В церкви сохранялись вещи, связанные с памятью полководца. Здесь находился образ Спаса Нерукотворного, который побывал во всех походах Суворова, и семейная реликвия - икона Святых Адриана и Наталии - подарок Екатерины II. С 1911 г. при храме существовало православное братство. После ремонта 1912 г. церковь расширили пристройкой каменного придела, в который поместили образа, почитаемые в армии и на флоте. По материалам статьи И. А. Пономарева «К столетию открытия Суворовского музея». История Петербурга, Суворовская-Кончанская церковь при академии Суворовская церковь находилась на бывшем Преображенском плацу (по Таврической улице), возле здания Николаевской Академии Генерального Штаба. До 1900 г. церковь была в селе Кончанском, Новгородской губ. Боровичского уезда, где она была построена самим А.В Суворовым. В 1780 г. сельцо Кончанское, вместе с деревнями: Петрова гора, Дубня, Кривуха, Заручевье, Крепушно и Мельница, перешло во владение генерал-поручика А. В. Суворова. В ноябре 1785 г. он подал митрополиту Новгородскому и СПб Гавриилу, прошение, в котором просил: 1) " дать благословение на сооружение в его вотчине Боровичского уезда, в селе Кончанске, в его доме, во имя Александра Невского церкви, 2) по построении оной отпустить Св. Миро и Св. Антиминс и 3) произвести во священники из студентов, которому ежегодно производимо будет от него жалованье по сто рублев и содержание в пище " . 1.12.1785 г. митрополит поручил Боровичскому духовному правлению " осмотреть в доме господина генерала-порутчика и кавалера А. В. Суворова, состоящем в селе Кончанске, покой, в котором оной господин генерал-порутчик просит дозволения устроить церковь " . 7.05.1786 г. Боровичское духовное правление доносило, что " духовным правлением исполнение чинено и оказалось, что назначенные для церкви покои стоят на восток и близ его никаких к тому непристойностей не имеется, а при тех усмотрено, что реченный генерал-порутчик и кавалер А. В. Суворов уже церковь сооружать начал, коей построено уже до нижних полов. Она же церковь состоит против покоев в шестидесяти четырех саженях, а вышеозначенное его высокопревосходительства сельцо Кончан-ское в приходе имеется при церкви Рождества Богородицы, в Сопинском погосте, в коем сельце живущих крестьян находится 34 двора. От покоев его высокопревосходительства крестьянское строение отстоит в 34 саженях " . Таким образом, А. В. Суворов, в привычке которого были быстрота и натиск, но не проволочка и медлительность, начал постройку церкви, не дождавшись разрешения митрополита; в начале он думал устроить церковь в своих покоях, о чем просил митрополита, но начал постройку отдельным зданием в 64 саж. от своих покоев.

http://sobory.ru/article/?object=34533

После поражения в Первой мировой войне, отречения от престола царя Фердинанда и его бегства в Германию болгарским царем стал его сын Борис III – крестник русского Государя Николая II. По инициативе Болгарского Священного Синода в 1919 году вопрос о возвращении главному собору страны прежнего имени был положительно решен новым царем и Народным собранием (парламентом). А 12, 13 и 14 сентября 1924 года (когда в России уже не было царей, а святых не жаловало собственное, российское правительство) в атмосфере всенародного ликования совершился чин Великого освящения собора святого Александра Невского. Освящение проходило три дня подряд, потому что собор имеет три престола: центральный посвящен св. блгв. князю Александру Невскому, южный престол – св. Царю Борису-Михаилу, крестителю болгар, а северный – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. В постсоветский период война с памятью и русскими памятниками в Восточной Европе стала систематической и методичной. В Болгарии все эти годы ее ведет узкий круг людей, называемых либеральными СМИ «родолюбцами», на деле же - радетелями против всего русского даже в православии, где, как известно, «нет ни эллина, ни иудея». Посвящение Софийского митрополичьего собора греческой святой мч. Кириакии этих «родолюбцев» нимало не трогает, однако же посвящение Патриаршего собора святому, «не имеющему отношения к болгарским землям», вызывает крайнее раздражение даже у некоторых так называемых «практикующих» православных христиан. Им можно было бы задать вопрос: какое отношение к русским землям имеет прп. Исаакий Далматский, во имя которого был освящен главный и самый большой храм Российской империи? Но у этих людей совсем другая логика и другие задачи. Многими силами и, чего греха таить, большими деньгами политику пытаются навязать даже отделенной от государства Болгарской Православной Церкви, но милостью Божией даже светское болгарское общество пока еще не потеряло историческую память и духовный иммунитет, способность к сопротивлению навязываемым извне чуждым православному архетипу и народным традициям ценностям.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/20/v_bolg...

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

http://pravenc.ru/text/149843.html

Суздальский агиограф составил службу и Похвальное слово «новым чудотворцам» - Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и Похвальное слово содержатся в рукописи кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. В нек-рых списках службы хронологически последним именем является имя св. Василия Блаженного († 1557). В докладе Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Б. А. Тураев отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Г. «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с нее (например, седален по первом стихословии)» (цит. по: Афанасий (Сахаров). О празднике. С. 93). В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в Похвальном слове, список имен. Несмотря на то что составленная Г. служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в рус. литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», утвержденной на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Служба Г. была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в нач. XX в. (Служба всем святым Российским Чюдотворцем. М., 1911. Л. 1 - 23 об.), Похвальное слово в этих изданиях принадлежит не Г., а С. Денисову (см. Денисовы ). В качестве образца для Похвального слова Г. использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митр. Григория Цамблака, дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика , др. древнерус. житий. От произведения Григория Цамблака Похвальное слово Г. отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Трудно согласиться с Дмитриевой, датировавшей Похвальное слово ок. 1547 г. Исследовательница обосновывает свою т. зр. тем, что Г. «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»» ( Дмитриева. С. 170). Г. упоминает в сочинении, по-видимому, Похвальное слово (3-ю редакцию Жития св. Александра Невского), написанное по поручению митр. Макария во владимирском Рождественском мон-ре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его» - цит. по: Макарий (Веретенников). С. 141). Несмотря на то что Г. в Похвальном слове повествует о святых с разной степенью подробности и мн. имен не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления рус. святых.

http://pravenc.ru/text/166628.html

Богоявленская церковь к 1683 году обветшала, и князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские били челом Иллариону, митрополиту Суздальскому, дозволить снова выстроить каменную церковь. В храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: " Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте " и давалось подробное описание, как должен выглядеть храм. Новый храм строился с 1683 по 1687 года, он же стал усыпальницей рода Ромодановских. " ... в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми " . (1844 год) По преданию, в трапезной части храма (у западных врат) был ход под самую церковь, где проходили поминальные службы. Князья Ромодановские делали в свой монастырь богатые вклады. Судьба многих из них, к сожалению не известна. Среди них были: " Евангелие 1644 года, печатное, обложено серебром и золотом с каменьями " ; " потир серебрянный с позолотою " ; " блюдо большое серебряное с позолотою " с изображением родового герба; два больших серебряных с позолотою кадила; подсвечник серебряный; дорогое церковное облачение; иконы древнего письма. В Богоявленском храме хранилась также " много древних бумаг " . Отдельно от Богоявленского храма в северо-западной части расположена тёплая каменная церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Иссследователи-архитекторы относят время строительства церкви к XVII веку. Однако первое упоминание о ней встречается лишь в 1734 году в донесении князьям Головкиным. С упразднением монастыря в 1764 году церковь становится приходской, оставаясь тёплой церковью Богоявленского храма. В память спасения жизни императора Александра III в Париже 7 июля 1869 года состоялась торжественная закладка придела в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освящён придел в 1898 году. В XIX веке монастырь становится духовным и культурным центром для жителей посёлка. 1864 год - по инициативе И.А. Голышева было создано Богоявленское православное братство; 1870 год - вышел в свет иллюстрированный альбом " Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре " , демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. В 1887 году была выстроена часовня в юго-западном углу монастырской ограды, которая в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина. В 2001 году часовня была восстановлена и вновь освящена в честь св. блгв. вел. князя Александра Невского. Настенная роспись часовни, выполненная художником-реставратором В.А. Лебедевым, повествует о главных вехах жизни великого князя. Над воротами с западной стороны была устроена колокольня с высоким шпилем, на которой " ... в XIX веке располагались 8 колоколов. Подле её боевые часы на ходу. По обе стороны врат стояли пушки с лежащими около них ядрами " .

http://sobory.ru/article/?object=00857

Выстроенный в центре города с низкой застройкой, он стал господствующим и определяющим городской пейзаж. В 1833 году был разработан проект колокольни. Запроектированный Г.В. Петровым объем имел трехчастную композицию. Нижний ярус, более массивный и монументальный, решен с использованием дорического ордера, средний, более легкий - ионического, верхний ярус, самый изящный - коринфского. Все четыре фасада решены одинаково. Фасады первого яруса соответствуют виду собора. Общая высота колокольни с крестом 57 м. Стоит от здания собора на расстоянии 25,5 м. Вертикаль колокольни усилила выразительность ансамбля храма. http://places.arch-grafika.ru/news/2009-05-07-5 Кафедральный собор каменный, двухэтажный, теплый, построен в первой четверти XIX века тщанием бывшего саратовского губернатора Алексия Давидовича Панчулидзева; освящен в 1826 г. в честь св. благоверного князя Александра Невского. В верхнем и нижнем этаже собора по три алтаря. При соборе колокольня, каменная, начата постройкою в 1840 г. и окончена в 1845 г. на средства жены коллежского советника Марии Федоровны Дмитриевской. В нижнем этаже храма почивают два святителя: Саратовский епископ Евфимий, скончавшийся в октябре месяце 1863 г., и Саратовский епископ Авраамий, скончавшийся 23 октября 1893 г. Штат причта: протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона и два псаломщика. Капитал церкви: билеты на 12 211 руб. 82 коп., капитал причта 21 450 руб. Дом для причта церковный. Церковь-часовня на Никольской улице, приписанная к собору, каменная, выстроена городом в память избавления Государя Императора Александра II в 1866 г. от покушения Коракозова. Освящена в 1910 г. во имя Божией Матери живоносный источник. Служба в храме совершается ежедневно соборным причтом. «Справочная книга Саратовской епархии» г. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1912 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=24340

За все время своего существования институтская церковь, относившаяся к Придворному ведомству, была весьма почитаема гатчинцами. Известно, что в 1848 году местным купечеством было пожертвовано храму церковной утвари на 1.500 рублей. Доброй традицией выпускников института стало приобретение для своей церкви на сэкономленные деньги икон или иных предметов. Два особенных резных киота украшали храм. Один – с образами Небесных Покровителей членов Императорской Фамилии – был сооружен служащими института в память чудесного избавления Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. Другой киот с образом Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца был подарен Цесаревичем, Великим князем Николаем Александровичем будущим Царем-Мучеником, в воспоминание избавления его от опасности при покушении фанатика-японца во время заграничного путешествия 21 апреля 1891 года. Большой храмовый образ Св. Благ. Вел. Кн. Александра Невского в художественно исполненном позолоченном киоте был сооружен старостой храма, гатчинским купцом А.Ф.Барковым к престольному празднику 1897 года. При храме существовала обширная библиотека и знаменитый в Гатчинском уезде хор из воспитанников института. О причте институтского храма XIX века сведения весьма скудны. До 1865 года известно лишь имя долголетнего церковного старосты, Николаевского Сиротского института, коллежского асессора Автонома Степанова. Более двадцати лет, с 1886 года, законоучителем института и настоятелем его домового храма был священник Василий Гаврилович Чебышев. Впоследствии протоиерей, он был назначен настоятелем домовой церкви Свт. Николая Чудотворца при Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции в печально известном в советское время доме на Гороховой, 2. Судьба его, изгнанного из храма в 1918 году вселившейся ВЧК, вряд ли была благополучной… До 1896 года в институтской церкви ему сослужил диакон Алексий Тихонравов, впоследствии рукоположенный во священника и переведенный в клир Владимирской церкви в Петербурге. Последним настоятелем благополучных времен был священник Владимир Сейбук, диаконом – о. Алексий Глаголевский, а псаломщиком – Иван Солодовников, их подписи имеются на дошедших до нас метрических свидетельствах 1917 года…

http://sobory.ru/article/?object=24930

Автономная УПЦ имела в Мелитополе кафедральный собор, также во имя св. кн. Александра Невского, открытый в здании, в к-ром до войны работал центральный крытый рынок города. Выбор места был не случаен, т. к. на этой территории находился прежний кафедральный Александро-Невский собор, разрушенный в 30-х гг. XX в. В период оккупации в Мелитополе действовали также Алексиевский храм в пос. Круча, Николаевский храм в микрорайоне Нов. Мелитополь, Троицкий храм в пос. Кизияр и кладбищенский храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Мелитопольском р-не были открыты церкви в селах Песчаное, Терпенье, Нов. Николаевка, Вознесенка, Семёновка, Богдановка, Троицкое и Константиновка. В г. Осипенко (ныне Бердянск) в период оккупации возобновились богослужения в Христорождественском соборе, кладбищенском Николаевском храме и Кирилло-Мефодиевском храме в Рабочем поселке. Осипенковский (ныне Бердянский) р-н был территорией наибольшего распространения молоканства (см. Молокане ), в одном из центров секты - с. Нововасильевка (ныне поселок Приазовского р-на) в 1941 г. с миссионерскими целями был возрожден Богородице-Владимирский приход. Церкви были переданы старинные городские храмы края: Христорождественский в г. Васильевка, Николаевский в Ногайске, Николаевский и Покровский в г. Пологи, Успенский и Вознесенский в Б. Токмаке. В ряде городов и местечек все дореволюционные храмы и часовни были разрушены. Поэтому Троицкий приход в г. Гуляйполе, Петропавловский приход в г. Молочанске, Покровский в Орехове и Казанско-Богородичный в пос. Акимовка разместились в частных домах (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 24. Л. 166-168). В пос. Партизаны (ныне Новопавловка) Приморского р-на и в пос. Кизияр Мелитопольского горсовета храмы располагались в бывш. церковных сторожках. При освобождении Мелитополя от фашистов в окт. 1943 г. подавляющее большинство духовенства во главе с еп. Серафимом уехало в эмиграцию. Регион покинули почти все автокефалистские клирики. В Мелитополе остались двое священнослужителей - настоятель Александро-Невского собора прот. Василий Углянский (вскоре переведен в Крымскую епархию) и настоятель Алексиевского храма в микрорайоне Круча свящ. Феодор Станкевич. При этом были даже случаи открытия новых храмов. Так, в с. Б. Знаменка в 1944 г. был возобновлен единоверческий приход, существовавший до 1938 г., его настоятелем стал бывш. старообрядческий свящ. Прокопий Чурков.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

В первые годы своего изгнания в Дании вдовствующая императрица летом жила на вилле Видере под Клампенборгом, а зимой — во дворце Кристиана IX в Амалиенборге. В последние же годы она круглый год проживала в Видере. Эту виллу она еще в 1906 году купила вместе с сестрой Александрой, чтобы иметь собственное жилье в Дании после смерти отца. В Видере проживала также дочь Марии Феодоровны великая княжна Ольга с мужем и двумя сыновьями. В Дании вдовствующая императрица Мария Федоровна стала центром притяжения для колонии русских эмигрантов. Она играла также важную роль в жизни русской православной общины в Дании. Церковь св. благоверного князя Александра Невского была построена в Копенгагене на Бредгаде в 1881-1883 годах. На её строительство крупную сумму пожертвовал и русский император Александр III, чтобы, находясь в Дании, он и Мария Феодоровна могли посещать православный храм. Вдовствующая императрица часто бывала в этой церкви, пока жила в Дании, и теперь в дворике церкви установлен ее бюст. До конца жизни она так и не поверила в гибель своих сыновей Николая и Михаила, невестки и внуков.  Земная счастливая, затем трагическая жизнь принцессы Дагмар, ставшей по провидению Божиему Русской Императрицей Марией Феодоровной, окончилась на 81 году жизни 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена накануне Дня Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Так Царица Небесная упросила Господа Иисуса Христа принять душу, призывавшей Ее Пресвятое Имя и прибегавшей к Ней всю свою жизнь русскую Царицу Марию. К тому времени оставили мир все самые близкие и дорогие ее сердцу люди. Лишь Августейшие дочери ее Великие Княгини Ксения и Ольга оставались рядом в последние минуты жизни, они облегчили душевные страдания Государыни. Ее отпевали в церкви Св. Александра Невского 19 октября 1928 года, похоронили в усыпальнице датских королей. Россия ожидает возвращения на родину праха Императрицы-изгнанницы, чтобы навсегда упокоилась тело Царственной матери Святого Государя Мученика Николая II Многострадального рядом с гробницей горячо любимого ею державного супруга Императора Александра III Александровича и сына Великого Князя Георгия Александровича, под сенью православного собора Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Перенесение останков Ее императорского Величества из датского королевского пантеона  в Роскильде в  усыпальницу российских монархов имеет исключительное историческое и нравственное значение для России.

http://patriarchia.ru/db/text/143974.htm...

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина " Спаситель Благословляющий " Антониса ван Дейка, " Воскресение Христово " Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон. Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова. Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " . Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

http://sobory.ru/article/?object=01557

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010