Ближайшие церкви: Голгофская в 25 верстах; Малупская в 30 верстах; Мариенбургская в 30 верстах. Церковный староста в 1905 году Антоний Давидович Аболинь. Церковный староста в 1909 году Антоний Петрович Войт. Приходское училище открыто в 1851 году и помещалось в церковно-причтовом доме. В 1881 году построен на средства Рижской епархии собственный школьный деревянный дом. Вспомогательное училище: Белавское (Белява), Гулбенского р-на. Открыто в 1851 году и с 1893 года помещается в собственном деревянном доме, построенном на средства Рижской епархии. В церковной ведомости за 1910 год написано, что крыша подвергается быстрой порче и требует неотложного ремонта. Ремонт требуется как снаружи, так и внутри храма. По смете, составленной Церковным попечительством, на ремонт требуется 541 рубль 50 коп. Латвийский ГИА, фонд 4754, опись 2, дела: 170, 171, 225. «Клировые ведомости Рижской епархии» за 1895,1896, 1909 гг . Брошюра «Столетие православной церкви Святого Александра Невского в Стамериене». Изд. 2004 г. Газета « Виноградная лоза» 10 (89) 2005 г. «О Стамериенском Александро-Невском храме», статья ин. Евфросинии. Ирина Сазонова «Бывают странные сближения», 12, 2006 г. Сложная и затейливая, многоярусная архитектурная композиция церкви строго соответствует канону. Доминирует высокий четверик основного объема храма, решенный в крупных формах и увенчанный пятиглавием. Над притвором взлетает ввысь стройная пятиярусная колокольня, завершенная высоким шатром с маленькой главкой и крестом. Небольшой главой отмечены низкие пристройки алтарной части. Церковь имеет крестовый план. Рукава планировочного шестиконечного креста образованы трапезной частью церкви, боковыми и алтарными пристройками, небольшими выступами притвора. Фасады трансепта акцентированы большим двойным окном. Орнаментальный декор фасадов решен в стиле эклектики. На окраине местечка Стамериена, отражаясь в глади озера, стоит каменная православная церковь св. Александра Невского. Заложенная в 1902 году, она вознеслась над округой пятью куполами храма и колокольней. Предполагалось, что новый храм сможет вместить до 700 человек. Строительство закончили через два года, и 6 июня 1904 года ее освятил во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). Предшественницей этого здания была одноименная деревянная церковь, построенная на правительственные средства в 1851 году по типовому проекту православных культовых сооружений в Лифляндской губернии. Тогда же соорудили причтовый дом, где разместили и приходское училище. А годом ранее, по указу Святейшего Правительствующего Синода, в Стомерзее (Стамериена) открыли приход.

http://sobory.ru/article/?object=07855

В 1996 г. храм получил малый иконостас с иконами житийного цикла Св. кн. Александра Невского работы палехских мастеров — дар патриарха Алексия II. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» К сожалению, в вышепомещённой статье Олега Гусарова содержится ряд серьёзных неточностей. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи 1916г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 96-го Омского пехотного полка, расквартированного во Пскове, был заложен 11 Июня 1907г., в течение года выстроен и торжественно освящён 4 Октября 1908г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В 1924г. храм был закрыт, а в последующие годы обезглавлен и превращен в так называемый " революционный красноармейский театр " , с 1947г. ставший гарнизонным Домом офицеров, а в последствие превращенный в обычный склад. В 1990г. храм был возвращен РПЦ и благодаря трудам его настоятеля прот.Олега Тэора стал быстро возрождаться и восстанавливаться (проект его восстановления был разработан московскими арх.А.И.Храмцовым и Н.С.Василенко). С 1992г. в храме начались регулярные Богослужения. Неподалеку от него в 1996г. была выстроена часовня во имя Державной иконы Божией Матери, рядом с которой установлены плиты с именами псковичей, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В настоящее время при Александро-Невской церкви, которая является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, работают воскресная и иконописная школы, библиотека и музей. Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, стр.115 Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного князя Александра Невского, 4-е изд., исправленное и дополненное, Псков, 2007 Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

http://sobory.ru/article/?object=01923

Следующий доклад «Александр Невский и евразийцы» прочитал директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена доктор исторических наук Р.А. Соколов, отметивший, что после революционных событий 1917 года имя Александра Невского практически не встречалось на страницах советских научных изданий в течение двадцати лет. В то же время политическая деятельность и биография великого князя привлекали пристальное внимание исследователей в эмиграции, среди которых докладчик выделил Г.В. Вернадского и Н.А. Клепинина, в исследованиях которых просматривается увлеченность евразийскими идеями. Доклад «Когда родился Александр Невский?» в дистанционном формате представил ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук К.А. Аверьянов. Он пояснил, что русские летописи не содержат прямого известия о дате рождения Александра Невского, что неизбежно приводит к косвенным методам установления этой даты. Автор сообщения предложил анализ традиции «постригов» княжичей, проводившихся в трехлетнем возрасте, и пришел к выводу о рождении великого князя в 1220 году. После обеденного перерыва выступил главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии доктор исторических наук М.В. Шкаровский. Он представил доклад «Судьба мощей св. князя Александра Невского в XVIII-XX веках», в котором на основании архивных документов проследил историю смены места пребывания мощей благоверного князя: от перенесения их Петром I в Петербург, вскрытия раки в 1917 году, дальнейшего их пребывания в различных музеях Советского Союза и до возвращения их Церкви в 1989 году. С докладом «Первое чудо Александра Невского: коллизия агиографии и церковной практики» выступил заведующий сектором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева доктор исторических наук О.Г. Ульянов. В своем сообщении автор впервые в исторической науке осуществил верификацию агиографических и летописных сведений о захоронении князя Александра Невского в сопоставлении с археологическими данными. Докладчик подверг критическому разбору мнение о том, что первое посмертное чудо касается «прощальной» грамоты с текстом разрешительной молитвы. На основании анализа древнерусских источников автор пришел к выводу, что речь идет о «душевной грамоте», но никак не о «прощальной» («разрешительной»). Озвученные в ходе доклада данные также позволили впервые точно установить место и время погребения святого благоверного князя Александра.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5709079...

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Храмовъ два: 1) деревянный во имя св. Троицы; 2) каменный во имя св. Александра-Невскаго (заложенъ въ 1894 г.). Две гостинницы для богомольцевъ. домъ. Монастырь владеетъ 268 дес. земли. Монахинь и послушницъ 70. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, стр.526 Троицкий Александро-Невский женский монастырь расположен на правом берегу реки Нудоль в 26 км к юго-западу от райцентра (г. Клин) и в 76 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году в монастыре находились два храма: Троицкая деревянная зимняя церковь построена в псевдорусском стиле в 1890 году. (Разобрана в 1930-х гг.) Никольская каменная церковь с приделами Иверской иконы Божией Матери, прп. Тихона Калужского и вмц. Параскевы построена по проекту арх. И. П. Машкова в 1902-1905 гг. (ныне собор Александра Невского). Кроме этого, в обители с 1892 года по проекту арх. А. С. Каминского велось строительство большого пятикупольного каменного собора св. блгв. кн. Александра Невского, в котором предполагались приделы иконы Божией Матери " Скоропослушница " и вмч. Пантелеимона. Но из-за недостатка средств храм не был достроен, а в сер. ХХ века - разобран. За стенами обители в 1899-1900 гг. была построена на средства куп. П. П. Смирнова по проекту арх. И. С. Кузнецова деревянное здание монастырской церковно-приходской школы, в которой была устроена церковь ап. Петра и прмц. Евгении. Школа с храмом разобрана в 1924 году. В 80-х гг. XIX века бывший крепостной крестьянин Клинского уезда Федор Осипович Захаров, испытывая глубокую благодарность к императору Александру II и его преемнику Александру III, решил увековечить их имена созданием в сельце Акатово, принадлежащем ему, каменного храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского с женским общежитием на 12 человек, чтобы здесь возносились непрестанные молитвы об этих монархах. Кроме строений и земли в с. Акатово, Ф.О. Захаровым была пожертвована значительная денежная сумма на устройство общежития. После прохождения необходимых юридических процедур, в 1889 г. последовало официальное разрешение Святейшего Синода на создание обители, однако это решение не застало в живых Ф.О. Захарова, уже скончавшегося к этому времени.

http://sobory.ru/article/?object=08561

В начале лета 1876 г. произошла закладка церкви. В храме хранилась медная доска, на которой были выбиты следующие слова: " Во имя Отца и сына и Св. Духа. Основана сия церковь в честь Св. Александра Невского и в память освобождения от обязательного труда заводских мастеровых 8 марта 1861 г., при державе Благодетеля-Государя, самодержавного Великого Государя Императора Александра Николаевича, при Святительстве Преосвященнейшего Митрофана Епископа Оренбургского и Уральского, в лето от сотворения мира 7384 от воплощения Бога Слова 1876 июля месяца 3 дня " . Церковь была построена по проекту и чертежам Павла Степановича Гонышева. Общая стоимость строительства составила 80 тыс. руб. По поводу затраченной суммы неоднократно и язвительно выступали старообрядцы, называя эти деньги " нечистыми " , т. к. они были взяты из доходов от виноторговли в общественных заведениях. Этому обстоятельству приписывали все неудачи, связанные со строительством храма. Дело в том, что он частично был поставлен на сваях и давал неравномерную осадку. 19 ноября 1881 г. в торжественной обстановке в присутствии 13 пресвитеров состоялось освящение храма во имя св. благоверного князя Александра Невского. По красоте новосозданный храм Миасского завода занял одно из первых мест среди церквей Оренбургской епархии. В фондах Миасского краеведческого музея хранится единственное фото этого замечательного храма, выполненное в 1938 г., за год до его разрушения. К сожалению, недолго он украшал город. После Октябрьской революции новая власть стремилась уничтожить духовные центры всех религиозных конфессий. В городском архиве Миасса хранятся " Документальные материалы по делам религиозных культов " . Самый ранний документ относится к 1923 г. 25 октября этого года был подписан договор между верующими Александро-Невской церкви и Златоустовским Советом рабочих и крестьянских депутатов. Он может служить неплохим историческим источником, дающим представление об устройстве церкви: храм каменный, холодный, с 17-ю окнами и решетками; полы чугунные; у церкви - пять глав, покрытых жестью, кресты на главах железные, гладкие; " наружная поверхность штукатуренная, кирпичная, паперть закрытая " . Храм перестраивался в 1896 г., а последний раз ремонтировался в 1913. Ограда состояла из железной решетки в каменных столбах. В 1876 г. сооружена кирпичная колокольня с семью медными колоколами. Все они имели свое назначение: 2 благовестных, 1 повседневный, 1 малый и 3 зазвонных. В храме находились 103 деревянные иконы, в т. ч. 33 главные.

http://sobory.ru/article/?object=37137

17 августа 1908 года при большом стечении народа состоялось его освящение. Вот что рассказывала об этом событии газета: «В 10 часов были открыты главные двери храма, и духовенство в сопровождении хоругвеносцев медленно направилось в старый храм для перенесения оттуда иконы и антимиса... Обойдя крестным ходом вокруг нового храма, процессия вошла в главные врата...». Вслед за тем были отслужены торжественная литургия и молебен в честь Св. Александра Невского, во время которых священником Александро-Невской церкви отцом Александром Ивановым, служащим при церкви со дня ее основания, было произнесено: «... Храм без благодати Божией хотя и великолепный, не храм; а дом пустой! А сей храм имеет благодать Божию, она в нем, как и душа в человеке обитает.. Посещайте храм Божий для молитвы... Слово Божие нигде не произведет на нас такого действия, как здесь. Здесь иногда поражает нас светом своим такая истина, которую мы много раз выслушивали без всякого на нас впечатления...». Новый ростовский храм по величине, спокойной красоте форм, гармонии архитектурных деталей считался одним их лучших на юге России. В интерьере стены, пилоны, своды, купол были расписаны изображениями на сюжеты Нового Завета. «В храме было три алтаря: главный — во имя Св. Александра Невского и два боковых — во имя Св. Великомученика исцелителя Пантелеймона и Петра — митрополита Киевского. Все престолы и иконостасы исполнены из мрамора с большим вкусом и художественностью мастерской «Тонитто». Росписи стен и иконы были исполнены мастерами столичной иконописной мастерской К. Солнцева. Оформление интерьеров выполнялось по эскизам братьев Васнецовых». Неполных пять мирных лет было отпущено храму. За это время вокруг него был разбит сквер, посажены тополя, перенесен первый малый временный храм. В первые дни после объявления войны с Германией в ростовских православных храмах, магометанской мечети, католическом костеле прошли богослужения о даровании победы русской армии и флоту. Как сообщал 10 августа «Ростовский-на-Дону листок», после ранней литургии во всех церквах в городе был совершен православный крестный ход: «От Соборной площади, где был отслужен молебен о даровании победы русскому воинству, крестный ход пошел к Никольской церкви, оттуда — по Большой Садовой до Казанской церкви, далее — к Александро-Невской церкви, к Покровской, Александро-Невской Нахичеванской».

http://sobory.ru/article/?object=33882

Для памяти посещения, Его Высочеству угодно было начертать на стене имя свое под портретом Никона. Еще выше теснейшая церковь верховных Апостолов и короткое каменное ложе Патриарха в его летнем тереме обратили внимание Великого Князя. С вершины пустынного столпа я стал называть ему живописную окрестность именами Палестинскими, какие дал им чудный отшельник: Фавор и Эрмон, Рама и Элеон и село Скудельничье обозначили вокруг священный горизонт, и своенравная воля Никона как будто вдвинула в пределы нашего отечества целый участок земли обетованной. Возвратясь в храм Воскресения, мы взошли опять в гробовую пещеру. Великий Князь, услышав, что в Иерусалиме стены ее обложены мрамором и что тридцать шесть лампад, даяния по большей части царственные, горят над Св. Гробом, изъявил желание украсить мрамором священную храмину и обещал от себя лампаду. Оттоле поднялись на хоры: с царской арки восхищался Государь Наследник стройною красотою зодчества, при разнообразии частей храма. Трогательные минуты ожидали нас в соседнем приделе св. Александра Невского, устроенном по усердию Государя Императора, в год рождения своего первенца. Жуковский снял со стены рескрипт на имя Архиепископа Августина, и подал Великому Князю, который прочел в слух радостную весть о своем рождении и чувства благодарности Августейшего родителя Богу, сохранившему мать и младенца; – а сей младенец уже стоял пред нами величественным юношею; он нежно обнял своего доброго наставника и, написав на обороте рескрипта имя свое, обещал также лампаду к иконе Невского. Многочисленные церкви на хорах, библиотека с некоторыми древними рукописями, из коих немногие однако же восходят далее времен Никона, портрет его, писанный во весь рост в кругу учеников, попеременно привлекали взоры Его Высочества, и он сожалел, что время и сырость истребляют краски сего портрета. Открыли ризницу, наполненную по большей части воспоминаниями одного Патриарха, его утварью домовою и служебною: модели Иерусалимского и Вифлеемского соборов в особенности были любопытны. Там же хранятся панагия и сосуды, пожертвованные Государем Императором при сооружении придела Невского. Таким образом, память о своем благословенном рождении повсюду сопутствовала Цесаревичу, посреди возвышенных воспоминаний о новой жизни, даруемой нам чрез воскресение Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На территории К. м. в 2011-2013 гг. было построено 3 и заложено 20 новых храмов. 19 марта 2014 г. Синод принял решение вновь открыть Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на - старейшую казачью обитель на Кубани. Игуменом назначен иером. Григорий (Хоркин). 3-5 февр. 2014 г. К. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) и служил молебен в ц. Нерукотворного образа Спасителя в Сочи. С 1990 г. издается ежемесячная газ. «Православный голос Кубани». Ряд благочиний и монастырей также издает газеты (наиболее известные и многотиражные - «Исцелись верой», «За Русь Святую - Слово», «Православная Кубань»). На местном телевидении выходит телепрограмма «Отчий дом». Духовно-образовательные учреждения, просветительские и благотворительные организации В наст. время почти при каждом храме митрополии действуют церковноприходские школы. Среди правосл. общеобразовательных заведений - Русская правосл. школа при храме Рождества Христова в Краснодаре, церковноприходская школа им. св. блгв. кн. Александра Невского в Курганинске, школа «Фавор» в пос. Мостовском, школа «Преображение» и гимназия во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Анапе. В 1993 г. открыт Армавирский православно-социальный ин-т. 19 июля 2006 г. по постановлению Синода в Краснодаре учреждена Екатеринодарская ДС. В 2000 г. создано духовно-просветительское объединение «Архангельский собор» при ц. арх. Михаила на хуторе Трудобеликовском Красноармейского р-на Краснодарского края. В том же году в Краснодаре была создана правосл. благотворительно-просветительская организация «Вера», при ней открыта правосл. б-ка «Семья». В дек. 2004 г. начало работу Краснодарское краевое духовно-просветительское об-во «Наследники Александра Невского», основной целью которого является воспитание подрастающего поколения на основе правосл. ценностей в духе гражданственности и патриотизма. В июне 2006 г. создан Кирилло-Мефодиевский культурно-образовательный центр при гос. научно-творческом учреждении «Кубанский казачий хор». Центр является также одним из организаторов Благовещенского православно-педагогического форума.

http://pravenc.ru/text/2462169.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010