И. з. к., обязательный для всех католиков, реально действовал гл. обр. в Италии, Испании и Португалии. Вопрос о внесении тех или иных сочинений в И. з. к. нередко становился причиной конфликтов между странами и даже внутри Римской курии, иногда эти решения отменялись. На Ватиканском I Соборе (1869-1870) звучали требования пересмотреть общие принципы составления И. з. к., однако никаких решений по этому вопросу принято не было. Папа Лев XIII конституцией «Officiorum ac munerum» от 25 янв. 1897 г. внес ряд изменений в церковное законодательство о цензуре и запрещении книг. Запрету подлежали еретические книги, издания текстов Свящ. Писания, осуществленные некатоликами, переводы текстов Свящ. Писания на совр. языки, сделанные без соответствующего разрешения, непристойные публикации, книги, повествующие о колдовстве, излагающие новые пророчества и откровения и др. Книги, относящиеся к области священных дисциплин, подлежали обязательной предварительной цензуре. Никто из клириков не мог без согласия епископа основать периодическое издание. Определялась ответственность издателей и непосредственных изготовителей печатной продукции. К нарушителям закона о цензуре в качестве наказания применялось отлучение - оно касалось тех, кто умышленно (т. е. зная о запрете на данное издание) читали запрещенные папским распоряжением сочинения, также ему подвергали тех, кто издавали тексты Свящ. Писания без соответствующего разрешения. Прочие нарушители должны были получить официальное предупреждение от епископа, за которым закреплялось право наложить на них и каноническое наказание, соответствующее проступку. Новый И. з. к., составленный с учетом этих изменений, был опубликован 17 сент. 1900 г. Ок. 800 произведений, осужденных до 1600 г., были исключены из И. з. к. (в этом издании И. з. к. оставалось 4 тыс. позиций, 88 из них - авторы, запрещенные с пометкой «opera omnia»). Разрешалось также чтение книг, практическая польза которых компенсировала встречающиеся в них ошибки. Принципы церковной цензуры и формирования И.

http://pravenc.ru/text/389555.html

Требование индекса заключается в том, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один католик не имел права ни читать, ни держать у себя, ни перепечатывать, под опасением отлучения; а если у какого католика уже находится запрещенная книга, то он обязуется доставить ее или местному епископу, или инквизиции, – последняя должна такие книги сжигать. Папа Бенедикт XIV в середине XVIII в. особой буллой определил порядок, как должна вестись процедура рассмотрения книги, подлежащей запрещению. Этот, впрочем, не новый порядок в общем сохраняется до настоящего времени. Вот этот порядок: если известная книга обратила на себя внимание вредным содержанием (с папистической точки зрения), то она вручается особому цензору в Риме, называемому квалификатором или консультантом; этот изготовляет письменный отзыв о книге с указанием мест в ней, заключающих заблуждения. Книга с отзывом посылается прочим консультантам, заведующим делом рассмотрения опасных книг, и затем все эти консультанты собираются на заседание в понедельник и составляют определенное решение. Это решение вместе с книгой посылается кардиналам, которые, в свою очередь, в среду в заседании постановляют определение о книге. Это есть заседание индекс-конгрегации. Наконец, все акты представляются папе, и от него дело получает окончательное решение. Если книга принадлежит католическому писателю, то недостаточно того, чтобы о ней сделал отзыв один консультант: если первый консультант выскажется за осуждение книги и прочие консультанты согласятся с ним, то книга с отзывом, без упоминания имени составителя отзыва, передается еще другому цензору, по определению конгрегации. Если второй консультант выразит согласие с отзывом первого, в таком случае оба мнения посылаются кардиналам. А если второй консультант выскажет мнение, что книгу запрещать не должно, то назначается третий цензор книги, которому сообщаются оба отзыва, не упоминая имен их составителей. Если этот новый цензор соглашается с мнением первого консультанта, то дело переходит на рассмотрение кардиналов, а как скоро он соглашается со вторым консультантом, тогда дело рассмотрения поручается еще четвертому консультанту, и книга с этими отзывами переходит в руки кардиналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Заняв в июне 1929 г. должности субститута Гос. секретариата и секретаря шифра, О. стал помощником нового гос. секретаря - кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958) - и в качестве действительного тайного камергера вошел в состав Тайной палаты (Camera Secreta). В том же году был назначен советником верховной Конгрегации Sanctum Officium. Также он вошел в состав папской комиссии «Pro Russia» . 29 нояб. 1929 г. назначен советником Консисториальной конгрегации. 21 дек. 1931 г. папа Пий XI возвел его в достоинство апостольского протонатария. 21 марта 1934 г. в дополнение к прежним обязанностям О. стал советником Конгрегации Восточной Церкви. Входил в состав папской капеллы. 19 дек. 1935 г. О. получил должность асессора верховной Конгрегации Sanctum Officium. Будучи освобожден от всех постов в Гос. секретариате, он сохранил за собой должности советников в Консисториальной конгрегации и в Конгрегации Восточной Церкви, а также членство в комиссии «Pro Russia». Как асессор Конгрегации Sanctum Officium О. вошел в группу прелатов (prelati officiali) Конгрегации обрядов. Ввиду большого опыта дипломатической работы его назначили также советником Конгрегации чрезвычайных церковных дел (10 янв. 1936). Префектом верховной Конгрегации Sanctum Officium являлся папа Римский. О. как асессор еженедельно лично докладывал папе обо всех текущих делах, получал утверждение разработанных решений. Одним из основных направлений работы верховной Конгрегации было выявление, изучение и осуждение наиболее опасных для католич. Церкви печатных изданий. За первый год работы О. в Индекс запрещенных книг были внесены 10 книг, в т. ч. сочинение пресв. Э. Буонаюти, представителя модернизма . По поручению Пия XI О. подготовил черновой вариант текста энциклики «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937), в к-рой был осужден коммунизм как учение, разрушающее общественный порядок и христ. цивилизацию ( Chenaux Ph. L " Église catholique et le communisme en Europe (1917-1989). P., 2009. P. 104). 20 мая 1937 г. О. представил Пию XI проект декрета о запрещении новых форм частных богослужебных практик в католич. Церкви (декрет обнародован 26 мая 1937 - AAS. 1937. Vol. 29. P. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

– Почему некоторые правозащитники воспринимают действия государства в борьбе с экстремизмом как противостояние тем или иным религиям? – Список экстремистской литературы, который ведет Минюст, перевалил за полуторатысячную отметку. В нем масштабно представлены материалы религиозных организаций, подчеркну, законно действующих: христианские, мусульманские, языческие. Это, конечно, вызывает острое неприятие со стороны верующих. Кстати, такую же реакцию вызывает и термин " религиозный экстремизм " . В отсутствие общепринятого его правового определения все зачастую сводится к установлению факта наличия в религиозной литературе утверждений об истинности и превосходстве той или иной конкретной религии относительно всего религиозного многообразия. При этом эксперты упускают из виду, что религиозное противопоставление – это противопоставление вероучительное, религиозно-нравственное, а не политическое, социальное, национальное. И его преодоление связывается не с насильственным изменением реальных земных условий, в которых живут верующие граждане, а переносится в мир личностных религиозных переживаний и обрядово-культовой практики. – Исключительность в вероучениях не всегда остается в рамках убеждений. – Конечно, бывает такое, когда служители культа нарушают права граждан, в том числе своих единоверцев. Мы обращаем на это внимание, но не как на проблему внутрирелигиозную, а как на обычное нарушение прав гражданина. Это обычное судебное дело. Но если наши государственные органы обнаруживают в какой-то средневековой книге идеи, которые они рассматривают вне исторического контекста, как проявление экстремизма – против этого мы всегда выступаем. Экстремизм, мы считаем – это реальная подготовка, планирование и совершение противоправных действий. Если выходить за рамки такого уточнения, это создаст правовую неопределенность, которая затронет все вероучения. Не так давно в список экстремистской литературы чуть не попала " Бхагават-гита " , а отдельные активисты поговаривают о необходимости включения туда же и Ветхого Завета, и Корана. Разумные силы сообща отстояли " Бхагават-гиту " . Думаю, в отношении Библии и других подобных книг это все же не более чем какие-то возможные личностные предубеждения. Хотя вполне отдаю себе отчет в том, что при нынешнем порядке признания религиозной литературы экстремистской отдельные " горячие головы " могут инициировать и в отношении них процесс разбирательства, дабы попытаться включить их в индекс запрещенных книг.

http://religare.ru/2_99111_1_21.html

В 1888 г. избран членом Академии надписей и изящной словесности. В 1895 г. назначен директором Французской школы в Риме (занимал эту должность до конца жизни). С 1895 по 1897 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению действительности англикан. рукоположений. В 1900 г. папа Лев XIII даровал Д. титул апостольского протонотария. В 1903 г. возглавлял папскую историко-литургическую комиссию по ревизии Мартиролога и Бревиария. 26 мая 1910 г. Д. был избран членом Французской академии. После энциклики папы Пия X «Pascendi Dominici gregis» (8 сент. 1907), направленной против модернистов, труд Д. «История древней Церкви» оказался в центре скандала: несмотря на то что с разрешения Римской курии вышло неск. изданий на франц. языке и переводы на англ. и испан. языки, перевод на итал. язык подвергся критике (основные претензии - использование критического метода, умолчание о сверхъестественном факторе в истории, обеление императоров - гонителей христиан, неверное изображение состояния Римской Церкви и папских полномочий). Против публикации выступили 10 кардиналов, 5 архиепископов и 30 епископов. 11 сент. 1911 г. был издан циркуляр, запрещавший чтение этой книги в итал. духовных семинариях, а 22 янв. 1912 г. она была внесена в «Индекс запрещенных книг». Д. подчинился этому решению. Во время коллоквиума в память Д., проходившего в 1973 г. в Риме, папа Павел VI полностью реабилитировал его. Основные труды Д. посвящены источниковедению и общей церковной истории. Мировую известность ему принесли исследование и критическое издание Liber Pontificalis. Д., изучив 110 рукописей, предложил свою реконструкцию оригинального текста памятника, к-рый, по его мнению, был составлен в VI в. в Галлии. Работа привлекла к себе внимание не только из-за актуальности темы папства, но и потому, что в это же время текст Liber Pontificalis безуспешно пытались издать неск. ученых в Германии. В 1898 г. Т. Моммзен , к-рый выступал за более позднюю датировку памятника (не ранее VII в.), сумел в серии MGH выпустить том, охватывающий период до 715 г., однако ему так и не удалось завершить издание. Спор между нем. учеными и Д. обсуждался и в России (М. И. Орловым и В. В. Болотовым на магист. коллоквиуме в 1899). Труд Д. получил высокую оценку мн. ученых (в т. ч. А. фон Гарнака) и был принят в качестве нормативного. Издание Д. было дополнено и исправлено К. Фогелем в 1957 г.

http://pravenc.ru/text/180839.html

В 1893 году Луази был уволен из Католического университета, где до этого возглавлял кафедру экзегетики, так как распространял неортодоксальные идеи относительно Божественного Откровения. «В 1903 пять сочинений Луази были помещены в Индекс запрещенных книг. В 1907 декрет Священной Канцелярии Lamentabili и энциклика Папы Пия X Pascendi dominici gregis осудили ряд научных положений (курсив мой – П.К.) Луази. Ученый заявил о своем подчинении мнению Апостольского Престола, однако его заявление было признано сугубо формальным и недостаточным. В 1908 Луази был отлучен от Церкви». Луази не смог согласовать свои выводы, полученные при использовании методов историко-филологических наук в изучении Священного Писания, с догматами Церкви. «Он считал Библию и церковную веру результатами длительного исторического развития, а не внезапного внедрения Богом готовых идей в человеческие умы. Луази склонялся к тому, чтобы видеть в этом развитии процесс исключительно посюсторонний, отвергая традиционное учение о богодухновенности Священного Писания. Взгляды Луази на эту проблему становились более радикальными по мере углубления его конфликта с Церковью. В мемуарах Луази оставил свидетельство собственных сомнений в вере» . Луази считал, что проповедь Иисуса Христа и учение Церкви – совсем не одно и то же. Иисус не создавал Церкви и не устанавливал никаких Таинств. Церковные догматы – это не абсолютная истина, а всего лишь выражение духовного опыта, имеющего относительное значение в историческом процессе. Кардинал Мартини и модернизм В некоторых СМИ можно встретить высказывания о нём как о модернисте. Например, один из англоязычных обозревателей называет Мартини модернистом и проблемой для Церкви только из-за снисходительного подхода этого пастыря к проблеме контрацепции . Причем речь идет не об абортативных средствах, а об использовании презервативов . И упомянутый обозреватель считает это отрицанием учительства Церкви. Надо сказать, что данная проблема несопоставима, например, с догматической позицией Луази и его отрицанием установления Церкви Христом.

http://bogoslov.ru/article/4795261

В учении о мире Г. исходил из дуализма Бога и мира. Согласно Г., Божественное самосознание для осознания Своей абсолютности полагает конечный коррелят, тем самым присущая Божественному Я мысль о Не-Я и формальное самоотрицание (formale Selbstnegation) свидетельствуют о совечности Богу идеи мира как Его диалектического противо-образа. Сотворенный мир как «противоположение» (Contraposition), по мнению Г., есть реализация в акте творения Божественного «Не-Я-представления». Г. считал, что в мире обнаруживают себя 2 противоположных принципа: душа (Seele), являющая собой природный принцип (Naturprinzip), и дух (Geist); в единой личности человека они соединены, поэтому человек есть единство тела, души и духа. В 1852 г. началось расследование о соответствии трудов Г. католич. вероучению. В нач. 1857 г. его работы были осуждены и внесены в Индекс запрещенных книг (декрет Конгрегации индекса от 8 янв. 1857). Г. покорился решению, но его ученики продолжили пропаганду доктрины. Папа Пий IX обнародовал послание к архиеп. Кёльнскому кард. Иоганну фон Гейселю «Eximiam tuam» (от 15 июня 1857) с резким осуждением «гюнтерианства»: учения о единстве Божественной сущности в 3 ипостасях, об ипостасном единении 2 природ во Христе, о творении и человеке, а также рационалистического метода и формы изложения учения Г. 30 апр. 1860 г. посланием Пия IX «Dolore haud mediocri» были осуждены труды ученика Г., канонника И. Б. Бальцера , развивавшего учение Г. о душе. Др. ученик, П. Кноодт, в 1883 г. издал книгу Г. «Anti-Savarese», написанную против прелата Саварезе, к-рый критиковал взгляды Г. за «логический антропоморфизм». Нек-рые из последователей Г. перешли в протестантизм, большинство доживших до Ватиканского I Собора примкнули к старокатоликам. Соч.: Gesammelte Schriften. W., 1882. Fr./M., 19682. 9 Bde. Ист.: Denzinger. § 2828-2831. Лит.: Winter E. Die geistige Entwicklung A. Günthers und seiner Schule. Paderborn, 1931; Wenzel P. Das wissenschaftliche Anliegen des Güntherianismus. Essen, 1961; Pritz J. Glauben und Wissen bei A. Günther: Eine Einf. in sein Leben und Werk mit einer Auswahl aus seinen Schriften. W., 1963; Beck K. Offenbarung und Glaube bei A. Günther. W., 1967; Osswald B. A. Günther: Theol. Denken im Kontext einer Philosophie der Subjektivität. Paderborn, 1990.

http://pravenc.ru/text/168460.html

выходит его работа «Смех» (Le Rire) о сущности комического, а в 1907 г.- «Творческая эволюция» (L " Évolution Créatrice), к-рая сразу обрела необычайную популярность. Б. читал лекции в 1911 г. в Оксфорде и Бирмингеме, в 1913 г.- в Нью-Йорке. В 1914 г. основные работы Б. были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг». В том же году он становится членом Французской академии. Осуществлял дипломатические миссии в Испании и США (1917-1918). Сб. «Духовная энергия» (L " Énergie spirituelle, 1919) посвящен психофизиологической проблеме. Работа «Длительность и одновременность» (Durée et simultanéité, 1922) содержит дискуссию с А. Эйнштейном . Б. был избран первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (1922-1925). В 1928 г. получил Нобелевскую премию по лит-ре за блестящие качества лит. стиля и языка сочинений. Его последнее крупное произведение - «Два источника морали и религии» (Les deux Sources de la Morale et de la Religion, 1932). 2 года спустя вышел сб. эссе «Мысль и движущееся» (La Pensée et le Mouvant). Б. написал завещание, в к-ром точно выразил суть своей гражданской и религ. позиции: «Мои размышления все больше и больше приводили меня к католицизму, в котором я вижу полное завершение иудаизма. Я бы перешел в него, если бы не видел, как годами готовится (большей частью - увы! - по вине определенного числа евреев, абсолютно лишенных морального чувства) чудовищный вал антисемитизма, который вот-вот обрушится на мир. Я хочу остаться среди тех, кто завтра будет гоним. Но я надеюсь, что какой-нибудь католический священник захочет, если ему разрешит Архиепископ Парижа, прочесть заупокойные молитвы на моих похоронах. Если такое разрешение не будет дано, следует обратиться к раввину, не скрывая ни от него, ни от кого-либо еще моей моральной принадлежности к католицизму и того, что я хотел вначале, чтобы эти (посмертные) молитвы были прочитаны католическим священником» ( Delattre. P. 125-138). Б. умер в оккупированном Париже от пневмонии. Б.

http://pravenc.ru/text/78118.html

Из лит. наследия М. сохранились также речи, в т. ч. судебного характера (protestationes), биографические и исторические сочинения, трактаты (трактат «О землетрясении» (De teraemotu, 1456) был посвящен арагонскому кор. Альфонсу Великодушному). М.- автор жизнеописаний Данте Алигьери, Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо, а также биографий выдающихся мужей-долгожителей - тех, кто прожил более 60 лет. Трактат «О достоинстве и превосходстве человека» посвящен одному из центральных для итал. гуманизма вопросов о природе человека. Текст изобилует ссылками на мнения авторитетных ученых и содержит анализ разных точек зрения. В 4-й кн. М. полемизирует с автором соч. «О ничтожестве человеческого бытия, или О презрении к миру» (De miseria humanae conditionis, sive De contemptu mundi, 1195) кард. Лотарио деи Конти ди Сеньи (впосл. папа Римский Иннокентий III (1198-1216)). Метод М.- подробный анализ частностей (напр., устройства человеческого тела) и последовательное опровержение пересказанной и оспариваемой им т. зр. В своих рассуждениях он опирается на произведения Цицерона и Аристотеля, в т. ч. и говоря о богопочитании. Главный тезис М. заключается в том, что человек по своей природе подобен Богу; это не столько полемическое утверждение, сколько натурфилософский постулат, к-рый он обосновывал тем, что люди обладают бессмертной душой и предназначены к воскрешению. Автор высказывает мнение, что Иисус Христос пришел бы на землю, даже если бы не было необходимости искупить первородный грех, а только ради возвеличения человечества. Поскольку человек - венец творения, весь обозримый мир, говорит гуманист, создан для его пользы и наслаждения. М. даже приписывает провидению эпикурейские, как он пишет, замыслы. Но люди не просто пользуются сотворенным миром, а совершенствуют природу согласно божественному плану с помощью изобретений, т. к. главная способность человека, по мнению М.,- познавать и действовать. В этом и заключаются человеческое предназначение и следование божественным заветам. В XVI в. сочинение М. было внесено в Индекс запрещенных книг .

http://pravenc.ru/text/2561828.html

Наиболее известным полемическим соч. Б., снискавшим ему европ. славу, стал трактат «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени» (Disputationes de controversiis fidei christianae adversus hujus temporis haereticos. Ingolstadt, 1586), написанный в ходе полемики с протестант. богословами по вопросам вероучения. Текст книги основывался на лекциях по богословию, прочитанных Б. в ун-тах Лёвена и Рима. Трактат впосл. многократно переиздавался в Италии, Германии, Франции и стал наиболее популярным пособием по богословской полемике кон. XVI в. В своем сочинении Б., основываясь на трудах средневек. канонистов, окончательно сформулировал положение о косвенной власти папы в светских делах. Согласно Б., папа обладал наивысшей духовной властью как глава Церкви и преемник апостолов, светская же власть возникла и существует независимо от духовной; вместе с тем папа как пастырь обязан вмешиваться в светские конфликты в тех случаях, когда политическая ситуация угрожает духовному благу его паствы. Исходя из этого принципа, папа имеет право сместить светского государя, точнее, провозгласить его еретиком и освободить подданных от обязанности повиноваться ему. Теория косвенной власти папы в светских делах приобрела большую популярность на рубеже XVI-XVII вв., хотя поначалу вызвала враждебную реакцию папы Сикста V , считавшего, что папа как наследник ап. Петра является носителем высшей власти на земле, как духовной, так и светской. В 1590 г. «Рассуждения» Б. были внесены в Индекс запрещенных книг . Позднее он подробнее изложил свое учение о косвенной власти в трактатах, направленных против правительства Венецианской республики (в 1606-1607 конфликт между Венецией и Римом возник из-за разногласий по поводу иммунитета духовных лиц на территории республики), в споре по вопросу о «присяге на верность», принесения к-рой потребовал от англ. католиков кор. Яков I, а также в ходе полемики с англикан. и галликанскими богословами о праве папы смещать государей (Responsio... ad librum inscriptum, triplici nodo triplex funus. R., 1609; De potestate summi pontificis in rebus temporalibus. R., 1610), выразив т. о. наиболее радикальную концепцию примата папской власти. Б. считал, что Карл Великий стал императором по папскому назначению, что именно папе принадлежала власть на передачу империи от греков Западу в лице Карла Великого, поскольку греки больше не выполняли условий, необходимых для того, чтобы быть достойными империи. Однако для Б. существуют 2 главы Римской империи - Западная и Восточная и обе имеют в своем основании папскую власть. Число глав империи определяет папа, и Б. допускает возможность их увеличения, утверждая, что папа Пий II (1458-1464) в письме к тур. правителю Мехмеду обещал ему титул греч. и вост. императора, если тот будет благосклонно относиться к христианам.

http://pravenc.ru/text/77912.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010