О, великий чудотворче, святый и преподобномучениче, многострадальне игумене Адриане! Услыши мя, грешнаго раба своего, и иже к тебе моего моления, яко имея дерзновение ко Святей Троице, помяни мя, да отпустятся грехи моя, и Небеснаго Царствия сподоби мя, преподобномучениче, твоими молитвами. Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому, Ярославскому Преподобне отче преблаженне Адриане, первейший пустыни Пошехонския просветителю и монашескаго жития в ней основателю, пришедый в ню со Ангелом Господним, и осветивый ю Пресвятыя Богородицы чудотворною иконою и благодатию, в нейже и явился еси подвиги твоими пресветлое целомудрия зерцало, прекрасный смиренномудрия образе, одушевленный терпения столпе, известное воздержания правило, истинный нестяжания и нищеты любителю и всесовершенный Христов угодниче, се мы грешнии, смиренно припадая, молим тя. Приими моления наша и вознеси я на жертвенник благоутробия Божия. Испроси нам предстательством твоим у всемилостиваго Бога нашего: мир миру, Церкви Святей утверждение, согласие в вере, преуспеяние во благочестии и добродетелех христианских, да достойны явимся щедрот и милостей благосердаго Бога: паству твою духовную, и обитель твою святую, непрестанно управляти жезлом мудрости духовныя: подвизающимся помози, разслабленныя укрепи, падающия возстави, споспеши всем нам иго Христово в терпении и благодушии понести, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и со упованием спасения преселится в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех земных опочиваеши, прославляя со всеми святыми Триипостаснаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа в безконечныя веки веков. Аминь. святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1 Возвестителю пути спасительнаго,/исповедниче и архипастырю Крымския земли,/истинный хранителю отеческих преданий,/столпе непоколебимый, Православия наставниче,/врачу богомудрый, святителю Луко,/Христа Спаса непрестанно моли/веру непоколебиму православным даровати//и спасение, и велию милость. Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, глас 1

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Не только для избрания епископов нужен был патр. Адриану собор, но и в делах, требовавших экстренных мер более административного характера, патр. Адриан не обходился без собора. Мало того, при патр. Адриане, большею частью, даже самые церковные вопросы поднимались не им, a скорее окружавшими его церковниками. Часто патриарх своей нерешительностью и медлительностью в некоторых вопросах, не терпевших отлагательства, возбуждал в близких ему лицах неудовольствие и настоятельный просьбы приняться энергичнее за дело. Особенно характерно в этом отношении дело диакона Петра Артемьева, которое с другой стороны указывает, насколько опасно в то время для русской церкви было слабоволие и растерянность высшей церковной власти, отсутствие одной единоличной воли все и вся направляющей и воодушевляющей. Сын священника г. Суздаля Петр Артемьев получил образование в Московской славяно–греко–латинской академии под руководством братьев Лухудов. Во время путешествия (1688–1691 г.) в Венецию вместе с одним из своих учителей, Иоанникием Лихудом, Артемьев столкнулся с иезуитами, увлекся католичеством и сделался ярым его приверженцем (тем более, что и сам Иоанникий Лихуд, его учитель, хвалился после в Москве «быти латинского мудрования») 116 . По возвращении в Москву его сношения с католиками и в частности с иезуитами не прекратились 117 . Несмотря на именной указ, объявленный иезуитам–ксендзам Давиду и Товии, (от 2 октября 1689 года) о немедленном их выезде из Москвы за распространение соблазнительных и вредных толкований, противных учению Восточной церкви, и другой именной указ от декабря 1690 года о позволении быть в Москве при одном ксендзе другому с тем, чтобы они никаких противностей вере греко–российской не чинили, и чтобы под их именами не проживали в Москве иезуиты 118 , в Москву иезуиты не переставали наезжать. Так, напр., в 1690 г. сюда прибыл с востока иезуит Терпеловский, которого Артемьев называл «апостолом из Персиды». Артемьев сблизился с «апостолом» и причащался у него 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Армения Великая . (Сн. Мелитина, Миасины, Никополь). Иуда (Леввей, Фаддей), ап. из 12. 19 июня. Ромил и 11 тысяч, мучч. при Траяне. 6 сент. Рипсимия и Гаиания с 37 сестрами, мученицы при Тиридате, и Григорий еп., ум. ок. 325. 30 сент. Армения Малая. (Сн. Зовийская обитель, Севастия). Иоанн пустынник, подвизавшийся в студенце, близ Кивистра (4 в.). 20 марта. Фармуфий преп., питавший Иоанна. 11 апр. Арсиное , в Египте . Лот, преп. 5 века. Субб. с. Аскалон, в Палестине . Там пострадали: Многие жены и девы при Иулиане. 29 марта. Атина, в Кампании . Иулиан, муч. при Антонине Благочестивом. 28 июля. Атталия, в Памфлии , при Средиземном Море. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мучч. при Адриане. 2 мая. Атроа (Афира). Петр преп. 13 и 5 сент. Африка . Перпетуя, и свв. юноши: Сатир, Ревокат, Саторнил, Секунд, Филикитата, мучч. при Севере. 1 февр. Терентий, Африкан и прочие, мучч. при Декии. 10 апр. Мученики, пострадавшие от ариан при Гунерике, вандальском короле (477–484). 8 дек. Петр св., бывший мытарем, при Юстиниане. 22 сент. Андрей, Иоанн, с двумя чадами, мучч. 9 века от Аврахима. 23 сент. Афродисия, в Карии. Диодор и Родопиан диакон, мучч. при Диоклет. 29 апр. Афонская гора. На ней подвизались преподобные: Афанасий, ум. 980. 5 июля. Петр. 12 июня. Афины . Наркисс, из 70. еписк. 31 окт. Кодрат, из 70. еписк., муч. при Адриане. 21 сент. Дионисий Ареопагит, священномуч. 3 окт. Иерофей священномуч. 4 окт. Ираклий, Павлин и Венедим, мучч. 18 мая. Мартиниан, преп. Палестинский. 15 февр. Бар, Barium, В ari , в Калабрии. Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в 1087. 9 мая. Белгия . Лукиан еп., Максиан пресв. и Иулиан диакон, мучч. при Дометиане. 3 июня. Болгария при Дунае. Мануил, сп. Адрианопольский, Георгии, еп. Деволтский, Леонтий, еп. Никейский и прочие (более 377). мучч. между 814 и 817. 22 янв. Георгий новый, муч. в 1514. 26 мая. Михаил воин, при царе Михаиле. 22 ноября. Болгария при Каме. Аврамий, муч. в 1229 году. 1 апр. Британния . Иосиф аримаф. 4 яив. и в нед. Мирон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Бурцево. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты В 22 километрах от центра г. Балахны находится церковь во имя Воскресения Господня, построен­ная саратовским купцом Иваном Николаевичем Польским Этот храм не только украшал некогда бойкое торговое село Бурцево, но и являлся центром обществен­ной жизни Жарской волости Балахнинского уезда, куда входи­ли поселения: Бурцево, Сонино, Старцево, Бредово, Юрино, Конево, Погарново, Хмелеватово, Осерово, Малинино. Жарская волость с незапамят­ных времен привлекала беглый люд непроходимыми шумными дубравами, таинственностью девственных лесов, озерами-чарусами. Первое упоминание о бурцевском храме относится к 1628 году К этому времени в селе Бурцево имелся храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь про­рока Илии и Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев. На мно­гие десятилетия для сельчан Ильин день стал престольным праздни­ком. Известно, что пророку Илие молятся о даровании дождя, когда гремит гром и стоит засуха. Архимандрит Макарий (Миролюбов) название Жарской волости связывает с фамилией князя Д. М. Пожарского, имевше­го, по преданию, вотчину в селе Юрино и построившего для поми­нания воинов, победивших врагов в 1612 году два храма — в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери Благодаря этому неутомимому исследователю церковной старины нам известно и о деревянной церк­ви в честь Воскресения Господня постройки 1780 года, которая пре­жде была в этом селе. «Церковь села Бурцево деревянная. В 1846 году обита тесом и выкрашена кра­ской; а построена, как означено на поперечном брусе с иконостаса, при царе Петре Алексеевиче и Патри­архе Адриане» Известно так­же имя стольника Ивана Васильева сына Волжинского, который особо усердствовал о постройке храма на месте сгоревшего деревянного в память о Патриархе Адриане. Вернемся к архимандриту Макарию, который отмечал внутрен­нее убранство церкви Воскресения Господня, в особенности иконы, написанные в конце XVII века, а также Евангелие времени царство­вания Алексея Михайловича Евангелие напрестольное было обложено полубархатом лило­вого цвета. В центре изображе­ны Спаситель, Богородица, Иоанн Предтеча. По краям — евангели­сты. Чеканная работа выполнена из позолоченного серебра в 1662 году. В Воскресенской церкви име­лось второе Евангелие, обложенное голубым полубархатом, чеканной работы, выполненной из посере­бренной меди. В центре изображе­но Распятие Христа с Богородицей и Иоанном Богословом, по углам — евангелисты. Это Евангелие было перенесено из Юринской церкви, по преданию — вклад князя Д. М. Пожарского

http://sobory.ru/article/?object=14383

5 . Утверждая Мефодия в правах архиепископской власти, папа вновь одобрил и его славянские книги и право совершать славянское богослужение. Иоанн VIII, конечно, видел славянские книги святых братьев еще прежде, при папе Адриане II, когда он был архидиаконом. Но теперь, по поводу новых обвинений на Мефодия из-за этих книг, Мефодий счел нужным представить и представил их папе. Представив книги, Мефодий. как само собой понятно, защищал их перед папой и синодом, напоминал о том, что эти книги были одобрены папой Адрианом, признавшим право народов иметь богослужение на своем языке, напомнил и о почивавшем в Риме брате своем, изобретшим эти книги, получившим от папы одобрение их и дозволение совершать по ним славянское богослужение. Кроме самого папы, знавшего обо всем этом, Мефодий мог сослаться и на других свидетелей из членов папского синода, каков особенно Гавдерик, епископ велитренский, совершавший с епископом Формозом, по повелению Адриана II, посвящение в иереи, диаконы и чтецы славянских учеников Константина; хорошо знавший Константина, слышавший и славянское богослужение, совершенное тогда в Риме новопоставленными Формозом и Гавдериком славянскими священниками. 199 Естественно, что и теперь в синоде Uoahha VIII могли быть болеющие треязычной ересью, предубежденные против славянских книг и вообще богослужения на народных языках, как были такие предубежденные при Адриане II и Константине. Мефодию приходилось отвечать предубежденным и повторять то, что и как говорил в свое время Константин в Моравии, Венеции и Риме. Папа слышал речи Мефодия, бывшие повторением речей Константина, ибо оправдывая славянские книги и славянское богослужение в приведенном выше послании к Святополку, он сам местами повторяет речи Константина и ссылки его на тексты священного Писания. Папа заносит в свое письмо и имя Константина как изобретателя славянских письмен, выражаясь: litteras denique sclavonicas, а Constantino quodam philosopho repertas, quibus Deo laudes debite resonent, jure laudamus. 200 Но Мефодию надо было еще удостоверить папу и синод в правильности и доброте перевода в славянских книгах, т.е. перевода заключающихся в них чтений из Ветхого и Нового Завета и церковных служб. Что он это делал и успел в этом, это следует заключать из слов самого папы, который, похваляя славянские книги, выражается: nec sanae fidei vel doctrinae aliquid obstat sive missas in eadem Sclavonica lingua canere, sive Sacrum Evangelinm vel lectiones divinas Novi et Veteris testamenti bene translatas et interpretatas legere. 201 Значит, папа был уверен в этих качествах славянского перевода, уверен, конечно, из объяснений Мефодия, причем однако же папе приходилось восполнить свою уверенность доверием к чистоте веры, к разуму и просвещению Мефодия и Константина, подобно тому, как в свое время доверили достоинству Константинова перевода в Царьграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

5) Древняя икона Успения Божия Матери, оставшаяся от упраздненного монастыря; писана иконописцем Сергием в 1741 г, авг. 1 дня, по обещанию монаха Игнатия, при архимандрите Адриане, местная в Спасской церкви; мр. 8х7 вершков. 6) Икона Тихвинской Божия Матери, ценная по украшению, в сребропозлащенной ризе, украшенной 74 цветными камнями и звездами, жертвованной в С.-Петербурге сборщице Екатерине Ивановне; вес. 6 1/2 ф. Ценностью в 500 рубл. 7) Сребро позлащенная пятиугловая дарохранительница, с Голгофою и распятием; дар С.-Петербургского. купца Рогова. 8) Древние акты в ризнице: а) челобитная, на имя Царя Алексия Михайловича, строителя Феодосия с братиею о бортних знаменах, в которой упоминается об основании в пустыни храма 7168 г. (1660). б) письмо на пустошь по речке Пасмуровке 1667 г. в) запись запродажная на ту-же пустошь 7175 (1667 г.). г) письмо Казакова к строителю Феодосию о той-же пустоше 7175 (1667). д) променное письмо Глеба Исаева, сына Омонева, игум. Павлу на луга и мельницу по р. Пасмуровке 7190 (1682 г.). е) Челобитная игум. Макария на Борисовских крестьян 7195 (1687 г.). ж) Письмо Омонева к игум. Павлу 7196 (1688 г.). з) Рукопись, писанная при арх. Адриане, с подписом его руки 7196 (1688 г.). и) Явочная игумена Макария 7199 (1691). 9) Челобитная игум. Макария на крестьян с. Борисова 7200 (1692). к) Челобитная игум. Макария на тех же крестьян 7195 (1700). л) Приказ Бориса Петров. Шереметева на челобитную арх. Иосифа старости села Троицкаго. Борисова поля тож, о не причинении обид монастырским людям 1708 г. м) Челобитная арх. Иосифа Петру Самуиловичу Салтыкову на Мигаловских крестьян 1713г. н) Прошенное письмо игум. Павлу 1718 г. о) Рукопись, писанная при арх. Варсонофии 1718г. п) Челобитная арх. Иоасафа Шереметеву 1723 г. р) Прошенное письмо поручика Журинскаго арх. Феофилавту 1730 г. и с) Письмо Доможирова игум. Феодосию на пустошь по р. Пасмуровке, без назначения года. 10) Два Синодика в 1/4 дол. листа, полууставные, с киноварью, в кожаных переплетах. 11) Два плана древнего монастыря: один 1741 г.

http://sobory.ru/article/?object=09572

18 мая. 135 С. 12 : Заседание С.-Петербургского военно-окружного суда, 6 мая, по делу о сыне титулярного советника Адриане Федорове Михайлове (и др.; см. полное назв. выше, в 132): (Обвинит. акт): (2. Об О. Э. Веймаре: Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 17 мая: (О выборах в духовенстве)/(Г.-П.); По поводу открытия памятника Пушкину. (ЗиИ); С. 3 : Из Дорогобужа. 9 мая: Налог на перевоз. (ВИ). 19 мая. 136 С. 12 : О том и о другом: Несколько слов по поводу торговли крепкими напитками. Евреи и торговля табаком. Подмосковный (А. С.) Викторсон и цеховой Лиснер. Доморощенные иностранцы. Оригинальный коммерсант Козьма Копытыч. Порядки на Смоленской костоломке. Роща в осадном положении. Погода/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 мая: (Православие в Японии – «свет веры во всей ее внутр. силе апостольских времен»)/(Г.-П.); Речь преосвященного Николая ((Касаткина)) в Миссионерском обществе (11 мая); Деятельность городской Пушкинской комиссии по устройству Пушкинского праздника; С. 3 : Из Уфы. 26 апр.: Погода. Отъезд губернатора (В. Д. Левшина). Доброе дело учителя (словака Паскало). Административная и криминальная хроника. Цены. Сообщение. Неаккуратность почты. (ВИ). 20 мая. 137 С. 12 : Заседание С.-Петербургского военно-окружного суда, 6 мая, по делу о сыне титулярного советника Адриане Федорове Михайлове (и др.; см. полное назв. выше, в 132): (Обвинит. акт): (3. О Л. П. Буланове;) 4. Об именующем себя Владимиром Сабуровым; 5. О Василии Трощанском: (Из газ. «ПВ»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 мая: (Об «утке» газ. «Берег», корреспондент которой исказил историю процесса о столкновении пред. Моск. окруж. суда Д. Е. Рынкевича с присяж. поверенным Д. М. Никольским)/+ (Ф. А. Гиляров); По поводу Пушкинской выставки/Скульптор (И. Ф.) Ковшенков; Народное издание стихотворений Пушкина. Предполагаемое чтение А. Ф. Писемского/+ (Ф. А. Гиляров); К Пушкинскому празднику. (ЗиИ); С. 3 : Из Самары. 8 мая: Адвокаты-кулаки. Судьи-миротворцы. Злополучный ростовщик; Из Киева. 7 мая: Погода. Дороговизна на дрова и жизненные припасы. Высокие цены на квартиры. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Без ключа в руках ко входной двери, который у нас ( Мф. 16:19 ; Лк. 11:52 ), ключ истинный они заменяют поддельным, или – по пословице – подборным; и им отпирают они не двор предания, идущего от Господа, коим мы входим в церковь , а чрез взлом задней двери и чрез подкоп во мраке под стену церкви влезают в нее; учения истинного будучи святотатственными исказителями, тем не менее они объявляют себя посвятителями душ в тайны, но в какие? В нечестивые. Ибо что общества их, составившиеся во имя не другого какого авторитета кроме как человеческого, образовались позднее кафолической церкви, для подтверждения этого нет нужды входить в доказательства особенно пространные. Проповедь Спасителя самого, по пришествии Его на землю, начинается при Августе и кончается приблизительно в половине царствования Тивериева. Проповедь Апостолов, включая сюда и служение Павла, прекращается при Нероне. Первые же ересиархи появились позднее, приблизительно во времена императора Адриана. Образование новых ересей продолжалось даже до царствования Антонина старшего. Тогда-то (при Адриане) жил напр. Василид, хотя сам он и выдает себя хвастливо за ученика Главкиева, который, если верить этим хвастунам, был толмачом у Петра. Говорят также, что наставником Валентина был некто Февда, стоявший в близких отношениях к Павлу. Что же касается Маркиона, жившего почти в одно с этими последними время (при Адриане), то хотя он уже и состарился к тому времени, когда эти (Василид и Валентин) были еще молоды, и таким образом хотя старшим был между сими еретиками, но ранее его только Симон в течение некоторого времени мог слушать Петра. А если это так, то становится до осязательности ясным, что секты эти образовались чрез отделение от древнейшей их и истиннейшей церкви; это позднейшие и близкие к нашей эпохе чада времени, заклеймившие себя позорной печатью отступничества от церкви. Из сказанного, полагаю, и то ясно следует, что есть только одна истинная церковь , та, которой по праву принадлежит и старейшинство; к ее-то чадам относятся все праведные, положившие твердое намерение и оставаться таковыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

См. Gregorovius: Gesch. Hadrians und seiner Zeit (1851); Renan: L " Église chrétienne (1879), 1–44; и Wagemann в Herzog, vol. v. 501–506. Адриан, испанского происхождения, родственник Траяна, усыновленный им на смертном одре, был человеком с яркими талантами и прекрасным образованием, ученым, художником, законодателем и администратором, в целом одним из наиболее способных римских императоров, но притом это был человек весьма сомнительной нравственности, идущий на поводу своего переменчивого настроения, мечущийся из одной стороны в другую и наконец потерявшийся во внутренних противоречиях и крайнем отвращении к жизни. Его мавзолей (Moles Hadriani), переименованный впоследствии в замок Святого Ангела, до сих пор величественно возвышается над построенным при Адриане мостом через Тибр в Риме. Об Адриане пишут и как о друге, и как о враге церкви. Он хранил верность государственной религии, яро противился иудаизму и был равнодушен к христианству, так как мало знал о нем. Он оскорбил в равной мере иудеев и христиан, воздвигнув храмы Юпитера и Венеры на месте храма и предполагаемого места распятия. Говорят, что он велел проконсулу Асии проверять случаи, когда народный гнев обращался на христиан, но наказывать только тех, кто должен быть наказан за нарушение законов в соответствии с действующими нормами правосудия 43 . Однако не приходится сомневаться в том, что Адриан, как и Траян, считал принадлежность к христианству преступлением. Христианские апологии, возникшие во время правления этого императора, свидетельствуют об очень отрицательном отношении общества к христианам и критическом положении церкви. Малейшее поощрение со стороны Адриана привело бы к кровавым гонениям. Квадрат и Аристид умоляли его о прощении своих братьев–христиан, но мы не знаем, к чему это привело. Более позднее предание утверждает, что во время этого правления имело место мученичество святого Евстахия, святой Симфорозы и семерых ее сыновей, римских епископов Александра и Телесфора и других, чьи имена малоизвестны, а даты смерти более чем спорны. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Помощница Адриана Наталия яко единодушна от Бога даровася, извлачащи углебша сего во глубине прелести, и уверяющи вопити: благословен Бог отец наших. Слава: Яко многоценно сокровище, мученика руку скрывши, не предала еси целомудрия твоего сокровища украсти тщащимся, честная, окормляема рукою отцев Бога. И ныне: Священнии пророцы провозвестиша, Чистая, явленно таинство честнаго рождества Твоего, и ныне мы, сбытия издалеча смотряще, благочестно Тя ублажаем. Молите Бога о нас, святии мученицы Адриане и Наталие, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон.) Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Огнем мучения всесожигаеми, нечестия пламень весь угасисте кровьми вашими, страдальцы, зовуще: Тя превозносим, Христе, во вся веки. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Жены чудныя кто не удивится сущия к Богу любви? Яко возненавиде желание плотское и супружника увери чести и славити Христа во веки вся. Слава: Посрамив безбожных суетства и возжелав Христову красоту, столп благочестия верным был еси, мучениче, страстотерпче Адриане всеблаженне. И ныне: От Света Светодавца Слова зачала еси, и рождши несказанно Пресущественнаго, Дух бо в Тя, Дево, Божий вселися. Темже Тя поем, Чистая, во веки. Молите Бога о нас, святии мученицы Адриане и Наталие, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон.) Песнь 9 Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно. Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. (Поклон.) Удов сокрушение, лютых прещения ни меч, ни огнь, ни смерть плоти тленныя Христовы любве разлучити вас, славнии страдальцы, отнюд возмогоша. Темже во веки с Ним присно веселитеся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010