В 1823 г. Алексеевская церковь капитально перестроена, тогда в трапезе устроены были два придела и в настоящей церкви был поставлен иконостас, в котором все иконы были написаны прихожанином Алексеевской церкви академиком Веденецким. В настоящее время Алексеевская церковь имеет вид красивого храма с одним куполом и с колоннами на северном и южном фасадах. Престолов в Алексеевской церкви три: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (с 1823 г.) и придельные в трапезе: правый – во имя св. Алексия митрополита и левый – во имя св. благов. князя Александра Невского. Из древних икон в этой церкви замечательны: св. митрополита Алексия, греческого письма, икона эта находилась еще в деревянной Алексеевской церкви, а написана даже ранее ее построения, в конце XVI ст; Федоровская икона Божией Матери, пожертвование подьячего Чичагова; икона эта, находящаяся за левым клиросом в главном храме, богато украшенная жемчужной с каменьями ризой и дорогим венцом, - составляет предмет глубокого почитания жителей Нижнего Новгорода. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Церковь эта основана в 1642 году, что видно из Синодика 1716 года, и существовала, вероятно, до большого пожара. В 1717 году заложено нынешнее ее здание на счет прихожан и доброхотных дателей, но докончено на счет города. Главными храмоздателями ее были: приходские священник Петр Иевлев и диакон Андрей Поздеев, да подьячий Тимофей Чичагов; а в числе вкладчиков значатся: бывший вице-губернатор Юрий Андреевич Ржевский, капитан Ермолов и бароны Строгановы. Ржевский пожертвовал иконостас столярной работы, пожертвования Ермолова и Строгановых неизвестны. Храм был окончен в 1719 году. Главный алтарь его освящен в честь Феодоровской Божией Матери, местная икона которой, украшенная серебряными венцом и полями и жемчужным убрусом, пожертвована храмоздателем Чичаговым. В 1823 году церковь Святого Алексия Митрополита была переделана также на счет прихожан и доброхотных дателей, в числе которых был главным Ф. М. Стремоухов. В то время Стремоухов занимал должность нижегородского вице-губернатора и жил в Алексиевском приходе. При этой перестройке главный престол освящен вместо Феодоровской Божией Матери в честь Рождества Богородицы, а приделы в трапезе, или теплой церкви: южный – во имя св. Алексия Митрополита, северный – св. Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=33424

Священна должна быть для сына Русской земли эта гробница! Всеволод III Георгиевич Великий, по прозванию «Большое Гнездо», – внук Владимира Мономаха , сын великого князя Юрия (или Георгия) Долгорукого, благоустроителя Суздальской земли, – сын самый младший (одиннадцатый), но от него произошел род царей Русской земли. Названия «Великий», данного Всеволоду Георгиевичу летописцами, он вполне заслуживает по великому значению его деятельности, и по его могуществу. – В свое тридцатишестилетнее княжение он был ревностным продолжателем великого дела, начатого его братом – св. Андреем Боголюбским, – дела объединения Русской земли под властью одного государя, и достиг того, что держал в строгом подчинении себе многих князей и многие области земли Русской; даже на престол древней столицы – Киева он поставлял князей по своей власти, и в вольнолюбивый Новгород посылал на княжение своих родственников и сыновей. Могущество его простиралось и на внешних врагов России – половцев и волжских (или камских) болгар. О могуществе Всеволода Георгиевича современник его, южно-русский певец, составитель «Слова о полку Игореве», говорит, что великий князь Всеволод со своим войском мог бы «Волгу раскропить веслами, а Дон шлемами вычерпать». Около 1190 года имя Всеволода Георгиевича так славно было даже и за границей, что могущественный тогда император Германский Фридрих Барбаросса 13 ласково принял искавшего его покровительства сына князя Галичского Ярослава Осмомысла – Владимира, едва только узнал, что он сын сестры великого князя Всеволода. Название «Большое гнездо» Всеволод Георгиевич получил, как отец многочисленного семейства, – семейства, из которого вышли три славных великих князя: Константин Мудрый, св. Георгий, приявший смерть от татар на р. Сити, и Ярослав, отец св. Александра Невского и предок Русских царей. Всеволод Георгиевич замечателен и как один из особенно благочестивых Русских князей: он ознаменовал свое славное княжение построением и благоукрашением св. храмов и обителей. Имя Всеволода Георгиевича, много потрудившегося для блага земли Русской, должно стоять наряду со славными именами Владимира Мономаха , св. Андрея Боголюбского, св. Александра Невского и других государей Русской земли, которые возвышали наше отечество и хранили его от врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Первая церковь в заводе, деревянная, во имя Богоявления Господня, заложена была в 1738 г., по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского митрополита Антония I; освящена в 1742 г., по благословению Тобольского митрополита Арсения Мацеевича. В 1754 г. для расширения церкви был устроен и в том же году освящен придел «во имя образа Пресвятые Богородицы явления Казанского». Но церковь эта со всеми иконами, книгами и церковной утварью в 1774 г., вскоре после удаления из Билимбая пугачевских шаек, сгорела, уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви. В 1775 г. заложена была и в 1780 г. освящена новая деревянная церковь во имя Богоявления же Господня, с пристроенным к ней в 1792 – 93 гг. приделом во имя св. благ. князя Александра Невского. Но и этот храм в 1796 г. сгорел. Вместо него в 1801-03 гг. построена была во имя названного святого деревянная церковь на кладбище, служившая до 1843 г., когда, по ветхости, она была разобрана, а иконостас ее перенесен в построенную там же и во имя того же святого, на счет заводовладельцев, каменную часовню, существующую и поныне. Теперешний храм в Билимбае каменный, 3-х престольный, построен на средства заводовладельцев, по благословенной грамоте Пермского епископа Иустина от 23 октября 1818 г. Заложение всех трех приделов совершено в 1820 г. протоиереем Карпинским: главного – во имя Св. Троицы, южного – во имя Богоявления Господня и северного – во имя Казанской иконы Божией Матери. Хотя постройка производилась под наблюдением «знающего архитектуру» заводского служителя, но, вероятно, вследствие спешности постройки каменный купол в 1823 г. обрушился, и работы заводоуправлением были прекращены и возобновились только в 1835 г., через 12 лет. Прежде других был отстроен южный придел и 17 сентября 1837 г. Екатеринбургским епископом Евлампием освящен; 5 ноября 1839 г. тем же преосв. освящен храм во имя Св. Троицы, а северный придел освящен Екатеринбургским епископом Ионою 25 сентября 1855 г., т.е. через 35 лет после заложения. Так как приделы храма строились в разное время и разными лицами, то иконостасы в них устроены различно. Как утварью, так и ризницей церковь снабжена достаточно. Из достопримечательностей можно указать на две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, находящиеся в иконостасе Троицкого храма. Иконы эти, писанные на полотне по золотому фону учеником знаменитого Брюллова художником Поповым, уроженцем билимбаевским, в 50-х гг. XIX ст. были куплены владельцем завода С.Г. Строгановым за весьма большую сумму – более 10 000 руб. и пожертвованы в Билимбаевскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=11465

Иконостас в Входо-Иерусалимском приделе перенесен из Кремлевского Александро -Невского, близ Тайнинских ворот, собора, разобранного в 1770 году. Размеры храма внутри 10 ¾ х 6 ½ арш. III. Во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (празд. 12 ноября): первоначально был освящен во имя священномученика Григория, Просветителя Великия Армении; переименован в честь Иоанна Милостивого в 1788 г. Размеры храма внутри 9 х 4 ¼ арш. IV. Во имя свв. муч. Адриана и Наталии (празд. 26 Августа), переименован так в 1786 г., а раньше был во имя свв. муч. Киприана и Иустины. (Посему здесь и стенопись 2-го яруса из жития их). Размеры храма внутри 8 ¾ х 5 ¼, арш. V. Во имя священномученика Григория Просветителя Великия Армении (празд. 30 Сентября); переименован так в 1849 г., первоначально же был устроен во имя свв. трех патриархов Александрийских Александра, Иоанна и Павла. (Из жития их и часть теперешней стенописи). Размеры храма внутри 6 ½ х 3 ¾ арш. VI. Св. Живоначальныя Троицы. Размеры храма внутри 9 ¼ х 5 арш., о сем приделе сказано быыо раньше. VII. Во имя преп. Александра Свирского (праздн. 30 Августа) 14 . В 1812 году был разорен, освящен 30 Августа 1814 года. Размеры храма внутри 6 ¼ х 4 арш. VIII. Во имя св. Николая Чудотворца (Великорецкого или Вятского). В прежние времена сюда совершался ежегодно 29 Июля крестный ход, отмененный в конце XVII в. Здесь поставлена была, по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного, копия с чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. (См. выше). Имеющийся здесь образ святителя – новейшего письма. Размеры храма внутри 9 3/4 х 5 3/4 арш. Надпись на стене (о принесении в 1555 г. из Вятки в Москву Великорецкого образа св. Николая и о устроении сего придела) сделана в 1840 году. IX. Во имя преп. Варлаама Хутынского (празд. 6 Ноября). Размер храма внутри 8 ¼ х 3 ¼ арш. Внутренняя стенопись всех 8 церквей – приделов средины текущего столетия и ничего особенного не представляет. Таковы же и изображения в куполах: Пресвятой Троицы (Троицкий придел), Господа Саваофа (Входо-Иерусалимский придел), Спасителя (Николаевский, Иоанна Милостивого, Григорьевский приделы: в последнем Нерукотворенный Образ), Божией Матери (в остальных приделах): – Стенопись в коридорах и по потолкам верхнего этажа тоже позднейшого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взаимосвязь ратного дела с помощью Божией или, точнее, тщета и бесплодность военного искусства без помощи Божией ясно показана в житии св. блгв. кн. Александра Невского. Перед началом выступления в поход против шведов он идет в церковь Св. Софии для молитвы и благословения (Житие 1981:428). Как и Владимир Мономах, св. Александр " имеяше веру велику къ святыма мученикома Борису и Глебу " (Житие 1981:428). И это замечание автора жития предваряет описание видения, которого удостоился Пелугий, во святом крещении Филипп. Старейшина увидел Бориса и Глеба в красных плащах, как мучеников (так, как они изображаются и на иконах), спешащих помочь в ратном деле своему " сроднику " Александру (Житие Кроме того, св. князю помогали и ангелы. После победы на другом берегу Ижоры, где не было новгородской дружины, обнаружили много побитого шведского войска. И тогда вспомнил автор жития, что так уже было во времена царя Езекии: ассирийский царь Сеннахирим окружил Иерусалим, но внезапно явился Ангел Господень и побил 185 тысяч из войска ассирийского (см.Ис.33:36-38). То же случилось и в битве на Неве. Господь помог правым и наказал напавших (Житие 1981:432). Здесь можно также отметить, что косвенно Новгород сравнивается с Иерусалимом. Также и на Чудском озере - как рассказывал автору жития очевидец - виден был " полкъ Бoжiй на воздусе " , пришедший на помощь Александру (Житие 1981:434). Автор жития много говорит о доблести, силе, военном искусстве св. Александра, но не забывает подчеркнуть, что все это дар Божий, а его победы - следствие помощи и покровительства Господня. В рамках нашей темы житие св. Александра Невского интересно еще одной деталью. При описании битвы на Неве впервые в древнерусской литературе называются по именам " шесть мужей храбрых " , особо отличившихся в битве, говорится об их должностях при князе и происхождении, об их подвиге во время сражения. Так некоторые из простых безвестных героев русской истории обретают свое имя, свое лицо, свой образ. Как и Владимир Мономах, князь Александр предпочитал войне перемирие; и в мирное время он воздвигал храмы, отстраивал заново сожженные города, собирал разбежавшийся или разогнанный люд. Он был искусен в военном деле, но никогда не делал его своей профессией, как например, ранее Святослав. Наконец, отметим, что Александр перед смертью принял монашеский постриг с именем Алексий, поэтому существует два основных иконографических образа благоверного князя: в княжеском одеянии и в схимническом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Внешний облик храма выполнен в стиле русско-византийского зодчества XVI – XVII веков: пятиглавие, шатровое завершение центрального объема, шестой купол над звонницей, горки кокошников в основании глав, галерея, опоясывающая здание, общее изобилие наружной декорации, ее многоцветие (кирпичный цвет стен, ковровые орнаменты черепицы, шатра и кровли). Собор имеет два престола: на верхнем этаже находится храм во имя Святителя Николая, на нижнем - во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Внутреннее пространство верхнего храма имеет форму креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на четыре колонны из цветного мрамора, с богато орнаментированными капителями и напоминает византийские храмы. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местные и праздничные ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны русскими художниками Н. А. Бруни и Н. Н. Харламовым в византийском стиле. Помимо традиционной иконы собор Святителя Николая украшен витражами – образ Святителя Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время II мировой войны, а также образы в трех верхних окнах алтарной апсиды – Господь Вседержитель, Божия Матерь и Св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, меньших размеров, освящена в память Императора Александра III во имя его небесного покровителя святого благоверного великого князя Александра Невского. Люстры храма, расписанные ажурным старославянским шрифтом, были подарены Императором Николаем II . Непосредственно строительными работами руководили архитекторы Ждакомелли и Румпельмайр. Храм закончен всего через шесть лет и освящен 17 апреля 1899 года (5 апреля по ст. стилю) архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом. Во время 1-й мировой войны Россия и Австро-Венгрия были врагами, поэтому в 1914 году храм был закрыт. В 1927 году храм был передан советскому полпредству в Австрии, но не использовался по назначению. После аншлюса Австрии в 1938 году советское полпредство было закрыто и с 1941 года в здании собора располагалась музыкальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=09086

8–9 марта сделали Крестный ход во Владимирскую епархию, в Боголюбово и во Владимир, в Успенский собор. 14–17 марта 2013 года Крестный ход во имя святого благоверного князя Александра Невского пройдет по территории Новгородской и Псковской епархии, на что получено благословение правящих архиереев. Маршрут крестного хода начинаем от Москвы рано утром 14 марта. Едем с иконами, огнем и молитвой по Ленинг радскому шоссе, заезд в Иверский монастырь на Валдае, молитва Иверской чудотворной иконе Божией Матери, потом по возможности заезжаем в дер. Хатоли, место подвигов старицы Марии, молимся в ее келье. Затем следуем в Великий Новгород в Собор Святой Софии. Будет отслужен молебен с акафистом перед чудотворной иконой «Знамение», молитва св. блгв. кн. Александру Невскому. Далее едем в Варлаамо-Хутынский монастырь, всенощная, молебен у мощей прп. Варлаама, панихида на могилке матушки Марии (Хатольской). 15 марта утром следуем на станцию Дно, молебен, крестный ход к Кресту, далее заезжаем в Царскую часовню у вокзала в Пскове. 15 марта в 14 часов организуется круглый стол по актуальным вопросам защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры, семьи и детей. В Храме св. блгв. кн. Александра Невского г. Пскова нас принимает отец Олег Тэор, всенощная часовне во имя Державной Божией Матери будет отслужен молебен. 16 марта будем на Литургии в Выбутах, там планируются мероприятия и крестный ход с участием Союза православных хоругвеносцев (они привезут большие воинские хоругви и стяги) и воинов Псковской военно-воздушной десантной бригады. На всенощную поедем в Печоры. Если Бог даст, туда же приедут ребята из Беларуси, я их прошу пройти до Мяделя вдоль границы. Сейчас это особенно важно: в Прибалтике сейчас идут натовские учения. После Выбутов возвращаемся в Печоры на всенощную и ночлег. 17 марта в Пскове в Снятогорском монастыре праздник во имя свт. Иоасафа Снятогорского. Там Собор Рождества Богородицы 13 века. Он решением губернатора передан монастырю, но музейщики подняли страшный шум. Монастырские теперь боятся им пользоваться. Нужно обойти этот Собор крестным ходом как мы это сделали на Рождество Богородицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/14/iz...

Храм сей трехэтажный, светлый. В главном среднем храме солея или место богослужения и алтари возвышаются семью ступенями на 1 1 / 2 аршина (1,07 м). Престолов всех восемь. В среднем этаже главный в честь чудотворной иконы Владимирской Божией Матери; правый – в честь Покрова Божией Матери; левый – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и Симеона Столпника. В верхнем этаже, или на хорах, правый – во имя святой мученицы Александры, антиминс на коем священнодействован и подписан в 1799 году Серапионом, епископом Дмитровским, викарием Московским; левый – во имя св. первомученика архидиакона Стефана, антиминс на нем священнодействован и подписан в 1791 году Платоном, архиепископом Московским. В нижнем этаже престол средний во имя Пресвятой Троицы, правый – во имя св. праведной Анны, левый – во имя св. великомученицы Екатерины 66 . Иконопись вообще здесь хорошая. Но лучшими в художественном отношении почитаются 10 икон: – местные пред главным алтарем – Спасителя и Богоматери; – святого благоверного князя Александра Невского; – также в главном алтаре особенного внимания заслуживает запрестольная икона в 9 аршин (6,4 м), изображающая сидящего во славе Спасителя: десницею Он благословляет предстоящих, в левой же руке – держава и скипетр; внизу иконы отчетливо нарисована Задонская обитель; – Спасителя и Богоматери в алтаре придела св. мученицы царицы Александры, на правой стороне хоров; – св. мученицы Валентины; – св. Марии Египетской; – жертвоприношение Авраама и – видение св. пророка Исаии. Некоторые иконы с надписями имен благотворителей. Для точного обозрения всего войдем, благочестивый читатель, вовнутрь сего величественного храма. Здесь, во-первых, подойдем к киоту за правым клиросом: в нем чудотворная икона Владимирской Богоматери – первое сокровище монастыря. Образ писан на доске корсунской иконописью 67 , высота его 9 1 / 2 вершка (43 см), ширина – 9 вершков (40 см); по сторонам изображения: с левой стороны – св. Димитрия Царевича, с правой – св. Василия Великого . Риза на иконе серебряная, вызолоченная, усердно украшена жемчугом и дорогими каменьями 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В 1882 году был совершен чин закладки храма. От Рязанского губернского правления смотрителем за построением храма был назначен губернский инженер Н.Н. Вейс. По распоряжению Егорьевского градоначальника Бардыгина храм начал строится на средства города, доходов городского банка, на суммы попечителей городского Успенского собора и добровольные пожертвования купцов, фабрикантов и жителей города. Егорьевский купец - фабрикант, бывший городской голова Давид Иванович Хлудов отдал все свои сбережения на строительство новой церкви и умер в нищете через 4 года. 25 октября (7 ноября) 1884 года благочинный церквей Егорьевского округа пртоирей Александр Светлов рапортовал в Рязанскую духовную консисторию: " Новая каменная церковь в городе Егорьевске, во имя св. Александра Невского, зданием окончена и покрыта железом с устройством 5 глав, но внутри оной никакой работы еще не производилось, равно трапезная и колокольня постройкою так же еще не начинались " . К этому времени губернский инженер Н.Н. Вейс, под чьим надзором велись работы, скончался, и строительство на некоторое время прекратилось. В мае 1885 года Рязанский губернский архитектор А. Кривцов после осмотра храма в своем рапорте на имя архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста просил немедленно остановить строительство, обнести здание оградой и предложил разобрать храм. Свое решение А. Кривцов обосновал появлением на своде трещин, которые, по его мнению, представляли угрозу обрушения здания. Автор проекта храма архитектор Каминский, снова по просьбе Бардыгина, предложил оригинальное архитектурное решение. Приложив к четырем основным столбам храма пилястры, он вывел на них вторые арки и продолжил строительство. В августе 1891 года, когда строительство трапезной храма было закончено, из Рязани прибыла комиссия под предводительством все того же Кривцова, которая после осмотра не дала разрешение на освящение собора ввиду того, что трещины в центральной части, по мнению губернского инженера, еще представляли опасность. Такие же резолюции следовали и в последующие годы. Однако запреты и предписания губернского инженера не препятствовали Никифору Михаиловичу и архитектору А.С. Каминскому продолжать строить и заниматься его внутренним убранством. По заказу Бардыгина настенная роспись в храме была сделана под руководством палехских мастеров братьев Сафоновых. Все стены были расписаны красивым орнаментом, среди которого расположились библейские сюжеты и изображения святых. Впечатляли массивные, художественно выполненные паникадила, изготовленные в Москве мастером Захряпиным, а также подсвечники, хоругви и лампады. 1 (14) октября 1897 года 1897 года епископ Рязанский и Зарайский Мелетий все же совершил Великое освящение храма. В 1898 году, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, благочинный Егорьевского округа протоирей Александр Светлов совершил освящение двух приделов храма. Правый придел был освящен в честь иконы " Знамения " Пресвятой Богородицы, а левый - во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=01798

Вероятно, участие Д. в проектировании собора во имя блгв. кн. Александра Невского с приделами св. равноап. Марии Магдалины и свт. Николая Мирликийского в Н. Новгороде (т. н. Новый Ярмарочный собор), сооружение к-рого было задумано после посещения в 1858 г. нижегородской ярмарки имп. Александром Николаевичем и имп. Марией Александровной и осуществлено на пожертвование кашинского купца 2-й гильдии Н. В. Терликова, избранного председателем Комитета по строительству храма. Составителем проекта стал губ. архит. Р. Я. Килевейн (1825-1895), предполагается, что Д. принадлежит авторство композиции храма (1864), имеющей 2 прототипа: ц. Благовещения Пресв. Богородицы при лейб-гвардии Конном полку в С.-Петербурге (архит. К. А. Тон, 1844-1849) и шатровый Борисоглебский собор в г. Старица (1558-1561, не сохр.). Однако 18 нояб. 1865 г. император утвердил «заменительный» проект неизвестного с.-петербургского архитектора. Д. принадлежит, вероятно, доработка художественной стороны проекта (1866-1867). В 1869-1875 гг. он вел наблюдение за строительством, которым руководил Килевейн. Храм, градообразующая высотная доминанта Н. Новгорода (освящ. 20 июля 1881, закрыт в 1930, в 1992 возобновлены богослужения), типологически близок к возведенным в то же время соборам во имя Успения Пресв. Богородицы в Гельсингфорсе (Хельсинки) (архит. А. М. Горностаев, проект 1859, 1860-1868) и во имя блгв. кн. Александра Невского в Париже (архит. Р. И. Кузьмин, 1859-1862). Собор представляет собой центрическое монументальное сооружение высотой 79 м, крестообразное в плане, с одной 5-гранной апсидой, завершенное пирамидальной композицией из пяти 8-гранных шатров, увенчанных луковичными главками. В сев.-зап. барабане устроена звонница. В декоре фасадов сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники в основании барабанов), с деталями романского и визант. происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). Д. принимал участие в устройстве иконостасов в 1876 г.

http://pravenc.ru/text/168672.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010