из поступаемых в Думу неокладных доходов, которые собирались с иногородних торговцев (этих доходов с 18-го октября 1805 по 1-е января 1806 г. поступило на приход более 1.000 руб.) «Чрез что», прибавляла Дума «и отягощения, от содержания оных сирот и священника с приютом, никому никакого быть не может, потому более, что таковые неокладные сборы по видимости напредь каждогодно поступать должны в немалом количестве». 2) На место умершего купца Старцева положено избрать попечителем другого. Об утверждении этого приговора Дума просила губернатора, а о назначении особого священника сделала сношение с преосвященным, «так как многие из жителей сего города того желают», сказано в приговоре. Это определение Думы утверждено Губернским Правлением в июле того же 1806 года. В марте 1807 г. Татьяна Костромина обратилась в Св. Синод с прошением следующего содержания: „Посвятив себя благочестивым подвигам и уединенной жизни, по благословению преосвященного архиепископа Тобольского Варлаама, жительствуем мы с 1799 г. в общине, в особо устроенном в Екатеринбурге близ церкви Успения Божией Матери общественным и нашим иждивением каменном доме, руководствуясь уставом Саровской пустыни и упражняясь в пощении, молитвах и хождении в церковь , когда совершается в ней служение, ибо в помянутой церкви не всегда бывает оное совершаемо, а только тогда, когда, как состоит она при кладбище, отправляется погребение. Другие же церкви, по жительству нашему за городом, от нас отдалены; почему и принуждены бываем исправлять богослужение в кельи. Прочее же время употребляем на хождение и призор за больными, привозимыми из города, занятие рукоделиями и другими трудами для снискания нужного себе пропитания, получая в пособие к сему и от градского общества на необходимые нужды по триста рублей в год». Далее говорится, что екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить собственным коштом при помянутом сиротском доме каменную церковь , в честь Государя Императора, во имя Св. князя Александра Невского, «для приведения означенного местожительства в то благоустройство, в каком другие общежительные монастыри находятся, на что и все тамошнее градское общество единодушно согласие свое объявило». Костромина просила утвердить общину или повелеть воздвигнуть церковь во имя Св. Александра Невского. «И при которой» (т. е. общине), писала она, «по мере избытков, вырученных с рукоделий наших и приносимых доброхотными дателями, во исполнение дел милосердия устроится призрение бедным и немощным, привозимым из города и окрестностей оного, за коими будет иметься хождение и попечение собственно тутошними послушницами, что и ныне исполняется на прославление Имени Божия, и дабы увековечить сие общество, снабдить на сие построение разрешением, повелев определить к оной священника с приютом, коего содержание градское общество приемлет на себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Род св. Александра был истинно-замечательный род. От одного поколения к другому переходили в нем наследственные доблести, между которыми первое место занимало искреннее благочестие. История русского царства помнит все эти знаменитые поколения. Имена многих лиц, принадлежавших к ним, как святые, записала на своих скрижалях и православная Церковь . Дедом великого князя Александра Невского был в. к. Всеволод III Георгиевич. Св. Александр не застал уже его в живых 2 . Но он не мог не знать о добрых свойствах и делах своего деда, заслужившего имя великого 3 .Это был один из достойнейших князей Русских, украшенных и лучшими качествами внутренними, и добродетелями семейными, и доблестями гражданскими. Рассказывая о его подвигах и славе, что он «много мужества и храбрости на бранех показа», и что «сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его», летописи как бы в объяснение прибавляют: «понеже не взношашеся, не величашеся о себе, но на Бога о всем взлагаше всю надежду: и Бог покоряше под нозе его везде вся враги его» 4 . «Многие же церкви созда по власти своей.... Имеяше бо присно страх Божий в сердци своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных...; любяше же по многу и черноризский и поповский чин. Тем, продолжают летописи, и дарова ему Бог чада добросмысленна, яже и воспита в наказаньи, и в разуме совершенне, даже и до мужества» 5 . Не менее поучительный пример благочестия представляла в себе потомству своему и бабка св. Александра, в. к. Мария 6 . «Преизлиха добрая», благочестиво провела она жизнь свою, «издетска, в страхе Божии, любя правду, вздающи честь епископом и игуменом, и чернцем, и пресвитером, утешая печальных и нуждающихся, и больных, и подавая им требование». По непостижимым судьбам Промысла, за семь или восемь лет до смерти ее постигнул тяжкий недуг. Но в это-то время и открылась вполне вся сила ее благочестия. С благодарением переносила она болезнь свою, поминая терпение праведного Иова и вольные страсти Христовы за мирский живот и спасение, и часто повторяя слова Иова: аще благая прияхом от Господа, злых ли не стерпим? Если что озабочивало тогда сердце ее, то это одно только – утверждение детей в благочестии и добре. Часто призывала она их к болезненному одру своему и поучала их страху божию... Не удивительно, что такая мать воспитала таких благочестивых сыновей, каковы были, напр., Георгий и Константин!.. Но – еще несколько слов о последних днях благочестивой Княгини. 2 Марта 1206 г. перешла она с болезненного одра в устроенный ею монастырь пресвятой Богородицы, сопровождаемая мужем и детьми (Георгием и Всеславою), духовенством, боярами и гражданами. Через дней (19 марта) с прежним именем Марии 7 , но в новом сане инокини, скончала она свои страдальческие дни 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

За тем, из живущих домовладельцев 2 принадлежат к единоверческой церкви и 4 иноверца. Из остальных не более 20 челов., с их семействами могут быть названы постоянными прихожанами собора, прочие же, как привыкли присутствовать при богослужении в домовых церквах, так и для исправления христианских треб обращаются к причтам тех же церквей. Как беден приход населенностью, так, напротив, богат улицами, которых с переулками насчитывается 20; именно улицы: Александровская, Екатерининская, Леонтьевская, Лафонская, Подгорная, Тверская, Конногвардейская, Таврическая, Манежная, Ставропольская, Одесская, Смольная, Ярославская, Костромская, малая Болотная, Набережная большой Невы; переулки: Монашеский, Пальменбахский, Конногвардейский и Дегтярный. Есть и площади: Мариинская, Ставропольская и третья Безымянная, расположенная перед старым Императорским, впоследствии монастырским садом, который занимает впереди здания Воспитательного общества значительный параллелограмм, с одной, довольно хорошо сохранившейся и поддерживаемой аллеей вековых тополей. Домовых церквей при 7 казенных зданиях, расположенных в районе прихода, и имеющих свои отдельные причты 9-ть: 2 при вдовьем доме, во имя св. великомученицы Екатерины и св. праведных Захария и Елизаветы; 1 при Обществе благородных девиц, во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского; 1 при Александровском училище, во имя того же святого; 2 при градских богадельнях, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 1 при Мариинском институте, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины; 1 при 1-м военно-сухопутном госпитале, во имя святителя Николая Чудотворца и 1 при Ольгинской больнице, во имя св. благоверной княгини Ольги. При Аракчеевских казармах, доколе в них стоял учебный карабинерный полк, была своя церковь и причт, но с выведением его и помещением С.-Петербургского гарнизонного батальона, сей последний, указом консистории от 25-го февраля 1837 г. 896, причислен к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Было у Брюсов с 1733 г. в имении село Мизиново с построенной в 1712 г. каменной церковью Иоанна Богослова. Александр Романович Брюс в 1753 г. подал в Московскую Духовную консисторию такое прошение: «В Московском уезде в Кошелеве стану в вотчине его в селе Мизинове имеется церковь Иоанна Богослова ветхая и вся расселась и кирпич валится и службы исправлять опасно, а вновь за слабым местом и за исхождением из земли воды настоящего фундамента достать и церковь строить нельзя, а от села Мизинова в четырех верстах имеет он вотчину, сельцо Глинково, в котором состоит его дом и живут дворовые люди и ныне он желает в Мизинове за ветхостию церковь разобрать и построить в сельце Глинках вновь каменную церковь во имя того же храма Иоанна Богослова» с приделом благоверного князя Александра Невского». Разрешение было дано, работа началась, и в 1756 г. был освящен предел во имя ангела-хранителя храмоздателя - св. Александра Невского, оберегавшего генерала во всех сражениях Семилетней войны и войнах с турками. Главный алтарь церкви во имя Иоанна Богослова был освящен в 1757 г. С тех пор Глинково стало селом, и по традиции его звали иногда по церкви - Богословским. Новая трапезная с Александро-Невским и Боголюбовским приделами и колокольня пристроены в 1883 г. В церкви помещалась родовая усыпальница графов Брюс. Закрыт в 1934 г. , капитально перестроен. При перестройке венчания церкви разобраны, здание встроено в жилой корпус санатория и окружено пристройками. Декоративное убранство в результате перестроек полностью утрачено. В церкви находилось мраморное надгробие жены племянника Якова Виллимовича (в 1784-1786 гг. - главнокомандующий Москвы и генерал-губернатор Петербурга с 1784 г.) Прасковьи, работы Мартоса. Могильный камень Брюсов спасли в 1936 г., перевезя в Донской монастырь. Чтобы понять, насколько важна была эта скульптурная работа, достаточно вспомнить, что скульптура Минина и Пожарского на Красной площади - это тоже работа Ивана Петровича Мартоса. В настоящее время здание разрушается.

http://sobory.ru/article/?object=24172

30-го сентября того же 1742 года, в Москве же, лично преосвященному Никодиму дан, для сведения, указ Св. Синода относительно предписания, чтобы имя его возносилось, по церковному чинно-положению, при богослужении во всех церквах С.-Петербургской епархии. В указе от 8-го октября, С.-Петербургская Синодальная контора предписывала о том же Духовному правлению следующее: «В С.-Петербургских и прочих той епархии церквах, в священно-служениях, имя епархиального их архиерея, преосвященного Никодима, епископа и архимандрита Александро-Невского монастыря, возносить по церковному чинно-положению». В немедленном времени, Духовное правление предписало об этом указами по всей епархии, с истребованием донесений о получении и подписок в слушании и исполнении указа. Из сего уже вся епархия узнала об открытии единоличной архиерейской кафедры и о назначении на оную епископа Никодима. Того же 8-го октября под 4296 получен из С.-Петербургской Синодальной конторы в Духовном правлении указ, чтобы архиереи лишних денег за антиминсы не брали, и самих антиминсов без нужды (т. е. пока они не обветшают) и самопроизвольно (т. е. без прошения о сем), для свой корысти, не переменяли, как поступил один епископ, который, при вступлении на епархию, переменил антиминсы во всех церквях, со взятием за каждый по 8 рублей (из указов С.-Петербургской духовной Консистории). Теперь известно, что так поступил в 1740 году Антоний Черковский, митрополит Черниговский, родом из Молдавии, с одной стороны – по обычаям своего края, а с другой – по незнанию порядков, существовавших в Русской церкви (описание Черн. еп. 1861 года стр. 83–84). Сей указ, относительно антиминсов, пролежал в духовном правлении без всякого движения до 8-го ноября 1742 года. Этим же числом помечено доношение Св. Синоду о получении указа насчет антиминсов, – доношение, собственноручно подписанное преосвященным Никодимом. Из чего следует, что преосвященный Никодим вступил на кафедру С.-Петербургской епархии в начале ноября 1742 года. К приезду его были приготовлены первоначальные архиерейские покои в кельях Александро-Невского монастыря. Но где преосвященный совершил первое священно-служение, какая сделана была ему встреча, – сие остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление о закрытии Свято-Духова монастыря, 17 апреля того же года приступила к работе ликвидационная комиссия. Монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря находился госпиталь 3810 для военнопленных. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть. 14 сентября 2000 года Свято-Духов монастырь возвращен Православной Церкви, в 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной – в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века. Храм в честь святого преподобного Иакова Боровичского чудотворца, построенный в 1872 году из красного кирпича, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского. В настоящий момент главы утрачены, ведутся восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=01908

Контроль над его практическим применением осуществлял протопресвитер. В 1893-1898 гг. под рук. Ж. были разработаны разъяснения к «Положению»: о порядке проверки и расходования денежных сумм в храмах военного и морского ведомств, о хранении утвари, о составлении исповедных списков, о ведении и хранении дел по благочиньям, об увольнении военного духовенства в отпуска. Для правления и архива в том же году был построен дом (Фурштатская ул., 29), в котором 13 нояб. 1893 г. Ж. освятил храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Протопр. Александр Желобовский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С 1889 г. Ж. лично проводил ревизию подведомственных учреждений. Он посетил такие отдаленные окраины, как Торнео (ныне Торнио), Асхабад (ныне Ашхабад), Ташкент, Карс, Баку, Севастополь, Тифлис (ныне Тбилиси), Петровск-Порт (ныне Махачкала). В Петровск-Порте в 1891 г. освятил ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1885-1890 гг. Ж. повсеместно ввел обязательные проповеди в церквах, внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения для нижних чинов. Такие беседы Ж. практиковал еще в 1880 г. в Кавалергардском полку, а с 1882 г. и в частях Гвардейского корпуса столицы. Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви оказывало содействие в проведении внебогослужебных бесед в ведомстве военного и морского духовенства; Ж. являлся членом совета об-ва. В 1889 г. Ж. заново разработал программу по преподаванию Закона Божия в полковых учебных командах, устроил при войсковых частях церковноприходские школы для офицерских и солдатских детей. В 1890-1898 гг. военнослужащим было предписано говение во время постов, знание основных молитв и 10 заповедей. Также Ж. требовал от полковых священников препятствовать распространению сектантства, в частности штундизма, в войсках. С 1900 г. одним из приоритетных направлений Главного штаба было увеличение числа войсковых церквей, т. к. при мн. воинских частях, особенно артиллерийских, саперных и казачьих, не было не только церквей, но и священников и богослужения совершались в неприспособленных помещениях.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Пока шел сбор средств и материала на постройку нового храма, был разобран обветшалый зимний храм с колокольней. Приготовительные работы к началу возведения нового Покровского храма были завершены к осени 1868 года и 1 октября этого года была совершена закладка нового богоугодного заведения. При стечении многочисленного народа ее совершил Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. Нельзя обойти вниманием, что пожертвователей на храм было очень много: не жалели денег купцы Чирков, Лебедев, Кекин, Соколов, Пермяков, Курманаев, Разумов, Щетинкин, Стахеев и другие; дворяне Кукуранова, Поспелова, Безобразова, именитые казанцы: Садовский, Чернояров, Унженина, Котелов, Сапугольцев, Кожевников. Приходили деньги и из других городов: из Москвы 452 руб., из Саратова, Елабуги, Чистополя, Кяхты, Симбирска, Оренбурга и других. С окончанием кирпичной кладки большой объем работ по изготовлению и установке глав на храме и колокольне, позолоту двух малых крестов на куполах взял на себя известный казанский строитель, купец Мартын Максимович Данилов. На его же средства была устроена и лестница на колокольню. Еще ранее М.М. Данилов пожертвовал железо на покрытие придельных храмов, 30 тысяч штук кирпича и свыше 100 бревен. Один из больших крестов на главный храм вызолочен был прихожанином церкви купцом Василием Николаевичем Заседателевым. Другой большой крест на колокольню вызолочен на средства Семена Михайловича Чиркова. Не остался в стороне и церковный староста А.А. Серебренников — его стараниями был вызолочен один малый крест с шаром. Кроме этого, по духовному завещанию одним лицом оставлено было пять тысяч рублей с условием наличия в новом храме придела во имя святого Александра Невского. В продолжении работ проявили себя и другие благотворители, например, К.А. Юшков, пожертвовавший стекло на все окна храма. В 1880 году для церкви был изготовлен иконостас по проекту архитектора Х.Г. Пашковского. Также была устроена небольшая красивая часовня почти впритык к западному фасаду со стороны ул. Поперечно-Покровской. Вся церковная территория были обнесена оградой. Строительство нового Покровского храма в начале 1874 года вчерне было завершено. Город украсил новый пятиглавый, в византийским стиле, с многоярусной колокольней храм. Основной объем церкви завершался большим куполом. В храме было пять престолов: главный – Покрова Пресвятой Богородицы, в передней части храма - с правой стороны придел во имя Архистратига Божия Михаила, с левой - Николая Чудотворца, в западной части храма - справа Св. блгв. князя Александра Невского, слева Тихона Амафунтского-чудотворца и св.Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=32396

В 70-х гг. XIX - нач. XX в. построены церкви: в ст-це Урлютюпской (ныне с. Урлютюб Железинского р-на) - во имя арх. Михаила (деревянная, 1870), в ст-це Чернорецкой (ныне с. Чернорецк Павлодарского р-на) - во имя ап. и евангелиста Матфея (деревянная, 1875), в пос. Пяторыжском (ныне с. Пятирыжск Железинского р-на) - во имя апостолов Петра и Павла (деревянная, 1881-1887), в пос. Черноярском (ныне с. Черноярка Павлодарского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (деревянная, 1881-1887), в пос. Осморыжском (ныне с. Осьмерыжск Теренкольского р-на) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1906-1908), в пос. Лебяжье (ныне с. Аккулы Аккулынского р-на) - Троицкая (деревянная, 1908), в с. Александровском (ныне с. Александровка Шарбактынского р-на) - во имя Св. Троицы (деревянная, 1909-1910), в г. Иртышске (ныне с. Ертис Ертисского р-на) - во имя блгв. кн. Александра Невского (каменная, 1912-1914), в пос. Ермак (ныне г. Аксу) - во имя свт. Николая Чудотворца (каменная, 1913-1916), в пос. Гавриловском (впосл. с. Гавриловка Павлодарского р-на, ныне не существует) - во имя вмч. Георгия Победоносца (деревянная, 1914). В нач. XX в. во мн. населенных пунктах Павлодарского у. были открыты молитвенные дома. В 1895-1917 гг. на территории П. и Э. е. действовал миссионерский стан Киргизской духовной миссии , к-рый сначала находился в пос. Черноярском, а в 1907 г. был перенесен в пос. Александровский Павлодарского у. В Памятной книжке Семипалатинской обл. на 1898 г. также упоминается Баян-Аульский стан. С установлением советской власти начался процесс закрытия храмов и молитвенных домов, церковные здания передавались под размещение культурных и хозяйственных учреждений. В 1923-1925 и 1927-1929 гг. существовало обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Павлодарское викариатство раскольничьей Семипалатинской епархии, к-рое возглавляли: «архиепископ» Михаил Фивейский (16 июля 1923 - 27 нояб. 1925, первоначально как «епископ»), «епископ» Петр Добринский (янв.-май 1925, фактически епархией не управлял), «епископ» Александр Четыркин (20 дек. 1927-1929). В 1929-1932 гг. действовала обновленческая Павлодарская епархия, входившая в состав раскольничьей Казахстанской митрополии. Епархию возглавляли: «епископ» Сергий Волков (сент. 1929 - нояб. 1930), «архиепископ» Виктор Путята (нояб.-дек. 1930, фактически епархией не управлял), «епископ» Иоанн Симонов (8 янв.- 19 марта 1931). В 1923-1931 гг. кафедра обновленческих «архиереев» располагалась в Троицком соборе Павлодара.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010