После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

Али (Али ибн Аби Талиб), сподвижник и зять Мухаммеда, арабский халиф в 656–661 гг. (четвертый из четырех праведных халифов) – 288, 292 Алкуин (Флакк Альбин, 735–804), аббат в Type, ученый и поэт при дворе имп. Карла Великого, деятель «Каролингского возрождения» – 356 Алляций Лев (1586–1669), итальянский византинист греческого происхождения – 41 Алп-Арслан , султан турок-сельджуков в 1063–1072 гг. – 466, 467 Альваро (IX в.), епископ Кордовы – 294 Альбоин (VI в.), король лангобардов – 241 Альфан Луи (Halphen, 1880–1950), французский историк и востоковед – 74 Амаятос Константин (AmantoV, 1874–1960), греческий византинист – 70, 71 Амвросий (ок. 340–397), епископ Медиоланский (Миланский), представитель латинской классической патристики, католический святой – 137, 138 Аммиан Марцеллин (ок. 330–400), римский историк и философ-неоплатоник (ученик Либания), автор «Res gestae», задуманных как продолжение «Анналов» Тацита и охватывающих период с 96 по 378 г. – 81, 126, 129, 131, 132, 187 Амр («Амр ибн ал-»Ас, сер. VII в.), арабский полководец, руководивший захватом Египта (640–641 гг.), первый арабский наместник Египта – 289 Анастасий I , византийский император в 491–518 гг. – 68, 121, 168, 170–176, 183, 184, 191, 205, 214, 217, 220, 221, 223, 224, 233, 459, 468 Анастасий II (Артемий), византийский император в 713–716 гг. – 183, 310 Анастасий († ок. 879), аббат, папский библиотекарь (при папах Адриане II и Иоанне VIII), участник Константинопольского собора 869 г., переводчик на латынь хронографий патриарха Никифора, Георгия Синкелла и Феофана Исповедника в извлечении (Chronographia tripartita), составитель сборника житий пап (Liber Pontificalis) –316, 389 Анастасий , патриарх Константинопольский в 730–754 гг., иконоборец – 348 Анастасий Синаит (ок. 640 – ок. 700), византийский богослов, святой – 313 Андервуд П. A. (Underwood), американский византинист – 262 Андреев Иван Дмитриевич (1867–1927), историк Церкви, богослов и византинист – 345, 351, 353 Андрей Критский (ок. 660 – 720 или ок. 726), святой, выдающийся гимнограф (создатель жанра канона), секретарь-синкелл при патриархе Феодоре I, участник VI Вселенского собора (679 г.), архиепископ города Гортины на Крите – 314

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Согласно др. традиции, представленной в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., К. был мудрым и ученым мужем, проповедовавшим христ. веру сначала в Афинах, затем в Магнесии (возможно, здесь речь идет о г. Магнесия в Фессалии). В Афинах его истязали, в т. ч. подвергли побиванию камнями. Он принял мученическую кончину при имп. Адриане (117-138), что позволяет относить деятельность этого К. ко времени проповеди апостолов. Во 2-м сказании о епископстве К. не упоминается. Именно это сказание приводит в «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец. Болландисты , поместившие сведения о К. в «Acta Sanctorum» , считали, что К. Афинский не мог быть Кодратом, еп. Магнесийским. Вторая традиция представляет собой смешение сказания об ап. К. и апологете по имени Кодрат , о котором известно из «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской ( Euseb. Hist. eccl. IV, XXIII). Дошедшие до нас синаксарные традиции позволяют сделать вывод о существовании епископа Магнесийского по имени Кодрат, вероятно, принявшего мученический венец. Почитание К., еп. Магнесийского, в К-поле на протяжении последующих веков засвидетельствовано в Синаксаре К-польской ц. под 22 сент., где сказано, что память К. совершалась в ц. Св. Софии, там же хранилась и его глава. В каноне Иосифа (IX в.) К. тоже называется апостолом, говорится также, что его чудотворные мощи находились в Магнесии, и есть фраза о том, что он своей мудростью победил эллинских мудрецов. Последнее сообщение архиеп. Сергий (Спасский) рассматривал как указание на афинское происхождение К. и не разделял К., еп. Магнесийского, и К. Афинского, как предлагали болландисты. В ВМЧ сказание об ап. К., еп. Магнесийском, пострадавшем при Деции и Валериане, и о его дружине содержится под 21 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49). К. значится как апостол от 70 в совр. календаре РПЦ. Ист.: ActaSS. Sept. Vol. 1. P. 181-182; SynCP. Col. 65-66, 67-68; PG. 117. Col. 64 [Минологий Василия II]; ЖСв. Сент. С. 396-397. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 388; Sauget J.-M. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1269-1270; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 253-254; Νικδημος. Συναξαριστς. τ. 1. Σ. 178.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, не могла не оказывать существенное влияние на ход политических дел в А. К началу рим. господства в Египте (30 до Р. Х.) александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры , составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антирим. настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали объектом ненависти плебса. В 38 г. произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве рим. наместника евр. квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в А., значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 г., после чего большинство евреев окончательно покинуло город. В А. был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεον - место пребывания Муз), где вели исследования в различных областях (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и мн. др. При имп. Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до кон. IV в. научные исследования велись при храме Сараписа. В А. располагалась крупнейшая б-ка античности, в к-рой к I в. до Р. Х. хранилось около 700 тыс. рукописных томов. Филологи, трудившиеся в б-ке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 г. до Р. Х. б-ка сгорела и большая часть рукописей погибла; в имп. время б-ка помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 г.

http://pravenc.ru/text/64468.html

В 1803 г. обитель разграбили разбойники, в 1812 г. братия погибла от чумы. К 1847 г. на месте старого храма известный болг. архит. Н. Фичев построил большой 3-купольный храм с открытым нартексом и подземной часовней, к-рый расписал Захарий Зограф . После освобождения Болгарии (1878) над нартексом возвели колокольню. В 1913 г. при землетрясении монастырский комплекс был полностью разрушен. В 1927 г. по чертежам Фичева возвели храм и над зап. входом воссоздали надпись: «обновися от основания в лето Христово 1847 г., апрель, 9, мастер Никола Йованович из села Дряново». При строительстве мастера использовали античные рельефы: так, престолом является бывш. языческий жертвенник с надписью: «Зевсу Олимпийскому, Гере и Афине в победу и долгоденствие императора цезаря Т. Элия Адриана Антонина», принесенный из г. Никиполис-ад-Иструм (сохр. развалины в 20 км от г. Велико-Тырново); под одну из колонн положен камень, при рим. имп. Адриане (117-138) обозначавший границу между Фракией и Мёзией (принесен из с. Хотница близ Велико-Тырново). В храме был установлен сохранившийся при землетрясении иконостас с неск. работами Захарии Зографа, образами арх. Михаила (1663) и Св. Троицы (1708, работа Цоню и Косты Пенюва). В 1946-1948 гг. были отстроены жилые и хозяйственные помещения. В 1946 г. в П. м. поселился мон. Севастиан (впосл. архимандрит; † 2008). В 1948 г. мон-рь был преобразован в женский, им управлял архим. Севастиан вместе с игум. Евдокией. Обитель объявлена памятником культуры Болгарии. Лит.: Сырку П. Монастырь Шишман или Шишманица//ЗРАО. 1886. Т. 2. Вып. 3. С. 299-320; Жеков А. Един светилник в миналото: Царският и патриаршески монастир Св. Троица и патриарх Евтимий: Кратки ист. очерк. София, 1936; Загорски И. Манастирите във Великотърновска епархия. София, 1947; Русев П. Школата на Евтимий Търновски в ман-ра Св. Троица//Търновска книжовна школа. Търново, 1971. Кн. 1. С. 27-38; Чавръков Г. Средища на българската книжовност, IX-XVIII в. София, 1987. С. 77-79; он же. Български ман-ри: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 65-67, 223; Темелски Х. По въпроса за основаването и съдбата на търновските манастири «Св. Троица»//Минало. София, 1996. Год. 3. 3. С. 62-72.

http://pravenc.ru/text/2579758.html

Главный труд А., начатый в период преподавания в Новгородской ДС в 1807 г.,- «История Российской иерархии» (7 ч.) - создан им совместно с еп. Евгением (Болховитиновым) , к-рым написаны «Исторические сведения о духовных училищах в России» (в 1-й ч.), введение ко 2-й ч., описания мон-рей Воронежской и Вологодской епархий, а также ряд дополнений. «История» продолжает традицию сборников по истории иерархии, появившихся в XVII в. в Западнорусской митрополии в ходе полемики вокруг унии . Тогда были составлены каталоги архиереев - сочинения, рассматривающие историю церковной иерархии с т. зр. выяснения ее первоначального подчинения Римскому папе или правосл. Патриарху. Защитник унии Лев Кревза в «Обороне унии» (1617) поместил список Киевских митрополитов с целью доказать подчиненность их папе, а правосл. Захария Копыстенский в «Палинодии» (1621-1622) показал связь Киевских митрополитов с К-польским Престолом. Традиция создавать каталоги митрополитов, дополненные сведениями из церковной истории, была продолжена в XVII-XVIII вв. Сильвестром (Косовым) (Патерикон. К., 1635), свт. Димитрием (Туптало) Ростовским (Каталог Киевских митрополитов с кратким летоисчислением. М., 1776). При Патриархе Адриане был составлен сборник «Икона, или Изображение великие соборные Церкве Всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола» (частично опубл. в АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5). Основу «Истории Российской иерархии» составил труд преподавателя Александро-Невской семинарии мон. Никодима (Селлия) «De Russorum hierarchia», А. широко привлекал также материалы по истории Русской Церкви и России, описанные и систематизированные Н. Н. Бантыш-Каменским . 7-я часть «Истории» осталась незавершенной и ненапечатанной. Подытожив предшествующие исследования, «История Российской иерархии» помимо сведений о епископах Русской Церкви от ее возникновения до нач. XIX в. включила сообщения о епархиях, Соборах, святых, духовных школах и мон-рях, а также публикацию ряда памятников церковной истории (грамоты мон-рям, монашеские уставы, творения прп. Нила Сорского и др.), что сделало это издание ценным собранием большого числа материалов по истории Русской Церкви, не потерявшим своего значения до наст. времени. За ученые труды в 1815 г. А. получил звание действительного, а в 1816 г.- почетного члена московского имп. Общества истории и древностей российских .

http://pravenc.ru/text/114396.html

Главная улица Перге Главная улица Перге В античной П. было известно неск. важных святилищ, восходящих еще к догреч. культам: Артемиды в Перге, Аполлона (мифического основателя города) и Афины в Сиде, Афродиты Кастниетиды в Аспенде. В рим. время в П. распространяются египетские культы Сераписа, Исиды, а также имп. культ в Атталии, Перге и Сиде (в т. ч. культ имп. Юлиана) ( MacKay T. S. The Major Sanctuaries of Pamphylia and Cilicia//ANRW. 1990. Tl. 2. Bd. 18. Hb. 3. S. 2045-2129). Начало христианства в П. связано с иудейской диаспорой. Иудейская община в Сиде известна уже в 140 г. до Р. Х., а в IV - V вв. по Р. Х. там были 2 синагоги; со II в. иудейские общины существовали также в Перге, Термессе (визант. Термисс), Атталии. Известна должность архисинагога П. (вероятно, главы всех общин региона). Ап. Павел в 1-м путешествии вместе с ап. Варнавой проповедовал в Перге и Атталии, где были иудейские общины (Деян 14. 24-26). Визант. агиографические тексты сообщают о неск. мучениках в П.: в Атталии это были пострадавшие при имп. Адриане святые Еспер , его супруга Зоя и сыновья Кириак и Феодул из села Тритоний (ActaSS. Mai. Vol. 1. 739); при имп. Деции - пастухи, святые Папий , Диодор , Конон и Клавдиан (SynCP. P. 443). В Перге пострадали, вероятно при имп. Марке Аврелии, св. воины Феодор, Сократ и Дионисий и мать Феодора Филиппа (Ibid. P. 63, 65, 614-615, 619); при имп. Деции - еп. свт. Нестор Магидский и диак. св. Тривимий (Ibid. P. 493, 495, 500-501); в Талмении близ Сиды при имп. Диоклетиане - сщмч. Киндей из ликаонийской Ваманады (ActaSS. Iul. Vol. 2. 186). В П. обращал язычников в христианство св. Лукиан Антиохийский. Напряженные отношения между христианами и язычниками в 312 г. отмечены в сохранившемся в надписи из Колбасы (Корвасы) обращении жителей Ликии и П. к имп. Максимину II Дайе , св. равноап. Константину и Лицинию с просьбой окончательно заставить «замолчать» «безумных» христиан. Ответный эдикт имп. Максимина Дайи позволял продолжать преследование христиан вопреки эдикту имп. Галерия 311 г. о религ. толерантности.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Археологические раскопки 2-й пол. ХХ в. и др. исследования в районе храма Гроба Господня и в прилегающих районах города (Муристан) позволили существенно прояснить топографию и морфологию района Г. ( Kenyon. 1974; Lux. 1972; Corbo. 1981-1982). Раскопки 60-80-х гг. вблизи Г. установили, что до кон. I в. по Р. Х. никаких жилых построек в ее районе не было, с VII в. до Р. Х. склон холма Гарив, к к-рому принадлежит Г., служил огромной каменоломней. Карьеры этих разработок занимают весь участок храма Гроба Господня и Муристана. В I в. до Р. Х. добыча прекратилась и ландшафт района выровняли, подсыпав грунта, в т. ч. и в каверны каменоломен. Насыпную почву культивировали, разбив на ней сад (эти участки перемежались с голой скалой), уровень к-рого примерно совпадает с уровнем пола совр. базилики (ок. 10 м ниже первоначальной линии склона горы, ок. 760 м над уровнем моря). Сад ограничивали скалы, особенно высокие с запада и юга, причем в зап. скале были высечены по крайней мере 2 гробницы: одна с аркосолием (гробница Спасителя), другая с нишами типа «кокким» (известна как «гробница Иосифа Аримафейского»). Вост. и юж. стороны сохранили связь со склоном горы, причем скала на юге возвышалась над садом в виде пика - место, идентифицируемое ныне как Г. Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция) Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция) При строительстве рим. города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на к-рой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Г. гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма ( Euseb. Vita Const. III 26). Блж. Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при имп. Адриане была возведена статуя Венеры ( Hieron. Ep. Paul. 58. 3//PL. 22. Col. 581). Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина ( Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.

http://pravenc.ru/text/165249.html

В результате 3-й римско-македонской войны в 168 г. до Р. Х. Рим провозгласил Л. свободной, и это событие открыло эпоху наивысшего ее процветания. Основу политического управления Л. составил союз (κοινóν) полисов, который впервые упоминается в источниках с 182-180 гг. до Р. Х. В союз входили не менее 36 полисов (по Плинию Старшему: Plin. Sen. Natur. hist. V 101, в нек-рые периоды их число достигало 70). Среди них выделялись несколько крупных: Ксанф, Патары, Миры, Тлос. Т. о., Л. всегда характеризовало наличие множества городов, напр., в визант. эпоху в регионе было до 45 христ. епископских кафедр. Из-за недостатка земли эти города и даже села часто входили в симполитии. В 84 г. до Р. Х. рим. полководец Сулла признал независимость Ликийского союза, а к Л. были присоединены также города Балбура, Бубон и Эноанда. Однако Восточная Л. в это время находилась в союзе с пиратами и царем Понта Митридатом VI Евпатором, и после победы римлян часть ее территории была объявлена римлянами ager publicus (собственностью гос-ва). Л. также пострадала в период гражданских войн в Риме: в 42 г. до Р. Х. здесь активно действовали войска Брута. Некрополь, гимнасий и термы в Ариконде Некрополь, гимнасий и термы в Ариконде В 43 г. по Р. Х. из-за мятежей, в к-рых были убиты римляне, имп. Клавдий лишил Л. свободы и превратил ее в рим. провинцию с центром в Патарах. При имп. Веспасиане Л. была объединена с провинцией Памфилия (до 74-76 гг.), центром стал г. Перга. При имп. Адриане (117-138) к этой провинции присоединены также Центр. и Юж. Писидия. В 131 г. Л. посетил имп. Адриан, что сопровождалось выделением крупных средств на общественное строительство (построен гранарий в Андриаке). В 141 г. Л. сильно пострадала от землетрясения, после к-рого богач Опромоас из Родиаполя восстановил за свой счет здания в 30 городах провинции. В кон. II в. в Л. и Памфилии появилось много разбойников; в основном это были исавры и писидийцы, жившие в горах. Исавры совершали нападения и в III-V вв., разоряя преимущественно незащищенные поселения.

http://pravenc.ru/text/2110501.html

По просьбе патриарха Адриана в 1694 г. свт. Димитрий Ростовский составил службу К. м. и написал Слово на день памяти этих святых ( Державин А., прот. Четии Минеи свт. Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и литературный памятник//БТ. 1976. Т. 15. С. 99, 111; СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 262). В Москве 1-я деревянная церковь во имя К. м. была построена в 1697 или 1698 г. недалеко от Новинского вала. Ее возвели по обету патриарха Адриана после его исцеления в 1696 г. от паралича, к-рое он связывал с чудесной помощью К. м. В правление имп. Анны Иоанновны деревянная церковь сгорела, в 1732-1735 гг. рядом было построено совр. каменное здание, в 1736 г. был освящен придельный престол во имя арх. Михаила, а в 1738 г.- главный престол во имя К. м. В 1929 г. храм был закрыт; его передали городской жен. тюрьме, располагавшейся по соседству, а затем - ОГПУ. В 70-х гг. ХХ в. здание храма занимало учреждение «Гипробытпром»; в 1976-1979 гг. была проведена реставрация церкви, на купол был возвращен крест. Передача храма РПЦ состоялась в 1992 г., богослужения в нем возобновились с апр. 1994 г. В 2004 г. из ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне была возвращена храмовая икона - образ К. м. с частицей мощей этих святых. В Москве известен еще один храм, посвященный К. м.,- домовая церковь гр. В. Г. Орлова, которая была построена в связи с эпидемией чумы 1771 г. Кроме того, придел во имя К. м. имеется в ц. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Каменную церковь начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея Петровича. Видимо, посвящение придела связано с особым почитанием К. м. при патриархе Адриане ( Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1994. Т. 2. С. 110-111; 1995. Т. 3. С. 123, 149-150). В 1696 или 1697 г. был устроен придел во имя К. м. в новгородском Николо-Дворищенском соборе ( Круговых Л. Н. История приделов Николо-Дворищенского собора//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 174-178). Кроме того, частицы мощей К. м. были вложены в икону этих святых в Успенском соборе Астрахани (из иконостаса нижнего храма в честь Владимирской иконы Божией Матери). В Вышенском мон-ре также находились икона и ковчег с частицами мощей К. м.

http://pravenc.ru/text/1684590.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010