12 сентября 1957 года, в день перенесения мощей св. князя Александра Невского в Петербург, храм был торжественно освящен Митрополитом Елевферием в сослужении с Епископом Алексием и многочисленным духовенством. На следующий день был освящен боковой придел собора во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Реставрационные работы во храме велись в 1957–60 годах под руководством архитектора X. Д. Халтурина. Живопись восстанавливалась художником-реставратором Н. В. Перцевым. В этом году храм отметил свое 200-летие. 11 сентября вечером Святейший Патриарх Алексий возглавил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе в сослужении с Митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном, Архиепископом Никоном, Архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом, Епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, Епископом Новгородским и Старорусским Львом, Епископом Истринским Арсением; а 12 сентября – Божественную литургию в соборе. В июне 1990 года Свято-Троицкий собор стал центром торжеств, посвященных 750-летию Невской битвы. Свято-Троицкий собор – одна из старейших святынь нашего города, и ныне поражает своим великолепием. Мощный купол собора и две колокольни, примыкающие к западному фасаду храма, доминирует над Лаврой. С западной стороны храма устроена паперть со множеством колонн. Здесь три двери. Над центральными дверями два Ангела держат золоченый щит, на котором изображен орденский знак св. князя Александра Невского. На стенах храма, над входными северными и южными дверями с внешней стороны выполнены лепные горельефы на Ветхозаветные сюжеты. Главная святыня соборного храма и всей Лавры- мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи почивают в кипарисовом ларце, в раке, устроенной под сенью за правым клиросом. В июне 1724 года святые мощи были по указанию Императора Петра Великого подъяты из Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме и препровождены сухим путем до Новгорода и далее водою до С.-Петербурга. 30 августа (12 сентября/н. ст.) 1724 года св. мощи были встречены при устье реки Ижоры Императором Петром Первым и перенесены на особую галеру, на которой и были доставлены в С.-Петербург. Под колокольный звон и гром орудий при огромном стечении народа св. мощи были торжественно внесены в Александро-Невский монастырь, где и были поставлены первоначально в Благовещенской церкви, а затем (с 1790 г.) – в Свято-Троицком соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинг радского и Новгородского Алексия (Ридигера; 1990-2008 гг. Патриарх Московский и всея Руси) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского, а во второй половине 2000 г. были «окончательно переданы» РПЦ все здания лавры. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; покоится на Никольском кладбище лавры), возглавлявший Петербургскую кафедру с 1990 по 1995 гг., положил много сил для возрождения богослужебной жизни в своей епархии. Именно при нём была открыта Александро-Невская лавра, здесь возобновилась монашеская жизнь, начал издаваться просветительский журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», стала выходить первая городская православная газета «Православный Санкт-Петербург». В те годы открывались храмы, благотворительные богадельни, началась активная церковная жизнь. Труды по возрождению Александро-Невской обители продолжает митрополит Владимир (Котляров), нынешний глава епархии. «В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь. - писал М.И. Пыляев в своей известной книге " Старый Петербург " (1887). - По преданию, монастырь построен на том месте, где св. благоверный Александр Невский разбил шведов 15(/28) июля 1240 года. В ознаменование победы Невского место это было названо Петром " Виктори " . Император, обозревая эту местность в 1711 году, указал здесь строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского, и в то же время хутынский архимандрит Феодосий водрузил здесь крест с надписью " На сем месте создатися монастырь " . В 1712 году приступили к работам и 25 марта(/7 апреля) следующего года здесь была освящена деревянная церковь Благовещения и началось монастырское общежитие. В 1717 г. император утвердил план архитектора Андрея Трезина для будущих каменных построек, над которыми главным наблюдателем поставил князя А.Д. Меншикова. На постройку употреблялись суммы, дарованные от казны, а также сборы от погребения в монастырских церквах, главный же доход монастыря был от крестьян, которых было приписано к Невскому монастырю 25 464 душ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Так как скит расположен на крутой горе, то воду достать можно было только из реки Тускари. В осеннее и весеннее время года, вода стекая с гор, была очень плохая, да и носить воду было очень трудно, почему монахиня Феофания, которая была в то время смотрительницей скита, в 1909 году устроила артезианский колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминается в синодике монастырского скита. Колодец в настоящее время не сохранился. Заслуга в создании и строительстве скита св. блгв. кн. Александра Невского принадлежит Игумений Софии. В миру Стефанида Васильевна Ступина, дочь городничего г. Обояни, получила образование в Харьковском институте благородных девиц. Приняв монашество в 1843 г. с именем Софии в 1865 году посвящена в сан Игумений Высокопреосвященным Илиодором. Управляла монастырем 44 года. Умерла в 1909 году на 102-м году жизни. Ее могила была вновь обретена в 1999 году монахиней Серафимой Коноваленко, которая милостию Божией удостоена была с 1998 по 2003 г. восстанавливать Курский Свято-Троицкий женский монастырь. После революции 1917 года Скит св. блгв. кн. Александра Невского постигла участь всех монастырей Русской Православной Церкви. В докладе секретаря Губисполкома Казанского от 18/П 1925 года мы читаем: «На Ваше отношение 102734 сообщаем нижеследующее: 1) Всего закрытых монастырей в Курской губернии – 12; 2) Не закрытых – 3; 3) Особого внимания по количеству имущества заслуживают следующие монастыри: Монастыри Шуклинский Александро-Невский женский Курского уезда, Скит «Лог» Белгородского уезда и Коробкинский Льговского уезда еще функционируют, имущество их не учтено, хотя имеются казенные постройки и утварь. В рапорте инспектора Введенского читаем следующее: «Шуклинский Александро-Невский женский монастырь, числящийся закрытым с 1922 год фактически не закрыт и до сих пор. Те же самые монахини, жившие здесь ранее, а частью переселившиеся сюда, правда в незначительном количестве, из б. женского Курского монастыря, продолжают свою деятельность в Шуклинке, имея свою Игумению, казначейшу и прочих; нач. лиц. В пределах монастыря имеется 22 монашеских домика с келиями из которых в 20 живут монахини в числе до 60 человек и среди них 1 священник. Обследование монастыря с целью выявления Госфонда производимое путем тщательного осмотра каждой келий, при чем установленная наличность чисто монастырского имущества занесена в прилагаемый при сем акт. При выявлении имуществ в Госфонд никаких эксцессов со стороны монахинь не было».

http://sobory.ru/article/?object=17423

В 1839 г. был составлен проект плана господином Витбергом и в том же году было получено разрешение высшего начальства на построение храма по сему плану. 20 августа 1839 г. была совершена закладка храма и тотчас начались работы по сооружению собора. С 1841 г. работа была приостановлена за неимением строительных материалов. 12 мая 1847 г. снова началась кладка, которая и была кончена 28 августа 1848 г. В 1864 г. торжественно собор освящен: главный придел во имя Св. Благоверного князя Александра Невского – 8 октября, правый придел во имя Св. Георгия и Праведной Анны – 11 октября, а левый придел во имя Св. князя Владимира – 18 октября. В.И. Шабалин. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» Начат постройкой в 1839 г., в память посещения в 1824 г. Вятки Государем-императором Александром I по плану архитектора академика Витберга, окончен и освящен в 1864 г. 8 октября. Построен на пожертвования, собранные со всего Вятского края. К сему собору приписан Богоявленский собор, каменный, построен в 1710 г. Зданием каменный, с четырмя по углам башнями, из коих на 1 помещаются колокола. Престолов в нем три: главный во имя благоверного Великого князя Александра Невского; правый придел во имя св.мч. Георгия и праведной Анны; и левый во имя святой равноапостольного Великого князя Владимира. Утварью достаточен. Причта по штату в 1885 г. положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Земли при сем соборе усадебной около 1500 кв. сажень, сенокосной 2 дес. и 2233 кв. сажень, документ на сии земли есть. Усадебной землею священо-церковнослужители владеют сами, а сенокосная отдается в аренду по дом условию, получая с арендатора в год до 20 р. Александро-Невскому собору принадлежит 2 каменных дома, из коих 1-этажный пожертвован чиновницею Алексеевою, а другой 2-этажный пожертвован Вятским купцом Георгием Митяниным. В первом доме кварирует протоиерей, второй дом отдается согласно духовным завещаниям в арендное содержание и весь доход от арендатора поступает в церковную казну. Прочие члены причта, служащие при соборе священник и диакон, состоящий на диаконской вакансии, имеют помещения в домах, приписанных к соборной Богородицкой церкви; штатный диакон и состоящий на псаломщической вакансии диакон получают квартирное пособие от собора.

http://sobory.ru/article/?object=23541

Молчанов, директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации; С.Г. Обрывалин, первый заместитель министра культуры Российской Федерации; А.Ю. Манилова, статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации, руководитель рабочей группы государственного и церковного оргкомитетов по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского; О.С. Ярилова, заместитель министра культуры Российской Федерации; О.С. Королева, заместитель директора Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации; А.В. Громова, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»; М.Н. Белогубова, специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга в Москве; И.К. Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа; А.В. Рогожин, заместитель генерального директора Уральской горно-металлургической компании, председатель правления программы «Александр Невский». Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом , в котором отметил, что имя Александра Невского стало одним из символов не только России, но и всей русской цивилизации. О ходе подготовки к проведению юбилейных торжеств рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, председатель государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. князя Александра Невского. «Эта дата имеет общегосударственное значение, и, как Вы отметили, Ваше Святейшество, князь Александр действительно вошел в историю России как великий государственный деятель, как воин, как дипломат, который сыграл решающую роль в утверждении суверенной политики нашего государства и, что важно, в сохранении православной веры», — отметил Д.Н. Чернышенко. По его словам, государственным Оргкомитетом утвержден план из мероприятий по подготовке и проведению празднования, насчитывающий 135 образовательных, просветительских и выставочных проектов, предусматривающий создание новых туристических маршрутов, проведение научных конференций, исторических и литературных конкурсов, реконструкций и другие мероприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/5691912.ht...

Во-вторых, активным «двигателем» вопроса выступил Алексей Венедиктов, который является категорическим противником возвращения «железного Феликса». Похоже на то, что Венедиктов, пользуясь своими связями в Кремле и на Старой площади, и предложил такой вариант решения вопроса. Накануне принятия решения Советом ОП Москвы (с подачи Венедиктова) в программе на «Эхе» он приоткрыл некоторые нюансы аргументации. Венедиктов заявил, что при таком сценарии будет идти речь о двух символах: «Дзержинский – это символ реванша, а Невский – это символ строительства новой империи». Причём, либералы обвиняли Венедиктова в том, что он темой памятника «железному Феликсу» «перебивает повестку», отвлекает внимание от главной либеральной темы – Навального. На что Венедиктов парировал: «Я поломал бюрократический договорняк». То есть он представляет свои усилия как подвиг во имя либеральной России, чтобы не допустить реванша. В-третьих, в условиях государственного празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. Александра Невского легко обратиться к имени Великого князя. Он сейчас на слуху, памятник ему вполне уместен в памятный год. Хотя самого памятника-то еще нет, его надо изготавливать, проводить конкурс, обсуждать варианты. Всё это, кстати, также станет медийным событием, создающим позитивную общественную повестку в год выборов в Государственную думу, что, по мнению многих, может стать поводом для очередной попытки организации «цветной революции». Позитивная повестка помешает накачиванию общества негативными настроениями, без которых протестные акции невозможны. Словом, всё это в совокупности создаёт впечатление, что вопрос с памятником на Лубянской площади принципиально «наверху» решён. Конечно, памятник русским «рыцарям плаща и кинжала» на Лубянке смотрелся бы куда более органично и уместно. Впрочем, и святого благоверного князя Александра Невского вполне можно представить как русского разведчика – в Орду он ездил, тайные переговоры вёл и даже ханского сына Сартака, который был по преданию христианином и побратимом Александра Невского, «завербовал». Как знать, не отравили бы Сартака, когда он ехал вступить на престол после смерти своего отца хана Батыя, и совсем по-другому могли разворачиваться события.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

На основании решения муниципалитета Бизерты от 11 сентября 1937 в том же году началось строительство каменного храма во имя св. Александра Невского – первой русской церкви, возведенной на территории Африки. Здание строилось по проекту и под руководством военного инженера – полковника императорской армии Н. С. Сухаржевского. Торжественная закладка храма состоялась 10 октября. Строительные работы завершились через год, торжественное малое освящение храма отцом Константином Михайловским состоялось 10 сентября 1938. В 1939 была окончена внутренняя роспись церкви. Первым ее настоятелем служил протоиерей Иоанникий Полетаев. Сразу же после освящения в храм передали на постоянное хранение исторический Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец». В архитектурном украшении церкви было использовано много предметов с линкора «Генерал Алексеев». Купивший судно инженер и купец А. П. Клягин передал Комитету по сооружению храма-памятника корабельные якоря, люстры и мраморные плиты. Небольшой пятиглавый храм был сооружен в стиле русских церквей XVII века (в традициях суздальских и вологодских земель) и стал единственным храмом-памятником Черноморской эскадры российского флота. На правой внутренней стене церкви установили таблицу с названиями 33 боевых русских кораблей, пришедших в 1920 в Бизерту, а через несколько десятилетий – и мемориальные доски с именами морских офицеров русской эскадры. В Александро-Невский храм были переданы старинные иконы с кораблей (в том числе образа Христа Спасителя, Божией Матери, святых Константина и Елены с линкора «Георгий Победоносец»), различные флотские реликвии и документы. Вместо алтарной завесы на Царских вратах повесили Андреевский флаг, сшитый женами и вдовами моряков; подсвечниками первоначально служили снарядные гильзы. Фрески на стенах церкви, отдельные иконы и почти все храмовые украшения были выполнены самими прихожанами и членами клира. Иконы иконостаса и фигуры двух евангелистов в верхней части свода были выписаны художником Г. Чапегой, малые иконы иконостаса – В. Н. Зверевым, икону в киоте святого благоверного великого князя Александра Невского написал сын директора Морского корпуса вице-адмирала А. М. Герасимова В. А. Герасимов, икону «Тайная вечеря» – Г. М. Янушевский, крест над киотом – старший лейтенант А.С. Манштейн (он же сделал большинство киотов). Во второй половине 1940-х архитектор М. Ф. Козмин написал образы еще двух евангелистов в верхней части церковного свода. Входную дверь храма в первой половине 1950-х оформил его тогдашний настоятель протоиерей Иоанн Малиженовский, а решетку церковной ограды сделал многолетний председатель приходского совета М. В. Михайлов. В храме проходили прощальные церемонии по кораблям эскадры, здесь отпевали российских моряков, прежде чем проводить их на бизертское кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=09650

Храм Александра Невского был закрыт в 1934 году (постановление Облисполкома 7378 от 3 февраля 1934 г.), вновь открыт по просьбе верующих в 1946 году. Окончательно закрыли церковь в 1962 году, разрушили в 1968 году, снесли купола и звонницу храма. Позднее были утрачены дверные полотна, рамы оконных проёмов, пол, деревянные хоры, лестницы на хоры и колокольню, убранство интерьера и ограда церкви. Более двадцати лет церковь находилась в запущении. Старинный полуразрушенный храм был возвращен Русской Православной Церкви в 1990 году благодаря хлопотам епархиального руководства и содействию В.М. Ноздрюхина, возглавлявшего в то время районную администрацию. Вскоре началось его восстановление под руководством протоиерея Николая Чугайнова. Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы, находившиеся в запасниках Новосибирской картинной галереи, и Распятие, хранившееся в тайнике у А.П. Сизиковой, старосты прихода. 19 июля 1992 года, после завершения реставрации Владыка Тихон совершил торжественное освящение храма, в котором уже трудились первые сестры. При храме был открыт женский монастырь. Источник: Церковь каменная, однопрестольная, во имя Св. Благоверного князя Александра Невского, построена в 1887 г. Земли при ней нет. Расстоянием от г. Томска 217 верст. Состав прихода: заштатный город Колывань, деревни: Большой Оеш, смежен с городом, Малай Оеш в 7 верстах и Киселева, прихожан обоего пола 4329 душ. Причта по штату: священник и псаломщик, содержание причта при готовом причтовом доме для священника и квартирном пособии от прихожан псаломщику: жалование от прихожан 270 руб., руга от них же 150 пуд. и доходы от треб до 660 руб. В приходе церковно-приходская школа, помещается в собственном доме. В деревне Большом Оеше церковная школа грамоты. Церковно-приходское попечительство существует с 1900 г. Священник Стефан Васильевич Болоткин, рукоположен во священника 30 мая 1893 г., последнюю награду камилавку получил в 1910 г, на настоящем месте с 1907 г., псаломщик Вас. Петр. Митропольский, состоит в должности псаломщика и на настоящем месте с 5 апреля 1894 г., посвящен в стихарь в 1909 г.

http://sobory.ru/article/?object=19203

Церковь святого благоверного Князя Александра Невского, расположенная в верхнем этаже административного корпуса СИЗО соединяющего крестообразные арестантские корпуса, является смысловым и композиционным акцентом всего тюремного комплекса. Это пятиглавый храм построен на частные пожертвования. Освящен в 1890 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского. В ноябре 1918 г. тюремный храм закрыли, с его куполов были демонтированы кресты, помещение долгое время использовалось как клуб. Все фрески на стенах были закрашены. После перестройки храм вновь стал действующим. В тюремной церкви на свои места установлены престол и иконостас, восстановлены регулярные богослужения. В январе 2004 г. купола храма вновь увенчали утраченные после революции кресты. Историческая справка Следственный изолятор 1 среди населения Санкт-Петербурга и многих других городов нашей страны более известен под названием " Кресты " . Этот большой архитектурный комплекс находится на учете в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации Санкт-Петербурга. История учреждения насчитывает более 110 лет. Изначальное назначение комплекса - одиночная тюрьма. До 16 века в истории России сведения о строительстве тюрем отсутствуют. Местом заключения служили помещения наименее удобные для жизни: погреба, ямы и подвалы. Условия содержания были очень тяжёлые. Как самостоятельный вид уголовного наказания, тюремное заключение впервые предусматривалось в Судебнике 1550 года. Чуть позже появляются упоминания о строительстве каменных -тюрем. До отмены крепостного права преступление, совершенное крепостным, каралось властью помещика. После 1861 года крестьянин подпадал под общий суд, и в случае обвинительного приговора подвергался тюремному заключению. Отмена в 1863 году телесных наказаний также привела к увеличению видов преступлений, наказуемых тюремным заключением. Таким образом, во 2-Й половине 19 века, как никогда ранее, возникла необходимость принятия решительных мер по упорядочению тюремного дела. В марте 1879 года в составе Министерства внутренних дел России было образовано Главное тюремное управление. По замыслу его учредителей, оно было призвано стать высшей инстанцией, осуществляющей руководство органами тюремного ведомства. В числе первых решался вопрос о тюремном строительстве. Для изучения тюремного дела были командированы за границу несколько лиц. Среди них - Антоний Иосифович Томишко - уроженец Австро-Венгрии, долгое время живший в России, а ко времени командировки - академик архитектуры и штатный архитектор Главного тюремного управления. В обширной инструкции было рекомендовано: " Тюрьма должна быть построена прочно и удобно, но совершенно просто, без лишних украшений и роскоши, нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

25 апр. 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. Хиротонию в таллинском соборе во имя св. кн. Александра Невского совершили Таллинский митр. Александр (Паулус), архиеп. Нарвский Евсевий (Гроздов). И. возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с зап. традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при И. в Печерском мон-ре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В февр. 1928 г. воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эст. гос-вом в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 нояб. 1925 г. И. вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение И. осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат Президента Эстонской республики, в прошлом один из школьных наставников И., рекомендовавший его для поступления в ДС. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль. В авг. 1928 г. И. участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), к-рый прошел в Печерском мон-ре. И. активно боролся за сохранение в Таллине правосл. Александро-Невского храма, к-рый пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В нояб.-дек. 1928 г. составил «Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения». В июле 1929 г. был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1930 г. избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 г. в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства. В 1929 г. И. стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы правосл. Церкви и рус. меньшинства. В дек. того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В нач. 1930 г. И. вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 г. неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.

http://pravenc.ru/text/469460.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010