Об успехе «Истории» Дюшена на Западе может свидетельствовать уже тот факт, что первый том ее, появившийся впервые в 1906 г., ко времени выхода русского перевода выдержал уже пять изданий, и появились переводы ее на английский и испанский языки. Если попытка перевести ее на итальянский язык в недавнее время сопровождалась сначала запрещением католических властей читать ее в семинариях (1 сентября (н. с.) 1911) и затем внесением ее в индекс запрещенных книг (22 января 1912), то, как известно, ультрамонтанский суд курии над трудами выдающихся католических же ученых часто может служить в общем лишь рекомендацией исторической объективности подвергшихся ему авторов. Разумеется, можно находить в изложении Дюшена и такие пункты, которые могут вызвать критику. Но в Риме при суде над его книгой главное значение имело именно беспристрастное отношение автора к неудобным для защитников римских претензий фактам из древней истории папства и Римской церкви. 342 Русскому переводу предпослано предисловие одного из редакторов, проф. И. В. Попова , где сообщаются сведения вообще о личности автора «Истории» и его заслугах в науке и об особенностях и значении переведенного его труда. К переведенному тексту книги в некоторых случаях, помимо примечаний самого автора, присоединены при переводе примечания с целью пояснения некоторых терминов и имен (ср.: С. 1–2, 5, 7–8, 14, 18–19). Самый перевод выполнен в целом весьма хорошо и обычно точно передает мысли подлинника. Между тем, он должен был представлять весьма немалые трудности ввиду особенностей художественного стиля автора. Таким образом, если другому известному католическому церковному историку, Функу († 1907), учебник которого также недавно (1911) был переведен на русский язык, очень не посчастливилось в этом случае, так как вместо перевода в действительности дано было, к сожалению, почти невероятное искажение подлинного текста, то перевод «Истории» Дюшена можно вполне рекомендовать интересующимся историческими судьбами древнего христианства читателям. Заслуживает издание похвалы, при своей невысокой цене (французское издание, правда выполненное уже с некоторой роскошью, стоит 10 франков ­­ 3 руб. 75 коп.), и с внешней стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Обострение ситуации в споре о М. в кон. XIX в. было связано с публикациями франц. католич. ученых, придерживавшихся историко-критического метода, альтернативных офиц. неосхоластике подходов и созвучного новым философским учениям образа мышления (М. Блондель , А. Луази, М. Ж. Лагранж , Л. Дюшен ). Одновременно идеи М. стали распространяться в Великобритании, гл. обр. усилиями барона Ф. фон Хюгеля и священника-иезуита Джорджа Тиррелла, впосл. изгнанного из иезуитского ордена . Испытав влияние нем. экзегетической школы, философии Блонделя и концепции догматического развития Дж. Г. Ньюмена , Тиррелл разочаровался в схоластическом богословии и, открыто выступив против него, поставил в центр своего учения религиозно-сакраментальный опыт церковной общины и ее отдельных членов, составляющих в Св. Духе мистическое Тело Христа (см.: Tyrrell G. Through Scylla and Charybdis, or, The Old Theology and the New. L., 1907; см. также: Der Modernismus. 1974. S. 57-82). В Италии и Германии М. в большей степени имел социальную направленность и практический характер, результатом чего стало возникновение различных христианско-демократических обществ, движений за права мирян, за улучшение условий труда, за отделение Церкви от гос-ва. Вступивший на Римскую кафедру папа Пий X сразу предпринял решительные меры в борьбе с М. В 1903-1904 гг. большинство библеистических сочинений Луази были занесены в Индекс запрещенных книг . В июле 1907 г. Конгрегация инквизиции выпустила антимодернистский декрет «Lamentabili sane exitu» (ASS. 1907. Vol. 40. P. 470-478), в котором тезисно изложенные 65 заблуждений современности касательно роли учительства католической Церкви, применения библейской текстологии и экзегезы, понимания Откровения, спасительного домостроительства Христа и церковных догматов, развития христ. учения, происхождения и смысла таинств, иерархического устроения Церкви и папского первенства объявлены «все вместе и каждое в отдельности… как осужденные и запрещенные» (Ibid. P. 478). В качестве главных модернистских предпосылок, составляющих мировоззренческую и нравственную опасность для паствы, в документе фигурируют независимость научно-богословских исследований от церковных предписаний, критико-исторический подход к проблеме богодухновенности Свящ. Писания, вслед. к-рого оспаривается положение, что Бог - истинный его создатель (auctorem) (Ibid. P. 471), представления об отсутствии полной согласованности между догматикой и текстами НЗ относительно Личности Иисуса Христа (Ibid. P. 474), о незаконченности откровения и становления доктрины в апостольскую эпоху («Revelatio, obiectum fidei catholicae constituens, non fuit cum apostolis completa» - Ibid. P. 473), о естественной подверженности христианского общества, церковных знания и практики развитию (evolutio) под влиянием различных интерпретаций и внешних факторов (Ibid. P. 477).

http://pravenc.ru/text/2563914.html

Приверженность Иосифа II идеям просвещенной монархии побуждала его заботиться о развитии народного просвещения: грамотность населения в Австрии, как и в соседней католич. Баварии, была существенно ниже, чем в протестант. гос-вах, а грамотность населения в Венгрии, Хорватии и Трансильвании находилась на особенно низком для Зап. Европы уровне. Император стремился повысить и качество образования католич. духовенства, ратовал за то, чтобы образование включало изучение новейшей философии и естествознания, чтобы оно было открыто научным достижениям протестант. библеистики, патрологии и церковной истории. 20 окт. 1781 г. Иосиф II запретил распространять Индекс запрещенных книг в своих владениях - впредь духовенство могло читать все, что не было запрещено гос. цензурой. Папская курия и австр. епископат не могли принципиально возражать против инициатив императора, однако имели иное представление о направленности духовного образования, поэтому отстаивали незыблемость тридентийской неосхоластики в духовных школах, опасаясь за конфессиональную чистоту богословских воззрений кандидатов священства. Имп. Иосиф поднял образовательный ценз для священнослужителей: запретил рукополагать лиц без богословского образования и ввел конкурс на замещение вакантных церковных должностей. 3 февр. 1783 г. император основал коллегию (Collegium germanicum et Hungaricum) в подчинявшемся ему итал. г. Павия взамен прежней Германской коллегии (Collegium germanicum) в Риме, в к-рой выходцы из герм. аристократии, избравшие духовную карьеру, обучались и проходили подготовку для занятия высших церковных должностей, включая и епископские кафедры. Новая коллегия не находилась под безраздельным влиянием папской курии, подобно прежней. Актом от 1 нояб. 1783 г. имп. Иосиф учредил в ряде городов подведомственные правительству генеральные семинарии, к-рые заменяли епископальные семинарии и были призваны воспитывать кандидатов священства в духе гражданской верности императору и преданности интересам своего гос-ва. Постановка обучения и идейная направленность воспитания студентов в новых семинариях вызывали глубокое недовольство Римского престола, и после смерти Иосифа II, при имп. Леопольде II, они были закрыты.

http://pravenc.ru/text/578232.html

С этого времени М., изучая философское наследие Декарта, занимался самообразованием в области математики, физики, психологии, морали, метафизики. Духовный климат парижской Оратории также оказал определенное влияние на творчество М., поскольку мн. ее члены благожелательно относились к философскому учению Декарта; так, кард. Пьер де Берюль (1575-1629), основатель Оратории, непосредственно побуждал Декарта к обнародованию его новаторских сочинений. Вместе с тем, хотя в качестве единой организации Оратория не имела обязательной для ее членов философской доктрины, мн. католич. теологи подвергали учение Декарта жесткой критике, вслед. чего деятельность М., развивавшего идеи Декарта, была сопряжена со значительными сложностями. В 60-х гг. XVII в., после внесения сочинений Декарта католич. Церковью в Индекс запрещенных книг и наложенного франц. кор. Людовиком XIV (1643-1715) запрета на преподавание философии Декарта в пределах Франции, руководство Оратории направило в коллежи циркуляр, предписывавший профессорам преподавать обычную и общую философию, т. е. схоластический аристотелизм. Несмотря на офиц. осуждение идей Декарта, М. продолжал публиковать проникнутые духом картезианской философии сочинения, сохраняя верность избранному им философскому основанию. Наиболее значительные труды М. были изданы в 70-80-х гг. XVII в. (общий обзор и краткий анализ содержания см.: Rodis-Lewis. 1993. S. 726-736). В 1674-1675 гг. вышли 2 тома соч. «О разыскании истины» (De la recherche de la vérité; научное изд.: Œuvres complètes. 1962-1963. T. 1-2; рус. пер.: Разыскания истины. 1999), посвященного главным образом проблемам методологии процесса познания. Ответы М. на многочисленные замечания критиков были изданы в 1678 г. под общим названием «Объяснения» (Eclaircissements) и составили 3-й том сочинения; в последующих изданиях присоединялись др. дополнительные материалы и пояснения, вслед. чего последнее прижизненное издание трактата, считающееся наиболее полным и отражающее поздние мнения М., вышло в 1712 г.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

снискала «Практика латинского языка» (Linguae latinae Exercitationes, 1538), сочинение, выдержавшее за полстолетия до полусотни изданий, исследующее помимо правил лат. грамматики различные проблемы этики и педагогики. Особый трактат «Риторика, или О приемах словесного выражения» (Rhetoricae sive de ratione dicendi libri tres, 1537) посвящен речи как главнейшей «связующей силе человеческого общежития», в нем намечена программа совершенствования языка во всех областях, где он находит применение. В работе «О душе и жизни» (De anima et vita, 1538) не только рассмотрена широко обсуждавшаяся в то время тема бессмертия души, но и обосновывалась идея важности эмпирических наблюдений за состояниями и явлениями психической жизни людей. Актуальная социальная проблема нищенства получила разработку в соч. «О вспомоществовании бедным» (De subventione pauperorum, 1525). В последние годы В. работал над апологетическим соч. «Об истинности христианской веры» (De veritate fidei Christianae), к-рое он не успел завершить. В. издавал античных авторов, переводил речи Сократа, писал пояснения и вступительные статьи к Вергилию, Светонию, Цицерону, составил комментарий на «Град Божий» блж. Августина (в 1584 этот труд был занесен в Индекс запрещенных книг). Во 2-й пол. XVI в. В. стал одним из самых читаемых писателей-гуманистов Европы. Соч.: Opera. Basileae, 1555. 2 vol.; Opera. Valentiae, 1782-1790. 8 vol.; Opera omnia. Valencia, 1992-. Vol. О причинах упадка искусств/Пер. В. Бибихина//Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С. 457-472; О приемах словесного выражения/Пер. В. Бибихина//Там же. Т. 2. С. 308-316; Миф о человеке/Пер. О. Ф. Кудрявцева//Чаша Гермеса: Гуманистич. мысль эпохи Возрождения и гуманистич. традиция. М., 1996. С. 286-294; Obras políticas y pacifistas. Madrid, 1999. Лит.: Rivari E. La sapienza psicologica e pedagogica di Giovanni Ludovico Vives. Bologna, 1922; Graf P. Luis Vives como apologeta. Madrid, 1943; Colish M. L. The Mime of God: Vives on the Nature of Man//J. of the History of Ideas.

http://pravenc.ru/text/158372.html

Творческое наследие Г. составляет свыше 90 произведений. Мировую известность автору принесли сочинения в области права: 1. «De jure praedae» (О праве добычи, 1604-1605), 12-я гл. к-рого была опубликована в 1609 г. как самостоятельное произведение под названием «Mare liberum, sive de jure quod Batavis competit Indicana commercia» (Свободное море, или о праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией). 2. «Inleidinghe tot de Hollandsche Rechtsgeleerdheid» (Введение в изучение права Голландии, изд. 1631), написано во время заключения в замке Лувестейн, впосл. вплоть до введения в Нидерландах в 1809 г. Кодекса Наполеона было основой голл. права. 3. Посвященное франц. кор. Людовику XIII соч. «De jure belli ac pacis» (О праве войны и мира, в 3 кн., 1625), в к-ром Г. исследовал вопросы международного, гражданского и уголовного права, войны и мира, власти и гос. устройства. Оно сразу же было переведено на мн. европ. языки и, несмотря на внесение его в 1627 г. в Индекс запрещенных книг (где находилось до 1900), к сер. XVIII в. выдержало 45 изданий. Г. принадлежит ряд богословских сочинений и библейские комментарии: 1. «Pietas Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae vindicata» (Религиозность Голландии и Зап. Фрисландии, 1613). 2. «Defensio fidei catholicae de satisfactione Christi adversus Faustum Socinum Senensem» (Защита кафолической веры по поводу теории удовлетворения Христа, против Фауста Социна Сиенского, 1617). 3. Написанное первоначально на нидерланд. языке стихами под названием «Bewijs van den waren Godsdienst», а в 1627 г. вышедшее в лат. переводе прозой соч. «De veritate religionis Christianae» (Об истинности христианской религии) представляет собой популярную апологию христианства, адресованную голл. морякам, имевшим общение с людьми др. религий. Оно было переведено на мн. языки, в т. ч. на араб., персид., кит., для использования в миссионерской работе, на рус. язык переведено в 1768 г. преподавателем Московского ун-та свящ. Петром Алексеевым . 4. «Annotationes in Vetus et Novum Testamentum» (Примечания к Ветхому и Новому Заветам, изд. 1642-1650). 5. «Via ad pacem ecclesiasticam» (Путь к церковному миру, 1642) и др. Собрание библейско-богословских сочинений Г. было издано в Лондоне в 1679 г. его сыном.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Не позднее 2-й пол. XVI в. сочинение А. С., очевидно из-за обилия апокрифических сюжетов, внесено в Оксфордскую редакцию Списка ложных книг (см. Индекс запрещенных книг ). Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 8. С. 75-76; Адрианова В. П. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 3. С. 195-224; Ангелов Б. Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1967. Кн. 2. С. 237-241; Гюрова С. , Данова И. Книга за българските хаджии. София, 1985, 19972. С. 339-341 [пер. на болг.], 427-434 [коммент.]. Лит.: Шляпкин И. А. Хождение Арсения Селунского//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 254-260; Обнорский С. П. К литературной истории «Хождения» Арсения Селунского//Там же. Кн. 3. С. 192-205; Марков А. О родине паломника Арсения Селунского//РФВ. 1914. 2. С. 556-561; Соболевский А. И. Два слова о «Хождении» Арсения Селунского//ИОРЯС. 1915/16. Т. 20. Кн. 1. С. 288-290; Иванов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925, 19702. С. 224-225; Дуйчев И. Географски описания в средневековната българска книжнина//Сборник в чест на акад. Н. В. Михов. София, 1959. С. 168-169; Ангелов Б. Ст. «Хождения» в южнославянских литературах до XVII в.//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 184-185; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur: Theorie und Geschichte eines literarischen Genres. Münch., 1976. S. 427-434; Гюрова С. Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII в.//Palaeobulgarica. 1991. 1. С. 96-108; Кобяк Н. А. Чудовская и Оксфордская редакция Индекса ложных книг, приписываемая митрополитам Киприану и Зосиме//Там же. 1997. 4. С. 101-102. М. Е. Башлыкова, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена») ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462)

http://pravenc.ru/text/76318.html

Критический анализ текстов житий и скептическое отношение к признанным средневек. легендам вызывали ожесточенную полемику, напр. Папеброха, с представителями ордена кармелитов в связи с тем, что как недостоверная была отвергнута легенда об основании ордена прор. Илией; инквизиции Рима и Испании обвинили Папеброха в ереси, а в 1695 г. 14 опубликованных к тому времени томов «Acta sanctorum» были внесены в Индекс запрещенных книг. Папеброх подверг также сомнению подлинность хартий меровингской эпохи, результатом чего стала его полемика с ученым и палеографом, членом конгрегации мавристов Ж. Мабильоном , к-рый опубликовал трактат «О дипломатике» (De re diplomatica. 1681), заложивший основы дипломатики как науки. До 1773 г., когда орден иезуитов был расформирован, Б. издали 50 томов «Acta sanctorum». После 1788 г., когда на деятельность Б. был наложен запрет австр. правительством и мон-рь в Антверпене был превращен в военную школу, им пришлось перебраться в мон-рь Кауденберг в Брюсселе, а затем в аббатство Тонгерло. Во время Французской революции б-ки Б. были разграблены, они прекратили свою деятельность и возобновили ее только в 1837 г. в Брюсселе, первая новая публикация вышла в 1845 г. К 1000-летнему юбилею (1863) начала христианизации славян святыми равноап. Кириллом (Константином) и Мефодием Б. издали отдельный том «Annus Ecclesiasticus Graeco-Slavicus», составленный рус. иезуитом, историком и агиографом И. Мартыновым . В этот том, переизданный в 1870 г. в качестве 11-го тома «Acta sanctorum Octobris», вошли имена святых, к-рые почитаются в слав. Вост. католич. Церквах, а также имена мн. правосл. святых. С 1882 г. Б. начали издавать ежеквартальное обозрение «Analecta Bollandiana» , посвященное исследованиям в области агиографии и публикациям неизвестных ранее документов. Др. издание - «Subsidia hagiographica» (с 1886) включает списки всех агиографических источников: «Bibliotheca hagiographica latina» (BHL, с 1911), «Bibliotheca hagiographica graeca» (BHG), «Bibliotheca hariographica orientalis» (BHO). Кроме того, Б. был издан ряд работ по хронологии Римских пап, К-польских Патриархов, о списках епископов Александрии, Иерусалима, Милана. В 1940 г. под рук. И. Делайе († 1941) предпринято критическое издание Римского мартиролога (Martyrologium Romanum). К 1940 г. «Acta sanctorum» состояли из 68 томов in folio (от 1 янв. до 10 нояб.), включая «Комментарий к Мартирологу св. Иеронима» (1931) и «Введение к житиям святых декабря» (Propylaeum ad acta sanctorum Decembris/Ed. H. Delehaye. Brux.; 1940). В 1966-1971 гг. было предпринято репринтное издание первых 60 томов.

http://pravenc.ru/text/болландисты.html

« Как найти православного психолога» Денис Собур: проблемы, с которыми идут к психологу, примерно одни и те же и у верующих, и у неверующих. Какое отношение гомеопатия имеет к работе психолога, пусть и православного? Психологи выписывают лекарства? Кто вообще такие православные психологи? Книги «Без дна» (или «Там внизу», «Геенна огненная») — первый роман из «католической трилогии» Гюисманса, посвященной его обращению к вере. «Без дна» фиксирует момент до обращения и посвящен сатанизму — средневековому (герой романа пишет книгу о Жиле де Ре) и современному. Настоящий шедевр. Ни во что не верящий, отчаявшийся писатель проходит сквозь безбожие и сатанизм современности к истине и свету христианства. Такой «французский Достоевский». «Здесь, внизу, все разложилось, все умерло, но там, наверху! Я верю, там готовится излияние Св. Духа, сошествие Божественного Параклета» — заканчивает свой роман Гюисманс. Портал «Предание.ру» создал аудиоверсию этого романа: если хотите увидеть аудиоверсию других романов Гюисманса и вообще другие аудиокниги, загляните сюда . «Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка» (сост. — Иванова Е. В.) — собрание весьма интересных ранних работ великого христианского мыслителя Павла Флоренского времен его близости к символистам: публикации в журналах «Новый путь» и «Весы», стихи и поэма, записная тетрадь, письма. «Розмини и его теория знания» и «Философия Джоберти» — две монографии Владимира Эрна, классика Русского религиозного ренессанса. Розмини и Джоберти — два главных итальянских мыслителя XIX века, оба религиозные философы, священники, сыгравшие большую роль не только в итальянском мышлении, но и в деле освобождения и объединении Италии (интересно, что тексты Розмини одно время входили в ватиканский «индекс запрещенных книг», а ныне он канонизирован Ватиканом как «досточтимый»). Кроме указанных двух монографий мы здесь разместили следующие статьи Эрна: «Жизнь и личность Джоберти», «Жизнь и личность Розмини», «Критика новой философии у Джоберти», «Место Розмини в истории философии», «Основная мысль второй философии Джоберти», «Смысл онтологизма Джоберти в связи с проблемами современной философии», «Философия Джоберти» (большой текст, не совпадающий с одноименной монографией). Лекции

http://blog.predanie.ru/article/audiokni...

Внесение данной книги в индекс приводит иногда к тому, что запрещенную книгу предают огню, а авторы книг терпят разного рода неприятности. В одной французской духовной семинарии, около полустолетия был в употреблении учебник по догматике и нравственному богословию Луиса Бельи под заглавием «Theologia dogmatica et moralis as usum seminariorum». Однажды папа Пий IX из разговора с одним профессором вышеупомянутой семинарии узнал, что в этом учебнике проводятся взгляды на таинство брака, непозволительные с ультрамонтанской точки зрения. Вследствие этого Пий IX издал бревэ в 1851 г., которым книга была подвергнута запрещению, как заключающая лжеучение. Напрасно начальство французских семинарий просило у папы позволение хоть еще некоторое время пользоваться вышеуказанной книгой как учебником, ввиду трудности заменить ее чем-нибудь другим. Папа был неумолим. Издательница книги объявила в газетах, что она подчиняется папскому приговору и изымает из продажи сочинение Бельи. Воспитанники той семинарии, где книга была в большем ходу, со своей стороны, торжественно сожгли свой учебник, подвергшийся запрещению, избрав для этого второй день праздника Рождества Христова в 1852 г. Газета «Le Monde», описывая это событие, заявила, что в этом случае семинаристами была повторена сцена, рассказанная св. Лукой ( Деян. 19:19 ), душой которой был апостол Павел. Так после пятидесятилетней службы учебник Бельи нашел себе смерть в пламени костра. Самих авторов запрещаемых книг сжигать или иным чувствительным способом наказывать, разумеется, перестали, но все-таки внесение известной книги в индекс нередко сопровождается неприятными последствиями для авторов. Если книга, принадлежавшая известному духовному лицу, попадала в индекс, то об этом долго помнили; а если это самое лицо, хотя бы оно и загладило свой проступок многими прекрасными сочинениями, являлось кандидатом для замещения епископской кафедры, то ему отказывали в этом под тем предлогом, что имя его замарано. А католические профессора вследствие запрещения некоторых их сочинений лишались своих кафедр. Так было в нынешнем столетии с профессором философии Фрошаммером и Губером, автором известной книги «Философия отцев Церкви», попавшей в индекс.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010