Под фундамент желательно копать не канавы, а один общий котлован, и по выведении стен фундамента заполнить и затрамбовать подпольное пространство между стенами фундамента прочным грунтом, взятым из горы на противоположной стороне улицы. Церковь должна быть построена для 700 арестантов и для 200 прихожан, всего на 900 чел. Средства, по заявлению г. смотрителя тюрьмы надворного советника Сипягина, могут получиться из сбережений, до 50 000 руб. от возобновления 2-й половины центральной тюрьмы. При таких средствах и при арестантском труде, церковь на 900 чел. может быть построена каменная с деревянными куполами, обшитыми кровельным железом, причем желательно составить проект церкви, по возможности скромный, т.е. недорого стоящий, чтобы часть денежных средств осталось на покрытие других необходимых строительных расходов». 23 сентября 1891 г. генерал-губернатор генерал-лейтенант А.Д. Горемыкин обратился к иркутскому губернатору с распоряжением о «принятии зависящих мер к возможно скорейшему сооружению на счет ассигнованных кредитов на возобновление Александровской центральной тюрьмы, отдельно от последней здания церкви вместительностью на 700 арестантов, 100 нижних чинов местной и конвойной команд и 100 человек служащих при тюрьме и близ живущих родственников арестантов...». 26 октября 1891 г. священник тюремной церкви Иннокентий Писарев обратился к архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину с просьбой о наименовании новой будущей церкви во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. Основания для этого он приводил следующие: «1. Центральная тюрьма находится в с. Александровском, имеющем церковь Во Имя Святителя Николая, и, следовательно, нуждающемся в храме своего покровителя; 2. Самая тюрьма называется «Александровскою»; 3. Строящаяся в 1874—1875 гг. при ней церковь, освященная потом во имя Св. мученика Платона, первоначально предполагалась во имя св. Александра Невского, что видно из того, что в иконостасе на месте иконы престольной была икона этого святого, икона же св. мученика Платона стояла совершенно отдельно у правого клироса; 4. В память царствующего Императора Александра Александровича и 5. Имя Благоверного князя Александра Невского более общеизвестно и общепочитаемо, чем мученика Платона, и, наконец, 6. От сгоревшей церкви остались только св. сосуды, облачения и часть икон, так что вновь возводимый храм не будет иметь никакого отношения к сгоревшему как по своему местоположению, так и по характеру постройки (тот домовой, этот самостоятельный приходской)».

http://sobory.ru/article/?object=39209

В княжеском образе Александра Невского стали писать, начиная с эпохи Петра I. Петр считал себя продолжателем дела Александра Ярославича по защите северо-западных рубежей России. В1710 году в память о Невской битве он основал в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь (с 1797 года лавра), и в 1724 году перенес в него из Владимира святые мощи князя. В том же году Святейший Синод постановил: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских». Именно таким благоверный князь в основном и предстает на иконах с XVIII века. В нижнем храме Никольского собора, который освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, есть икона, написанная, судя по стилю, в начале XX века. На ней святой изображен в рост и в полном соответствии с постановлением Священного Синода — в княжеской одежде, красных сафьяновых сапогах и горностаевой мантии. Грудь его прикрывает кольчуга, но при этом у святого нет меча, а правая рука прижата к груди там, где висит крест, подчеркивающий принадлежность князя к христианству. Кажется, с первого взгляда, что он держит в руке крест, а так традиционно изображают мучеников. Горностаевая мантия имеет красный цвет, что также соответствует иконографии мучеников. Несомненно, эта ассоциации намеренно подсказана художником. Изображения Александра Невского с крестом в руке действительно встречаются в иконографии. В народе его нередко почитали как мученика, ведь после того как Александр, возвращаясь из очередной поездки в Орду, по дороге заболел и умер, распространился слух, что князь был отравлен в ставке хана. И многие историки соглашаются с тем, что эта версия имеет под собой определенные основания: Александр Невский был молод и обладал крепким здоровьем, когда отправлялся в Орду, а вернулся смертельно больным. Он умер довольно молодым, ему было всего 42 года. На иконе нижнего храма Александр Невский изображен погруженным в раздумья о судьбах Руси и о том непростом пути, который был уготован ему историей.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

Звон собора составляет 11 колоколов. На колоколах отлиты следующие изображения и надписи: На 1-м колоколе - образы Спасителя и св. Александра Невского. Надпись: " И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя ми подобает привести и глас мой услышать, и будет едино стадо и един пастырь. Иоан. 10, 16 " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, начатаго постройкою в 1894 году с соизволения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III по почину и усердием Эстляндскаго Губернатора Князя Сергия Владимировича Шаховскаго и достроеннаго в царствование ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II стараниями Эстляндскаго Губернатора Евстафия Николаевича Скалона и членов председательствуемаго им комитета " . На 2-м колоколе - образы Благовещения Пресвятыя Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Надпись: " Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, закладка коего совершена Архиепископ. Рижск. и Митавск. Арсением. Колокол отлит при управлении епархиею Епископом Агафангелом " . На 3-м колоколе - образы прп. Сергия Радонежскаго и Вознесенья Господня. Надпись: " Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем " . Пс. 23, 3 - 4. " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора. " На 4-м колоколе - образ св. князя Владимира. На всех остальных колоколах одинаковая надпись: " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора " . Источник : Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел - во имя прп. Сергия Радонежского, а левый - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие: В иконостасе главного придела в нижнем ярусе - иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом - иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом - иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В верхнем ярусе - Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Нынешняя церковь , во имя пророка Илии, устроена в 1782 году по указу Сената, данному на имя заведовавшего заводом капитана Гакса, и с благословения архиепископа Гавриила. На постройку ее было назначено 9186 р. 80 к. асс., а употреблено 8083 р. 20 к. асс. Часть суммы (7328 р. 29½ к. ас.) выдана из шталмейстерской конторы, остальное взято из церковной суммы. В 1805 г., с благословения митрополита Амвросия и под наблюдением командира завода Гебенера к церкви пристроена каменная колокольня, а в церкви устроена теплая церковь св. Александра Невского. Церковь пророка Илии и Александра Невского, обе каменные, не представляют какого-либо законченного, в известном стиле, здания. Церковь Ильинская почти круглая; с северной и южной стороны ее, от притвора до алтаря, выстланы из плиты площадки, украшенные 8 круглыми колоннами. Часть алтаря выделяется, что сделано недавно вследствие темноты и тесноты алтаря. На церкви большой купол. Внутри она отличается обилием света. В западной части ее устроены хоры; солея возвышена на одну ступень и ограждена чугунной решеткою. Иконостас – в один ярус; между окнами – большие иконы. Изнутри часть купола открыта и на ней изображен св. пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице. Длина церкви от западных дверей до иконостаса 7 саж., ширина 7 саж. 8 верш., высота с куполом 11½ саж. Длина алтаря 4 саж., ширина 3 саж. 2 арш. Церковь св. Александра Невского, составляя основание колокольни, имеет форму прямоугольника; от большой церкви ее отделяет притвор. В ней также есть хоры. В нее ход отдельный. Длина ее, с алтарем. 5½ саж., ширина 4½ саж., высота 12½ саж. На месте первой деревянной церкви построена, в 1834 г., каменная часовня св. Параскевы; другая каменная часовня, во имя св. Александра Невского, построена в память 4 апреля. Она находится на противоположном берегу Охты. Из трех деревянных часовен – одна на кладбище и две – на плотине, при пороховых фабриках. В храме достопримечательны: 1) медный, вызолоченный, с 18 частицами мощей, крест, вложенный в серебряную доску.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Здесь совершали богослужения рижские викарии, епископ Иринарх и архиепископ Филарет (Гумилевский). Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. Так, 1 июля 1850 года в храме собрались все представители рижскоградского духовенства. Облачившись в лучшие ризы, с иконами и хоругвями в сопровождении воспитанников Рижской Духовной семинарии и массы рижан они направились в Петро-Павловский кафедральный собор. Этим Крестным ходом начинались торжества по случаю основания Рижской Епархии. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Сегодня храм во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского не только пользуется общим признанием, но и является памятником русского церковного зодчества первой четверти XIX века. Заботами правящих архиереев, священнослужителей и верующего народа храм существует и действует уже более 180 лет. Источник: «Церковь во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. 180 лет. 1825-2005». Приход храма св. Благоверного Великого Князя Александра Невского г. Риги. Издано к 180- летию храма. С трёх сторон (с восточной, северной и южной) церковь имеет притворы, которые вначале были сквозными, открытыми портиками (дорического ордера), опирающимися и теперь каждый на четыре колонны. В 1852 году между этими колоннами были сделаны глухие переборки с дверями и окнами, вследствие чего и образовались нынешние притворы (ризалиты): восточный – служит местом для хранения священных облачений («диаконником»), северный – входным притвором для молящихся, и южный – с лестницей на хоры, расположенные полукругом, соответственно форме храма, и отделённые от храма, для сохранения тепла, стеклянными рамами. На хорах с одной стороны помещаются верхняя (придельная) церковь, устроенная в 1848 году во имя Сретения Господня, и два класса воскресной школы, а с другой – кухня и церковная библиотека. Первоначально верхняя церковь предназначалась для богослужения в зимнее время, т.к. нижняя церковь не имела ни печей, ни вторых рам. Но неудобство помещения – полукруглого и потому заслоняющего от молящихся алтарь, низкого, в которое необходимо подниматься по крутой деревянной лестнице, побудило в 1860 году устроить в нижней церкви 3 печи и вторые рамы. С тех пор, в продолжение всего года, богослужения совершаются внизу, а в верхней церкви лишь ранние Литургии в дни Двунадесятых праздников и богослужения во время ремонта нижней церкви. В виде исключения, в верхнюю церковь допускаются молящиеся в ограниченном количестве в случае их обилия в Вербное Воскресенье, в Великий Четверток и в Пасхальную ночь.

http://sobory.ru/article/?object=06105

В конце 1930-х гг. церковь была закрыта и вновь стала действующей лишь в конце 1980-х гг. Часть ее старинных ценностей – венчальные венцы, нательный крест XVIII-XIX вв. – сохранились до настоящего времени в Переславском музее. И сегодня, как более двухсот лет назад, Сретенская церковь хорошо видна издалека и вместе с ансамблями близлежащих монастырей создает живописную панораму южной части Переславля. Когда на месте нынешней церкви в честь Сретения Господня в первый раз построена была церковь, сведений не сохранилось. В писцовых и переписных книгах XVII ст., описывающих монастырские слободки, расположенные близи Сретенской церкви, она не упоминается. В половине XVIII ст. здесь, по неизвестному случаю, выстроена была церковь во имя св. благ. князя Александра Невского. Можно думать, что с упразднением монастырских вотчин явилась потребность в приходской церкви для этой местности, удаленной от городских церквей. В 1778 г. преосв. Феофилакт, епископ Переславский, по просьбе священников Александро-Невской церкви Петра и Василия Ивановых с приходскими людьми разрешил вблизи деревянной церкви строить каменную церковь в честь Сретения Господня с приделами в честь Сергия Радонежского и св. Александра Невского. Церковь была выстроена и освящена в 1785 г., как это можно видеть из надписи на антиминсе и на церковной стене. Но почему-то в новопостроенной церкви сделан был один придел в честь св. Александра Невского. Наружный вид сохраняется без существенных изменений, внутренние украшения исправлялись в XIX ст. не однажды. Престолов в церкви два: в холодной - во имя Сретения Господня, в приделе теплом – в честь св. благ. князя Александра Невского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На некоторых иконах ризы серебряные с украшением из жемчуга. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1789 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от земли 105 руб., процентного капитала 92 руб. и от служб и требоисправлений 430 руб., а всего до 700 руб. в год. Домов для членов причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 385 душ муж. пола и 404 жен.

http://sobory.ru/article/?object=00443

Предложение Д.Е. Кутейникова приняли и 21 сентября 1828 г. Войсковым архитектором Фоминым были составлены план, а также фасад храма со сметой, одобренными в 1829 г. Императором Николаем I, но с повелением начать постройку каменного Александра-Невского храма только после окончания строительства в Новочеркасске каменного Войскового Вознесенского собора и здания Областных присутственных мест. В 1832 г. колокольня деревянной церкви стала настолько ветхой и опасной, что решили ее заменить. Поэтому в 1834 г. построили новую колокольню, также деревянную на 4-х столбах, обшитую снаружи тесом. «В 1835 г. была возобновлена самая церковь, причем устроен был под ней каменный фундамент, и тогда же сооружен второй придельный алтарь и престол в честь святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, с левой стороны от главнаго» («Донская Церковная Старина», вып. 2-й, 1909 г., стр. 31). В 1846 г. Император Николай I  выразил пожелание, чтобы строящийся в Новочеркасске Войсковой собор именовался в честь Вознесения Господня (как это и было при его закладке и освящении места Епископом Арсением 18 мая 1805 г.), при условии, что в городе будет построена каменная церковь во имя св. благоверного Александра Невского вместо существующей деревянной. Дело в том, что основатель Новочеркасска М.И. Платов хотел назвать Новочеркасский собор Александровским и во всех своих письмах и документах называл его не Вознесенским, а Александровским. Но так как соборный храм заложили именно в день Вознесения Господня, то и имя ему должно быть Вознесенский. Поэтому Император Николай I  согласился назвать собор Вознесенским, но потребовал, чтобы церковь во имя Александра Невского построили каменной. В 1851 г., когда уже стало известно об обрушении первого варианта Новочеркасского Вознесенского собора, Император Николай I утвердил составленный полковником Черниковым проект каменной Александро-Невской церкви и повелел заложить ее в память назначения своего сына Александра Николаевича Августейшим Атаманом всех казачьих войск.

http://sobory.ru/article/?object=50711

О церкви в Правительствующем Сенате до 1809 г. не имеется письменных актов, но известно, что в 1809 г. был храм в здании Сената во имя св. благ. князя Александра Невского, только без причта: богослужение в ней совершал причт Исаакиевского собора. В 1810 г. утвержден особый причт из священника и двух причетников. Храм помещался на нижнем этаже, и вход в него был с Петровской площади. В 1829 г., по случаю перестройки здания, вместе с Сенатом переведена на Васильевский остров, в дом 12 коллегий. В 1834 г. церковь была совершенно перестроена по плану, высочайше утвержденному 26 мая 1832 г., и перенесена на средний этаж, а вход в нее устроен со двора, и 24 марта 1834 г. освящена митроп. Серафимом во имя св. благ. князя Александра Невского. План и фасад церкви, а равно и всего здания, составлены генерал-лейтенантом Опперманом и архитектором Штаубертом. Над церковью поставлен крест. Перед входом в церковь находится квадратная площадка, заключающаяся между 6 колоннами, стоящими на пьедесталах белого мрамора. На колоннах утверждены хоры, простирающиеся вокруг всего храма до алтаря. Иконостас устроен под белый мрамор и украшен резьбою и позолотою. Церковь имеет форму овальную; верх храма и алтаря выстроен сводами. Над храмом находится купол с двойными оконными рамами. На одном из средних зеркальных стекол этого купола вырезано изображение всевидящего ока. Стены и колонны белые, отделаны гипсовою штукатуркою и выполированы, колонны под светлый мрамор, а стены и карнизы под мат. Стенная и иконная живопись принадлежит разным живописцам. Так иконы Спасителя и Божией Матери и запрестольный образ Воскресения Христова написаны академиками Егоровым и Ивановым; иконы на боковых дверях - академиком Яковлевым, иконы св. Николая чудотв. и св. Александра Невского – Васильевым, Тайная вечеря – академиком Сазоновым, иконы крещения и моления о чаше – академиком Антонелли, иконы на царских вратах – академиками Сухих и Яненко. Церковная колокольня, на которой имеется 4 колокола, устроена на кровле сенатского здания. Церковь содержится на сумму, собираемую от посетителей и от продажи свеч. В составе причта в 1835 г. сделана так перемена, что один причетник заменен диаконом. На содержание причта положено: священнику жалования 571 руб. 73 коп., на наем квартиры 400 руб. и на отопление квартиры 30 саж. дров; диакону 428 руб. 85 коп. жалования и квартира с отоплением; псаломщику 214 руб. 41 коп. в год. Церковные суммы состоят в ведении хозяйственного комитета при Сенате. Метрические книги имеются с 1811 г., исповедные с 1821, обыскные - с 1819 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08900

В 1989 г. здание храма передали православным. Оно находилось в крайне запущенном состоянии. Крыша просела и протекала во многих местах. С окон были сняты решетки. Система отопления храма была разрушена. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt В 1883 году общество мастеровых фаянсовой фабрики и причт храма Рождества Пресвятой Богородицы обратились к правящему архиерею с ходатайством о строительстве в селе Песоченский Завод второго каменного храма. Такое разрешение было получено, а 13 мая 1883 года проект строительства храм был одобрен строительным отделением Калужского губернского правления (в Государственном Архиве Калужской области сохранился этот проект с подписями Калужского губернатора, губернского инженера Савельева, губернского архитектора Гриневского), и на собранные мастеровыми деньги началось строительство. 20 тысяч рублей на возведение храма за несколько лет выделил причт Рождественско-Богородицкого храма, а также владельцы Нижне-Песоченского завода фаянсовых изделий И.А. Мальцов и его сын С.И. Мальцов, другие состоятельные граждане. Храм в честь св. Александра Невского за семь лет был построен и открыт для богослужения в 1890 году. Центральный престол был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, а на следующий год освящены в боковых приделах трапезной: правый – во имя преподобного Сергия Радонежского, левый – во имя святителя Афанисия, патриарха Александрийского. В 1890-1896 годы церковь Александра Невского была приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы, и все богослужения совершались его причтом, который и вел для обоих храмов метрические и исповедные книги. С 1896 года были назначены к новому храму священник и псаломщик, в таком количестве причт находился вплоть до закрытия храма в советское время. Однако земель, домов и другой собственности у храма не было, священнослужители проживали на наемных квартирах. При храме в 1891 году была учреждена одноклассная церковно-приходская школа, для которой в 1907 году было выстроено каменное здание на средства Синода, общества мастеровых и частных жертвователей (здание сохранилось), до 2012 года в нем размещалась детская спортивная школа.

http://sobory.ru/article/?object=01719

Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1882-1887 по проекту, близкому к образцовому. Сооружена попечением купца К. Кривцова в память Александра II. Восьмигранный объём храма увенчан световым куполом и небольшой трапезной связан с колокольней. Первоначально однопрестольная, ныне существуют Покровский и Алексия, человека Божия, приделы. Закрыта в 1934, в 1946 открыта и вновь закрыта в 1962, долгое время пустовала. Возвращена верующим в 1990, отремонтирована. В 1992 при церкви создан женский монастырь. http://vsemmirom.com/hrams/ При въезде в Колывань открывается панорама посёлка с красивой бело-голубой церковью во имя св. Александра Невского. История этого храма во многом похожа на историю других храмов, историю славную, а в годы советской власти – трагичную. В конце 70-х гг. XIX в. жителями Колывани было принято решение о строительстве храма вместимостью на 700 человек; храм решили посвятить Покрову Пресвятой Богородицы. Но в 1881 г. в Санкт-Петербурге был убит Император Александр II, и колыванский купец Кирилл Кривцов обратился в Священный Синод с просьбой разрешить ему постройку храма во имя святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя покойного царя. Прошение Кривцова было удовлетворено; сооружение храма началось в 1881 г. и велось на личные средства купца, к тому времени внёсшего пожертвования на Свято-Троицкий собор в г. Колывани и Никольской церкви в с. Большое Кривощёково на левом берегу Оби. 4 декабря 1887 г. новосооружённая церковь была торжественно освящена Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским. Записи в клировой ведомости Александро-Невской церкви гласят: «Зданием церковь каменная с таковою же колокольнею, прочна. Престол в ней один - во имя св. благоверного князя Александра Невского. Утварью, при ежегодном подновлении оной, достаточна». Описания внутреннего убранства храма не сохранилось. Известны лишь размеры иконостаса: длина 756 см и высота 936 см. Также известно, что церковь отапливалась пятью голландскими печами. Храм был огорожен кованой металлической оградою.

http://sobory.ru/article/?object=19203

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010