло. С целью оградить католич. Церковь от прямого участия в политической борьбе было принято решение о запрете освящения политической символики (6 марта 1947 О. представил Пию XII проект документа, обнародованного 20 марта - AAS. 1947. Vol. 39. P. 130). Большой общественный резонанс получил декрет от 1 июля 1949 г. о церковном отлучении коммунистов. Католикам запрещалось вступать в коммунистические партии и оказывать им поддержку: читать, публиковать и распространять издания, где пропагандировалось коммунистическое учение или защищались интересы коммунистов (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334). В кон. 40-50-х гг. XX в. верховной Конгрегации Sanctum Officium пришлось заниматься проблемой католич. епископата в европ. странах, где были установлены коммунистические режимы. Чтобы избежать епископских посвящений, к-рые совершались бы без ведома Папского престола, декретом от 9 апр. 1951 г. за подобное нарушение вводилось максимально возможное каноническое наказание - церковное отлучение, особым образом зарезервированное за Папским престолом (specialissimo modo reservatam) (AAS. 1951. Vol. 43. P. 217-218).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

В 1954 г., еще до публикации греч. оригинала романа «Последнее искушение» (норвежский, шведский и немецкий перевод были изданы в 1951-1952), за ряд предыдущих произведений Свящ. Синод Элладской Православной Церкви потребовал от светских властей Греции запрета книг К. Причиной осуждения произведений К. стали не только его вольные интерпретации христ. вероучения, но и контакты автора с представителями левого движения в Греции и Европе, что в то время неразрывно связывалось с атеизмом. В заявлении Свящ. Синода указывалось, что роман «Капитан Михалис» высмеивает Церковь, отрицает учение о Св. Троице; роман «Христа распинают вновь» бесчестит исторические истины Евангелия, является переложением его в соответствии с социалистическими и коммунистическими теориями и искажает церковное учение; роман «Последнее искушение» опасен для каждого христианина тем, что извращает учение о Богочеловечестве Христа и христ. мораль. Но среди церковных иерархов не было единого мнения: Патриарх К-польский Афинагор I выступал против осуждения К. В 1954 г. «Последнее искушение» было внесено в Индекс запрещенных книг Римско-католической Церкви. Несмотря на резко отрицательное отношение большинства греч. церковной общественности к творчеству К., офиц. запрета его книг или отлучения К. Элладской и К-польской Церквами не последовало. С церковной критикой К. не соглашался и вел полемику в печати и в открытых письмах. В 1954 г. у К. была обнаружена лейкемия, его здоровье ухудшалось, и через 3 года он скончался. Архиеп. Афинский Феоклит II отказал в проведении церемонии прощания с К. в Афинах. Однако в кафедральном соборе Ираклиона церемония была проведена по решению Критского митр. Евгения, что вызвало недовольство нек-рых представителей Церкви. В погребении на правосл. кладбище К. было также отказано; он похоронен в Ираклионе у бастиона Мартиненго. Музей К. находится в дер. Миртья на Крите, в доме его отца. Последующая судьба произведений К. во многом связана с попытками экранизации его романов: «Христа распинают вновь» («Тот, кому предстоит умереть» Ж. Дассена; 1955), «Грек Зорба» (М. Какоянниса; 1964). Фильмы неизменно приводили к вульгаризации восприятия изначально сложных и спорных идей К. в совр. массовой культуре и к росту негативного отношения к нему в церковной среде разных стран. Фильм «Последнее искушение Христа», снятый режиссером М. Скорсезе (1988), был запрещен к показу во мн. штатах США, Канады и в ряде католич. стран. В нояб. 1997 г. в связи с демонстрацией фильма по российскому телевидению с его осуждением выступил Патриарх Московский Алексий II , назвав его показ нарушением норм российского законодательства и общественной нравственности.

http://pravenc.ru/text/1319796.html

Для того чтобы понять содержание распространяемых текстов, приведем развернутую рецензия на стоящую во главе продаж аудио книгу «Karmalogic» Алексея Ситникова: «Легендарный консультант и психотерапевт Алексей Ситников запускает уникальный международный краудсорсинговый проект создания современного свода универсальных законов жизни, которые способны оказывать влияние на судьбу, предупреждать от возможных ошибок при взаимодействии с окружающим миром природы и людей, а также служить гармонизации внутреннего мира человека. Слушатель сможет не только подключиться к обсуждению формулировок, степени важности и способов применения перечисленных в книге 54 законов судьбы, прислать свои истории из жизни, подтверждающие их действие, создать свой личный перечень принимаемых и соблюдаемых законов, но также сформулировать и предложить для всеобщего обсуждения новые законы и стать, таким образом, участником впечатляющего социального исследования, способного повлиять на гармонизацию современного турбулентного мира, улучшение взаимопонимания людей разных культур и религий, возрастных и профессиональных социальных групп, мировоззрений и политических систем». Все приведенные выше «творения» из жизни нечистой силы пагубно влияют на читателя, подталкивают его, пафосно завляя, в руки дьявола и его англосаксонских сотрудников. Католическая церковь, столкнувшись более пятисот лет тому назад с проблемой распространения колдовства и неверия учредила Святую инквизицию, составляла Индекс (список) запрещенных к чтению верующими книг, выпустила инструкции по борьбе с разложением общества. Наиболее интересна в этом плане книга пера Генриха Инститора «Молот ведьм». Он, к примеру, пишет во введении, посвященном методологии борьбы с нечистью: «Далее. На земле не существует колдовских действий. Доказательство: если бы таковые существовали, то это было бы делом рук дьявола. Утверждать же, что бесы могут производить телесные превращения или им препятствовать, не является правоверным, так как в таком случае они могли бы разрушить весь мир».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ka...

В 1603 году Лжедмитрий был завербован членами католического Ордена францисканцев, в дальнейшем курировался Орденом иезуитов, чьим лозунгом является: «цель оправдывает средства». Самозванец отрекся от православия, перешел в католичество и обещал, в случае своей «победы на выборах», сделать католичество господствующей религией. Финансировал Лжедмитрия польский олигарх Ежи Мнишек. Началось великое столкновение цивилизаций: Западной, из которой выросло современное бездуховное общество потребления, и Русской, идеалами которой были Православие, Самодержавие, Народность - вера, дисциплина и коллективизм. Рейдерским захватом русского государства и русской церкви руководил лично папа Римский Павел V (Камилло Боргезе) - известный мракобес, инициировавший процесс против Галилея и включивший труды Коперника в «Индекс запрещенных книг». Задача, которую «ватиканский госдеп» ставил перед Отрепьевым - этим « Навальным » XVII века - была смена цивилизационного кода: Русь должна была отказаться от самостоятельного пути развития, отречься от православного христианства, перейти в католичество, превратиться в источник дешевой рабочей силы и сырьевой придаток Запада. Отрепьева везли в Россию, можно сказать, в «запломбированном вагоне» для того, чтобы он подписал акт о безоговорочной капитуляции и заключил унизительный мирный договор с Польшей. Русские святые - эта «соль земли» - противостали интервентам. Святые патриархи Иов и Гермоген поднимали народ на освободительную борьбу, благословляли партизанское движение. Преподобный Дионисий Радонежский организовал героическую оборону Троице-Сергиевой лавры - «русского Шаолиня» - монастыря, который 500 дней и ночей находился во вражеской блокаде, но не сдался неприятелю. Великий русский аскет святой Иринарх Ростовский бесстрашно обличал захватчиков. Поэтому оккупанты, развернувшие террор против мирного населения, особенно зверствовали против русских святых. Начался настоящий геноцид святости. Жертвами поляков стали русские святые Иов и Гермоген, преподобномученики Анастасия Угличская, Галактион Вологодский, Ефросин Синоезерский и многие, многие другие. Интервенты оскверняли храмы, оскорбляли религиозные чувства православных верующих.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010