http://www.encspb.ru/object/2855710998?lc=ru Здание дворца в четыре этажа; фасадом устроено к Фонтанке, но с начала нынешнего столетия заслонено выстроенным на берегу этой реки домом кабинета. В общности дворец представляет одно из величественных зданий столицы. Дворцовая церковь во имя св. благоверного великого князя Александра Невского занимает большую половину флигеля в 4 этаже и выходит на Невский проспект и к зданию кабинета. Над алтарем церкви устроена (в 1874 г.) колокольня... Дворцовая церковь, сооруженная одновременно с дворцом, естественно разделяла судьбу его; имущество ее: св. иконы, св. сосуды, церковная утварь и пр. - есть дар венценосных и царственных молитвенников - великой княгини Екатерины Павловны, императора Николая I, императрицы Александры Федоровны, государя императора Александра Александровича. В августе 1741 г. " Ее Императорское Величество изустным повелением указала егермейстеру Новгородскому принять на свое смотрение у купца Дмитрия Лукьянова двор... и строить на том месте как каменное, так и деревянное строение и прочее по объявленному Ее Величеством от архитектора Земцова плану и фасаду... " Один за другим пошли приказы гоф-интенданта Шаргородского архитектору Земцову и его гезелям, чтобы они надлежащим образом и " с поспешением " исполняли необходимые подготовительные работы, но только в 1744 г. 7 марта гоф-интендантская контора послала в Москву, где находилась тогда императрица Елизавета Петровна, архитектурии гезеля Григория Дмитриева для апробации 16 чертежей новостроющегося дворца. Императрица одобрила генеральный план, составленный Дмитриевым. В том же году начата была русскими мастерами постройка " больших каменных палат " . Вскоре главным наблюдателем над работами был назначен обер-архитектор граф Растрелли. В конце 1746 г., когда капитальные работы по устройству дворца приводились уже к концу, государыня указала на двух флигелях палат поставить два купола: один с крестом над флигелем, выходящим на Невский проспект, где будет помещена церковь, и другой, для симметрии, над флигелем, находящимся в противоположной части дворца, на последнем куполе повелевалось утвердить звезду. Четырехаршинный железный крест сделан был, не в продолжительном времени, на сестрорецких заводах. На золочение, которое поручено было иностранцу Иоганну-Людвигу Шику, употреблено 202 иностр. червонца (1 фунт 8 золотников золота).

http://sobory.ru/article/?object=24545

Согласно записи в журнале Петра Великого, государь в июле 1710 г. «осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою, при С.-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского». Таким образом, место для будущего монастыря выбрал сам царь. Участок располагался на южных подступах к городу, на Шлиссельбургском тракте, вблизи излучины Невы, и занимал часть островка между Невой и Черной речкой. До Петра I дошли сведения «от старых купцов, которые еще со Швецией торговали», что и река Черная прежде звалась Викторой. Переведя название как «победа», историки напомнили царю предание, гласившее, что именно здесь св. кн. Александр Невский одержал свою победу над шведами. Правда из других исторических источников следовало, что знаменитое сражение происходило на берегах реки Ижоры. Однако эта местность не устроила Петра в качестве места для монастыря из-за своей отдаленности. Кроме того, согласно одному из преданий, выбранное место было знаменито тем, что именно на нем перед Невской битвой русский воин Пелгусий увидел во сне святых князей Бориса и Глеба, которые сказали ему, что спешат на помощь «своему сроднику» Александру. [iv] И русские воины ощущали небесную помощь от начала и до победного конца сражения. К тому же по своим размерам и местоположению островок между Невой и Черной речкой очень подходил для задуманного строительства. Обитель задумывалась как городская, а сама новая столица должна была стать духовным центром страны, не уступавшим Москве. Необычное для петровского царствования благочестивое деяние государя и посвящение новой обители св. Александру Невскому имело, несомненно, промыслительный характер. Святой князь воспринимался не только как защитник северных рубежей Отечества, одержавший неподалеку от новооснованного города одну из самых знаменитых своих побед, но и как подвижник благочестия, покровитель новой столицы и российской государственности — основы его политической и дипломатической деятельности были усвоены Московскими князьями, что содействовало собиранию русских земель вокруг Москвы.

http://bogoslov.ru/article/989778

В интерьере сохранились фрагменты настенной живописи. Источник газета Заря, Чернь Малое Скуратово находится на старой Московско-Киевской большой дороге в расстоянии 85 верст от Тулы, в 17 верстах от Черни и в полуторах верстах от станции Скуратово Моск.-Курской ж. д. Местность села представляет исключительно равнину, лишенную леса и реки. Приход с. Малого Скуратова возник в 1877 г., до этого времени Скуратово существовало как сельцо, очень древнее по времени своего первоначального существования. По преданию, сельцо было поместьем Малюты Скуратова, временщика Иоанна Грозного. Ранее 30-х гг. текущего столетия владельцем этого сельца был дворянин Дмитрий Александрович Скуратов, вероятно, потомок Малюты Скуратова. У него хранились жалованные грамоты царя Иоанна Грозного, написанные золотыми буквами в виде холста, накатанные на скалках. Грамоты эти, по словам старожила Меделенкова, были уничтожены пожаром. Так как сельцо это отдано было во владение младшему сыну Малюты, то оно и стало называться Малым Скуратовым. Сохранившееся еще название Степное Скуратово объясняется степным характером занимаемой им местности. Но почему в некоторых документах село называется Ивановским, неизвестно. До 29 декабря 1876 г. прихожане сельца Скуратова причислены были к приходам сначала к Б. Скуратову и Спасскому Ершову, а с 1845 г. к приходу села Знаменского-Девочкина. Неудобство сноситься со своим приходским храмом, особенно в половодье, было побуждением для жителей сельца Скуратова к постройке собственного храма. 29 декабря 1876 г. приход получил свою настоящую организацию. В состав его, кроме села, входят деревни Есина и Федуловские выселки. Всех прихожан числится муж. пола 722 и жен. пола 733 души. Приходский храм построен во имя св. Александра Невского. Храм построен в ознаменование освобождения крестьян от крепостной зависимости, а потому, он и посвящен имени святого, соименнованного царю освободителю Александру II, а приделы его посвящены именам св. апостола Архипа, память которого бывает 19 февраля, в знаменательный день освобождения крестьян, и св. Николая Чудотворца в память храмового праздника, когда прихожане причислялись еще к приходу с. Большого Скуратова.

http://sobory.ru/article/?object=10002

Исследователи называют такие проекты, выполненные другими архитекторами в манере Мастера – «второй линией» тоновских церквей. Влияние тоновского почерка и прототипы-образцы ясно прослеживались в архитектуре собора св. Александра Невского в Даугавпилсе, однако облик собора был, несомненно, своеобразен. Это была провинциальная версия тоновского образца, вписанная в контекст местной стилистически единой городской среды. План даугавпилсского собора был очень близок плану Благовещенской церкви при Конно-гвардейских казармах в Петербурге (снесена в 1929 году), проект которой датирован 1842 годом. Кубический объем, пятиглавие, одна абсида, строгая трактовка ордерных форм, разорванные треугольные фронтоны портала и окон, пучки полуколонн на углах – эти мотивы фасадов и их пропорции очень близки в обоих храмах. Но вместо шатрового завершения глав и колоколов в малых главах, в даугавпилсском храме была всего одна колокольня, и размещалась она над притвором, а форма куполов и кокошник колокольни имели характерные очертания русско-византийского стиля, что аналогично другому, самому первому проекту Константина Тона, - церкви Св. Екатерины в Петербурге (проект 1830 года, снесена в 1929 году). И внутреннее пространство центральной главы собора в Двинске архитектор И.Т. Таманский решил по принципу этой же церкви - в виде усеченного конуса. Можно сказать, что даугавпилсский собор сложился как бы из двух частей, поставленных друг на друга: основной куб с элементами классического ордера и русско-византийский верх. Соединение это довольно механическое, пропорции утяжеленные, нет той блестящей свободы в работе с формой, которая была присуща Константину Тону. Несмотря на эти недостатки, даугавпилсский собор был интересен как редкий в Прибалтике и единственный в Латвии образец тоновского стиля. Провинциальные небрежности и нечеткость выделки архитектурных форм сняли налет официальной холодности и придали наивную живость облику храма. Собор был заложен в 1856 году и закончен в 1864 году, освящен 30 августа 1864 года во имя Св.

http://sobory.ru/article/?object=32087

 Суд над благоверным князем Обида либералов на князя, «извратившего русскую историю» была неподдельной и искренней. На сайте 5 канала ТВ было сказано: «Суд времени» на Пятом разбирает «дело» князя Александра Невского - канонизированного правителя, который, как считает большинство россиян, защитил Русь от западной экспансии и положил начало объединению русских земель. Однако почти всё, что мы знаем об этом человеке, является продуктом государственной пропаганды, говорят историки. Соответствуют ли мифы о благоверном князе действительности, и если да - то нужны ли нашей стране такие герои?» Что же заставило Сванидзе и Млечина пытаться доказать народу, что «такие герои» ему не нужны? Дело в том, что в телепроекте «Имя России» большинство наших соотечественников отдали свои голоса св. блгв. князю Александру Невскому, избрав его имя символом России. Мало того, к ужасу либералов представлял соотечественникам святого князя митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх. На такое явное проявление мракобесия, клерикализма и вопиющего невежества «темного народа», поборники «общечеловеческих ценностей не могли не ответить. И «судья русской истории» Сванидзе две передачи «Суд времени» посвящает теме «Внешняя политика Александра Невского была спасительна, или губительна для России?». Штатный обвинитель Русской истории Млечин с первых же слов признается, что о святом князе ему «почти ничего неизвестно». Вернее, Млечин пытается уверить нас, что не только ему, но, оказывается исторической науке ничего неизвестно о святом Александре Невском. В его представлении это «исторический миф» Все, кто в отличие от Млечина читал летописи и житие святого, удивлены столь откровенным саморазоблачением. Но, несмотря на признание в собственном невежестве, Млечин умудряется обвинить Александра Ярославича в страшных преступлениях. Утверждая, что о святом князе «почти ничего неизвестно», он тут же заявляет, что видит в Александре Невском и его деятельности лишь «жажду личной власти и поступки, в которых ничего патриотического найти невозможно».

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. После учреждения Самарской епархии и получения городом губ. статуса (1850-1851) необходимо было возвести монументальный кафедральный собор. В 1853 г. было решено начать строительство, однако помешала нехватка средств. Спасение имп. Александра II от покушения на его жизнь 4 апр. 1866 г. подвигло местные власти ходатайствовать о сооружении храма. Первоначально предполагалось построить собор по образцу Александро-Невского собора в Вятке (ныне Киров, архит. А. Л. Витберг), но горожан не устроил размер храма, а новый вариант в С.-Петербурге признали неудовлетворительным с художественной стороны; проект храма Ж. на 2,5 тыс. чел. был утвержден Государем в 1869 г. 25 мая того же года (в годовщину покушения на императора в Париже в 1867) еп. Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) заложил храм. Имп. Александр II лично участвовал в освящении места под постройку (1866) и закладке камня в стену храма (1871). Строительством руководили Е. Н. Шихобалов (до 1888), затем А. Н. Шихобалов, с 1890 г.- А. А. Щербачёв; Ж. приезжал на стройку в 1885 и 1889 гг. К 1886 г. была возведена колокольня, в 1887 г. водружен крест на главный купол. В 1888 г. Ж. составил 2 варианта плана внутренней отделки, один из к-рых «в чисто византийском стиле» (без лепных украшений, фактически - в рус. стиле XVII в.) был утвержден Самарской думой. Нижний храм был освящен во имя свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары 7 янв. 1892 г., к годовщине кончины еп. Серафима (Протопопова), погребенного в крипте. 28-30 авг. 1894 г. состоялось освящение еп. Гурием (Буртасовским) 3 верхних престолов в честь Воскресения Христова, во имя св. Александра Невского и святых, память к-рых отмечается 4 апр. Как и в образцовом проекте сельской церкви для Подольской губ. (1869), кафедральный собор в Самаре приобрел черты визант., рус.

http://pravenc.ru/text/182241.html

Через 100 лет, во время реконструкции тюрьмы по проекту архитектора Шимоновского, были снесены тюремные постройки, примыкавшие к храму. В 1887 г. храм переосвятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1899 г. храм был вновь перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1909 г. по проекту архитектора В.В. Воейкова пристроили звонницу (не сохранилась). Покровскую церковь закрыли вскоре после 1917 г., устроили в ней пересыльные камеры. В 1930-е гг. храм разделили на два этажа, над ним надстроили третий этаж для медсанчасти. В эти годы количество узников Бутырской тюрьмы многократно возросло; всего единовременно в ней содержались до 20 тысяч человек. В Бутырской тюрьме в разное время находились в заключении – С.П. Королев, О.И. Мандельштам, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов. В Бутырской тюрьме содержались более 200 новомучеников (в том числе – митрополит Петр Крутицкий, архиепископ Илларион Верейский, протопресвитер Александр Хотовицкий, священник Владимир Амбарцумов). В настоящее время тюрьма продолжает располагаться в этом старинном комплексе и переезжать не планирует. Храм освятили в 1992 г. на третьем этаже здания церкви. На Пасху 1993 г. в Бутырской тюрьме состоялся крестный ход во внутреннем дворе вокруг храма. В 1997 г. после того как рухнула крыша переместили на первый этаж церковного здания. Его иконостас выполнен иконописцем Ольгой Клодт. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Тюремный замок. У Бутырской (иначе Дмитровской) заставы. Построен в 1782 году. Стены замка составляют квадрат высотой около 4,5 сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания. Главный корпус построен в 1888 году по системе одиночного заключения. В пяти этажах этого здания размещено 396 одиночных камер, 5 карцеров, 4 кладовых, ванная, библиотека и 2 кабинета для занятий чинов судебного ведомства. Другие корпуса перестроены и перестраиваются. По углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых. Внутри замка домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженной в 1879 году и перестроенной в 1884 году. Заботами старосты купца Хрулева церковь в последнее время возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=28664

Изначально предполагалось, что во Владимирском соборе Н., не имевший опыта в монументальной живописи, будет делать росписи по эскизам В. М. Васнецова, однако т. о. были исполнены лишь фигуры святых Бориса и Глеба, а большинство изображений Н. выполнил самостоятельно. Таковы композиции «Рождество Христово» и «Воскресение Христово» в диаконнике и жертвеннике собора, «Крещение» (Богоявление) в крещальном храме, иконы для 4 иконостасов придельных церквей. Н. также выполнил эскизы для нек-рых мозаик храма Воскресения Христова («Спас на Крови») в С.-Петербурге (1892-1897, композиции «Воскресение Христово», «Благоверный князь Александр Невский»). Проект создания монументальной живописи для храма Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве, для к-рого Н. разработал систему росписи, не состоялся. Первым полностью самостоятельным и в то же время крупнейшим в творчестве художника церковным проектом стала роспись ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Абастумани, Грузия (1898-1904, роспись отреставрирована в 2004, эскизы - ЦАК МДА), заказ на к-рую Н. получил от вел. кн. Георгия Александровича. Желание заказчика и собственные творческие поиски художника привели к тому, что Н. ориентировался на иконографию и цветовой строй средневек. груз. живописи и мозаики, однако древние прототипы узнаются в работе Н. лишь опосредованно. Для росписи характерен светлый, жемчужный колорит, обилие золотых и голубых тонов. В ходе работы Н. вносил изменения в иконографию: с рождением детей в имп. семье он включал в роспись образы их св. покровителей; в 1903 г., после канонизации прп. Серафима Саровского, создал образ св. старца, преклонившего колени в молитве на камне в лесу. Работа над росписями в Абастумани показала, что в монументальной живописи Н. применял подход живописца-станковиста: сюжетные композиции и орнамент занимают определенные места на архитектурных поверхностях церкви, но не создают цельного архитектурно-монументального ансамбля. Среди несохранившихся церковных работ Н.- иконы и эскизы росписи для ц. митр. свт. Петра в Новочартории в Волынской губ. (1899-1902), иконы для храма св. Ипатия Гагрского в Гаграх (1903), для часовни на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1900-1901, заказ гр. Л. А. Бобринского), для часовни семьи фон Мекк на Новодевичьем кладбище в Москве. Н. был приглашен для участия в росписи Александро-Невского собора в Варшаве, однако отказался, негативно оценив «нарочито русский» стиль проекта.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

Первая могилка - справа от центральной дорожки - Колпаковского Герасима Алексеевича (1819-23.04.1896) и его супруги Мелании Фоминичны (ск. 28.12.1894). Они похоронены на самом почетном месте, максимально близко к святому алтарю Троицкого собора, где находились и находятся ныне мощи св. благоверного князя Александро-Невского. Военачальник Г.А. Колпаковский, основатель города Верный (Алма-Ата) являлся кавалером ордена Александра Невского и множества иных орденов и медалей. Герасим Алексеевич, военный губернатор Семиречья, простой казак, не получивший высшего образования, стал устроителем громадной страны, ныне суверенной, но хранящей благодарную память об этом человеке. Он, глубоко верующий православный христианин, те только одерживал блестящие военные победы, но вел политический курс, благодатный и для русских, и для казахов. Г.А. Колпаковский был учредителем и руководителем Православного братства, строителем монастыря на Иссык-Куле, где пребывали мощи св. ап. Матфея, занимался археологией, историей края. Его супруга Мелания на свои средства построила женский монастырь во имя св. Архистратига Михаила. Вот настоящий пример благочестивого, трезвенного воина Христова, служившего Богу и Отечеству. По дорожке направо вдоль кладбищенской стены пройдем к группе могил. Красивая ограда и высокий цоколь хранят прах одного из славнейших пастырей - протоиерей Михаила Ильича Соколова (30.09.1945-05.06.1895), одного из основателей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, при котором образовался целый ряд славных приходских петербургских обществ трезвости. Окончив в 1871 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, М.И. Соколов преподавал Закон Божий, а затем служил в Казанском соборе, стяжав славу лучшего проповедника столицы. Он участвовал в издании духовно-просветительской литературы, сам создавал учебники. Ему принадлежат слова, которые нам, родителям, нельзя забывать: " Главное - воспитать ребенка так, чтобы напечатлелось в его душе всегдашнее памятование о том, что люди - Божии дети, Божии слуги, что Бог отражается в человеке. Нужно научить ценить в себе этот образ " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый - св. Филарета Милостивого, и левый - мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы - копии старинных - написали под руководством профессора Н.В. Покровского известные в Москве " изографы " : В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи. Серебряная дарохранительница - уменьшенная копия Успенского собора - была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря - Гвардейским корпусом. Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым. Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым - святителя Николая и мученицы Александры. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем по-прежнему монахи Феодоровского монастыря. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г. В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен и переделан под молокозавод.

http://sobory.ru/article/?object=01673

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010