Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ Главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень , а также др. св. места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Храм Гроба Господня. Вид с востока Храм Гроба Господня. Вид с востока Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при имп. Адриане (117-138) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова - храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «оскверненной земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня ( Euseb. Vita Const. III 26). Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных имп. Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326). Император руководил работами через Иерусалимского еп. Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» ( Евсевий Кесарийский. Послание царя Константина к Макарию, патриарху Иерусалимскому: [Описание храма]//Соч. СПб., 1849. Т. 2. С. 194-197; Фоменко К. , свящ. Иерусалим и его окрестности. К., 1883. С. 22). Возведение храма и связанное с ним обретение святынь стали центральными событиями христианства. Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христ. иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (между 1105 и 1110, Беневенто - 17.12.1187, Пиза; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187). Род. в семье некоего Сарторио ди Морра, по прозвищу Спаначоне. Юность, вероятно, провел во Франции. Ок. 1124 г. вступил в мон-рь каноников-августинцев Сен-Мартен в Лане. В сер. XII в. (до 1157), возможно, преподавал каноническое право в Болонье (в сочинениях ранних канонистов сохр. упоминания о его глоссах к Декрету Грациана). Репутация знатока права и риторики была одной из основных причин его приглашения в Римскую курию. В дек. 1155 г. возведен папой Римским Адрианом IV в достоинство кард.-диак. рим. диаконии св. Адриана. С 26 сент. по 1 дек. 1157 г. был заместителем кард.-канцлера Роландо Бандинелли (впосл. папа Римский Александр III ). В 1158 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1166 г. был администратором еп-ства Спалато (совр. Сплит, Хорватия). В 1157-1187 гг., при папах Адриане IV, Александре III, Луции III и Урбане III , занимал должность канцлера (с 1178 кардинал-канцлер) Римской курии (последний кардинал, имевший должность канцлера Церкви до 1908); провел ряд реформ в папской канцелярии и судах, в т. ч. ввел использование т. н. курсуса (ритмизованной прозы) в куриальное делопроизводство. Пользовался большим влиянием как во внутрицерковных делах, так и в сношениях со светскими правителями. В качестве папского легата осуществил дипломатические миссии в Далмацию (1161-1162), при римско-герм. имп. Фридрихе I Барбароссе (в 1163), в Венгрию (1165-1167), а также в итал. города (1177-1180). Был одним из легатов, отправленных папой Александром III в Англию для расследования убийства архиеп. Фомы Бекета . По поручению папы короновал португ. кор. Афонсу II. Поддерживал религ. ордены, был кардиналом-протектором ордена св. Иакова; в 1170 г. основал мон-рь каноников-августинцев в Беневенто. С 1182 г. кардинал-первопресвитер.

http://pravenc.ru/text/166761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ [греч. Πστις, Ελπς, Αγπη, Σοφα; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia] († ок. 120 или ок. 137), мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова С. воспитала в благочестии 3 дочерей, к-рым дала имена, соответствующие 3 христ. добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. В. было 12 лет, Н.- 10, Л.- 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом С. призывала их быть стойкими и не бояться мук. С. погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на 3-й день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресв. Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (совр. Милан) и С. приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима. Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) По мнению болландистов, эти мученицы не были реальными личностями, а представляли собой аллегории, персонификации христ. добродетелей. Упоминания о них отсутствуют в древнейших мартирологах; наиболее ранними свидетельствами их почитания являются 2 описания паломничеств VII в. (Зальцбургский и Малмсберийский итинерарии) и относящаяся ко времени папы Григория I Великого (590-604) «Notula oleorum» из Монцы, содержащая перечень ампул с лампадным маслом от гробниц мучеников, принадлежавших лангобардской кор. Теоделинде. В «Notula oleorum» указано, что гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находятся в крипте, на кладбище св. Панкратия, на Аврелиевой дороге, могила мучениц Sapientia, Fides, Spes и Caritas - на кладбище св. Каллиста, на Аппиевой дороге, между гробницами мучениц Сотириды (пам. греч. 11 февр.) и Цецилии (Кикилии) (пам. 22 нояб.). Предполагают, что речь идет о др. группе одноименных мучениц (Ф. Х. Мёрфи).

http://pravenc.ru/text/150377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.), еп. Иллирийский (?). Пострадал в Риме при имп. Адриане (117-138) вместе с матерью Анфией (Еванфией) и префектом Коривом. Литературная традиция Мученичества Е. Греч. оригинал текста Мученичества Е. дошел до нас в дометафрастовской редакции, к-рая легла в основу лат. перевода, в X в. была переработана прп. Симеоном Метафрастом и уже в этом варианте стала основой для слав. парафраза в Минеях-Четьих свт. Димитрия Ростовского. Дометафрастовская редакция не отличается ни изяществом стиля, ни хорошим греч. языком и предположительно была написана в одном из греческих монастырей Рима не позднее рубежа VIII и IX вв. Этот текст, его латинская редакция и парафраз Симеона Метафраста отличаются лишь незначительными деталями. Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.246) Авторами лат. перевода Мученичества Е. названы пресвитеры Евлогий и Феодул, якобы рукоположенные Е., однако, по мнению Д. Папеброха, лат. версия не является столь древней (ActaSS. Apr. T. 2. P. 535). Ок. сер. IX в. известно уже 2 ее редакции: 1-я условно называется Реатской (из-за упоминания о погребении Е. и Анфии в г. Реата (ныне Риети)), а 2-я - Эканской (по сообщению о перенесении мощей святых сразу после их кончины в г. Экана (ныне Троя, Апулия). Реатская редакция (BHL, N 2450) почти совпадает с греч. дометафрастовским Мученичеством Е., за исключением истории погребения. Греч. версии лишь кратко упоминают о погребении в Риме. В обеих лат. редакциях основной сюжет страдания Е. сохраняется. Эканской редакцией (BHL, N 2451) пользовались составители Каролингских Мартирологов Флор Лионский, Рабан Мавр, Адон Вьеннский, Узуард и Ноткер Заика, а также каноник Флодоард Реймсский в поэме «О победах Христа в Италии»

http://pravenc.ru/text/189703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] (II в.), еп. Иерусалимский. Упоминается Евсевием , еп. Кесарийским (IV в.), в «Церковной истории» на 14-м месте при перечислении преемников 1-го еп. Иерусалимского ап. Иакова , брата Господня. И. входит в число первых 15 предстоятелей иерусалимской общины, к-рые были еще из обрезанных ( Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3). В «Хронике» еп. Евсевий также называет И. на 14-м месте после ап. Иакова в списке Иерусалимских епископов времен имп. Адриана (117-138). В арм. переводе Самуила Анийского «Хроники» еп. Евсевия этот список помещен под 7-м годом правления Адриана, т. е. под 124 г.; в латинском переводе блж. Иеронима - под 8-м годом правления Адриана, т. е. под 125 г. Однако в обоих переводах не указывается точное время пребывания И. на епископской кафедре. Визант. хронист Георгий Синкелл († после 811) приводит тот же список, что и еп. Евсевий в «Хронике», помещая сведения о правлении И. под 127 г., однако уточняет, что И. занимал кафедру 2 года. Та же информация без к.-л. хронологической привязки появляется и в списке предстоятелей основных Церквей в «Хронографии» Никифора I , патриарха К-польского (нач. IX в.). В «Анналах» Евтихия , патриарха Александрийского (X в.), между Иерусалимскими епископами Ефремом и Иудой, где у еп. Евсевия Кесарийского помещен Иосиф, появляется Арсаний, которому приписывается 3 года епископского правления. По хронологии еп. Евтихия Арсаний занял кафедру не при Адриане, а в 8-й год правления его преемника имп. Антонина Пия, т. е. в 146 г., в то время как по хронологии, предлагаемой Георгием Синкеллом, епископат И. относится к 138-140 гг. Учитывая общую неуверенность хронистов в датировке правления первых Иерусалимских епископов или полное отсутствие к.-л. датировок в источниках, можно лишь констатировать, что И. руководил иерусалимской общиной в 1-й пол. II в. Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3; idem. Chron. T. 2. P. 166-167; Georg. Sync. Chron. P. 427; Niceph. Const. Chronogr. P. 124; Eutych. Annales. Col. 988. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/578455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСПЕР, ЗОЯ, КИРИАК, ФЕОДУЛ [греч. Εσπερος, Ζω, Κυρικος, Θεδουλος] († 1-я пол. II в.), мученики Атталийские (пам. 2 мая). Пострадали при имп. Адриане (117-138) в г. Атталия (пров. Памфилия). Известны греческие краткое (BHG, N 746; дошло в единственной рукописи XI в.) и более полное (BHG, N 746b) Мученичества. По мнению исследователей, они не зависят друг от друга и восходят к более древнему и позднее утраченному Мученичеству. Согласно краткому Мученичеству, христиане Е., его супруга З. и их дети К. и Ф., были рабами в знатной языческой семье, переселившейся из Рима в Атталию. Их хозяина звали Катулл (Каталл), его жену - Терция. Боясь оскверниться языческой пищей, З. и ее близкие раздавали нищим и странникам получаемую от господ еду. Вскоре К. и Ф. поняли, что не могут больше жить в одном доме с язычниками, и пришли к матери за разрешением обличить Катулла. Они открыто заявили, что исповедуют Христа. Катулл решил, что юноши сошли с ума, и потребовал привести их родителей, но Е. в это время был в др. селении, и разбирательство пришлось отложить. Вскоре у Катулла родился сын, и в честь этого события слугам было послано праздничное угощение. З. бросила пищу псам, а вино вылила на землю. Разгневанный Катулл приказал схватить сыновей З., подвесить их на дереве и терзать железными орудиями. Эти мучения не испугали ни братьев, ни их родителей, и тогда Катулл повелел бросить всю семью в раскаленную печь. Мученики продолжали славить Господа и в печи, а огонь не причинял вреда им. Спустя некоторое время святые взмолились, чтобы Господь принял их души, и на следующий день, когда печь открыли, их тела, не поврежденные огнем, нашли лежащими лицом к востоку. Позднее почитание мучеников распространилось в К-поле: в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) есть свидетельство, что 9 авг. совершалась память «дня освящения храма мучеников Зои и Еспера в Девтероне» (квартал К-поля). Предположительно именно этот храм упоминается визант. историком Прокопием Кесарийским в трактате «О постройках» при описании Девтерона ( Procop. De aedificiis. I 3, 13). Ист.: BHG, N 746-746b; ActaSS. Maii. T. 1. P. 739-740 [BHG, N 746]; Franchi de " Cavalieri P. Note agiografiche, 7. R., 1928. P. 53-79 [BHG, N 746b]; MartRom. P. 168-169; SynCP. P. 649-650, 877; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 23-25; ЖСв. Май. С. 70-76. Лит.: Aubert R. Hesperus//DHGE. T. 24. Col. 275-276; Janin. Églises et monastères. P. 119-120; Sauget J.-M. Espero, Zoe, Ciriaco e Teodulo//BiblSS. T. 5. P. 96-97; Εσπερος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 917-918; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 148. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/190253.html

26, 32). Клятва гением императора считалась священной. Причину интенсивной политики распространения почитания императоров династий Юлиев и Клавдиев при Веспасиане связывают с его стремлением легитимизировать собственную власть. Относившиеся к И. к. символы, образы и девизы чеканились на монетах и медальонах, изображались в храмах, в частных домах, на площадях и триумфальных арках и, т. о., постоянно находились перед глазами жителей империи. Императоры становились членами всех главных жреческих коллегий, а порой присваивали себе атрибуты богов. Так, Калигула (37-41), объявив себя «господином» (dominus) и «богом» (deus), появлялся на публике в образе Юпитера, с позолоченной бородкой и молниями в руке, с трезубцем Нептуна, в шелках и на котурнах, с кадуцеем Меркурия или даже в облачении Венеры. «Господином» и «богом» велел себя именовать и имп. Домициан (81-96), при к-ром И. к. приобрел невероятный размах: в Риме на Палатинском холме были установлены золотые и серебряные статуи императора, а месяцы сент. и окт. переименованы в его честь. Имп. Коммод (180-192), получивший от сената имя Феликс (счастливый) и вступивший во все жреческие коллегии, распорядился почитать себя как рим. Геркулеса (напр., на монетах он изображался в виде Геркулеса, в львиной шкуре, с рогом изобилия и яблоками Гесперид), однако сразу же после убийства императора культ был отменен. Имп. Александра Севера (222-235) часто изображали в образе Геркулеса, а императриц II-III вв.- с атрибутами Юноны , Венеры и Цереры. Геркулес и Дионис стали офиц. покровителями имп. дома Северов (193-235). Начиная с Траяна , рим. императоры официально именовались «государями» (dominus). При имп. Адриане (117-138) в И. к. было включено почитание «вечного Рима» (Roma Aeterna). Стремясь привлечь внимание населения империи к традиц. рим. религии и ослабить влияние христианства, имп. Деций Траян (249-251) в 250 г. выпустил серию монет с портретами обожествленных императоров. Одновременно был опубликован указ, обязавший всех жителей империи участвовать в отправлении культа гения императора.

http://pravenc.ru/text/389513.html

План А., разработанный архит. Дейнократом по системе Гипподама, был основан на прямоугольной сети улиц. 2 осевые и очень широкие (более 30 м) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах А. позволяют судить сведения Страбона , посетившего Египет в 25-24 г. до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом (Геогр. XVII 1. 1-19): 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2-1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греч. алфавита: Α, Β, Γ, Δ, Ε. При имп. Адриане (117-138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора - Адрианов. Описание А. рим. времени, сделанное после 117 и до 272 г., сохранилось в хронике Михаила Сирийца (XII в.). Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет А. величайшим городом мира. Действительно, во времена империи А. уступала по величине только Риму. Прямо против города лежал о-в Фарос, на сев. оконечности к-рого в III в. до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из 7 чудес света; он рухнул в 326 г., в XV в. на его развалинах был построен форт Каитбай. Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам к-рого главные гавани А.: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впосл. превращенный в христ. кладбище. В сев.-вост. части А. предположительно находился евр. квартал, к-рый был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с б-кой. В городе были большой театр, храм Посейдона, Тимонейон, построенный Марком Аврелием, Кесарион (Цезариум), рыночная площадь - форум, гимнасий, Акрополь со зданием Сарапеума (построен в кон. IV в. до Р. Х.), еще одна большая б-ка, ипподром, суд и множество роскошных зданий, храмов и статуй. К нач. IV в. в А. уже насчитывалось 7 или более христ. церквей.

http://pravenc.ru/text/64468.html

Чивидальское Евангелие. V–VI вв. Приписка от 867 г. о Крещении кн. Бориса и его приближенных (Археологический музей г. Чивидале. Италия) Чивидальское Евангелие. V–VI вв. Приписка от 867 г. о Крещении кн. Бориса и его приближенных (Археологический музей г. Чивидале. Италия) Сразу после прибытия рим. духовенства в Болгарию в К-поль направилось болг. посольство, к к-рому присоединились рим. послы - еп. Донат Остийский, пресвитер Лев и диак. Марин. Однако посланцы папы были задержаны на визант. границе во Фракии и после 40 дней ожидания вернулись в Рим (ЛИБИ. Т. 2. С. 185). В то же время болг. послы были приняты в К-поле имп. Михаилом III, к-рый вручил им письмо кн. Борису с осуждением перемены болг. церковной и политической ориентации и обвинениями в адрес Римской Церкви. Соперничество за церковное влияние в Болгарии усугубило обострение отношений между Римской и К-польской кафедрами. Еще в 863 г. папа Николай I отказался признать законность поставления Фотия на Патриарший престол и объявил его низложенным. В свою очередь Фотий подверг резкому осуждению насаждавшиеся в Болгарии догматические и обрядовые традиции Зап. Церкви, в первую очередь учение о Filioque («Окружное послание» Патриарха Фотия 867 г.- ГИБИ. Т. 4. С. 99-103). Летом 867 г. в К-поле был созван Собор, на к-ром были анафематствованы «новшества» Зап. Церкви, а папа Николай был объявлен низложенным. Тем временем еп. Формоз Портуанский, получивший от кн. Бориса неограниченные полномочия в церковных делах, ввел в Болгарии лат. обряд богослужения. Чтобы получить папское благословение на поставление Формоза предстоятелем Болгарской Церкви, во 2-й пол. 867 г. в Рим вновь были отправлены болг. послы. Однако Николай I предложил Борису выбрать буд. архиепископом одного из 3 епископов, посланных к нему: Доминика Тривентского, или Гримуальда Полимартийского, или Павла Популонского (ЛИБИ. Т. 2. С. 185-187). Посольство папы прибыло в Плиску в нач. 868 г., уже при новом папе Адриане II . Кн. Борис, узнав, что его просьба не удовлетворена и Формозу приказано вернуться в Рим, отправил назад присланных папой кандидатов и Павла Популонского и просил в письме возвести в сан архиепископа и прислать в Болгарию знакомого ему диак. Марина или к.-н. кардинала, достойного возглавить Болгарскую Церковь (ЛИБИ. Т. 2. С. 193-194). Папа отказался рукоположить диак. Марина, решив поставить во главе Болгарской Церкви своего приближенного - иподиак. Сильвестра. В сопровождении еп. Леопарда Анконского тот прибыл в Плиску, однако был выслан назад в Рим с требованием Бориса прислать Формоза или Марина. Адриан II направил письмо Борису, призывая его назвать любую кандидатуру, кроме Формоза и Марина. Однако к этому времени (кон. 868) кн. Борис уже решил вновь переориентироваться на Византию.

http://pravenc.ru/text/149675.html

С хеттского периода гора Аргеос над К. К. почиталась как божество Хайга (Белая гора); ее изображение чеканилось на монетах. В К. К. были храмы Тюхе, Аполлона и Зевса Полиуха, разрушенные христианами в 362 г. В городе существовали культы императора, священного оленя, Сераписа и Митры, здесь же находилось персид. святилище огня. Очень крупная кесарийская иудейская община известна со 142 г. до Р. Х.; 2 дочери каппадокийского царя Архелая вышли замуж за сыновей Ирода Великого ; К. К. посещал иудейский учитель Акива бен Иосиф . В IV в. иудеи жили в согласии с христианами: в 368-369 гг., во время голода, иудейские дети получали помощь; иудеи К. К. оплакивали кончину свт. Василия Великого , у его смертного одра находился врач-иудей Иосиф. Судя по антиманихейской полемике Василия Великого, возможно, в городе существовала и манихейская община. Кесария была центром греческой культуры. Царь Ариарат V переписывался с Карнеадом (II в. до Р. Х.); царь Архелай I был автором трактатов о сельском хозяйстве, коневодстве и драгоценных камнях. Во II в. в К. К. род. софист Павсаний; при имп. Адриане в качестве наместника провинции здесь служил историк и географ Флавий Арриан. К. К.- родина софистов и философов IV в.: Эдесия - ученика неоплатоника Ямвлиха , Евстафия, Юлиана и Прохересия, обучавшегося в Афинах вместе со свт. Григорием Богословом. Риторикой занимались и преподавали ее до возведения в сан епископа святители Василий Великий, Григорий, еп. Нисский, и Григорий Богослов, учившийся в Кесарии у Картерия. В то же время здесь преподавали Евдоксий Старший, Евдоксий Младший, Евстохий и Стагирий. В IV-XI вв. К. К. была одним из крупных и имеющих большое влияние городов визант. Востока. В 335 г. рим. имп. Константин I Великий назначил своего племянника Флавия Ганнибалиана rex regnum (предположительно Иберии и Албании), резиденция Флавия находилась в К. К. В 360 г. имп. Констанций II перед персид. походом встречался здесь с царем Армении Аршаком III и получил весть об узурпации Юлиана Отступника . В 362 г. за разрушение языческих храмов Юлиан лишил К. К. городских прав и вернул ей название Мазака; на христиан был наложен штраф в 3 тыс. либр золота, проведена перепись населения с целью налогообложения. Юлиан конфисковал все церковное имущество и грозил дальнейшими карами клирикам, если языческие храмы не будут восстановлены. Письмо 363 г., в котором свт. Василий Великий якобы отказывается выдать на персид. поход 1 тыс. либр золота имп. Юлиану, угрожавшему в противном случае разрушить К. К., не считается подлинным.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010