В 1859 г. Г. опубликовал соч. «Die Philosophie der Kirchenväter» (Философия отцов Церкви), где пытался показать, что святоотеческие сочинения «не реализуют понятия христианской философии, так как не являются чистыми и изначальными творениями из глубин христианского духа, но во многом оказываются пропитаны стихиями древней философии, чьи понятия нередко недостаточны для христианской догмы» (S. 361). Г. выдвигал тезис, что православие и католицизм - 2 взаимно уравновешивающие друг друга крайности: «Два направления греческой и латинской Церкви, которые мы ясно видим в развитии патристической науки... взаимно ограничивают друг друга; греческая Церковь уберегает римскую от погружения в исключительный верующий эмпиризм; римская же, постигающая христианство прежде всего как исторический факт, напротив, удерживает греческую от чересчур дерзновенного философского идеализма, опасного для Евангелия. Таким образом, оба направления, эмпирическое латинское и идеалистическое греческое, взаимно уравновешивают и смягчают друг друга» (S. 361-362). Столь вольное толкование святоотеческих творений обусловило негативное восприятие книги католич. Церковью: ее внесли в Индекс запрещенных книг . Та же участь постигла и непосредственно продолжившее ее соч. Г. «Johannes Scotus Erigena: Ein Beitr. zu Geschichte der Philosophie und Theologie im Mittelalter» (Иоанн Скот Эриугена: Из истории философии и богословия в средние века, 1861) - его наиболее значительное достижение как историка философии, способствовавшее возрождению интереса к наследию Иоанна Скота Эриугены . Эта фундаментальная монография содержит тщательную реконструкцию биографии и подробный анализ философско-богословской системы Эриугены, особое внимание в ней уделяется своеобразию переработки Эриугеной неоплатонического наследия в контексте христ. богословия. Г. отказался подчиниться церковной власти, вслед. чего студентам-теологам официально было запрещено посещать его лекции. Эти обстоятельства не имели, однако, существенных негативных последствий для его дальнейшей карьеры. Популярность среди студентов и написанные им книги способствовали его успеху на университетском поприще. В 1859 г. он стал экстраординарным, а в 1864 г.- ординарным профессором философии и педагогики Мюнхенского ун-та. Несмотря на конфликт с католич. Церковью, Г. пользовался признанием и покровительством баварских правителей из династии Виттельсбахов: кор. Максимилиан II, приверженец шеллинговской философии, под впечатлением книги Г. об Эриугене заказал ему большую монографию о Шеллинге (замысел не был осуществлен, т. к. после смерти Максимилиана II его наследник кор. Людвиг II освободил Г. от трудоемкого заказа), престарелый принц Луитпольд и кор. Людвиг II приглашали его для чтения частных лекций по философии.

http://pravenc.ru/text/168225.html

В 1893 году издан был толъко первый том его собрания под заглавием: Anecdota graeco-byzantina pars prior. В эту часть вошло только 18 глав, а именно: 1) повесть об усекновении главы Иоанна Предтечи, 2) прение Христа с диаволом, 3) вопросы ап. Варфоломея, 4) епистолия о неделе, 5) о видениях Даниила, 6) пророчество о судьбах Византии, 7) об иерействе Иисуса Христа, 8) повесть Афродитиана о событиях в Персеиде, 9) хождение Богородицы по мукам, 10) житие Макария римского, 11) житие Зосимы, 12) прение Панагиота с Азимитом, 13) историческая Палея, 14) смерть Авраама, 15) повесть о пленении Иерусалима, 16) вопросы Иакова брата Господня Иоанну Богослову, 17) лживые молитвы числом 7 и 18) заклинания в количестве 33. Но этим не исчерпывается весь материал, собранный Васильевым. Неизвестно, выйдет ли когда в свет второй том; весьма желательно, конечно, чтобы и он увидел свет. Впрочем, насколько мы лично знакомы с материалом, назначенным для этого тома, работы останется еще много и по выходе его, ибо многое еще не было найдено, или оставлено без внимания собирателем. Недоделанное, конечно, должно быть восполнено усилиями других лиц, интересующихся этим делом и имеющих возможность обращаться среди рукописей 2 . Зная об изъясненной выше потребности и нередко занимаясь в греческих рукописных библиотеках, мы не пропускали случаев извлекать из рукописей, попадавшихся под руку, материал, годный для указанной цели, так что с течением времени у нас накопилось значительное количество текстов, из которых многие оставались неизвестными Васильеву. Эти-то тексты мы и намерены опубликовать в предлагаемой статье. Тексты эти могут быть разделены на два отдела. К первому относятся тексты, служащие оригиналами и источниками для нашей славяно-русской, так называемой «Беседы трех святителей». Беседа эта занесена в древнерусский индекс запрещенных апокрифических книг и действительно имеет апокрифический характер. Но, тем не менее, она принадлежит к числу особенно распространенных в древнерусской письменности, особенно любимых читателями, а, следовательно, и влиятельных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В Советской энциклопедии данное явление рассмотрено достаточно упрощенно: «Основные положения модернизма: религия создана человеком; Библия – не боговдохновенная книга; Христос не был Сыном Бога», а был еврейским мессией, «зачинателем религиозного движения; следует различать вечную сущность христианских догм и конкретно-исторической формы их проявления, зависящие от развития общества; Церковь должна отказаться от наиболее примитивных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т.п. (но при этом, разумеется, модернизм не отказался от веры в сверхъестественное). Некоторые представители модернизма (например, А.Луази) отвергали догмат о непогрешимости папы, о его верховной власти» .  Более объемное представление нам дает Фьоренцо Реати: «… великие вопросы модернистского кризиса: как перейти от истории, реконструированной историками, к истории священной, и от истории — к догматам Церкви? Для Луази и других модернистов никакого перехода не существовало. Следовало просто выбрать между двумя альтернативами» . Пий X осудил модернизм как совокупность всех ересей в 1907 году декретом “Lamentabili” и энцикликой “Pascendi”. Для наиболее ярких деятелей церковной науки, которые были отнесены Ватиканом к числу модернистов, это закончилось экскоммунионом (отлучением от Церкви), а их труды попали в «Индекс запрещенных книг». Ещё через три года была введена антимодернистская присяга для готовящихся к рукоположению, профессоров факультетов теологии и сотрудников епархиальных администраций. Рассмотрим некоторые персоналии. На первом месте хронологическом порядке следовало бы рассмотреть деятельность Дюшена, большее внимание хотелось бы уделить Альфреду-Фирмену Луази, так как первый себя модернистом не считал и не был отлучен от Католической Церкви, в отличие от Луази. Последний себя считал учеником Дюшена. Именно Дюшен стал применять историко-критический метод в анализе истории Церкви. Для того чтобы понять, что из себя представляет модернизм, который можно назвать радикальным, тот модернизм, о котором написано в Советской энциклопедии, уместнее провести обзор жизни Луази.

http://bogoslov.ru/article/4795261

Д. негативно оценивал усиление в католицизме в 60-х гг. XIX в. позиций рим. централизма, выразившихся в издании папой Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864) и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus errorum ), а также в намерении папы провозгласить догмат о папской безошибочности (непогрешимости) и догматически закрепить учение о папском примате. Еще до созыва Ватиканского I Собора Д. включился в теологическую полемику по вопросу о папской безошибочности. Критике этого постулата были посвящены статьи Д., написанные совместно с И. Губером под псевдонимом Янус и публиковавшиеся в газ. «Augsburger Allgemeinen Zeitung». В 1869 г., накануне открытия Собора, Д. издал под тем же псевдонимом кн. «Der Papst und das Concil» (Папа и Собор), в к-рой учения о безошибочности папы и его примате отрицались как не находящие аргументов ни в Свящ. Писании, ни в церковной истории. Книга Януса вызвала широкий резонанс в католич. среде и, несмотря на занесение в Индекс запрещенных книг , широко использовалась участниками Собора, выступавшими против нового догмата. В 1870 г. под псевдонимом Квиринус Д. выпустил новую кн. «Die Römischen Briefe vom Concil» (Римские послания о Соборе), где излагалась критика каноничности созыва и проведения I Ватиканского Собора, приводились свидетельства об оказанном на Соборе давлении на противников нового догмата, а факт его провозглашения объявлялся разрывом с традицией католич. Церкви. В марте 1871 г. Д. открыто отказался подписать решения Собора. 17 апр. 1871 г. Мюнхенский архиеп. Г. фон Шерр объявил об отлучении Д. от католич. Церкви. Д. отказался признать отлучение, но прекратил совершение богослужений, хотя и посещал мессы в католич. приходах. После отлучения Д. продолжал работать на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и в 1871 г. был избран его ректором, в 1873 г. назначен кор. Людвигом II президентом Баварской АН. Несмотря на тесную связь Д. с буд. лидерами старокатолич. движения И. Ф. фон Шульте , Ф. Г. Рейшем и И. Г. Рейнкенсом и его ведущую роль в организации этого движения, он долгое время выступал против окончательного разрыва с Римом. Впосл. Д. вошел в состав основанного в 1871 г. в Мюнхене Центрального комитета старокатолич. Церкви, одобрил выборы ее епископа и организацию 1-го синода, однако сам он никогда не принадлежал к к.-л. общине старокатолич. Церкви и выступал против радикальных, с его т. зр., реформ в старокатоличестве, в т. ч. против отмены целибата священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/171803.html

Если Данте называют последним человеком Средневековья и первым человеком Нового времени, то первым гуманистом Италии был Франческо Петрарка (1304-1374). Наряду с Джованни Боккаччо Петрарка явился создателем итальянского литературного языка. На итальянском языке он писал прекрасные сонеты, обращенные к возлюбленной Лауре. Петрарка был не только выдающимся поэтом, но и общественным деятелем. Он отрицательно относился к римской курии, которую называл «средоточием невежества». «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблужденья», — так обращался он к Ватикану. Обеспокоенный судьбой Италии, в канцоне «Италия моя» Петрарка с надеждой пишет о ее будущем единстве. К проблеме единой Италии будут обращаться практически все итальянские гуманисты. Петрарка прославился как философ, противопоставивший средневековой схоластике науку о человеке. Он не связывал достоинства человека с его происхождением. По его словам, у всех людей кровь красного цвета. При этом Петрарка часто испытывал душевную дисгармонию; его гуманизм отличается идеологическими противоречиями, характерными для мировоззрения человека переходной эпохи от Средневековья к Новому времени. Петрарка был знаменит еще при жизни. Современники увенчали его лавровым венком и официально признали величайшим поэтом. Гуманистические идеалы Джованни Боккаччо (1313-1375) отражены в его сочинении «Декамерон». В отличие от Петрарки или Данте, слава Боккаччо носила несколько скандальный характер. «Декамерон» был запрещен. Тем не менее это сочинение пользовалось огромной популярностью не только в Италии, но и в других странах. Также как и творения Петрарки, «Декамерон» (сборник из ста новелл) был написан на итальянском языке. Многие сюжеты сборника были заимствованы Боккаччо из жизни его родной Флоренции. Автор «Декамерона» отстаивал право человека на счастье, на чувственные радости и любовь. Боккаччо также проводит излюбленную гуманистами идею личных достоинств, знания, творческого начала человека. В «Декамероне» безжалостно высмеивается католический клир. Неудивительно, что со своей стороны церковь жестоко преследовала Боккаччо. Сразу же после выхода из печати «Декамерон» был включен в «Индекс запрещенных книг».

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

Интерес к «Труду...» возобновляется в XVI в. в связи с вопросом о роли религ. изображений, остро вставшим в ходе Реформации. В это же время появляются публикации трактата. Первое издание было подготовлено и опубликовано Жаном дю Тийе в 1549 г. на основе рукописи из ланского собора (Paris. Bibl. de l " Arsenal. 663). Ж. Кальвин познакомился с «Трудом...», вероятно в 1536 г., и использовал трактат во всех изданиях «Институтов христианской религии». Использование трактата протестантами привело к обвинениям со стороны католиков, что текст является протестант. подделкой. Поэтому «Труд...» был внесен в Индекс запрещенных книг и оставался там до нач. ХХ в. В 1608 г. Мельхиор Гольдаст перепечатал издание дю Тийе; эта же версия была издана в новой редакции в 1713 г.; издание Гольдаста было перепечатано Ж. П. Минем в 98-м т. «Латинской патрологии» (1862). Новое издание подготовил Бастген в 1924 г. (см.: Noble. 1999. P. 142-144). Обстоятельства создания Поводом для составления «Труда...» явилось конкретное событие в истории визант. Церкви, но трактат следует рассматривать в более широком политическом, идеологическом и культурном контексте. «Труд...» был концентрированным отображением важнейших идеологических вопросов, стоявших перед франками в период правления Карла Великого, и точкой пересечения интересов и позиций неск. политических и идеологических центров - Франкского гос-ва, Византии и Рима, отношения между к-рыми были сложными и быстро менялись. Во 2-й пол. 80-х гг. VIII в. Карл Великий одержал верх над наиболее опасными противниками - герцогом Баварии Тассилоном III и герцогами Беневенто; его сыновья, Пипин и Людовик Благочестивый , были назначены королями Италии и Аквитании; Карл Великий пришел к согласию с Папским престолом по поводу земельных владений в Центр. Италии, т. о. завершив военные кампании своего отца Пипина Короткого против лангобардов. Король франков издал ряд важных капитуляриев и инициировал проведение церковных Соборов, наиболее значимым из которых был Франкфуртский Собор (794). В 789 г. и повторно в 793 г. Карл Великий потребовал от всех мужчин своего королевства принести присягу на верность. После 785 г. началось строительство дворцового комплекса в Ахене, где все чаще останавливался король. Представление о короле франков как о христ. правителе «избранного» народа получило окончательное выражение в имп. коронации Карла Великого папой Римским Львом III на Рождество 800 г.

http://pravenc.ru/text/2463659.html

По окончании учебы М. д. В. намеревался сразу же приступить к священническому служению в Англии. Однако 31 дек. 1891 г. папа Лев XIII назначил его на должность действительного папского камергера, и М. д. В. пришлось остаться в Риме. Находясь на службе при папе Римском, он исполнял различные поручения понтифика, в т. ч. требовавшие служения за пределами папского двора. Так, в июне 1893 г. он был направлен в Вену в качестве аблегата для доставки биретты , которую имп. Франц Иосиф I должен был вручить возведенному в кардинальское достоинство Л. Шлауху, еп. Надьварада (Орадя). М. д. В. принял участие в подготовке папского послания «Amantissimæ voluntatis» (от 14 апр. 1895), в к-ром Лев XIII обратился к англиканам с призывом к единению. 9 дек. 1895 г. М. д. В. с сохранением должности действительного папского камергера был назначен в Римскую курию на пост заместителя секретаря Папской комиссии по вопросам воссоединения отделившихся Церквей. В следующем году он стал секретарем папской комиссии по изучению вопроса действительности англикан. рукоположений: собирал и обобщал мнения богословов и канонистов, готовил все обсуждения и по результатам работы комиссии сформулировал и отредактировал итоговый документ - папское послание «Apostolicae curae» (от 13 сент. 1896), к-рым папа Лев XIII объявил о том, что католич. Церковь не может признать действительными хиротонии, совершающиеся в Англиканской Церкви. Бреве от 10 марта 1897 г. М. д. В. был назначен апостольским делегатом в Канаду, 13 марта ему было пожаловано достоинство прелата папского двора. В Канаде (находился там с 1 апр. по 3 июля 1897) ему предстояло решить вопрос об англо-франц. школах в пров. Манитоба, где был принят закон об образовании, противоречащий интересам Римско-католической Церкви. Отношение к новому закону было различным среди католиков Канады и определялось их национальной и политической принадлежностью. Такой разброс мнений затруднял понимание ситуации Папским престолом. Для окончательного выяснения сложившегося положения М. д. В. провел беседы с представителями канадского епископата и различных политических групп и представил свои выводы в форме доклада. Выполнение возложенной на него миссии было высоко оценено папой Львом XIII, который отметил это в энциклике «Affari vos» от 8 дек. 1897 г., адресованной канадскому епископату и посвященной вопросу об образовании в Манитобе. В Риме М. д. В. вернулся к исполнению обязанностей действительного папского камергера, в дополнение к которым 6 июля 1898 г. был назначен советником Конгрегации Индекса (см. в ст. Индекс запрещенных книг ).

http://pravenc.ru/text/2563020.html

Траурный кортеж на похоронах З. возглавил имп. Сигизмунд I. Сначала З. был похоронен во францисканской церкви в Констанце, затем его тело было перенесено в кафедральный собор Падуи. Сочинения Главным сочинением З. считается трактат «De schismatibus auctoritate imperatoris tollendis seu De schismate pontificum tractatus» (Трактат о схизматиках, которых надлежит устранить властью императора, или О схизме пап). Сочинение состоит из трактатов, написанных в разное время (1402, 1405, 1406, 1408), и содержит предложения по преодолению схизмы католич. Церкви в духе Соборного движения (в историографии З. относят к представителям умеренного концилиаризма). Первый трактат, где излагалась соборная теория прекращения схизмы, был написан для герцога да Каррара. В 1404 г. З. добавил к нему введение и описание 5 путей (modi) для объединения католич. Церкви. В нояб. 1408 г. он присоединил 1-ю и 3-ю части: 1-я ч. представляла собой толкование на декрет Латеранского III Собора (1179) о папских выборах (X 1. 6. 6), в 3-й ч. З. развил теорию о соборном пути преодоления схизмы. Канонист обратился к идеям франц. богослова Жана Жерсона о Церкви как о сообществе верующих, возглавляемом Римским папой и обладающем полнотой власти (plenitudo potestatis), которая в период схизмы или вакации Папского престола делегируется Вселенскому Собору. Для преодоления схизмы христ. народы не должны повиноваться конкурирующим папам. Участникам Вселенского Собора надлежит осудить упорствующих в схизме пап, объявить их еретиками и лишить власти. После чего Собор имеет право избрать нового, единого, папу. «Трактат о схизматиках...» получил широкое распространение. В наст. время известно более 30 его списков, не считая рукописей с комментариями З. на Декреталии Григория IX, куда обычно вставлялась и 1-я ч. трактата. Из-за отстаиваемого в сочинении тезиса о верховенстве Собора над Римским папой впосл. оно было включено в Индекс запрещенных книг . Доктрина, разработанная З., стала юридической основой Пизанского Собора (1409).

http://pravenc.ru/text/182397.html

После того дело передается на благоусмотрение папы. Членами индекс-конгрегации, по булле того же папы, должны быть многие кардиналы; один из них именуется префектом конгрегации. Конгрегация имеет в своем распоряжении несколько консультантов, из числа белого духовенства и духовенства, принадлежащего к орденам, а также известное число доносчиков, которые указывают, что та или другая книга вредна. Если кто из числа доносчиков два или три раза сделает доносы, заслуживающие внимания в глазах конгрегации, то папа награждает его назначением в консультанты. Булла Бенедикта требует соблюдать следующее правило: если заслуживающая запрещения книга принадлежит католическому писателю высокой жизни и сделавшему себе имя в литературе, хотя бы и этой книгой, то нужно запретить книгу не безусловно, а с правом издать книгу по исправлении. Жалуются на то, замечает Бенедикт, что книги католических авторов запрещаются, не давая возможности автору защищаться. Посему определяем, чтобы о предполагаемом запрещении извещали автора, пусть он объяснится, и объяснения его цензоры и судьи должны брать во внимание. Если автор – человек известный по учености, то он не только сам лично может давать объяснение о своей книге, но и может поручить защиту книги кому-либо из консультантов. В важных случаях, по булле Бенедикта, председательское место в индекс-конгрегации занимает сам папа. Доносчики, консультанты и кардиналы индекс-конгрегации обязаны молчанием относительно дел запрещения книг. То же должна делать и инквизиция. Если секретарь сообщает замечания, сделанные на книгу, автору или его представителю, то он не должен открывать ни имени цензора, ни имени доносчика. Число консультантов булла Бенедикта не определяет. Во всяком случае, между ними должны находиться лица разных специальностей – и теологи, и юристы, и лица, сведущие в светской науке, чтобы можно было составить правильное суждение о книге, подлежащей запрещению. Консультанты и референты индекс-конгрегации должны соблюдать, по булле Бенедикта, следующие правила: они не должны думать, будто книга дается им на рассмотрение с намеренной целью – осудить ее, они должны спокойно и беспристрастно взвешивать достоинства книги; они не должны судить о книге с точки зрения определенной нации, какой-нибудь школы или ордена, а должны иметь в виду основные догматы Церкви и общепринятое учение католиков; они обязаны книгу читать всю сполна, различные места книги сравнивать между собой, неясное уразумевать из более ясного, не должны выхватывать места в книге без связи с целым, смотреть на цель, с какой говорит автор, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Системная деструктивная деятельность Л.Улицкой десятилетиями не привлекала внимания политиков-государственников, поскольку у них нет своей собственной идеологии. Только после того, как писательница призналась в финансировании украинской стороны в СВО ее включили в список иноагентов, а книги сняли с полок магазинов и прекратили выдачу в библиотеках. Не будет вызывать возражения у русского человека и введение цензуры на публикацию произведений, распространяющих сатанизм, в широком смысле этого слова. Ведь облаченная в художественные образы нечистая сила точно так же убивает души людей, как и пропаганда гомосексуализма, наркотиков, табака, алкоголя убивает их тела. Во всяком случае, души русских детей убивает точно и нужно оградить их от действий колдунов и вампиров. Даже если их напускает не Д.Роллинг из зарубежья, а они отечественного происхождения, вроде творений Т.Абиссин(Юшманова). В России существует " Федеральный список экстремистских материалов», который содержат на начало 2024 г более 5,5 тыс единиц. Он сформирован из материалов, которые судом определены, как экстремистские. Распространение книг, текстов(сайтов, музыкальных, изобразительных произведений), включенных в этот список грозит административной и уголовной ответственностью не только редакторам книгоиздательств и директорам библиотек, но и простым смертным. Однако существуют потребность в создании списка материалов, которые нежелательны для распространения. Все знают об Индексе запрещенных книг, которые с 1572 г. составлялся католической церковью - Index Librorum Prohibitorum. Однако еще в 1551 г. Стоглавый собор РПЦ определил, какие книги православный человек не должен читать под страхом отлучения от церкви. Представляется, что подобного рода Индекс запрещенных книг может быть введен и светским авторитетом, скажем выборной Комиссией русских мыслителей и писателей. На манер Священной Конгрегации Индекса, которая формировалась из богословов католической церковью. Произведения, в том числе книги, включенные в Индекс Русской Комиссией будут считаться нежелательными для ознакомления и распространения теми, кто считает себя членом русской нации. Данная Комиссия может публиковать и список книг(произведений), которые рекомендуются к чтению(распространению).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/proble...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010