История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. 1 Боннский профессор исторической теологии Генрих Рейш не так давно издал в свет любопытную книгу под названием «Der Index der verbotenen Bücher, – ein Beitrag zur Kirchen und Literaturgeschichte» (Erster Band. Bonn, 1883). Сочинение это обширно (S. XII+624) и отличается такими научными достоинствами, что, кажется, не остается желать ничего более, по крайней мере при теперешнем состоянии науки. Что сочинение Рейша (Reusch) заслуживает внимания любителей духовного просвещения, это ясно видно из следующих слов предисловия книги: «Задача, поставленная мной при исполнении этого труда, – говорит автор, – состоит в том, чтобы дать связный обзор развития церковного законодательства относительно книжного дела до конца XVI в.». Отсюда видно, что отчет о книге Рейша будет уместен на страницах духовного периодического издания. Прежде чем передадим содержание книги, позволим себе привести некоторые замечания автора, помещенные им во введении, так как эти замечания послужат к уяснению содержания книги. В 1559 г., при папе Павле IV, пишет Рейш, появился в Риме «список писателей и книг» (index autorum et librorum), от которых римская и вообще инквизиция предостерегает всех христиан под угрозой прещений и наказаний. Ближайшие преемники Павла не раз издавали этот же индекс, умножая число книг и авторов, подвергнутых запрещению. С тех пор время от времени издавались в Риме новые индексы – число которых простирается до 40, – в которых к прежним писателям и книгам, подлежащим запрещению, присоединялись новые, осужденные или папскими декретами, или же декретами индекс-конгрегации (т. е. конгрегации, назначение которой было рассматривать, какие книги следует запретить), инквизиции или других конгрегаций. Индекс папы Павла есть первый индекс запрещенных книг, но и до издания этого индекса, до 1559 г., существовало много списков запрещенных книг, только они носили название не «индекса», а каталогов; так, вне Рима такие каталоги были изданы: Лувенским университетом (в Бельгии) в 1546, 1550 и 1558 гг., Парижской Сорбонной в 1544, 1547 и 1551 гг., папским легатом Казой в Венеции в 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

История запрещенных книг в Западной церкви от начала XVII в. до настоящего времени 2 В 1884 г. вышел первый обширный том сочинения немецкого профессора Генриха Рейша под заглавием «Index der verbotenen Bücher» 3 , а в прошлом году (1885) появился еще более обширный второй и последний том того же сочинения 4 . Поставляем себе задачей познакомить читателя с содержанием второго тома сочинения Рейша об индексе. Мы, впрочем, не имеем в виду излагать содержания указанной книги в том порядке и последовательности, как оно изложено в этой последней; в таком случае наша статья, при ее краткости, была бы лишь обширным конспектом содержащегося в книге, причем внимание читателя крайне утомлялось бы и характеристика книги достигалась бы лишь в малой мере. Поэтому, оставляя в стороне цели чисто библиографические, мы воспользуемся содержанием книги лишь как материалом для церковно-исторического этюда, который давал бы ответ на вопросы: что такое индекс? В каких формах он обнаруживал свое действие? Какие в особенности книги подвергались запрещению в указанное время? Как относилось общество и более выдающиеся лица к явлению и т. д. Индексом вообще называются списки книг, подвергщихся запрещению. Такие индексы в XVII, XVIII и текущем XIX столетии в католической Церкви, о которой у нас идет речь, издавались папами при посредстве так называемой индекс-конгрегации, инквизиции, а иногда через собственные буллы и бревэ, если дело касалось книг, которые требовалось запретить как можно скорее и внушительнее; затем индексы, хотя и реже, издавали испанская инквизиция, некоторые западные соборы, светское правительство некоторых стран (например, Австрии). Не видно, чтобы подобного рода индексы издавались с XVII в. университетами, как это было в XVI в. и как это делали университеты Парижский и Лувенский (в Бельгии). Индексы не прекратили своего существования и в настоящее время. Так, теперешний папа Лeb XIII в 1881 г. издал индекс всех запрещенных книг от начала книгопечатания до вышеуказанного года: индекс Льва имеет 51 страницу предисловия и 352 страницы, на которых помещены краткие указания запрещенных книг. По этому можно судить, как обширен новейший индекс. Но уже в 1884 г. вышло первое добавление к нему, обнимающее запрещенную литературу самого последнего времени, до мая 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Осенью 1628 г. Д. переселился в Нидерланды, где провел почти всю оставшуюся жизнь в уединенных научных занятиях. Здесь им были написаны основные сочинения: «Правила для руководства ума» (1627-1629, не окончено), «Рассуждение о методе» (на франц. языке) с 3 приложениями: «Диоптрика», «Метеоры», «Геометрия» (все изд. в 1637), «Метафизические размышления» (на латыни, лат. название: Meditationes de prima philosophia - Размышления о первой философии, изд. в 1641), «Первоначала философии» (на латыни, изд. в 1644, авторизованный франц. перевод изд. в 1647), «Страсти души» (изд. в 1649). Сохранилось ок. 500 его писем. Выступая с требованием пересмотра предшествующей философской и научной традиции, Д., оставаясь добропорядочным католиком, заботился о том, чтобы отрицание им авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии. Когда в 1633 г. рим. инквизиция осудила соч. Г. Галилея «Диалог... о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой», Д. отложил работу над почти завершенным большим естественнонаучным трактатом «Мир», в к-ром выражал согласие со взглядами Галилея (изданное в 1664 соч. «Le Monde, ou Traité de la Lumière» - «Мир, или Трактат о свете» является первоначальным наброском текста Д.). Тем не менее рост популярности философии Д., проникновение ее в нидерланд. ун-ты вызывали опасения не только католич., но и кальвинист. богословов, считавших, что «новая философия» ведет к ересям и атеизму. Д. пришлось вступить в полемику, в частности, с проф. богословия Утрехтского ун-та пастором-кальвинистом Г. Воэцием , ответив на его обвинения «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (Epistola ad celeberrimum virum D. Gisbertum Voetium, 1643), в к-ром разоблачил научное невежество и политические интриги оппонента. Продолжавшиеся преследования Д. в Нидерландах повлияли на его решение отправиться в Швецию по приглашению швед. кор. Кристины, намеревавшейся с его помощью учредить Академию наук. В кон. 1649 г. он прибыл в Стокгольм, где вскоре внезапно заболел и умер. Был похоронен в Стокгольме, в 1666 г. его прах перевезли в Париж и захоронили в аббатстве Сент-Женевьев, в наст. время могила Д. находится в парижской ц. Сен-Жермен-де-Пре. Уже после смерти философа его сочинения вносились в Индекс запрещенных книг .

http://pravenc.ru/text/171611.html

Индекс запрещённых книг Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Мониторинг СМИ >   Индекс запрещённых книг itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Индекс запрещённых книг Священник Алексий Плужников   14.07.2008 435 Время на чтение 15 минут " Ох, уж эти сказочки! Ох, уж эти мне сказочники!.. " Из мультфильма Индекс запрещенных книг - " В 1559 г., при папе Павле IV, (..), появился в Риме " список писателей и книг " (index autorum et librorum), от которых римская и вообще инквизиция предостерегает всех христиан под угрозой прещений и наказаний. Ближайшие преемники Павла не раз издавали этот же индекс, умножая число книг и авторов, подвергнутых запрещению. (..) Индекс папы Павла есть первый индекс запрещённых книг, но и до издания этого индекса, до 1559 г., существовало много списков запрещённых книг, только они носили название не " индекса " , а каталогов. " (Цит. по: Лебедев А. П. История запрещённых книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох: Исследования по истории Церкви Средних веков и Нового времени. - Спб.: Издательство Олега Абышко, 2005, с. 5-6.) Есть в Санкт-Петербургском Педагогическом Университете им. Герцена преподаватель, кандидат наук, некий Поринец Юрий Юрьевич. И написал он книжку под названием " Книги, которые читают наши дети, и книги, которые им читать не следует " , и лежит она передо мной, и пишу я на неё рецензию, хотя, казалось бы, какое священнику дело до филологических штудий? Но на книге, изданной в 2004 году, стоит благословение Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона (кстати: уже не в первый раз встречаю книги питерских авторов с благословениями кого угодно, кроме своего правящего архиерея... Но это так, к слову.). Продаётся эта книга в церковных лавках. К тому же в аннотации солидного православного издательства " Сатисъ " о книге говорится, что она - " первая в таком роде - представляет собою обширный обзор сказок в мировой литературе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Индекс Индекс (Index – список, реестр, указатель) запрещенных книг (librorum prohibitorum) – список книг, чтение которых запрещено р.-католическою церковью, как вредных для веры и нравственности. Еще в языческих Афинах и Риме был обычай сжигать безбожные книги (Minuc. Felix, Octavius с. 8; I. Paulus, Sentent. 1. 5, tit. 23, § 12). Ефесяне, убежденные проповедью ап. Павла, сожгли свои суеверные книги ценою в 50, 000 динариев ( Деян.19:19 ). Хотя от первых трех веков христианской эры и не сохранилась ясно выраженного запрещения читать еретические книги, однако порицание, которому подвергся Дионисий Александрийский (Энц. IV) по свидетельству Евсевия (Церк. ист. VII, 7) за чтение еретических книг, указывает на существование в то время сознания необходимости избегать чтения вредных книг. Едва христианская церковь получила при Константине свободу, как на первом вселенском соборе запретила сочинение Ария «Фалия» (см. Энц.), а император велел его сжигать, так же, как и безбожную книгу Порфирия, грозя ослушникам смертью (Сократ I, 9; Созомен I, 21). Подобные распоряжения изданы были и относительно книг несториан, евтихиан, монофизитов и иконоборцев. Чтение и держание у себя опасных книг (здесь – сочинений Оригена ) было запрещено на соборе 399 года под председательством Феофила Александрийского. Сжигать опасные книги предписывали также императоры Феодосий, Аркадий, Валентиниан и Юстиниан (L. 3, § 1, 3, Cod. 1, 1; L. 6, § I; L. 8, § 5, Cod. 1, 5; Mansi VIII, 1153). Наряду с сожжением книг существовал установленный на Римском соборе 745 года и 7 Вселенском 787 г. (пр. 9) обычай отдавать эти книги на сохранение в библиотеки более знаменитых церквей. Пока не было книгопечатания, изъять из народного употребления немногие экземпляры известной книги было легко и нужды в указателе их не было. Только один список книг, явившийся до книгопечатания, несколько напоминает индекс. Это обнародованный на Римском соборе 496 года папой Геласием I «Decretum de libris recipiendis vel non recipiendis (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

[лат. Index librorum prohibitorum], офиц. перечень книг, к-рые Римско-католическая Церковь объявляла противоречащими основам католич. вероучения или не соответствующими нормам морали, тем самым запрещая их чтение, перевод, хранение и распространение. Хотя Церковь всегда осуждала еретические учения и сочинения (в т. ч. налагая дисциплинарные санкции за чтение и распространение осужденных сочинений вплоть до отлучения от Церкви), списки запрещенных книг стали создаваться только с ростом книгопечатной продукции (после изобретения книгопечатания). Инициаторами создания таких списков часто выступали правители: в 1529 г. по указанию имп. Карла V список запрещенных книг был составлен для Нидерландов (в 1540 и 1546 пересмотрен и дополнен Лувенским университетом; впоследствии именно этот список с дополнениями и изменениями неоднократно издавался испан. инквизицией независимо от рим. И. з. к.); в 1543 г. подобный список появился в Венецианской республике, в 1552 г.- во Флоренции, в 1554 г.- в Милане. В 1551 г. свой список запрещенных книг был составлен в Парижском ун-те. После того как папа Павел IV поручил рассмотрение вопросов, связанных с запретом еретических сочинений, рим. Конгрегации инквизиции, в 1557 г. ей было поручено составление 1-го офиц. И. з. к., утвержденного папой и опубликованного в 1559 г. В этом И. з. к. на каждую букву алфавита приводились 3 группы (класса) авторов и сочинений: в 1-м классе перечислялись авторы, осужденные католической Церковью как еретики, все сочинения которых, уже написанные или те, что будут написаны, запрещались (in odium auctoris); во 2-м классе - авторы, отдельные сочинения которых были осуждены Церковью; в 3-м классе - сочинения анонимные и опубликованные под псевдонимами. Отдельно оговаривалось, что запрету подлежали все анонимные сочинения, опубликованные после 1519 г. В приложении к И. з. к. приводился список запрещенных изданий книг Свящ. Писания, а также перечень 62 издательств, продукция которых могла способствовать распространению еретических учений.

http://pravenc.ru/text/Индекс ...

Последующее развитие понятия идет таким образом, что термин μολογομεναι постепенно становится равным κονονικα, обнимая собою уже точнее и строже определенный круг свящ. писания, πητα исчезают, и статья о книгах Анастасия Синайского или Синаита (VI в.) знает лишь книги: 1) канонические, 2) внеканонические и 3) апокрифы. К этой последней группе и относятся πητα – отреченные. Как объем κανονικα γραφα (раньше μολογουμναι), так и ο κανονικα, πκρυφαι определялся сперва общеизвестностью, общим признанием принадлежности писаний к той или другой группе, ( Ориген , Евсевий, Лаодикийский собор), позднее (со времени Кирилла александрийского , Амфилохия иконийского , Геласия папы) путем перечня, – сперва лишь книг канонических, обязательных, затем вне канонических и запрещенных, т. е. апокрифических, отреченных. Так создались на почве старо-христианской (западной и восточной) „списки книг истинных и ложных“. Этими index’aмu и определяется объем понятия „отреченный“ как в греческой и римской церкви, так позднее и в русской: „отреченным“ ( πητον) писание считается тогда, когда оно занесено в список отреченных писаний. В зависимости от времени и места (имея в виду известную свободу мнения отдельных церквей, напр., относительно Апокалипсиса) этот список изменяется, показывая, что в различное время в различных местах отношение к книгам „отреченным“ было различное, что в различное время различные книги считались „отреченными“. Иначе сказать, история индекса отразила на себе и историю самых книг; поэтому индекс и является исходной точкой для изучения „отреченных книг“. Эта история, однако, показывает, что занесение той или другой книги в индекс „отреченных“ не заставляло исчезнуть самую книгу: изменяя заглавие, кое в чем содержание, „отреченная“ книга продолжает существовать и даже распространяться; причина этого – в характере большинства „отреченных“ книг, как книг популярных, общедоступных по содержанию для масс, слабо подготовленных в богословском отношение к пониманию высокой, отвлеченной, уже развитой церковной литературы, в их народно-поэтическом (в зависимости от условий создания самих книг из предания и народной легенды) характере. Посему лишь критическое отношение с одной стороны к писанию, с другой стороны к индексу дает твердую опору для истории того или другого „отреченного“ писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.А. Половцов Геттэ, Рене-Франсуа (Владимир), священник Геттэ, Рене-Франсуа в православии Владимир (Guettée) – доктор богословия, сначала католический, а потом православный священник, родился в Блуа 1 декабря н. с. 1816 г., умер в Люксембурге 8/20 марта 1892 г., погребен в Париже на Батиньольском кладбище. Лишившись матери, отдан был на воспитание к о. Леону Гарапену, у которого пробыл 2 года, затем 4 года учился в малой семинарии и 3 года в большой, где изучал философию и богословские науки. Своим развитием и любовью к серьезным занятиям обязан был исключительно себе. Перед окончанием курса едва не был увлечен в орден иезуитов. Окончив семинарию в 1839 г., был посвящен в священники и несколько лет священствовал в бедных приходах Блуаской епархии: Сент-Эньян-сюр-Шер, Монришар и Сен-Дени-сюр-Луар. Под влиянием своего покровителя викария, позднее епископа, Фабра, начал в 1847 г. издание своего многотомного труда «Histoire de l " Eglise de France» (1847–1857). После революции 1848 г. некоторое время состоял редактором местного республиканского органа «Républicain de Loire et Cher», а затем перешел в Париж, где в течение первого года занимался преподаванием классических языков в одной из школ. Заветным его желанием было стать профессором. Однако через год он был назначен капелланом в один из госпиталей, а потом был переведен в другой. Архиепископ парижский Сибур сначала покровительствовал Г., но затем под давлением из Рима переменил свое отношение к нему. Декретом 22 января 1852 г. седьмой том его «Истории французской церкви» был осужден и внесен в Индекс запрещенных книг. Его обвиняли в янсенизме и приверженности к галликанству. В 1857 году архиепископ запретил Г. совершать богослужение в Парижской епархии под предлогом, что он принадлежит к епархии Блуаской. Впоследствии, когда Сибур был убит, враги Г. пытались замешать его в дело об убийстве архиепископа. Под влиянием осуждения, постигшего его труд, и возникшей по поводу его полемики Г. стал еще усиленнее заниматься изучением церковно-исторических вопросов и пришел к убеждению, что все тексты, цитируемые в пользу папской власти, ложны или извращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

прот. Александр Мень Лагранж Лагранж (Lagrange) Мари Жозеф, иеромонах (1855–1938), французский католический библеист. Образование получил в Отюнской Духовной семинарии в Париже, где ему присвоили степень доктора права (1878). В следующем году он принял постриг в Доминиканском ордене; а поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции, он завершил богословское образование в Саламанке и Вене. В Вене Лагранж познакомился с немецкой библейской критикой, в которой господствовали и скептицизм. Именно тогда Лагранж , по выражению немецкого экзегета А.Шульцера, задумал дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен в где основал библейскую школу. Начинание имело мало шансов на успех: Лагранж не располагал ни кадрами, ни достаточными средствами, но был убежден, что «этого хочет Бог». Ему пришлось вести продолжительную борьбу на два фронта: против рационалистов, защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против консерваторов, отстаивая право богословия на научное исследование Библии. Со своей программой метода» экзегезы он выступил на Конгрессе католических ученых (Фрайбург, Германия, 1897) и на страницах «Библейского обозрения» («La revue biblique»), основанного им в 1892. В 1900 Лагранж положил начало серии трудов под общим названием «Библейские исследования» («Etudes bibliques»), куда включил и свои работы. Всего Лагранж опубликовал более 1700 статей и монографий и впоследствии был признан «величайшим французским экзегетом нашего столетия» «Отец Лагранж, – писал – в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах... через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им “историческим методом”. Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной осталась за ним» («Ветхозаветная библейская критика», с.9). Напряжение между Лагранжем и церк. властями возникло в связи с подозрением в его причастности к (часть книг Лагранжа попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг). Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу, но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова вернулся к работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛЬЦЕР [нем. Baltzer, Balzer] Иоганн Баптист (16.07.1803, Андернах, Германия - 1.10.1871, Бонн), католич. богослов. Учился в католич. гимназии в Кёльне, в 1823-1827 гг. на теологическом фак-те в Бонне, где попал под влияние Г. Гермеса . В 1829 г. принял сан священника, в 1830 г. получил степень д-ра теологии в Мюнхенском ун-те. С 1831 г. ординарный проф. теологии в Бреславском ун-те (совр. Вроцлавский). В 1846 г. стал членом капитула Бреславского собора. В своей преподавательской деятельности пропагандировал идеи Гермеса. После осуждения папой Григорием XIV «гермесианства» (1835) Б. в работе «К вопросу о распространении единственно верного учения о католицизме и протестантизме» (Beiträge zur Vermittlung eines richtigen Urtheils über Katholizismus und Protestantismus. Breslau, 1839) еще раз изложил идеи своего наставника. Впосл. он стал приверженцем идей А. Гюнтера , был его адвокатом, выступив в защиту перед папой (1853). Написанные им в оправдание идей Гюнтера «Новые теологические письма» (Neue theologische Briefe an A. Günther. Breslau, 1853) были в 1859 г. внесены в Индекс запрещенных книг. Еп. Бреслау Фёрстер, враждебно настроенный к Б., пытался отстранить его от преподавательской деятельности, выдвинув обвинение в «пренебрежении своими служебными обязанностями». Б. поддержал ун-т, и ему удалось добиться того, что в 1864 г. дело, рассмотренное в Королевском дисциплинарном департаменте, было решено в его пользу. Б. высказывал несогласие с нек-рыми новыми догматами, в частности с введенным в 1854 г. католич. догматом о Непорочном зачатии Девы Марии. Вместе с большим числом нем. католиков он подписал «Нюрнбергскую декларацию» (26 авг. 1870) о несогласии с догматом о непогрешимости папы Римского , принятом чуть позднее на Ватиканском I Соборе . Это событие определило его переход в старокатоличество. Педагог и неординарный мыслитель, Б. был известен своей нравственной безупречностью, признававшейся даже противниками. Отстаивал идею примирения религии и науки.

http://pravenc.ru/text/77466.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010