см. дополн. к акт. ист. 1. 148. Акт. экспед. 3. 123. 139 и пр. Впрочем они постоянно возобновлялись. 24 Акт. ист. 1. 153. Судебные пошлины также шли пополам на обе судящие стороны: «а присудом делятся на полы»; или: «а будет суд смесной, ино прибыток на полы». Акт. экспед. 1. 9. 30 Собр. закон. 1 Собр. гос. грам. ч. 2. Акт. ист. т. 4. Стоглавый собор соглашался также, чтобы монастырские слуги и крестьяне, в исках с посторонними и в спорах о земле, были судимы боярами царя; но только – по жалованным на монастыри грамотам. Стоглав гл. 67. Сн. Акт. ист. 1. 32 Собр. закон. 1 Акт. экспед. 3. Собр. Румянц. ч. 3. Патриарх Филарет учредил и приказы, по которым разделил разные дела своего ведомства, подобно приказам государственным. Древн. вивл. ч. 20. сн. Ист. рус. Церкви. пер. 4. § 2. 33 См. грамоту тому же патр. Филарету на Ржевскую десятину в Акт. экспед. 3. 109. и ему же грамоту на право суда в делах одного вятского причта, там же 34 Собрание статей о церковном суде, составленное в 1700 году, при патр. Адриане, по повелению имп. Петра I, ркп. Соб. дух. академии. 35 Уже стоглавый собор, по причине многих несообразностей в непосредственном управлении монастырских имений духовными лицами, соглашался подчинить его высшему контролю светской власти, с правом приказывать духовенству. Стогл. 68 сн. Акт. ист. 1. 40 Акт. ист. т. 3. 95. 119. 129. т. 4. 215. 254. т. 5. 135. 146. 157. 186. сн. Собр. закон. 1. 200. 201. 42 Собр. закон. 1. На возобновленный вопрос: «архиереев, архимандритов, игуменов, священников и диаконов, монахов и монахинь, и весь церковный и духовный чин и их людей, мирским людям довлеет ли судити»? – дан решительный ответ: «архиереев (и пр.) мирским людям ни в чем не судити; а судити их во всяких делах архиереем, во своих епархиях, или кому повелят от духовного чина, а не от мирских». Там же стр. 704. 43 Из этих правил исключены были дети священнослужительские: «аще убо не имуть осенения архиерейского, священнословия не себе, яко мирские да накажутся в мирских судилищах по винам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Тропарь, гл. 8. Днесь светло красуется славнейший великий Нов Град, имея мощи твоя в себе святителю Иоанне, яко солнечныя лучи испущающия, и подающая исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих; молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече, и земный ангеле: да сошедшеся любовью в память твою, светло празднуем в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Нову Граду заступление и утверждение. Кондак, гл. 4. Возвеселися явленно честная Церковь Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от великаго Нова Града воссиявшаго, и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося: и по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, источающее велия чудеса темже зовем ему: о всеблаженне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Муч. Родом из Кесарии Каппадокийской, он при имп. Адриане за исповедание Христа после мучений посажен был в темницу. Исцеленный от ран прикосновением ангела, он был выпущен из темницы. Тогда он раздал свое имущество бедным, не позабыв наделить и своих доносчиков. При новом правителе его опять мучили и, наконец, усекли мечом. Св. ап. Еода, от 70-ти. Он был 1-м преемником св. ап. Петра в Антиохии. Святительствовал 27 лет и скончался мученически при Нероне. Св. ап. от 70-ти. Св. Онисифор ( 2Тим.1:16–18 ), был епископом в Колофоне (около Ефеса) и скончался мученически (в г. Парии, на берегу Геллеспонта), будучи привязан к диким коням и влачим ими 14 миль См. 8 дек. Пр. Лк. Он был, после пр. Игнатия (см. 27 сент.), игуменом Спасовой обители, глаголемые Глубокие реки (в Мал. Азии, на бер. Мраморного моря, близ Царьграда), и жил в конце X в. Страдание преподобномуч. архимандрита Makapiя Каневского. Родом из г. Овруча, Волынской губернии, он с молодых лет любил молиться и трудиться, часто посещал церковь и нередко определялся в услужение к духовным лицам с тем, чтобы научиться у них духовному житию и сохранить Православную веру, так как в то время последователи папы сильно притесняли православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Е. к началу рим. правления находилась в нек-ром упадке. Ирригационная система не поддерживалась должным образом. Уже при имп. Августе ситуация была в значительной мере улучшена. При имп. Веспасиане (или уже при Нероне) был учрежден департамент имп. имений Е. (οσιακς λγος). Превратив Е. в провинцию, Октавиан постановил, что треть выращенного и собранного в Е. зерна ежегодно должна вывозиться в Рим. Чтобы обеспечить это, Август конфисковал большую часть храмовых земель вместе с их доходами, либо сделав их собственностью императора, либо продав. При Августе ежегодные поставки зерна в Рим составляли ок. 20 млн модиев. От времени правления имп. Нерона (сер. I в.) есть сведения о том, что ежегодных поставок егип. зерна хватало для обеспечения потребностей Рима на 4 месяца. Объем поставок зерна изменялся в зависимости от разлива Нила, а также вслед. социальных волнений, зачастую приводивших к разорению обширных земель. В 100 г. в Е. был голод и имп. Траян распорядился вернуть в Е. корабли, привезшие в Рим егип. зерно. Однако даже в неурожайные годы натуральные налоги не снижались, и Е. отправлял в Рим положенное количество зерна. В кон. II в. были введены хлебный налог для нужд армии (annona militaris), временные налоги для содержания и финансирования перемещений армии внутри Е., налоги для обеспечения поездок чиновников (ναβολικν). При необходимости власти назначали фиксированные цены, по к-рым они обязывали крестьян продавать зерно и к-рые были ниже рыночных. В I - нач. II в. неоднократно повышались экстраординарные налоги. При имп. Адриане Е. постиг ряд неурожаев; в 60-70-х гг. II в. разразилась эпидемия чумы. Все эти факторы к кон. II в. привели к упадку хозяйственной жизни в стране и заставили рим. правительство при имп. Коммоде (180-192) искать новые источники импорта зерна в столицу. В III в. упадок ирригационных систем и производства зерна в Е. не был преодолен, однако общее ослабление налогового бремени позволило стабилизировать ситуацию. Е. сравнительно спокойно пережил кризис сер. III в. с помощью своей изолированной от проч. областей империи монетной системы и мер по недопущению чрезмерной инфляции. Кроме того, после дарования рим. гражданства жителям Е. по эдикту имп. Каракаллы 212 г. население оказалось избавлено от подушного и нек-рых др. видов налогов. При имп. Аврелиане вновь были осуществлены масштабные работы по восстановлению ирригационных и транспортных систем, а также увеличены натуральные налоги, поскольку в Риме в это время была увеличена норма хлебных раздач населению.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Война с Римом 66-74 гг. привела к краху сложившейся системы управления Палестиной, к-рая из прежде квазиавтономной части имп. пров. Сирия с царем, клиентом императора, во главе превратилась в полноценную имп. провинцию. С разрушением храма евреи потеряли права легальной религии. Их обряды с т. зр. рим. права стали рассматриваться как сугубо домашние, приватные. Вместо полшекеля на храм был установлен ежегодный налог в 2 динария (дидрахма) в пользу fiscus iudaicus (иудейской казны), к-рый собирался со всех, кто продолжали жить по-иудейски ( Suet. Domit. 12. 2). Т. о., для рим. властей в данном случае имела большее значение именно религия, а не этническое происхождение (см. подробнее об истории евр. идентичности в античности - Cohen S. J. D. 1999). Это решение, вероятно, сыграло ключевую роль в отделении иудеев от христиан и др. течений, возникших в период Второго храма (подробнее см. ст. Иудеохристианство ). Евреям было запрещено селиться в пределах Иерусалима. Земли богатых иудеев были частично конфискованы. В 130 г., во время визита имп. Адриана в Палестину, Иерусалим был переименован в Элию Капитолину (возможно, это произошло уже после восстания Бар-Кохбы - Euseb. Hist. eccl. IV 6. 14). В результате 2-й войны (132-135) надежд на скорое восстановление храма не осталось (хотя иудеи продолжали в это верить; ср. одно из ранних свидетельств: «Да будет воля Его, чтобы Дом был отстроен в скорости в наши дни» (Мишна. Тамид. 7. 3)). Тем не менее общей верой последователей иудаизма было то, что Тора и Завет по-прежнему действуют (2 Варух и 4 Езд). Подверглись ли гонениям иудеи, не участвовавшие в восстании Бар-Кохбы, и были ли к.-л. запреты именно в отношении иудейской религии, точно неизвестно. Поскольку имп. Антонин Пий разрешил совершать обрезание рожденных в иудействе (Dig. 48. 8. 11), но категорически запретил обрезание прозелитов, исследователи предполагают, что какие-то репрессивные меры в отношении иудеев в целом были введены при имп. Адриане. Хотя считается, что евреи в Палестине составляли преимущественно сельское население, крупные иудейские общины сохранились и получили развитие в таких городах, как Тивериада (Тиверия), Сепфорис, Диосполь (Лидда, Лод), Кесария Приморская, Скифополь (Бейт-Шеан), Птолемаида (Акко), Тир, Сидон и др. Более того, вплоть до V в. евреи, видимо, составляли большинство населения Палестины (римляне не провели столь массовой депортации евреев, как вавилоняне). Известно ок. 500 имен раввинов, живших в Палестине предположительно во II-III вв.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

1999. P. 57-58). Возможно, на этом месте находился не форум, а храмовый ансамбль, перестроенный во II в., скорее всего при имп. Адриане (117-138), тогда как остатки форума еще не обнаружены ( Fellague Dj. e. a. Le «forum de Trajan» et les vestiges romains sur l " éperon de Fourvière à Lyon (Rhône)//Le «forum» en Gaule et dans les régions voisines/Éd. A. Bouet. Bordeaux, 2012. P. 205-255). На др. берегу Соны, на склоне холма Ла-Круа-Рус, находилось т. н. святилище Трех Галлий, где с 12 г. до Р. Х. проводился ежегодный праздник в честь Рима и Августа (подробнее см.: Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. Leiden etc., 19932. Vol. 1. Pt. 1. P. 97-137; Garc í a Quintela M. V., Gonz á lez Garc í a A. C. Le 1er août à Lugdunum sous l " Empire Romain: Bilans et nouvelles perspectives//Rev. Archéologique de l " Est. Dijon, 2014. T. 63. P. 157-177). В состав святилища входил амфитеатр, остатки к-рого, впервые обнаруженные в 1818-1820 гг., были правильно идентифицированы лишь в 50-х гг. XX в. (раскопки А. Одена). Амфитеатр был возведен при имп. Тиберии (14-37) и существенно расширен, вероятно, в 30-х гг. II в. После перестройки здание, вмещавшее ок. 20 тыс. чел., стало самым большим амфитеатром в Галлии. В нем устраивались гладиаторские бои и др. представления, во время к-рых погибли мн. Л. м. Прах христиан выбросили в Рону, которая протекает примерно в 600 м к востоку от амфитеатра. Датировка Евсевий приводит противоречивые сведения о том, когда пострадали Л. м. В его Хронике казнь «множества погибших со славой за имя Христово в Галлии» датирована 167 г. (тогда же, по мнению Евсевия, погибли Поликарп Смирнский и пресв. Пионий). Однако в «Церковной истории» сообщается, что гонение на христиан началось в 17-й год правления Антонина Вера, когда епископом Рима был Елевферий, т. е. в 177 г. ( Euseb. Hist. eccl. V Praef.). Считается, что Антонин Вер - это Марк Аврелий, однако Евсевий, по-видимому, не всегда различал имп. Марка Аврелия и его предшественника Антонина Пия ( Birley.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Императоры учреждали в Греции все новые и новые пышные празднества. При Августе в Спарте были введены Эвриклейские игры, при имп. Адриане в Афинах за счет имп. казны справлялись Панэллении. Победители награждались венками, статуями и немалыми денежными выплатами от императора и местных магнатов. В погоне за отличиями дарители и благодетели за свой счет устраивали празднества, угощения и раздачи, возводили роскошные храмы, театры, портики и стадионы. Повсеместно должности, почести и награды стали объектом купли-продажи. Погоня за почестями и должностями в условиях всеобщей коррумпированности муниципальных и имперских властей не только разоряла, но и морально разлагала греч. элиту. На протяжении ряда веков греч. язык оставался языком культуры в Римской империи. Греки плохо и неохотно учили латынь: знание лат. языка было необходимо лишь в области общественно-политической жизни (имп. Клавдий лишил рим. гражданства одного знатного грека за то, что тот не знал латыни), тогда как для занятий наукой и лит-рой важнее было знание греческого. Разговорным языком населения вост. провинций оставалось койне; в области лит. языка наблюдалась тенденция к устранению ошибок в произношении и новых слов, однако в документах того времени встречается немало архаизмов и варваризмов. «Варваризация» греч. языка начинается с рубежа II и III вв. (см. ст. Греческий язык ). Греки не стремились перенимать рим. обычаи. Гладиаторские игры появились в Греции позже, чем в любом др. регионе империи, были введены в Коринфе и Афинах. Греки сравнительно гуманно обращались с рабами, поскольку обычай запрещал эллину продавать своих рабов варвару, работорговли в Греции почти не было. Во II в. до Р. Х. греч. язык стал языком рим. элиты, с энтузиазмом изучавшей греч. лит-ру. Время от времени в Риме с публичными лекциями выступали известные греч. философы: в 168 г. до Р. Х.- стоик Кратет, а в 155 г. до Р. Х.- академик Карнеад, стоик Диоген и перипатетик Критолай. Членами рим. кружка известного своим филэллинизмом Сципиона Эмилиана были философ Панеций Родосский (ок. 180 - после 100 г. до Р. Х.), ок. 129 г. до Р. Х. возглавивший стоическую школу в Афинах, и историк Полибий (ок. 200-120 гг. до Р. Х.). Последний провел в Риме 16 лет как заложник. Полибий во «Всеобщей истории» изложил события 220-146 гг. до Р. Х. Его «Жизнеописание Филопемена», «История нумантийской войны», «Тактика» и др. труды до нас не дошли. Философ-стоик Посидоний из Апамеи (ок. 135-50 гг. до Р. Х.), ученик Панеция, основал философскую школу на Родосе, куда к нему приезжали учиться Цицерон, Помпей и др. знатные римляне.

http://pravenc.ru/text/180431.html

Теменос был окружен стеной с чередующимися полуциркульными и прямоугольными экседрами. На окруженный портиками внутренний участок (86 ´ 56 м) входили с востока по лестнице, через тетрапилон. За большим внешним алтарем на подиуме (29×47 м) возвышался храм из эвбейского мрамора - периптер 8 на 12 колонн, с 2 рядами колонн в портике; между колоннами по боковым сторонам храма стояли парные статуи. При имп. Адриане был возведен и один из крупнейших амфитеатров Римской империи (165×140 м), сохранившийся лучше других в И. Он располагался за стеной города, от к-рой осталось неск. башен и главные ворота. Также за стеной располагались самые большие в И. термы (32 тыс. кв. м), занимавшие 4 квартала (инсулы). Плавательный бассейн (длина 21 м) с апсидой на зап. стороне и большим подземным залом был окружен квадратными кабинами и, возможно, сооружениями для гимнастических занятий. С юго-запада к термам примыкала водонапорная башня (Casmellum Aquae; I в. по Р. Х., использовалась до сер. IV в.), вода в нее подавалась по 2 водопроводам (подземному и акведуку) общей длиной 36 км. Еще одни термы эпохи имп. Траяна, также с апсидным плавательным бассейном, но меньшего размера, находились близ юж. стены. На склоне холма раскопаны остатки театра, типологически близкого к театру в Эмерите Августе, с большим бассейном и, согласно надписи, со святилищем богини Исиды. Изучен целый ряд городских домов. «Дом павлинов» (в триклинии сохр. мозаика с изображениями павлинов) на центральной улице имел сложную планировку; помимо мозаик в нем сохранился ларарий, божница домашних языческих божеств-ларов. В «Доме Гиласа» уцелели мозаики с геометрическими мотивами. Один из самых богатых домов - находившийся за городской стеной «Дом с экседрой», возможно коллегиум для юношей. Трехэтажный дом имел квадратный атрий с бассейном сложной формы; пол туалетной комнаты был покрыт черно-белой мозаикой с изображением пигмеев, сражающихся верхом на страусах; триклиний и парадные залы были вымощены разноцветным мрамором (opus sectile); в доме находились открытый (также плавательный) бассейн и комнаты с гипокаустом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1939. P. 75-86), Адриане (118-135, Dupont-Sommer. 1939. P. 75-86 и Breitenstein. 1978. S. 171-178). Предположение, что автор реагирует непременно на актуальные события, умозрительно. Между тем он предлагает подражать его героям не в поведении на дыбе, но в преданности Торе. Поводы для размышлений о том, как возможно такое невероятное мужество у иудея, пишущего по-гречески, могли появляться в течение длительного периода, вплоть до восстания Бар Кохбы в правление имп. Адриана, после чего стали исчезать не поводы, а использование греч. языка. У. Брайтенштайн подверг лексику 4 Макк тщательному статистическому анализу и показал, что словарь 4 Макк дальше отстоит от словаря LXX, чем и НЗ, и писания мужей апостольских ( Breitenstein. 1978. S. 13-29). Из словаря 4 Макк 36% слов не встречается в книгах LXX. Сравнение с классической и эллинистической греч. лит-рой показало высокий процент гапаксов, слов, не засвидетельствованных до рубежа эр или до II в. по Р. Х. Лингвистические данные, помещающие книгу на рубеже I и II вв. по Р. Х., не противоречат др. основаниям датировки. Исходя из этих данных, Брайтенштайн заключает, что книга была создана не позже рубежа I и II вв. по Р. Х. А. Дюпон-Соммер увидел в стиле 4 Макк сходство со стилем 2-й софистики, а ее философский эклектизм счел близким историкам и философам Диону Хризостому, Плутарху и Эпиктету ( Dupont-Sommer. 1939. P. 75-86). Но философский эклектизм старше 2-й софистики ( Renehan. 1972. S. 227), и если прав Э. Норден, считавший 4 Макк азианским сочинением ( Norden. 1923. Bd. 1. S. 416-420), то сходство стиля сомнительно, т. к. все известные «девтерософисты» были аттицистами. Азианизм родился в М. Азии в III в. до Р. Х., его прародитель Горгий - еще раньше, так что для датировки стилистические соображения оказываются бесполезны. Со 2-й софистикой автора 4 Макк, возможно, сближает то, что он соединяет философский жанр и риторический стиль, и риторическая задача превалирует. Но и тут автор 4 Макк слишком своеобразен и соединяет в своем небольшом произведении столько жанров, что его эклектическая, но все-таки новизна не согласуется с классицистическими установками 2-й софистики.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Вместе с разрушением храма исчезли почти все религиозно-политические группировки. Радикальные националисты погибли во время восстания; часть иудеев, не найдя ответа на вопрос о том, почему Бог допустил разрушение храма, отошла от иудаизма, либо став язычниками, либо обратившись в христианство. Единственной группой, способной влиять на религ. и политические процессы, оставались фарисеи, вошедшие в историю евр. традиции под именем таннаев («хранителей традиции»). Именно они в Ямнии и еще в неск. академиях после долгих споров создали законодательную систему, явившуюся основой Талмуда. Центром внехрамового иудаизма стали синагогальное богослужение и домашние ритуалы (см. ст. Иудаизм ). При императорах Траяне (98-117) и Адриане Публии Элии (117-138) положение евреев еще более усложнилось. Враждебность между евреями и др. народами, ухудшение экономического положения, апокалиптические настроения, усилившиеся после подавления восстания в Иудее, привели к волнениям в евр. диаспоре, особенно в Египте и Вавилонии. В Иудее также было неспокойно: постоянное военное присутствие, жестокость рим. властей, провозглашенный Адрианом запрет на обрезание ( Eshel. 2006) и обучение Торе в конце концов привели к восстанию Бар-Кохбы, продолжавшемуся с 132 по 135 г. Результатом этого восстания и последовавших за ним гонений стала массовая гибель иудеев ( Dio Cassius. Hist. Rom. 69:11-15; Вавилонский Талмуд. Авода Зара 17б-18а) и полное разрушение значительной части евр. поселений. На месте Иерусалима была построена рим. колония, названная Элия Капитолина (от 2-го имени имп. Публия Элия Адриана и капитолийских богов) (см. в ст. Иерусалим ). После поражения восстания Бар-Кохбы евреи не предпринимали попыток добиться независимости. Их жизнь сосредоточилась на религии (см. Иудаизм ). С. В. Бабкина Лит.: Общие работы. Unger M. F. Archeology and the OT. Grand Rapids, 1954; Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. Garden City, 19572; idem. The Archaeology of Palestine. Harmondworth, 19602.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Г. при Траяне испытали и христиане Македонии. Отголосок преследований христиан, происходивших в этой европ. провинции, содержится в послании сщмч. Поликарпа Смирнского к христианам г. Филиппы с призывом к терпению, к-рое они «видели своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из вас» ( Polycarp. Ad Phil. 9). Хронология этого события неизвестна, скорее всего оно произошло в то же время, что и мученичество Игнатия Богоносца. При имп. Адриане (117-138) преемник Траяна в 124-125 гг. наставлял проконсула пров. Асия Миниция Фундана о характере действий в отношении христиан. Незадолго до этого бывш. правитель той же провинции Лициний Граниан обратился к императору с письмом, в к-ром отмечал, что «несправедливо без всякого обвинения, только в угоду орущей толпе, без суда казнить» христиан ( Euseb. Hist. eccl. IV 8. 6). Вероятно, провинциальная власть в очередной раз столкнулась с требованиями черни преследовать без соблюдения юридических формальностей представителей чуждой ей религии, отрицавших ее богов. В ответ Адриан предписывал: «Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует в случае обвинения произвести расследование. Если кто может доказать свое обвинение, а именно - что они (христиане.- А. Х.) поступают противозаконно, тогда в соответствии с преступлением установи наказание. Если кто сделал из доносов занятие, положи предел этому безобразию» ( Euseb. Hist. eccl. IV 9. 2-3). Т. о. новый рескрипт Адриана подтверждал норму, установленную его предшественником: анонимные доносы запрещены, судебное разбирательство против христиан возбуждалось только при наличии обвинителя. В силу такого обстоятельства христиане приобрели нек-рую защиту, т. к., если вина ответчика оказывалась недоказанной, обвинителя как клеветника ждала суровая участь. Кроме того, процесс в отношении христиан требовал определенных материальных затрат со стороны доносчика, поскольку обвинение мог принять только правитель провинции, наделенный властью выносить смертный приговор, и поэтому не каждый готов был решиться на поездку в отдаленный город, где должен был вести долгую, стоившую немалых денег судебную тяжбу.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010