Отец Александр рассказал, что священники Коломяжской церкви – частые гости детского дома на аллее Котельникова. На Пасху, Рождество ребятишки получают подарки, приходят на причастие. Налажены связи со школой 58, где дети на музыкальных занятиях разучивают церковные песнопения. С 1990 года настоятелем Димитровской церкви стал протоиерей Ипполит Ковальский. Именно его стараниями была восстановлена из руин часовня Александра Невского, очищена и превращена в цветущий сад территория, отремонтировано само здание, вычищен пруд рядом с оградой. У храма сложились добрые взаимоотношения с администрацией Приморского района. Как сказал отец Ипполит, «всякая власть от Бога и наши священники принимают участие во многих районных мероприятиях. Так, например, недавно был отслужен молебен у памятника жертвам Чернобыльской трагедии. Хорошие отношения у нас и с главой администрации, он всегда идет нам навстречу и помогает, в частности, по благоустройству». К сожалению, в последние 20 лет Коломяги активно застраиваются коттеджами и таунхаузами. Скоро уже мало что будет напоминать о прежнем милом патриархальном уголке Петербурга. И только голубая церковь с золотыми куполами остается островком чистоты и духовности, возвышаясь над урбанистическим пейзажем XXI века. Наталья Святко Церковь святого великомученика Димитрия возведена в 1906году. Архитектором ее является А.А. Всеславин, создатель часовни св. Ксении блаженной на Смоленском кладбище. История строительства храма началась задолго до 1906 года. На рубеже 19-20 вв. в деревне Коломяги постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая Благовещенская церковь находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель елизаветинской эпохи. В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19 века. На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=01519

Церковь во имя Божией Матери " Всех скорбящих радости " , что над вратами Александро-Невской лавры, устроена в 1785 году, одновременно с сооружением святых врат лавры, на счет государственного казначейства, по благословению бывшего " директора над строениями Невского монастыря " , с.-петербургского архиепископа Гавриила, по плану и под надзором архитектора Старова, в бытность наместника лавры новгородского Юрьева монастыря архимандрита Афанасия Волховского. Устроена она вместо приходской (и вместо кладбищенской) Благовещенской пятиглавой деревянной церкви, бывшей на том месте, где ныне находится церковь св. праведного Лазаря на кладбище. Освящена митрополитом Гавриилом 15 июля 1786 года, что видно из имеющегося в церкви антиминса, и снабжена первоначально утварью от лавры. От лавры же снабжена и иконостасом в числе четырех икон: Божией Матери " Всех скорбящих радости " , Успения Пресвятой Богородицы, Покрова Пресвятой Богородицы и всех святых, которые, по преданию, перенесены из домовой церкви князя Потемкина Таврического. Эти четыре иконы, писанные на металлических досках, по высокому достоинству письма, составляют главное украшение храма. До 1800 года церковь получала свечи, ладан, церковное вино, просфоры, уголь и дрова от лавры, равным образом и ремонт церковной ризницы и утвари находился в заведывании лаврского эконома, почему и церковные сборы кружечный и кошельковый поступали в лаврскую казну. В 1800 году, вследствие указа консистории от 1 июля, церковь из лаврской обращена в приходскую, с чем ей предоставлено содержаться на приношения прихожан. Одновременно с этим избран был к церкви первый церковный староста, стараниями которого совместно с настоятелем протоиереем Сергеем Алексеевым, довольно скудная дотоле, имевшая лишь одно необходимое церковь была приведена в полное благолепие: устроен новый иконостас с украшениями и с позолотою, стены церкви украшены живописью. Существующая местная икона Божией Матери " Всех скорбящих радости " принесена в ларь церкви прихожанином купцом Глуховым; местные же иконы Христа Спасителя и св. благоверного князя Александра Невского писаны и принесены в дар церкви диаконом сей церкви Недремским.

http://sobory.ru/article/?object=05274

В 1805-1806 годах по проекту Ф.И. Демерцова в 20 саженях к западу от холодного Ильинского храма была построена колокольня, в первом этаже которой был освящен тёплый придел во имя Святого Александра Невского. Его освящение состоялось 23 сентября 1806 года. Храм и поныне остаётся двухпрестольным. Хотя колокольня и главный храм не были объединены в один объём, но их расположение вплотную друг к другу заставило Демерцова несколько изменить фасады ротонды. Был несколько изменен и интерьер Ильинской церкви. Эти классицистические храмы соединены в 1841 году друг с другом. В 1875-1877 годах с востока к Александро-Невскому храму была пристроена апсида, расширяющая алтарное пространство, устроены хоры и сооружен притвор в западной части храма (заводской архитектор Н.В. Лиссопацкий). Наконец, в 1901-1902 годах храм претерпел наиболее значительную перестройку, нарушившую его первоначальный облик. При капитальном ремонте купола была существенно изменена его форма. Колокольня также была надстроена на целый ярус по проекту гражданского инженера Симонова. После пожара 1974 года, главный купол восстановлен в таком виде, который он имел в XX веке. 8 июля 1911 года произведено малое освящение Ильинской церкви после капитального ремонта, когда интерьер в ней заново расписали И.К. Федоров и В.Я. Оранский. В Ильинской церкви хранились два медных золоченых креста с мощами, один из которых поступил в 1841 году из упраздненной Троицкой церкви в имении Приютино известного деятеля культуры А.Н. Оленина, годом раньше подарившего приходу копию " Моления о чаше " Ф. А. Бруни. Особую ценность имела роспись на внутренней поверхности купола – изображение св. Илии Пророка на колеснице, запряженной крылатым конем. Эта роспись погибла при пожаре 1974 года. Думается, появление на Пороховых храма, посвященного пророку громовержцу, который взошел на небо на огненной колеснице, не случайно. Взрывы на заводе были беспрерывны, людей опаляло и убивало. За 175 лет существования на Охтинском пороховом заводе произошло около 92 взрывов, унесших более 100 жизней.

http://sobory.ru/article/?object=01526

И. д. Благочинного 2-го Кемского благочиния, священника Никанора Усердова Рапорт Причт Ухтинского прихода рапортом от 30 Апреля сего года за 71 доносит, что во исполнение Указа Духовной Консистории от 20 Марта 1898 года за 2772, совершена им закладка церкви, по чиноположению, во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, в деревне Ювалакша 27 Апреля сего года и к работам по постройке церкви приступлено. О чем покорнейше и заявляю Архангельской Духовной Консистории. И. д. Благочинного, священник Никанор Усердов. Дело «О строительстве церкви в Ювалакшской деревне Ухтинского прихода» за 1895-1898 гг. Основание: Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2165. Л. 1 – 70об. «Главная опись церковного и ризничного имущества Ювалакшской Александро-Невской церкви 2-го благочиния Кемского уезда Архангельской епархии» Составлена в 1914 г., утверждена по журнальному определению Архангельской Духовной Консистории от 27 Апреля 1914 г. за 267 для руководства при поверках церковного имущества. Часть I Построена церковь в 1898 году на средства С.Петербургского купца Григория Ивановича Щелкина, освящена с благословения Преосвященнейшего Иоанникия, Епископа Арх. и Холм. Ювалакшская Александро-Невская церковь устроена в виде креста, из сосновых бревен, покрыта тесом. Крыша церкви, алтаря и колокольни окрашена охрой. Длина алтаря 2 саж. 2 арш., ширина 2 саж. 2 арш. Длина церкви 3 саж. ¾ арш., ширина 3 саж. 2 арш., высота до крыши 3 саж. ½ арш.; длина паперти 1 саж. 2 арш., ширина 2 саж. 2 арш. Над папертью устроена колокольня квадратная с шатром и главой. Всех окон 12 (14) – именно: 2 в алтаре, 6 в церкви, 2 в паперти, 1 в кладовой и 1 под колокольней. Печей четыре: 1 в алтаре, 2 в церкви (в средней части), 1 в паперти. Здание церкви одноэтажное. Глава I Алтарь Святой престол деревянный, из сосновых брусьев, утвержден на каменном фундаменте. Вышина престола 1 арш. 6 верш., ширина 1 арш. 5 верш., длина 1 арш. 6 верш. Св. Антиминс на престоле в шелковом илитоне, освящен Преосвященнейшим Иоанникием II, Епископом Архангельским и Холмогорским, в 7-ой день месяца июня 1898 года.

http://sobory.ru/article/?object=50987

Мысль о новом храме не покидала меня. Я все время искала нужное место для него и вот случайно, в один из вечеров, остановила свой взгляд на давно уже закрытом «Универмаге». Я пешком обошла все деревни, побывала почти у всех в домах, собрала подписи, чтобы это помещение нам выделили. И вот, мои труды увенчались успехом. В центре Новоселья ожил храм. Был избран староста А.Ф. Таскаев. Он много сделал хорошего. Вся мебель – это дело его рук. Люди по собственной инициативе принесли полотенца, скатерти, иконы, церковную утварь. Распятие Христа, это огромный крест, что установлен внутри, привез отец Владимир. Он же доставил купель и кадило. Теперь у нас и колокол появился». - Праздник открылся торжественно. Отец Владимир поздравил всех собравшихся с этим знаменательным событием, пожелал здоровья, добра и успехов. «Колокол – это душа и голос храма, - сказал он. – Но прежде, чем его водрузят на колокольню и он зазвучит, его надо освятить». После освящения колокол, весом в 70 кг был поднят на колокольню и установлен. Когда раздался его первый звон, все притихли, каждый слушал и запоминал это мгновение. Знак хороших перемен в деревне. В. Гордеева Архивные изыскания Н.Н. Наумова СПБ-Сланцы Из «Клировой ведомости Петроградской епархии, Гдовского уезда села Новоселье Александро-Невской церкви за 1913 год» (фонд 19 опись 113 дело 4267, с. 98-109) Церковь построена в 1895 году тщанием прихожан и посторонними жертвователями. Здание деревянное с такою же колокольнею на каменном фундаменте, крепка, покрыта железом. Колокольня в следствии своего примитивного устройства имеет наклон в одну сторону, подвержена колебаниям во время звона и ветра и небезопасна для богомольцев. Требуется неотложная перестройка колокольни и в ближайшем будущем необходим ремонт всех трех наружных крылец церкви. Престол один: во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. По штату священник и псаломщик. Жалование священнику по 400 руб., псаломщику по 125 руб. Земли при церкви: усадебной вместе с церковным погостом 2 дес., сенокосной 2 дес.

http://sobory.ru/article/?object=03168

Она появилась только 25 марта 1744 при следующих обстоятельствах: посланник кн. А. Д. Кантемир, известный поэт, смертельно заболев, упросил о. Андрея Геневского, присланного из Петербурга, срочно освятить домовый храм, дабы причаститься перед своей кончиной. Храм был освящен во имя св. Иоанна Предтечи, но с нарушением канонических правил. По этой причине осенью 1757 в здании, где поселился посланник гр. А. П. Бестужев-Рюмин, была устроена новая церковь — походная свв. апп. Петра и Павла, к которой был определен иером. Иоасаф (Шестаковский) из Александро-Невского монастыря. Иконостас «на голубом атласе» написал в Петербурге за 350 руб. известный живописец М. Л. Колокольников. Утварь частично была сделана в Москве, но на пути в Париж некоторые вещи захватили английские корсары. Когда посол переезжал, переезжала и церковь, что случалось довольно часто. В 1780–1793 причетником в этой церкви служил Петр Дубровский, который в годы французской революции собрал ценный архив (т. н. «бастильский»), попавший затем в Публичную библиотеку Петербурга. Настоятелем с 1784 был Павел Васильевич Криницкий, перенесший храм в дом, где жил сам. Из-за политических событий посольская церковь в 1803–1807 стояла закрытой, но 14 сентября 1807 вышел указ Александра I об официальном ее учреждении при российской миссии в Париже. Через месяц к церкви был назначен молодой прот. Ермолай Иоаннович Бедринский, выпускник Петербургской Духовной академии, которому, однако, из-за войны Наполеона с Россией пришлось в августе 1813 срочно выехать из Франции. В 1816 церковь в Париже вновь начала действовать, а в следующем году в ней был наконец установлен постоянный иконостас. В 1818–1834 клир возглавлял прот. Иоанн Лавров, бывший полковой священник, который, поселившись затем навсегда в Париже, стал заядлым социалистом, за что и был лишен сана. С 1829 Петропавловская церковь находилась в «скромном и некрасивом домике» в районе Елисейских полей, на ул. Берри, 12, и была «мрачна, тесна и бедна». К тому же на аренду дома каждый год уходило более пяти тысяч франков. Службы совершались почти ежедневно, особенно в зимнее время. Приход насчитывал около тысячи человек и включал румын, греков и арабов. В нем молились Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, венчались Я. П. Полонский и А. А. Фет. В 1847–1867 прихожан окормлял прот. Иосиф Васильевич Васильев, тоже выпускник Петербургской Духовной академии. Он прекрасно владел французским языком, переводил на него русских духовных писателей и издавал богословский журнал «Unime chretienne» («Христианское единство»). Новый настоятель сразу стал хлопотать об отдельном храме, поначалу предполагая «построить дом и в нем устроить пространную и благоукрашенную церковь».

http://sobory.ru/article/?object=13961

По мнению А. А. Титова, И. скончался 7 марта 1608 г., но остается неясным, на основании каких документов приведена эта дата. Архиерей был похоронен в Успенском соборе Ростова Великого у юж. стены, 3-е захоронение от зап. угла. Имя И. внесено в «Список угодников Божьих... подвизавшихся в Ярославской епархии...» (1887), где он назван прозорливым, память указана под 16 марта и 22 сент. Арх.: РГБ. Егор. 869; ГИМ. Увар. 310; Хлуд. 4о; РГАДА. Ф. 381. 346; РНБ. Погод. 282, 285, 296 [рукописи, написанные по заказу И.]. Соч.: Артемьев А. И. Разгадка старинной анаграммы, помещенной в послесловии к Житию св. Александра Невского//ЗРАО. 1851. Т. 4. С. 140-143; Мансикка В. П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. Прил. С. 49-125. (ПДПИ; 180). Ист.: Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 11; Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 268; ПСРЛ. Т. 29. С. 222. Лит.: Муравьёв A. H. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 207, 246, 294; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 119-120; Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 218-222; Сперанский М. Н. Из истории рус.-славян. лит. связей. М., 1960. С. 192-197; Тихомиров М. Н. Рус. культура X-XVIII вв.: Сб. ст. М., 1968. С. 332; Тихомировские чт., 1970 г.: Мат-лы науч. конференции, посвященной опыту организации археогр. экспедиций в РСФСР. М., 1970. С. 109; Флоря Б. Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. С. 57-59; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977 (по указ.); Буланин Д. М. Вологодский архиеп. Иона (Думин) и рукописная традиция сочинений Максима Грека//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 174-180; он же. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 73-74, 77-78; он же. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 232 -233; он же. Иона (Думин)//СККДР. 1988. Вып.2. Ч. 1. С. 430-432; Покровский Н. Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 80-102; Евгений. Словарь. С. 166; Сиренов А. В. Степенная книга редакции Ионы (Думина)//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 256-304; он же. Степенная книга: История текста. М., 2007 (по указ.); Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого: [Альбом]. М., 2001. С. 52; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008 2. С. 145, 168, 469.

http://pravenc.ru/text/578308.html

Предметы церковного текстиля были разработаны текстильным художником Эйей Арминен. Церковная утварь для причастия и свадебное рюйю разработаны и изготовлены художниками, живущими на острове. Разработчик предметов утвари – Сойле Паасонен, свадебного рюйю – Лилли Ункари. В адвент в церковном зале устанавливается рождественский керамический вертеп от Минны Ханхиваара, размещенный в обстановке Свеаборга. Орган, изготовленный мастерской города Кангасала в 1963 году, насчитывает 13 регистров. Изначально территория Суоменлинны относилась к приходу Святого Иоанна. В связи с объединением приходов, церковь Суоменлинна перешла в распоряжение прихода Кафедрального Собора. Материалы сайта Helsinginkirkot: Крепость Свеаборг находится в Нюландской губернии, в 450 верстах от С.-Петербурга и в 3 верстах от Гельсингфорса. Она устроена шведским правительством в 1760 г. на пяти островах, из коих каждый имеет свое название и свои замечательные укрепления. Остров Исо-Мустасаари находится в самом центре крепости, под прикрытием громадных стен из дикого камня и четырех грозных по оружию и природе островов. На этом острове, по повелению Императора Николая Павловича, устроен 1854 г. 30 августа, на счет казны, пятиглавый в византийском вкусе, храм во имя св. Александра Невского. По внутренним украшениям он может считаться лучшим из всех православных храмов в Финляндии. Высота храма от гранитного цоколя до креста 18 сажень, а с крестом – 19 ¾, длина – 15 сажень 2 фута, ширина – 10 саж. 3 фута. Пол из гранитных плит; церковь согревается амосовскими печами, устроенными в подвале. Алтарь возвышается над полом церкви на шесть ступеней и это возвышение ограждено железной окрашенной решеткой. Клиросы поставлены у ближайших к алтарю четверогранных колонн, которые расположены почти против северных и южных дверей. Иконостас, по идее строителя Варнека, устроен с особенным вкусом. Украшения, колонны и позолоченная резьба сами по себе составляют изящно-целое с иконостасом. Царские врата, украшенные 4 Евангелистами и резьбой из крупных переплетшихся виноградных лоз, напоминают о монаршей щедрости, явленной при постройке храма.

http://sobory.ru/article/?object=29509

Торжественная закладка храма состоялась 2 июня 1896 г. Все жители Кургана и окружающих деревень были заранее оповещены об этом, и народу собралось поглазеть на это редкое зрелище несколько тысяч. После крестного хода от Богородице-Рождественского собора во главе с протоиереем Иоанном Волковым были произведены служение и закладка. Заранее были выкопаны рвы под фундамент, приготовлены крест под престол и мраморный краеугольный камень с надлежащими надписями. После молебна приступили к освящению воды и елея и окроплению святой водою места закладки и всех предметов. Под тем местом, где предполагалось стоять престолу в алтаре, водрузили крест, прочитавши положенную молитву, возлили елей и еще раз окропили крест. Под восточной стеной заложили камень краеугольный, обложив его кирпичами и замазав известью, в которую, по принятому обычаю, клали золотые и серебряные монеты. Затем обошли рвы по всем углам и сторонам и, вернувшись на место, начали священнослужение, после которого духовенство и желающие прикладывались к святому кресту и были окроплены святой водою. Звонили колокола Троицкой и Богородице-Рождественской церквей, и под этот слитный гул и пение хоров обоих храмов крестный ход двинулся в обратный путь к собору. Обязанности попечителя по строительству храма взял на себя Д.И. Смолин, щедро субсидировавший необходимые затраты. Но жить ему оставалось уже немного, и в своем завещании, составленном незадолго до смерти в 1898 г., он оговорил окончание постройки храма: «Постройку храма в г. Кургане во имя Св. Александра Невского, принятую мною на себя, с участием граждан, в случае, если на окончательную отделку и достройку его не будет достаточно сумм собранных, то завещаю моим наследникам из сумм моего капитала, что будет недоставать, кроме уже выданных мною 30 тысяч рублей, пожертвовать и означенную постройку по своему усмотрению довести до конца». После смерти Дмитрия Ивановича заботу о строительстве храма взял на себя один из его сыновей Федор Дмитриевич Смолин. При его активном содействии к середине 1901 г. здание храма было выстроено, оставались только внутренние работы — устройство пола и установка иконостаса, который еще изготовлялся. Федор Дмитриевич содержал на собственные средства хор певчих, который обходился ему до трех тысяч рублей в год. При церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 130 мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=09950

Храм был деревянный, обшитый тесом, разделанный в русском вкусе, крестообразный, длиною в 8 саж., шириною в 5, и едва вмещал 300 человек. Теснота храма, с умножением населения, вызывала нужду в построении церкви более поместительной. После злодейского покушения на жизнь Императора Александра 2-го, 2 апреля 1879 г., у некоторых, более состоятельных, прихожан явилось желание – ознаменовать чудесное спасение Монарха постройкою храма. 16 сентября 1879 г. новый каменный храм был заложен епископом Гермогеном, а 7-го марта 1882 года, тем же епископом, освящен главный престол во имя Смоленской Божией Матери. Другие два престола освящены в конце того же года. Храм построен по проекту и рисункам академика Щурупова, имеет фигуру креста, с небольшими выступами для алтаря и притвора. Длина его 17 саж. ширина 13. По тесноте места храм был, сперва, без колокольни, которая ныне строится отдельно от него, подле самой дороги. Над храмом возвышается восьмигранный купол, в диаметре до 5 саж.; над ним луковицеобразная, цинковая, вызолоченная главка и восьмиконечный крест. Высота его с крестом 15 саж. и 1 арш. Кроме окон внизу 8 больших окон в куполе дают храму много света. Вместить он может до 2000 человек. Алтари расположены в одну линию. Главный алтарь – в честь иконы Смоленской Божией Матери, правый в честь св. Николая, левый – Александра Невского. Солея возвышена на 2 ступени. Сзади на ступень возвышаются боковые площадки. Иконостасы деревянные, золоченные. Иконы в них работы Пешехонова. Купол поддерживают 4 столба, капители которых представляют ангелов с сложенными на груди, крестообразно, руками. Ангелы лепные, сделанные по модели академика Щурупова. Храм стоил около 100000 руб. и строился главным образом на пожертвования прихожан. Петербургские купцы И. Ф. Кокин и И. К. Аристов пожертвовали, каждый, по 10000 р. Потомственные почетные граждане, Евг. А. Варгунин и К. Я. Паль внесли, первый 6500 р., а второй, – до 5000 р. Правление русского общества горных механических заводов – 6000 р., рабочие невского механического завода, того же общества, до 13000 р., от общества здешних крестьян дано до 8000 р. Илья Федулович Громов пожертвовал лесного материала на 7000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010