В то же время уже в Изборнике 1073 г. есть три статьи (“От ангельских уставов”, “Слово Иоанна о верочитных книгах” и “Богословца от словес”), которые представляют собой индекс рекомендованных и запрещенных для чтения религиозных книг, в том числе библейских. Среди них мы находим почти все книги, не обнаруженные архиепископом Геннадием в славянском переводе. Здесь же приводился перечень “отречен-ных” книг, имевших тогда хождение на Руси. Насколько исчерпывающи индексы Изборника 1073 г., мы можем только гадать. Но, несомненно, они позволяют хотя бы приблизительно определить круг чтения древнерусского летописца, а следовательно, и тексты, которые так или иначе могли отразиться в летописи. Часть из них — весьма небольшую — он называет сам. Те памятники, которые летописец процитировал в своем труде дословно, удалось более или менее полно установить исследователям. Однако логика их использования так и осталась не понятой нынешними учеными. Быть может, это объясняется тем, что от внимания нынешних читателей ускользают косвенные цитаты, к которым летописец прибегал куда чаще, чем к прямым. А ведь сплошь и рядом за “протокольно точным” освещением тех или иных событий в летописях стоит “пересказ”, вернее широкое использование лексики, фразеологии и образов, почерпнутых из богодухновенных, богослужебных и богословских книг. В этом легко убедиться. Вот, например, как описывает летописец под 6497 и 6504 годами от Сотворения мира (соответственно, 989 и 996 гг. от Рождества Христова,) строительство храмов Владимиром Святым: “Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами Володимер видев церковь свершену, вшед в ню и помолися Богу, глаголя: «Господи, Боже! Призри на церковь Твою си, юже создах недостойный раб Твой, — во имя рожьшая Тя Матере, Приснодевыя Богородица. Аже кто помолиться в церкви сей, то услыши молитву его молитвы ради Пречистыя Богородица» Избыв же Володимер сего, постави церковь и створи праздник велик Праздновав 8 дний, и възвращашеться Кыеву и ту пакы сотворяше праздник велик, сзывая бещисленное множество народа. Видя же люди хрестьяны суща, радовашеся душею и телом” 6 .

http://pravmir.ru/dobru-i-zlu-vnimaya-ra...

1700 г. в Индекс запрещенных книг был включен только том вводных материалов за май (оставался там до 1900; см.: Palombo. 2009). При папе Римском Клименте XI (1700-1721), благожелательно настроенном к болландистам, начался пересмотр дела, однако политическая обстановка вынудила Римскую курию не обострять отношения с испан. инквизицией. Официально решение инквизиции было отменено по ходатайству испан. историка иезуита Хосе Кассани (1673-1750) уже после смерти П., в дек. 1715 г. ( Santiago Medina. 2011. P. 93-94). П. сыграл важную роль в распространении в Зап. Европе знаний о восточнохристианских, в т. ч. русских, святых. Находясь в 1671-1672 гг. в Амстердаме, он познакомился с юристом и библиофилом Лоренсом ван дер Хемом, в его книжном собрании П. обнаружил происходивший из рус. земель календарь (Минею) с изображениями святых и праздников на каждый день года. Позднее благодаря содействию ван дер Хема он смог получить из Московского гос-ва еще 2 экз. (раскрашенный и черно-белый) аналогичной лицевой Минеи (представляли собой гравюры в технике ксилографии). В предисловии к 1-му тому «Acta Sanctorum» за май (1680) П. опубликовал эту лицевую Минею, а также текст визант. стишного Синаксаря (Ephemerides Graecorum et Moscorum//ActaSS. Mai. T. 1. P. I-LXXII). Для «Acta Sanctorum» на основе нераскрашенного издания были выполнены гравюры по меди, изменены формат каждого месячного листа и их порядок в соответствии с западноевроп. календарем (с янв. по дек., тогда как в оригинальном издании год начинался с сент.). П. привел описания и гравюры неск. известных ему греч. и рус. икон-складней. Сопоставление рус. источника с греческими позволило П. составить предположительный список «местных» святых, добавленных в рус. Минею (Ibid. P. LXIV). Нек-рых из них он смог верно идентифицировать на основе сочинений Антонио Поссевино , Сигизмунда Герберштейна , а также материалов, полученных от протоархимандрита ордена василиан Пахомия Огилевича (1675-1679) и литов. иезуита Альберта Кояловича (1609-1677): митрополитов Петра и Алексия, свт. Стефана Пермского, прп. Сергия Радонежского и др. В предисловии он привел краткий очерк истории РПЦ, а также выступил с критикой подхода Поссевино, к-рый всех рус. святых считал схизматиками. П. допускал возможность почитания по крайней мере нек-рых из них и ставил более общий вопрос - о принципиальной возможности существования святых в «раскольничьих» Церквах. Сочинение П. послужило основой для календаря святых РПЦ, изданного Иосифом Симоном Ассемани ( Assemani J. S. Kalendaria Ecclesiae Slavicae, sive Graeco-Moschae. R., 1750).

http://pravenc.ru/text/2578917.html

бесконечные миры. А. Койре справедливо заметил, что «вне всякого сомнения, Джордано Бруно не очень крупный философ и слабый ученый ». Никаких астрономических и научных открытий с именем Бруно не связано. Бруно — идеолог. И успех его гелиоцентрической мифологемы означает, что гелиоцентрическое мировоззрение соответствовало некоторой идеологической установке этого времени, отвечало не на физические, а на метафизические вопросы. К тому же учение Коперника было на руку быстро растущей идеологии скептицизма и неверия в человеческие силы. Нескрываемый интерес диссидентской интеллигенции к коперниканству и философские спекуляции на нем побудили Ватикан спустя полвека после публикации книги Коперника (как раз когда Галилей занимался поиском научных доказательств модели) внести ее в индекс запрещенных книг. Деятельность Галилея. Италия эпохи Возрождения представляла собой ряд независимых государств, значительно отличающихся по форме управления друг от друга (от демократической республики до наследного владения герцогов); существовало много мнений по экономическим и социальным вопросам; но было две сферы, где не могло быть никакого плюрализма мнений: религиозная жизнь и философия, Римская католическая Церковь и Аристотель. Во времена Галилея Церкви и науке пришлось перейти в оборону: набирала силу Реформация, сказывались начатки свободомыслия, рожденного Ренессансом. Все это не могло не повлиять на жизнь и труд Галилея, которого называют отцом современной науки. Вряд ли какие другие события из истории науки обсуждались шире, чем осуждение Церковью теории Коперника в 1616 году и суд над Галилеем в 1633 году. Эти два факта всплывают, когда начинают говорить о противоречии между наукой и религией. Творческую жизнь Галилея можно разбить на три периода: 1564-1610 (студенчество и работа в университетах); 1610-1632 (от возвращения во Флоренцию до издания «Диалога»); 1633-1642 (судебный процесс и домашний арест). Первые шаги в науку. Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе

http://pravmir.ru/delo-galileya/

Джоберти писал, что папство не должно оказаться в стороне от реформистской деятельности по буржуазному преобразованию Италии, потому что папа и церковь являются органической частью итальянской нации. Итальянские государства должны вступить в конфедерацию, возглавляемую папой. Развитие созданного под руководством папы единого итальянского государства обеспечивалось бы в результате постоянной реформистской деятельности. Следовательно, и папство должно обуржуазиться. Книга Джоберти стала настольной книгой неогвельфской партии. Но в то время как патриотически настроенные итальянские католики восторгались Джоберти, Григорий XVI и курия решительно отказались от предлагаемой им роли. Папа включил книгу Джоберти в индекс запрещенных книг. Таким образом, Джоберти считал возможным осуществить национальное единство Италии под эгидой реформированного Церковного государства и папства. Однако эта концепция потерпела неудачу не только потому, что курия отклоняла любые реформы, в том числе и путь обуржуазивания, но и потому, что Джоберти не дал ответа на вопрос, как можно совместить верховенство папства над народами и итальянские националистские цели, как определить позицию папства в ожидаемом конфликте между единой Италией и Австрией. Реальный ответ на эти проблемы дал премьер-министр Пьемонта Кавур, ликвидировав светскую власть папы. Но в то время как в далекой Бельгии Джоберти убаюкивал себя мечтами, в Папском государстве Григорий XVI и его государственный секретарь, кардинал Ламбруччини, удерживали власть путем усиления террора; Ламбруччини был весьма энергичным, но косным политиком, который одинаково преследовал все виды либерализма. Его лозунгом были слова: «Не торопиться!» Действительно Папское государство развивалось не слишком поспешно. Противоестественная фанатичная набожность охватила Рим. Полицейским даже вменялось в обязанность контролировать, соблюдают ли граждане по пятницам пост, и тот, кто нарушал его, попадал в тюрьму. В ставшем символом отсталости Папском государстве не была построена железная дорога, проселочные дороги остались без новых мостов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441680/

Казак 1 июня 2014, 10:22 Оч.понравился комментарий о.Георгия Малкова. Хорошо сказано. В тон со статьей. Все верно. Казак 1 июня 2014, 10:08 Замечательная статья. С болью и любовью. Василий 27 ноября 2013, 23:49 Ну и что теперь, по аналогии с католичеством создадим " Индекс запрещенных книг, картин и музыкальных произведений " ? Правильно сказала Светлана: " Если чье-то творчество в целом не созвучно с Православием, это не значит, что его не должно быть " . Это относится не только к БГ, но и к Кандинскому, и к Пикассо, и к Брюсову, и ко многим другим. Н.Н. 13 декабря 2012, 11:52 Алексей: " Ну что сказать... Автору статьи хочется напомнить слова то ли старца, то ли провидца православного: " Господь показал мне ад, и я, к изумлению своему, увидел там многих ревнителей Православия " . Да, Алексей, только лишь исповедование православия (без дел и покаяния) не спасает от ада. Наверное, православные могут слушать перечисленных Вами авторов (живых) на концертах в залах - но зачем их произведения в храм-то тащить?! Очень многие люди, ходящие в храм, давно уже " выросли " из такой духовности, понимаете? И получается, они вверх тянутся, а их хватают за ноги и - вниз! И кто тянет-то? Священники! Вот и получаем - " каков поп - таков и приход! " Так и будем, в лучшем случае, на одном месте в коротких штанишках топтаться! Н.Ж. 12 декабря 2012, 17:10 Дорогой Андрей, большое спасибо за Ваши статьи. Иногда непросто иметь мнение, отличающееся от общепризнанного. Поздравляю Вас с праздником Св. Андрея Первозванного и желаю мира душевного и Божией поддержки во всех благих начинаниях. Недавно заказала Вашу книгу и жду с нетерпением. P.S. Геннадий: " Желаю Андрею Яхнину, все статьи которого на данном сайте, которые я прочитал, являются воинствующими памфлетами, хоть немного той любви, добра и смирения, которые можно услышать во многих песнях Гребенщикова " . Н.Ж. Геннадий, а почему Вы считаете, что у автора нет любви? Алексей 8 декабря 2012, 04:49 Ну что сказать... Автору статьи хочется напомнить слова то ли старца, то ли провидца православного: " Господь показал мне ад, и я, к изумлению своему, увидел там многих ревнителей Православия " . Голову не теряйте.

http://pravoslavie.ru/57731.html

После смерти Пия XII О. вошел в состав комиссии по подготовке конклава , состоявшегося 25-28 окт. 1958 г. Участвовавшим в конклаве кардиналам-консерваторам, к числу к-рых принадлежал О., удалось заблокировать избрание на Папский престол наиболее активных сторонников церковных преобразований, но традиционалисты не смогли добиться избрания своего кандидата - кард. Джузеппе Сири, архиепископа Генуи (1946-1986). Компромиссной фигурой стал кард. Анджело Джузеппе Ронкалли, занявший Папский престол с именем Иоанн XXIII (1958-1963) и сразу начавший принципиально иную церковную политику. Тем не менее при новом папе О. сохранил все свои должности, а 7 нояб. 1959 г. был назначен секретарем верховной Конгрегации Sanctum Officium, и ему удавалось проводить решения в духе католич. традиционализма. Так, на аудиенции 2 апр. 1959 г. у Иоанна XXIII он получил утверждение документа, обнародованного 4 апр., где разъяснялось, что нормы о церковном отлучении коммунистов действуют по-прежнему (AAS. 1959. Vol. 51. P. 271-272). За месяц до этого была выпущена нотификация о запрете распространения изображений и сочинений, способствовавших почитанию Божественного Милосердия в том виде, к-рый был предложен польской католической мон. Фаустиной Ковальской (Ibid. P. 271). 15 июля 1961 г. Конгрегация Sanctum Officium обнародовала напоминание о необходимости всем католическим учебным заведениям строго следовать букве традиционного католического учения; клирикам и монашествующим категорически запрещалось прибегать к психоанализу (AAS. 1961. Vol. 53. P. 571). Вплоть до июня 1961 г. Конгрегация Sanctum Officium продолжала вносить печатные издания в Индекс запрещенных книг. Хотя впоследствии список не обновлялся, О. способствовал тому, что 30 июня 1962 г. Конгрегация выпустила увещевание (monitum), призывавшее всех ординариев, всех настоятелей институтов посвященной жизни и руководителей семинарий и ун-тов оградить вверенные их попечению души от влияния идей иезуита Пьера Тейяра де Шардена (AAS. 1962. Vol. 54. P. 526). Это увещевание стало единственным документом, принятым в 1962 г. Конгрегацией Sanctum Officium, деятельность к-рой все больше блокировалась папой Римским Иоанном XXIII.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

7 Апреля 1738 года римский папа Климент XII особой энцикликой обвинил свободных каменщиков в лицемерии, притворстве, ереси и извращениях. Уже тогда в особую вину им ставились таинственность и скрытность. Виновным в принадлежности к масонам грозило отлучение от католической церкви. В 1751 году энциклику против масонов издал папа Венедикт XIV. Он же в 1758 году расширил «Индекс запрещенных книг» за счет произведения авторов-масонов. Римский папа Климент XIII, в своем бреве-послании от 3 Сентября 1759 года осудил «Энциклопедию» французских «просветителей». Индекс запрещенных книг был отменен лишь папой Павлом VI в 1967 году. Масоны XVIII столетия, пользуясь тайным характером своих объединений, тщательно скрывали не только от профанов, но и от своих «братьев» низших степеней антихристианский, богоборческий характер своих обрядов, мистерий политических целей. Младших «братьев» они заманивали в свои ложи пропагандой квази-христианской этики. Пресвитерианский пастор и доктор теологии Джеймс Андерсон (1680–1739) – автор двух первых редакций Конституций Великой Ложи Англии 1723 и 1738 годов в масонском уставе прописал: « Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех, это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединенный центр, поможет связать узами искренней дружбы людей доселе бывших друг другу чужими…» Или: « Масон является мирным подданным гражданской власти, где бы ни приходилось ему жить и работать. Он не примет участия ни в каких замыслах против мира и блага народа» с. 18-20].

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

Исторически Конгрегации предшествовала комиссия, созданная в февр. 1562 г., во время работы Тридентского Собора, и состоявшая из 18 членов Собора. Целью комиссии была ревизия И. з. к. 1559 г. и создание на основе решений Собора нового И. з. к. Однако в связи с постоянным количественным ростом печатных изданий возникла необходимость в создании постоянно действующего органа в составе Римской курии. В 1571 г. папа Пий V учредил Конгрегацию индекса. Первое заседание новой Конгрегации состоялось 15 марта 1571 г. Папа Сикст V , в ходе реформы Римской курии создавший новую систему постоянно действующих Конгрегаций (булла «Immensa aeterni Dei» от 22 янв. 1588), определил круг обязанностей Конгрегации индекса: изучение книг и в случае обнаружения в их содержании положений, противоречащих католич. вероучению или морали, их запрещение или предписание авторам внести соответствующую правку. Конгрегация получила право привлекать экспертов в области богословия и канонического права, а также сотрудничать с наиболее значимыми европ. университетами. В случае необходимости Конгрегация имела право выдавать отдельным лицам разрешение на чтение запрещенных книг. Кроме публикуемого И. з. к. Конгрегацией составлялся не предназначавшийся для обнародования список сочинений, не подпадавших под запрещение, но содержащих разделы, требующие исправления или изъятия. Папа Бенедикт XIV конституцией «Sollicita ac provida» от 9 июля 1753 г. установил регламент процедуры изучения и запрещения книг, усложнив ее с целью избегать принятия поспешных решений. Папа Лев XIII конституцией «Officiorum ac munerum» от 25 янв. 1897 г. внес ряд изменений в порядок работы Конгрегации индекса. Во главе ее стоял кардинал-префект; ее члены назначались папой из числа кардиналов. В качестве «постоянного ассистента» в Конгрегации состоял магистр апостольского дворца (с 1968 должность называется «богослов Папского дома»). Должность секретаря Конгрегации индекса закреплялась за представителем католич. ордена доминиканцев . Советники Конгрегации назначались папой из числа епископов, прелатов и представителей монашеских орденов и конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/389555.html

С 1518 г. папа Лев Х начинает издавать ряд булл против глав и приверженцев Реформации – в особенности против Лютера. С этого времени индекс вступает в свои права. Заслуживает внимания то, что говорит папа в булле от 3 января 1521г. Здесь утверждается, что некоторые приверженцы Лютера обратились (в католичество) и что в иных местах Германии сочинения его публично сожжены. По следам папы пошли на первых порах многие из университетов. Теологические факультеты в Кёльне и Лувене в конце 1519 г. решили наложить запрещение и сжечь какую-то большую книгу Лютера, автора же ее призвали отказаться от своих воззрений. Лувенцы замечали при этом, что уже в предыдущем году запретили покупку книги в университете. Подобного же рода запрещение сочинений Лютера обнародовано было Сорбонной в апреле 1521 г. В заседании Венского теологического факультета в апреле 1520 г. декан приглашал факультет явить себя в качестве pravitatis haereticae inquisitrix, выступить против сочинений, напечатанных в Вене и враждебных христианской вере. Факультет решил прежде всего обратиться с надлежащим представлением к епископам, и если эти последние не захотят ничего предпринять, то факультет, в силу вверенной ему от апостольского престола обязанности, определил запретить печатание и продажу такого рода сочинений под опасением канонических наказаний за преслушания. В октябре того же года Экк переслал в Венский университет буллу против Лютера с требованием, чтобы она была объявлена между лицами, принадлежавшими к университету, и чтобы сочинения Лютера были отобраны b сожжены. В Ингольштадте, по настоянию Экка, сочинения Лютера были сожжены ректором в октябре 1520 г. Лютер, в свою очередь, в декабре 1520 г. сжег папскую буллу, jus canonicum и сочинения Экка. Алеандер также много содействовал сожжению сочинений Лютера. «Я с такой ловкостью вел дело с самого начала (в Бельгии), – хвалит себя Алеандер, – что император и его советники прежде увидели сожжение книг, а потом уже пришли к сознанию, что они мне дали право на это.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Несколько прелатов состояли в должности официальных докладчиков; среди персонала были также архивист и протоколист. Служебные помещения Конгрегации индекса располагались в Риме, во дворце апостольской канцелярии на углу пл. Канчеллерия (Piazza della Cancelleria) и ул. Пеллегрино (Via del Pellegrino). После реформы Римской курии, проведенной папой Пием Х (конституция «Sapienti consilio» от 29 июня 1908) и изменившей структуру куриальных учреждений, порядок деятельности Конгрегации индекса был откорректирован. Конгрегация должна была в дальнейшем не только изучать представленные ей книги, накладывать в случае необходимости запрет на эти издания и по мере надобности выдавать разрешения на чтение запрещенной лит-ры; теперь в ее обязанности входило изыскание всевозможных изданий, относительно которых могли возникнуть подозрения в неблагонадежности. Конгрегации надлежало тесно сотрудничать с правящими епископами, напоминая им об обязанности принимать меры против опасных публикаций и сообщать о таковых Папскому престолу. Конституция значительно расширила полномочия Конгрегации индекса: если раньше ею рассматривались только официально представленные для этого книги, а изучение к.-л. сочинения начиналось по требованию церковного должностного лица, прелата или епископа, то теперь под рассмотрение могли попадать все известные Конгрегации книги, что значительно увеличивало их количество. Если информация об опасной публикации сообщалась частным лицом и не была подкреплена обращением местного епископа, то в случае признания публикации противоречащей католическому вероучению и морали Конгрегация индекса направляла официальное письмо епископу, в чьем епископстве эта книга была опубликована, с целью напомнить о епископских обязанностях в деле церковной цензуры (см. ст. Imprimatur ). Этой же конституцией папа Пий Х обязал состоявших в Конгрегации индекса кардиналов, советников и служащих при вынесении решения о запрещении книг консультироваться с кардиналами, с советниками и со служащими верховной Конгрегации Sanctum Officium, где префектом был сам папа. Согласно папской конституции, все кардиналы, советники и служащие Конгрегации мндекса, как непосредственно причастные к деятельности верховной Конгрегации Sanctum Officium, должны были приносить присягу о сохранении тайны. Папа Бенедикт XV motu proprio «Alloquentes proxime in Consistorio» от 25 марта 1917 г. упразднил Конгрегацию мндекса, передав ее функции Конгрегации Sanctum Officium, при которой была создана особая секция цензуры книг (Sezione della censura dei libri). В ходе реформы Конгрегации Sanctum Officium, проведенной Павлом VI (motu proprio «Integrae servandae» от 7 дек. 1965), секция цензуры книг была упразднена.

http://pravenc.ru/text/389555.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010